Научная статья на тему 'Прогнозирование денежных потоков на основе пропорциональных зависимостей и ритмичности платежей'

Прогнозирование денежных потоков на основе пропорциональных зависимостей и ритмичности платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЛАТЕЖИ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / FORECASTING / PAYMENTS / ACCOUNTING / CASH FLOW / THE FINANCIAL STATEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстых А.А., Толстых Е.С., Седлов И.В.

Статья посвящена механизму прогнозирования денежных потоков на основе пропорциональных зависимостей, проведен анализ, выделены основные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article focuses on the mechanism of forecasting cash flows on the basis of proportional relationships, the analysis highlighted the main problems.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование денежных потоков на основе пропорциональных зависимостей и ритмичности платежей»

им нравится, а затем, нередко со спорами и пререканиями, заставляют родителей платить. Благодаря исследованиям психоаналитиков стали прибегать к еще более яркой и привлекательной упаковке. При этом обнаружилось, что женщин сильнее всею гипнотизирует желтый и красный цвета, а мужчин — синий. Появилась упаковка, изображающая соблазнительные процессы приготовления пищи и как будто вызывающая желание совершить такие процессы. Рекламные работники додумались и до говорящей упаковки, начинающей тихую беседу о товаре, когда берешь его в руки.

Рассмотреть в рамках одной статьи весь комплекс влияния психоанализа на состояние мировой рекламы невозможно. Мы лишь представили некоторые примеры, которые позволяют утверждать, что это влияние огромно. Однако не стоит его переоценивать. Ведь помимо психоанализа есть и другие течения психологии — социобихевеоризм, гельштатпсихология, гуманистическая психология и др., вклад которых в современную рекламу не менее значителен.

Список литературы

1. Клевцова Н.А. Психология бизнеса и рекламы. - Воронеж, 2006. -145 с.

Толстых А.А., Толстых Е.С., Седлов И.В.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ НА ОСНОВЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ И РИТМИЧНОСТИ

ПЛАТЕЖЕЙ

Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный аграрный университет

Ключевые слова: прогнозирование, платежи, бухгалтерский учет, денежные потоки, бухгалтерская отчетность.

Аннотация: статья посвящена механизму прогнозирования денежных потоков на основе пропорциональных зависимостей, проведен анализ, выделены основные проблемы.

Keywords: forecasting, payments, accounting, cash flow, the financial statements.

Abstract: article focuses on the mechanism of forecasting cash flows on the basis of proportional relationships, the analysis highlighted the main problems.

Методика прогнозирования путем построения уравнения

авторегрессии является абсолютно формальной, с ее помощью выявляется трендовая составляющая в динамическом ряду, причем не обязательно имеющем отношение к денежным потокам.

На практике все гораздо сложнее, поскольку любое явление находится под влиянием множества факторов, которые не только не всегда поддаются включению в модель, но и тщательно не идентифицируются. Поэтому и в отношении прогнозирования денежных потоков также можно утверждать, что это довольно сложная и, в принципе, вряд ли формализуемая процедура. Неслучайно оценки денежных притоков и оттоков нередко осуществляются методом прямого счета, с помощью экспертных оценок, расчета предполагаемых поступлении и расходов, накопления необходимой статистики в отношении контрагентов и др. Тем не менее, в практике разработаны подходы к планированию денежных потоков, хотя и довольно формализованные, но все же позволяющие учесть некоторую специфику экономически обоснованных святей.

В данной статье мы рассмотрим один из весьма распространенных в финансовом планировании вариантов формального прогнозирования притоков денежных средств, основывающийся на взаимосвязи отдельных количественных характеристик деятельности фирмы, объясняемой синхронностью их изменения в силу специфики финансово коммерческою цикла.

Как уже отмечалось, одной из очевидных особенностей действующего хозяйствующего субъекта как системы является естественным образом согласованное взаимодействие его отдельных элементов. Поскольку многие стороны деятельности организации могут быть описаны с помощью количественных оценок, подобная согласованность распространяется и на эти оценки. Это означает, что многие показатели, даже не будучи связанными между собой формализованными алгоритмами, тем менее изменяются в динамике согласованно. Очевидно, что если некая система находится в состоянии равновесия, то отдельные ее элементы не могут действовать хаотично, по крайне мере вариабельность действий имеет определенные ограничения.

Вторая характеристика — инерционность — в приложении к деятельности компании также достаточно очевидна (именно эта особенность заложена в методике выявления тренда, основывающиеся на уравнениях регрессии). Смысл ее состоит в том, что в стабильно работающей компании с устоявшимися технологическими процессами; и коммерческими связями не может быть резких «всплесков» в отношении ключевых количественных характеристик. Так, если доля

себестоимости продукции в обшей выручке составила в отчетном периоде окало 70%, то, как правило, нет основания полагать, что в следующем периоде значение этого показателя существенно изменится.

