Научная статья на тему 'Прогнозирование ресурса сопряжения «Втулка цилиндра верхнее компрессионное кольцо» по ожидаемому износу'

Прогнозирование ресурса сопряжения «Втулка цилиндра верхнее компрессионное кольцо» по ожидаемому износу Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
252
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРС / ИЗНОС / СКОРОСТЬ ИЗНАШИВАНИЯ / КОМПРЕССИОННОЕ КОЛЬЦО / ВТУЛКА ЦИЛИНДРА / НОМИНАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / СРЕДНЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / АБРАЗИВНЫЕ ЧАСТИЦЫ / ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЧУГУНОВ / ТВЁРДОСТЬ / RESOURCE / WEAR / WEAR RATE / COMPRESSION RING / CYLINDER SLEEVE / NOMINAL VALUES / MEDIUM OPERATING VALUES / ABRASIVE PARTICLES / CHEMICAL COMPOSITION OF CAST IRONS / HARDNESS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Музаев Анзор Ахмедович, Шуаипов Абу Авганович

Предложена методология аналитического расчёта ресурса сопряжения «втулка цилиндра верхнее компрессионное кольцо» по ожидаемым значениям его износа для судовых малоразмерных дизелей. База расчета статистический материал для автотракторных двигателей близкой размерности, сходных по физико-механическим характеристикам материалов деталей цилиндропоршневой группы. Библиогр. 4. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of analytical calculation of coupling resource "cylinder sleeve upper compression ring" is offered according to the expected values of its wear for ship small-sized diesel engines. The base of the calculation is statistical material for tractor engines of close dimensionality and having similar physical and mechanical characteristics of components materials of the cylinder-piston group.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование ресурса сопряжения «Втулка цилиндра верхнее компрессионное кольцо» по ожидаемому износу»

УДК 621.43

А. А. Музаев, А. А. Шуаипов

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕСУРСА СОПРЯЖЕНИЯ «ВТУЛКА ЦИЛИНДРА - ВЕРХНЕЕ КОМПРЕССИОННОЕ КОЛЬЦО»

ПО ОЖИДАЕМОМУ ИЗНОСУ

Одним из наиболее нагруженных, ответственных и ограничивающих ресурс двигателя является износ сопряжения «втулка цилиндра (на участке максимального износа в зоне остановки верхнего компрессионного кольца у верхней мертвой точки (ВМТ)) - верхнее компрессионное кольцо».

Кроме требования износостойкости, к втулкам предъявляется ряд других требований:

— низкое значение коэффициента трения;

— жесткость конструкции, обеспечивающая неизменность геометрических параметров работающего двигателя или их минимальное искажение;

— хорошая обрабатываемость и возможно низкая стоимость изготовления;

— наличие рабочей поверхности, задерживающей достаточное количество масла.

Указанным требованиям в наибольшей степени удовлетворяет чугун. Однако в связи с тем, что для двигателей различного назначения характеристики долговечности и надежности различаются весьма значительно (иногда на порядок), разработано несколько марок чугунов, которые могут в той или иной степени удовлетворить требованиям, предъявляемым к втулкам цилиндров [1].

Чешуйки графита, которые распределены по всему объему металла, хорошо задерживают теплоту на поверхности, а фосфидная сетка, имеющая большую твердость и слегка выступающая над поверхностью, способствует износостойкости металла, играя роль своеобразного подшипника. Кроме того, в углублениях сетки задерживается смазочный материал. Химический состав чугунов, идущих на изготовление втулки, подбирают с таким расчетом, чтобы в чугуне образовался перлит, а не феррит, поскольку присутствие феррита в чугуне, даже в незначительном количестве, приводит к снижению его износостойкости. Типы чугуна, используемые для изготовления втулок цилиндров, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристики различных типов чугуна, используемых для изготовления втулок

Тип чугуна Химический состав Твердость НВ

Углерод Фосфор Никель Хром Другие элементы

Обычный перлитный 3,2 0,6 - 03 - 293

С высоким содержанием фосфора 3,3 0,85 - 0,8 - 300

Закаливающийся 3,2 0,6 1,0 0,4 - 425

Азотируемый 2,7 0,2 - 1,5 1 % А1 950

Коррозионно-устойчивый 2,7 0,8 14,0 2,0 7 % Си 232

«Мокрые» втулки цилиндров в основном испытывают напряжения в радиальном направлении:

