Научная статья на тему 'Прогнозирование уровня инфляции в условиях нестабильности внешней среды'

Прогнозирование уровня инфляции в условиях нестабильности внешней среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васин Л. А., Ростовцев В. В.

В статье отмечается, что уровень инфляции имеет большое влияние как на экономику целого государства, так и на экономику отдельного предприятия. В связи с этим прогнозирование инфляционных процессов играет важную роль для принятия управленческих решений. В статье предложена модель индекса потребительских цен, а также проанализированы ранее предложенные экономико-математические модели инфляции, выявлены их достоинства и недостатки. Построена информационно-логическая модель, которая позволяет снизить роль субъективного фактора при принятии управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование уровня инфляции в условиях нестабильности внешней среды»

Инфляция

прогнозирование уровня инфляции в условиях нестабильности внешней среды

Л. А. ВАСИН, доктор технических наук, заведующий кафедрой экономики и управления

E-mail: [email protected]

В. В. РОСТОВЦЕВ, аспирант кафедры прикладной математики

и информатики E-mail: [email protected] Тульский государственный университет

В статье отмечается, что уровень инфляции имеет большое влияние как на экономику целого государства, так и на экономику отдельного предприятия. В связи с этим прогнозирование инфляционных процессов играет важную роль для принятия управленческих решений. В статье предложена модель индекса потребительских цен, а также проанализированы ранее предложенные экономико-математические модели инфляции, выявлены их достоинства и недостатки. Построена информационно-логическая модель, которая позволяет снизить роль субъективного фактора при принятии управленческих решений.

Ключевые слова: экономико-математическая модель, индекс потребительских цен, информационно-логическая модель.

Инфляция представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.

Главным показателем инфляции выступает темп инфляции, который вычисляется как отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего периодов к уровню цен предыдущего периода, выраженный в процентах.

Выделяют различные виды инфляции в зависимости от критериев. По темпу инфляции выделяют умеренную инфляцию (3—5 % в год), галопирующую и гиперинфляцию (более 1 000 % в год). Кроме

того, различают явную (открытую) инфляцию, при которой наблюдается общее повышение уровня цен, и подавленную (скрытую) инфляцию, при которой цены устанавливаются государством ниже рыночных и наблюдается дефицит товаров.

По другой классификации [2], выделяют три вида инфляции:

1) первый вид регулирует колебания среднего уровня товарных цен;

2) второй — колебания валютного курса национальных денег по отношению к мировым;

3) третий — соотношение уровней товарных цен, валютного курса (валютных цен) и доходности активов (уровня капитализации) или капитальных цен.

Иными словами, инфляция является нарушением финансово-денежной стабильности и одновременно механизмом ее восстановления.

Вместе с тем имеют место и другие виды инфляции, а именно:

• инфляция спроса;

• инфляция предложения (издержек);

• сбалансированная инфляция;

• несбалансированная инфляция;

• прогнозируемая инфляция;

• непрогнозируемая инфляция;

• подавленная инфляция и др.

финансы и кредит

25

При этом существует несколько методов измерения инфляции:

• индекс цен производителей PPI;

• индекс расходов на проживание COLI;

• индекс цены активов;

• дефлятор ВВП;

• индекс Пааше и др.

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен CPI.

Инфляция играет важную роль при принятии управленческих решений, что влечет за собой необходимость моделирования инфляционных процессов, которое является эффективным инструментом ее анализа.

В ряде источников приведено множество моделей инфляции, которые строились для инфляционных процессов в России в различные годы. Далее рассмотрим некоторые из них.

Для инфляционных процессов 1996—1997 гг. С. Архиповым и С. Дробышевским была построена следующая эконометрическая модель инфляции [1]: п

П = с + а0%,_2 +YJ^imt-i + a2 У, + ,

i=0

где л, — изменение потребительских цен за неделю t;

с — свободный член;

a0, av a2 — коэффициенты регрессии;

n — глубина лага, равная 47 неделям;

i — номер лага;

а t — веса полинома;

mt — десятичный логарифм месячного темпа изменения денежной массы М2; yt — месячный темп изменения реального ВВП, равномерно распределенного по неделям соответствующего месяца;

— остатки регрессии. Далее, веса полинома определяются по формуле

а. = b0 + bxi + b2i2 + b3i3, где b0 bv b2, b3 — коэффициенты.

Существенным недостатком данной модели является использование в качестве одного из факторов месячного темпа изменения реального ВВП, равномерно распределенного по неделям. Поиск статистических данных по этому показателю весьма затруднен ввиду того, что органы статистики рассчитывают их по ВВП ежеквартально и ежегодно. Кроме того, к недостаткам относится и факт неспособности модели изменяться при существенных изменениях внешней среды, что и обусловливает ее

использование в сугубо ограниченный промежуток времени.

Для более раннего периода времени (1995— 1996 гг.) свою авторегрессионную модель предлагали В. Мау, С. Синельников и У. Трофимов [4]:

Р, = aiP,-l + a2mi

(t-1), (,-6)

где р1 — индекс роста потребительских цен в течение месяца £

а1, а2 — коэффициенты регрессии; т ((1) (( 6) — среднее геометрическое месячных темпов прироста денежной массы М2 за предыдущие шесть месяцев; ^ — прочие (немонетарные) факторы инфляции.

Следует отметить зависимость структуры данной модели от политического сценария, предложенного правительством.

