Научная статья на тему 'Прогнозирование объема продаж продукции предприятия на основе регрессионной модели'

Прогнозирование объема продаж продукции предприятия на основе регрессионной модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1286
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОГНОЗ / MANAGEMENT / PLANNING / FORECAST / FINANCIAL RESOURCES / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полунина Наталия Александровна, Беляева Татьяна Александровна

в данной статье проводится построение регрессионной модели объема продаж, оценивается качество построенной модели, даются прогнозные оценки объема продаж. Авторы статьи описывают финансовое прогнозирование как основу для финансового планирования и бюджетирования на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with the construction of a regression model of sales volume, assessment of the constructed model quality and gives forward-looking sales estimates. The authors describe financial forecasting as a base for financial planning and budgeting at the enterprise.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование объема продаж продукции предприятия на основе регрессионной модели»

Econimics

УДК 33

DOI 10.21661/r-115316 Н.А. Полунина,Т.А. Беляева

Прогнозирование объема продаж продукции предприятия на основе регрессионной модели

Аннотация

В данной статье проводится построение регрессионной модели объема продаж, оценивается качество построенной модели, даются прогнозные оценки объема продаж. Авторы статьи описывают финансовое прогнозирование как основу для финансового планирования и бюджетирования на предприятии.

| Ключевые слова: прогноз, планирование, управление, объем продаж, финансовые ресурсы.

N.A. Polunina, T.A. Belyaeva

Forecasting sales volume of the company products on the basis of regression model

Abstract

The article deals with the construction of a regression model of sales volume, assessment of the constructed model quality and gives forward-looking sales estimates. The authors describe financial forecasting as a base for financial planning and budgeting at the enterprise.

| Keywords: forecast, planning, management, sales, financial resources.

Для российской экономики проблема повышения качества управления финансовыми ресурсами особенно актуальна. Решение задач, поставленных руководством предприятия и направленных на увеличение прибыли и рациональное использования финансовых ресурсов, предполагает поддержание стабильного роста в хозяйственной деятельности организации, для чего необходимо обеспечивать устойчивое повышение эффективности управления финансовыми ресурсами.

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования и бюджетирования на предприятии. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов, конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании [3, с. 406].

Представим в таблице 1 динамику объема реализации продукции предприятия за последние 6 лет.

Динамика объема продаж

Таблица 1

Показатели Ед. изм. 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Объем продаж млн руб. 1916,844 2189,036 2471,422 2714,949 3631,198 4306,161

Темп роста % 111,7 114,2 112,9 109,9 133,7 118,59

Экономика

Из таблицы видно, что на протяжении всего периода наблюдается устойчивый рост объема продаж. Для прогнозирования объема продаж в 2016 г. воспользуемся Microsoft Excel (рисунок 1).

Объем продаж продукции предприятия изменяется следующим образом: у = 471,9х + 1219.

Так как R2 = 0,928, а это близко к единице, то данное уравнение адекватно описывает изменение спроса на продукцию предприятия.

Используя полученное уравнение, проведем расчет в таблице MS Excel теоретических значений объема продаж для расчета показателей адекватности линейной модели тренда (таблица 2).

Рис. 1. Динамика объема производства продукции предприятия

Таблица 2

Расчет теоретических значений выручки от продажи продукции

t y yt y - yt У - y\ y- yt\ У (y- yt)2

1 1916,844 1690,9 225,94 225,94 0,12 51050,69

2 2189,036 2162,8 26,24 26,24 0,01 688,33

3 2471,422 2634,7 -163,28 163,28 0,07 26659,71

4 2714,949 3106,6 -391,65 391,65 0,14 153390,51

5 3631,198 3578,5 52,69 52,69 0,02 2777,08

6 4306,161 4050,4 255,76 255,76 0,06 65413,69

I= 21 I= 17229,6 - - - I= 0,42 I= 299980

Далее на основе теоретических значений выручки от продаж, представленных в таблице 2, рассчитаем показатели адекватности:

- коэффициент детерминации:

£(у - у, )2

Я 2=1 - - (1)

£ (у - у)2

,=1

где: у - фактические значения показателей временного ряда; у - теоретические значения показателей временного ряда; у - среднее фактических значений показателей временного ряда; п - число элементов временного ряда;

299980

R2 = 1 -

50910937,06

= 0,99; (2)

- средняя ошибка аппроксимации:

1

* =' I

n t=i

У - У

У

•100%

где п - число элементов временного ряда;

А = — х 0,42 х 100% = 7% 6

- среднеквадратическое отклонение фактических значений показателей от расчетных (остаточная дисперсия или стандартное отклонение):

S =

4

!(У - У)2 n - f

где: f - число параметров.

(3)

S =

4

299980 6 - 1

= 244,94.;

Отразим результаты расчетов показателей адекватности в таблице 3.

Таблица 3

Показатели адекватности функции у = 471,9х + 1219

Модель тренда

Линейная у = 471,9х + 1219

A R2 S

7 0,99 244,94

Выбранная прогнозная функция, описывающая временной ряд, минимизирует стандартное отклонение (5) равное 244,94 на интервале оценивания. Теснота связи обеспечивается близким значением коэффициента детерминации (Я2 = 0,99) к единице. Аппроксимирующее уравнение имеет адекватную фактическую временную тенден-

148 Интерактивная наука | 10 • 2016

Econimics

цию (А = 7% < 12% свидетельствует об адекватности функции реальным условиям) [1].

На основе модели тенденции временного ряда рассчитаем точечный и интервальный прогнозы на 2016 г.

Интервальный прогноз может быть получен с использованием стандартной ошибки прогноза, что позволит рассчитать расширяющийся доверительный интервал, указывающий на рост неопределенности с повышением горизонта прогноза [2].

Стандартная ошибка прогноза определяется по формуле (4):

Sf = S х

У V

V

1+ ■

1

(т -1)2 Z (t - ~t)2

где: Г - середина временного интервала наблюдений; Т - момент прогноза;

- стандартная ошибка уравнения;

Syf

= 244,94 х

(7 - 3,5)2

17,5

= 334,64

Оценка объем продаж в 2016 г., полученная на основе регрессионной модели может составить 4522,3 млн руб., что на 5% превышает значение предыдущего периода.

Таким образом, с помощью проведенного расчета руководство предприятия сможет с точностью определить необходимый объем финансовых ресурсов для того, чтобы обеспечить выполнение планового выпуска продукции будущих периодов.

Ллаерктел^ныЬ

(4)

Прогнозные результаты представим в таблице 4 и на рисунке 2.

Рис. 2. Прогнозные значения выручки от продажи продукции

Таблица 4

Прогнозные значения выручки от продажи продукции в миллионах рублей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

n

+

t 2016 г.

Объем продаж (точечный прогноз) yt = 4522,30

Объем продаж (интервальный прогноз) 4187,65 < yt< 4856,95

Литература

1. Бессонова Е.А. Использование эконометрических моделей в анализе экономических процессов / Е.А. Бессонова // Материалы VI Международной молодежной научно-практической конференции. - 2014. - С. 49-52.

2. Кудина О.В. Эконометрика [Текст]: Учебное пособие / О.В. Кудина. - Курск: VIP, 2012. - 189 с.

3. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: Теория и практика [Текст]: Учебник / Е.С. Стоянова. - М.: Перспектива, 2014. - 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.