Научная статья на тему 'Прогнозирование потерь объемов горной массы, перевозимой карьерным автотранспортом, на основе динамического ряда'

Прогнозирование потерь объемов горной массы, перевозимой карьерным автотранспортом, на основе динамического ряда Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование потерь объемов горной массы, перевозимой карьерным автотранспортом, на основе динамического ряда»

------ф

'S'------

----------------------------- © В.С. Квагинидзе, С.Н. Зарипова,

2006

УДК 622.371

В.С. Квагинидзе, С.Н. Зарипова

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТЕРЬ ОБЪЕМОВ ГОРНОЙ МАССЫ, ПЕРЕВОЗИМОЙ КАРЬЕРНЫМ АВТОТРАНСПОРТОМ, НА ОСНОВЕ ДИНАМИЧЕСКОГО РЯДА

Одной из задач в управлении работой экскаваторноавтомобильного комплекса является минимизация потерь от простоев экскаваторного оборудования и автотранспорта. Работа карьерного экскаватора во времени связана с автомобильным транспортом, поступающим под погрузку с заданной интенсивностью, в прямой зависимости от которой находится и производительность автосамосвалов. В свою очередь, непрерывная работа погрузочного оборудования с гарантированным уровнем производительности зависит от целого ряда внешних факторов, часть из которых носит стохастический характер, а большинство изменяется во времени. Эти изменения оказывают прямое или косвенное воздействие на эффективность работы всего экскаваторноавтомобильного комплекса.

Как показал анализ работы технологического автотранспорта в условиях Нерюнгринского угольного месторождения, на эффективность эксплуатации карьерной техники влияют

9,36

10

11,60

3,12

14,72

1,00

6,67

26,53

16,38

□ Несправность экскаваторов □ Неподготовленность забоя 6

7 □ Отсутствие электроэнергии

□ Отсутствие дорог

□ Ожидание работ 8 □ Взрывные работы

4 □ Отсутствие подъездных путей □ Климатические условия 9

5 ■ Неактируемые 10 ■ Отсутствие ГСМ и прочие

Рис. 1. Причины неплановых простоев карьерных автосамосвалов на линии

6

технологические, организационные и природно-

климатические факторы (рис. 1).

При этом ряд факторов проявляет взаимное воздействие, как друг на друга, так и на группы смежных факторов. В свою очередь, интенсивность использования техники зависит от условий эксплуатации, определяемых расположением месторождения в определенной климатической зоне.

Большой удельный вес аварийных отказов и ремонтов в зимний период свидетельствует, в большинстве случаев, о неприспособленности применяемого горно-транспортного оборудования для эксплуатации в тяжелых климатических условиях Севера. В зимний период, по сравнению с летним, среднемесячная выработка машин сокращается до 55 % (таблица), себестоимость перерабатываемой горной массы увеличивается до 53 % и выше, простои становятся более продолжительными (увеличиваются до 42 %). Все это обусловливает большие потери объемов перевозки горной массы.

Технико-экономические показатели, достигнутые п ри эксплуатации 1 списочного а/м БелАЗ на угледобывающих предприятиях Севера

тель I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Объем перевозок, тыс. т 91,25 85,3 101,7 100,9 117,2 128,5 132,2 130,6 ,5 94,33 87,9 88,6

Себестоимость 10 ткм, руб. 28,1 4 ю 10 2 32,9 21,44 23,03 9 10 2 23,21 24,05 26,58 29,47 27,07 28,56

Про- стои, маш. час 114,67 100,21 45,35 9 Г4' со 9 2 сч 7 78,49 70,25 73,5 69,39 5 (О 9 80,33 108,36

Опыт эксплуатации карьерного автотранспорта в условиях Нерюнгринского угольного месторождения показал зависимость потерь объемов горной породы, перевозимой технологическим автотранспортом, от климатических условий и выявил сезонную периодичность (рис. 2 и 3). Сезонность связана исключительно со сменой природно-климатических условий в рамках годового периода.

