К.Ю. Курилов
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА .
телеи, которые при отсутствии достаточного спроса на продукцию окажутся не в состоянии выполнить поставленные перед ними амбициозные планы, и буду ввергнуты в новый кризис. И дело может оказаться не только в качестве и цене продаваемых в России автомобилей, но и в банальном отсутствии возможности потенциальных покупателей парковать свой автомобиль в месте работы, учебы и в прочих, на первый взгляд мелких и незначительных проблемах. Ведь не секрет, что России необходим новый сценарий развития и его успешная реализация будет зависеть от многих отраслей, в числе которых автомобилестроение будет играть значительную роль. Отсутствие внимания к сфере производства продуктов с высокой добавленной стоимостью и ориентация на экспорт сырья может «заморозить» Россию в состоянии, которое возможно охарактеризовать выражением «Колосс на парафиновых ногах».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курилова А.А. Прогноз развития отечественных и зарубежных предприятий автомобильной промышленности // Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 10-14.
2. Мировая автомобильная промышленность. Основные показатели // Международная организация производителей автомобилей: [сайт]. URL: http://
oica.net/category/production-statistics/ (дата обращения: 20.06.2011).
3. Устойчивое развитие российского автомобильного рынка // ПрайсвотерхаусКуперс [сайт]: URL: http:// www.pwc.m/m/automotive/pubiications/mdexjhtml (дата обращения: 20.06.2011).
4. Курилова А.А.Использование инструментов финансового инжиниринга в финансовом механизме управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 65-70.
5. О повышении ставок транспортного налога // www.samara.ru: [сайт]. URL: http://www.samru.ru/auto/ gostZ65840.html (дата обращения: 20.06.2011).
6. Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли. Февраль 2012 // Эрнст энд Янг [сайт]: официальный сайт. URL: http://www.ey.com/ru/ru (дата обращения: 20.06.2011).
7. Шуклов Л.В.Управление финансами в контексте жизненного цикла организации // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 25. С. 23-30.
8. Курилова А.А. Принципы формирования и реализации риск-ориентированного финансового механизма управления затратами на основе теории активных систем // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 16. С. 27-37.
development of russian market road to 2020
> 2012
K.Yu. Kurilov, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor "Finance and credit"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: Automotive industry is an important sector of the Russian economy of the world. There is currently a slowdown in sales of vehicles, both worldwide and in Russia. The Russian market has great potential, which is relative to the "low" level of car ownership in Russian society. However, there are significant barriers to the growth of the automobile market. The effect of these factors is such that they can affect the execution of the program of development of "AvtoVAZ" until 2020. The elimination of these factors will ensure the long-term development potential of the Russian automotive market.
Keywords: automotive industry, the industry is producing vehicles, the dynamics of the global automobile industry, the demand for cars, the forecast of the Russian automobile industry, the program in 2020.
УДК 338.24.01
прогнозные варианты развития автомобильной промышленности до 2026 г
© 2012
A.A. Курилова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Выявлены закономерности в динамике изменения объемов производства и продаж транспортных средств, аналогичные моделям изменения цен на финансовых рынках. Сформирован прогноз производства и продаж транспортных средств до 2026г.
Ключевые слова: автомобильная промышленность, отрасль по производству транспортных средств, прогноз объемов продаж и производства транспортных средств, технический анализ.
Финансовый кризис 2008-2009гг вызвал существенное падение объёмов продаж и производства транспортных средств по всему миру. Антикризисные меры, которые были предприняты правительствами большинства стран, позволили стабилизировать финансовое положение автопроизводителей и увеличить объёмы продаж в 2010 году. Однако, несмотря на положительные изменения, ситуация в отрасли по производству транспортных средств остается достаточно напряжённой. Причина этого в том, что мировые финансовые рынки, несмотря на значительный рост характеризуются недостаточной стабильностью и высокой вероятностью понижающей коррекции. Также нестабильными остаются доходы покупателей транспортных средств - физических и юридических лиц, которые в значительной степени определяют будущий объём продаж автомобилей.
