Прогнозирование трудовой структуры населения Оренбургской области
Ю.Р. Юзаева, соискатель, Оренбургский ГАУ
С точки зрения управления экономикой региона (страны в целом) нерациональная трудовая структура, сопряжённая со старением населения, оказывает неблагоприятное влияние на многие социально-экономические процессы. Это проявляется в увеличении нагрузки на органы социальной защиты, создаёт дефицит средств, направленных на пенсионное обеспечение, сдерживает развитие рынка труда и т.п. Следовательно, особое внимание необходимо уделить анализу динамики трудовой структуры населения.
Трудовая структура населения — это соотношение численности лиц трудоспособного возраста с численностями лиц моложе и старше этого возраста. В отечественной практике границы трудоспособного возраста определяются законодательно: для мужчин от 16 до 59 лет, для женщин от 16 до 54 лет. Людей старше предельного трудоспособного возраста относят к категории пожилых, а моложе — к группе детей [1].
Трудовую структуру населения в Российской Федерации (РФ), Приволжском федеральном округе (ПФО), Оренбургской области нельзя назвать оптимальной (рис.).
Так, Б.Ц. Урланис считает её оптимальной тогда, когда лица моложе трудоспособного возраста составляют не менее 20%, трудоспособного возраста — 65% и старше трудоспособного возраста — не более 15%. Как видно на рисунке, в трудовой структуре населения России в целом, ПФО и Оренбургской области мало отличий. Отметим, что трудовая структура ухудшилась в 2009 г. по сравнению с 1990 г. Удельный вес группы моложе трудоспособного возраста в
Оренбургской области ниже оптимально допустимого. Доля населения трудоспособного возраста в абсолютном и относительном выражении несколько возросла за последние годы, хотя всё равно пока не соответствует оптимальному уровню. Удельный вес группы жителей старше трудоспособного возраста заметно превышает оптимальный уровень. При этом в ближайшей перспективе представляется маловероятным ожидать достаточного притока населения в состав трудоспособного контингента при сокращении доли населения младше трудоспособного возраста. Чтобы сделать это утверждение более обоснованным, проанализируем изменения в возрастной структуре населения подробнее.
Более объективно оценить степень несбалансированности демографической структуры позволяет вычисление относительных величин: коэффициентов координации удельного веса близлежащих возрастных групп; темпов роста (снижения) коэффициентов координации удельного веса близлежащих возрастных групп и средних темпов роста (снижения) коэффициентов координации удельного веса близлежащих возрастных групп [2].
Коэффициенты координации удельного веса близлежащих возрастных групп определяются по годовым данным как отношение удельного веса последующей возрастной группы к удельному весу предыдущей возрастной группы:
К, = ^-100, / = 1,2,..., т -1,
(1)
j = 2, 3,..., т -1,
где I — порядковый номер возрастной группы населения;
N°
О4
Доля населения моложе Доля населения в Доля населения старше
трудоспособного возраста трудоспособном возрасте трудоспособного возраста
» Российская Федерация и Оренбургская область
□ Приволжский федеральный округ * Оптимальные значения
Рис. - Трудовые структуры населения РФ, Приволжского Федерального округа и Оренбургской области за 2009 г.
т — число выделенных возрастных групп населения;
у — порядковый номер коэффициента координации удельного веса близлежащих возрастных групп;
— доля /+1-й возрастной группы в общей численности населения; ёу — доля 1-й возрастной группы в общей численности населения.
Средние коэффициенты координации удельного веса близлежащих возрастных групп (К ) рассчитываются по формуле средней геометрической простой:
К
-1 К} -100:
:т-1 ^ -100.
V ^1
(2)
Темпы роста (снижения) коэффициентов координации удельного веса близлежащих возрастных групп (Ту) по двум сравниваемым годам определяются по формуле:
К
Т, =-^ -100,
, К, ’ (3)
где К, — у-й коэффициент координации удельного веса близлежащих возрастных групп в отчётном году;
Ку — у-й коэффициент координации удельного веса близлежащих возрастных групп в году, принятом за базу сравнения.
Для расчёта среднего темпа роста (снижения) коэффициентов координации удельного веса близлежащих возрастных групп (Т ) по двум сравниваемым годам используется формула:
Т = ^ -100. (4)
Перечисленные выше показатели были рассчитаны по пятилетним возрастным группам населения Оренбургской области за 1990, 1999,
2009 гг. и приведены в таблице 1. В связи с тем, что по результатам Всероссийской переписи
2010 г. сведения о составе, возрастной структуре населения будут уточняться, данные о возрастной структуре за 2010—2011 гг. опубликуют только в 2013 г. Расчёты выполнены по данным территориального органа Росстата по Оренбургской области [3].
Особенностью динамики возрастной структуры населения Оренбургской области является то, что в 1990 г. удельный вес каждой последующей пятилетней возрастной группы в среднем составлял 97,4% от удельного веса предыдущей возрастной группы, в 1999 г. — 103,5%, в 2009 г. — 103,3%. В 2009 г. по сравнению с 1990 г. соотношение удельного веса соседних возрастных групп (старшей и младшей) в среднем по пятилетним возрастным группам увеличилось на 6,0%, в 1999 г. по сравнению с 1990 г. — на 6,2%, в 2009 г. по сравнению с 1999 г. снизилось на 0,2%. Таким образом, подтверждается наличие структурных сдвигов в распределении населения Оренбургской области по возрасту, свидетельствующее об увеличении доли старших возрастных групп по сравнению с долей младших возрастных групп, что является явным признаком демографического старения и характеризует демографическую структуру региона как неблагоприятную.
