Научная статья на тему 'Анализ технико-экономических показателей эксплуатации карьерного автотранспорта'

Анализ технико-экономических показателей эксплуатации карьерного автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
396
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ технико-экономических показателей эксплуатации карьерного автотранспорта»

-------ф

'S'-----

---------------------------- © В.С. Квагинидзе, С.Н. Зарипова,

2006

УДК 622.371

В.С. Квагинидзе, С.Н. Зарипова

АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КАРЬЕРНОГО АВТОТРАНСПОРТА

Одним из основных процессов в общем технологическом комплексе ведения горных работ открытым способом является транспортирование полезного ископаемого и вскрышных пород большегрузными автосамосвалами. Поэтому наиболее ресурсоемким на открытых горных работах является карьерный автотранспорт, на долю которого приходится до 70 % затрат, связанных с добычей полезного ископаемого.

В рамках целевой функции транспортной системы - перемещение горной массы - главной задачей становится производительное использование ее ресурсов для достижения общей экономической эффективности процесса добычи при минимальных эксплуатационных расходах.

Интенсивное и своевременное обновление парка автосамосвалов в настоящее время определяется экономическими критериями, так как в практике угольных разрезов суммарные эксплуатационные расходы за срок эксплуатации нередко в 8-10 раз превышают первоначальную стоимость автомобиля, что отрицательно отражается на себестоимости перевозок [1].

Современное состояние горных работ и основного горнотранспортного оборудования, показатели работы карьерного автотранспорта в условиях Нерюнгринского угольного разреза послужили исходными для исследований по перевооружению карьерного автотранспорта, так как многообразие при-

меняемых моделей автосамосвалов создает определенные трудности при их эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте, а также в материально-техническом снабжении.

При выборе модели автотранспорта желательно учитывать капитальные и эксплуатационные затраты, надежность, возможности производственно-технической базы, фактические сроки службы, вопросы безопасности и производительность машин в конкретных условиях эксплуатации, экологические и эргонометрические показатели. Следовательно, выбор наиболее эффективного автотранспорта является многофакторной, многокритериальной, довольно непростой проблемой.

В качестве технико-экономических показателей большегрузных автомобилей в условиях Нерюнгринского угольного разреза, в данной работе приняты: отработанный ресурс автосамосвалов (Х1); объем перевозок (Х2); грузооборот (Х3); общий пробег (Х4); себестоимость перевозок (Х5); машино-часы в работе (Х6), в консервации (Х7), в текущем ремонте и техническом обслуживании (Х8). В качестве дополнительного признака рассмотрено количество фактически эксплуатировавшихся автосамосвалов каждой марки за исследуемый период времени

(Х9).

В связи с большим количеством различных моделей (отечественных и импортных) автосамосвалов, эксплуатируемых в условиях Нерюнгринского угольного разреза, для применения множественного корреляционно-регрессионного анализа с целью определения себестоимости перевозок как функции многих переменных, требуется выяснить, существенно ли различаются технико-экономические показатели автосамосвалов в зависимости от марки. Другими словами, с помощью дисперсионного анализа требуется установить, значимо или незначимо различаются выборочные средние исследуемых показателей по маркам автосамосвалов и, если устанавливается, что фактор существенно влияет на изучаемую величину Х, требуется дополнительно выяснить, какой из уровней фактора оказывает наибольшее воздействие.

Основная идея дисперсионного анализа состоит в сравнении «факторной дисперсии», порождаемой воздействием фактора, и «остаточной дисперсии», обусловленной случайными причинами. Если различие между этими дисперсиями значимо,

то фактор оказывает существенное влияние на X, в этом случае средние наблюдаемых значений на каждом уровне различаются также значимо. На все количественные признаки Х-|-Х9, являющиеся нормально распределенными случайными величинами, воздействует фактор Р - карьерный автотранспорт, который имеет 12 постоянных уровней (Рі, ..., Р12) - количество марок автосамосвалов. На каждом уровне произведено по 4 испытания.

Таким образом, на уровне значимости а = 0,05 требуется проверить нулевую гипотезу о равенстве групповых средних при допущении, что групповые генеральные дисперсии Одина-

ковы. Для решения этой задачи вводятся: общая сумма квадратов отклонений наблюдаемых значений признака от общей средней 3о6ш, факторная сумма квадратов отклонений групповых средних от общей средней Эфакт, остаточная сумма квадратов отклонений наблюдаемых значений группы от своей групповой средней Эост. Тогда факторная (82фатп) и остаточная (8гсст) дисперсии находятся как отношение соответственно вычисленных факторных и остаточных сумм на соответствующее число степеней свободы (т1=11, т2=36). Сравнивая факторную и остаточную дисперсии по критерию Фишера-Снедекора, получаем один из выводов: если Рна6л< Ркр, то различие групповых средних незначимое, если Рна6л> Ркр, то различие групповых средних значимое.

Результаты дисперсионного анализа по признакам Х1 -Х9 при Ркр=2,07 приведены в таблице.

