Рисунок 9 - График мультипликативной модели с прогнозными значениями, включая сезонную
компоненту
Согласно прогнозу, доход от реализации продукции на предприятии ООО «Гигант» увеличивался с января 2015 по декабрь 2016 года, что подтверждается фактическими показателями дохода от реализации продукции за аналогичный период. Полученный результат показывает высокую эффективность применения статистических методов и подтверждает целесообразность использования данной методики для определения более точных прогнозных показателей будущих периодов.
Список использованных источников:
1. Кремер Н. Ш., Путко Б. А. Эконометрика: Учебник для вузов / под ред. проф. Н. Ш. Кремера. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 311с.
2. Интернет-ресурс: КВЕРИКОМ. Профессиональная система бизнес-аналитики.
http://querycom.ru/company/1767132 (Дата обращения: 14.02.2014).
3. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. «Анализ временных рядов и прогнозирование»: Учебник -М.: Финансы и статистика, 2001г.
©А. Р. Шигабутдинова, А. Г. Исавнин 2015
УДК 338
Э.Р.Ягудина
студентка 5 курса экономического отделения Набережночелнинский институт (филиал) КФУ г. Набережные Челны, Российская Федерация Научный руководитель: А.Г.Исавнин профессор кафедры ММЭ Набережночелнинский институт (филиал) КФУ г. Набережные Челны, Российская Федерация
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМА ПРОДАЖ ОСНОВНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «ТАТСПИРТПРОМ»
Прогнозирование - это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений.
В данной работе был рассмотрен механизм прогнозирования на примере показателей объема продаж основной продукции на предприятии ОАО «Татспиртпром». Временной ряд построен на основе динамики данных с 2010 г. по 2014(включительно) г.[2].
- 67 -
№ 3 / 2015
ISSN 2410-6070
Рисунок 1 - График объема продаж
С помощью метода Ирвина был сделан анализ на наличие аномальных уровней. В результате выявлено два аномальных уровня при t=25 (январь 2012года) и при t=44 (август 2014 года). После выявления аномальных уравнений ряда обязательно определение ряда причин их возникновения. Они относятся к ошибкам 1го рода, следовательно, мы их устранили простой средней арифметической двух соседних уровней ряда.
Наличие сезонных колебаний было проверено с помощью двух методов: метода «пиков» и «ям», метода поворотных точек. Для исключения сезонной компоненты динамический ряд сгладили методом скользящей средней с шагом m=6. При этом наблюдается жесткое сглаживание без сильных отклонений. Затем были построены модели для аддитивной и мультипликативной модели временного ряда.
Далее проверяем существование тенденции развития для ряда без сезонных компонент двумя методами: методом разности средних и методом Фостера-Стюарта.
Для метода разности средних получим следующие результаты:
Метод разности средних Аллит модель Z(cp)l= 544,43 95 Мульт модель Z(cp)l= 544,127
Z(cp)2= 528,9102 Z(cp)2= 528,8136
Sl= 513 2,776 Sl= 5128,362
S2= 2201,202 £2= 5182,41
S = 3666P9S9 S = 5155,386
F p а сч = 2,3 31806 F p а сч = 1Р 0105 3 9
Ртабл (0,05; 26-1; 27-1) = 1P9464 Ртабл (0,05; 26-1; 27-1) = 1,9464
Ррасч>Ртабл не дает ответ о наличии тренда Ррасч<Ргабл гипотеза i
tp а сч = -0,01541 1расч = -0,01081
tre о p(Or 05 ;5 3- 2} = 2Р0086 > | ±расч | treop(0,05;53-2) = 2,0086
Тренда нет u[t) = 536P52S3 Тренда нет u(t) =
принимается
-1 tpacM |
536,3258176
Рисунок 2 - Результаты расчета метода разности средних
Для метода разности Фостера-Стюарта получим следующие результаты:
Метод Фостера-Стюарта
Аддитмодель Мульт модель
tpacM(D)= -0,37379 <treop тренда нет tpacM(D)= -0,37879 <1теор тренда нет
tpaoi(W)= -0,9434 <treop нет сезонной компоненты tpac4(W)= -0,9434 <1теор нет сезонной компоненты
1теоо= 2,0036 1теоо= 2.0036
Рисунок 3 - Результаты расчета метода разности Фостера-Стюарта
Следовательно, осуществляем выбор аппроксимирующей функции для сглаживания ряда без сезонной компоненты. Выбор аппроксимирующей кривой обычно производится по сглаженному динамическому ряду yt(£= l,n). [1]
Проводим экстраполяцию тренда: определяем точечную прогнозную оценку на 1/3 вперед от исследуемого временного ряда.
