Федерации // 2-й съезд токсикологов России: Тез. докл. (1013 ноября 2003 г., Москва) / Под ред. Г.Г. Онищенко. - М., 2003. - С.393-394.
15. Остапенко Ю.Н., Хонелидзе Р.С., Рожков П.Г. и др. Клинические проявления, диагностика и лечение отравлений спиртосодержащей жидкостью, осложнившихся токсическим поражением печени: Информационное письмо. Утверждено зам. министра здравоохранения и социального развития Р.А. Хальфиным (№ 5847-РХ от 02 ноября 2006 г.).
- М.: ФГУ «Научно-практический токсикологический центр Росздрава», 2006. - 6 с.
16. Острые отравления спиртами: Метод. письмо / Под ред. В.Г. Сенцова. - Екатеринбург: Изд-во УГМА, 2004. - 32 с.
17. Зобнин Ю.В., Провадо И.П., Ильина Г.П., Лелюк И.В. Организация и тактика токсикологической службы в условиях массового отравления содержащими алкоголь жидкостями в Иркутской области // Сибирский медицинский журнал.
- Иркутск, 2007. - №2. - С.78-82.
18. Фирсова С.П., Комова И.М., Губин Г.И. Качество здоровья населения - главный критерий формирования здравоохранения // Сибирский медицинский журнал. - Иркутск, 1997. - №4. - С.38-41.
Информация об авторе: 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, Иркутский государственный медицинский университет, кафедра внутренних болезней с курсами ПП и ВПТ, тел.: (3952) 387147, e-mail: [email protected]
Зобнин Юрий Васильевич - доцент, к.м.н.
ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЭКОЛОГИЯ
в ПРОСКУРЯКОВА Л.А., САВЧЕНКОВ М.Ф. - 2010
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Л.А.Проскурякова1, М.Ф.Савченков2 (1Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, директор - к.ф.н., доц. В.С. Гершгорин, кафедра психологии, зав. - к.п.н., доц. О.А. Добрынина; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общей гигиены, зав. - акад. РАМН, д.м.н., проф. М.Ф. Савченков)
Резюме. Показана реализация научно-практической программы формирования мотивации к здоровому образу жизни студентов вузов, адаптированной к экологически неблагополучному Югу Кузбасса. Репрезентативную выборку составили студенты вузов г. Новокузнецка, отобранные случайным методом, количество которых варьировало на каждом этапе. Определено понятие здоровья, разработана методология исследования, осуществлен выбор наиболее информативных показателей здоровья студентов и методов их изучения, выполнен сбор данных, создана информационная база, проведена субъективная (анкетирование студентов) и объективная (анализ статистической медицинской документации и отчетов природоохранных структур) оценка факторов, определяющие тенденции здоровья и их анализ: образ жизни, образовательная среда, психосоциальные и территориальные особенности. Основной этап включал в себя научное обоснование, разработку концепции программы. Показано применение метода главных компонент для оценки показателей и тенденций здоровья студентов. Выявлена положительная динамика состояния социального здоровья и негативные возрастные изменения показателей психического и физического здоровья студентов. В заключении показан анализ данных и научно-практические, учебнометодические результаты программы.
Ключевые слова: здоровье, мотивация, программа, факторы.
PROGRAM OF MOTIVATION FORMATION TO A HEALTHY WAY OF LIFE IN YOUNG PEOPLE
L.A. Proskurjakova1, M. F. Savchenkov2 ^Novokuznetsk Affiliate Institute of Kemerovo State University, 2Irkutsk State Medical University)
Summary. A realization of the scientific and practical program of formation of motivation to a healthy way of life in higher schools students, adapted for ecologically unfavourable South Kuzbass has been shown. Students were selected from Novokuznetsk's higher schools, selected by the casual method, their quantity varied at each stage. The conception of health has been defined, the research methodology has been developed, the choice of the most informative indicators of mental, physical and social health of students has been made and methods of their studying have been determined, the data was collected, the information base has been created, subjective (questioning of students) and objective (the analysis of the statistical medical documentation and reports of nature protection structures) estimation of factors, defining the tendencies of health and their analysis: a way of life, the educational environment, psychosocial factors and territorial features have been carried out. The basic stage included a scientific substantiation and developing of the program. Application of method of the main component for an estimation of indicators of students health has been shown. Positive dynamics of condition of social health and negative age changes of indicators of mental and physical health of students have been revealed. In the conclusion the data and analysis of both scientific and practical and educational methodical results of the program have been shown.
