Научная статья на тему 'Прогнозирование налога на доходы физических лиц в целях формирования среднесрочных бюджетов субъектов Российской Федерации'

Прогнозирование налога на доходы физических лиц в целях формирования среднесрочных бюджетов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1409
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Едронов А. В.

В статье обосновываются необходимость и возможность планирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на основе дифференциации данного налога, представлена авторская методика среднесрочного прогнозирования НДФЛ на базе выявления трендов доходов в разрезе групп налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование налога на доходы физических лиц в целях формирования среднесрочных бюджетов субъектов Российской Федерации»

УДК 336.2

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕСРОЧНЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. ЕДРОНОВ, аспирант кафедры финансов E-mail: [email protected] Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского

В статье обосновываются необходимость и возможность планирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на основе дифференциации данного налога, представлена авторская методика среднесрочного прогнозирования НДФЛ на базе выявления трендов доходов в разрезе групп налога.

Ключевые слова: налог, планирование, бюджет.

Введение

В настоящее время планирование НДФЛ производится на основе:

— фактических данных о налоговых поступлениях за периоды, предшествующие прогнозному периоду;

— прогноза изменения макроэкономического показателя социально-экономического развития субъекта РФ, в качестве которого используется фонд оплаты труда (ФОТ).

Таким образом в применяемых методиках прогнозирования НДФЛ учитывается динамика только одного вида дохода — вознаграждения, получаемого налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей. Другие виды доходов, облагаемые налогом, остаются за «рамками» методик.

Использование в качестве макроэкономического показателя прогноза ФОТ было оправданно до 2006 г., поскольку отсутствовала официальная налоговая статистика по видам доходов, облагаемых налогом.

В 2006 г. приказом Федеральной налоговой службы от 02.05.2006 № ММ-3-10/264@ «Об утверждении формы статистической налоговой отчетности № 5-НДФЛ, формирование которой

осуществляется на базе информационных ресурсов федерального уровня», были утверждены порядок формирования и структура формы отчета.

Отчет «О налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц» (форма 5-НДФЛ) формируется УФНС России по субъектам РФ в соответствии с Порядком подготовки информации налоговыми органами и ее представления в адрес финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов муниципальных образований.

Отчет создается в виде информационного массива в электронном виде и направляется в финансовые органы исполнительной власти субъектов РФ, под которыми в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ понимаются органы, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов.

Отчет по форме 5-НДФЛ содержит сведения о налоговых базах, подлежащих налогообложению по различным ставкам, сведения о налоговых вычетах по отдельным видам доходов, суммах исчисленного, удержанного и перечисленного налога, налоговой задолженности.

Введение в практику налоговой отчетности формы 5-НДФЛ позволяет финансовым органам субъектов РФ, осуществляющим планирование НДФЛ в целях составления прогноза бюджета, отслеживать динамику налога на доходы физических лиц в разрезе видов дохода, создает предпосылки для формирования временных рядов фактических доходов и использования их для планирования налога на доходы физических лиц.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что действующая в настоящее время статистическая

налоговая база создает предпосылки для использования качественного нового подхода к планированию НДФЛ не на основе прогноза ФОТ, а на базе выявления тенденций изменения облагаемых налогом доходов в разрезе их видов.

В целях обоснования предлагаемого подхода, на взгляд автора, необходимо решить следующие задачи:

1) оценить долю доходов (не связанных с оплатой труда) в общей сумме доходов, подлежащих налогообложению;

2) проанализировать динамику структуры доходов физических лиц, подлежащих налогообложению;

3) выявить тесноту связи динамики НДФЛ и ФОТ;

4) выявить тесноту связи динамики НДФЛ и доходов;

5) установить макроэкономический показатель, в большей степени коррелирующий с суммой НДФЛ.

оценка доли доходов, не связанных с оплатой труда, в общей сумме доходов, подлежащих налогообложению

Для решения указанной задачи определим состав доходов, относимых в налогообложении к оплате труда, на основании двух нормативных документов: инструкции «О составе средств, направленных на потребление», утвержденной Госкомстатом РФ от 18.10.2006 № 6-3/124 и справочника «Коды доходов», утвержденного приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@ (табл. 1).

Анализ удельного веса доходов, включаемых и не включаемых в состав ФОТ, был проведен по субъектам РФ, отличающимся уровнем налогооблагаемых доходов: по Нижегородской области и Республике Коми. Суммарный доход физических лиц Республики Коми в 2006 г. составлял около 76 млрд руб., Нижегородской области — 146 млрд руб. (табл. 2).

В качестве анализируемого периода был выбран 2006 г., поскольку именно в этом периоде появилась налоговая отчетность УФНС, позволяющая анализировать структуру доходов, подлежащих налогообложению.

На основании данных (см. табл. 2) можно сделать вывод о существенной доле доходов, не связанных с оплатой труда, в совокупных налогооблагаемых доходах: в Нижегородской области этот показатель равен 7,5 %, а в Республике Коми — 10,8 %.