Отмеченные достаточно очевидные заключения в отношении особенностей экономических индикаторов хозяйствующих субъектов послужили основой для разработки и широкого использования приема прогнозных расчетов, известного как метод прогнозирования на основе пропорциональных зависимостей показателей. Основу этого метода составляет тезис о том, что можно идентифицировать четкий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря этому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей, в том, что они «привязываются» к базовому показателю с целью простейших пропорциональных зависимостей. В основе базового показателя чаше всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной произведенной продукции. Обоснованность этого выбора достаточно легко объясняется с позиции логики и, кроме того, находит подтверждение при изучении динамики и взаимосвязей других показателей, описывающих отдельные стороны деятельности компании.

Последовательность процедур данного метода такова.

Идентифицируется базовый показатель 5 (например, выручка, от реализации).

Определяются производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес для финансового менеджера (в частности, к ним могут не носиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объективное представление об экономическом потенциале компании). Как правило, необходимость и целесообразность выделения того или иного производного показателя определяются его значимостью в отчетности.

Для каждого производного показателя Р устанавливается вид его зависимости от базового показателя Р = Д^). Чаше всего зависимость может устанавливаться одним из двух способов: (а) значение Р устанавливается в процентах к S (например на основе экспертных оценок); (б) путем изучения динамики данных выявляется простейшая регрессионная зависимость (линейная) Р от S. Выявление зависимостей в отдельных случаях может быть достаточно несложной процедурой, например, изменение дебиторской и кредиторской задолженностей чаше всего происходит спонтанно, т.е. с тем же темпом, что и изменение объема реализации. Для других показателей, например,

отдельных статей производственных затрат, выявление зависимостей может быть весьма трудоемкой процедурой. Отметим, что в состав производных показателей, значения которых необходимо спрогнозировать, могут входить и такие, которые не обязательно связаны формализованными зависимостями с базовым показателем, а определяются некоторыми другими условиями. Например, проценты за пользование банковскими ссудами зависят от объемов реализации лишь в той степени, в какой эти ссуды связаны с текущей деятельностью. Если банковский кредит был получен, например, в связи с капитальным строительством и проценты по нему определены договором, соответствующая статья (или часть статьи) определяется без применения какого-либо формализованного подхода.

При разработке прогнозной отчетности, прежде всего, составляется прогнозный вариант отчета о прибылях и убытках, поскольку в этом случае рассчитывается прибыль, являющаяся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса. При прогнозировании баланса рассчи1ывлют, прежде всего, ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью методов балансовой увязки показателей; а именно, чаще всего, выявляется потребность во внешних источниках финансирования.

Собственно позиционирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расистах варьируют темпами изменения базового показания и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор наилучшего из них и использование в дальнейшем в качестве ориентира делается уже с помощью неформализованных критериев.

Описанный метод основан на предположении, что (а) значения большинства статей баланса и отчета о прибылях и убытках изменяются прямо пропорционально объему реализации и (б) сложившиеся в компании уровни пропорционально меняющихся балансовых статей и (отношения между ними оптимальны (имеется ввиду, что, например, уровень производственных запасов на момент анализа и прогнозирования оптимален).

Уместно заметить, что метод прогнозирования на основе пропорциональных зависимостей являлся одним из примеров применения формализованных моделей в финансовом планировании. Он носит универсальный характер, и применим для прогнозирования любых ресурсных потоков, включая и потоки денежных средств. Уместно отметить, что в мировой учетно-аналитической практике

известны и другие методики прогнозирования на основе формальных моделей, а обшей их чертой является значительная условность получения результатов.

Ритмичность платежно-расчетной дисциплины зависит не только от выбора формы безналичных расчетов, являющихся основным способом оплаты поставляемой продукции, но и взаимной увязки денежных оттоков и притоков. Упрощенно эту увязку можно представлять как синхронное движение средств по счетам кредиторов и дебиторов — денежные средства, поступившие от дебиторов в погашение поставленной им продукции, с небольшим временным шагом используются для расчетов с кредиторами; превышение притоков денежных средств над их оттоками используется для наращивания экономического потенциала предприятия (приобретение основных средств и оборотных активов) и выплаты дивидендов собственникам.

Естественно, полной синхронизации денежных потоков добиться невозможно - именно поэтому предприятие вынуждено иметь страховой запас денежных средств (обычно в виде высоколиквидных ценных бумаг) либо периодически пользоваться краткосрочными кредитами, неся при этом определенные расходы. Для того чтобы сделать денежные потоки более прозрачными и предсказуемыми, на предприятии организуется более или менее формализованная система их прогнозирования.

Продажа продукции осуществляется в основном на условиях отсрочки платежа. В предыдущей главе упоминалось о том, что стандартным приемом расчета выручки и выведении финансового результата является метод начисления.

