Научная статья на тему 'Прогностические способности и устойчивость жизненного мира студентов'

Прогностические способности и устойчивость жизненного мира студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
624
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МИРА / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / АНАЛИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / FULFILLMENT / SUSTAINABILITY / LIFE-WORLD / PREDICTIVE ABILITY / ANALYTIC THINKING / EVIDENCE-BASED THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Любовь Николаевна

В условиях глубоких трансформаций жизни современного общества, ускорения темпов его развития актуализируется проблема поиска новых, ранее не изученных детерминант осуществления жизненного пути человека. В связи с этим цель данной статьи заключается в эмпирическом изучении и представлении результатов исследования взаимосвязи прогностических способностей и устойчивости жизненного мира студентов как одного из важных параметров их жизненного самоосуществления. Подчеркивается необходимость целенаправленного развития прогностических способностей студентов в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Predictive Abilities and Sustainability of Students’ Life World

In the conditions of deep transformations of life of modern society, acceleration of rates of its development the problem of search of new, earlier not studied determinants of self-realization and self-realization of the person is actualized. In this regard, the purpose of this article is to empirically study and present the results of the study of the relationship of prognostic abilities and stability of the life world of students as one of the important parameters of their life self-realization. The necessity of purposeful development of prognostic abilities of students in the process of professional training is emphasized.

Текст научной работы на тему «Прогностические способности и устойчивость жизненного мира студентов»

Л. Н. Степанова

УДК 159.923

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МИРА СТУДЕНТОВ

В условиях глубоких трансформаций базовых структур современного общества, к числу которых мы относим цифровизацию процессов и явлений, «технологическую революцию», изменение способов взаимодействия между людьми, «экономику знаний», отчетливо обозначается необходимость изучения инновационного (преобразовательного) потенциала человека как по отношению к существующей действительности, так и самому себе. В связи с этим актуализируется потребность научного исследования детерминант, обеспечивающих эффективность реализации внутреннего ресурса и самоосуществление личности. Особую значимость данная проблема приобретает в контексте учета специфических особенностей представителей юношеского возраста, к числу которых мы считаем важным отнести наличие таких новообразований, как поиск собственной индивидуальности, определение жизненных и профессиональных целей, осознанное планирование жизненного пути.

Анализ категории «самоосуществление» в трудах зарубежных и отечественных психологов позволяет утверждать, что большинство авторов понимают его как процесс и результат перевода присущих человеку потребностей и возможностей в действительность, как обретение и переживание ценностно-смыслового содержания собственной жизни. Значимыми параметрами, описывающими стратегии самоосуществления личности в современном мире, выступают устойчивость жизненного мира человека и тип его

жизненного сценария. При этом устойчивость жизненного мира человека обеспечивает возможность сохранения равновесия структуры «человек-мир», свободу от жесткой зависимости от непрерывно меняющихся обстоятельств реальности. Устойчивость мира человека, как и феномен самоосуществления личности в целом, имеет сложную системную детерминацию, а прогностические способности личности могут рассматриваться в качестве значимых детерминант ее становления.

Анализ имеющихся публикаций показывает, что жизненное самоосуществление человека - это междисциплинарный и сложный феномен, активно разрабатывающийся в современной психологии. Обобщая данные, накопленные на предыдущих этапах развития науки, можно констатировать, что термин «самоосуществление» (self-fulfillment) не имеет четкой терминологической определенности и чаще всего трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, воплощение жизненного предназначения.

