Научная статья на тему 'Формирование портфеля заказов при одновременной реализации выравнивания загрузки производственной мощности'

Формирование портфеля заказов при одновременной реализации выравнивания загрузки производственной мощности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование портфеля заказов при одновременной реализации выравнивания загрузки производственной мощности»



ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫРАВНИВАНИЯ ЗАГРУЗКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ

ЕМ. ШИШМАРЕВ, кандидат технических наук, доцент Тульского государственного университета

Под термином "выравнивание производства" подразумевается такое планирование, которое снижает пики и сглаживает спады при определении объема производства и зависимости от изменчивых условий сбыта. Планирование подобного рода обычно применяется на предприятиях, создающих товарные запасы. Одна из основных причин содержания этих запасов заключается в том, что они позволяют выравнивать уровень производства. При этом используется ряд методик выравнивания. Например, можно назвать методики Хоулта, Модиглиани, Мута и Саймона, на базе которых принимаются комплексные производственные решения для минимизации издержек, связанных с наймом и увольнением персонала, со сверхурочными работами или простоями, с расходами по содержанию запасов или с убытками из-за их недостаточности.

В настоящее время предприятия машиностроительного комплекса функционируют в условиях нестабильного спроса на выпускаемую продукцию, что приводит к неравномерной загрузке оборудования. Это вызывает простои оборудования и рабочей силы. Обычно крупные и средние предприятия, выпускающие сложные изделия, осуществляют свою работу по заказам. Формирование портфеля заказов на следующий год завершается в конце текущего года. Сформированный портфель заказов включает в себя конструктивно-подобные изделия, которые можно разделить на группы, т.е. использовать групповую технологию производства изделий.

Учитывая, что в настоящее время машиностроение функционирует в условиях мелкосерий-

ного и серийного типа производства, целесообразно использовать групповую технологию, а проектирование производств осуществлять не по точной, а по приведенной программе. Расчет приведенной программы начинается с выбора изде-лия-представителя, в качестве которого принимается, например, изделие, имеющее наибольший объем выпуска. Вычисление приведенной программы осуществляется по методике [1]. Полученная приведенная программа относится к изделию-представителю. Соответственно сезонность спроса для всей группы изделий принимается такой же, что и для изделия-представителя.

Поэтому службе маркетинга необходимо сформировать портфель заказов так, чтобы загрузка оборудования была равномерной в течение всего года. В случае если в какие-то периоды времени спрос очень высокий, необходимо использовать запасы, сделанные в предшествующий период. Для осуществления равномерной работы как оборудования, так и людских ресурсов маркетологам необходимо правильно сформировать портфель заказов. Кроме того, необходимо учитывать неравномерность и случайный характер поступления заказов на продукцию в текущем периоде. Поэтому следует разработать методику предварительного выравнивания загрузки производственных мощностей (оборудования) на стадии формирования портфеля заказов.

Рассмотрим методику выравнивания загрузки оборудования, изображенную в виде блок-схемы на рис. 1, для ряда конкретных ситуаций. Методика разработана в предположении о равенстве спроса и объема выпуска, а также одинако-

Формирование портфеля заказов на следующий год

N.

ср

N.

N.

сл

Установление закона изменения объема выпуска продукции

Определение точек пересечения

Сравнение площадей исследуемых периодов

Определение среднего объема выпуска продукции I каждом плановом периоде_

Учет остатков

изделий за прошлый период

Этап 2

Выдача рекомендаций службой маркетинга лицу, принимающему решения по организации производства

Рис. 1. Алгоритм выравнивания процесса производства

вости законов их изменения. Это возможно ввиду того, что в настоящее время как у нас, так и за рубежом предприятия работают по заказам.

В блок-схеме "ветви" представляют возможные альтернативные решения, которые могут быть приняты, а также возможные исходы, возникающие в результате этих решений. "Узлы" отражают места, в которых принимаются решения, а также места исходов. Данная задача содержит три этапа. На первом этапе службой маркетинга формируется портфель заказов на следующий год. По полученным данным устанавливается среднее значение объема выпуска, а также его закономерно изменявшийся компонент. Случайный компонент объема выпуска будет проявляться в течение текущего периода ввиду поступления заказов.

На втором этапе устанавливается закон спроса на продукцию на основе сформированного портфеля заказов.

На третьем этапе определяется среднегодовой объем выпуска продукции в каждом плано-

вом периоде. Процесс выравнивания осуществляется путем использования искусственного приема, основанного на равенстве площадей, изображенных на графиках (рис. 2 — 4). Для этого определяются точки пересечения пря-Этап 1 мой, соответствующей производственной мощности N¡¡¡¿1 с графиком изменения объема выпуска N0). Затем сравниваются площади двух или более расположенных рядом фигур, соответствующих определенным периодам времени. При этом учитываются остатки нереализованных изделий за прошлый период времени. На основе изложенного происходит выдача службой маркетинга рекомендаций лицу, принимающему решение по выпуску необходимого числа изделий. Выравнивание процесса производства позволяет рационализировать загрузку оборудования.

Рассмотрим подробнее ситуации, связанные с применением выравнивания загрузки оборудования на основе блок-схемы (см. рис. 1). Для этого проведем анализ графика выравнивания загрузки оборудования для прогнозируемого объема выпуска при различных углах фазового сдвига.

