Научная статья на тему 'Прогнозирование сроков замены трансмиссионных масел в механических агрегатах трансмиссии'

Прогнозирование сроков замены трансмиссионных масел в механических агрегатах трансмиссии Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
274
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ПОДОБИЯ / ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА / МЕТОДИКА ЗАМЕНЫ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Войтов В. А., Митиков С. А.

На основе применения положений системного подхода, с использованием основных теорем теории подобия и моделирования, получено уравнение, которое позволяет прогнозировать сроки замены трансмиссионных масел в механических агрегатах трансмиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREDICT TERMS OF REPLACEMENT TRANSMISSION OILS IN MECHANICAL UNITS TRANSMISSION

On the basis of application of rules of the system approach and using the basic theorems of the theory of similarity and modeling, the equation is received which allows to predict terms of replacement transmission oils in mechanical units transmission.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование сроков замены трансмиссионных масел в механических агрегатах трансмиссии»

УДК 621.891

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СРОКОВ ЗАМЕНЫ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ В МЕХАНИЧЕСКИХ АГРЕГАТАХ ТРАНСМИССИИ

В.А. Войтов, профессор, д.т.н.,

С.А. Митиков, ст. науч. сотруд., ХУВС

Аннотация. На основе применения положений системного подхода, с использованием основных теорем теории подобия и моделирования, получено уравнение, которое позволяет прогнозировать сроки замены трансмиссионных масел в механических агрегатах трансмиссии.

Ключевые слова: критерии подобия, трансмиссионные масла, методика замены трансмиссионных масел.

Введение

В агрегатах трансмиссии различных видов техники периодичность замены масел, как правило, определяют длительными и дорогостоящими эксплуатационными испытаниями. Поэтому целесообразно прогнозировать сроки замены трансмиссионных масел, используя научно обоснованные расчетные методики, полученные на основе лабораторных и эксплуатационных испытаний.

Анализ публикаций

Анализ работ [1, 2] показывает, что для прогнозирования сроков замены масел необходимы следующие главные этапы в исследованиях.

1. Статистический анализ условий эксплуатации масла должен быть направлен на выявление основных параметров масла, влияющих на надежность трибосистем объекта исследований и характеризующих работоспособность масла в целом.

2. Определение предельно допустимых значений установленных показателей качества масел путем лабораторного анализа проб масел, взятых в процессе эксплуатации.

ние установленных показателей качества, характеризующих эксплуатационные свойства масла в целом.

4. Составление математического описания кинетики изменения эксплуатационных свойств масла с целью прогнозирования сроков его замены.

Для успешного решения многофакторной задачи по прогнозированию сроков замены трансмиссионных масел необходимо подойти с позиции системного подхода и теории подобия и моделирования.

На первом этапе исследований, в работе [3], определены основные эксплуатационные свойства масел, влияющие на надежность трибосистем агрегатов трансмиссии, и разработан безразмерный критерий подобия, оценивающий начальные эксплуатационные

свойства трансмиссионных масел и их изменение в процессе эксплуатации Р ы .

,1/2

100

_ 5/2

(1)

M

Е

3. Исследование основных эксплуатационных факторов, которые определяют измене-

где V100 - кинематическая вязкость масла, м2/с; Еу - энергетический интегральный критерий оценки трибологических характеристик трансмиссионного масла, кг/(мс2); т -противопиттинговая способность масла, с; е - наличие в масле механических приме сей, кг.

В работе [4] представлены пределы изменения безразмерного критерия подобия для групп эксплуатации масла по классификации АР1, табл. 1, а также качественная зависимость АР1 = /(р мо).

Следующим этапом исследований было определение предельных значений установленных показателей качества трансмиссионных масел. В результате эксплуатационных испытаний и лабораторных исследований масел в различных агрегатах трансмиссии было установлено [4], что в процессе эксплуатации их начальные свойства, оцененные критерием подобия Р мО , изменяются. На основании полученных результатов исследований были разработаны и обоснованы предельно допустимые значения показателей качества трансмиссионных масел, входящих в критерий подобия Р м , и пределы изменения этого критерия Р М пред (табл. 1).

Таблица 1 Начальные значения критерия подобия Пмо и его предельные значения пм пред для групп масел по классификации АР1

Критерий подобия Группа масла по АРІ

GL-1 GL-2 GL-3 GL-4 GL-5

ГСмо-1022 2,32 2,79 19,35 132,42 521,67

ПМ пред^ 1° 1,16 1,98 10,64 84,75 333,87

Таким образом, для решения задачи по прогнозированию сроков замены трансмиссионных масел в механических агрегатах трансмиссии необходимо получить зависимость изменения эксплуатационных свойств масла в процессе эксплуатации и определить время, когда значение критерия подобия Р м

достигнет значения

М пред

Цель и постановка задачи

Цель настоящей работы - разработать методику определения сроков замены трансмиссионных масел в механических агрегатах

трансмиссии. В соответствии с целью решались следующие задачи:

1) получение критерия подобия, который отражает старение масла в агрегатах трансмиссии в процессе эксплуатации.

2) получение критериальной зависимости и уравнения регрессии между критерием подобия, оценивающим эксплуатационные свойства трансмиссионных масел, и критерием подобия, оценивающим старение масел при эксплуатации.

Методика исследований

Для определения факторов, влияющих на изменение эксплуатационных свойств трансмиссионного масла, был проведен анализ литературных источников и экспертный опрос специалистов, занимающихся эксплуатацией агрегатов трансмиссии. Проведенные исследования позволили установить наиболее значимые параметры, определяющие старение масла, такие как:

- t - продолжительность эксплуатации масла, с;

- о н - расчетное контактное напряжение в полюсе зацепления, кг/(мс2);

угловая скорость вращения шестерни,

1/с;

- QM- количество масла в агрегате трансмиссии, кг;

- V 100 - кинематическая вязкость масла, м2/с.

