Научная статья на тему 'Прогнозные модели тенденций развития мирового рынка интернет-торговли'

Прогнозные модели тенденций развития мирового рынка интернет-торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / E-COMMERCE / ПРОГНОЗНАЯ МОДЕЛЬ / PREDICTIVE MODEL / АППРОКСИМАЦИЯ / APPROXIMATION / ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ / LINEAR MODEL / СТЕПЕННАЯ МОДЕЛЬ / POWER MODEL / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / CORRELATION ANALYSIS / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / REGRESSION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онокой А.В.

Статья посвящена исследованию динамики развития мирового рынка электронной торговли, который является неотъемлемой частью мировой торговли в целом, и в этой связи в настоящее время испытывает значительные сложности, обусловленные нестабильностью современной мировой экономики. В статье представлены прогнозные модели мирового рынка электронной торговли, разработанные экспертами международного агентства eMarketer и Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, статья включает описание авторских математических моделей, позволяющих прогнозировать динамику изменения основных экономических показателей мировой электронной торговли. В качестве методического обеспечения проведенного автором исследования используются методы математической статистики, а именно корреляционный и регрессионный анализ. Основные показатели, нашедшие отражение в статье, это объем мировых интернет-продаж и его относительные характеристики, количество интернет-покупателей. В статье представлен сравнительный анализ темпов роста мирового товарооборота и интернет-торговли, а также структурный анализ мировой интернет-торговли по отдельным регионам. В статью включены графики и диаграммы, наглядно отображающие статистические данные и прогнозные модели мировой интернет-торговли, а также представлены математические функции прогнозных моделей, разработанных автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasting tendencies’ models of world internet trading market development

This article is devoted to the research of world internet trading market development’ dynamics, what is an integral part of world trading and today suffers from some complications which are conditioned by the unstable world economy situation. This article provides the forecasting models of world internet trading market, developed by the experts of international agency eMarketer’s and World Trade Organization (WTO). Besides, the article includes the author’s mathematic models which allow forecasting of changes’ dynamics of electronic trading basic economic indices. As a methodic base the author uses methods of mathematic statistics, especially correlative and regression analyses. The main indices in the article are the volume of internet sales and its relative characteristics, the number of internet buyers. This article contains a comparative analysis of growth rates of the world turnover and internet trading, and also structural analysis of world internet trading in separate regions. The article includes figures and diagrams with statistic data and forecasting models of world internet trading, and also offers the mathematic functions of the forecasting models developed by the author.

Текст научной работы на тему «Прогнозные модели тенденций развития мирового рынка интернет-торговли»

А.В. Онокой, аспирант, кафедра прикладной информатики Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, dvl-studio@narod.ru

ПРОГНОЗНЫЕ МОДЕЛИ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА

ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

Статья посвящена исследованию динамики развития мирового рынка электронной торговли, который является неотъемлемой частью мировой торговли в целом, и в этой связи в настоящее время испытывает значительные сложности, обусловленные нестабильностью современной мировой экономики. В статье представлены прогнозные модели мирового рынка электронной торговли, разработанные экспертами международного агентства еМагке1ег и Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, статья включает описание авторских математических моделей, позволяющих прогнозировать динамику изменения основных экономических показателей мировой электронной торговли. В качестве методического обеспечения проведенного автором исследования используются методы математической статистики, а именно корреляционный и регрессионный анализ. Основные показатели, нашедшие отражение в статье, — это объем мировых интернет-продаж и его относительные характеристики, количество интернет-покупателей. В статье представлен сравнительный анализ темпов роста мирового товарооборота и интернет-торговли, а также структурный анализ мировой интернет-торговли по отдельным регионам. В статью включены графики и диаграммы, наглядно отображающие статистические данные и прогнозные модели мировой интернет-торговли, а также представлены математические функции прогнозных моделей, разработанных автором.

Ключевые слова: электронная торговля, прогнозная модель, аппроксимация, линейная модель, степенная модель, корреляционный анализ, регрессионный анализ

Одним из динамично развивающихся направлений современной экономики является электронная торговля, которая с использованием интернет-сети беспрепятственно преодолевает все границы и практически охватывает все мировое экономическое пространство. Поэтому весьма актуальным является моделирование и прогнозирование тенденций развития мирового рынка интернет-торговли, которое нацелено на выявление закономерностей, отражающих динамику изменения основных показателей этой сферы мировой экономики, а также на расчет их прогнозных значений.

