Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ГЕНЕРАЦИИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ МОШЕННИЧЕСТВА НА ЭКЗАМЕНАХ'

ПРОГРАММА ГЕНЕРАЦИИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ МОШЕННИЧЕСТВА НА ЭКЗАМЕНАХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
264
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / ГЕНЕРАЦИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ / МОШЕННИЧЕСТВО НА ЭКЗАМЕНАХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ермакова Наталья Ивановна, Ермаков Роман Валерьевич, Силкин Максим Сергеевич, Фомин Владислав Дмитриевич

Нами создана программа автоматизированной генерации индивидуальных экзаменационных билетов для каждого студента «EXoGen», исключающая человеческий фактор при распределении экзаменационных вопросов по билетам и осуществляющаяся из полного охвата. Генератор базируется на платформе программы Microsoft Excel 2016. С использованием стандартных функций Excel с дополнительным применением языка программирования Visual Basic, по умолчанию интегрированного в Microsoft Excel (Microsoft Visual Basic for Applications). Апробация и внедрение программы прошли успешно, подтверждено ее удобство, индивидуальность и востребованность, особенно для удаленной работы, минимизируется возможность мошенничества. Программа отвечает требованиям, решает поставленные перед ней задачи, на начальных этапах повсеместного внедрения, она не требует современных супертехнологичных ресурсов персонального компьютера и может быть установлена на оборудовании с очень скромными техническими возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ермакова Наталья Ивановна, Ермаков Роман Валерьевич, Силкин Максим Сергеевич, Фомин Владислав Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAM TICKET GENERATION PROGRAM AS A WAY TO PREVENT FRAUD IN EXAMS

We have created a program for the automated generation of individual exam tickets for each student "EXoGen", which excludes the human factor in the distribution of exam questions by tickets and is carried out from full coverage. The generator is based on the Microsoft Excel 2016 program platform. Using standard Excel functions with the additional use of the Visual Basic programming language integrated into Microsoft Excel (Microsoft Visual Basic for Applications) by default. Approbation and implementation of the program were successful, its convenience, individuality and relevance, especially for remote work, were confirmed, and the possibility of fraud was minimized. The program meets the requirements, solves the tasks assigned to it, at the initial stages of widespread implementation, it does not require modern super-technological resources of a personal computer and can be installed on equipment with very modest technical capabilities.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ГЕНЕРАЦИИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ МОШЕННИЧЕСТВА НА ЭКЗАМЕНАХ»

(51), pp. 15-21.

3. Mirzaev, D.A. (2017), "The role of muscle stretching in physical culture", Human health, theory and methodology of physical culture and sports, No. 1 (4), pp. 85-91.

4. Eremenko, V.N., Pitkin, V.A., Sinko, O.V. and Grishko, T.A. (2021), "Fitness programs in the system of physical culture classes at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 126-130.

5. Tychina, E.G., Tikhonova, K.S. and Strelnikov, A.V. (2018), "The study of the effectiveness of the use of dynamic stretching in the training activities of cyclists aged 11-14 years", Applied Sports Science, No. 1 (7), pp. 36-42.

Контактная информация: vera_er_ko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.08.2022

УДК 378.146:004

ПРОГРАММА ГЕНЕРАЦИИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ МОШЕННИЧЕСТВА НА ЭКЗАМЕНАХ

Наталья Ивановна Ермакова, кандидат медицинских наук, доцент, Роман Валерьевич Ермаков, лаборант, Максим Сергеевич Силкин, студент, Владислав Дмитриевич Фомин, студент, Смоленский государственный медицинский университет, Смоленск

Аннотация

Нами создана программа автоматизированной генерации индивидуальных экзаменационных билетов для каждого студента «EXoGen», исключающая человеческий фактор при распределении экзаменационных вопросов по билетам и осуществляющаяся из полного охвата. Генератор базируется на платформе программы Microsoft Excel 2016. С использованием стандартных функций Excel с дополнительным применением языка программирования Visual Basic, по умолчанию интегрированного в Microsoft Excel (Microsoft Visual Basic for Applications). Апробация и внедрение программы прошли успешно, подтверждено ее удобство, индивидуальность и востребованность, особенно для удаленной работы, минимизируется возможность мошенничества. Программа отвечает требованиям, решает поставленные перед ней задачи, на начальных этапах повсеместного внедрения, она не требует современных супертехнологичных ресурсов персонального компьютера и может быть установлена на оборудовании с очень скромными техническими возможностями.

