Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прогнозирование / регулирование / реализация / стратегические программы / муниципальное образование / forecasting / regulation / implementation / strategic programs / municipal education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиркова Ольга Александровна

Прогнозирование представляет собой предсказание, предвидение развития выбранного объекта исследования в будущем на основе рассмотрения закономерностей развития данного объекта в прошлом. В статье представлены основные цели, задачи и принципы прогнозирования процесса реализации программ стратегического назначения на территории муниципального образования. Предложенные нами алгоритм и модель процесса реализации таких программ позволят повысить эффективность регулирования процесса реализации программ стратегического направления, выявить угрозы в социально-экономическом развитии рассматриваемого муниципального образования, а также незамедлительно среагировать на происходящие изменения во внешней среде муниципального образования и внутренних потребностей его развития, разрабатывать и принимать решения относительно рассматриваемого процесса, а также провести его корректировку. Также предложена модель прогнозирования угроз муниципальному социально-экономическому развитию с учетом факторов, которые могут оказать влияние на рассматриваемый процесс, что позволит разработать комплекс мер по устранению угроз и повышению эффективности рассматриваемого в данной статье процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чиркова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAMS OF THE MUNICIPALITY

Forecasting is a prediction, a prediction of the development of the selected object of research in the future, based on the consideration of the patterns of development of this object in the past. The article presents the main goals, objectives and principles of forecasting the process of implementing strategic programs in the territory of the municipality. The algorithm and model of the process of implementing such programs proposed by us will make it possible to increase the effectiveness of regulating the process of implementing strategic direction programs, identify threats in the socio-economic development of the municipality in question, as well as immediately respond to changes in the external environment of the municipality and the internal needs of its development, develop and make decisions regarding the process in question, as well as conduct its correction. A model for predicting threats to municipal social and economic development is also proposed, which will allow taking into account factors that may affect the process under consideration, which will allow developing a set of measures to eliminate threats and increase the effectiveness of the process considered in this article.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 332.145

DOI 10.14258/epb202415

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. А. Чиркова

Рубцовский индустриальный институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова (Рубцовск, Россия)

Прогнозирование представляет собой предсказание, предвидение развития выбранного объекта исследования в будущем на основе рассмотрения закономерностей развития данного объекта в прошлом. В статье представлены основные цели, задачи и принципы прогнозирования процесса реализации программ стратегического назначения на территории муниципального образования. Предложенные нами алгоритм и модель процесса реализации таких программ позволят повысить эффективность регулирования процесса реализации программ стратегического направления, выявить угрозы в социально-экономическом развитии рассматриваемого муниципального образования, а также незамедлительно среагировать на происходящие изменения во внешней среде муниципального образования и внутренних потребностей его развития, разрабатывать и принимать решения относительно рассматриваемого процесса, а также провести его корректировку. Также предложена модель прогнозирования угроз муниципальному социально-экономическому развитию с учетом факторов, которые могут оказать влияние на рассматриваемый процесс, что позволит разработать комплекс мер по устранению угроз и повышению эффективности рассматриваемого в данной статье процесса.

Ключевые слова: прогнозирование, регулирование, реализация, стратегические программы, муниципальное образование.

FORECASTING THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAMS OF THE MUNICIPALITY

O. A. Chirkova

Rubtsovsky Industrial Institute (branch) of Polzunov Altai State Technical University (Rubtsovsk, Russia)

Forecasting is a prediction, a prediction of the development of the selected object of research in the future, based on the consideration of the patterns of development of this object in the past. The article presents the main goals, objectives and principles of forecasting the process of implementing strategic programs in the territory of the municipality. The algorithm and model of the process of implementing such programs proposed by us will make it possible to increase the effectiveness of regulating the process of implementing strategic direction programs, identify threats in the socio-economic development of the municipality in question, as well as immediately respond to changes in the external environment of the municipality and the internal needs of its development, develop and make decisions regarding the process in question, as well as conduct its correction. A model for predicting threats to municipal social and economic development is also proposed, which will allow taking into account factors that may affect the process under consideration, which will allow developing a set of measures to eliminate threats and increase the effectiveness of the process considered in this article.

Keywords: forecasting, regulation, implementation, strategic programs, municipal education.