Key words: health, motivation, the program, factors.
Одним из направлений государственной политики в условиях социально-экономического кризиса является здоровьесбережение граждан РФ. По многим социальнодемографическим показателям Россия отстает от мировых держав [14,15]. Такие дефиниции, как рост заболеваемости населения, расширение спектра болезней в когортах детей и подростков, увеличение обращаемости за медицинской помощью, низкая продолжительность и качество жизни,
указывают на необходимость формирования у граждан ценности «здоровья». В современных условиях финансовой экономии первостепенно важное место в здоровьесбережении играет так называемое самосохранительное поведение человека, под которым понимается система действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижения заболеваемости и увеличение продолжительности жизни [6]. Для этого различными структурами власти осуществля-
ется финансирование, координация планирования, внедрение мероприятий, обучающих семинаров, открытых школ и центров «здоровья», а также инновационных, целевых программ, направленных на повышение основных демографических индикаторов. В связи с тем, что здоровье человека и поведенческие привычки, влияющие на него, формируются в основном в детском и подростковом возрасте, большое значение проблема здоровьясбережения имеет в молодежной среде. До периода студенческой жизни индивид остается под пристальным вниманием родителей, в процессе обучения в школе состояние здоровья учащегося, благодаря общей государственной политики, жестко контролируется совместными действиями образовательных и медицинских структур. Трудоспособный дипломированный специалист, являясь кадровой единицей, «вынужден» проходить ежегодные профилактические медицинские осмотры, систематическую диспансеризацию, врачебный контроль и т.д. В свою очередь, состояние здоровья студентов полностью зависит от их самосознания, аутентичности и уровня развития личности.
В рамках вышеизложенного коллективом молодых ученых Новокузнецкого филиал-института Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ) разработан проект «Научные основы охраны здоровья и формирования мотивации здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях экологически неблагополучного региона (Юг Кузбасса)», который включен в аналитическую ведомственную целевую программу “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)” Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.
Целью проекта является разработка научно-практической программы формирование мотивации к здоровому образу жизни студентов в процессе обучения в вузе, адаптированной к экологически неблагополучному промышленному региону.
Материалы и методы
Экспериментальной площадкой стал НФИ КемГУ в 2008/09 учебном году. В исследовании принимали участие студенты различных вузов города, отобранные случайным методом. Реализация программы осуществлялась пошагово: определялись информативные показатели здоровья студентов и методы их изучения, создана информационная база, проанализированы факторы, определяющие тенденции здоровья студентов. Статистический анализ полученных данных осуществлялся с помощью пакета программ 8Р88 13.0, проводилась первичная обработка данных, рассчитывались стандартные числовые характеристики. Для реализации статистических задач по проекту отобран универсальный математический метод главных компонент [2]. Основной этап включал в себя научное обоснование и разработку программы формирования мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ) студентов в процессе обучения. В заключении осуществляется анализ результатов, обмен полученным опытом с различными учебными заведениями, разработка и издание учебно-методической литературы и рекомендаций по использованию предложенной программы здоровьясбереже-ния в образовательных учреждениях различных типов.
Результаты и обсуждение
Первоначально проведен обзор законодательных актов по охране здоровья субъектов образовательной деятельности в РФ с поиском возможных путей совершенствования процесса правового регулирования [3,8]. Разработана и предложена к использованию методология в исследовании показателей здоровья молодежи, отражающая пути познания и совершенствования показателей психического, физического и социального здоровья и методология математической обработки полученных данных, отражающих различные алгоритмы, закономерности, методы, методики и способы исследования показателей здоровья в процессе профессионального обучения.