—♦—2000 —■—2001 —д—2002 —среднее

Рис. 2. Потери объемов вскрышной породы, перевозимой карьерным автотранспортом

—♦— 2000 ■ 2001 —а— 2002 » среднее

Рис. 3. Потери количества угля, перевозимого карьерным автотранспортом

Рис.4. Схема комплексного исследования тренд-сезонных временных рядов

Проблема анализа сезонности заключается в исследовании сезонных колебаний и в изучении того внешнего циклического механизма, который их вызывает. Следуя укрупненному алгоритму исследования тренд-сезонных временных рядов, приведенному на рис. 4, для исследования сезонных колебаний вне связи с причинами, их порождающими, от-

фильтруем из временных рядов (отдельно по породе и углю) компоненты и проанализируем динамику сезонной волны.

Динамические ряды, изображенные на рис. 2 и 3, проверены на сопоставимость и выявлены три отклонения, существенно нарушающих тенденцию - август, сентябрь 2001 г. (по породе) и январь 2001 года (по углю). В эти периоды наблюдались продолжительные неактируемые простои технологического автотранспорта, которые составляли до 80 % от всех простоев техники.

Для определения трендовой компоненты исследуемых рядов данных рассматривались линейная, логарифмическая, экспоненциальная, степенная и полиномиальная зависимости, из которых, после сопоставления сумм квадратов отклонений моделей, для ряда, составленного по породе, выбрана логарифмическая зависимость у = -0,92/л/+77,46, а для ряда, составленного по углю, экспоненциальная зависимость у = 1,67е0,031/.

%

Рис. 5. Сезонная волна потери объемов перевозимой породы

Рис. 6. Сезонная волна потери количества перевозимого угля

Полученные модели проверены на адекватность путем исследования трех условий (случайности, нормальности и независимости) применительно к случайным компонентам рассматриваемых динамических рядов.

Для фильтрации сезонных явлений в работе использованы метод построения сезонных волн и гармонический анализ.

Графики сезонных волн приведены на рис. 5 и 6.

Из рис. 5 имеем, что ежегодно наибольшие отклонения в потерях объемов перевозимой вскрышной породы до 14% могут наблюдаться в январе-феврале и сентябре-октябре месяцах. Аналогично по рис.6 получаем, что отклонения от 25

янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек

ф 1 гармоника й 2 гармоника

ш 3 гармоника ■ относительные сезонные колебания

Рис. 7. Сопоставление гармоник и относительных колебаний (по вскрышной породе)

м3/час

1 гармоника ^^^—2 гармоника

3 гармоника относительные сезонные колебания

Рис. 8. Сопоставление гармоник и относительных колебаний (по углю)

до 74 % могут наблюдаться, в основном, в зимние месяцы: ноябрь-март. Именно в эти периоды следует обратить внимание на возможные простои технологического автотранспорта и, по мере возможности, принять меры по устранению непредвиденных простоев.

Для нахождения сезонных составляющих вторым способом использовался ряд Фурье в качестве аналитической модели сезонности. Для получения более точных аналитических моделей построены модели сезонной волны, применяя 1-ю, 2-ю и 3-ю гармоники ряда Фурье (рис.7, 8).

Уравнения искомых трендовых моделей с тремя гармониками имеют следующий вид: у = 77,46 - 1,92/П + 14,54cost + 2,54&пЛ + 1,23cos2t -- 0,24sin2t + 1,42 cos3t - 3,84зВД (1)

у = 4,27 + 1,67е0СШ + 2,57 cost - 0,^'^ + 1,45cos2t +

+ 0^^ + 0,77 cos3t - 0,21 sin3t. (2)

Статистические показатели моделей (1) и (2) указывают на хорошую точность (10-20%) и возможность прогнозирования по ним потерь объемов горной массы, транспортируемой карьерными автосамосвалами, из-за неплановых простоев на линии: для модели (1): Д = 0,69, а = 2,04, е = 13,86 %, п = 0,75; для модели (2): Д = 0,78, а = 0,68, е = 17,07 %, п = 0,76. Здесь Д - коэффициент детерминации, а - среднее квадратическое отклонение, е - средняя относительная ошибка аппроксимации, п - корреляционное отношение.

|— Коротко об авторах------------------------------------------

Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;

Зарипова С.Н. - кандидат физико-математических наук, доцент, ТИ (Ф) ГОУ ВПО ЯГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.