- от действия сил давления газов:

а = ^

р 25 ’

где В - диаметр втулки, м; р2 - максимальное давление сгорания, МПа; 5 - толщина стенки втулки, м;

- сил, возникающих из-за разности температур по толщине стенки:

oí = Еач(Т1 - Т2)/2,

где Е - модуль упругости, МПа; О - коэффициент линейного расширения чугуна, °С-1; Т1 и Т2 -температура соответственно рабочей и охлаждаемой поверхности втулки, °С. Возможность учета влияния различных конструкторско-технических и эксплуатационных факторов на скорость доминирующего абразивного изнашивания втулки цилиндра и поршневых колец на стадии их проектирования является одним из важнейших факторов в решении сложной проблемы по обеспечению надежности двигателя в течение заданного срока службы.

В [2] рассмотрены закономерности изнашивания для наиболее нагруженного и ответственного сопряжения «втулка цилиндра - верхнее компрессионное кольцо». Показано, что на участке максимального износа втулок цилиндров (в зоне положения верхнего компрессионного кольца у ВМТ) имеет место дробление абразивных частиц. Для этого случая анализ процесса изнашивания сопряжения сводится к нахождению износа от каждой частицы и последующему суммированию этих независимых повреждений с учетом вероятности представления скорости абразивной частицы. Количество частиц найдено из условия равномерного распределения по диаметру и образующей втулки цилиндра. В результате суммирования повреждений получены следующие зависимости для оценки интенсивности износа поршневого кольца и втулки цилиндра [2]:

Ал 2 р 2

I 2 = 0,0116 1,2 1,2 , мм/ч, (1)

1,2 Мл,2 ' '

где А12, Р12, М12 объединяют три группы факторов, учитывающих размеры и концентрацию абразивных частиц, содержащихся в единице объема воздуха (А1,2), параметры надежности работы двигателя (Р1,2) и качество рабочих поверхностей втулки цилиндра и поршневого кольца (М1,2). Выражения Ал,2, Рл,2, Мл,2 в [2] определены следующими зависимостями (табл. 2), где индекс «1» относится к поршневому кольцу, а индекс «2» - к втулке цилиндра.

Таблица 2

Формулы определения параметров А, Р и М

Тип двигателя Параметр Верхнее компрессионное кольцо Втулка цилиндра

Дизельный Ал = А 2 Чк -0,868^К-2 „ с 1 - е О К к

Р Вт.эа н -^0^ ВНк у Б^ 0 Вт.эа н -^0^ Уб^ 0

М нб|,5иб2 нв2,5нв1

иб1 + нв2 нбл + нв2

В табл. 2 приняты следующие обозначения: Втэ - часовой расход топлива, кг/ч; чк - массовая концентрация пыли в поступающем в цилиндр воздухе, мг/м3; - ход поршня, мм; О -

диаметр цилиндра, мм; Я - средний радиус абразивной частицы, мм; оусл - условное разрушающее напряжение сжатия абразивной частицы, МПа; ан - воздушно-топливное соотношение; Ь0 -теоретически необходимая масса воздуха для сгорания 1 кг топлива; ув - плотность воздуха, кг/м3; Нк - высота кольца, мм; г - радиус закругления кольца, мм; Бк - высота блока колец, мм; 2г

tg 0 =----угол между образующими поверхностей втулки и цилиндра; ИВ! и НВ2 - твердость

Ик

по Бринеллю сопрягаемых поверхностей соответственно кольца и втулки, МПа; X и Х2 -относительное удлинение соответственно материала кольца и втулки, %.

В [3] получен ряд дополнений, отражающих влияние абразивных свойств пыли и изменения твердости поверхностей кольца и зеркала цилиндра в зависимости от температуры на скорость изнашивания. В частности, влияние на изнашивание твердости рабочих поверхностей сопряжения кольцо-цилиндр предложено определять по формуле

м = (ИВ^р^е^2)2

1 ИВ^А + ИБ^^2 ,

где аЛ, и а2 - коэффициенты зависимости твердости по Бринеллю соответственно от температуры кольца Тл и цилиндра Т2; е - основание натурального логарифма. Дальнейшее уточнение функциональных зависимостей табл. 2 заключается в следующем.