Анализ формы 5-НДФЛ других субъектов Федерации подтверждает вывод о том, что примерно

Таблица 1

состав доходов, относимых к оплате труда

код Наименование дохода

2 000 Вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежное содержание и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера и авторских вознаграждений)

2 001 Вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа)

2 010 Выплаты по договорам гражданско-правового характера (за исключением авторских вознаграждений)

2 012 Суммы отпускных выплат

2 201-2 209 Авторские вознаграждения

2 510 Оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика

2 520 Стоимость товаров, работ, услуг, полученных на безвозмездной основе

2 530 Оплата труда в натуральной форме

Таблица 2

доля оплаты труда и доходов, не включаемых в Фот, в общей сумме доходов физических лиц нижегородской области и республики коми в 2006 г., млн руб.

Показатель Нижегородская область Республика Коми

Общая сумма доходов 146 088 76 196

Сумма доходов, включае- 135 152 67 978

мых в ФОТ

Сумма доходов, не связан- 10 936 8 218

ных с оплатой труда

Удельный вес доходов, 92,5 89,2

включаемых в ФОТ, %

Удельный вес доходов, 7,5 10,8

не связанных с оплатой

труда, %

десятая часть суммарных налогооблагаемых доходов не относится к ФОТ, т. е. планирование НДФЛ на базе темпа роста ФОТ оставляет за рамками прогноза около 10 % налогооблагаемых доходов.

Анализ динамики структуры доходов физических лиц, подлежащих налогообложению

В целях выявления тенденций в структуре доходов физических лиц проведем анализ динамики

20

финансы и кредит

Таблица 3

Динамика состава налогооблагаемых денежных доходов населения в Российской Федерации в 2001—2008 гг.

(без социальных выплат, не облагаемых налогом), %

Вид дохода 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Денежные доходы, млрд руб., всего 5 325 6 381 8 901 10 976 13 819 17 290 21 311 25 561

Оплата труда 64,6 65,8 63,9 65,0 63,6 65,0 67,5 68,6

Доходы от предпринимательской деятельности 12,6 11,9 12,0 11,7 11,4 11,1 10,0 10,0

Доходы от собственности 5,7 5,2 7,8 8,3 10,3 10,0 8,9 6,6

Другие доходы 1,9 1,9 2,2 2,2 2,0 1,9 2.0 2,0

Доходы, не включаемые в ФОТ 20,2 19,0 22,0 22,2 23,7 23,0 20,9 18,6

Источник: URL: http:/www.gks.гu/dbscгipts/CbsdInet.cgi.

структуры доходов физических лиц, подлежащих налогообложению, в целом по Российской Федерации (табл. 3).

В различные годы на долю доходов, не относящихся к ФОТ, приходилось от 18,6 (в 2008 г.) до 23,7 % (в 2005 г.), т. е. 1/5 часть всех денежных доходов (см. табл. 3). Необходимо отметить, что в действительности доля ФОТ в составе доходов, подлежащих налогообложению, меньше, поскольку в официальную статистическую информацию об оплате труда включена скрытая зарплата, выводимая из-под налогообложения.

Изучение структуры доходов физических лиц субъектов РФ по данным формы 5-НДФЛ за ряд лет также показывает, что доля налогооблагаемых доходов, не связанных с оплатой труда, практически не меняется или имеет тенденцию к увеличению, что связано с доходами от имущества, долевого участия и других видов доходов.

Изучение динамики структуры доходов населения Российской Федерации подтверждает вывод о том, что тенденция изменения только ФОТ не может служить достаточно объективной характеристикой ожидаемого изменения поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет страны и бюджеты субъектов РФ.

Выявление тесноты связи динамики НДФЛ и ФОТ

Общую тенденцию изменения показателей можно оценить с помощью широко применяемых в экономических исследованиях цепных темпов роста.

Для количественной оценки связи результативного и факторного признака целесообразно рассчитать коэффициент корреляции г, предложенный английским математиком К. Пирсоном.

Расчет коэффициентов корреляции НДФЛ и ФОТ по Российской Федерации в целом г1 и отдельному субъекту Федерации — Нижегородской

области г2 дает следующие результаты: г1 = 0,953;

г2 = 0,87.

Выявление тесноты связи динамики нДФл и доходов

Расчеты коэффициентов корреляции НДФЛ и доходов дают следующие результаты: г3 = 0,998 (по Российской Федерации); г4 = 0,986 (по Нижегородской области) (табл. 4).

Более тесная связь характерна для динамики НДФЛ и доходов физических лиц: по Российской Федерации показатель равен 0,998 (против 0,953 по ФОТ), по Нижегородской области показатель равен 0,986 (против 0,869 по ФОТ) (см. табл. 4).

Следовательно, можно считать обоснованным выбор доходов физических лиц в качестве базового макроэкономического показателя планирования НДФЛ в целях формирования консолидированного бюджета субъекта РФ. На возможность реализации предлагаемого подхода к планированию НДФЛ указывает не только выявленная тесная связь динамики НДФЛ и доходов, но и наличие необходимой информационной базы о доходах, облагаемых налогом (форма 5-НДФЛ).