Ключевые слова: информатизация и оптимизация учебного процесса, компьютерная программа, генерация экзаменационных билетов, мошенничество на экзаменах.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p118-123

EXAM TICKET GENERATION PROGRAM AS A WAY TO PREVENT FRAUD IN

EXAMS

Natalia Ivanovna Ermakova, the candidate of medical sciences, docent, Roman Valerievich Ermakov, the laboratory assistant, Maksim Sergeevich Silkin, the student, Vladislav Dmitrievich Fomin, the student, Smolensk State Medical University

Abstract

We have created a program for the automated generation of individual exam tickets for each student "EXoGen", which excludes the human factor in the distribution of exam questions by tickets and is carried out from full coverage. The generator is based on the Microsoft Excel 2016 program platform. Using standard Excel functions with the additional use of the Visual Basic programming language integrated into Microsoft Excel (Microsoft Visual Basic for Applications) by default. Approbation and implementation of the program were successful, its convenience, individuality and relevance, especially for remote work, were confirmed, and the possibility of fraud was minimized. The program meets the requirements, solves the tasks assigned to it, at the initial stages of widespread implementation, it does not require modern super-technological resources of a personal computer and can be installed on equipment with very

modest technical capabilities.

Keywords: informatization and optimization of the educational process, computer program, generation of exam tickets, fraud in exams.

ВВЕДЕНИЕ

Мировые тенденции последних лет диктуют необходимость автоматизации процессов обучения и внесения корректив в традиционные методы не только преподавания, но и автоматизации учебного процесса [3]. При этом следует помнить о том, что никогда машины не могут полностью и корректно заменить человеческий труд, особенно в интеллектуальной сфере и сфере преподавания. Передача знаний от преподавателя к студенту может происходить разными способами, в том числе и удаленно, через видеоканалы и видеоролики, но даже здесь наличие компетентного преподавателя необходимо.

А вот что касается контроля и оценки корректного понимания полученной информации, ее интерпретации и исключения мошенничества со стороны обучающихся при проведении этого контроля, здесь есть огромные белые пятна и назревает необходимость поиска новых подходов и способов решения этих вопросов.

Причем получается очень интересная картина. В школах при проведении ЕГЭ привлечено огромное количество приспособлений, исключающих использование различных электронных устройств при сдаче экзамена: есть металлоискатели, глушители сигналов, даже полиция. А при сдаче экзаменов по основным профильным предметам в ВУЗе преподаватель не может даже настоятельно потребовать и проверить наличие электронных устройств, не говоря уже об отсутствии элементарных средств проверки. Более того, современные компьютерные программы и гаджеты создают условия для легчайшего корректирования необходимой информации и подгонки под потребности пользователей.

Современные требования по улучшению качества обучения, внедрение интерактивных методов преподавания, техническая эрудиция молодых ученых и будущих аспирантов кафедр позволяют решить все проблемы, связанные с профилактикой мошеннических действий на экзаменах [1,3]. Опыт Европейских стран, например, Франции, говорит о возможностях даже правовой регуляции действий мошенников в виде огромных штрафов, отстранения от сдачи любых экзаменов, включая экзамен на получение водительского удостоверения, сроком на 5 лет любого лица, замеченного в мошеннических действиях при сдаче экзаменов - это официальные меры борьбы с недобросовестными обучающимися - и, как результат, некачественными специалистами, - регулируемые Законом об образовании Франции. Наша страна в этом направлении делает только первые шаги, но они касаются в основном школьных экзаменов. Вузы же поставлены в очень неблагоприятные условия, причем в результате неизбежно страдает качество выпускаемых специалистов, снижается общий уровень подготовки кадров, падает престиж учебных заведений и наше образование значимо уступает аналогичным зарубежным направлениям.

Аспектов в этой проблеме множество, но необходимо с чего-то начинать, и в этой области наше внимание привлекла возможность поиска средств создания индивидуальных экзаменационных билетов [4]. Экзаменационный билет, как способ проверки знаний при проведении промежуточной аттестации используется давно, и этот способ зарекомендовал себя неплохо. Но везде есть преимущества и недостатки. Перечень вопросов к экзаменам заложен при создании рабочих программ по преподаваемым дисциплинам. Там же имеется пример билета. А вот сами билеты и компоновка вопросов в них теоретически должны сохраняться в тайне. Но реально картина происходит следующая: как только на кафедрах меняются билеты, «деловитый студент» с бумажкой становится рядом с экзаменационной комнатой или недалеко от входа на кафедру, и все студенты, прошедшие экзамен по выходу, диктуют ему свои вопросы и номера билетов. Так, в течение короткого промежутка времени все билеты становятся известны. При этом на все экзаменационные вопросы давно написаны электронные заготовки, которые перекомпоновываются за очень короткое время и к следующему курсу у студентов есть

заготовки мелким шрифтом на различных носителях, тогда им даже не нужно напрягаться и использовать разрешенные наглядные пособия по дисциплине. Студенты в социальных сетях имеют группы, в которых обсуждаются поставленные задачи, распределяется работа по «подготовке к экзаменам», корректируются ошибки. Как известно, «подобное лечится подобным». Поэтому мы усмотрели возможность сделать первый шаг по прекращению мошенничества на экзаменах с помощью создания программы генерации индивидуальных студенческих билетов. Разработчиками была поставлена задача создания программы для автоматизированной генерации индивидуальных экзаменационных билетов для каждого студента. С помощью программы предполагалось повысить уровень подготовленности студентов по предмету, исключить человеческий фактор при распределении экзаменационных вопросов по билетам (осуществляется значительно более полный охват вопросов и билеты получаются разносторонние и интересные) и адаптировать программу генерации билетов для дистанционного приема экзаменов с созданием банальной возможности рандомного «вытягивания» экзаменационного билета не совсем традиционным способом.