Сегодня в динамичном современном мире изменения во внешней и внутренней среде муниципального образования происходят очень быстро, постоянно меняются тенденции

их развития. Как правило, изменения во внешней среде предугадать практически невозможно, так же как и последствия этих изменений, соответственно, невозможно нейтрализовать действия данной

угрозы. Ученые, чьи работы посвящены стратегическому планированию, указывают на необходимость построения систем прогнозирования рассматриваемого процесса [1]. Данные обстоятельства приводят к необходимости разработки в этом контексте новых подходов.

Термин «прогноз» «происходит от греческого «prognosis», что обозначает оценку, предсказание, предвидение будущего» [2]. «В широком смысле под прогнозом обычно понимают описание наиболее вероятного в определенных условиях варианта будущего или обоснованного суждения о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления» [2].

Тема прогнозирования процесса реализации программ стратегического назначения на территории муниципального образования была рассмотрена такими авторами как: A. Г. Аганбегян [3]; В. Н. Афанасьев, М. М. Избашев [4]; Н. В. Глушкова, О. В. Мандрикова [5]; А. Гранберг [6]; Т. А. Дуброва, Д. Э. Павлов, О. В. Ткачева [7]; Н. Н. Комков [8], И. С. Светуньков, С. Г. Свестуньков [9], Э. Тихонова [10] и др.

Основными целями, по нашему мнению, прогнозирования рассматриваемого процесса являются:

— учет направлений развития внешней среды социально-экономического развития;

— учет изменений потребностей развития муниципалитета;

— моделирование будущего развития муниципального образования;

— определение возможностей рассматриваемого процесса;

— оценка желаемых параметров муниципального социально-экономического развития.

К задачам прогнозирования реализации стратегических программ развития муниципального образования (далее — РСПМО) можно отнести оценку проблем направлений социально-экономического развития муниципального образования и выявление возможных новых проблем, а также разработку мероприятий по их решению и оценку реальных возможностей РСПМО. На рисунке 1 предложена последовательность определение задач рассматриваемого процесса.

Задачи прогнозирования реализации стратегических программ развития муниципального образования

анализ н оценка проблем н приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования 0 определение причин возникновения проблем в социально-экономическом развитии муниципального образования (1 Предвидение появления возможных новых проблем и ситуации в . социально-экономическом

развитии муниципального образования, требующих незамедлительного решения

0

обоснование разработки управленческих решений в области стратегического развитая муниципального образования

Оценка реальных возможностей н ресурсов процесса реализации программ стратегического развития муниципального образования с целью достижения желаемых параметров развития

определение возможных альтернатив развития: муниципального образования в будущем

Рис. 1. Задачи прогнозирования реализации стратегических программ развития муниципального образования

Прогнозы РСПМО по длительности сроков раз- — долгосрочный — более шести лет.

личаются на: Предвидеть надвигающиеся изменения для того,

— краткосрочный — один год; чтобы своевременно реагировать на них, является

— среднесрочный — от трех до шести лет; задачей краткосрочного прогноза.

Краткосрочный прогноз процесса РСПМО является прогнозом прежде всего текущего развития муниципального образования.

Среднесрочный прогноз рассматриваемого процесса содержит в себе в основном перемены в развитии на территории муниципального образования, которые займут несколько лет.

В долгосрочном прогнозировании данного процесса «основное внимание сосредоточено уже на коренных изменениях в социально-экономическом развитии муниципального образования».

На процесс реализации стратегических программ могут повлиять множество факторов, перечислим некоторые из основных:

— политические;

— экологические;

— демографические;

— экономические;

— социальные;

— научно-технический прогресс и т. д.

Рис. 2. Принципы составления прогноза процесса реализации стратегических программ развития

муниципального образования

Необходимо также сказать, что при процедуре прогнозирования необходимо соблюдать основные принципы, которые позволят построить эффективную систему прогнозирования и регулирования процесса РСПМО. По нашему мнению, эти принципами должны быть следующие (рис. 2):

— принцип системности предполагает изучение количественных и качественных закономерностей, тенденций социально-экономического развития муниципального образования, а также построение алгоритма исследования, который позволит разработать и обосновать решение проблем, касающихся рассматриваемого процесса;

