Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ТРУБОПРОВОДОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ГИДРОГАЗОВЫХ СИСТЕМ НА ЭТАПЕ ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ТРУБОПРОВОДОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ГИДРОГАЗОВЫХ СИСТЕМ НА ЭТАПЕ ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды МАИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЦИКЛИЧЕСКИЕ НАГРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Кузнецов Егор Александрович, Сысоев Олег Евгеньевич, Колыхалов Дмитрий Геннадьевич

В статье рассматривается проблема прогнозирования долговечности трубопроводов гидрогазовых систем летательных аппаратов, а также поиска критериев, учитывающих механические характеристики материалов при сложном напряженном состоянии. Рассмотрено решение данной проблемы с учетом использовании методов акустической эмиссии при различных траекториях циклического нагружения. Установлено, что долговечность материала зависит от формы и параметров циклов изменения интенсивности напряжений, а также от вида напряженно-деформированного состояния. Выявлена зависимость минимальной интенсивности скорости счета сигналов акустической эмиссии от траектории нагружения. Сделан вывод о высокой степени достоверности прогнозирования долговечности трубопроводов летательных аппаратов на начальных этапах эксплуатации при сравнительно небольшом числе предварительных экспериментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Кузнецов Егор Александрович, Сысоев Олег Евгеньевич, Колыхалов Дмитрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTION OF LIMIT STATES OF PIPELINES OF HIGH PRESSURE OF HYDRAULIC AND GAS SYSTEMS IN THE COMMISSIONING PHASE

In the manufacture and operation of pipelines of various diameter high-pressure hydro-gas systems in the air and rocket, there is the problem of forecasting safe their life. Statistical methods of calculation of durability of the effects of cyclic loading allow large scatter in the data and suggest the use of unnecessarily large reserves of strength. Therefore there is a need for research and development of criteria that take into account the mechanical properties of materials under complex stress state and defect structure of the material of construction. This is possible by using acoustic emission techniques. Normally, before entering the hydro-gas systems in their operation under pressure 25% higher than the maximum operating this load causes an elastic-plastic deformation of the material of construction of the first cycle of loading and acoustic emission. If the capture test parameters of the acoustic emission, it is possible to establish a microstructure of the structural defects of the material. To develop and test the proposed methodology in Komsomolsk-on-Amur complex program material longevity research has been developed State Technical University with software loading on different trajectories of mechanical low-cycle loading in flat tension conditions. Cyclic loading of tubular samples in the chosen path was made before its destruction n and simultaneously recorded acoustic emission signals. acoustic emission signals in the analysis were divided according to the degree of danger of generating sources. Each recorded acoustic emission signal is seen as a time series, formed a kind of dynamic system, and from the standpoint of nonlinear dynamics of the task is to determine the dynamic system of degrees of freedom for the one-dimensional projection of its evolution in the phase space. Using modern methods of nonlinear dynamics for the one-dimensional time series was reconstructed multidimensional attractor, the metric properties which are very similar to the evolution of the study of the dynamical system. Knowing the general laws of change of the acoustic emission signal parameters for certain values of stresses for the structural material, it is possible to build a surface limit Status Word for reference points for the respective kinds of stress-strain state, for all values of voltage and determine the durability of parts experiencing cyclic loads along any path loading. With the above approach, this will require setting a minimum number of time-consuming experiments. Thus, the prediction of longevity of details of pipelines of hydro-gas systems in aircraft and rocket may carry out the initial stages of operation for the acoustic emission signal parameters with a high degree of reliability at a relatively small number of preliminary experiments.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ТРУБОПРОВОДОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ГИДРОГАЗОВЫХ СИСТЕМ НА ЭТАПЕ ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ»

www.mai.ru/science/trudy/

Труды МАИ. Выпуск № 88

УДК 539.3:534.2

Прогнозирование предельных состояний трубопроводов высокого давления гидрогазовых систем на этапе ввода в эксплуатацию

