Научная статья на тему 'Программа формирования качеств лидера у будущего учителя'

Программа формирования качеств лидера у будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL SKILLS / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / КАЧЕСТВА ЛИДЕРА / LEADERSHIP QUALITIES / ЛАГЕРЬ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА / STUDENT SELF-GOVERNMENT CAMP / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / SELF-CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюнова Дарья Сергеевна

В статье раскрыта актуальность средового подхода для формирования качеств лидера у будущих учителей: коммуникативных и организаторских умений, уверенности в себе и своей компетентности. Сформирован комплекс педагогических методик и технологий, лежащих в основе программы лагеря студенческого актива «Три ступени лидерства», формирующий качества лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TEACHERS LEADERSHIP QUALITIES DEVELOPMENT PROGRAM

The article explains the importance of environment approach in developing future teachers leadership qualities: communicative and organizational skills, self-confidence and confidence in ones competence. The author presents the set of pedagogical methods and techniques which were the foundation of the Three Steps to Leadership student self-government camp program aimed at developing leadership qualities.

Текст научной работы на тему «Программа формирования качеств лидера у будущего учителя»

#

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

FUTURE TEACHER'S LEADERSHIP QUALITIES DEVELOPMENT PROGRAM

Д. С. Вьюнова

В статье раскрыта актуальность средового подхода для формирования качеств лидера у будущих учителей: коммуникативных и организаторских умений, уверенности в себе и своей компетентности. Сформирован комплекс педагогических методик и технологий, лежащих в основе программы лагеря студенческого актива «Три ступени лидерства», формирующий качества лидера.

D. S. Vyunova

The article explains the importance of environment approach in developing future teachers' leadership qualities: communicative and organizational skills, self-confidence and confidence in one's competence. The author presents the set of pedagogical methods and techniques which were the foundation of the "Three Steps to Leadership" student self-government camp program aimed at developing leadership qualities.

Ключевые слова: коммуникативные и организаторские умения, уверенность в себе, профессиональная подготовка, качества лидера, лагерь студенческого актива, воспитательное пространство.

Keywords: communicative and organizational skills, self-confidence, professional training, leadership qualities, student self-government camp, educational space.

Уже не один десяток лет исследователи отмечают кризис воспитания в образовательной системе, которая приобретает новые формы и сущности. В условиях модернизации образования все чаще исследователи обращаются к средовому подходу воспитания «профессионала» [1], где среда, представляя собой совокупность множества обстоятельств, влияющих на любой объект, включенный в нее, во-первых, придает существованию данного объекта неразрывность и процессуаль-ность, во-вторых, создает феномен смыслового фона, который в целом «оттеняет» смысловое содержание каждой своей единицы. Следующим шагом в изучении данного подхода было появление понятия «пространство» (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.), которое рассматривалось как освоенная среда, приспособленная для решения воспитательных задач. Если среда - это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, то пространство есть результат педагогического освоения этой данности. В итоге воспитательное пространство - специально организованная воспитательная среда, структурированная система педагогических условий в этой среде для эффективного профессионального становления учителя [2].

В основе такой формы организации воспитательного пространства, как лагерь студенческого актива, лежит средовой подход. Исходя из требований, предъявляемых к содержанию профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, была составлена программа «Три ступени лидерства». В результате пилотного исследования из перечня качеств, присущих лидеру, были выделены те, которым уделяется наименьшее внимание в процессе педагогической подготовки, а именно: уверенность в себе и своей компетентности, коммуни-

кативные и организаторские умения. Программа разработана с учетом целевых программ лагерей студенческого актива (программа слёта студенческого актива «Лабиринт отражений», программа лагеря молодежного актива «Высота», программа лагеря студенческого актива «Сегодня, чтобы завтра...» и т. д.), реализованных на территории Московской области. Она позволяет решить концентрированно сразу несколько воспитательных задач. Комплекс педагогических методов и технологий обучения и воспитания включает студента в деятельность, обеспечивает первичное определение его способностей, адаптирует к вузовской жизни, способствует самоопределению в направлениях деятельности воспитательного пространства и профессиональной подготовке студента, а главное - на всех ступенях программы происходит постепенное формирование качеств лидера согласно той роли, которую выполняет студент. После окончания смены лагеря студенческого актива студент включается в деятельность внутри воспитательного пространства (студенческое самоуправление) вуза и продолжает его создавать и поддерживать вокруг себя.

Программа «Три ступени лидерства» состоит из трех этапов, рассчитанных на реализацию в течение обучения студента. Он может в нее включиться как на первом, так и на последующих курсах обучения. Каждая ступень может рассматриваться отдельно, так как является завершенной частью программы, однако полного результата можно достичь только при прохождении всех ступеней, а значит - всех ролей («участника», «куратора» и «организатора») в процессе обучения. Прослеживается закономерность, что чем больше и чаще участник программы

Ф

был в той или иной роли, тем выше уровень сформированное™ качеств лидера.

