УДК [330.322:332.1:303.4](470.319)
Печенкина В.В., Прогнозирование финансово-Комаревцева О.О. инвестиционного потенциала
муниципальных образований
Petchenkina V.V., Prediction of financial and Komarevtseva O.O. investment potential of municipal
institutions of the Orel region based on the method of foresight
В статье приведены результаты исследования финансово-инвестиционного потенциала муниципальных образований Орловской области на основе применения метода форсайт. На основе проведенного социологического опроса на тему «Муниципалитет 2030: финансы и инвестиции» выявлена проблематика формирования финансовой базы и привлечения инвестиций в муниципальные образования Орловской области; проведена оценка факторов, влияющих на изменения финансово-инвестиционного развития муниципальных образований Орловской области в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе; выделены ключевые тренды развития финансовой деятельности и улучшения инвестиционного климата до 2030 года;
сформирован потенциальный образ государственного служащего и инвестора к 2030 году.
Ключевые слова: форсайт, финансы, инвестиции, муниципальные образования, Research fronts, бенчмаркинг
Заинтересованность муниципальных образований в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирует растущую потребность в разработке эффективных экономических прогнозов. Современные представления о сущности прогнозирования доказывают, что конструирование предполагаемого будущего невозможно без обнаружения и системного анализа «болевых точек» и «точек роста», характеризующих настоящее. Это определяет важнейшую роль прогнозирования в системах управления муниципальным образованием различного уровня. На сегодняшний день одним из инструментов определения контуров будущего развития территории является метод форсайт.
Под форсайтом понимают систематический процесс оценки средне- и долгосрочных горизонтов развития, основанный на участии всех заинтересованных сторон, нацеленный на принятие текущих решений и мобилизацию совместных действий, таких как:
- возможности решения возникающих социально-экономических проблем долгосрочного характера (низкая конкурентоспособность, технологическое отставание, истощение природных ресурсов, демографические проблемы и т.п.);
- определение необходимости усиления позиций муниципальных образований на национальном рынке за счет повышения технологического уровня производства и активизации инвестиционной деятельности;
- потребности в принятии политических и экономических решений о выборе стра-
тегических альтернатив развития с учетом имеющихся возможностей и ограничений территорий;
- невозможности эффективной реализации политики без достижения консенсуса между государством, бизнесом и обществом [1, 2].
В последние годы стали обращаться к форсайт-методу на региональном уровне управления. Это связано также с тем моментом, что в современных условиях усиления ответственности более низовых уровней управления за развитие своих территорий, возрастания потребности к самоуправлению территориями, усиливается необходимость поиска нематериальных факторов развития. В этой связи мы предприняли попытку на примере муниципальных образований Орловской области и, используя метод форсайта, определить возможный их образ развития в среднесрочном периоде.
Особый акцент нами был сделан на оценку финансово-инвестиционного потенциала муниципальных образований. С целью прогнозирования уровня развития финансово-инвестиционного потенциала муниципальных образований Орловской области на первом этапе нами был проведен опрос экспертов по проблеме: «Муниципалитет 2030: финансы и инвестиции».
«Муниципалитет 2030: финансы и инвестиции» представляет собой универсальный форсайт-метод для муниципальных образований Орловской области разработанный на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу в области прогнозирования финансовой и инвестиционной деятельности. Сформированная схема прогноза данного форсайта основывается на реализации семи этапов принятия решения, имеющие взаимосвязанный, системный характер (Рисунок 1).
ч /
> ПОДБОР ЭКСПЕРТОВ Подготовительный этап
-=1~и=-Л
БЕНЧМАРКИНГ ---» Опрос для формулировки тем
RESEARCH FRONTS
с СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ т--* Экспертные панели
--
Дельфи 1 раунд
-J- х-
Дельфи 2 раунд
Анилин и обсуждение результатов
Ключевые выводы
Рисунок 1 - Схема реализации прогноза «Муниципалитет 2030: финансы и инвестиции»
В качестве экспертов в нашем исследовании выступили представители органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления Орловской области, а также бизнес-структур. Research fronts представлен профессорско-преподавательским составом Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ.