Поэтому актуально прогнозирование продаж транспортных средств на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Прежде всего, необходимо прогнозирование будущего объёма продаж транспортных средств, для чего
необходимы исторические данные по продажам за длительный период времени. Однако такие цифры в большинстве случаев недоступны. Тем не менее, имеются данные о производстве транспортных средств, которые публикует Международная организация автопроизводителей (01СА) [1, с.1]. Используя имеющиеся данные о производстве транспортных средств на значительном отрезке времени, возможно сформировать прогноз производства транспортных средств, а потом на его основе сформировать прогноз продаж.
На протяжении всего периода с 1950 - 2009гг имел место рост объёмов производства, обусловленный рядом фундаментальных факторов - ростом автомобилизации общества, ростом доходов населения в мире и пр. Снижение объёмов производства транспортных средств, которые происходили в 1950-2009гг, были краткосрочными коррекциями существующей тенденции и не превышали четыре года.
Используя полученные прогнозные значения объёмов производства в 2026г в размере 88 424 тыс. шт. автомобилей, а также данные о ранее существовав-
А.А. Курилова
ПРОГНОЗНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ...
ших коррекциях объёмов производства транспортных средств, можно сформировать три варианта завершения коррекции объемов производства, которая началась в 2008г - оптимистический, умеренно-пессимистический и пессимистический.
Оптимистический вариант.
Снижение продаж и производства транспортных средств, произошедшее в 2008 и 2009гг, не является свидетельством изменения тенденции. Фактически имела место краткосрочная коррекция, вызванная изменением факторов, влияющих на функционирование мировой автомобильной промышленности.
После изменений, вызванных коррекцией, тенденция роста объёмов продаж и производства возобновится. Подобная ситуация имела место в 1993г, 1998г, 2001г. Предположив, что подобный сценарий повторится в настоящее время, можно сделать вывод, что имевшее место в 2009г снижение объёмов производства закончится последующим его ростом, соответствующим среднегодовым темпам роста объёмов производства до 2008г.
Исходя из этого предположения, динамики объёмов производства в 2026г составит 146 614 тыс. автомобилей.
Умеренно-пессимистический вариант.
Ч.Доу в своих исследованиях поведения цен на финансовых рынках описывает три вида тенденций: тенденция на повышение, при которой цены на активы финансового рынка и объёмы торговли этими активами растут, тенденция на понижение, при которой цены на активы финансового рынка и объёмы торговли активами падают и боковой тренд - тенденция, при которой цены на финансовые активы и объёмы их торговли значительно не изменяются [2, с.72]. Подобное поведение свойственно и динамике объёмов продаж транспортных средств. Исходя из предположения о том, что объём производства транспортных средств может изменяться в соответствии с моделями поведения финансового рынка, снижение объёмов продаж и производства, которое началась в 2008г, будет происходить по следующему сценарию.
Срок коррекции не будет превышать 4 лет, при этом рост объёмов производства и продаж транспортных средств, который начался в 2010г, продолжится до 2013г. При этом в четвертом квартале 2013г может произойти снижение продаж и производства транспортных средств, вызванное ухудшением макроэкономической ситуации и падением спроса на транспортные средства. Снижение объёмов производства будет происходить до 2012г, после этого рост объёмов продаж и производства транспортных средств возобновится. Темпы роста объёмов производства будут соответствовать среднегодовым темпам за период 1950-2009гг - 5,99 %.
Сформированный умеренно-пессимистический прогноз объёмов производства транспортных средств показывает что снижение объёмов производства, закончится в 2013г, после этого рост производства транспортных средств возобновится, при этом показатель производства транспортных средств достигнет в 2026г 141 265 тыс. шт. транспортных средств в год.