Одной из подзадач данной программы является популяризация профессии педагога, что обеспечивается активной педагогической практикой, а именно моделированием педагогических ситуаций, то есть знакомством и включением в педагогическую деятельность. Основным отличием предыдущей ступени от последующей является роль, которую берет на себя студент, а следовательно, разный уровень ответственности и сложности педагогических задач, в результате решения которых он получает опыт, рефлексирует его и овладевает практическими навыками. Роли вынуждают студентов проявлять качества, присущие лидеру, которые формируются в устойчивые формы в процессе реализации программы. Первая роль «участника» при активном участии и проявлении студента в реализации программы приводит к выходу на следующую ступень в роли «куратора». Начальная ступень очень важна, так как закладывается фундамент для успешного формирования качеств лидера на последующих ступенях, и если мотивационные механизмы и ценностные ориентации заложены основательно, это дает внушительные результаты на второй и третьей ступенях. В любом случае включение студента в активную деятельность в рамках программы влияет на формирование уверенного поведения в коллективе, развитие коммуникативных и организаторских умений, а также «знакомит» с областью педагогической профессии. Согласно следующей роли («куратор») студент наделяется определенной ответственностью за часть работы, проекта, направление деятельности (чаще это куратор отряда). Он является активным участником проектной деятельности и осваивает деятельность куратора изнутри. Это более ответственная роль. «Куратор» является помощником «организатора», перед выездом в лагерь проходит обучение, а также ему помогают «организаторы», педагоги и психологи. Главной задачей «куратора» становится создание психологически комфортной атмосферы в отряде для раскрытия способностей и самоопределения в направлении деятельности «участника» (студенческое самоуправление, наука, журналистика, творчество, спорт и т. д.). Результатом реализации программы выездного семинара для роли «куратора» является практика работы с малым коллективом - его организация и руководство, взаимодействие и контроль. Оценкой работы «куратора» являются показатели того, как отряд включен в программу лагеря, как он участвует в плановых мероприятиях, каковы взаимоотношения с другими отрядами и организаторами.

Роль «организатора» дается студенту после прохождения ступеней в предыдущих ролях, где он назначается ответственным той области, в которой вращается в рамках воспитательного пространства в вузе (например, главный редактор газеты лагеря - область СМИ или ведущий спорт-блока - область спорта и здоровья и т. д.). «Организатор» перед вы-

ездом также проходит обучение, а в рамках лагеря ему содействуют педагоги и психологи. Он участвует в реализации программы уже не как соорганизатор, а непосредственно планирует и организовывает данную деятельность в лагере, находясь внутри и контролируя ее. Главной задачей «организатора» становится создание и организация условий в рамках лагеря по выбранному направлению деятельности для раскрытия способностей и самоопределения (студенческое самоуправление, наука, журналистика, творчество, спорт и т. д.). Круг обязанностей «организатора» намного шире, чем у «куратора», в первом случае - за весь проект в целом (организатор - это руководитель соорганизаторов), принимающий ответственные решения в проблемных ситуациях, во втором -за часть проекта (куратор - это соорганизатор). «Организатор» следит за тем, чтобы цель и задачи его деятельности были выполнены в рамках цели всей смены лагеря.

Таким образом, выход студента на самую высокую ступень программы является основой для уверенного поведения, участник программы сталкивается с педагогическими задачами, которые ему приходится разрешать, практикуется в публичных выступлениях и дискуссиях, взаимодействует с разными сообществами, организует мероприятия, что положительно сказывается на уровне его коммуникативных и организаторских умений.

Эффективность программы определяется тем, насколько она глубоко включается в реальную студенческую жизнь и насколько минимизированы различия между деятельностью студентов в присутствии педагогов и психологов и в самостоятельной профессиональной повседневной деятельности, насколько реализация программы способствует формированию воспитательного пространства, а в свою очередь воспитательное пространство является контекстом личностного развития и становления профессионала.

Для методического обоснования программы «Три ступени лидерства» были отобраны методы и технологии обучения и воспитания, формирующие качества лидера [3].*

Тренинги социально-психологических и психотехнических умений позволяют эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управлением собственными эмоциональными состояниями, самопознанием и самопринятием. В процессе тренингов вырабатываются следующие психотехнические умения: преодолевать психологические барьеры в общении, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению, мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи. В лагере студенческого актива тренинги используются в коллективной работе отряда.

Суть игровых технологий состоит в том, чтобы через проведение комплекса мероприятий включить студентов в процесс создания воспитательного пространства вуза. Студенческой молодежи предоставляется возможность в условиях, приближенных к реальным (игровое моделирование), практически реализовать оперативный поиск и применение знаний и информации. В рамках программы используются проблемно-деловые, ролевые и воспитывающие игры, направленные на формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок. В процессе игр развивается внимание, память, речь, мышление, воображение, творческие способности. Студент овладевает умениями сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, выбирать оптимальные решения, соотносить свои действия с ситуацией общения, разрешать проблемные ситуации посредством моделирования когнитивной исследовательской и организации социально-производственной деятельности (разве не такими проблемными ситуациями является трудоустройство молодых специалистов в условиях кризиса и общего спада экономики, продвижение разного рода научных проектов, изменение своего семейного положения и т. п.). Разыгрываются ситуации четырех основных групп: 1) ситуации социально-статусных взаимоотношений; 2) ситуации ролевых отношений; 3) ситуации взаимоотношений совместной деятельности; 4) ситуации нравственных взаимоотношений. Игровой характер учебного общения предполагает создание условной ситуации: ролевую организацию взаимоотношений, двуплано-вость поведения: 1) поведение как бы от собственного «Я»; 2) поведение от имени игровой роли, которую личность принимает добровольно.