Далее будет рассмотрена предлагаемая методика реализации подхода к планированию НДФЛ на основе анализа тенденций изменения именно доходов физических лиц, а не ФОТ.

Методика разработана в соответствии с принципами формирования среднесрочных бюджетов, важнейшей статьей дохода которых выступает

Таблица 4

Коэффициенты корреляции динамики НДФЛ и макроэкономических показателей

Субъект Коэффициенты корреляции

НДФЛ и ФОТ НДФЛ и доходов

Российская 0,953 0,998

Федерация

Нижегородская область 0,869 0,986

НДФЛ. В качестве основных принципов планирования НДФЛ в целях формирования бюджетов субъектов Федерации приняты следующие факторы:

— непрерывность планирования;

— гибкость системы планирования, адаптация к изменениям;

— объективность плановых показателей;

— автоматизация расчетов;

— сопоставимость и структурированность исходных данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— юридическая обоснованность плановых показателей.

Непрерывность планирования предполагает наличие на любой момент времени плана поступления НДФЛ в региональный бюджет на очередной финансовый год и трехлетний период в соответствии с действующим законодательством и ходом бюджетной реформы.

Гибкость системы планирования означает возможность корректировки расчетных плановых показателей при обновлении временных рядов, появлении новых фактических данных, изменений в законодательной базе.

Автоматизация расчетов позволяет избавить участников бюджетного планирования от рутинной технической работы, своевременно корректировать плановые показатели. В качестве программного продукта для планирования НДФЛ можно использовать программу Excel, позволяющую реализовать экономико-математические методы, формировать таблицы, строить графики и диаграммы.

Сопоставимость и структурированность данных, используемых при планировании, предполагает применение унифицированных типовых форм, содержащих фактические данные об элементах НДФЛ. Принципу структурированности первичной информации, как было отмечено ранее, отвечает налоговая отчетность «О налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц» (форма 5-НДФЛ).

В то же время для достижения достоверности плановых показателей необходима сопоставимость исходных данных, полученных из разных источников. Данные о доходах, подлежащих налогообложению, формируемые УФНС России по субъекту РФ, должны быть сопоставимы со сведениями о доходах, представляемыми территориальным органом ФСГС.

Юридическая обоснованность плановых показателей достигается с помощью применения методики, основанной на положениях Бюджетного

и Налогового кодексов, налогового и бюджетного законодательства.

С учетом сформулированных принципов методика планирования НДФЛ на базе установления трендов доходов, на взгляд автора, должна включать следующие шаги (рис. 1):

1) выявление способов расчета элементов налогообложения в разрезе групп налогов;

2) задание формул расчета НДФЛ в разрезе групп налогов с учетом способов расчета элементов налогообложения;

3) построение теоретических кривых доходов в разрезе групп налогов;

4) экстраполяция теоретических трендов доходов физических лиц по группам налогов;

5) расчет плановых значений НДФЛ в разрезе групп налогов с учетом их собираемости;

6) расчет общей суммы НДФЛ на плановые периоды;

7) обновление эмпирических данных.

Выявление способов расчета элементов налогообложения в разрезе групп налогов. Анализ порядка исчисления НДФЛ позволяет дифференцировать его на 5 групп с идентичными характеристиками:

группа 1 — налоги, исчисляемые по ставке 13 %;

группа 2 — налоги, исчисляемые по ставке 30 %;

группа 3 — налоги, исчисляемые по ставке

9 %;

группа 4 — налоги, исчисляемые по ставке 35 %;

группа 5 — налоги, исчисляемые по иным налоговым ставкам (5, 10, 15 %).

В общем виде сумма налога по у-й группе:

Н=ц - в) с, а)

где ' — идентификатор группы налогов на доходы

физических лиц;

Дj — сумма доходов по у-й группе налогов;

BJ — сумма вычетов и сумм, уменьшающих

налоговую базу по '-й группе налогов;

Су — ставка налога по у-й группе налогов.

Рассмотрим характер изменения элементов НДФЛ, входящих в формулу расчета (1): ставки налога, налоговых вычетов и доходов физических лиц.

Ставка налога Су — величина постоянная, определяемая Налоговым кодексом РФ.

Для анализа изменения налоговых вычетов и сумм, уменьшающих налоговую базу, необходимо проанализировать динамику доли налоговых вычетов в сумме доходов по каждой группе налогов (табл. 5).

22

финансы и кредит

Таблица 5

Доля налоговых вычетов в общей сумме доходов по Нижегородской области в 2006—2009 гг., %

Ставка налога 2006 2007 2008 2009

13 7,33 5,38 3,89 7,38

30 0,23 0,20 0,26 0,36

9 2,39 4,93 1,49 2,94

35 4,23 5,12 4,13 4,49

5, 10, 15 0,002 0,003 0,003 0,003

Источник: данные налоговой отчетности УФНС по Нижегородской области (форма 5-НДФЛ).