Это означает, что выручка за проданную продукцию показана в учете как доход, однако, собственно денежные средства придут к некоторым льготам. Кроме того, часть продукции может подаваться за наличный расчет. В том случае, если фирма работает в устоявшемся режиме, в ее платежно-расчетных взаимоотношениях с контрагентами складываются определенные закономерности, которые должны и могут быть принят во внимание при прогнозировании денежных потоков. Сказанное актуально, прежде всего, в контексте разработки текущих финансовых планов.

Рассматриваемый ниже подход к прогнозированию, рассматривается как «прямой счет», основывается на упомянутом в предыдущем разделе методе протезирования на основе пропорциональных зависимостей, логически объясняемой системой показателей доходов и расходов, накопленной статистике в отношении платежно-расчетной дисциплины. В техническом плане данный раздел

работы финансового менеджера сводится к исчислению возможных источников поступления и оттока денежных средств. Используется та же схема, что и в анализе движения денежных средств (см. форму № 4 «Отчет о движении денежных средств»), только для простоты некоторые показатели могут варьироваться.

Поскольку большинство показателей достаточно трудно спрогнозировать с большой точностью, нередко прогнозирование денежного потока сводят к построению бюджетов денежных средств в планируемом периоде, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, долю выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и др. Прогноз осуществляется на какой-то период в разрезе подпериодов: год в разрезе кварталов, год в разрезе месяцев, квартал в разрезе месяцев и т.п.

В любом случае процедуры методики прогнозирования выполняются в следующей последовательности:

1) прогнозирование денежных поступлений по подпериодам;

2) прогнозирование потока денежных средств по подпериодам.

3) расчет чистого денежного потока (излишек или недостаток по подпериодам).

4) определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании в разрезе подпериодов.

Смысл первого этапа состоит в том, чтобы рассчитать варианты возможных денежных поступлений. Определенная сложность в подобном расчете может возникнуть в том случае, если предприятие применяет методику определения выручки по отгрузке товаров. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров, которая подразделяется на продажу товаров за наличный расчет и в кредит. На практике большинство предприятий отслеживают средний период времени, который требуется покупателям для того, чтобы оплатить счета. Исходя из этого, можно рассчитать, какая часть выручки на реализованную продукцию поступит в этом же подпериоде, а какая в следующем. Далее с помощью балансового метода цепным способом рассчитываются денежные поступления и изменение дебиторской задолженности. Базовое балансовое уравнение имеет вид:

ДЗН + ВР = ДЗК +ДН

где ДЗН — дебиторская задолженность за товары и услуги на начало подпериода; ДЗК — дебиторская задолженность за товары и услуги на конец подпериода; ВР — выручка от реализации за подпериод; ДН — денежные поступления в данном подпериоде.

Более точный расчет предполагает классификация дебиторской

задолженности по срокам ее погашения. Такая классификация может быть выполнена путем накопления статистики и анализа фактических данных о погашении дебиторской задолженности за предыдущие периоды. Анализ рекомендуется делать в разрезе месяцев. Таким образом, можно установить усредненную долю дебиторской задолженности со сроком погашения соответственно до 30, 60, 90 дней и т.д. При наличии других существенных источников поступления денежных средств (прочая реализация, внереализационные операции) их прогнозная оценка выполняется методом прямого счета; полученная сумма добавляется к сумме денежных поступлений от реализации за данный подпериод.

На втором этапе рассчитывается отток денежных средств. Основным составным его элементом является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платеж. Процесс задержки платежа называют «растягиванием» кредиторской задолженности: отсроченная кредиторская задолженность в этом случае выступает в качестве дополнительного источника краткосрочного финансирования.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют различные системы оплаты товаров, в частности, размер оплаты дифференцируется в зависимости от периода, в течение которого сделан платеж. При использовании подобной системы креиторская задолженность становится довольно дорогостоящим источником финансирования, поскольку используется часть предоставляемой поставщиком скидки.

К другим направлениям использования денежных средств относятся заработная плата персонала, административные и другие постоянные и переменные расходы, а также капитальные вложения выплаты налогов, процентов, дивидендов.

Третий этап является логическим продолжением двух предыдущих — путем сопоставления протезируемых денежных поступлений и выплат рассчитывается чистый денежный поток как разница между притоками и оттоками денежных средств.

На четвертом этапе рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном финансировании. Смысл этапа заключается в определении размера краткосрочной банковской ссуды по каждому подпериоду, необходимой для обеспечения прогнозируемого денежного потока. При расчете рекомендуется принимать во внимание желаемый минимум денежных средств на расчетном счете, который целесообразно иметь в качестве страхового запаса, а также для

возможных непрогнозируемых заранее выгодных инвестиций.

Список литературы

1. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами. - М.: Омега-Л Эльга, 2011. - 768 с.

2. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М : Кнорус, 2009. - 432 с.

3. Кузнецова И.Д Управление денежными потоками предприятия учебное пособие. - Иваново, 2008. - 193 с.

4. Толстых А.А., Толстых Е.С. Информационные технологии принятия управленческих решений // Территория науки. 2012. № 1. С. 114-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.