Научная статья на тему 'Прогнозирование возникновения аварий на точечных объектах нефтегазовой отрасли'

Прогнозирование возникновения аварий на точечных объектах нефтегазовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
287
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Енин Е.Е., Звягинцева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование возникновения аварий на точечных объектах нефтегазовой отрасли»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙ НА ТОЧЕЧНЫХ ОБЪЕКТАХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Е.Е. Енин, студент, А.В. Звягинцева, доцент, к.т.н., Воронежский государственный технический университет

Нефть и нефтепродукты представляют собой источники повышенной опасности, являясь сырьем для химической промышленности, топливом для множества энергетических объектов и источником энергии для транспорта и других потребителей. Объектом исследования представленной работы является многотопливная автозаправочная станция. Область применения - многотопливные точечные объекты в системе нефтегазового комплекса, предназначенные для хранения и обеспечения автотраспортных средств бензина марок А-76, Аи-92, Аи-95, дизельного топлива (Дт), сжиженного углеводородного газа (СУГ). Цель исследования: на основе моделирования технологических процессов эксплуатации многотопливного точечного объекта разработать инженерно-технические мероприятия по снижению риска и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте. Расчеты проводились на основе «Методики расчета риска на опасном промышленном объекте» (приказ №404 МЧС РФ).

Проведен анализ возможных сценариев возникновения чрезвычайных ситуаций на исследуемом объекте [1]. Возможными причинами возникновения аварийных ситуаций являются: усталость материала емкостей, труб, коррозия; брак сварных швов, деформация, механическое повреждение в результате нарушения регламента работ и т.д.; нарушения режимов или параметров перекачки продукта; нарушения технологии ремонта. Исходя из перечисленных выше возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций, с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала и внешних воздействий природного и техногенного характера, можно сделать вывод, что сценарии аварий на АЗС могут быть приближенно описаны с помощью деревьев событий, приведенных на рис. 1.

Численные значения частоты возникновения аварийных ситуаций по описанным выше сценариям их развития получены путем умножения частоты возникновения инициирующего события на условную вероятность развития аварии по конкретному сценарию с учетом количества оборудования и периодичности доставки СУГ и нефтепродуктов. В результате возможных аварийных ситуаций на АЗС возможно возникновение взрывопожароопасных зон, факельного горения СУГ, пожаров разлива, огненных шаров (для автоцистерны), взрывов ГВС и ПВС с поражением оборудования и персонала тепловым излучением, и ударной волной.

Рис.1. Дерево событий при полном разрушении автоцистерны с бензином

на площадке слива.

Анализ полученных результатов, проведенный с учетом зон действия поражающих факторов и детерминированных и вероятностных критериев оценки поражающего действия волны давления и теплового излучения на людей [2], позволил провести расчет значений потенциального пожарного риска на территории объекта и построить на плане АЗС поля потенциального пожарного риска (рис.2).

Полученное распределение потенциального пожарного риска гибели персонала на территории объекта показывает, что зонами наибольшего потенциального риска гибели людей являются: зона, прилегающая к колонке СУГ, площадка для автоцистерны с СУГ и резервуары СУГ (6,4*10-5 год-1 и 5,8*10-5 год-1, соответственно).

На остальной территории АЗС потенциальный риск колеблется от 1,7*10-6 год-1 до значений менее 1*10-8 год-1.

Индивидуальный пожарный риск гибели персонала: площадка для автоцистерны - 8,64*10-8 год-1; резервуары СУГ - 8,64*10-8 год-1; колонка СУГ -2,34*10-7 год-1; зона ТРК - 2,1*10-7 год-1; операторная - 4,18*10-8 год-1.

Суммарный индивидуальный пожарный риск гибели персонала и посети-

7 1

телей АЗС составляет - 6,59*10- год- . Индивидуальный риск гибели населения на прилегающей территории менее величины 6,74*10-8 год-1.

Потенциальный риск по остальной территории объекта распределен следующим образом: зона ТРК - 1,23*10-5 год-1; операторная - 8,5*10-8 год-1.

Рис. 2. Распределение потенциального пожарного риска по территории АЗС

В связи с тем, что максимальное количество пострадавших от возможных аварийных ситуаций на АЗС не превышает 3-х человек, социальный пожарный

риск на территории АЗС и прилегающей территории не определялся. Величина

1 1

индивидуального пожарного риска, составляющая 6,59*10- год- , не превышает величину пожарного риска, 1*10-6 год-1, установленную Федеральным Законом №123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Таким образом, анализ полученных результатов по оценке риска возникновения аварий показывает, что рассматриваемая многотопливная АЗС соответствует принятым мировым нормам (10-5 год-1).

Список использованной литературы:

1. Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации: приказ МПР России от 03.03.2003 №156. 5 с.

2. Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной безопасности: приказ МПР России от 30 июня 2009 г. № 382. 41с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.