Бенчмаркинг использовался для определения актуальных направлений развития финансов и инвестиций в муниципальных образованиях Орловской области, в том числе за счет сопоставления с опытом других территорий.
В целом при реализации Дельфи 1 и 2 раунда используются такие инструменты, как метод сканирования (прогнозы, обзоры,
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 6 (36) 2014 г.
зарубежный опыт), статистического анализа (оценки финансово-инвестиционного потенциала), библиометрия (подбор экспертов, определение быстроразвивающих-ся направлений, оценка позиций муниципалитетов), интервью, опросы, экспертные панели (сбор предложений по тематике для Дельфи, предварительная «фильтрация» тем, уточнение структуры Дельфи, мозговой штурм), SWOT - анализ.
Опрос экспертов по методу Дельфи является первостепенной задачей ири разработке инструментария исследчвания, в нашем случае опросника «Муниципалитет 2030: финанчы и инвестиции». В связи с этим, на оиноиы опроса экспертов пч специ-алвно разработанпой анкете, нами был проведен 1 эвоп исследования, задачам ч которого являлось:
1 .Выквл ение проблематики фнрлчро ва-ния фчнуниовой базы и привлечения инвн-стиций в муниципальные образования Ор-локсной отчасти.
2. Оценка фнкторов, влияющих на изменения финансово-инвестиционного развития муниципыльных образований Орловской обласви в краткосрочной, среднесронной и долгосрочной перспективе.
3. Определение сооцифичесвих особен-ностеН, оказывающих вкннния на изменения инвестиционных и финансовых потоков.
4. Выделение ключевых трендов развития финансовой деятельности и улучшения инвестиционного климата до 2030 года.
5. Формирование образа государственного служащего и инвестора к 2030 году.
В опросе принимали участие 30 экспертов в возрасте от 25 до 56 лет. Из них 45% рнботники муниципальных образований Орловской области, 25% - работники областной администрации Орловской области, СП% - урофессо.ско-преподавательский состав Орловского филиала РАНХиГС, 10% - предприн иматели (малый и средний бизнес). Результаты исследования сведены в таблицу SWOT - анализа форсайт «Муници-палитат 2030: финачсы и инвестиции». Для включения ответов экспертов в форсайт, было необоодимо нревысить порог в 5%, т.е. похожий ответ должны были дать более 2 экспертов.
В кччестве основнкв проблем сформирования финансовой базы эксперты отметили бюджетную несамостоятельность МО (45%), отсутствие заинтересованности органов МСУ (18%), высокие муниципальные докли (17%), не эффективное ис поль-зовавие мун ицтпальноиа имущества (12%), сткгнация производственного сектора (8%) (Рисунок 2).
< и
S
н <
S и Ч и
о ^
в
Бюкжнтниу
«нниимниoнyoнмoнниoo» МО
Oтиyтитвeн
заeнтнaнинванннитe органов МСУ
ВВГСНЫЧН мyнeoeoимoнын кнмге
Ннэффнытeвннитo eиnнмoзнванey мyнeoeoилoннгн eмyщнитва
Стигниочу oaнeзyнкиoyннннгн
<
И В
н <
S и Ч и о
о-В
О
Cмибниoo фeиыалoнвIх иoeмyмнy
Ooиyтитyeн
енвнитеоеннн^1х
омнщикны
еыинычн фенининвын e эынннмеыниыен аеиые
Бюанкаитеыникен баaoнaы e кнaayooey
Ннoaeyмнкатнмoннитo аяки нтаиимнй
Днмнгаифеу
H6OKP
Myнeoeoилoнын
Рисунок 2 - Проблематика формирования финансовой базы и пр ивлечечвя инвестиционных ресурсов в муниципальные образования Орлкоской областа
Проблематику формирования финансовой базы муниципального образования эксперты отнесли к первостепенной задаче, нежели инвестиционных ресурсов. По их мнению, решение проблемы слабости фискальных принципов можно добиться только при помощи бюджетной самостоятельности муниципального образования. Высокие финансовые и экономические риски связаны с ростом муниципального долга, бюрократическими барьерами и коррупцией с отсутствием заинтересованности органов местного самоуправления, непривлекательностью промышленной отрасли с ее стагнацией и т.д.