Многолетнее увеличение абсолютной численности людей старших возрастов сделали процесс демографического старения практически необратимым: средний возраст населения в 2009 г. составил 38 лет, что выше показателя 1989 г. на 6,8 года.
На основе данных о трудовой структуре Оренбургской области нами был осуществлён прогноз показателей на перспективу. Моделирование тенденции динамики методом аналитического
т
1. Анализ возрастной структуры населения Оренбургской области по данным за 1990—2009 гг.
Возрастная группа, лет Коэффициенты координации удельного веса близлежащих возрастных групп, в % Темпы роста (снижения) коэффициентов координации удельного веса близлежащих возрастных групп, в %
1990 г. 1999 г. 2009 г. 1999 г. к 1990 г. 2009 г. к 1990 г. 2009 г. к 1999 г.
0-4 - - - - - -
5-9 102,4 135,7 87,2 132,5 85,1 64,2
10-14 90,1 138,1 94,7 153,2 105,1 68,6
15-19 90,1 96,7 134,3 107,4 149,2 138,8
20-24 88,2 87,2 138,2 98,8 156,6 158,5
25-29 126,9 91,1 94,2 71,8 74,2 103,4
30-34 111,3 92,5 87,1 83,1 78,3 94,2
35-39 87,6 131,9 91,9 150,5 104,9 69,7
40-44 80,0 101,2 95,7 126,5 119,7 94,6
45-49 56,1 84,1 126,3 149,7 225,0 150,3
50-54 213,1 71,2 96,5 33,4 45,3 135,6
55-59 63,3 74,0 80,8 117,0 127,8 109,3
60-64 131,7 164,8 67,9 125,1 51,6 41,2
65-69 53,0 59,4 67,7 112,1 127,7 114,0
70 и более 181,5 210,9 313,1 116,3 172,6 148,4
Средний темп роста (снижения) коэффициентов координации удельного веса близлежащих возрастных групп, в % 97,4 103,5 103,3 106,2 106,0 99,8
2. Прогноз демографической структуры населения Оренбургской области, %
Показатель Уравнение тренда 2012 г. 2013 г. 2014 г.
С0-15 У = 53,979-0,4017? + 0,0064?2 (Я2 = 0,9335) 14,2 13,5 12,9
^16-54(59) У = 27,861-0,5915? - 0,0002?2 (Я2 = 0,9805) 66,6 67,3 68,0
С ^55(60)старше ~ = 18,145г°,°282 (Я2 = 0,6438) 19,8 19,9 19,9
выравнивания позволило получить уравнения тренда, наилучшим образом аппроксимирующие изучаемые показатели с вероятностью 95% [4]. Судя по значениям коэффициента достоверности аппроксимации (Я2), в период с 1990 по 2009 г уравнение параболы достаточно точно отражает тенденцию для рядов динамики: «Доля населения моложе трудоспособного возраста» (£0-15), «Доля населения трудоспособного возраста» (¿16-54(59)), а для ряда динамики «Доля населения старше трудоспособного возраста» (¿55(60)Смарше) лучшей моделью является степенная функция. Данные уравнения тренда использованы при прогнозировании показателей.
Прогнозируемая трудовая структура населения (табл. 2) также останется на протяжении многих лет неоптимальной, так как в результате дальнейшего снижения доли населения моложе трудоспособного возраста в будущем при переходе этой группы населения в трудоспособный возраст усилится экономическая нагрузка пожилыми на этот контингент населения.
Таким образом, очевидной является необходимость государственного регулирования процессов демографического старения, которое может выражаться в следующем.
Во-первых, необходимо стимулировать развитие систем негосударственного пенсионного обеспечения и личного страхования. Во-вторых,
нужно пересмотреть государственную политику в сфере занятости, поскольку у значительной части пожилых людей в приемлемой степени сохраняются здоровье и трудоспособность, они могут продолжать трудиться. Если процесс старения населения усилится, то это неизбежно приведёт к увеличению возраста выхода на пенсию и, следовательно, заставит работодателей создавать более привлекательные условия занятости для пожилых трудящихся. Наряду с этим необходимо проводить профилактические мероприятия в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья в трудоспособном и молодом возрасте. В-третьих, необходимо создать ресурс пополнения контингента лиц в трудоспособном возрасте путём привлечения мигрантов в возрасте 15—50 лет на постоянное жительство с учётом возможности обеспечения их работой и жильём, а также продолжить целенаправленную работу по стимулированию рождаемости для увеличения контингента детей.
Литература
1. Медков В.М. Демография: учебник. М.: Инфра-М, 2009. 683 с.
2. Карпенко Л.И., Шарилова Е.Е. Статистическая оценка и анализ возрастной структуры населения при исследовании процесса демографического старения // Вопросы статистики. 2008. № 5. С. 62-69.
3. Статистический ежегодник области 2010: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2010. 544 с.
4. Елисеева И.И. Статистика: учебник. М.: Издательство «Юрайт», ИД «Юрайт», 2010. 565 с.