На основании вышеизложенного, целью настоящей работы было создание программы для автоматизированной генерации индивидуальных экзаменационных билетов для каждого студента. С помощью программы предполагается повысить уровень подготовленности студентов по предмету, исключить человеческий фактор при распределении экзаменационных вопросов по билетам (осуществляется значительно более полный их охват).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Генератор базируется на платформе программы Microsoft Excel 2016. Для его создания были использованы стандартные функции, заложенные в Excel с дополнительным применением языка программирования Visual Basic, по умолчанию интегрированного в Microsoft Excel (Microsoft Visual Basic for Applications). Генератор не требует установки дополнительных плагинов. Для обеспечения стабильной работы и полной совместимости рекомендуется использовать версию Microsoft Excel 2016 (16) или выше, на более ранних версиях тестирования не проводилось.

Для оценки эффективности и соблюдения необходимых требований к сформированному экзаменационному билету оценивались следующие параметры:

1. Индивидуальность экзаменационного билета для случайно выбранного студента (из введенного списка) посредством осуществления случайной автоматической выборки вопросов из пула вопросов с дополнительным указанием группы данного студента, точной даты и времени создания билета, идентификационного номера билета (ID), а также названием кафедры и наименованием факультета (настраивается индивидуально вместе с общим форматом билета).

2. Автоматическое сохранение сформированного билета в папку с главным файлом генератора с названием формата «Ф.И.О.ГГГГММДД 44MM.pdf», где Г-год, М-месяц и т. д.

3. Возможность проверки билета на действительность через введение его точных даты и времени создания совместно с ID в отдельной вкладке.

4. Многофакторная защита билета от подделки, наличие вариантов защиты от копирования.

При этом к программе предъявлялись требования:

1) возможность редактирования базы вопросов, из которых генерируется конечный вариант билета (максимальное число - 370 вопросов, при необходимости может быть индивидуально увеличено до необходимого количества);

2) возможность редактирования списка экзаменуемых с дополнительными резервными колонками для занесения туда последующих сдающих.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Апробация данного продукта, проводилась в период экзаменационной сессии для удаленной работы и при проведении контактных экзаменов на лечебном факультете Смоленского Государственного Медицинского Университета (контактно для русских студентов - всего 330 человек и удаленно - для студентов факультета иностранных учащихся по направлению лечебное дело - 300 человек). С этой целью разработанная программа была установлена на стационарных компьютерах кафедры, один из которых находился в экзаменационной комнате. Каждому студенту на входе в экзаменационную комнату с помощью программы генерировался индивидуальный билет с номером и ФИО, который автоматически сохранялся в соответствующую папку и параллельно распечатывался в бумажном варианте для контактного приема, или же файл PDF просто пересылался студенту через интернет с фамилией и номером соответствующего студента. При этом есть возможность присваивать билету порядковый номер, начиная с первого, или же выбирать случайный номер из заданного множества. Для нас наиболее удобным и приемлемым оказался способ нумерации билетов по порядку, начиная с первого и до последнего студента в пределах данной сессии, что исключает повторяемость порядковых номеров и индивидуализирует билет и позволяет его легко идентифицировать с конкретным студентом, что может быть актуально в том числе и для проведения статистических расчетов повторяемости билетов и конкретных вопросов.

При первом использовании программы были выявлены некоторые недочеты, например: неучтенность важности различных разделов анатомии для врачей и частоты встречаемости более актуальных для различных направлений подготовки тем, связанных со спецификой факультетов.

Эти недочеты были выявлены в первые же дни экзаменов и своевременно устранены во второй доработанной версии программы.

Относительные неудобства влекут за собой большой расход бумаги и расходных материалов для принтера при контактном экзамене, который можно решить наличием персонального компьютера, планшетов или программы сервер - тонкие клиенты на рабочих местах в экзаменационной комнате, которые запланированы на кафедре анатомии СГМУ в рамках программы автоматизации и компьютеризации.

