Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПОЛЗНЕВОГО СКЛОНА ГОРЫ НА УЧАСТКЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОШ 0 БАТКЕН (18КМ) МЕТОДОМ ТАХЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПОЛЗНЕВОГО СКЛОНА ГОРЫ НА УЧАСТКЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОШ 0 БАТКЕН (18КМ) МЕТОДОМ ТАХЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оползень / электронный тахеометр / геодезический знак / репер / цикл / тахеометрическая съемка / автомобильная дорога

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тешаев Э.А.

В статье рассматривается вопрос, связанный с прогнозированием оползня на склоне горы методом тахеометрической съемки, выполненный электронным тахеометром. Исследования проводились на склоне горы, где проходит автомобильная дорога республиканского значения Ош – Баткен (18 км).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Тешаев Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПОЛЗНЕВОГО СКЛОНА ГОРЫ НА УЧАСТКЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОШ 0 БАТКЕН (18КМ) МЕТОДОМ ТАХЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ»

современной истории еще не выявлено вследствие грамотной работы метеорологов на аэродромах.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что изменение погодных условий не несет каких-либо необратимых и обратимых последствий для окружающей среды и человека в целом. Список использованной литературы:

1. https://fb.ru/article/193803/razgon-oblakov—ustanovlenie-horoshey-pogodyi-printsip-razgona-oЫakov-posledstviya

2. https://ria.ru/20091106/192214962.html

3. https://hi-news.ru/research-development/igra-v-boga-iskusstvennoe-izmenenie-klimata-privedet-k-globalnoj-katastrofe.html

© Сергеев Д.С., Вальков К.И., Гатаулин Ф.Ф., 2024

УДК 528.946

Тешаев Э.А.

Доцент ОшТУ г. Ош, Кыргызстан

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПОЛЗНЕВОГО СКЛОНА ГОРЫ НА УЧАСТКЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОШ 0 БАТКЕН (18КМ) МЕТОДОМ ТАХЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос, связанный с прогнозированием оползня на склоне горы методом тахеометрической съемки, выполненный электронным тахеометром. Исследования проводились на склоне горы, где проходит автомобильная дорога республиканского значения Ош - Баткен (18 км).

Ключевые слова:

оползень, электронный тахеометр, геодезический знак; репер; цикл; тахеометрическая съемка; автомобильная дорога.

Актуальность.

В Кыргызской Республике дороги были и остаются одним из важнейших отраслей экономики. Если плохие дороги - значит, плохи дела и в экономике. Стоимость проблемы бездорожья для государства можно определить как общую сумму потерь и упущенной выгоды, связанных с недостаточным развитием автодорожной сети и ее техническим состоянием.

По причине того, что большинство дорог Кыргызстана проложены по горным участкам, есть большая вероятность обвала оползни со склонов гор, которая в свою очередь является причиной перекрытия дороги.

Причиной возникновения оползня может быть следующее:

1. Усиление наклона местности;

2. Подмыв почвы водой;

3. Уменьшение твердости естественных пород под влиянием осадков;

4. Физико-механические признаки горных пород;

5. Климатические.

Поэтому изучение местности и применение превентивных мер, оказывает огромное влияние на

развитие оползневого процесса. Человек должен знать где и как строить инженерные сооружения, чтобы не допустить появления оползней, для этого он должен сделать анализ местности, а также изучить местные условия.

Для обнаружения оползней рекомендуется воспользоваться следующими способами: районирование местности с учётом угрозы оползневых процессов, по уровню твердости уклонов; по оценке пространственного и временного порядков несоответствий. Для исследования используются геодезические способы контроля за изменениями состояния склонов с применением современных геодезических приборов и методов.

Для того, чтобы точно определить степень опасности появления процессов оползней очень важно отобразить рельеф достаточно полно и детально. Рельеф создаёт прямые и косвенные воздействия на процесс образования оползней. Прямое влияние - это крутизна склонов, морфология речных долин, уклоны тальвегов, а косвенное - изменение циркуляции воздушных масс, распределение атмосферных осадков, температур, поверхностных и подземных вод и растительного покрова.