По мнению зарубежных экспертов агентства eMarketer, в 2014 году объемы про-

даж интернет-магазинов мира составили 1,343 триллиона долларов, это соответствует более чем 107% объемов продаж интернет-магазинов мира 2013 года (1,25 триллиона долларов)1. В соответствии с прогнозами экспертов агентства eMarketer международная интернет-торговля и далее будет неукоснительно расти (рисунок 1).

Таким образом, следуя данной прогнозной модели, к 2019 году объем продаж интернет-магазинов превысит 3 триллиона долларов.

По данным агентства eMarketer, в 2015 году мировые объемы розничных продаж превысят 22 триллиона долларов. В свою очередь, розничные продукты и услуги, приобретенные в Интернете, составят 7,3%

Рисунок 1. Объемы розничных продаж мировой интернет-торговли

(трлн. долларов)

от общего объема розничного рынка во всем мире, или 1,672 триллиона долларов (рисунок 2)2.

Из графиков рисунка 2 видно, что темпы роста объемов продаж электронной торговли, по прогнозам экспертов, будут постепенно снижаться. Вместе с тем анализ изменения процента объема интернет-продаж от общего объема розничных продаж свидетельствует об устойчивой положительной динамике этого показателя.

Всемирная торговая организация отмечает тот факт, что в настоящее время темпы роста мировой электронной торговли существенно выше темпов развития мировой торговли в целом (рисунок 3)3.

Среди основных факторов, влияющих на развитие мирового товарооборота в последние годы, следует отметить в первую

очередь общемировые тенденции: мировая экономика после кризиса 2008 года развивается медленно, что сказывается и на объемах мировой торговли. Кроме того, на мировую торговлю оказывает негативное влияние кризис еврозоны, который только усугубляется в последние годы в связи с непростой геополитической ситуацией в этом регионе.

По данным агентства еМагкйег, в региональной структуре мирового рынка электронной торговли 2013 года (рисунок 4) наибольшая доля приходилась на страны Северной Америки (второе место — страны Азиатско-Тихоокеанского региона)4. Однако, по мнению экспертов еМагке1ег, после 2015 года первенство будет принадлежать Азиатскому региону5.

Этот экспертный прогноз, по мнению автора, объясняется быстрым экономиче-

30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

26,3% 24,5%

22,3% 21,5% 20,5% 18,6%

8,4% 9,7% 11,0«

6,2% 7,356

2014 2015 2015 2017 2018 2019

-Темпы роста к предыдущему году в процента к

-Процент от общего объема розничных продаж

Рисунок 2. Процентные показатели динамики объема продаж электронной торговли

Рисунок 3. Темпы роста мирового товарооборота и интернет-торговли

ским развитием стран Азиатского региона. Так, в докладе World Wealth Report 2014 отмечается: «С учетом прогнозируемого совокупного темпа годового роста на уровне 10,5% частный капитал во всем Азиатском регионе (АТР без учета Японии) вырастет до оценочных 61 триллиона долларов к концу 2018 года. С этими темпами регион в 2014 году сместит Западную Европу со второго места в рейтинге, а в 2018 году лишит Северную Америку статуса богатейшего (региона)»6.

По прогнозам экспертов агентства eMarketer, «темпы роста электронной торговли во всех странах год от года будут снижаться, но лидером по этому показателю всегда будет оставаться Китай»7. После десятилетия мощного экономического роста Китай стал одним из самых прибыльных

рынков розничной торговли, с ожидаемым объемом розничных продаж по итогам 2015 года — 4,236 триллиона долларов, что соответствует темпу роста около 11% с 2014 года. Кроме того, в Китае в 2015 году объем розничных продаж в электронной коммерции, в том числе с использованием мобильных устройств, вырастет почти в четыре раза быстрее, чем в целом объемы розничных продаж, достигнув 672,01 миллиарда долларов, что делает Китай крупнейшим игроком на мировом рынке розничной электронной коммерции. На самом деле, уже в 2015 году более 40% от общей суммы объемов мировой розничной электронной коммерции придется на Китай8.