Например, предприятие сформировало на следующий год портфель заказов, в котором изменение объема выпуска происходит по ломаной линии 1, аппроксимируемой кривой 2 (рис. 2). При этом производственная мощность соответствует уровню 440 шт. изделий, а прогнозируемый объем выпуска можно представить в виде функции [2]:

Этап 3

Рис. 2. График выравнивания загрузки оборудования для прогнозируемого объема продаж (Нпм= 440 шт.)

\ / ср а

тзн

(1)

где N — амплитудное значение объема выпуска

N + N ■ 1Утах 1Утт

N — среднее значение объема выпуска (по-

стоянный компонент,

"ср =

N + N ■ 1Утах ^ 1Утт

т — коэффициент;

t — текущее время;

т — период одного оборота оборотных средств;

Ф1 — фазовый угол, принимаемый в долях я.

Здесь N = 375 шт., Ыа = 122 шт., т — 3, т= 12, Ф1 = я/8 приняты по данным реального производства.

Условно выделим периоды изменения спроса относительно производственной мощности. При этом получаем четыре периода. Установим точки пересечения функции спроса с производственной мощностью и рассчитаем число изделий в соответствующих периодах. Так, в первом периоде необходимо произвести изделий на 21 шт. больше относительно запланированной производственной мощности. Во втором периоде при пониженном спросе будет изготовлено сверх необходимого 613 шт. изделий, которые будут отправлены на хранение на склад. В третьем периоде (рис. 2) спрос выше, чем производственная мощность, т.е. необходимо продать изделий на 93 шт. больше. В то же время в четвертом периоде, когда спрос понижен, будет произведено 215 шт. изделий, которые будут переданы на склад.

В анализируемой ситуации наблюдается явное перепроизводство продукции, не соответствующей данной динамике спроса.

Рассмотрим ситуацию, когда производственная мощность равна среднему количеству выпускаемой продукции. В этом случае график функции спроса (рис. 3) будет построен по зависимости (1). При этом производственная мощность Ыпм = Мср = 375 шт. Выделим периоды, в которых график функции спроса не совпадает с линией изменения производственной мощности. Как видно из рис. 3, выделяются четыре периода. Определяем точки пересечения функции изменения спроса с производственной мощностью и проводим сравнение числа изделий в каждом периоде.

В начале года, в первом периоде, необходимо произвести больше изделий, чем установленная

1 2 3 4 5 6 7

9 10 11 12

I, мес.

Рис. 3. График выравнивания загрузки оборудования для прогнозируемого объема продаж (Мпи = = 375 шт.)

производственная мощность, на 96 шт. Отметим, что это число можно реализовать путем использования запасов, созданных в прошлом году. Во втором периоде (рис. 3) спрос понижен, поэтому изделия необходимо отправить на склад в количестве 310 шт., а в следующем, третьем периоде, когда спрос возрастает, продукция со склада второго периода будет реализована полностью, т.е. сезонность спроса на изделия будет преодолена. В следующем, четвертом периоде при пониженном спросе будет произведено изделий на 95 шт. больше при полной загрузке производственной мощности. Данная продукция отправляется на хранение и будет реализована в следующем году.

Перейдем к рассмотрению случая, когда производственная мощность ниже Л^и равна Ипм — 320 шт. (рис. 4). При этом в первом периоде нужно произвести на 194 шт. изделий больше, чем требуемое количество. Во втором периоде спрос

N(1) 600 шт.

560

520

480

440

400

360

320

280

240

200

к............. ■Л. Л а— 5

к - I ^ ы т К

ч £ Г/ ■ «г т:

-1 _•

/ ..........,41 —».

ттшш* ! \ '.1

3 ч к /

_< п ЯШ гЧ;

1 I

N

ЛГ

1

9' 10" 11 12"

Г, мес.

Рис. 4. График выравнивания загрузки оборудования для прогнозируемого объема продаж (7У,Ш = N = 320 шт.)

ниже производственной мощности, поэтому продукция в количестве 122 шт. будет передана на склад. В третьем периоде спрос возрастает и необходимо произвести на 562 изделия больше производственной мощности, а в четвертом периоде спрос, наоборот, снижен и продукция в количестве 29 шт. поступит на склад.

В результате анализа трех ситуаций можно сделать следующие выводы. При сезонном изменении спроса необходимо правильно формировать портфель заказов, а именно: объем заказов не должен резко отличаться от производственной мощности как в меньшую (ситуация 1), так

и в большую сторону (ситуация 3).

Объем портфеля заказов должен быть близким к производственной мощности, т.е. N ~ АГядг Это согласуется с данными работы Г. Опитца [3], т.е. разница между спросом и производственной мощностью должна быть минимальной.

Предложенная методика позволяет маркетологу рационально формировать портфель заказов с учетом запасов готовой продукции на конец предшествующего периода и одновременно проводить выравнивания.

Литература

1. Мельников Т.Н., Вороненке В.П. Проектирование механосборочных цехов: Учебник для студентов машиностроит. специальностей вузов/Под ред. А.М. Дальского — М.: Машиностроение, 1990. — 352 с.

2. Шишмарев Е.М. Изменение объема выпуска изделий в реальных условиях при наличии сезонности спроса // Сб. науч. трудов ТулГУ сер. "Экономика и управление". Вып. 3, 2003.

3. Опитц Г. Современная техника производства (состояние и тенденции) / Сокр. пер. с нем. Ю.В. Найдина и И.Н. Чурина. Под ред. B.C. Васильева. — М.: Машиностроение, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.