Кроме того, ряд экспертов - представителей областной администрации города Орловской области (25%) отметили, что на формирование финансовой базы и инвестиционных ресурсов влияет демографическая ситуация, муниципальные особенности развития территории, НИОКР. [ см. также 3, 4 ].
На развитие любой территории оказывает влияние ряд факторов, которые либо положительно, либо отрицательно воздействуют на финансово-инвестиционную деятельность в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах (Рисунок 3).
Наличие эффективной команды органов государственной власти и
местного самоуправления
Ш
Кризисные ситуации и стагнация экономики
Т
Отсутствие
конкурентоспособного пгганзволства
т
Отсутствие драйверов развития муниципального образования
БЛИЖНИЙ I ОРИ ЮН Т ДО 2016
Развитие коммуникаций и информационных технологии
т
Инновационные проекты АПК, создание высоко эф ф е ктн в ного ппоиаводетва
3=
Нерациональное использование инструментов индустриального папка
Пол и I и ч со к :1м социальна» и экономическая стабильность
СРЕД ПИИ
ГОРИЗОНТ 2016-202«
Наличие
сформированного бренда конкретных му ни ци пал ь н ых образований
Использование кумулятивного потенциала
инновационных отраслей
Удорожание энергоресурсов, пепеход на биотопливо
X
Ухудшение рыночной конъюнктуры
ДАЛЬНИИ ГОРИЗОНТ 2020-2030
Рисунок 3 - Факторы, влияющие на развитие финансово-инвестиционного потенциала муниципальных образований Орловской области
Наибольшее число экспертов, в первом и во втором раундах Дельфи (35% и 40%), в качестве основного фактора, влияющего на развитие финансово-инвестиционного потенциала в краткосрочном периоде, отнесли наличие эффективной команды органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, по их мнению, особое значение в развитии муниципальных образований приобретает фактор возможной кризисной ситуации. В качестве отсутствия драйверов развития понималось устаревание и износ основных мощностей и нехватка перерабатывающих производств, что непо-
средственно влияет и на конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Специфический ответ, на данной вопрос, дал эксперт от бизнеса, назвав в качестве фактора - неэффективное использование природных ресурсов. Однако этот ответ не вошел в форсайт «Муниципалитет 2030: финансы и инвестиции», так как не перешагнул барьер в 5%.
В качестве факторов, влияющих на развитие финансово-инвестиционного потенциала в среднесрочной перспективе наибольшее число экспертов (в основном представляющие органы государственной
СреднеруССкий вестник общественных наук № 6 (36) 2014 г.
власти и местного самоуправления) отнесли политическую, социальную и экономическую стабильность (46%). Кроме того, 25 % экспертов в качестве важного фактора выделили создание высокоэффективного производства и инновационной продукции.
Определение факторов, влияющих на развитие муниципальных образований в долгосрочном периоде, основывалось на возможности корректировки финансово-инвестиционных потоков. Так, основное воздействие на функционирование территории будет осуществлять удорожание энергоресурсов, а также необходимость использования в перспективе биотоплива (данный ответ дали 42% экспертов, а именно 36% - работники администраций муниципальных образований, 30% - предприниматели
(малый и средний бизнес), 20% - работники администрации Орловской области, 14% -профессорско-преподавательский состав ОФ РАНХиГС). Кроме того, по мнению 28% опрошенных экспертов, наличие высококвалифицированных специалистов и сформированного бренда региона и муниципальных образований, позволит в дальнейшем увеличивать темпы экономического роста на 1,4-2 ,1% в год.
