2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. /[Текст] А.В. Аронов, В.А.Кашин - М.: Экономистъ, 2016. - 560 с.
3. Глухов В.В., Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. пос., /[Текст] В.В.Глухов - СПб., 2015. - 335 с.
4. Горский К.В. Налоговая реформа налоговой реформы//Финансы. /[Текст] К.В.Горский - 2015. - №2. - с.22-26.
5. Родионова В.М. Финансы: Учеб. пособие. /[Текст] В.М. Родионова - М.: Финансы и статистика, 2016.- 320 с.
6. Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. /[Текст] Н.А. Школяр М., 2015. - 256 с.
УДК 336.143
Шаптала А.Р. студент 2 курса факультет «Экономики и менеджмента» специальность «Финансы, денежное обращение и кредит» научный руководитель: Криулин В.А., к. э.н.
доцент, декан факультет «экономики и менеджмента» Курский государственный университет
Россия, г. Курск
ПРОГНОЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 2018-2020 ГГ.
Аннотация: в статье рассматриваются прогнозирование федерального бюджета России на 2018-2020 гг. Были детализированы доходы и расходы федерального бюджета по статьям. Проведено сопоставление прогнозов между собой. Проведен анализ дефицитности бюджета за этот период.
Ключевые слова: дефицит федерального бюджета, федеральный бюджет, доходы и расходы бюджета, инфляция, государственный долг.
Shaptala A.R. student
2 courses, Faculty of «Economics and Management» specialty «Finances, money circulation and credit»
Kursk State University Russia, Kursk Supervisor: Kriulin V.A. PhD in Economic Sciences, Associate Professor Dean of the Faculty of «Economics and Management»
Kursk State University Russia, Kursk
FORECAST OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2018-2020.
Annotation: In the article forecasting of the federal budget of Russia for
2018-2020 is considered. The revenues and expenditures of the federal budget were detailed by articles. The forecasts are compared with each other. The analysis of the budget deficit for this period was carried out.
Keywords: federal budget deficit, federal budget, budget revenues and expenditures, inflation, public debt.
5 декабря 2017 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен проект закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в котором определена структура доходов и расходов государства на три года вперед, так как Министерство финансов и правительство возвращаются к трехлетнему планированию. В новом бюджете учитываются новые реалии, а именно низкие нефтяные котировки, небольшие денежные резервы и «западные ограничения» экономического роста, поэтому новый бюджет считается адаптированным. Была изменена структура источников финансирования бюджетного дефицита, например, раньше средства Резервного фонда покрывали две третьих дефицита, а сейчас планируется использовать заемные средства, привлекаемые на внутреннем рынке.
Сумма доходов в 2018 году, исходя из таблицы 1, составила 13,44 триллионов рублей, что практически не отличается от прошлого показателя. Но, по словам экономистов, из-за инфляционных ожиданий данный показатель может еще уменьшиться. В 2020 году доходы по прогнозу составили 14,8 триллионов рублей, это номинальный исторический максимум для российской экономики. Данная ситуация складывается из-за ослабления позиции рубля, в бюджете 2020 года расчет исходил из 71,1 рубля за 1 американский доллар, а нефтяные котировки, заложенные в бюджет, использовались в размере 40 долларов за баррель.
Таблица 1
_Доходы федерального бюджета в 2018-2020 гг. (млрд. руб.)
Наименование 2018 2019 2020
Доходы всего 13 437 13 989 14 825
Нефтегазовые 5 029 5 133 5 370
Ненефтегазовые 8 408 8 856 9 455
НДС на товары 2 888 3 205 3 559
реализуемые на
территории РФ
НДС на товары ввозимые 2 001 2 119 22 65
на территорию РФ
Акцизы на товары 51 50 52
ввозимые на территорию РФ
При прогнозировании бюджета преследовалась основная цель -обеспечить доходы без дополнительного налогового реформирования и повышения возраста выхода на пенсию. Проблема госдолга обострилась на региональном уровне - за последние годы наблюдался неуправляемый
прирост объема государственного долга субъектов Федерации.
По данным таблицы 2 видно, что сумма расходов по прогнозу на 2018 год составит 16,181 триллионов рублей, в 2019 году произойдет уменьшение до 15,978 триллионов, а в 2020 - 15,964 триллиона рублей. Глава Минфина считает, что, только сократив расходную часть бюджета, можно достичь обеспечения бюджетной консолидации. На социальную политику планируется потратить 5,08 триллионов рублей в 2018 году, в 2019 - 4,962, в 2020 - 5,054, то есть в целях экономии денежных средств правительство сокращает расходы на социальные нужды. Ассигнования в национальную экономику будут в размере 2,292 триллиона рублей в 2018 году, в 2019 году на данную статью расходов будет выделено 2,246 триллионов рублей, а в 2020 году — 2,054 триллиона рублей, таким образом, с каждым годом на национальную экономику будет выделяться все меньше денежных средств.
Таблица 2
Расходы федерального бюджета по статьям функциональной _классификации на 2018-2020 гг. (млрд.руб.)_
Наименование 2018 2019 2020
Расходы всего 16 181 15 978 15 964
Национальная оборона 2 840 2 728 2 856
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 968 1 945 2 007
ЖКХ 60 30 27
Образование 568 589 586
Здравоохранение 377 394 360
Соц. политика 5 080 4 962 5 054
СМИ 74 68 67
Обслуживание госдолга 729 848 870
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность растут с 1,968 триллионов рублей в 2018 году до 1,945 в 2019 году и до 2,007 в 2020 году. Расходы на образование на фоне остальных расходов не значительны, в 2018 году они были в размере 568 млрд. руб., в 2019 году 589 млрд. руб. и 586 млрд. руб. в 2020 году. На здравоохранение планируются расходы в размере 377 млрд. руб., 394 млрд. руб. и 360 млрд. руб. в 2018 году, в 2019 году и в 2020 году соответственно.
Следует отметить, что прогнозный бюджет на данный промежуток времени дефицитный. В 2018 году дефицит составит 2,744 триллиона рублей, но эксперты утверждают, что эта сумма еще может увеличиться. Также стоит отметить основную, причину этого дефицита - западные санкции, но все же они оптимистично рассчитывают на увеличение
доходной части бюджета, которая поспособствует уменьшению размера дефицита.
Использованные источники:
1. Бегунова С.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное
2. Богославцева Л. В. Программно-целевое планирование расходов бюджета как инструмент устойчивого социально-экономичекого развития региона // Архивариус. - 2016. - №4(8). - с.40-43.
3. Ерженин Р. В. Предмет, объект и субъект оценки эффективности в государственном управлении // Финансы и кредит. - 2016. - № 12 - с. 10-23.
4. Корбкова О.В. Финансовый менеджмент: формирование и использование финансовых ресурсов: учебное пособие / О.В. Корбкова, А.В. Синельников, А.М. Рубанов, Г.М. Золотарева. - Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. -82 с.
5. Колупаев Р.В. Государственный бюджет как главный финансовый план государства / Р.В. Колупаев, Е.И. Сивакова // Достижения вузовской науки. -2014. - №2. - С. 263-266.