В одной из своих работ В. Марьясин [3] предложил факторную модель базовой инфляции вида: п=Е! х г,52 х р; х м у = 0, 1,..., Т),

где П( — базовый индекс потребительских цен (ИПЦ), сложившийся в месяце £ Е1 — темп изменения обменного курса рубля к доллару США, рассчитанного в среднем за месяц t, на основе данных Банка России, по отношению к аналогичному показателю в месяце — 1;

Yt — цепной ИПЦ на продукцию отраслей легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов в месяце ; Р—1 — инфляционное ожидание в месяце t, количественно определяемое как ИПЦ Р, сложившийся в месяце t-1; М—1 — темп изменения монетарной переменной «агрегат М0 + Депозиты до востребования населения» за месяц ^1.

Данную модель можно использовать как для прогнозирования, так и для достижения возникших целей путем воздействия на переменные, входящие в уравнение.

В связи с тем, что указанные модели использовались в прошлом и с высокой долей вероятности не будут отражать существующей действительности, предлагается построить экономико-математическую модель, которая будет учитывать следующие факторы:

• импорт;

• экспорт;

• курс доллара США;

• ставку рефинансирования Банка россии.

9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59

Для реализации процесса прогнозирования уровня инфляции по указанным ранее экономико-математическим моделям построим информационно-логическую модель (рис. 2), которая позволит снизить роль субъективного фактора при принятии управленческих решений.

Информационно-логическая модель прогнозирования уровня индекса потребительских цен в России заключается в следующем:

Номер наблюдения

Предлагаемая экономико-математическая модель представляет собой регрессионную модель вида:

Р г = ао + а\I + а2Е( + "А + (1)

где Рг— индекс потребительских цен в месяце г; а^, а 1, "2, а^, "4 коэффициенты регрессии; I — импорт товаров; Е] — экспорт товаров; А. — значение курса доллара США;

Rt - значение ставки рефинансирования Банка России.

a0 = 107,666, a1 = a2 = - 1,599 • 10-5, a3 = - 0,241, a4 =

Индекс потребительских цен в России по данным органов статистики в 2004-2008 гг. (помесячно) представлен на рис. 1.

Коэффициенты данной модели рассчитываются при помощи статистических программ SPSS 17 и Статистика 6.0. В рассматриваемом случае (для исходных данных 2004-2008 гг.) получаем:

3,209 • 10-5,

0,52.

Предложенная модель описывает два из трех видов инфляции, о которых говорилось ранее, а именно: первый вид инфляции, регулирующий колебания среднего уровня товарных цен, и второй вид, регулирующий колебания валютного курса национальных денег по отношению к мировым.

В зависимости от экономической ситуации и внешних факторов в модель может быть добавлен кредитный показатель, который охватит и третий вид инфляции.

В этом случае исходная регрессионная модель будет иметь следующий вид:

Pt = a0 + a1I + a2E t + a3S t + a4Rt + a5K, (1) где Kt - объем кредитов в месяце t.

Результат моделирования

\фактора «кредиты»/ г г

Построение модели без учета фактора «кредиты» Построение модели с учетом фактора «кредиты»

рис. 2. Информационно-логическая модель процесса прогнозирования уровня индекса потребительских цен

финансы и кредит

27

1) формируется база данных о состоянии внешней среды на основе получения и обработки ежемесячных статистических данных по следующим показателям: импорт, экспорт, курс доллара США, величина ставки рефинансирования Банка России, объем кредитов;

2) для упрощения исходной регрессионной модели проверяется сила влияния кредитного фактора в данный период времени. Если его значение велико, то для прогнозирования используется модель (2). В противном случае расчет уровня индекса потребительских цен осуществляется по модели (1);

3) на следующем шаге проверяется сила колебания параметров внешней среды. Если эти колебания незначительны, то в зависимости от выбранной стратегии рассчитывается индекс потребительских цен по формуле (1) или (2). При наличии сильных колебаний параметров внешней среды используется принцип обратной связи и производится перерасчет коэффициентов регрессионной модели. Таким образом, прогнозирование уровня потребительских цен будет осуществляться по уточненной модели. Это позволит приблизить результаты расчета по данной экономико-математической модели к ее реальным величинам;

4) полученные на основе зависимостей (1) и (2) показатели индекса потребительских цен заносятся в базу данных «результаты моделирования», откуда при необходимости и берется показатель Pll;

5) на следующем этапе к исходным данным непрерывным потоком с интервалом в один месяц

добавляются новые данные о факторах модели. С учетом вновь полученной информации необходимо выполнить п. 1—4 и получить следующий индекс потребительских цен, который вносится в базу данных «результаты моделирования».

Таким образом, разработанная информационно-логическая модель позволяет осуществлять динамическое отслеживание состояния параметров внешней среды и в зависимости от конкретных условий использовать первую или вторую экономико-математическую модель для определения индекса потребительских цен.

Результаты, получаемые в процессе моделирования, используются при принятии управленческих решений.

Список литературы

1. Гребенников П. И., Леусский А И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: учеб., М.: ЮРАЙТ. 2003. 652 с.

2. Евстигнеева Л. П., Евстигнеев Р. П. Инфляция в новом измерении // Вопросы экономики. 2008. № 7. С. 46-60.

3. Марьясин М. Ш. Моделирование базовой инфляции: вопросы методологии и практического применения // Банковское дело. 2002. № 11. С. 4-9.

4. Мау В., Синельников-Мурылев С., Трофимов У. Альтернативы экономической политики и проблемы инфляции // Вопросы экономики. 1995. № 12. С. 12-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.