Научная статья на тему 'Электронная торговля: проблемы и перспективы развития'

Электронная торговля: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1634
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ELECTRONIC COMMERCE / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙН-ПРОДАЖИ / ONLINE SALES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ / DATA MINING / ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / DECISION SUPPORT / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онокой Л.С., Онокой А.В.

Статья посвящена проблемам и перспективам развития современного российского рынка электронной торговли, который в настоящее время испытывает значительные трудности в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране. В статье анализируется негативное влияние современных кризисных явлений на динамику развития российской электронной торговли, приводятся данные аналитического агентства DataInsight, позволяющие оценить изменения основных показателей рынка вплоть до 2014 года. На основе анализа общей тенденции развития рынка электронной торговли строится прогноз объема онлайн-продаж материальных товаров на 2015 год. Основное внимание авторы статьи уделяют актуальной проблеме снижения конверсии в системе электронной торговли. По мнению авторов, решение этой проблемы заключается в персонализации модели поведения покупателя в системе электронной торговли с использованием технологий интеллектуального анализа данных на основе математического аппарата поддержки принятия решений. С этой целью предлагается сформировать стереотипные модели покупателей, для каждой из которых необходимо разработать специализированный контент интернет-страниц и индивидуализированную траекторию движения по ссылкам сайта интернет-магазина. Интеллектуализация информационных технологий электронной торговли будет способствовать повышению скорости поиска необходимых товаров и как следствие росту потребительского спроса. В заключение авторы статьи приводят перечень преимуществ интеллектуальной информационной системы электронной торговли для покупателя и организации-продавца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet trading: problems and development perspectives

The article is devoted to the problems and development perspectives of modern Russian market of internet trading which is suffering today because of unstable economic situation in the country. The article analyzes the influence of the modern negative crisis phenomena on the Russian internet trading development; the article contains the data by the analytic agency DataInsight which provide an opportunity to evaluate Russian market’s changes to 2014. On the base of general development tendency of internet trading the authors have formed a forecast of material goods’ online sales volume for 2015. The special attention is paid to the urgent problem of conversion’s reduction in the system of internet trading. According to the authors’ opinion the solution consist in costumer’s behavior model specialization in the system of internet trading with an application of data intellectual analysis technologies on the base of mathematic method of decisions’ support. In order to achieve this goal the authors recommend forming stereotype models of buyers, and for each customer it is necessary to develop special content of internet pages and individual sequence of surfing on internet shops. Intellectualization of internet trading information technologies will promote the speed of goods’ selecting and growth of consumer’s demand. As a conclusion the authors provide an advantages set of intellectual information system of internet trading for buyer and organizations.

Текст научной работы на тему «Электронная торговля: проблемы и перспективы развития»

Л.С. Онокой, доктор социол. наук, профессор,

кафедра бизнес-информатики,

А.В. Онокой, аспирант

кафедра прикладной информатики,

Финансовый университет при Правительстве РФ,

г. Москва, Россия,

0уц, koisha2006@yandex.ru

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена проблемам и перспективам развития современного российского рынка электронной торговли, который в настоящее время испытывает значительные трудности в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране. В статье анализируется негативное влияние современных кризисных явлений на динамику развития российской электронной торговли, приводятся данные аналитического агентства DаtаInsight, позволяющие оценить изменения основных показателей рынка вплоть до 2014 года. На основе анализа общей тенденции развития рынка электронной торговли строится прогноз объема онлайн-продаж материальных товаров на 2015 год. Основное внимание авторы статьи уделяют актуальной проблеме снижения конверсии в системе электронной торговли. По мнению авторов, решение этой проблемы заключается в персонализации модели поведения покупателя в системе электронной торговли с использованием технологий интеллектуального анализа данных на основе математического аппарата поддержки принятия решений. С этой целью предлагается сформировать стереотипные модели покупателей, для каждой из которых необходимо разработать специализированный контент интернет-страниц и индивидуализированную траекторию движения по ссылкам сайта интернет-магазина. Интеллектуализация информационных технологий электронной торговли будет способствовать повышению скорости поиска необходимых товаров и как следствие — росту потребительского спроса. В заключение авторы статьи приводят перечень преимуществ интеллектуальной информационной системы электронной торговли для покупателя и организации-продавца.

Ключевые слова: электронная коммерция, электронная торговля, онлайн-продажи, интеллектуальный анализ данных, поддержка принятия решений, бизнес-процессы.