Оползневые склоны имеют свойственные только им формы рельефа со своими границами и формами, показывающими их своеобразность или же типичность. Рельеф всей поверхности такого склона чаще всего неровный. Показателем является крутизна склона. Крутизна склона это угол, который образуется направлением ската с горизонтальной плоскостью в данной точке. Из этого определения становится понятно то, что оползневые процессы встречаются чаще всего в горных районах или же на холмистых территориях.

Геодезический метод контроля оползня основан на применении современных электронных приборов, которые могут стать технической основой системы мониторинга проложения трассы автомобильной дороги.

Геодезические способы дают глобальную информацию о характере деформируемого оползня, в то время как негеодезические способы дают локальную информацию, возможно, сравненную с результатами некоторых других независимых измерений. В общем случае, оползни приводят к значительным изменениям в природной окружающей среде в виде локальных изменений [1].

Для прогнозирования обвала склона горы на участке автомобильной дороги Ош - Баткен (18 км) был применен метод тахеометрической съемки.

Этот метод достаточно оперативен, часто используется в создании и обновлении планов крупных масштабов, но если же происходит съёмка объёмных территорий, то этот процесс будет достаточно трудоёмок и срок выполнения всех работ будет значительно увеличиваться [3].

Таким образом, в данной статье можно найти решение задач по предвидению возникновения оползневых процессов на основании полученных результатов тахеометрической съемки.

Исследовательская работа по определению направления и скорости оползня на склоне горы, где проложен участок автомагистрали Ош - Баткен выполнена в период с 13 - апреля 2018 года по 4 - мая 2019 года. Работы производились по ниже приведенному плану.

План исследования участка местности по прогнозированию оползневых процессов тахеометрическим способом:

1. Закладка твердых точек;

2. Закладка контрольных (деформируемых) точек;

3. Определение прямоугольных координат твердых точек;

4. Определение прямоугольных координат контрольных точек относительно твердых точек (I-

цикл);

5. Определение прямоугольных координат контрольных точек относительно твердых точек (II -

цикл);

6. Анализ полученных данных.

Рисунок 1 - Схема расположения контрольных и твердых точек на уч. АД Ош - Баткен (18км)

1. Для прогнозирования оползневых процессов на склоне участка автомобильной дороги тахеометрическим способом, используя на местности, на недеформируемой зоне были заложены твердые точки Rp - 1 и Rp - 2. [5] (рис.2.)

Рисунок 2 - Грунтовый геодезический знак

2. Одновременно с закладкой твердых точек, закладываем контрольные

точки 1, 2, 3, 4, 4 и 5 [5] (рис.3.), которые устанавливаются на ожидаемо деформируемых участках.

Рисунок 3 - Контрольные точки - металлический пилон монолитная труба с бетонным якорем.

Твердые и контрольные точки устанавливаем за 1 - 1,5 месяца до начала тахеометрической съемки, чтобы обеспечить естественное оседание реперов.

3. Заложенные твердые точки уравниваем между собой. Для этого

измеряем расстояние между твердыми точками электронным тахеометром и определяем азимут направления стороны между точками.

4, 5. Для определения деформации контрольных точек мы измерения

производим в три этапа. Между этапами временной промежуток берем примерно по шесть месяцев. Первое измерение производили 13 - апреля 2018 г., второе 15 - октября 2018 г. и третье измерение 4 - мая 2019года [6].

В результате обработки результатов измерений для каждого из циклов получаем координаты наблюдаемых пунктов [4]:

Цикл................ 0 I II

Пункт I.............Х0, У0 Х\, У\ Х'/, у"

Смещения наблюдаемых контрольных точек по направлениям X и У вычисляют как разности соответствующих координат между циклами:

Цикл............... I II

Пункт 1 Ах\ = X,0 - х\ Ау\ = у0 - у\; Лх\' = х° - х\' Ау\' = у0 - у\';

Результаты измерения приведены на табл.1 и 2.

Таблица 1

Ведомость отклонений по координатам. Объект: АД Ош - Баткен (18км). I - цикл

№№ наим. Координаты м Отклонение координат, м

точек точек 1J.04.201S. 15.10.201S.