Анализ данных, указанных в табл. 5, позволяет установить, что по всем группам налогов отсутствует определенная тенденция изменения доли налоговых вычетов и сумм, уменьшающих налоговую базу.

Налоги пятой группы занимают чрезвычайно малую долю в общей сумме налогов (не более 0,003 %). На протяжении трех последних лет удельный вес налогов, исчисляемых по ставкам 5, 10, 15 %, оставался постоянным.

Характер изменения третьего, основного элемента, участвующего в расчете НДФЛ, был определен ранее (определены тенденция роста доходов физических лиц и тесная связь НДФЛ с доходами).

Задание формул расчета НДФЛ в разрезе групп налогов с учетом способов расчета элементов налогообложения. Выявленные особенности изменения доли налога пятой группы в общей сумме налогов позволяют сумму налога этой группы исчислять процентом от общей плановой суммы НДФЛ:

Н5 = К1 х Н, (2)

где Н5 — планируемая сумма налога пятой группы; К1 — удельный вес налогов пятой группы в общей фактической сумме налогов отчетного периода, предшествующего прогнозируемому (на 2009 г. показатель равен 0,003 %): Н — общая планируемая сумма налога всех групп.

По первой, второй, третьей и четвертой группам налогов вариация доли имеется, но она не слишком большая, следовательно, можно сделать вывод о возможности использования в формуле (1) для указанных групп средней доли вычетов по каждой группе НДФЛ dj.

Средняя доля вычетов может использоваться в качестве типичной характеристики удельного веса вычетов за ряд лет при условии, что коэффициент вариации фактических значений доли находится около ее среднего значения V. и не превышает 33 %.

При типичности групповых средних (V< 3%) налоговые вычеты и суммы, уменьшающие налоговую базу, в формуле (1) могут быть представлены следующим образом:

В = 4 * Д. • (3)

Формула (1) преобразуется в формулу (5):

Н; = (Д; - С = (1" * СГ (4)

Обозначив выражение (1 — d.) х С.через К.. , получим:

Н. = К,, х Д.,

2

(5)

где К2,. — коэффициент, учитывающий ставку налога и долю налоговых вычетов (сумм, уменьшающих налоговую базу) по налогу ,-й группы . = 1, 2, 3, 4).

Далее необходимо определить тренд изменения доходов по первой—четвертой группам налогов: Д=. «) для } = 1, 2, 3, 4. Построение теоретических кривых доходов в разрезе групп налогов. Для выявления основной тенденции развития явления или процесса (тренда), или выравнивания временного ряда в математической статистике и теории статистики используются различные методы, основными из которых являются: укрупнение интервала ряда динамики; скользящая средняя; аналитическое выравнивание временного ряда.

Методы укрупнения интервала и скользящей средней выступают эмпирическим приемом предварительного анализа, вспомогательным средством применения количественных моделей. Данные методы позволяют выявить общую тенденцию рассматриваемого явления, но не дают возможности количественно оценить его дальнейшее развитие (экстраполировать результаты).

В целях краткосрочного прогнозирования поступления НДФЛ в бюджет необходимо использовать выравнивание ряда динамики, при котором фактические уровни заменяются уровнями, исчисленными по теоретической кривой, отражающей закономерно изменяющийся уровень изучаемого показателя и позволяющей рассчитывать плановые теоретические уровни ряда на основе экстраполяции тренда.

При выборе формы уравнения целесообразно положить в основу графическое изображение фактического ряда динамики, а также учесть объем имеющейся информации. Исследование динамики доходов физических лиц свидетельствует о линейном росте доходов.

Отметим, что увеличение числа параметров уравнения тренда требует увеличения объема данных при одной и той же степени надежности оце-

нивания. Поскольку форма 5-НДФЛ существует только с 2006 г., объем фактической информации в настоящее время недостаточно велик, и следует производить аналитическое выравнивание на базе кривой с наименьшим числом параметров, т. е. линейной функции с двумя параметрами:

У, = ь0 + Ь1 Ъ (6)

где у1 — фактическая сумма дохода в ,-й период;

Ь0 и Ь1 — параметры уравнения;

, — условные временные периоды.

Учитывая дифференциацию доходов по группам налогов, получим:

У у = Ь0у + Ьу '. (7)

Экстраполяция теоретических трендов доходов физических лиц по группам налогов. Как известно, экстраполяция — это продление в будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом. Экстраполяция возможна, если общие условия, определявшие тенденции в прошлом, не претерпевают существенных изменений в будущем.

Поскольку экстраполяция на отдаленные периоды (даты) подвержена более значительным ошибкам, чем краткосрочная экстраполяция, вследствие возрастания влияния новых условий и факторов, а также исходя из практики краткосрочного формирования бюджетов, ограничим плановый период тремя годами. Такой подход соответствует концепции формирования среднесрочных бюджетов не только в Российской Федерации, но и за рубежом.

