Научная статья на тему 'Прогнозирование динамики изменения цены изделий на предприятии при сезонном спросе'

Прогнозирование динамики изменения цены изделий на предприятии при сезонном спросе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование динамики изменения цены изделий на предприятии при сезонном спросе»

ПРОГНОЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ ИЗДЕЛИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПРИ СЕЗОННОМ СПРОСЕ

ЕМ. ШИШМАРЕВ, кандидат технических наук, доцент Тульского государственного университета

Задача прогнозирования цены товара возникает во многих ситуациях, связанных с принятием управленческих решений в процессе планирования оптимальных объемов производства и формирования портфеля заказов. При этом руководство предприятия определяет цену на продукцию с учетом факторов как производственного, так и иного характера. Основным фактором при установлении цены должна быть безубыточность производства, т.е. его рентабельность, связанная с конкурентоспособностью и спросом товара, поставляемого на рынок.

Современные рыночные условия характеризуются быстроизменяющимися ситуациями. Поэтому использование краткосрочной тактики ценообразования не позволяет руководству предприятия постоянно поддерживать на определенном уровне рентабельность для решения проблем, связанных с текущими затратами, покупательной способностью потребителей или конкуренцией. Следовательно, необходимо использовать такую стратегию ценообразования, при которой обеспечивается рентабельность в долгосрочном периоде. Основной информацией для проведения политики ценообразования является изменение затрат, вызванное колебанием объема продаж. Зная действительную выручку от определенного объема продаж, руководители предприятия могут установить предельный уровень цены продукта.

При этом, стремясь устоять в конкурентной борьбе, предприятия вынуждены постоянно улучшать потребительские свойства производимых ими товаров и расширять гамму условий поставок и услуг, хотя все это в той или иной мере учитывается в цене и в конечном итоге оплачивается потребителем. Устанавливая цену изделия, предприятие должно учитывать и уровень уже сложившихся цен на другие близкие по назначению и качеству товары, находящиеся на рынке.

Наличие стадий в «жизненном цикле» товара требует постоянного изменения стратегии. Жизненный цикл товара характеризуется колебаниями объема продаж и прибыли от его реализации. Соответственно и цена будет меняться в зависимости оттого, на какой стадии жизненного цикла находится товар. Поэтому можно сделать вывод, что цена, устанавливаемая предприятием на производимый им товар, зависит от издержек производства, спроса и предложения, а также от платежеспособности населения, ценовой политики и рыночной стратегии фирмы, качества товара, дополнительных услуг и сервиса, взаимозаменяемости товаров и их жизненного цикла.

Все эти факторы являются и регулирующими, т.е. с их помощью производится корректировка цен руководством предприятиями. Поскольку процесс формирования цен предприятиями находится под влиянием большого числа факторов, возникает необходимость в использовании достаточно гибких методов ценообразования и форм осуществления ценовой политики.

В связи с этим рассмотрим нестационарную модель ценообразования и вытекающие из нее методы прогнозирования. На практике методика определения цены может быть с ориентацией на издержки, спрос, конкуренцию. При ценообразовании с ориентацией на спрос проблема заключается в том, что его значительно труднее определить и выразить в количественных показателях, чем издержки. Это объясняется еще и тем, что на спрос оказывают влияние многие факторы. В лучшем случае предприятие может располагать общей информацией о форме кривой спроса, но она подвержена постоянным колебаниям под воздействием конкуренции, появления товаров-конкурентов, рекламы, факторов внешней среды и т.д. Поэтому предприятию предпочтительнее получить инфор-

мацию о движении спроса хотя бы в предшествующем периоде времени, чем не иметь ничего. В этом случае появляется возможность достаточно обоснованного составления калькуляции себестоимости и установления цены изделия.

Таким образом, для адекватного описания процесса ценообразования при сезонном изменении спроса необходимо использовать экономико-математическую модель, которая позволяла бы моделировать рыночную ситуацию. При этом применение такой модели позволило бы руководству предприятия отслеживать ситуацию и принимать эффективные решения по поводу ценообразования в условиях изменяющегося спроса на производимую продукцию, в особенности это важно при формировании портфеля заказов. Учитывая изложенное выше, был разработан комплекс экономико-математических моделей, описывающих процесс производства, поставки продукции на рынок, ее реализации и определения прибыли [1,2,3,4].