На основании второй теоремы теории подобия и моделирования, а также на основе метода анализа размерностей был получен безразмерный критерий подобия, оценивающий старение масла в механических агрегатах трансмиссии

а

(2)

м

Физический смысл критерия подобия Р ( заключается в следующем: критерий стремится к максимальному значению при изменении кинематической вязкости масла (из-за окисления масла и деструкции загущающих присадок), с увеличением нагрузочно-скоростного фактора на активные поверхности трибосистем, при большой продолжительности эксплуатации масла в агрегате трансмиссии и малом заправочном объеме масла. Показатели степеней при параметрах в форму-

ле (2) позволяют судить о влиянии этих факторов на процесс старения масла.

Результаты оценки факторов, влияющих на старение масла в процессе эксплуатации в агрегатах трансмиссии различных видов техники, позволили сделать вывод, что значения

критерия

увеличиваются с продолжи-

тельностью эксплуатации.

Полученные в работе [4] значения изменения начальных эксплуатационных свойств товарных масел в процессе эксплуатации (критерий подобия Р м) и факторов, влияющих на старение масла (критерий подобия Р (), позволили с помощью метода наименьших квадратов построить критериальные зависимости (рис. 1-3) и получить математическое описание кинетики изменения эксплуатационных свойств масла (3) - (5) для групп эксплуатации по классификации АР1.

p M = p MO Че

1,93Ш0-33ЧІ ,

(5)

п.-10“ 5OO 450 400 35O 300 250 200 150 100 50

■ и и

■ 1 — ■

-ІГ

25 я, -10

Рис. 3. Зависимость между критериями подобия Р м и Р ( для групп эксплуатации трансмиссионных масел по АР1: GL-4, GL-5

Расчет коэффициентов корреляции ^ = 0,8 -

0,9) подтвердил хорошую корреляцию между этими критериями, а адекватность полученных моделей была проверена методами математической статистики [5].

Из полученных зависимостей Р м = / (р () можно найти выражение для определения сроков замены масел t. Прологарифмировав обе части равенств (3) - (5) и решив их относительно Р (, получим

Рис. 1. Зависимость между критериями подобия Р M и Р t для группы эксплуатации трансмиссионных масел по API: GL-1

p M = p MO Че

1,2210-32 ЧІ ,

(3)

Рис. 2. Зависимость между критериями подобия Р M и Р t для групп эксплуатации трансмиссионных масел по API: GL-2, GL-3

p M = p MO Че

■5.62Ч0-32ЧІ ,

(4)

ln p MO ln p M

(6)

где

а

- коэффициент, который равен: 1,221° - 32 - для масел группы GL-1;

5,621° - 32 - для масел групп GL-2 и GL-3; 1,93 1° -33 - для масел групп GL-4 и GL-5.

Подставив в формулу (6) развернутое значение Р і из формулы (2) и решив его относительно і, получим выражение для расчета срока замены трансмиссионного масла в часах

t =

(1

QM

ln(^° p

/2

100

Мпред ))2/7 . (7)

Систематизирование и обобщение результатов исследований, а также получение зависимостей р м = / (р 1), позволило разработать методику определения сроков замены транс-

0

5

p

а

)

1

(

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

миссионных масел в агрегатах трансмиссии. Для этого необходимо выполнить следующие этапы.

1. Провести оценку уровня начальных эксплуатационных свойств масел лабораторными методами испытаний и рассчитать критерий подобия Р MO по формуле (1) или, воспользовавшись сертификатом качества трансмиссионного масла, узнать группу масла по API и используя табл. 1, определить начальное значение критерия подобия Р MO .

2. По группе масла API определить предельные Значения критерия подобия Р М пред (табл. 1).

3. Определить численное значение прогнозируемого срока замены масла t по формуле

(7).

Выводы

В данной работе на основе применения положений системного подхода с использованием основных теорем теории подобия и моделирования разработана методика прогнозирования сроков замены трансмиссионных масел в механических агрегатах транс-миссии.

1. Лышко Г.П., Левшанов Г.Г., Геленов А.М.

Оптимизация сроков замены моторного масла // Химия и технология топлив и масел. - 1982. - №11. - С. 32 - 34.

2. Лебедев О.А., Михеичев П.А., Вилен-

кин В.А. Установление сроков службы масел в авиационных газотурбинных двигателях // Химия и технология топлив и масел. - 1985. - №1. - С. 31 - 33.

3. Войтов В.А., Митиков С.А., Суханов М.И.

Оптимизация и прогнозирование эксплуатационных свойств смазочных материалов в агрегатах трансмиссии // Вестник НТУ «ХПИ». Сер. автомобиле-и тракторостроение / Сб. научн. тр. -Харьков: Изд-во НТУ «ХПИ». - 2006.

- Вып. 6. - С. 136 - 140.

4. Войтов В.А., Митиков С.А. Разработка и

обоснование предельно допустимых значений показателей качества трансмиссионных масел // Вестник ХНАДУ / Сб. научн. тр. - Харьков: Изд-во ХНА-ДУ. - 2007. - Вып. 37. - С. 79 - 82.

5. Львовский Е.Н. Статистические методы

построения эмпирических формул. - М.: Высшая школа, 1988. - 240 с.

Рецензент: А.В. Бажинов, профессор, д.т.н., -ХНАДУ.

Литература

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.