Программа «EXoGen» для автоматизированной генерации экзаменационных билетов включает последующую возможность сохранения билетов в формате PDF (для дальнейшей печати или рассылки студентам, в случае проведения экзамена в дистанционном формате), причем она не требует для работы наличия активного интернет-подключения. Получение актуального времени производится непосредственно с компьютера, на котором запущена программа.

Название программы является метафоричным, то есть единое целое слово «экзо-ген» символизирует отстраненность процесса генерации от человека и исключение «человеческого фактора», билет создается внешними, независящими от нас силами, из заданных множеств случайное выбирается для случайного без возможности внешнего влияния. Если это название раздробить его составляющие части - «Ex» (из) и слова «Gen» (ген) со связующей «о», то получится аллюзия на один из самых главных процессов организма: синтез белка (= билета) на основании гена (= конкретной полученной комбинации из заданных условий) посредством ряда последовательных действий (= работа алгоритмов программы).

В ходе внедрения программы выяснилась ее универсальность и возможность использования на любой кафедре, любого вуза. Первыми оценили удобство программы и обратились с предложением внедрить у себя коллеги со смежной кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии Смоленского Государственного Медицинского Университета.

ВЫВОДЫ

1. Апробация и внедрение программы прошли успешно, подтверждены ее удобство, индивидуальность и востребованность, особенно для удаленной работы, где программа решила проблему индивидуального выбора студентом билета с рандомным набором вопросов независимо от преподавателя с возможностью быстрого получения его потребителем (студентом), причем исключается необходимость затрат времени на прочтение и запись вопросов билета и минимизируется возможность мошенничества с помощью приборов «Hands Free», или «вычисления» вопросов и распределения их по билетам с целью создания заготовок для списывания с последующим ответом.

2. Созданная программа для автоматизированной генерации индивидуальных экзаменационных билетов для каждого студента «EXoGen» отвечает требованиям, предусмотренным для подобных программ, решает поставленные перед ней задачи и может быть успешно внедрена и использована на кафедрах в рамках проектов автоматизации и компьютеризации, а также для удаленной работы.

3. На начальных этапах повсеместного внедрения, она не требует современных супертехнологичных ресурсов ПК и может быть установлена на оборудовании с очень скромными техническими возможностями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Н.Т. Информационные технологии в процессе обучения студентов на кафедре анатомии человека / Н.Т. Алексеева, А.А. Глухов, Н.П. Сереженко // Фундаментальные исследования, - 2014. - № 4 (часть 1). - С. 13-16.

2. Глотов В.А. Научно-исследовательская лаборатория электронных коммуникаций и компьютерной морфологии: настоящее и будущее / В. А. Глотов, Р. В. Ермаков // Материалы морфологической конференции с международным участием "Актуальные вопросы морфологии", посвященной памяти д.м.н., профессора, заведующего кафедрой анатомии человека СГМА Степанова Петра Фёдоровича (к 95-летию со дня рождения) (Смоленск, 10 октября 2019 г.). - Смоленск : СГМУ, 2019. - C. 40-41.

3. Роль новых информационных технологий в совершенствовании качества учебного процесса на кафедре анатомии человека / А.И. Краюшкин, С.В. Дмитриенко, Л.И. Александрова, И.М. Чеканин, Н.И. Лиманская, А.Е. Богданова // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН. -2006. - № 2. - C. 69-70.

4. Рафикова Р.Р. Формирование экзаменационных билетов / Р.Р. Рафикова, Е.А. Кочевая // Уфимский государственный авиационный технический университет, Современная техника и технологии. - 2015. - № 4. - URL: https://technology.snauka.ru/2015/04/6412 (дата обращения: 09.09.2022).

5. Марьянчик Е.Б. Компьютеризация процесса отработки материала и оценки знаний студента: проблемы и перспективы / Е.Б. Марьянчик // Образовательные ресурсы и технологии. -2014. - № 3 (6). - С. 12-18.

REFERENCES

1. Alexeeva, N.T., Serezhenko, N.P. and Glukhov, A.A. (2014), "Information technology in the process of teaching students at the Department of Human Anatomy", Fundamental research, No.4 (part 1), pp. 13-16.

2. Glotov, V.A. and Ermakov, R.V. (2019), "Research Laboratory of Electronic Communications and Computational Morphology: Present and Future", Materials of the morphological conference with international participation "Actual issues of morphology", dedicated to the memory of Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Human Anatomy of the SSMA Petr Fedorovich Stepanov (on the occasion of his 95th birthday), (Smolensk, October 10, 2019), Smolensk, pp. 40-41.

3. Krayushkin, A.I., Dmitrienko, S.V., Alexandrova, L.I., Chekanin, I.M., Limanskaya, N.I. and Bogdanova, A.E. (2006), "The role of new information technologies in improving the quality of the educational process at the Department of Human Anatomy", Bulletin of the Volgograd Scientific Center of the Russian Academy of Medical Sciences, No. 2, pp. 69-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.