Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПРИ АДАПТАЦИИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПРИ АДАПТАЦИИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.М. Тихомирова, Г.К. Тен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the cluster analysis for the students detachments to form is recommended.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПРИ АДАПТАЦИИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ»

2. Гуменер П. И.. Штильман Е. В. // Гигиенические пробле- 3. Зинченко В. П., Леонова А. В., Стрелков Ю. К. Психо-мы компьютеризации общеобразовательной школы.— метрика утомления.— М., 1977.

М.. 1988.-С. 132-135. . /Побила 16.10.90

© Л. М. ТИХОМИРОВА, I". К. TEH, 1991 УДК 378.17

Л. М. Тихомирова, Г. К. Тен

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПРИ АДАПТАЦИИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

НИИ гигиены и профилактики заболевания среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР,

Москва

Отбор студентов в студенческие отряды различного профиля с учетом адекватности их физических возможностей нагрузкам при различных видах деятельности в период трудового семестра по существу сводится к прогностической оценке адаптации организма студентов к физическим нагрузкам. Очевидно, что при проведении массовых обследований прогнозирование переносимости физических нагрузок должно осуществляться по данным несложных'и общедоступных методов исследования.

Объектом исследования служили 116 студентов Московского инженерно-физического института, работавшие в период трудового семестра монтерами пути на Московско-Курской дистанции Московской железной дороги. Возрастной состав, показатели физического развития и функционального состояния организма студентов представлены в табл. 1. Под динамическим наблюдением находился студенческий отряд из 39 человек, 12 из которых были в возрасте от 18 до 20 лет, 22 — от 21 года до 23 лет и 5 — от 24 до 26 лет. Исследование проводили трижды: в подготовительном периоде, в конце 2-й недели и на последней (5-й) неделе работы.

В качестве функциональной пробы использовали степ-тест [3]. Две нагрузки — первая мощностью около 3,5 Вт/кг (20 подъемов в минуту на ступеньку высотой 30 см в течение 3 мин) и вторая мощностью около 5,3 Вт/кг (30 подъемов в минуту в течение 3 мин на ту же ступеньку) — выполнялись последовательно без перерыва. По разнице частоты сердечных сокращений (ЧСС) после первой и второй нагрузок определяли величину Р'МС^о-

На основании полученных данных рассчитыва-

ли комплексные показатели функционального состояния организма. Коэффициент физиологической целесообразности (КФЦ) структурно-функциональных изменений сердца в процессе адаптации к физическим нагрузкам рассчитывали по формуле [2]:

КФЦ=

МПК HV '

где МПК= 1,7Х РШС170+1240 — максимальное потребление кислорода; НУ=1,1ХР^"С17о—24Х X 10'5Х (Р^УС17о)2—140 — объем сердца.

Индекс уровня физического развития (УФР) вычисляли по формуле [1]:

УФР- 700—ЗХ ЧСС—2,5Х АДСР—2,7Х возраст+0,28Х масса 350—2,6Х возраст+0,21 X рост

где АДср — среднее артериальное давление.

Другими расчетными показателями были силовой индекс (СИ) —отношение силы мышц наиболее сильной кисти к массе тела и отношение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) к должной жизненной емкости ,легких (ДЖЕЛ), вычислявшейся по общепринятой формуле:

ДЖЕЛ= (27,6—0,11X возраст) X рост.

Для сравнительной оценки функционального состояния организма студентов в динамике трудового семестра был применен метод кластерного анализа. Целью данного метода являлась классификация исследуемой выборки, т. е. разделение на группы с заранее определенной мерой различий между лицами, входящими в одну группу, и между самими группами. Такая классификация называется «политехнической» и требует использования

Таблица

Возраст, показатели физического развития и функционального состояния организма студентов (М±о)

Возраст, годы

Число обследованных Рост, см Масса тела, кг ЖЕЛ. л Сила правой кисти, кг PWC.70, Вт/кг ЧСС в минуту

Ад, мм рт. ст.