На втором этапе для достижения поставленной цели работы проведен обзор демографических индикаторов молодежи г. Новокузнецка в динамике за 2003-2009 гг. как основного показателя тенденций здоровья населения, включая участников образовательной деятельности. Тенденции развития демографических процессов в г. Новокузнецке соот-
ветствуют общероссийским закономерностям. По данным территориального отдела государственной статистики по г. Новокузнецку в нем проживает 562210 человек. Причем, численность населения города постепенно снижается (с 564320 в 2004 г. до 562210 человек в 2008 г.). В структуре численности населения города значительно уменьшается доля подростков (15-19 лет) и молодежи (20-24 года). Эти регрессивные показатели указывают на процессы старения и отрицательный естественный прирост населения г. Новокузнецка. Половозрастной состав населения также отражает общероссийские показатели. С увеличением возраста долей женского населения повышается [11]. По данным Территориального отдела государственной статистики по г. Новокузнецку в городе насчитывается 11 вузов, в которых обучается 33444 человек. Причем, за последние девять лет наблюдается тенденция к росту обучающихся в высших, средних учебных заведениях (с 20746 человек до 33444), кроме 2009 г. Основную долю среди общего числа заведений занимают государственные вузы (7 учреждений), включая филиалы, в которых обучается 30227 студентов. Наблюдается рост выпускников вузов города в динамике за 2000-2008 годы. Так, в 2000 году на 1000 человек населения города выпущено 2127 специалистов, выпускников государственных вузов, в 2008 году в 2,3 раза больше (5081 выпускник). По данным Кустового медицинского информационно-аналитического центра, рождаемость в городе за последние пять лет стабилизировалась, статистически значимых различий с 2004 по 2008 г. не выявлено. Изучение уровня инвалидности и смертности населения города показало, что на протяжении последних пяти лет сохраняется тенденция к снижению смертности населения (с 17,3 до 14,8 чел. на 1000), что благоприятно отражается на демографических показателях продолжительности жизни. Возрастные показатели смертности в подростковой и ювенильной группе населения (15-24 года) с 2000 по 2009 г. снижаются в 1,5 раза. Однако качество жизни горожан ухудшается, так как показатель инвалидности неуклонно растет: общая инвалидность с 2004 по 2008 г. увеличилась в 1,2 раза, показатель первичного выхода на инвалидность возрос 1,4 раза. Полученные данные отражают неизбежные последствия заболеваемости населения, увеличения спектра заболеваний в различных классах населения, повышения показателя заболеваемости по обращаемости детей, подростков и молодежи.
Следующим шагом был анализ заболеваемости студентов по обращаемости в поликлиники или здравпункты вуза. По результатам статистических данных поликлиники №9, обслуживающей студентов вузов города, проведен анализ заболеваемости по обращаемости студентов двух крупнейших вузов: Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА) и Сибирского государственного университета (СибГУ) за 2001-2004 г. Результаты показывают положительную тенденцию к увеличению обращаемости студентов за медицинской помощью в обоих вузах, причем отмечается широкий спектр заболеваний. В структуре заболеваемости студентов в 2001 году ОРВИ на 100 студентов составили 2,39 случаев (10,80 дней), ангина - 0,56 случаев (3,05 дней), заболевания мочеполовой сферы - 0,04 случая (0,56 дней). В 2002 году данные показатели значительно выросли: ОРВИ - уже 3,36 случаев (28,5 дней), ангина - 0,78 (7,18), воспалительные заболевания женских тазовых органов - 0,31 случаев (4,69). В 2003 году почти все исследуемые показатели удвоились в сравнении с 2001 годом: так уровень заболеваемости ОРВИ составил - 4,19 случаев (31,14 дней) на 100 студентов, ангина
- 1,28 случаев (9,63 дня), заболевания женских тазовых органов - 0,72 (11,31). В 2004 году вновь наблюдается рост заболеваемости молодежи: ОРВИ - уже 4,83 случая (36,04 дней), ангина - 1,48 (14,06), воспалительные заболевания женских тазовых органов - 1,60 (20,08). Далее проанализирована заболеваемость по обращаемости студентов в здравпункт СибГИУ в динамике за 2004-2005 гг. Число обращавшихся за медицинской помощью незначительно колеблется по годам, минимальное количество случаев и дней приходится на 2006 и 2008 гг. По представленным данным наблюдается, что каждый второй учащийся вуза обращался в здравпункт за первой медицинской помощью. Первое место занимают болезни органов дыхания, максимальное количество обращений (960 случаев) приходится на 2005 г., минимальное - на 2008 г. (605 случаев). Второе место по распространенности занима-
ют травмы, динамика случаев которых также незначительно колеблется по годам и имеет тенденцию к снижению (с 165 случаев обращений до 101 в год). Третье место занимают болезни мочеполовой системы, максимальное число обращений приходится на 2005 г. - 84 случая. Спектр заболеваний студентов достаточно широк, но имеются и положительные моменты, характеризующиеся тем, что зарегистрировано незначительное количество студентов с психической патологией, болезнями уха и сосцевидного отростка, болезнями глаза и его придаточного аппарата. Полученные результаты свидетельствую о необходимости наличия медицинского кабинета в каждом высшем учебном заведении для четкого контроля заболеваемости учащихся, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения и первой медицинской помощи.