Деловые игры отличаются, во-первых, имитацией деятельности реальных социально-экономических систем; во-вторых, участники игры выступают в тех или иных ролях лишь для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений, в-третьих, деловая игра всегда является методом коллективного обучения, в-четвертых, в деловых играх создается эмоциональный настрой для активизации процесса обучения (игра направлена на деятельность взрослых).

Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства. Технология дискуссий является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия для формирования качеств лидера, обладающая особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании. Она довольно демократична, гуманистична, проста в организации и относится к методам интерактивного обучения. Технология дискуссий обеспечивает формирование поля «эмоционального заражения», попадая в которое студенты приобретают опыт эмоциональных переживаний, концентрируют внимание на социальном значении происходящих событий, осмысляют социально-культурную ценность собственной деятельности с позиции «человеческой значимости», овладевают умениями взаимодействия. Технология используется для организации интенсивной мысли-

тельной и ценностно-ориентирующей деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, круглых столах, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», синектика, анализ ситуаций и т.д. В рамках дискуссий и диспутов происходят процессы продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников. В лагере они используются в рамках коллективной работы в отряде при подготовке совместных проектов и в качестве отдельных тематических мероприятий для всех участников лагеря студенческого актива.

Оригинальная воспитательная технология групповая проблемная работа является продуктивной в приобретении студентами жизненно важного опыта по согласованию выдвигаемых идей, формированию умений учитывать мнения других и отстаивать в процессе диалога собственную позицию. Технология способствует выявлению специфики творческих и лидерских способностей студентов. В процессе работы над проблемой студенты выдвигаются и утверждаются как «генераторы идей», «пропагандисты», «разработчики», «реализаторы», лидеры и ведомые. Технология используется, в первую очередь, для решения проблем, возникающих при планировании работы, выборе приоритетных направлений деятельности в воспитательном пространстве, при подготовке докладов и др. В лагере студенческого актива данная технология используется в рамках тематических игр, таких как «Технологический инновационный центр», «Сказка на ночь» и при подготовке совместных проектов для участников лагеря.

Технология создание ситуации успеха призвана раскрыть источник внутренних сил студента, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания развиваться, строить такие условия, в которых он испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности труда, а также помогает студенту осознать себя полноценной личностью. С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Используется «куратором» и «организатором» в процессе реализации программы для формирования позитивной оценки себя и своей деятельности участниками лагеря студенческого актива.

$

Технология коллективного творческого дела предназначена для формирования человека-коллективиста. Направленность этой технологии - стремление к общению, к познавательной активности. Результатом является позитивная активность участников, причем не зрительская, а деятельностная. Технология коллективного творческого дела включает 6 этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, решение о последействии. Технология необходима для наполнения содержания программы творческими продуктами и идеями отрядов, а главное, для сплочения коллектива и формирования коммуникативных и организаторских умений.

Метод проектов позволяет участникам воспитательного пространства продумывать и осмысливать различные жизненные ситуации, предвидеть трудности и находить пути их преодоления, искать те знания, которые нужны для реализации намеченного. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Назначение любого социального проекта - изменение социальной среды, осуществление инноваций, сознательной деятельности по конструированию нового и его внедрению в жизнь. В ходе реализации социально значимых проектов основной акцент переносится на становление у будущего специалиста умения «выйти» за пределы непрерывного потока повседневной практики, видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно решать их в соответствии со своими ценностными ориентациями. В этом случае программа «Три ступени лидерства» приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самореализации и участия в управлении делами вуза посредством воспитательного пространства. Используется как основной метод построе-

ния деятельности в рамках лагеря студенческого актива, нацеленного на формирование качеств лидера.

Результаты апробированной программы «Три ступени лидерства» показывают наибольшую подготовленность будущих учителей к работе в школе, повышенный уровень уверенности в себе и в своей компетентности, а также приобретенные умения конструктивного взаимодействия с классным коллективом, организации и общения с ним. Использование предложенного комплекса методов и технологий в рамках лагеря студенческого актива способствует созданию оптимальных условий для осуществления студентами различных ролевых функций, выработке необходимых будущему учителю качеств лидера. Постепенное введение студента в воспитательное пространство педагогического вуза, начиная с «участника» и заканчивая полноправным его «организатором» («строителем воспитательного пространства»), создает комплекс необходимых условий для формирования коммуникативных и организаторских умений и закладывает фундамент для уверенного поведения во время педагогической практики, адаптирует молодого учителя в профессиональной сфере.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.

2. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / Под ред. Н. Л. Селивановой. - Калуга: Ин-т усовершенствования учителей. - 2000. - 248 с.

3. Богданов И. В., Лазарев С. В., Ануфриенко С. С., Чмыхова Е. В. Развивающие педагогические технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps 13. html (дата обращения 28.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.