X Y Н X Y Н +ÜX ±ÜY tüH

1 2 3 4 5 6 7 8 3 10 11

Rp 1 анкерный болтЛЭП 1121.407 1000.001 116.454 1121.406 999.996 116.451 0.001 0.005 0.003

1 контрольная точка 10ВЭ.28Э 1003.039 105.803 1089.233 1003.075 105.765 0.055 -0.035 0.042

2 контрольная точка 1043.134 1002. 895 98.364 1043.07 1002.В54 98.325 0.064 0.041 0.039

3 контрольная точка 1033.55 1002.465 92.763 1033.574 1002.512 92.791 0.076 -0.047 -0.028

4 контрольная точка 1024.017 1000.411 BS. 114 1023.930 1000.373 83.18 0.029 0.038 -0.056

5 ЛЭП 1000 1000 79.643 999.951 999.967 79.591 0.049 0.033 0.052

Rp-2 анкерный болтЛЭП 860.861 700.975 108.261 S60.863 700.971 103.258 -0.002 0.004 0.003

6. Анализ полученных данных. Для анализа сдвига контрольных точек относительно оси мы определяем отклонение точек относительно первого измерения, то есть измерений, выполненных 13.04.18.

Анализируя таблицу 1 и 2 строим диаграмму (рис.) и выполняем следующие выводы: из диаграммы видно, что контрольные точки 1, 2, 3, 4 и 5 по оси Х сдвигаются в одном направлении относительно исходного (начального) измерения.

Таблица 2

Ведомость отклонений по координатам. Объект: АД Ош - Баткен (18км). II - цикл

№№ наим. Координаты м Отклонение координат, м

точек точек 1J. 04.2018. 04.0b. 2019.

X Y Н X Y Н ±йХ ±ÜY ±йН

1 2 3 4 5 6 7 8 Э 10 и

Rp-1 анкерный болтЛЭП 1121.407 1000.001 116.454 1121.405 999.999 116.45 0.002 0.002 0.004

1 контрольная точка 1039.289 1003.039 105.808 1089.218 1003.081 105.77 0.071 -0.042 0.038

2 контрольная точка 1043.134 1002.895 98.354 1043.059 1002.847 98.321 0.075 0.ВД8 0.043

3 контрольная точка 1033.55 1002.465 92.753 1033.558 1002.518 92.795 0.082 -0.053 -0.032

4 контрольная точка 1024.017 1000.411 88.114 1023.985 1000.373 88.134 0.032 0.038 -0.07

5 ЛЭП 1000 1000 79.643 999.945 999.962 79.584 0.055 0.038 0.059

Rp-2 анкерный болтЛЭП 860.351 700.975 108.261 850.859 700.979 108.265 0.002 -0.004 -0.0М

Рисунок 4 - Диаграмма анализа сдвига точек по оси Х на уч. АД Ош - Баткен (18км)

Рисунок 5 - Диаграмма анализа сдвига точек по оси Y на уч. АД Ош - Баткен (18км)

Из диаграммы видно, что контрольные точки 1, 2, 3, 4 и 5 по оси Y относительно исходного (начального) измерения не сдвинуты.

Рисунок 6 - Диаграмма анализа сдвига точек по оси Н на уч. АД Ош - Баткен (18км)

Из диаграммы видно, что контрольные точки 1, 2, 3, 4 и 5 по оси Н относительно исходного (начального) измерения также не сдвинуты.

Вывод: Анализируя результаты измерений можно сделать следующий вывод: контрольные точки, которые расположены на деформируемом участке сдвинулись только по оси Х, то есть по склону вниз примерно по 1- 2 см.

Список использованной литературы:

1. В.В. Симонян. Изучение оползневых процессов геодезическими методами. Монография. М.: 2011.

2. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. утв. ГУГК СССР 05.10.1979. М.: 1979.

3. Каталог геодезических пунктов. Форма и содержание. ГОСТ 25634 - 83. М.: 1983.

4. В.Е. Новак. Курс инженерной геодезии. М.: Недра, 1983.

5. В.В. Данилов и др. Центры и реперы государственной геодезической сети СССР. М.: Нудра, 1973.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Э.А. Каримов, Э.А., Тэшаев, У. Эркали у. Оценка устойчивости нагорий.Ош, Известия ОшТУ.

© Тешаев Э.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.