Необходимо отметить, что при отсутствии значительных положительных изменений в мировой экономике тенденция к колебанию объёмов около ранее достигнутых значений «боковой тренд» может сохраниться более длительное время, поэтому значение прогнозного показателя может оказаться значительно ниже.
Пессимистический вариант.
При этом варианте возможно изменение основной тенденции - роста объёма продаж и производства на другую - снижение объёма производства, хотя в период 1950-2007гг подобных изменений не происходило.
Такой сценарий развития ситуации возможен при существенном изменении макроэкономических факторов, влияющих на продажи и производство автомобилей во всём мире, например снижение численности населения
или темпов роста, резкое снижение доходов большинства населения или появление нового вида продукции или услуг, которые смогут выполнять функции транспортных средств в мировой экономике.
Фактические данные о численности населения показывают его рост. Доходы населения могут существенно снизиться за счёт негативного влияния кризиса финансовых рынков, который произошел в 2007-2008гг и возможного развития экономической депрессии, вызванной экономическим кризисом. Примером снижения доходов может служить глобальный экономический кризис 30-х годов прошлого века, толчком к началу которого послужил коллапс финансовых рынков в 1929г.
Появление нового вида продукции или услуг, способных создать альтернативу существующим транспортным средствам, не возможно без новых источников энергии. Углеводородное сырьё как источник энергии практически исчерпало себя, в силу высокой стоимости, высокого уровня загрязнения окружающей среды и ряда других существенных недостатков.
Разработка и производство транспортных средств, использующих альтернативные источники энергии, вызовет изменение рынка продаж транспортных средств, изменение структуры производства и передел рынка продаж транспортных средств, в пользу производителей и стран, обладающих новыми технологиями. В процессе появления нового вида продукции возможен резкий рост продаж нового вида транспортных средств, обусловленный изменением потребительских свойств нового продукта.
На данный момент перспективы использования новых источников энергии (сжиженный водород или энергия управляемой термоядерной реакции) туманны, так как требуют значительных затрат на НИОКР и значительных инвестиций.
Наиболее вероятным сроком появления конкурентоспособных образцов продукции, использующих новые источники энергии, ориентировочно является период завершения сверхбольшого цикла отрасли по производству транспортных средств - 2059-2069гг. В завершающей стадии сверхбольшого цикла произойдет усиление конкуренции, связанное с насыщением рынка транспортными средствами, исчерпанием возможности экстенсивного роста отрасли и падением продаж транспортных средств. Это может стать сильнейшим толчком к скорейшей разработке и внедрению программ по использованию новых источников энергии и разработке новых моделей транспортных средств [3, с.6].
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время не произойдет изменения существующей тенденции роста продаж и производства транспортных средств на противоположную, то есть на долговременное снижение продаж и производства транспортных средств. Существующее снижение объёмов производства будет носить корректирующий характер по отношению к основной тенденции.
Прогноз для России
Полученные прогнозы развития мировой автомобильной промышленности делают возможным формирование на их основе прогноза производства и продаж транспортных средств в России.
Оптимистический вариант развития мировой автомобильной промышленности подразумевает, что объём производства после 2009г будет расти, а темпы роста будут соответствовать средним темпам роста за прошлые периоды. Принимая во внимание модель развития мировой автопромышленности, объём производства транспортных средств в России составит к 2014г 1 772,7 тыс. шт., а к 2026г - 3 328,7 тыс.шт.
На основании полученных результатов, прогноз продаж легковых автомобилей в России будет выглядеть следующим образом - к 2026г продажи автомобилей составят 6 249 тыс.
-пессимистический прогноз развития ми-
41
A.A. Курилова
ПРОГНОЗНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ..
ровой автомобильной промышленности сформирован исходя из предположения о «боковом тренде» т.е. колебаний объемов производства и продаж около достигнутых значений [4, с.147].