Кузнецов Е.А.*, Сысоев О.Е.**, Колыхалов Д.Г.***

Комсомолъский-на-Амуре государственный технический университет, проспект Ленина, 27, г. Комсомолъск-на-Амуре, 681013, Россия *e-mail: workegor@mail.ru **e-mail: fks@knastu.ru ***e-mail: dgk@knastu.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема прогнозирования долговечности трубопроводов гидрогазовых систем летательных аппаратов, а также поиска критериев, учитывающих механические характеристики материалов при сложном напряженном состоянии. Рассмотрено решение данной проблемы с учетом использовании методов акустической эмиссии при различных траекториях циклического нагружения. Установлено, что долговечность материала зависит от формы и параметров циклов изменения интенсивности напряжений, а также от вида напряженно-деформированного состояния. Выявлена зависимость минимальной интенсивности скорости счета сигналов акустической эмиссии от траектории нагружения. Сделан вывод о высокой степени достоверности прогнозирования долговечности трубопроводов летательных аппаратов на начальных этапах эксплуатации при сравнительно небольшом числе предварительных экспериментов.

Ключевые слова: долговечность, конструкционные материалы, циклические нагружения, траектории нагружений.

Введение

При изготовлении и эксплуатации трубопроводов гидрогазовых систем высокого давления различного диаметра в авиа-и ракетостроении, существует проблема прогнозирования безопасных сроков их службы. При этом трубопроводы высокого давления испытывают циклические воздействия от сил внутреннего давления жидкости или газа, температурного расширения и сжатия, и других сил создающих изгибающие и крутящие моменты, действующие не пропорционально относительно времени. Конструкционный материал трубопроводов находится в сложном напряженно-деформированном состоянии. Статистические методы расчета долговечности от воздействия циклических нагрузок дают большой разброс данных и предполагают применение неоправданно больших запасов прочности. Также в расчетах на прочность не учитывается дефектность микроструктуры исходного материала деталей, которая оказывает значительное влияние на длительную прочность конструкций.

Поэтому возникает необходимость в проведении исследований и разработке критериев, учитывающих механические характеристики материалов при сложном напряженном состоянии и дефектность структуры конструкционного материала, сложившуюся в процессе изготовления и монтажа деталей. Это возможно при использовании методов акустической эмиссии (АЭ).

Исследование долговечности материалов трубопроводов в условиях плоского напряженного состояния

Акустическая эмиссия возникает в конструкционном материале, находящимся под механическим напряжением, от освобождения энергии в результате микро- и макроскопических явлений вызванных локальной динамической перестройкой внутренней структуры материала [1-4]. Обычно перед вводом гидрогазовых систем в эксплуатацию их испытывают давлением на 25% превышающим максимальное рабочее Рисп=1,25 Рраб, эта нагрузка вызывает упруго-пластическую деформацию первого цикла нагружения конструкционного материала и акустическую эмиссию (эффект Кайзера) рис.1.

Рис. 1. Схема активности сигналов акустической эмиссии

Здесь е - циклически накопленная деформация конструкционного материала %, Ыв2 - количество сигналов АЭ (с фрактальной размерностью аттрактора 1 <

Б2 аттр. <6 ) в каждом цикле нагружения, ^ п - число циклов нагружения в логарифмических координатах.

Если при этом испытании зафиксировать параметры акустической эмиссии и обработать по методике [5], то можно установить дефектность микроструктуры конструкционного материала, из которого изготовлены детали гидрогазовой системы, и по описанной ниже методике, рассчитать долговечность испытываемых деталей.

Для разработки и проверки предлагаемой методики в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете была разработана комплексная программа исследований долговечности материалов при программном нагружении по различным траекториям механического малоциклового нагружения в условиях плоского напряженного состояния [6]. Процесс нагружения в точке тела, подвергаемого упругопластической деформации, происходит в первой четверти плоскости двумерного вектора напряжений (рис. 2). Уравнение такой траектории нагружения имеет вид:

3 = 5! • Т + Бз • Тз = 5(0, (1)

где S1, S3 -компоненты вектора напряжений.