Другим важным показателем мирового рынка электронной торговли является ко-

Рисунок 4. Региональная структура мировой интернет-торговли в 2013 году

(млрд. долларов)

Рисунок 5. Прогнозная модель показателя количества покупателей интернет-магазинов

(млн. человек)

личество покупателей интернет-магазинов9. На рисунке 5 представлена прогнозная модель изменения данного показателя.

Как видно из диаграммы рисунка 5, этот показатель с высокой достоверностью (коэффициент детерминации Я2 = 1) аппроксимируется линейной моделью:

у = 111,6х - 223747.

Данная прогнозная модель свидетельствует о неуклонном росте в мире - год от года — количества интернет-покупателей. Прогнозные значения данного показателя на период с 2015 по 2017 год представлены на рисунке 6.

Бесспорный интерес для развития мировой интернет-торговли представляет исследование зависимости между такими показателями, как объемы интернет-продаж и количество покупателей интернет-магазинов. Как показали расчеты, проведенные

с использованием пакета анализа М8Ехее1, между этими показателями существует сильная прямая связь (коэффициент корреляции = 0,99759). Наличие сильной корреляционной зависимости между показателями является основанием для построения регрессионной модели, описывающей эту зависимость в виде математической функции.

Регрессионная модель была построена также с использованием пакета анализа М8Ехее1. Проведенный автором сравнительный анализ различных видов регрессионных моделей (линейной, экспоненциальной, логарифмической и степенной зависимости) показал, что лучшей с максимальным значением коэффициента детерминации Я2 является полиномиальная регрессионная модель:

у = 1Е-06х2 + 0,0003х + 0,2319,

Рисунок 6. Покупатели интернет-магазинов (млн. чел.)

где х — количество покупателей интернет-магазинов, а у — объемы интернет-продаж, R2 = 0,9997.

Таким образом, объемы интернет-продаж находятся в квадратичной зависимости от числа покупателей, то есть появление каждого нового покупателя ведет к квадратичному увеличению объемов продаж и, как следствие, интернет-магазины чрезвычайно заинтересованы в росте количества покупателей.

Приведенные в статье статистические данные и экспертные прогнозные модели основных показателей мировой интернет-торговли свидетельствуют о ее высокой динамике, значительно превышающей темпы роста мирового товарооборота в целом. Авторские прогнозные математические модели, разработанные на основе статистических данных агентства eMarketer с использованием методов математической статистики, позволили установить корреляционную связь и построить регрессионную модель, определяющую характер зависимости таких показателей, как количество интернет-покупателей (независимый параметр) и объемы интернет-продаж (зависимый параметр). Построенная модель свидетельствует об эффективности усилий электронной торговли, направленных на увеличение количества интернет-покупателей. Решение этой проблемы автор видит в дальнейшем развитии облачных и мобильных технологий, обеспечивающих эффективные коммуникационные каналы интернет-торговли, а также технологий Big Data и Data Mining, нацеленных на агрегирование ин-

формации и поддержку принятия решений.

Литература

1. Статистика интернет-торговли в странах мира. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shopolog. ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira/ (дата обращения 07.09.2015).

2. Там же.

3. ВТО понизила прогноз роста объемов мировой торговли // Деньги. [Электронный ресурс]. URL: http://gigamir.net/money/pub1667379 (дата обращения 15.04.2015); ВТО: рост мировой торговли замедлился еще больше [Электронный ресурс]. URL: http://www.svoboda.org/content/article/25332773.html (дата обращения 07.09.2015).

4. Статистика интернет-торговли в странах мира: основные тенденции и показатели. [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/analytics/16849-statis-tika-intepnet-topgovli-v-stpanah-mipa-osnovnye-tendentsii-i-pokazateli.html (дата обращения 04.09.2015).

5. Там же.

6. Азия обойдет Европу в рейтинге самых богатых регионов в 2014 году. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oilru.com/news/413815/ (дата обращения 07.09.2015).

7. Статистика интернет-торговли в странах мира. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shopolog. ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira/ (дата обращения 07.09.2015).

8. Там же.