Из таблицы имеем, что групповые средние различаются значимо по таким показателям, как отработанный ресурс, грузооборот, общий пробег, себестоимость перевозок, машино-часы в работе, количество автосамосвалов, т.е. исследования, включающие эти признаки желательно вести с учетом марок автосамосвалов. Кроме того, доли влияния контролируемого фактора на исследуемые признаки невысоки, за исключением признака «себестоимость перевозок», большая часть обусловлена остаточным равновесием случайных погрешностей совокупностей. Полученные результаты необхо-

димо учитывать при выполнении корреляционно-

регрессионного анализа, а также при разработке рекомендаций по улучшению работы карьерного автотранспорта в условиях данного месторождения.

----------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев М.В., Смирнов В.П., Кулешов А.А. Эксплуатация карьерного автотранспорта. - М.: Недра, 1979, 280 с.

|— Коротко об авторах--------------------------------------------

Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;

Зарипова С.Н. - кандидат физико-математических наук, доцент,

ТИ (Ф) ГОУ ВПО ЯГУ.

------------------------------------- © С.Н. Зарипова, 2006

УДК 622.371

С.Н. Зарипова

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРОСТОЕВ НА ЛИНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АВТОТРАНСПОРТА В РАЗРЕЗЕ «НЕРЮНГРИНСКИЙ»

Опыт эксплуатации большегрузных автосамосвалов в условиях Нерюнгринского угольного месторождения показывает, что карьерный транспорт много простаивает. Из 5453,63 машино-часов в работе в среднем на один год 10,41 % времени 1 списочный автотранспорт простаивает в связи с техническими неисправностями и 19,02 % времени простаивает на линии, в основном, из-за неудовлетворительной организации работы экскаваторно-автомобильного комплекса, климатических условий и технологических простоев.

Ряд причинных факторов, влияющих на неплановые простои карьерного автотранспорта, проявляет взаимное воздействие, как друг на друга, так и на группы смежных факторов. Поэтому для выделения главных факторов, существенно влияющих на общие неплановые простои, необходимо про-

Марка экскаватора Уравнение регрессии Средняя относительная ошибка аппроксимации

ЭКГ-8И п = 0,65 + 0,98а + +1,02о — 0,0002ао+0,0002а2 + 0,001о2 в =0,07%

ЭКГ-10 п = 0,45 + 0,98а +1,028о в =2,5%

ЭКГ-15 п = 10,977 + 0,79а + 0,0008а2 в =3,1%

ЭКГ-20 Л ^7 1 О С 1,007 п = 47,135 • а в =4,2%

201-М п = 54,349 • а1,006 в =3,2%

301-М п = —0,024 + 0,998а + 1,011о — 0,000367о2 в =4,6%

ЭШ-11/70, ЭШ-13/50 п = 0,65 + 0,84а + 1,018о + 1,06а2 — 0,00017 • о2 + 0,0004ао в =2,62%

Таблица 10

Основные показатели безопасности экскаваторов

Марка экскаватора Коэффициент удельной суммарной продолжительности неплановых ремонтов Коэффициент технической готовности Коэффициент технического использования Параметр потока отказов

ЭКГ-8И 0,086 0,698±0,005 0,627 0,0029

ЭКГ-10 0,093 0,668±0,003 0,616 0,0023

ЭКГ-15 0,098 0,568±0,003 0,629 0,0014

ЭКГ-20 0,108 0,517±0,005 0,619 0,0017

201-М 0,137 0,569±0,004 0,605 0,0012

301-М 0,083 0,657±0,005 0,752 0,0017

ЭШ-11/70 0,084 0,618±0,004 0,588 0,0016

ЭШ-13/50 0,095 0,736±0,003 0,718 0,0035

По вскрышным 0,106 0,538±0,003 0,741 0,001

______По добычным______|____________0,089____________| 0,697±0,005 |________0,629_______| 0,029

Таблица 11

Коэффициенты парной корреляции

Показатели безопасности экскаваторов Коэффициент удельной продолжительности неплановых ремонтов Коэффициент технической готовности Часовая производительность, м3 Параметр потока отказов, ч-1

Ресурс вскрышных экскаваторов, лет 0,269 0,725 0,695 0,295

Ресурс добычных экскаваторов, лет 0,370 0,769 0,291 0,326

Средний возраст вскрышных экск., лет -0,257 -0,819 -0,891 -0,295

Средний возраст добычных экск., лет -0,360 -0,789 -0,339 -0,310

Таблица 12

Коэффициенты парной корреляции по показателям вскрышных экскаваторов

R Коэффициент удельной продолжительности неплановых ремонтов Коэффициент технической готовности Часовая производительность, м3

Коэффициент удельной про-

должительности неплановых 1 0,019 0,577

ремонтов

Коэффициент технической го- 0,019 1 0,634

товности

Часовая производительность, 3 0,577 0,634 1

м

Таблица 13

Коэффициенты парной корреляции по показателям добычных экскаваторов

К Коэффициент удельной продолжительности неплановых ремонтов Коэффициент технической готовности Часовая производительность, м3

Коэффициент удельной продолжительности неплановых ре-монтов 1 -0,090 0,160

Коэффициент технической готовности -0,090 1 -0,028

Часовая производительность, м3 0,160 -0,028 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.