M = (НБ^АХИБ^)2-5 (3)

2 НБ^Л + HБ2ea2t2 -

В выражение для параметра Р следует подставлять не паспортное значение расхода топлива при работе в номинальных режимах, а его среднестатистическое эксплуатационное значение, определяемое по формуле

BT-Э Ьє эNе д,

Ьє э = Ьє

Г П ' 1 э ( Пэ ^ 2

1,55 +

П, п..

V и V и

(4)

где Ье э - эксплуатационный удельный расход топлива, кг/(кВт • ч) (среднестатистическое значение); Nе э - среднестатистическая эксплуатационная мощность двигателя, кВт.

Nе э = ^ пэ/пн[0,87 + 0,13пэ/пн - (пэ/пн)2],

где пе = 0,748 пн - среднестатистическая частота вращения коленчатого вала в эксплуатации, мин-1; пн - частота вращения коленчатого вала при работе в номинальном режиме; Дн, Ьн -значения мощности и удельного расхода топлива при работе в номинальном режиме.

В расчетные формулы следует вводить дополнительно коэффициент износной способности минералогического состава абразивных частиц Кк, определяемый процентным содержанием наиболее твердых частиц (корунд, кварц и др.), и коэффициент пропуска пыли воздухоочистителем X, представляющий собой отношение запыленности воздуха на выходе к запыленности воздуха на входе воздухоочистителя [4].

Таким образом, в выражение для Ai в табл. 2 вводится дополнительный сомножитель Кк, а в выражении для Р{ расход топлива Вт заменяется на Втэ в формуле (4) и вводится дополнительный сомножитель X. При этом параметры Mi определяются по формулам (2) и (3).

Экспериментальные скорости изнашивания, по которым оценивалась точность расчета по формулам (1), (3) и по табл. 2, представляют собой среднеинтегральные величины, вычисляемые по выражению

1 T

Iэ = Т | Л,2(Т )dT = Bт,ГB■э -1

0

где Т - наработка, ч.

Экспериментальные исследования, выполненные для дизеля Д144 при стендовых испытаниях и при выполнении трактором различных сельскохозяйственных работ, в том числе транспортных перевозок, показали, что за время Т = 2 680 ч параметры износа кольца имели значения

1э = 0,0577 • 10-3 мм/ч; ап = 0,2261; От = 0,78.

Расчетное значение скорости изнашивания по формулам (1)-(3) составило 0,0565 • 10-3 мм/ч. Сопоставление расчетных измеренных и среднестатистических значений скорости изнашивания поршневых колец показывает, что погрешность данного метода прогнозирования износа не превышает 12 % и свидетельствует о его практической приемлемости.

Прогнозируемый ресурс двигателя по износу втулки цилиндра в зависимости от конструкции и технологии изготовления для заданных условий эксплуатации будет равен:

N

T = пред

= I ’

где I - определяется по формуле (1); Дпред - предельно допускаемый износ по условиям нормальной работы двигателя.

Подготовка исходных данных

Расчет скорости износа втулки цилиндра и ее зависимости от конструкторско-технологических факторов выполнен применительно к 4-цилиндровому судовому дизелю 4Ч 9,5/11 со следующими показателями номинального режима работы:

N = 40 л. с. (29,4 кВт); пн = 1 800 мин-1 (30 с-1), Ье = 0,2 кг/(л. с. ч) (0,272 кг/(кВт • ч);

пэ = 1 350 мин-1; Ве э = 0,19 кг/ч (0,258 кг/(кВт • ч);

N = 34,8 л. с. (25,59 кВт); В„ = 6,612 кг/ч.

В соответствии с требованиями рабочих чертежей штатных дизелей имеем:

Б = 95 мм; 5 = 110 мм; И = 3 мм; 5 = 14 мм; НВ2 = 20 МПа (32-37 НЯС);

Ь0 = 14,5 кг; ув = 1,2 кг/м3; сусл = 280 МПа; Кк = 0,79; X = 0,3;

Дпред = 0,2...0,25 мм; чя = 0,077 мг/м2; tg 0 = 0,005; Я = 7,5 мкм.

Число цилиндров пк = 4.

Коэффициент зависимости твердости материала от температуры [2]:

а! = -9,5 • 10-4; а2 = -5,1 • 10-4.

Расчет скорости износа и ресурса втулки цилиндра

Параметры, учитывающие влияние размеров и концентрации абразивных частиц:

Ь = 185 °С; Ь = 168 °С.