S3 = ^3xze

A

"ze

7 л о = — 4

/ ^ '■в Adze /

/ G | > S =

о = 0

0 ffzz Adzz

'zz

ff

zz_

Рис. 2. Траектории циклического нагружения при плоском напряженно-деформированном состоянии.

C

Такое напряженное состояние, характеризуемое компонентами тензора напряжений ffZZ (t) Ф 0 и т1в (t) Ф 0 создается в тонкостенном цилиндрическом образце, который подвергался растяжению и кручению (N=N(t); MKP=MKP(t)).

Данная программа исследования позволяет создавать в материале плосконапряженное состояние при пропорциональном (по траектории Ü^G-^C, Ü^-D-^A, Ü^F^B рис.2) и сложном (по траектории 0^-G-^B, Ü^D^B рис.2) циклическом нагружении (Act, = ff,mn ^ff,max , где ff,max ограничено поверхностью АВС, ff;min ограничено поверхностью DFG). При этом вектор напряжений S(t) в каждую единицу времени совпадает с вектором ffi (t)

ffi (t) = V3rze (t) • Гз + ff zz (t) • ? = s (t), (2)

конец которого описывает соответствующую траекторию нагружения в

пространстве напряжений. При этом установлено, что долговечность материала при

данных со * и с зависит от формы и параметров циклов изменения интенсивности напряжений, а при данной программе циклического нагружения — от вида напряженно-деформированного состояния (пропорциональное нагружение с *= с рис. 3 траектория и сложности траекторий нагружения (сложное

нагружение со* фс рис. 3 траектория О^Р^Щ Здесь с *и с— соответственно углы, характеризующие направление вектора напряжений < () до и

после его излома.

<f\ яяь С) тз)1 ^ 1

Рис. 3 Зависимость углов со* и с от направления вектора напряжений ct{t) в

пространстве напряжений. Направление вектора напряжений в любое время цикла изменения интенсивности напряжений определялось по формуле:

* Ac(t) • sina

tg® +-—-

C* • cos®

®(t) = arctg-

ÄCi(t) • cosa (3)

1 +

C* •cos®

Циклическое нагружение трубчатого образца [6,7] по выбранной траектории

производилось до его разрушения при < тах =0,95 < и одновременно

фиксировались сигналы АЭ. Сигналы АЭ в процессе анализа были разделены по степени опасности генерирующих их источников. Каждый зафиксированный сигнал АЭ рассматривался как временной ряд, образованный некой динамической системой, и с точки зрения нелинейной динамики задача заключается в определении степеней свободы динамической системы по одномерной проекции ее эволюций в фазовом пространстве. При этом каждый равномасштабный источник (дефект микроструктуры материала), участвующий в формировании импульса АЭ, рассматривается как отдельная степень свободы, а источники меньшего масштаба не учитываются в силу их существенно низкой (на несколько порядков) величины вклада в суммарную энергию сигнала.

Анализ результатов экспериментов

Используя современные методы нелинейной динамики по одномерному временному ряду был реконструирован многомерный аттрактор, метрические свойства которого очень близки к эволюциям исследуемой динамической системы [5]. При этом с большой степенью достоверности определялась размерность Д0 фазового пространства исследуемого процесса, и количество т его степеней свободы. В качестве т берется ближайшее к Д0 целое число при т < Д0. Наиболее опасные дефекты (микро-и макротрещины, которые не залечиваются) - источники АЭ, обладающие т = 1^6 степенями свободы (и фрактальной размерностью арттрактора При этом можно определить минимальную