Представленные для анализа данные не принимаются во внимание никакими структурами власти, администрация высшего учебного заведения, Комитет городского здравоохранения Администрации г. Новокузнецка, территориальные статистические центры и т.д. не интересуются особенностями заболеваний, структурой болезней и динамикой первично и общей заболеваемости учащейся в высших учебных заведения молодежи, о чем свидетельствуют сложности, возникшие во время сбора информации. Требуется принятие срочных мер по усовершенствованию системы медицинского обслуживания студенческой молодежи г. Новокузнецка.
Следующим шагом выделены и проанализированы здоровьеформирующие факторы участников образовательного процесса в условиях экологически неблагополучной территории: образовательная среда, являющаяся доминирующей в режиме дня учащегося; образ жизни студентов, имеющий свои отличительные особенности в данной возрастной группе, психосоциальные показатели, выступающие основополагающими на стадии формирования и становления личности; выполнен анализ статистической отчетной документации, отражающей территориальные особенности региона (Юг Кузбасса), в целом формирующие здоровье населения города. Анализ результатов исследования гигиенических факторов организации образовательной среды и учебного процесса в исследуемых вузах г. Новокузнецка показала ряд нарушений санитарно-гигиенических требований. Среди них наиболее типичными явились нарушения светового и воздушно-теплового режима, нерациональное расписание занятий, в котором присутствуют методические ошибки, что приводит к несоответствию его рекомендациям СанПин 2.4.2.1178-02. В целом условия микроклимата и светового режима учебных аудиторий вузов соответствуют гигиеническим нормативам. Вместе с тем, следует отметить некоторые нарушения в воздушно-тепловом и световом режиме, негативно влияющие на состояние здоровья участников образовательного процесса (табл. 1). Проведена оценка работоспособности студентов в течение учебного времени, которая является субъективной характеристикой условий учебнообразовательного процесса. Анализ проведенного анкетирования показал, что только 58,7% (р < 0,05) студентов вузов г. Новокузнецка сохраняют высокую работоспособность в течение всего учебного дня, 34,5% - до 4 учебного занятия и 6,8% студентов способны продуктивно работать до обеденного перерыва (2-го учебного занятия).
По результатам исследований ВОЗ, образ жизни является основополагающим фактором на 50-60% определяющим
уровень здоровья человека [14]. Для выявления факторов, определяющих образ жизни учащейся молодежи, проведен литературный обзор и осуществлено анкетирование студентов 1-4 курсов НФИ КемГУ методом случайной выборки (216 человек). Установлено, что реальный объем аудиторных занятий гораздо выше, и может варьировать в течение семестра. Так, согласно рабочему учебному плану, разработанному и утвержденному на основе ГОСа ВПО, максимальный объем учебной нагрузки студента составляет 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной (27 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы (тоже 27 часов в неделю). При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия факультативными дисциплинами. Большинство студентов указали, что самостоятельно не могут организовать равномерное распределение учебной нагрузки, которая не соответствует физиологическим возможностям организма и негативно влияет на состояние здоровья студентов. В результате анализа полученных данных было выявлено: 35% респондентов считают, что придерживаются здорового образа жизни, понятие ЗОЖ 62,5% связывают с отсутствием вредных привычек и занятием спортом; 30% добавляют к вышеперечисленному правильное питание; 5% еще включают правильное соблюдение режимов сна и отдыха; 2,5%
- личную гигиену. Эти данные показывают, что не все участники исследования знакомы с правилами ЗОЖ. Кроме того, 32,5% испытуемых считают нужным вести ЗОЖ; 27,5% - затрудняются ответить; 40% - даже не считают нужным придерживаться ЗОЖ. По субъективной оценке 55 % студентов удовлетворены своим здоровьем, 37,5% - не удовлетворены, а 7,5% вообще затрудняются оценить уровень своего здоровья. Факторами нездорового образа жизни явились: низкое материальный доход, отсутствие мотивации к ЗОЖ, недостаток времени на отдых и нерациональная организация дня, непривлекательность занятий спортом, нежелание отказаться от вредных привычек (употребление алкоголя, спиртных напитков), плохое влияние «компании», не компетентность по вопросам ЗОЖ.