Современное развитие информационных технологий и в частности телекоммуникационных обеспечило возникновение и широкое распространение систем электронной коммерции. Эти системы успешно функционируют в сети Интернет и уже являются серьезными конкурентами традиционных форм организации бизнеса. Известно, что под электронной коммерцией понимается коммерческая деятельность, нацеленная на получение прибыли и реализуемая с использованием телекоммуникационных технологий1.

Традиционно принято сегментировать рынок электронной коммерции в соответствии с его участниками, поддерживающи-

ми телекоммуникационные взаимоотношения. В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся секторов электронной коммерции является сектор электронного взаимодействия между юридическими и физическими лицами (В2С) — электронная торговля2. Это определяется явными преимуществами электронной торговли как для торговых организаций (снижение затрат на аренду и обслуживание торговых площадей), так и для покупателей (удобство и выгода совершения интернет-покупок)3.

По данным аналитического агентства DataInsight, в 2014 году в России насчитывалось более 200 тысяч интернет-мага-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

зинов и 31 миллион онлайн-покупателей, объем онлайн-продаж материальных товаров оценивался специалистами агентства DataInsight в 440 миллиардов рублей (рисунок). -

Кризисные явления в российской экономике конца 2014 года привели к значительному удорожанию товаров и, как следствие, к снижению покупательной способности населения, что нашло свое отражение в динамике продаж в электронной торговле. Исследователи DataInsight отмечают следующие актуальные тенденции в развитии интернет-торговли: смещение интернет-заказов в сторону более дешевых товаров; рост количества заказов за счет улучшения конверсии, а не за счет роста посещаемости, как это отмечалось в докризисный период; снижение частоты заказов.

В условиях современного экономического кризиса предприятия электронной торговли очень заинтересованы в увеличении конверсии. Одним из значительных препятствий этому, по мнению авторов, является наличие в сети множества однотипных по дизайну и контенту интернет-пред-

Исследователи DаtаInsight отмечают следующие актуальные тенденции в развитии интернет-торговли: смещение интернет-заказов в сторону более дешевых товаров; рост количества заказов

за счет улучшения конверсии, а не за счет роста посещаемости, как это отмечалось в докризисный период; снижение частоты заказов.

ложений по каждой категории товаров, что ведет к многочасовым поискам лучших предложений по параметрам «цена и качество». В результате современная электронная торговля теряет одно из основных своих преимуществ — обеспечение покупателю возможности быстрого и удобного поиска необходимых товаров и услуг.

Решение этой проблемы авторам видится в интеллектуализации интернет-технологий электронной торговли на основе математических методов поддержки принятия решений.

Известно, что интеллектуальные системы реализуют или имитируют функции, традиционно ассоциируемые с человеческим интеллектом5. В случае электронной торговли это могут быть следующие функции:

— оценивание уровня требований интернет-покупателя;

— адаптация содержания интернет-сайта и его системы навигации в соответствии с этим уровнем и индивидуальными особенностями покупателя.

млрд. руб.

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

2010

2011

2012

2013

2014

2015 (прогноз)

Рис. 1. Динамика объема онлайн-продаж материальных товаров4

С использованием методов классификации и кластеризации статистических данных (покупок, выставленных рейтингов, посещений и т. д.) и данных опросов посетителей сайтов интернет-магазинов строятся стереотипные модели покупателей6. В этих моделях находят отражение следующие основные характеристики покупателя интернет-магазина:

— цели покупателя;

— уровень его требований к товару;

— уровень его знаний о торговой фирме, товаре.

Для каждой из стереотипных моделей разрабатываются специализированный контент интернет-страниц и траектория движения по сайту интернет-магазина. Анализ поведения нового покупателя на сайте интернет-магазина (просмотр конкретных товаров, сделанные им заказы, переходы по ссылкам) позволяет причислить его к одной из стереотипных моделей и затем использовать эту модель для адаптации различных видимых для покупателя аспектов интернет-сайта. В результате каждый покупатель получает адаптированное к его потребностям содержание интернет-страниц и индивидуализированные навигационные возможности.

В модели покупателя основное внимание уделяется его требованиям к товару. Известно, что эти требования могут сильно различаться у различных покупателей. Кроме того, они могут значительно изменяться в течение просмотра покупателем сайта интернет-магазина. Этот факт необходимо учитывать в модели покупателя, предусмотрев возможность моделирования изменяющегося уровня требований.

Адаптивная к требованиям покупателя информационная система электронной торговли имеет, по мнению авторов, целый ряд преимуществ:

— позволяет уменьшить временные затраты консультантов, которые, отвечая на телефонные звонки покупателей, вынуждены компенсировать информационную

неполноту и неточность сайта интернет-магазина;

— предоставляет покупателям возможности движения по сайту по собственной

адаптированной траектории;

— реализует дифференциальный подход к формированию контента интернет-сайта, ориентированного на признание того факта, что у разных покупателей потребности и финансовые возможности различны;

— повышает оперативность и эффективность поиска покупателем товара.