Впервые дефиниция «самоосуществление» была введена Куртом Гольдштейном в 1943 году; ученый писал: «организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможностной степени свои индивидуальные способности, свою «природу», в мире» [11, с. 194]. Ретроспективный анализ операционализации термина показывает, что первоначально проблема самоосуществления и самоактуализации личности разрабатывалась в трудах психологов-гуманистов А. Мас-лоу и К. Роджерса, различные аспекты самоосуществления личности рассматривались в родственных гуманистической психологии направлениях - экзистенциальной психологии Д. Бьюдженталя и Р. Мэя, социокультурном психоанализе К. Хорни и Э. Фромма, гештальт-терапии Ф. Перлза. В своих концепциях представленные авторы описывают очень схожие психологические образования: А. Маслоу - стремление человека стать тем, кем он может стать; К. Роджерс - стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способно-

20/у/.3 -

(Ш\

стей; К. Хорни - полную реализацию наших подлинных возможностей; Ф. Перлз - внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения. Ученые солидарны в идеи о том, что у каждого человека есть свое предназначение, реализация которого есть его осуществление.

В нашей стране изучением проблемы самоосуществления личности занимались такие ученые, как К. А. Абульханова-Слав-ская, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Э. В. Гала-жинский, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, Д. А. Леонтьев, И. О. Логинова и др.

К. А. Абульханова-Славская, описывая жизненную стратегию личности, определяет ее как «стратегию поиска, понимания, обоснования и творческой реализации человеком самого себя в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностными ценностями, активностью, способом самоутверждения» [1, с. 50].

Т. К. Казакова делает попытку уточнить понятие «самоосуществление», опираясь на его семантику и способ образования слова. Результаты, полученные автором, позволяют интерпретировать самоосуществление как «внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения, присущую каждому человеку и предполагающую наличие продуктивной активности, которая в процессе движения к сущности исходит от самого человека» [6, с. 86]. Подчеркнем, что в представленной трактовке осуществить себя может только сам человек.

И. О. Логинова проводит анализ жизненного самоосуществления в контексте системно-антропологического подхода, рассматривает его как «проявление самоорганизации психической системы человека», осуществление которого возможно через адаптацию, саморегуляцию и самодетерминацию личности. По мнению автора, характеристики, описывающие стратегии самоосуществления личности в современном мире, можно обнаружить через два основных показателя -устойчивость жизненного мира человека и тип его жизненного сценария. Устойчивость позволяет личности противостоять трудным

жизненным ситуациям, сохранять сопротивляемость и активность в ситуациях фрустрации [8].

Таким образом, анализ представленных данных позволяет нам констатировать, что на протяжении XX века происходит терминологическое оформление и становление понятия «жизненное самоосуществление» на категориальном уровне. С нашей точки зрения, сегодня данный термин служит для объединения и упорядочения всей «разноголосицы» проявления «само-»: «самоактуализация», «самореализация», «самоопределение», «само-трансценденция» и введения обобщенного представления о человеческом потенциале как формы перевода собственных возможностей и способностей в действительность, как наивысшем проявление миссии человека. Значимой, если не определяющей, характеристикой самоосуществления выступает устойчивость жизненного мира человека, изучение которой особенно актуально относительно юношеского возраста.

В рамках нашего исследования большое значение имеют положения системно-динамического подхода, а именно - позиция Ю. М. Резника, который рассматривает стратегии жизненного самоосуществления как «динамическую систему перспективного и долговременного ориентирования личности в будущей жизни с целью ее преобразования в социокультурной среде» [13, с. 115]. В представленной интерпретации мы отчетливо просматриваем взаимосвязь между самоосуществлением личности и уровнем развития ее прогностических способностей. Сходные идеи встречаем в работах С. Л. Рубинштейна, который рассматривает человека в качестве субъекта самоосуществления и подчеркивает «возможность человека определять свое будущее <...> детерминирует ход событий, ведущих к нему» [14, с. 143]. Следовательно, прогностический потенциал личности, подразумевающий комплексную систему сознательных и бессознательных психологических ресурсов, реализуемых в прогностической деятельности относительно будущих событий, вполне может рассматриваться в качест-

ве одного из предикторов выбора эффективных стратегий жизненного самоосуществления. Обозначенные идеи определили замысел нашего исследования, основная цель которого заключается в поиске взаимосвязи между показателями прогностических способностей студентов и устойчивостью их жизненного мира как важного параметра самоосуществления человека.