Психосоциальные факторы имеют важное значение в период становления личности и ее профессионального ориентирования. В анкетировании принимали участие студенты первого (468 человек) и четвертого (326 человек) курсов всех факультетов НФИ КемГУ, отобранные случайным методом. Социальный аспект изучался с помощью метода анкетного опроса по специально разработанной анкете, выявляющей виктимность студентов, их участие в различных формах девиантного и делинквентного поведения [9]. По результатам социологического опроса студенты условно поделены на три группы: первая - социально благополучные, которые не пропускали учебные занятия, не конфликтные, не нарушали дисциплину, не сталкивались с преступлениями и правонарушениями, без вредных привычек - 69,3% человек на четвертом курсе и 58,6% - на первом курсе. Вторая группа студентов с риском социального благополучия: имеющие систематические конфликты с преподавателями, срывающие учебные занятия и пропускавшие их без уважительной причины, которые оказывались в ситуации пострадавшего от преступления, в том числе насильственного характера, совершали хотя бы один раз правонарушение и пробовали наркотические средства.
Класторный анализ результатов анкетирования указал на необходимость разделения студентов второй группы - с риском социального неблагополучия на две части. К первой подгруппе (с большим риском социального неблагополучия) отнесены студенты, которые пробовали наркотики, уходили из дома и совершали правонарушения более одного раза. Было выявлено почти равное количество таких студентов на первом курсе студентов (16,9%) и на четвертом (16,6%). Вторую подгруппу (с меньшим риском социального благополучия) составили студенты, не пробовавшие наркотики, не совершавшие
Таблица 1
Результаты инструментальных измерений некоторых показателей микроклимата и светового режима учебных учреждений
Показатель НФИ КемГУ КузГПА СибГИУ
Аудит. А Аудит. Б Аудит. А Аудит. Б Аудит. А Аудит. Б
Температура воздуха, °С +18±2 +21±1 + 17±2 + 18±1 +16±2 + 17±2
Коэффициент аэрации, т1 0,03 0,04 0,04 0,04 0,03 0,03
Относительная влажность, % 50±3 48±5 45±5 40±10 70±10 60±20
КЕО, % 1,7±0,4 2,3±0,5 1,5±0,2 1,4±0,5 1,2±0,2 1,7±0,1
АОРП, Лк 200±30 300±50 300±20 200±50 200±50 220±30
УМСП, Вт/т1 18 20 20 15 16 20
Примечание: КЕО - коэффициент естественного освещения, АОРП - абсолютная освещенность рабочей поверхности, УМСП - удельная мощность светового потока.
1 курс
4 курс
Рис. 1. Совмещение гистограмм распределения респондентов первого и четвертого курсов по показателям социального здоровья.
правонарушения, но уходившие из дома: 24,6% на первом курсе и 14,1% на четвертом. Полученные данные указывают, что с взрослением происходит четкое расслоение студентов по показателям социального здоровья, становится очевидна разница между благополучными студентами и учащимися, имеющими риск социального благополучия. Третья группа это социально неблагополучные, это студенты, имеющие положительные ответы по всем вопросам анкеты, отражающим делинквентное и девиантное поведение (пропускают занятия, конфликтные, злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотики, злостные правонарушители и т.д.), в которую не включен ни один из опрошенных студентов как первого, так и четвертого курсов. Данные показывают, что с взрослением некоторые элементы асоциального поведения либо сознательно скрываются исследуемыми студентами, либо к четвертому курсу остаются учиться в высшем учебном заведении более благополучные в социальном плане учащиеся. Это демонстрирует прямую корреляционную связь асоциального фактора с успеваемостью, посещаемостью студента и, как следствие, влияет на отчисляемость студентов с делинквентным, девиантным и т.д. поведением.
Психологический компонент рассматривался с помощью исследования показателей депрессии, стрессоустойчивости и нервно-психического напряжения студентов по стандартизированным методикам [10]. Данные показываю, что психологические факторы наиболее информативны для изучения здоровья студентов младших курсов. Так, на четвертом курсе ситуация более положительная, по результатам опроса в депрессии находятся лишь 3,5%, в субдепресии 42,4% четверокурсников. Однако на первом курсе доминируют студенты с депрессивным настроением - 72,8%, причем только 2,2% - находятся в состоянии субдепресии. Видимо, новые условия обучения, высокие требования преподавателей, низкий уровень стрессоустойчивости, необходимость самостоятельно принимать реше-
1 курс 4 курс
■3-2-10123
Рис. 2. Совмещение гистограмм распределения респондентов первого и четвертого курсов по показателям физического здоровья.