- 68 -
________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
Построили аддитивную и мультипликативную модель с прогнозными значениями и доверительными интервалами.
Рисунок 4 - Мультипликативная модель
Список использованной литературы:
1. Кремер Н.Ш., Путко Б.А.Эконометрика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Ш. Кремера. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 250с.
2. Основные виды деятельности предприятия ОАО «Татспиртпром» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tatspirtprom.m.Дата обращения: 11.02.2015.
3. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р. А. Шмойловой.
3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2010. 320 с.
© Ягудина Э.Р., А.Г.Исавнин 2015
- 69 -
№ 3 / 2015
ISSN 2410-6070_______
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК.37
В.В. Акимов, С.В. Сабарайкин
Институт физической культуры и спорта Северо-восточный федеральный университет г. Якутск, Российская Федерация
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье показано начальный этап в обучении технике игры в волейбол в вузе. Обосновывается необходимость использования различных хватов кистей рук при обучении технике игры волейбол на занятиях по «Спортивным играм» в вузе.
Ключевые слова
волейбол, студент, обучение, техника и тактика игры.
«Волейбол», который включен в программу курса «Спортивные игры» в вузе, является формирование у студентов навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту.
Задачами являются: обучение студентов технико-тактическим приемам спортивных игр, входящих в учебные программы по физической культуре образовательных учреждений; освоение студентами методики обучения технике и тактике спортивных игр и развития специальных физических качеств; обучение студентов профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту на предметной основе спортивных игр; практическая реализация положений теории и методики физического воспитания и спорта с учетом специфики спортивных игр.
Мониторинг успеваемости студентов ведется по сдаче зачетных мероприятий в сроки, предусмотренные учебным планом.
На занятиях студенты знакомятся с основами волейбола для последующего участия в массовых соревнованиях (первенство факультета, курса, первенство института), а также повышают физическую подготовленность средствами волейбола [1].
Начальный этап в обучении технике игры в волейбол быстроту зрительно-двигательных реакций и развивают тактическое мышление играющих.
Объем и содержание учебного материала зависят от года обучения. На первых двух курсах материал разнообразен в пределах общеразвивающих, подготовительных и подводящих упражнений, а также элементов техники и тактики игры.
Особенности начального этапа обучения технике игры в волейбол: общее ознакомление с игровыми приемами; выполнение игрового приема в упрощенных условиях; изучение технического приема в условиях, приближенных к игровым; совершенствование технического приема в игре.
Методические рекомендации по технике игры:стойки и перемещения; передача мяча двумя руками сверху; передача мяча двумя руками снизу; нижняя и верхняя прямые подачи; нападающий удар; блокирование [2].
Опытно - экспериментальная работа по начальному обучению технике игре в волейбол в вузе проводилась в СВФУ им. М.К. Аммосова ИФКиС. Для исследования были взяты студенты 1-го курса в количестве 20-ти человек. Методы исследования: педагогическое наблюдение, оценка уровня физической и технической подготовленности и метод математической статистики.
На первом этапе исследования нами был использован метод наблюдения, посредством, которого мы смогли детально изучить и проанализировать различные формы проведения учебно-тренировочных занятий по обучению волейболу в вузе. На основании изученной научной литературы, с учетом уровня физической и технической подготовленности студентов данного возраста нами была разработана методика обучения техническим приёмам игры в волейбол студентов 1-го курса.
- 70 -