Для анализа процесса ценообразования рассмотрим более подробно модель образования прибыли при функционировании предприятия. При этом представим экономико-математическую модель процесса изменения прибыли предприятия в виде следующего дифференциального уравнения:

dW{t)_n dNnp(t) dN(t)

■ Р\

-k2Np{t)Pl, (1)

[(1-£)(л„ + Л р, cos(«02))]'

2 + | тя

mnt

( mnt\

■cosl-rJ'

[(1 - £)(«,, + &pt cos(<p2))]2 + yr~-

. (mnt\

J

--^sm^,) x

■ COS ^-I +

[(1-£)(«,, +A/>, cos(p2))] (1 - k){n„ + A/?, eos(<?2))

i2 ^ | mn 1

[(\ - k)(nlt + APi cos(i>2))]2

m?r

I

r i . < mnt

, — -sin -

V mnt J V t

dt dt dt где С- полная себестоимость изделия; t - текущее время; р- текущая цена изделия; к2 - плата за хранение единиц товара в едини-цу*5ремени в долях цены;

N (t) - количество проданного товара; N{t) - общее количества товара. Полученное уравнение формируется на основе разработанных моделей по количеству проданного товара N (J) [2]:

^ (0 = /, (0 + /2 (0 + /3 (г) + С, (2)

где С - постоянная интегрирования определяется из начальных условий.

Константа интегрирования Сдифференциаль-ного уравнения (2) находится с учетом количества товара, проданного в конце предыдущего планового периода.

Интегралы, содержащиеся в уравнении (2), определяются следующим образом:

• cos(^,) X

где т - коэффициент;

г- период одного оборота оборотных средств;

N - амплитудное значение объема выпуска:

" N - N ■

А[ — |ТК1Х и1"1 • 2

п0 - постоянный коэффициент;

- фазовый угол, принимаемый в долях «л»;

Ф2 - фазовый угол, принимаемый в долях «л»;

к - процент ремонтируемых изделий (принимается по данным ремонтных мастерских);

/-текущее время;

Д/>1 = Р\ ~ Р{,

р0 - исходная цена изделия;

р] - текущая-цена изделия.

Значения величин т и ср ф2 устанавливаются для каждого конкретного изделия в процессе моделирования с использованием прошлых наблюдений.

/2 (?)= АР,--2--со5(р2)х

- COS (|р, '

(1 - к)(п0 + Ар, cos(y>2)) [(1 - к)(п„ + Ар, ■ cos(</>2))]"

-cosh~ J

2ттт

1 I m — ■ cos

2

[(1 - k)(n„ + ■ cos(«o2))]2

л"О . (mxt\ 1 mnt\

-sin («о,;

[(1-*)(/,„+ Ap1.cos(p2))]1 + [^j

(mntY

(1 - k)(na + A/>, cos(y2)) [(1 - k)(n„ + Ap, -cos(^))]2 +1

1 f mnt\ . (niTrt 1 mnt \

2 ' C0S v ? J ' Sm \ + 7 T~J

тл

/,(/) = Др, sin(p2)-

maN,

-cos(^,) x

(l -k){n„ + Ар, -cos(p2))

[(l-¿)(n0 + Ap, -cos^))]2

»1/Г

r

1 . f тлЛ

Г5111 — ■

cosj^

f mnt \ 1

Ь

mnt

[(1 -k)(n0 + Д/>, -cos^))]2

t)

(mmX

-coÍ~r)

2 тя

mnN,

— SÍll((»|)

[(1 - k)(n„ + Дp, ■ cos(íj2))]2 + j^j

1 . fтя/) ~2Sml

(mnt\ mxt

H + "2T

(1 - к)(щ + Др, cos(p2))

[(!-£)(«„ + Др, -cos^))]2

-со5Ы

Ъпя

Общее количество товара на рынке N (0, вхдя-щее в уравнение (1), определяется из выражения [1]:

тяЫ.. . ч (1 + Адсоб^))

•sin - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

( тяА

•С05Ы.

-cos(^).

[(1-Л)(л0 + Др| cos(^))]2

тя

Г

( тжЛ

[О-*)("» +Aacos((»2))]

тяИ„

sin (<з,)-

(3)

тя т

тя * 1

т

[(1+AflCOS (р2))]

( тяА

i - -

-ал — +

тя г

■ сое

и

Интегрируя уравнение (1), имеем уравнение прибыли:

IV (г) = \рх ■ с1М„р (/) -\c-dN (/)-¡к2 ■ (/) Р] ■ Л. (4)

Полученное выражение (4) представим в виде:

^(/) = /,(/)-/2(/)-/3(/) + С, (5)

где С - константа интегрирования, определяемая из начальных условий.

Решая уравнение (5) относительно цены, находим его корни. Вычисленные значения и будут

являться рациональными ценами в определенном временном интервале. Отметим, что не все значения цены могут подходить под рассматриваемую ситуацию. В связи с этим необходимо провести анализ, который позволил бы оценить и выбрать необходимые для данной ситуации значения цены.