Из сказанного следует, что экстраполяцию следует проводить для условных ,, соответствующих прогнозным периодам k = п+1, п+2< п+3, где п — число периодов, по которым имеются фактические данные о доходах физических лиц.

При изменении условий формирования уровней ряда ряд динамики необходимо разбивать на этапы, исходя из устойчивости абсолютных приростов.

Расчет плановых значений НДФЛ в разрезе групп налогов с учетом их собираемости в разрезе групп налогов. Коэффициент собираемости — это отношение суммы удержанных налогов к сумме начисленных налогов. В табл. 6 приведены значения коэффициентов собираемости НДФЛ по Нижегородской области в 2006—2009 гг.

Анализ данных, указанных в табл. 6, позволяет сделать следующие выводы:

— коэффициенты собираемости различаются по отдельным группам налогов, что обусловливает необходимость использовать при планировании

Таблица 6

Коэффициент собираемости НДФЛ по Нижегородской области в 2006—2009 гг. в разрезе групп налогов

Ставка налога, % 2006 2007 2008 2009

13 99,68 99,37 99,82 99,71

30 80,00 99,96 99,43 99,36

9 99,53 99,90 99,76 99,88

35 91,12 99,51 97,47 98,12

Источник: данные налоговой отчетности УФНС по Нижегородской области (форма 5-НДФЛ).

НДФЛ частных (групповых) коэффициентов собираемости;

— тенденции в изменении коэффициентов собираемости отсутствуют, следовательно, для расчета прогнозных значений НДФЛ необходимо использовать средние значения коэффициентов при условии их типичности. Отметим, что при нетипичности средних при прогнозировании можно использовать коэффициенты собираемости, исчисленные по последнему отчетному году, предшествующему прогнозному периоду. Поскольку значения коэффициентов собираемости по всем группам налогов близки к 1, некоторые допущения в выборе значений коэффициентов не окажут существенного влияния на величину прогноза.

С учетом коэффициентов собираемости прогноз по группам НДФЛ рассчитывается по формуле

у = ку х к3. х у (8)

где Ку — коэффициент собираемости по у-й группе налогов (у = 1, 2, 3, 4);

Дк — прогноз доходов по первой—четвертой группам налогов на к-й период, а также по формуле

Н5к = К1 X К35 X Н, (9)

где К35 — коэффициент собираемости по пятой группе налогов;

Нк — общая прогнозируемая сумма налогов на к-й период.

Расчет общей суммы НДФЛ на плановые периоды. Прогнозное значение НДФЛ на к-й планируемый период рассчитывается как сумма двух показателей:

— суммарного планового значения налогов первой, второй, третьей и четвертой групп, исчисленных на основе установленных тенденций изменения доходов физических лиц;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— планового значения НДФЛ пятой группы, рассчитанного на основании удельного веса этого налога в общей плановой сумме НДФЛ:

нк = 1 + Н5к.

(10)

По формуле (9)

Н5к = К1 X К35 X Hк,

где К1 — коэффициент, учитывающий долю налога пятой группы в общей плановой сумме налогов (он берется на уровне последнего отчетного периода):

4

Н1 = Н5к: Нк = Н5к (Х + Н5к);

j=1

=]Г н]к + К X Я5к = Нк; ;=1

^ = 1 = н» (1 -

■=1

4 К 4

Н5к = К X : (1 - к1) = -К- X Нк •

j=1 1 - К1 j=1

Общая сумма НДФЛ на к-й плановый период:

4 К 4 4 К

^к = I нл + -К- I ^ = I (1+-К-) =

]=1 1 - К1 ]=1 j=1 1 - К1

(11)

14

т-к Е •

1" К1 у=1

(12)

Обновление эмпирических данных. При появлении новых отчетных данных (форма 5-НДФЛ) необходимо в исходный временной ряд добавить новые фактические данные за последний период, что обусловлено, по крайней мере, тремя причинами:

— динамические ряды должны быть достаточно длинными с целью более точного выявления тенденций развития явления;

— аналитическое выравнивание — это метод моделирования, плохо адаптируемый к изменяющимся условиям формирования уровней ряда, поэтому при появлении новых данных построение модели необходимо произвести заново;

— более поздние данные имеют большую ценность.

На основании скорректированных временных рядов повторяются шаги 1—6 методики, корректируются значения НДФЛ на второй и третий прогнозный период (к = п + 2, п + 3), и делается прогноз на следующий прогнозный период (к = п + 4).

Таким образом, разработанная методика прогнозирования НДФЛ в целях формирования консолидированного бюджета субъекта РФ на основе дифференциации налогов и выявления тенденций изменения доходов физических лиц в полной мере отвечает современному принципу скользящего бюджетирования , при котором на каждый момент времени имеются прогнозы на три предстоящих года.