интенсивность скорости счета акустических сигналов с фрактальной размерностью

аттрактора , на установившемся участке кривой циклической

ползучести рис.1. Минимальная интенсивность скорости счета акустических сигналов Nо2ттг (ус) определялась исходя из соотношений:

при с = 0

?! Б 2тш г (у = 1,с = 0) = ^^о 2т1пг (у = 1,с = 0) = ?Б2ттг (у = 1,с = 0) =

N02(7 = 1,с = 0) ^ 2тах I(у = 1,с = 0) N02(7 = 1,с = 0) 2тах I(у = 1,с = 0)

N02(7= 1,с = 0)

2тах I(у = 1,с = 0)

(4)

при с =

ж 2

ж

N о 2тт г (у= 1,с=2 ) =

ж.

N о 2тт г (у = 1,с=2 ) =

жч

N Б 2тт г (7= 1,с=2 ) =

2(у = 1,С = Ж)

^2тахI (у = 1,с = Ж)

?02(у = 1,С=Ж) ,

2тахI (у = 1,с = ^

2(7 = 1,С=Ж)

^2тахI (у = 1 с = ^)

(5)

где N02 (7, с) - интенсивность скорости счета сигналов АЭ с фрактальной размерностью аттрактора 1<Э2 атТр .<6; Nо2maxI - количество

акустических сигналов с фрактальной размерностью аттрактора в

первом цикле нагужения при < тах. Форма цикла нагружения характеризуется уравнением у + у + у = 1. Здесь у, у - соответственно относительное время пребывания образца за цикл при максимальной и минимальной интенсивности напряжений цикла, у - относительное время пребывания образца за цикл, когда

происходит изменение интенсивности напряжений (< т^п О < тах) без выдержек при

°i min и d max • Интенсивность скорости счета акустических сигналов с фрактальной размерностью аттрактора 1 < D2 аттр . < 6 находитя по формуле

Nd 2 Г, ®) = ; (6)

АТц

где Nd2дц - количество акустических сигналов с фрактальной размерностью аттрактора 1 < D2 аттр. <6 за один цикл нагружения на установившемся учястке циклической ползучести (см. рис. 1); д^ - время одного цикла нагружения.

Можно отметить, что минимальная интенсивность скорости счета акустических сигналов ND2mini (ï\œ) тесно связана с временем до разрушения конструкционного материала уравнением:

ND2maxI(ï,œ) = tp ' ND2mini(Y,œ)'; (7)

Произведение времени t (y,&) нахождения материала под нагрузкой dj (r;œ) на минимальную интенсивность скорости счета акустических сигналов ND2mmi(Г;®) приведет к достижению количества АС за цикл нагружения, равного количеству в первом цикле нагужения ND2max i (Г,®) при cri max в точке К рис. 1, когда происходит зарождение магистральной усталостной трещины, материал становится не работоспособным и разрушается. Тогда:

t _ ND2 maxI (УМ IP ND2mini (r,œ);

tp = D2max7 ; (8)

То есть время до разрушения определяется степенью повреждения материала. Следовательно, выявление зависимостей минимальной интенсивности скорости

счета сигналов АЭ N^2ттI(У,®) от траектории нагружения получает важное значение. По результатам проведенных экспериментов получена зависимость времени до разрушения для сплава Д20 от минимальной интенсивности скорости счета сигналов АЭ (рис. 4).

П П7

чу,чу1 П ПЛ

п п^

П ПА

0,04 П П^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,03 П ПО

0,02 П П1 ♦

0,0 1 п Т,.

0 1С ю 10 )00 10 000 10е 000

Рис. 4. Зависимость времени до разрушения для сплава Д20 от минимальной интенсивности скорости счета сигналов АЭ при циклическом изменений

напряжений:

*

* при ® = а = 0 по траектории ООО рис.2;

* 71

■ при со = — по траектории СЮВ рис.2.

На рис. 4 видно, что вид напряженно-деформированного состояния оказывает значительное влияние на срок службы конструкционных материалов. При ® = 0

* т

длительная прочность приблизительно на 20% больше, чем при ® = — рис.2.