С точки зрения руководства, при установлении цены на производимую продукцию наиболее интересными являются рациональные значения, приобретающие максимальное или минимальное значение. Найденная рациональная цена показывает, в какой период времени и какую цену необходимо установить на выпускаемую продукцию, чтобы сохранился баланс между выпуском продукции и прибылью, получаемой от ее реализации. При этом рациональная цена позволит поддерживать требуемый уровень рентабельности производства в зависимости от изменения спроса на продукцию. Полученное уравнение оптимизации цены позволит проследить, в какой период времени руководству предприятия или отделу маркетинга лучше установить максимальную цену на выпускаемую продукцию, или вообще не продавать продукцию, так как предприятие может понести убытки.

Предложенный подход по определению рациональной цены изделия может быть использован при краткосрочном или среднесрочном периодах прогнозирования на предприятии. Особенно данный подход полезен при формировании портфеля заказов, в условиях совпадения спроса с выпуском продукции и имеет место сезонность. Кроме того, полученная модель позволяет отразить динамику изменения цены в планируемые периоды времени. При этом руководство предприятия может следить за колебаниями реальной (фактической) цены в течение планового периода при выполнении заказа.

Следует отметить, что данное уравнение оптимизации цены позволяет определить ее рациональное значение на выпускаемую продукцию в зависимости от изменения таких параметров, как периодически изменяющийся спрос, себестоимость, текущая цена изделия и коэффициент, связанный с хранением продукции. Данное решение позволяет отслеживать колебания цены на продукцию в запланированные временные периоды.

В настоящее время отсутствуют эффективные, доведенные до удобного практического использования модели и методы количественного анализа

риска деятельности производственного предприятия. Предложенный подход к проведению политики ценообразования снимет неопределенность при принятии решений, связанных с установлением цены на выпускаемую продукцию при формировании портфеля заказов. Кроме того, он позволит вносить корректировки и следить за динамикой ценообразования при сезонно изменяющемся спросе.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВасинЛ.А., Кошельков А. М., Шишмарев Е.М. Интенсивность поступления товара на рынок // Сб.науч. трудов ТулГУ. Сер. Экономика и управление. - 2001. - Вып. 2. С. 167 - 172.

2. ВасинЛЛ., Кошельков А. М., Шишмарев Е.М. Прогнозирование количества проданного товара // Сб.науч. трудов ТулГУ. Сер. Экономика и управление. - 2001. - Вып. 2. С. 172 - 177.

3. Шишмарев Е.М. Прогнозирование прибыли при функционировании предприятия в условиях нестабильного спроса // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 5.

4. Шишмарев Е.М. Изменение объема выпуска изделий в реальных условиях при наличии сезонности спроса//Изв. ТулГУ. Сер. Экономика. Управление. Финансы / Под ред. Л.А. Васина. Вып. 3. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2003 г. С. 46 - 54.

* ГАк- ГУ < »'I ; ' и..? V. '

'•р: 'вилл ^¡уиателей | на ку^сы ьйого образования |

КУйСЫ I

ПОВЬШНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ I

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ I

§

ш Обучение на курсах проводится с использованием | эффективных информационно-коммуникационных | технологий, цель которых - дать обучающемуся не- 1 обходимый объем знаний и выработать у него I профессиональные умения и навыки за определен- | ный период времени. I

ы На курсы принимаются лица, имеющие высшее или 1 среднее профессиональное образование. I

И Слушатели имеют возможность обучаться как по | сформированным образовательным программам, | так и по отдельным модулям программ.

Слушателям предлагаются следующие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки:

: С Финансы и кредит (220 час.)

I Программа обучения предназначена для

I руководителей и специалистов, занятых в финансовой и кредитной сферах.

В Финансовый менеджмент (108 час.) |

Программа обучения предназначена для |

руководителей и специалистов, занятых в |

сфере финансового управления. I

В Финансы и кредит (500 час.)

Программа обучения предназначена для лиц, желающих пройти профессиональную переподготовку на базе высшего и среднего профессионального образования.

У Специалист по ценным бумагам (140 час.) Программа обучения предназначена для специалистов, работающих на рынке ценных бумаг.

У Коммерция (140 час.) Программа обучения предназначена для руководителей и менеджеров коммерческих предприятий.

Слушателям, имеющим высшее образование и успешно завершившим обучение на курсах повышения квалификации (от 108 до 500 час.), выдается Свидетельство государственного образца.

109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32 (м. Таганская, Марксистская)

Телефоны приемной комиссии:

737-88-47, 270-20-02 E-mail; Fpk@muh,ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.