систолическое диастолическое

18—20 37 21—23 57 24—26 22

179,3±7,4 174,9±7,0 172,4±5,2

72,5±9,7 72,5±5,6 69,6±5,3

4.5±0,8 4.5±0,7 4.5±0,4

53,8±9,7 51,5±6,4 51,8±10,5

2,2±0.3 2,1 ±0,3 2,4±0,4

68,0±8,9 65,7±6,7 65.2±6,3

118,3±9,0 117,3±7,9 121,6±11,1

78,8±6,5 74,7±7,0 78,8±2,7

Таблица 2

Матрица разностей между совокупностями свойств сравниваемых кандидатов

Л'«

1 —0,920 4,044 11 — 1,564 4,421 21 —0,576 3,578 .31 1,389 1,942

2 0,792 2,351 12 —2,086 4,464 22 — 1,785 4,467 32 0,071 3,015

3 0,914 2,128 13 — 1,939 4,417 23 0,398 2,210 33 1,201 2,375

4 —0,417 3,190 14 0,119 3,109 24 —2,206 4,382 34 2,668 0,710

5 0,270 2,506 15 — 1,662 4,192 25 1,226 1,623 35 —3,367 5,980

6 0,904 2,445 16 —0,074 3,091 26 0,176 2,859 36 0,378 2,710

7 0,457 2,477 17 0,385 3,190 27 — 1,514 3,659 37 -0,515 3,570 2,723

8 —0,208 3,227 18 — 1,422 3,992 28 0,619 3,085 38 —0,225

9 — 1,776 4,219 19 0,637 2,023 29 — 1,209 3,776 39 1,135 2,007

10 —0,484 3,363 20 0,346 2,645 30 1,426 . 1,857 Н — 2,972

метода количественной оценки различий между сравниваемыми субъектами с учетом всех принимаемых во внимание признаков [5].

Подобный подход обусловлен тем, что анализ результатов исследования, проведенного нами ранее, не позволил выделить какой-нибудь один из учитываемых показателей, по исходному уровню которого можно было бы прогнозировать функциональное состояние организма студентов в период трудового семестра. Так, показатель физической работоспособности, имеющий самые сильные корреляционные связи с показателями уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, в процессе работы в студенческом отряде у 29,2 % обследованных снизился, у 54,1 % повысился, а у 16,6 % практически не изменился. При этом динамика данного показателя не зависела от исходного уровня. Очевидно, высокий УФР является необходимым условием благополучной адаптации к физическим нагрузкам, однако этого недостаточно для прогнозирования динамики функционального состояния организма.

Таким образом, для прогнозирования изменений функционального состояния организма в процессе адаптации к факторам окружающей среды необходимо использовать не один, хотя бы и очень важный, показатель, а некоторую совокупность свойств, которыми обладает данный

субъект. Причем в первую очередь должны учитываться показатели тех систем, которые отвечают за адаптацию к данному фактору.

Разность между совокупностями свойств двух субъектов определяли по формуле [4]:

' — т /V V \ 2

2 ( ) а]

/=| У а/

где п — число показателей, по которым субъект М лучше субъекта /V, с которым он сравнивается; т — число показателей, по которым субъект М хуже субъекта Л/; х¡, я,- — обозначение г-го и /-го свойства; а„ а( — коэффициенты весомости /-го и /-го свойств; а„ ст; — средние квадратиче-ские отклонения /-го и /-го свойств по всей исследуемой выборке, в которую входят М н N.

Приняты следующие обозначения: все кандидаты в члены студенческого отряда были обозначены цифрами, соответствующими их порядковым номерам; оценку каждого из них осуществляли по 5 параметрам, которые характеризовали: УФР —А; отношение ЖЕЛ/ДЖЕЛ — Б;

Таблица 3

Динамика показателей физического развития и функционального состояния организма студентов в период 3-го трудового семестра

(М±т)

Группа ! Группа II

Показатель подготовительный конец 2-й последняя подготовительный конец 2-й последняя

период недели неделя период недели неделя

ЧСС в минуту 64,1 ±7,0 63,6±3,1 69,4±7,9 65,7± 16,9 67,2±9,9 67,8±10,1

АД, мм рт. ст.:

систолическое 115,3±5,5 113,5±7,8 112,4±9,4 121,2±Ю,2 120,4±9,7 114,3±9,8

диастолическое 75,8±5,5 71,3±7,8 66,7± 11,5 77,2±6,8 71,4+6,5 70,2± 10,6

УФР 0,748±0,080 0,776±0,066 0,753±0,103 0,680±0,088 0,739±0,116 0,752±0,137

ЖЕЛ/ДЖЕЛ 1,016±0,111 1,016±0,172 0,997±0,138 1,000±0,159 0,958±0,157 1,010±С,123

СИ 76,9±9,3 66,8±13,2 67,8+9,0 67,5+6,2 55,5±6,9 64,3±7,9

РШС|70, Вт/кг 2,3±0,2 2,8±0,2 2,3±0,3 1,9±0,2 2,5±0,3 2,1 ±0,2

КФЦ 4,030±0,125 3,899±0,171 4,059±0,222 4,301 ±0,221 4,068±0,243 4,156±0,146

КФЦ — В; СИ —Г; Р\УС170 — Д. Коэффициент весомости а определяли с учетом степени важности /-го или /-го свойств в проводимом исследовании. За 1 была принята весомость наиболее важного свойства, а весомость остальных устанавливали экспертным методом сравнительно с ним. В нашем исследовании коэффициенты весомости выбранных параметров были следующими: аЛ — 0,4, об — 0,2, ав — 0,8, аг — 0,6, ад — 1. Эталонами, вокруг которых формировались кластеры, были гипотетические студенты: первый, названный лидером (Л), для которого условно было принято, что его уровни учитываемых признаков равны наибольшим величинам соответствующих параметров, полученных при обследовании всей выборки, и второй, все учитываемые показатели которого соответствовали существующим возрастным нормам (Н).

В табл. 2 приведена матрица результатов расчета разностей й при сравнении всех кандидатов сЛиН. Величина й является количествён-' ным показателем, не имеющим размерности и характеризующим обобщенный уровень функционирования организма при определенных уровнях функционирования различных его систем. Условием того, что уровень функционального состояния какого-либо кандидата (К) выше существующего нормативного уровня, являлось соотношение с?кн>0. Чтобы кто-нибудь из кандидатов попал в кластер с Л, необходимо было выполнение условия с?кл< т. е. разность, полученная

при сравнении данного кандидата с Л, должна была быть меньше '/г разности, полученной при сравнении Н с Л. Условием попадания какого-нибудь кандидата в один кластер с Н

являлось одно из соотношений если

¿нл> если с?кн<0.

Таким образом, кандидат К попадает в один кластер с Л, если по совокупности признаков он значительно превосходит существующий уровень возрастной нормы. Если превосходство не столь существенно или его совокупный уровень чуть ниже Н, то он попадает в один с ним кластер.

Так как ¿нл=2,972, то только 1 студент (№ 34) попал в кластер Л, поскольку его разность ¿34 при сравнении с лидером составляла 0,710 и была меньше '/г величины л, т. е. меньше 1,486. Из 20 студентов, имевших значение ^кн>0, у 19

оно было меньше 1,486 (^р) , поэтому они

вошли в кластер Н. Из 19 студентов, имевших значение ¿км<0, у 1 (№ 16) оно по модулю было меньше 0,1486 (0,05 ¿нл), и он также был включен в кластер Н, после чего общая численность кластера Н составила 20 человек.

Студенты, включенные в кластер Л (1 человек)

и Н (20 человек), были объединены в группу I, так как совокупные уровни функционального состояния их организма соответствовали существующему нормативному уровню или были выше. В связи с этим было сделано предположение, что в период работы в студенческом отряде у данной группы студентов процесс адаптации к физическим нагрузкам должен протекать благополучно.

Студенты, не вошедшие в кластер Л и Н (18 человек), имели совокупный уровень функционального состояния организма значительно ниже нормативного, поэтому они были объединены в группу II, и процесс адаптации к физическим нагрузкам у них предположительно должен был быть напряженнее, чем у студентов группы I.

В табл. 3 представлена динамика функционального состояния организма студентов двух групп в процессе работы в студенческом отряде.

Анализ полученных результатов показывает, что в подготовительном периоде средний уровень всех учитываемых параметров в группе I был достоверно выше, чем в группе II. К концу 2-й недели работы в строительном отряде эта разница практически нивелировалась, но к концу трудового семестра вновь возросла. Следовательно, для студентов группы II были характерны более резкие изменения уровня функционального состояния, чем для студентов группы I, что свидетельствует о большей цене адаптации для них, чем для студентов группы I. Необходимо отметить, что к концу работы в студенческом отряде уровень функционального состояния студентов группы II так и остался значительно ниже нормативного.

Таким образом, кластерный анализ позволяет проводить классификацию студентов с учетом нескольких признаков, характеризующих совокупный уровень функционирования организма и с достаточной долей вероятности прогнозировать функциональное состояние организма студентов в процессе адаптации к физическому труду.

Литература

1. Душанин С. А., Иващенко Л. Я., Пирогова Е. А. Тренировочные программы для здоровья.— Киев, 1985.

2. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине.— М., 1988.—С. 75—95.

3. Самоконтроль физического состояния в процессе занятий физическим воспитанием: Метод, рекомендации / Сост. Африканов Л. А., Африканова Л. П., Смирнов Л. Н.— Рязань, 1986.

4. Славин М. Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях.—М., 1989,—С. 102—112.

5. Bailey К. Ц Behav. Sci.— 1985,— Vol. 30, N 2,— P. 98—107.

Поступила 04.01.91

Summary. The use of the claster analysis for the students

detachments to form is recommended.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.