Таким образом, перспективы развития информационных технологий электронной торговли, по мнению авторов, связаны в первую очередь с персонализацией модели поведения покупателя в интернет-сети (подбор товаров и услуг, текста, мультимедиа-объектов и механизмов навигации сайта), что достигается путем интеллектуализации интернет-технологий электронной торговли на основе математических методов поддержки принятия решений.

Литература

1. Кобелев О.А. Электронная коммерция. М.: Изд-во: Дашков и К, 2015. 684 с.

2. Дик В.В., Лужецкий М.Г., Родионов А.Э., Электронная коммерция. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. 376 с.

3. Кубкина Ю.С. Электронная коммерция: роль, понятие, направление развития // TERRA ECONOMICUS. 2012. Том 10. № 2. Ч. 2. С. 53-55.

4. Вирин Ф.Е. Интернет-торговля 2014. Новые цифры огромного рынка. М.: Дейта Инсайт, 2014. 12 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www. datainsight.ru/onlineretail2014 (дата обращения 20.02.2015).

5. Рыбина Г.В. Основы построения интеллектуальных систем. М.: Издательство: Финансы и статистика, Инфра-М., 2010. 432 с.

6.. Багсегян А.А, Куприянов М.С., Холод И.И., Тесс М.Д. Анализ данных и процессов. СПб.: БХВ Петербург, 2009. 512 с.

Анализ поведения нового покупателя на сайте интернет-магазина

позволяет причислить его к одной из стереотипных моделей и затем использовать эту модель для адаптации различных видимых для покупателя аспектов интернет-сайта.

\ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

INTERNET TRADING: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PERSPECTIVES

L.S. Onokoy, Doctor of sociology, Professor, the department of business informatics,

A.V. Onokoy, postgraduate, the department of applied informatics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, dvl-studio@narod.ru, koisha2006@yandex.ru

The article is devoted to the problems and development perspectives of modern Russian market of internet trading which is suffering today because of unstable economic situation in the country. The article analyzes the influence of the modern negative crisis phenomena on the Russian internet trading development; the article contains the data by the analytic agency Datalnsight which provide an opportunity to evaluate Russian market's changes to 2014. On the base of general development tendency of internet trading the authors have formed a forecast of material goods' online sales volume for 2015. The special attention is paid to the urgent problem of conversion's reduction in the system of internet trading. According to the authors' opinion the solution consist in costumer's behavior model specialization in the system of internet trading with an application of data intellectual analysis technologies on the base of mathematic method of decisions' support. In order to achieve this goal the authors recommend forming stereotype models of buyers, and for each customer it is necessary to develop special content of internet pages and individual sequence of surfing on internet shops. Intellectualization of internet trading information technologies will promote the speed of goods' selecting and growth of consumer's demand. As a conclusion the authors provide an advantages set of intellectual information system of internet trading for buyer and organizations.

Key words: electronic commerce, online sales, data mining, decision support, business processes.

References

1. Kobelev O.A. Elektronnaia kommertsiia [Electronic commerce]. Moscow, Izd-vo: Dashkov i K Publ., 2015. 684 p.

2. Dik V.V., Luzhetskii M.G., Rodionov A.E., Elektronnaia kommertsiia [Electronic commerce]. Moscow, Mos-kovskaia finansovo-promyshlennaia akademiia Publ., 2005. 376 p.

3. Kubkina Iu.S. Elektronnaia kommertsiia: rol', ponia-tie, napravlenie razvitiia [E-Commerce: the role, concept, direction of development]. TERRA ECONOMICUS, 2012, vol. 10, no. 2, part 2, pp. 53-55.

4. Virin F.E. Internet-torgovlia 2014. Novye tsifry ogromnogo rynka [Online trading in 2014. New figures huge market]. Moscow, Deita Insait Publ., 2014. Available at: http://www datainsight.ru/onlineretail2014 (accessed 20.02.2015).

5. Rybina G.V. Osnovy postroeniia intellektual'nykh system [Fundamentals of intelligent systems]. Moscow, Izdatel'stvo: Finansy i statistika Publ., Infra-M Publ., 2010. 432 p.

6. Bagsegian A.A, Kupriianov M.S., Kholod I.I., Tess M.D. Analiz dannykh i protsessov [Analysis of data and processes]. St. Petersburg, BKhV-Peterburg Publ., 2009. 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.