ния, распределять временные и материальные затраты, привели к широкому распространению депрессивного настроения среди студентов-первокурсников. Для анализа территориальных особенностей района проживания студентов изучены статистические материалы различных структур власти и организаций г.Новокузнецка, деятельность которых направлена на контроль и охрану экологической обстановки города. Выявлен низкий экологический индекс территории проживания студентов с тенденцией к ухудшению, негативно отражающийся на состоянии здоровья населения [5]. На этом этапе исследования проведен сбор эмпирического материала, создана база данных показателей психического, физического и социального здоровья студентов первого и четвертого курсов, проведена статистическая обработка результатов.
Основной этап включал в себя разработку программы здоровьясбережения. Ее концепция заключается в актуальности формирования са-мосохранительного поведения и его значимости для конкретной личности в современных социально-экономических условиях существования, получения высшего профессионального образования и конкурентноспособного поведения человека [1,4,7].
Реализация программы направлена на активное участие в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций представителей различных структур власти, организаторов
и главных специалистов системы здравоохранения и образования, участников образовательного процесса в условиях перехода от нормативного планирования образовательной деятельности к содействию реализации приоритетной потребности населения, в том числе студенчества, в различных видах самосохранительного поведения, что является крайне важным в период дефицита финансирования всех систем жизнеобеспечения, в т.ч. здравоохранения. Для прогноза тенденций состояния здоровья использовался математический метод классификации многомерных наблюдений - метод главных компонент с обучением: каждый объект наблюдения по видам состояния здоровья (социального, психического, физического) можно представить в виде вектора показателей Х1=(х(1), х (2),..., х(р)), 1=1^к, где к - число анализируемых объектов; р - число показателей.
При этом необходимо классифицировать студентов на три группы: хорошее состояние здоровья, удовлетворительное и неудовлетворительное. Статистическая выборка, по которой делается такая оценка и осуществляется классификация, называется обучающей выборкой. Рассмотрим результаты применения метода главных компонент для исследования показателей здоровья студентов. На рисунках 1-3 представлены сравнительные данные о распределении первокурсников и четверокурсников по показателям здоровья.
Проверка двух выборок по критерию Стьюдента (равенство средних) и Фишера (равенство дисперсий) указала, что общее состояние социального здоровья студентов улучшается: социально благополучных студентов увеличилось с 14% до 35%, т.е. более чем в два раза, с неудовлетворительным состоянием социального здоровья уменьшилась с 18 до 6%,
-1.375 -1.125 -0.875 -0.625 -0-375 -0.125 0.125 0.375 0.625 0.875 1.125 1375
Рис. 3. Совмещение гистограмм распределения респондентов первого и четвертого курсов по показателям психического здоровья.
т.е. в 3 раза. Число студентов с хорошим состоянием физического здоровья к четвертому курсу уменьшилось почти в два раза. Общее состояние психического здоровья студентов с взрослением ухудшается. Численность студентов с хорошим состоянием психического здоровья уменьшилась с 40 до 30%, с неудовлетворительным состоянием здоровья повысилась с 20 до 30% соотвественно. Тенденции состояния здоровья демонстрируют необходимость обучению студентов навыкам самосохранительного поведения (заключительный этап работы) [12]. В ходе осуществления научно-практической деятельности по программе организованы и реализованы адекватные профилактические мероприятия для студентов всех курсов обучения, способствующие максимальному развитию здоровой в социальном, психическом и физическом плане личности. На четвертом этапе научно-практические
результаты легли в основу разработки, публикации трех учебных пособий по теме программы, включающих инструкции по формированию навыков самосохранительного поведения для сохранения репродуктивного потенциала, упражнения и пояснения к выбору индивидуальных видов физической активности, соответствующих физиологическим возрастным нормам, повышающие ценность физической культуры личности, практические задания для индивидуальной и групповой работы по выявлению особенностей и механизма асоциальных форм поведения в молодежной среде и методам их предупреждения как фактора обеспечения антиделинк-вентного, антивиктимного самосохранительного поведения личности. Данные пособия используются в образовательном процессе и легли в основу модернизации учебных программ соответствующих курсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «школа-ВУЗ» // Общая педагогика.- 2000.- №4.- С.1-43.