Методика позволяет прогнозировать НДФЛ по отдельным группам налогов на доходы физических лиц, а также тенденции изменения веса НДФЛ

определенной группы в общей сумме НДФЛ, тем самым своевременно выявлять роль того или иного вида НДФЛ в формировании консолидированных бюджетов Российской Федерации.

Использование при среднесрочном прогнозировании НДФЛ в качестве факторного показателя доходов, дифференцированных по группам налогов, обеспечивает высокую точность прогноза, что доказывается практическим применением методики.

Для практической иллюстрации изложенной методики выполним следующее:

— рассчитаем средние доли вычетов и сумм, уменьшающих налоговую базу, по группам налога на доходы физических лиц, установим типичность исчисленных средних по формулам;

— зададим формулы расчета налогов для групп

1-4;

— построим теоретические уравнения трендов доходов физических лиц по группам налогов;

— экстраполируем теоретические тренды доходов в разрезе групп налогов;

— исчислим средние фактические коэффициенты собираемости налогов по группам налогов и определим их типичность;

— зададим формулы расчета налогов для групп 1—4 с учетом их собираемости, исчислим прогнозные значения НДФЛ;

— определим прогноз налога пятой группы;

— исчислим прогнозные суммы совокупности налогов на доходы физических лиц;

— рассчитаем ошибки прогноза, выполненного по предложенной методике;

— сравним точность прогноза по предлагаемой методике и методике, используемой министерством финансов Нижегородской области.

Расчет средних долей вычетов и сумм, уменьшающих налоговую базу, по группам налога на доходы физических лиц. Для расчета будем использовать данные, представленные в табл. 7.

Расчет, проведенный по данным табл. 7, дает следующие результаты:

при ст1 = ±0,33 % значение V = 5,4 %;

при ст2 = ±0,06 % значение V2 = 23,2 %;

при ст3 = ±0,72 % значение V = 19,5 %;

при ст4 = ±0,58 % значение ^ = 13,7 %.

Все средние доли можно считать типичными характеристиками, поскольку коэффициенты вариации по всем группам налогов меньше 33 %.

Задание формул расчета налогов по группам. Абсолютные размеры вычетов (сумм, уменьшающих налоговую базу) по группам налогов равны:

Таблица 7

Данные для расчета показателей вариации доли налоговых вычетов по группам налогов в Нижегородской области

Год ¿1, К - ¿и)2 ¿2,- (¿2,- - ¿2)2 ¿3, (¿з,- - ¿з)2 ¿4, (¿4, - ¿4)2

2006 7,33 1,7689 0,23 0,0009 3,39 0,1024 4,23 0,0001

2007 5,38 0,3844 0,20 0,0036 4,93 1,4884 5,12 0,7744

2008 3,89 4,4521 0,26 0,0000 3,49 0,0484 4,13 0,0121

2009 7,38 1,9044 0,36 0,0100 3,04 0,4489 3,49 0,5625

В1 = 0,06 Д1 (по ставке 13 %); (13)

В2 = 0,0026 Д (по ставке 30 %); В3 = 0,0371 Д (по ставке 9 %); В4 = 0,0424 Д (по ставке 35 %).

Подставив равенства (13) в формулу (1), получим:

Н = (Д - 0,06 Д) X 0,13 = = 0,94 Д1 X 0,13 = 0,1222 Д1; (14)

Н2 = (Д - 0,0026 Д2) X 0,3 = = 0,99742 Д2 х 0,3 = 0,2992 Д2; Н3 = (Д - 0,0371 Д3) X 0,09 = = 0,9629 Д3 х 0,09 =0,0867 Д3; Н4 = (Д -0,0424 Д) X 0,35 = = 0,9576 Д4X 0,35 = 0,3352 Ду

Далее получим систему неравенств, отражающих зависимость налогов только от одного фактора -доходов физических лиц:

Н1 = 0,1222 Д (по ставке 13 %); (15) Н2 = 0,2992 Д2 (по ставке 30 %); Н3 = 0,0867 Д3 (по ставке 9 %); Н4 = 0,3352 Д4 (по ставке 35 %).

Построение теоретических уравнений трендов доходов физических лиц по группам налогов. Для построения теоретических уравнений трендов доходов физических лиц по группам НДФЛ используем временные ряды доходов за 2006-2009 гг. (табл. 8).

Доходы по всем группам налогов имеют повышательную тенденцию, что позволяет построить уравнение трендов.

Далее получаем следующую систему уравнений доходов физических лиц:

уй = 208 + 34,1 / (для налога по ставке 13 %); (16) у2 = 0,3375 + 0,049/ (для налога по ставке 30 %);

Ставка налога, % 2006 2007 2008 2009

13 143,40 186,20 190,60 311,70

30 0,16 0,39 0,40 0,40

9 2,50 3,85 3,95 4,05

35 0,05 0,12 0,13 0,22

Относительные ошибки всех трендов оказались меньше 33 %, следовательно, ошибки тренда можно считать вполне допустимыми для прогноза.

Экстраполяция трендов доходов физических лиц в разрезе групп налогов. Результаты экстраполяции трендов доходов физических лиц представлены в табл. 9.