— принцип непрерывности подразумевает разработку прогнозов реализации данного процесса во взаимосвязи между долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным прогнозами, то есть указанные показатели в краткосрочном прогнозе должны отражаться в среднесрочном прогнозе, а показатели, указанные в среднесрочном, должны отражаться в долгосрочном прогнозе рассматриваемого процесса. При корректировке краткосрочного прогноза, соответственно, необходимо внести изменения и в среднесрочный, и в долгосрочный прогноз;

— принцип взаимосвязи предполагает исследование не только самого объекта, но и также рассмотрение его развития во взаимо-

связи с другими объектами, процессами и явлениями;

— принцип приоритетности. При разработке прогноза рассматриваемого процесса должны выделяться приоритетные цели развития муниципального образования, стратегические отрасли экономики, от развития которых зависит социально-экономическое развитие муниципального образования в целом;

— принцип реалистичности подразумевает разработку прогноза, который является реалистичным в сложившихся социально-экономических условиях с данными возможностями муниципального образования.

По нашему мнению, прогнозирование РСПМО состоит из:

— сбора готовой информации о внутреннем социально-экономическом состоянии муниципального развития, определение реальных возможностей рассматриваемого процесса;

— анализа внешней социально-экономической среды развития муниципального образования;

— установления причинных связей и зависимостей, измерение и оценка влияния факторов на РСПМО;

— создания модели социально-экономического развития (желаемые параметры развития в будущем);

— разработку рекомендаций для принятия ре- троле, управлении в рассматриваемом про

шений в планировании, координации, кон- цессе (рис. 3).

Рис. 3. Алгоритм процесса реализации стратегических программ развития муниципального образования

Итак, краткосрочный прогноз разрабатывается на недалекое будущее, перед его составлением производится оценка внешней среды и внутренних потребностей развития муниципального образования. Если изменения происходили во внешней среде или изменились внутренние потребности развития муниципального образования, соответственно, корректируется краткосрочный прогноз процесса реализации программ стратегического назначения. Так как краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы взаимосвязаны, необходимо также скорректировать и среднесрочный, и долгосрочный прогнозы.

На основе корректировки прогноза процесса реализации рассматриваемых программ осущест-

вляется корректировка этапа планирования и организации рассматриваемого процесса, а также регулирования этапа реализации. Затем принимаются соответствующие управленческие решения и определяются параметры над контролем за реализацией стратегических программ (рис. 4).

Предложенная нами модель прогнозирования рассматриваемого процесса позволит актуализировать систему регулирования рассматриваемого процесса, а также быстро реагировать на изменения внешней среды и внутренних потребностей развития муниципального образования, принимать решения и корректировать рассматриваемый процесс.

Рис. 4. Модель прогнозирования процесса реализации программ стратегического развития

муниципального образования

При построении прогноза РСПМО могут применятся различные способы и приемы. На наш взгляд, целесообразно применять следующее:

— метод сравнения. Изначально, прежде чем начать строить прогноз процесса реализации рассматриваемых программ, необходимо провести сравнение результатов РСПМО с планом, с прошлыми результатами, сравнение с результатами реализации таких программ муниципальных образований края/области, где муниципальное образование находится, сравнение с результатами средних данных, например, за последние 3 года;

— метод группировки. При помощи данного метода появляется возможность распознания факторов и их причин, воздействующих на процесс реализации программ стратегического характера во взаимосвязи и взаимозависимости, выявить наиболее значимые;

— индексный метод. Использование данного метода позволяет рассчитать относительные показатели результатов РСПМО, такие как соотношение результатов рассматриваемого РСПМО и результата рассматриваемого процесса других муниципальных образований, темп роста и т. д.;

— графический метод. При любом прогнозировании необходима графическая модель, которая поможет определить текущее состояние рассматриваемого процесса и сделать прогноз его развития в будущем;

— метод экспертных оценок. Данный метод предполагает применение мнения экспертов-специалистов социально-экономического развития муниципального образования;

— факторный анализ. Применение данного метода позволит комплексно изучить и измерить факторы, которые оказывают влияние на величину результативных показателей рассматриваемого процесса. В литературе существует множество моделей прогнозирования угроз социально-экономического развития муниципального образования. Мы предлагаем следующую модель прогнозирования угроз социально-экономического развития муниципального образования:

Р = 0,5 Кнез. + 0,5Кэк. безопасности + 0,2 Ксо-отн. экспорта с соб. доходами

Кнезависимости = собственные доходы/всего доходов

Кэкономической безопасности = производственный аспект + инвестиционный аспект + финансовый аспект.