Прогноз сформирован с учётом следующей модели поведения объёмов производства. До 2013г объемы производства транспортных средств в России будут расти, после 2013г наступит «застой», в процессе которого будут происходить колебания объёмов производства транспортных средств около достигнутого в 2013 г. «Застой» продлится до 2015г, затем рост объёмов производства возобновится и к 2026г его значение составит 2 647 тыс.шт. транспортных средств в год [5, с.140].
Пессимистический сценарий развития мировой автомобильной промышленности предусматривает падение объемов производства на 30% от уровня, достигнутого в 2008г. Падение объёмов продаж и производства в России при развитии негативной тенденции в мировой автомобильной промышленности будет превышать значения мировой коррекции, но ограничиться значениями, достигнутыми в 2009г. В соответствии с пессимистическим сценарием производство транспортных средств в Росси к 2026 году составит 2 647 тыс. шт., а продажи транспортных средств составят 5 059 тыс.шт [6, с.78].
По нашему мнению для России и мировой автомобильной промышленности наиболее реальным является прогноз, подготовленный на основе умеренно-пессимистического сценария развития. Вместе с тем необходимо отметить что достижения любых прогнозных значений производители автомобилей должны прикладывать
внутренних процессов за счет внедрения эффективной системы бюджетирования, хеджирования рисков, управления рисками [7, c.22 ] и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мировая автомобильная промышленность. Основные показатели // Международная организация производителей автомобилей: [сайт]. URL: http:// oica.net/category/production-statistics/ (дата обращения: 20.06.2011).
2. Швагер Д. Технический анализ // - М: Альпина Паблишер, 2001, -768с.
3. Курилов К.Ю. Прогнозы развития мировой автопромышленности // Международный научный журнал. 2011. № 5. С. 5-10.
4. Курилов К.Ю. Финансовый механизм, его содержание и основные компоненты // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 146-152.
5. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 139-145.
6. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80.
7. Шуклов Л.В. Взаимосвязь управления финансами c рисками на разных стадиях жизненного цикла организации // Финансовая аналитика: Проблемы и решения.
значительные усилия по совершенствованию своих 2011. № 33. С. 21-30.
forward options of automotive industry to 2026
© 2012
A.A. Kurilova, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor "Finance and credit"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The regularities of changes in the dynamics of production and sales of vehicles, similar to the models of price changes in the financial markets. Cformirovan forecast of production and sales of vehicles up to 2026.
Keywords: automotive industry, the industry is producing vehicles, forecast sales and production of vehicles, the technical analysis.
УДК 378
управление информационными потоками в аналитической деятельности
© 2012
А.А. Коростелев, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Экономическая и
управленческая подготовка»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Т.В. Комар, кандидат экономических наук, доцент, декан Уманский государственный педагогический университет им. П.Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В условиях возрастания информационных потоков системе образования возникает вопрос о необходимости их упорядочения с целью повышения уровня аналитической деятельности управления.
Ключевые слова: информационные потоки, информация, аналитическая деятельность, анализ, технология анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail», управленческая деятельность.
Информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективней принимаемые управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации, поэтому она должна быть научно-достоверной, доступной в получении, понимании и усвоении.
Отношения, сравнения, анализ и синтез составляют основу информационного подхода исследований всех без исключения социальных процессов. Информационный подход базируется на исследовании и изучении конкретного объекта с его взаимоотношениями и взаимосвязями с внешними объектами и внутренними средами. Информационный подход имеет важное значение, ибо в
основе его лежит одна из главных целей любого исследования - получение конечных результатов, имеющих практическое приложение.
Информация обладает в управлении определенными специфическими качествами как носитель содержания. Управление, являясь видом деятельности, представляет собой опыт реализации системообразующей функции в социальных организациях.
В этом контексте информация для управления не только значима, но и представляет жизненную основу, т.к. управление само есть процесс движения и определенной переработки информации.
Так как повышение эффективности управления образовательной системы связано с уровнем информационного обеспечения, и руководители должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии всех процессов в системе, то первое, с чего должен он