9. Статистика интернет-торговли в странах мира: основные тенденции и показатели. [Электронный ресурс]. URL: Ы^У/провэд.рф Ы^У/провэд.рф/ analytics/16849-statistika-intepnet-topgovli-v-stpanah-mipa-osnovnye-tendentsii-i-pokazateli.html(дата обращения 04.09.2015).

FORECASTING TENDENCIES' MODELS OF WORLD INTERNET TRADING MARKET DEVELOPMENT

A.V. Onokoy, postgraduate, The department of applied informatics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, dvl-studio@narod.ru

This article is devoted to the research of world internet trading market development' dynamics, what is an integral part of world trading and today suffers from some complications which are conditioned by the unstable world economy situation. This article provides the forecasting models of world internet trading market, developed by the experts of international agency eMarketer's and World Trade Organization (WTO). Besides, the article includes the author's mathematic models which allow forecasting of changes' dynamics of electronic trading basic economic indices. As a methodic base the author uses methods of mathematic statistics, especially correlative and regression analyses. The main indices in the article are the volume of internet sales and its relative characteristics, the number of internet buyers. This article contains a comparative analysis of growth

rates of the world turnover and internet trading, and also structural analysis of world internet trading in separate regions. The article includes figures and diagrams with statistic data and forecasting models of world internet trading, and also offers the mathematic functions of the forecasting models developed by the author. Key words: e-Commerce, predictive model, approximation, linear model, power model, correlation analysis, regression analysis.

References

1. Statistika internet-torgovli v stranakh mira [Statistics of Internet Commerce in the countries of the world]. Available at: http://www.shopolog.ru/metodichka/ana-lytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira/ (accessed 07.09.2015).

2. Statistika internet-torgovli v stranakh mira [Statistics of Internet Commerce in the countries of the world]. Available at: http://www.shopolog.ru/metodichka/ana-lytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira/ (accessed 07.09.2015).

3. VTO ponizila prognoz rosta ob"emov mirovoi torgovli [The WTO has lowered the forecast of growth of world trade]. Den'gi — Money. Availble at: http://gigamir.net/ money/pub1667379 (accessed 15.04.2015); VTO: rost mirovoi torgovli zamedlilsia eshche bol'she WTO: world trade growth has slowed even more]. Available at: http:// www.svoboda.org/content/article/25332773.html (accessed 07.09.2015).

4. Statistika internet-torgovli v stranakh mira: osnovnye tendentsii i pokazateli [Statistics of Internet Commerce in the countries of the world: main trends and indicators]. Available at: http://провэfl.р$/analytics/16849-statisti-ka-intepnet-topgovli-v-stpanah-mipa-osnovnye-tenden-tsii-i-pokazateli.html (accessed 04.09.2015).

5. Statistika internet-torgovli v stranakh mira: osnovnye tendentsii i pokazateli [Statistics of Internet Commerce

in the countries of the world: main trends and indicators]. Available at: http://proved.rf http://proved.rf/ analytics/16849-statistika-intepnet-topgovli-v-stpanah-mipa-osnovnye-tendentsii-i-pokazateli.html (accessed 04.09.2015).

6. Aziia oboidet Evropu v reitinge samykh bogatykh re-gionov v 2014 godu [Asia to overtake Europe in the ranking of the richest regions in 2014]. Available at: http:// www.oilru.com/news/413815/ (accessed 07.09.2015)

7. Statistika internet-torgovli v stranakh mira [Statistics of Internet Commerce in the countries of the world]. Available at: http://www.shopolog.ru/metodichka/ana-lytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira/ (accessed 07.09.2015).

8. Statistika internet-torgovli v stranakh mira [Statistics of Internet Commerce in the countries of the world]. Available at: http://www.shopolog.ru/metodichka/ana-lytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira/ (accessed 07.09.2015).

9. Statistika internet-torgovli v stranakh mira: osnovnye tendentsii i pokazateli [Statistics of Internet Commerce in the countries of the world: main trends and indicators]. Available at: http://npoB3g.p$/ analytics/16849-statistika-intepnet-topgovli-v-stpanah-mipa-osnovnye-tendentsii-i-pokazateli.html (accessed 04.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.