Однако кроме основных факторов, влияющих на развитие финансово-инвестиционного потенциала, эксперты сформировали специфические обстоятельства, оказывающие воздействия на финансовую деятельность и приток инвестиций в муниципальные образования (Рисунок 4,5).
Рост муниципального долга до критического уровня Сокращение межбюджетных тоанссЬетов Повсеместное использование 1Т -технологий
| Отток квалифицированных кадров Полная модернизация налоговой системы МО | Формирование бюджетов только из электшнных денег
Слабое развитие механизмов перераспределения матспиальных пс ста сов
Высокий уровень инфляции Переход ряда отраслей на коммерческое инвестирование
J L
ли XX
БЛИЖНИЙ ГОРИЗОНТ ДО 2016 СРЕДНИЙ ГОРИЗОНТ 2016-2020 ДАЛЬНИЙ ГОРИЗОНТ 2020-2030
Рисунок 4 - Влияние специфических обстоятельств на развитие финансовой деятельности муниципальных образований Орловской области
В качестве основного критерия развития финансовой деятельности в краткосрочном периоде выступает изменение макроэкономических показателей развития территории, в среднесрочном периоде - модернизация системы государственной поддержки муниципальных образование, в долгосрочном периоде - повышение уровня использования информационных технологий.
В качестве специфических обстоятельств, оказывающих влияние на приток инвестиций в краткосрочном периоде, выделяют постепенный уход от сильного государственного вмешательства в развитии территории, в среднесрочном периоде -влияние технологической и коммуникационной составляющей, в долгосрочном периоде - рост экологического производства с инновационной направленностью.
Сдержи ванне развития отраслей из-за закрытости данных и
гог гакя'тя
1С
Формирование четкого механизма по гарантиям инвестора
=п
Рост международной кооперации ПО Приходу на муниципальные рынки
-Л1Г-
БЛИЖНИМ ГОРИЗОНТ ДО 2016
Технологическое отставание МО Рост экологического производства
1
Концентрация бизнеса только в крупных МО Вложение капитала только в
1 инновационные
|
Жесткие отраслевые стандарты, регулируемые Замена рабочих автомата шрованными системами
СРЕДНИИ ГОРИ ЗОНТ 2016-2020 ДАЛЬНИЙ ГОРИ ЗОНТ 2020-2030
Рисунок 5 - Влияние специфических обстоятельств на привлечение инвестиций в муниципальные образования Орловской области
Прогнозирование финансово-инвестиционного потенциала муниципальных образований Орловской области основывается и на ключевых трендах развития (Рисунок 6).
Формирование ключевых трендов развития финансово-инвестиционной деятельности, по мнению экспертов, должно основываться на создании финансово-инвестиционных условий в краткосрочном периоде, формировании инновационной экономики в среднесрочной перспективе, а затем полного перехода на шестой уклад экономического развития.
Так, 32% представителей органов государственной власти и 36% местного само-
управления считают, что развитие финансово-инвестиционной деятельности будет сопряжено с расширением доходной части бюджета муниципальных образования и последующим полным устранением бюрократических барьеров для инвесторов. Эксперты из числа профессорско-преподавательского состава (68%) напротив отмечают, что первоначальным должно быть изменение отношения к инвесторам в муниципальных образованиях, после чего необходимо переходить к трансформации «зеленой» и «технологической экономики».
Расширение доходной части местных I
11овсеместное создание информационных
м:мТ.Ч1 ■!к МО
Х
Выравнивание условий финансового развития МО
т
Создание кооперации малого и среднего бизнеса
Ориентация образоватсльн ых учреждений на потребности инвестора
Полная
д и вере ифика ция
Передача в концессию убыточных предприятий
Изменение отношения органов МУ к инвесторам
Инвестиции в «энергоэффе кти в н ос строится ьство»
I
Переход к «зеленой» и «тех н ол оги чес ко й » экономике
Предоставление земельных участков на льготных условияч
I —
л
Создание наукоемких производств в крупных
МО
Политика государства в области коммерческого развития малого и
среднего бизнеса |
Устранение всех бюрократических барьеров для привлечения инвестиций
БЛИЖНИМ ГОРИЗОНТ ДО 2016
СРВДНИИ
ГОРИЗОНТ 2416-20(20
-П-
длльнии
ГОРИЗОНТ 2020-2030
Рисунок 6 - Ключевые тренды развития финансово-инвестиционной деятельности муниципальных образований Орловской области до 2030 года
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 6 (36) 2014 г.