Производственный аспект = отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности/доходы.

Инвестиционный аспект = привлеченные инвестиционных средств на территорию МО / доходы МО Финансовый аспект = собственные доходы МО/расходы МО

К соотношения экспорта к собственным доходам = объем товара на экспорт / собственные доходы

Если значение Р > 1, то муниципальное образование находится в состоянии экономической безопасности. Если же Р < 1, то у муниципального образования есть угрозы с точки зрения экономической безопасности.

Предложенная нами модель, по нашему мнению, позволит учитывать факторы, влияющие на рассматриваемый процесс, ее применение по-

зволит более точно построить прогноз представленного процесса, а также разработать комплекс мер по устранению угроз и повышению эффективности РСПМО.

Таким образом, в статье предложены принципы составления прогноза рассматриваемого процесса, которые позволяют построить более реа-

листичный прогноз РСПМО, алгоритм и модель рассматриваемого процесса дает возможность повысить эффективность регулирования процессом реализации программ стратегического направления, а также незамедлительно реагировать на изменения среды, принимать решения и корректировать рассматриваемый процесс.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васютина Е. С., Королькова Н. А., Алмакаева Р. Н. Архитектура системы документов стратегического планирования: особенности становления на современном этапе развития // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4 (ч. 1). С. 966-971.

2. Понятие и параметры прогнозирования. URL: https://imccenter.ru/ponyatiye-i-parametry-prognozirovaniya/ (дата обращения: 14.03.2023).

3. Аганбегян А. Г. О неотложных мерах по возобновлению социально-экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2019. № 1. С. 3-15.

4. Афанасьев В. Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование. М., 2001.

5. Мандрикова О. В., Глушкова Н. В. Моделирование и анализ ионосферных данных на основе совмещения вейвлет-преобразования и моделей авторегрессии // Математические методы распознавания образов. 2011. № 1. С. 110-123.

6. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2001. 495 с.

7. Дуброва Т. А., Павлов Д. Э., Ткачев О. В. Корреляционно-регрессионный анализ в системе Statistica: учебное пособие. М., 1999.

8. Комков Н. И. Модели программно-целевого управления. М.: Наука, 1981.

9. Светуньков И. С., Светуньков С. Г. Методы социально-экономического прогнозирования: учебник и практикум. Модели и методы. М., 2016. 448 с.

10. Проблема классификации методов прогнозирования URL: https://www.mbureau.ru/blog/ klassifikaciya-metodovprognozirovaniya-po-e-tihonovu (дата обращения: 14.03.2023).

REFERENCES

1. Vasyutina E. S., Korolkova N. A., Almakaeva R. N. Architecture of the system of strategic planning documents: features of formation at the present stage of development. Economics and entrepreneurship. 2016. No. 4 (part 1). Pp. 966-971.

2. The concept and parameters of prediction. URL: https://imccenter.ru/ponyatiye-i-parametry-prognozirovaniya/ (date of access: 03.14.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Aganbegyan A. G. On urgent measures to resume socio-economic growth. Problems of forecasting. 2019. No. 1. Pp. 3-15.

4. Afanasyev V. N., Yuzbashev M. M. Time series analysis and forecasting. Moscow, 2001.

5. Mandrikova O. V., Glushkova N. V. Modeling and analysis of ionospheric data based on combining wavelet transform and autoregression models. Mathematical methods of pattern recognition. 2011. No. 1. Pp. 110-123.

6. Granberg A. G. Fundamentals of Regional Economics. Moscow, 2001. 495 p.

7. Dubrova T. A., Pavlov D. E., Tkachev O. V. Correlation and regression analysis in the Statistica system. A study guide. Moscow, 1999.

8. Komkov N. I. Models of program-target management. Moscow, 1981.

9. Svetunkov I. S., Svetunkov S. G. Methods of socio-economic forecasting: textbook and workshop. Models and methods. Moscow, 2016. 448 p.

10. The problem of classification of forecasting methods. URL: https://www.mbureau.ru/blog/klassifikaciya-metodovprognozirovaniya-po-e-tihonovu (date of access: 14.03.2023).

Поступила в редакцию: 11.12.2023. Принята к печати: 29.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.