-0,0868— (К )2

1 - е Б

^2 5 к

^услКк •

(5)

Подставив значения параметров в формулу (5), получим Ал = А2 = 251,47. Параметры напряженности работы дизеля:

Р2 =

вт.эан ¿0 Х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИку в tg 0к&

вт.эа н ¿0^

Б5кув tg 0И

(6)

(7)

Подставив значения параметров в формулы (6) и (7), получим Р1 = 5,466, Р2 = 2,187. Параметры Мл и М2, зависящие от качества рабочих поверхностей, будем определять по формулам (2) и (3) для различных значений твердости зеркала цилиндра НВ2 = 2 000...1 250 МПа при постоянной твердости поверхности кольца НВ2 = 2 000...1 250 МПа.

Результаты расчета сведены в табл. 3.

Таблица 3

НВ2, МПа 2 000 1 750 1 500 1 250

М1 10'6 0,622 0,491 0,372 0,267

М2 10'6 0,348 0,257 0,18 0,18

Подставив значения Аг, Р, М, в формулу (1), получим значение скорости изнашивания, а по формуле (4) - ресурс работы сопряжения «втулка цилиндра - верхнее компрессионное кольцо». Результаты расчета приведены в табл. 4.

Таблица 4

НВ2, МПа 2 000 1 750 1 500 1 250

її ■ 10'6 36,68 46,47 61,33 85,45

І2 ■ 10'6 26,23 35,52 50,72 77,37

Тї, ч 5 450-6 820 4 900-5 380 3 660-4 060 2 340-2 930

Т2, ч 7 625-9 530 5 630-7 640 3 940-4 930 2 585-3 230

Графическая зависимость ресурса сопряжения от твердости втулки цилиндра показана на рисунке.

1 250 1 500 1 750 2 000 НВ2, МПа

Влияние твердости рабочей поверхности втулки цилиндра на ее ресурс:

1 - зона твердости после закалки; 2 - зона твердости незакаленной втулки;

Тл - ресурс поршневого кольца; Т2 - ресурс втулки цилиндра

Как видно из приведенных данных, с уменьшением твердости рабочей поверхности втулки цилиндра ресурс ее работы значительно уменьшается из-за роста интенсивности износа. Уменьшается при этом и ресурс поршневого кольца, хотя и менее интенсивно, чем ресурс втулки цилиндра, что, по-видимому, объясняется увеличением концентрации продуктов износа в зоне контакта. В целом, если за исходные данные принять значения твердости закаленной токами высокой частоты рабочей поверхности втулки цилиндра НВ2 = 2 000 МПа, рабочей поверхности хромированного поршневого кольца НВ1 = 7 000 МПа и ресурс работы сопряжения -Т = 7 000 ч, то зависимость ресурса от реально полученной твердости можно аппроксимировать следующей формулой:

Т = 7000^НВ-^ = 0,175(НВ2)2 ,

где НВ2 - твердость зеркала цилиндра, МПа.

СПИСОК литературы

1. Справочник инженера автомобильной промышленности - М.: Изд-во машиностроит. лит., 1962. - 638 с.

2. Южаков И. В., Ямпольский Г. Я., Рыбаков Г. А. Абразивный износ сопряжения гильза-поршневое кольцо // Автомобильная промышленность. - 1977. - № 8. - С. 7-9.

3. Левандашев Л. О., Евдокимов В. Д. Определение прогнозируемой скорости абразивного изнашивания поршневых колец тракторных двигателей. - Л.: Двигателестроение, 1985. - С. 7-10.

4. Тракторные дизели: справочник / Б. А. Взоров и др.; под ред. Б. А. Взорова. - М.: Машиностроение, 1981. - 535 с.

Статья поступила в редакцию 28.07.2010

PREDICTION OF COUPLING RESOURCE

"CYLINDER SLEEVE - UPPER COMPRESSION RING”

ON THE EXPECTED WEAR

A. A. Muzaev, A. A. Shuaipov

The methodology of analytical calculation of coupling resource "cylinder sleeve - upper compression ring" is offered according to the expected values of its wear for ship small-sized diesel engines. The base of the calculation is statistical material for tractor engines of close dimensionality and having similar physical and mechanical characteristics of components materials of the cylinder-piston group.

Key words: resource, wear, wear rate, compression ring, cylinder sleeve, nominal values, medium operating values, abrasive particles, chemical composition of cast irons, hardness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.