В целом можно отметить, что все эксперты сходятся во мнении о необходимости создания наукоемких производств и ориентации образовательных учреждений на потребности инвесторов.
«Муниципалитет 2030: финансы и инвестиции» невозможно разработать без определения основных компетенций государственного и муниципального служащего и инвестора к тому периоду, так как данные субъекты будут формировать будущее развитие территории.
На сегодняшний день основными компетенциями государственного служащего в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся высокий профессионализм, правосознание, коммуникация, результативность и т.д. Инвестору необходимо обладать такими качествами как применение в деятельности стратегического планирования, психологическая устойчивость, независимость от чужого мнения, аналитические способности и т.д.
Изменения компетенций государственного служащего к 2030 году, по мнению экспертов, связано с навыками моделирования ситуации как на 1 год, так и на 20 лет (62%). В качестве основных требований становится умение решать рутинную административную работу при помощи автома-
тизированных систем (15%), способность к самообучению (13%), обязательное знание английского и китайского языков (10%). Важно также видение образа муниципального служащего в перспективе.
Компетенции инвестора формируются по принципу быстрой адаптации к постоянно изменяющимся условиям. Данный ответ дали 38%экспертов, из них 44% - работников муниципальных образований Орловской области, 37% - работники областной администрации Орловской области, 16% -профессорско-преподавательский состав Орловского филиала РАНХиГС, 2% - предприниматели (малый и средний бизнес). Так, основными характеристиками инвестора должны стать умение работать с большим количеством информации (26%), опора на системное и стратегическое мышление (22%), владение виртуальными коммуникациями (11%) и работа с интеллектуальной собственностью (3%).
Эволюция финансовой деятельности в муниципальных образованиях Орловской области включает в себя процесс модернизации налоговой и бюджетной системы в краткосрочном периоде, и виртуализации в долгосрочном.
По мнению, 45% экспертов в краткосрочном периоде наибольшее значение будет иметь рост муниципального долга и, как следствие, формирование финансовой базы для функционирования муниципальных образований (Рисунок 7).
Рисунок7 - Эволюция финансовой деятельности в муниципальных образованиях Орловской области
Основным компонентом в среднесрочной перспективе является технологическая революция (58% ответов). Однако для этого необходимо увеличить продажу природных ресурсов. Кроме того, 12% экспертов высказали мнение, что непосредственно для дальнейшего развития муниципальных образований необходимо продать как минимум 50% муниципального имущества.
В долгосрочном периоде наблюдается тенденция к виртуализации (посредством повсеместного внедрения информационных технологий в управление муниципальным образованием) и когнивитизации - сознательный уровень мышления, что вызвано необходимостью перехода на шестой уклад развития экономики.
Эволюция рынка инвестиций будет связана с развитием определенных отраслей и систем (Рисунок8).
Рисунок 8 - Эволюция рынка инвестиций в муниципальных образованиях Орловской области
Так, например, в краткосрочном периоде рост инвестиций будет связан с развитием АПК и перерабатывающего производства, в среднесрочном - с международной коопе-
рацией инвестиций на территории области, в долгосрочном - с наукоемкими отраслями.
Результаты данного исследования были сведены и представлены в таблице 1.