Расчет средних фактических коэффициентов собираемости налогов по их группам. Исходные данные для расчета средних коэффициентов собираемости налогов представлены в табл. 10.

Расчет средних коэффициентов собираемости налогов дает следующие результаты: К31 = 99,7%; К32 = 94,7%; К33 = 99,8%; К34 = 96,6%.

Проверка типичности исчисленных средних К3j на основе расчета средних квадратических отклонений и коэффициентов вариации дает положительные результаты: относительное отклонение не превышает 9 %.

Расчет прогнозных значений НДФЛ по группам налогов с учетом их собираемости. С учетом собираемости налогов получаем следующую систему уравнений:

Н1 = 0,1222 X 0,997 Д = 0,122 Д (по ставке 13 %); Н2 = 0,2292 X 0,947 Д = 0,217 Д (по ставке 30 %); Н3 = 0,0867 X 0,998 Д = 0,087 Д3 (по ставке 9 %); Н3 = 0,3352 X 0,996 Д4 = 0,334 Д4 (по ставке 35 %).

Таблица 9

Результаты экстраполяции трендов доходов физических лиц, млрд руб.

у33 = 3,5875 + 0,32/ (для налога по ставке у/4 = 0,13 + 0,035/ (для налога по ставке 35 %).

Таблица 8

налогооблагаемые доходы физических лиц нижегородской области по группам налогов в 2006—2009 гг., млрд руб.

Год t Ставка налога, %

13 30 9 35

2010 3 310,3 0,4845 4,5475 0,1337

2011 4 344,3 0,5335 4,8675 0,2700

2012 5 378,5 0,5825 5,1875 0,3050

Таблица 10

Коэффициенты собираемости НДФЛ по группам налогов в Нижегородской области в 2006—2009 гг., %

Группы налогов Ставка налога, % 2006 2007 2008 2009

1 13 99,68 99,37 99,82 99,71

2 30 80,00 99,96 99,43 99,36

3 9 99,53 99,90 99,76 99,88

4 35 91,12 99,51 97,47 98,12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: данные налоговой отчетности УФНС по Нижегородской области (форма 5-НДФЛ).

Источник: данные налоговой отчетности УФНС по Нижегородской области (форма 5-НДФЛ).

Таблица 11

Результаты расчета прогнозных значений НДФЛ по группам налогов с учетом их собираемости, млрд руб.

Год t Ставка налога, % Всего налогов Общая сумма

13 30 9 35 по группам 1—4 налогов

2010 3 37,9 0,1 0,4 0,1 38,5 38,5

2011 4 42,0 0,1 0,4 0,1 42,6 42,6

2012 5 46,2 0,1 0,5 0,1 46,9 46,9

Результаты расчета прогнозных значений НДФЛ по группам налогов с учетом их собираемости представлены в табл. 11.

Общая сумма налогов исчислена по формуле (12), значение коэффициента К1 — удельного веса налогов пятой группы в общей фактической сумме налогов отчетного периода, предшествующего прогнозируемому, принято на уровне 2009 г. (0,003 %).

Налоги пятой группы не влияют на общую сумму налогов вследствие их чрезвычайно малой доли в суммарном прогнозе:

0,0003 х 38,5 = 0,0012 млрд руб. (2010 г.); 0,0003 х 42,6 = 0,0013 млрд руб. (2011 г.); 0,0003 х 46,9 = 0,0014 млрд руб. (2012 г.).

Расчет прогноза совокупного НДФЛ. Рассчитаем прогнозное значение совокупного НДФЛ по формуле (10):

38.5 + 0,0012 = 38,5012 млрд руб. (2010 г.);

42.6 + 0,0013 = 42,6013 млрд руб. (2011 г.);

46,9 + 0,0014 = 46,9014 млрд руб. (2012 г.).

Расчет ошибок прогноза по предложенной методике. Оценку точности прогноза НДФЛ по предложенной методике проведем по следующей схеме:

— установим средние доли налоговых вычетов по видам налогов по фактическим данным предыдущих лет для 2007, 2008 и 2009 гг.;

— зададим формулы расчета теоретических значений доходов физических лиц в 2007—2009 гг. по видам налогов на основании коэффициента К2, учитывающего ставку налога и долю налоговых вычетов (сумм, уменьшающих налоговую базу) по налогу,-й группы (. = 1, 2, 3, 4);

— рассчитаем средние коэффициенты собираемости налогов по их видам по фактическим данным за 2007—2009 гг.;

— зададим формулы расчета теоретических значений НДФЛ по видам налогов с учетом вычетов и собираемости налогов;

— определим теоретические значения доходов физических лиц по видам налогов на основании системы уравнений трендов;

— определим теоретические значения НДФЛ по их видам и в совокупности в 2007—2009 гг.;

— исчислим абсолютные ошибки Ао прогноза по формуле

Ао = Нф — н

(17)

где Нф — налог, фактически перечисленный в бюджет;

Нт — теоретическое значение налога; — исчислим относительные ошибки Оо прогноза по формуле

Оо = (Нф — Нт) : Нт х 100 %. (18)

Далее сравним точность прогноза НДФЛ, полученного по авторской методике и методике, используемой министерством финансов Нижегородской области.