По результатам проведенных экспериментов были построены поверхности

предельных состояний в зависимости от изменения минимальной интенсивности

скорости счета акустических сигналов с фрактальной размерностью аттрактора 1 < D 2 аттр. < 6, вида напряженно-деформированного состояния и формы цикла нагружения для алюминевого сплава Д20 (рис. 5), где все множество точек между поверхностями, есть различные возможные траектории циклического нагружения.

Nonomi 102

Ï

Рис. 5. Зависимость изменения минимальной интенсивности скорости счета акустических сигналов с фрактальной размерностью аттрактора 1 < Z)2 атТр . <6 от траектории нагружения для алюминиевого сплава Д20 при = 400 ^ 200МПа =

const

Зная общие закономерности изменения параметров сигналов АС для

определенных величин напряжений и , для данного конструкционного материала, можно построить поверхности предельных состояний по опорным

точкам при Y =1 ; Y = 1 ; Y = 1 ; Y + Y =1 ; Y + Y =1 ; для соответствующих видов

ж ж

сс =— со = —

напряженно-деформированного состояния с = 0, 4 , 2 , при любых

значениях величин напряжений а и , и определить долговечность деталей испытывающих циклические нагрузки по любой траектории нагружения. Кроме того, следует отметить явление кавитации в трубопроводе, которое может возникать в местах стыков отдельных элементов как из-за падения давления в магистрали, так и по причине вибонагруженности трубопровода [8], что может привести к падению характеристик надежности. Таким образом, контроль работоспособности элементов и систем позволяет косвенно повысить классические надежностные показатели, показатели безопасности и технической эффективности [9]. При вышеизложенном подходе это потребует постановки минимального числа трудоемких экспериментов.

Заключение

Таким образом, прогнозирование долговечности деталей трубопроводов гидрогазовых систем в авиа-и ракетостроении возможно проводить на начальных этапах эксплуатации по параметрам сигналов АС с высокой степенью достоверности по сравнительно небольшому числу предварительных экспериментов.

Библиографический список

1. Диагностика объектов транспорта метопом акустической эмиссии / Под ред. Л.Н. Степановой, В.В. Муравьева.- М.: Машиностроение-Полет, 2004. - 368 с.

2. Акустическая эмиссия в экспериментальном материаловедении / Под ред.

Н.А. Семашко. - М.: Машиностроение, 2002. 240 с.

3. Сысоев О.Е. Мониторинг изменения структуры материалов при циклических нагружениях по сигналам акустической эмиссии // Научно-технические ведомости Санкт_Петербургского государственного политехнического университета. 2009. № 74. С. 83-89.

4. Иванов В.И., Быков С.П. Классификация источников акустической эмиссии // Диагностика и прогнозирование разрушения сварных конструкций. 1985. № I. С. 67-74.

5. Сысоев О.Е., Биленко С.В. Идентификация процессов изменения структуры конструкционных материалов на основе фрактального анализа акустической эмиссии // Ученые записки КнАГТУ. 2012. № 3. С. 107-115.

6. Сысоев О.Е., Кузнецов Е.А., Куриный В.В. Современные испытательные стенды для исследования конструкционных материалов при малоцикловых нагрузках в условиях сложного напряженного состояния с учетом параметров акустической эмиссии // Ученые записки КнАГТУ. 2012. № 1. С. 106-112.

7. Аннин Б.Д. Поведение материалов в условиях сложного нагружения. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. - 342 с.

8. Бобарика И.О., Демидов А.И. Совершенствование всасывающих линий гидросистем с учетом кавитации // Труды МАИ, 2016, №85: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=65646

9. Лубков Н.В., Спиридонов И.Б., Степанянц А.С. Влияние характеристик контроля на показатели надежности систем // Труды МАИ, 2016, № 85: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=67501

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.