Таблица 1 - SWOT -анализ финансово-инвестиционного развития муниципальных образований Орловской области
Сильные стороны (ОД Слабые стороны
Богатая ресурсная база сельско-хозяйственного комплекса Высокая степень износа основных фондов в приоритетных отраслях
Увеличение покупательской способности населения Бюрократические барьеры и коррупция
Выгодное расположение логистических путей Низкий уровень доступа к долгосрочному капиталу и высокая долговая нагрузка на бюджет
Использование потенциала областных рынков Неразвитость инфраструктуры
(О) Возможности (Т) Угрозы
Высокий кумулятивный потенциал развития АПК, строительство перерабатывающих производств Удорожание энергоресурсов и услуг коммунального комплекса
Предпосылки перехода в долгосрочной перспективе на шестой уклад экономики Высокие муниципальные долги
Внедрение новейших коммуникационных и информационных технологий в управление МО Стагнация производственного сектора
Ориентация образовательных учреждений на потребности инвесторов Технологическое отставание экономики
среднерусский вестник общественных наук № 6 (36) 2014 г.
Подводя итог вышесказанному с учетом проведенного исследования, хотелось бы отметить, что оценка финансово-инвестиционного потенциала должна проходить на основе метода форсайт, позволяющего спрогнозировать развитие муниципального образования на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Главной целью развития финансово-инвестиционной деятельности, в соответствии с данным исследованием, должно стать обеспечение интенсивного экономического подъема за счет наличия конкурентоспособных и инновационных производств, стабильно развивающегося научно - образовательного комплекса, высокого кумулятивного потенциала развития АПК и т.д.
Использование форсайта с целью определения перспектив развития территорий, в данном случае муниципального уровня, дает по обозначенным периодам потенциальные направления развития. А это в свою очередь делает необходимым введение в управленческую практику программно-проектного подхода, что сопряжено с необходимостью, с одной стороны, повышения профессионализма и компетентности государственных и муниципальных служащих, а с другой стороны, опоры на развитие местного самоуправления и привлечения к этой сфере широкий слоев населения в качестве экспертного сообщества.
References
1. Kaljuzhnova N.Ja., Verhoturova E.V. For-sajt-tehnologija kak instrument prognozirovani-ja innovacionnogo razvitija regiona [Foresight technology as a tool for prediction of Regional
Development], [e-resourse], URL: http://www. rae.ru/fs/pdf/2013/6-5 /31715.pdf (Data obrashhenija - 15.08.2014).
2. Jurova L. Regional'nyj forsajt: novye voz-mozhnosti [Regional Foresight: new pportuni-ties], Samoupravlenie, № 10, 2012. (In Russ.).
3. Pechenkina V.V., Ljalina E.E. Problema formirovanija bjudzhetov municipal'nyh obra-zovanij i ocenka ih samodostatochnosti [The problem of formation of the budgets of municipalities and evaluation of their self-sufficiency], Problemnyj analiz i gosudarstvenno-up-ravlencheskoe proektirovanie, № 5, 2012. (In Russ.).
4. Pechenkina V.V., Ljalina E.E. Upravlenie ob'ektami municipal'noj sobstvennosti na os-nove otnoshenij municipal'no-chastnogo part-nerstva [Management of objects of municipal property on the basis of municipal-private partnership], Vestnik gosudarstvennogo i munici-pal'nogo upravlenija, № 1, 2012. (In Russ.).
1 Калюжнова Н.Я., Верхотурова Е.В. Форсайт-технология как инструмент прогнозирования инновационного развития региона [Электронный ресурс]. - URL http://www.rae.ru/fs/pdf/2013/6-5 /31715.pdf (15.08.2014).
2 Юрова Л., Региональный форсайт: новые возможности / ж. Самоуправление, 2012. № 10.
3 Печенкина В.В., Лялина Е.Е. Проблема формирования бюджетов муниципальных образований и оценка их самодостаточности / ж. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, 2012. № 5.
4 Печенкина В.В., Лялина Е.Е. Управление объектами муниципальной собственности на основе отношений муниципально-частного партнерства / ж. Вестник государственного и муниципального управления, 2012. № 1.