Расчеты по предложенной методике представлены в табл. 12—18.

Таблица 12

Средние доли налоговых вычетов, %

Год Ставка налога, %

13 30 9 35

2007 7,33 0,23 2,39 4,23

2008 6,36 0,22 3,67 4,68

2009 5,53 0,23 2,94 4,49

Таблица 13

Формулы расчета теоретических значений НДФЛ с учетом вычетов

Год Ставка налога, %

13 30 9 35

2007 0,121 Д 0,299 Д2 0,088 Д3 0,335 Д4

2008 0,122 Д 0,299 Д 0,087 Д3 0,334Д

2009 0,123 Д 0,299 Д2 0,086 Д3 0,334 Д4

Таблица 14

Средние коэффициенты собираемости налогов

Год Ставка налога, %

13 30 9 35

2007 0,997 0,800 0,995 0,911

2008 0,995 0,900 0,997 0,953

2009 0,996 0,931 0,997 0,960

Источник: данные налоговой отчетности УФНС по Нижегородской области (форма 5-НДФЛ).

Таблица 15

Формулы расчета теоретических значений НДФЛ с учетом вычетов и собираемости налогов

Год Ставка налога, %

13 30 9 35

2007 0,121 Д 0,239 Д2 0,088 Д3 0,305Д

2008 0,122 Д 0,269 Д2 0,087 Д3 0,318Д

2009 0,123 Д 0,279 Д2 0,086 Д3 0,321 Д4

Таблица 16

Теоретические значения доходов в 2007—2009 гг., млрд руб.

Год t Ставка налога, %

13 30 9 35

2007 -1 173,8 0,3 3,3 0,1

2008 1 242,1 0,4 3,9 0,2

2009 2 276,2 0,4 4,2 0,2

Таблица 17

Теоретические значения НДФЛ в 2007—2009 гг., млрд руб.

Ставка Ставка Ставка Ставка

год в 13 % в 30 % в 9 % в 35 % Налог,

До- На- До- На- До- На- До- На- всего

ход лог ход лог ход лог ход лог

2007 173,8 21,33 0,39 0,09 3,85 0,34 0,12 0,04 23,9

2008 242,1 29,71 0,40 0,11 3,95 0,34 0,13 0,04 31,8

2009 276,2 33,92 0,40 0,11 4,05 0,35 0,22 0,07 31,4

Таблица 18

Расчет ошибок прогноза по предложенной методике

Год Налог, млрд руб. Ошибка прогноза

Фактический Теоретический Сумма, млрд руб. %

2007 23,9 21,8 2,1 8,78

2008 31,8 30,2 1,6 5,03

2009 31,4 34,4 -3,0 -9,55

Ошибка прогноза НДФЛ, выполненного по предложенной методике, находится в пределах от 5 до 10 %, что свидетельствует о достаточно высокой точности прогноза.

Сравним прогнозные значения НДФЛ министерства финансов Нижегородской области, рассчитанные на основе прогноза фонда оплаты труда, с

Таблица 19

Расчет ошибок прогноза НДФЛ по методике министерства финансов Нижегородской области

Год Налог, млрд руб. Ошибка прогноза

Фактический Теоретический Сумма, млрд руб. %

2007 23,9 21,1 2,8 11,72

2008 31,8 28,9 2,9 9,12

2009 31,4 41,7 -10,3 -32,77

фактическими суммами налога, перечисленного в консолидированный бюджет области (табл. 19).

Ошибки прогноза НДФЛ при использовании методики министерства финансов Нижегородской области колеблются в пределах от 9 до 33 % и существенно выше ошибок предложенной автором методики. Необходимо также отметить, что точность авторской методики будет увеличиваться по мере удлинения временных рядов фактических данных о налогах физических лиц.

Список литературы

1. Едронов А. В. Практика планирования налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 48.

2. Кокин А. С., Едронов А. В. Сравнительная характеристика подходов к планированию налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 47.

3. Экономическое прогнозирование: учеб. пособие М.: Эксмо. 2009. 256 с.

U N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D Р

II Форум Экономистов Узбекистана

14 декабря 2010 года Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Проект Программы развития ООН в Узбекистане «Повышение потенциала для экономического прогнозирования и планирования на национальном и местном уровнях» проводят «II - Форум Экономистов Узбекистана».

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тематика секционных заседаний:

Секция-1. Макроэкономическое регулирование и моделирование экономики Узбекистана в условиях посткризисного периода.

Секция-2. Проблемы сбалансированного социально-экономического развития регионов Узбекистана.

Дополнительная информация по телефону (998 71) 237-10-32 либо E-mail: [email protected]

http://www.ifmr.uz, http://www.undp.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.