2. Айвазян С.А. Прикладная статистика. Основы эконометрики // Т.1. Теория вероятностей и прикладная статистика.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -656 с.
3. Гета М.Р. Альтернативы наказанию: электронное учеб. пособие. - Новокузнецк, 2006. - 180 с.
4. Дьякович М.П. Некоторые аспекты здоровья учащейся молодёжи // Медицина труда и промышленная экология. -2003. - №3.- С.5-8.
5. Ермак Н.Б, Проскурякова Л.А. Современные аспекты профессиональной патологии в г. Новокузнецке // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - 2008. - №4.- С.48-54.
6. Жарова А.В. Здоровье студентов ВУЗов г. Красноярска и оптимизация мероприятий по его сохранению // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2002. - №3.-С.3-23.
7. Ивойлова И.И. Состояние здоровья и условия жизни студентов средних специальных медицинских учебных заведений Кузбасса // Общественное здоровье и здравоохранение.- 2001.- №3. - С.3-21.
8. Колпакова Д.А. Делинквентное поведение молодежи:
социально-правовые аспекты // IX Межр. научно-практ. конф. студентов и аспирантов: сб. трудов. - Новокузнецк, 2009. - 158 с.
9. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. -М.: Юрист, 2003. - 250 с.
10. Лан Я. Основные критерии психического здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://шшш. webcommunity.ru. - 2007.
11. Латышевская Н.И. Гендерные различия здоровья и качества жизни студентов // Гигиена и санитария. - 2004. -№1. - С.51-53.
12. Новиков С.М., Абалкина И.Л., Сковронская С.А. Анализ восприятия риска здоровью и готовности платить за его снижение // Гигиена и санитария. - 2005. - №6. - С.9-13.
13. Проскурякова Л.А. Обеспечение профилактики кризисных ситуаций и охрана здоровья в системе высшего образования // Альманах современной науки и образования.
- 2009. - №4 (23). Ч.2. - С.127-129.
14. Свиридова И.А., Скоморина О.В. Проблемы формирования здоровья студенческой молодёжи // Медицина в Кузбассе. - 2005. - №4. - С.179-182.
15. Сырнев В.В., Невзоров Б.П., Сырнев Д.Ю. Оценка некоторых факторов, влияющих на состояние здоровья и успеваемости студентов // Медицина в Кузбассе. - 2005. - №4.-С.201-203.
Информация об авторах: 654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, д.23, раб. тел. 8 (3843)77-60-54, e-mail: [email protected]; Проскурякова Лариса Александровна - к.б.н., доцент, заместитель декана гуманитарного факультета по научной работе, Савченков Михаил Федосович - заведующий кафедрой, профессор, акад. РАМН
© СИДОРОВА И.Ю., ГЕРАСИМОВА И.Н. - 2010
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 4-17 ЛЕТ Г. ИРКУТСКА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ КОНСТИТУЦИИ
И.Ю. Сидорова, И.Н. Герасимова (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н. И.В. Малов, кафедра анатомии человека, зав. - к.м.н., доц. Т.И. Шалина)
Резюме. Выявлены особенности физического развития и двигательных качеств детей 4-17 лет г. Иркутска с разными типами конституции, установлены периодичность и гетерохронность интенсивного улучшения показателей физического и моторного развития. Дифференцированный подход к детям с разным типом конституции в процессе их обучения мог бы дать значительный педагогический и оздоровительный эффект.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, типы конституции, соматический тип.
PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL READINESS FOR LOAD IN CHILDREN OF 4-17 YEARS IN IRKUTSK WITH DIFFERENT TYPES OF THE CONSTITUTION
I.Ju. Sidorova, I.N. Gerasimova (Irkutsk State Medical University)
Summary. Features of physical development and motor qualities in children of 4-17 years in Irkutsk with different types of the constitution are revealed, periodicity and non-simultaneity of intensive improvement of parameters of physical and motor development have been established. The differentiated approach to children with different type of the constitution during their training could give significant pedagogical and sanitary effect.
Key words: physical development, physical readiness for load, types of the constitution, somatic type.