Эмпирическое исследование проводилось в феврале-марте 2019 года на базе Куйбышевского филиала ФГБОУ ВО «НГПУ», город Куйбышев. Респондентами выступили студенты 1 и 2 курсов, направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в возрасте от 18 до 22 лет, в количестве 64 человека.

Исследование прогностических способностей студентов проводилось с опорой на подход, предложенный Л. А. Регуш. Автор рассматривает прогнозирование как познавательную способность, включающую в себя «совокупность качеств познавательных процессов субъекта, определяющую успешность прогнозирования в любой деятельности, в том числе и в прогностической» [12, с. 17]. Описывая структуру прогностических способностей личности, Л. А. Регуш выделяет два уровня их развития: познавательный и личностный. Ядром познавательного уровня выступает речемыслительный компонент, представленный такими качествами мышления, как аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность и доказательность. Именно эти показатели мы замеряли у студентов при помощи теста «Способность к прогнозированию».

Устойчивость жизненного мира студентов замерялась с использованием методики «Изучение устойчивости жизненного мира человека», разработанной И. О. Логиновой. Детально описывая показатели и критерии оценки проявлений устойчивости жизненного мира человека, ученый выделяет следующие характеры ее проявления: конструктивный, неконструктивный, стагнационный.

В обобщенном виде диагностическая программа эмпирического исследования

представлена в таблице 1.

В качестве методов статистической обработки данных использовался метод коре-ляционного анализа (метода ранговой коре-ляции Спирмена).

Анализ первичных эмпирических данных позволяет констатировать следующие особенности развития прогностических способностей студентов (таблица 2).

Низкий уровень развития в группе имеют такие мыслительные операции, как аналитичность (48 %) и доказательность (46 %). Согласно полученным данным, мы можем утверждать, что опрошенные нами студенты испытывают сложности, связанные с осуществлением логического анализа и синтеза разнообразных данных (аналитичность). Доказательность мышления обеспечивает способность подбирать нужные факты, закономерности, аргументы, обеспечивающие обоснованность суждений и выводов. Следовательно, выявленные особенности развития речемыслительного уровня прогностических способностей студентов могут существенно затруднять процесс решения жизненных и профессиональных задач, а именно: выделение главного и второстепенного, поиск преимуществ и недостатков происходящего, получение обоснованных выводов, планирование свой деятельности, выделение этапов на пути к достижению цели. Полученные эмпирические факты указывают на необходимость целенаправленного развития вышеобозна-ченных характеристик мыслительных процессов студентов в процессе профессиональной подготовки.

Результаты диагностики особенностей устойчивости жизненного мира студентов наглядно представлены на рисунке 1.

Полученные данные позволили обнаружить, что преобладающими являются неконструктивный и стагнационный характер устойчивости жизненного мира студентов. 42 % опрошенных нами бакалавров характеризуются преобладанием низкой выраженностью устойчивости жизненного мира. Они ощущают недостаток собственного ресурса для самостоятельного преодоления расхож-

Таблица 1.

Показатели и инструменты диагностики прогностических способностей и устойчивости жизненного мира студентов

Параметры Диагностические методики Показатели

Прогностические способности студентов Тест «Способность к прогнозированию» (Л. А. Регуш) Аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность, общий уровень прогностичности.

тойчивость жизненного мира студентов Методика «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (И. О. Логинова) Конструктивный характер, проявления устойчивости, неконструктивный характер, проявления устойчивости, стагнационный характер проявления устойчивости

Таблица 2.

Результаты диагностики способностей к прогнозированию студентов в процентах

Показатель способностей к прогнозированию Аналитичность, показателя в группе в процентах Осознанность, показатель в группе в процентах Гибкость, показатель в группе в процентах Перспективность, показатель в группе в процентах Доказательность, показатель в группе в процентах Общий уровень прогностичности, показатель в группе в процентах

Уровень способностей к прогнозированию

Низкий 48 30 10 18 46 18

Средний 50 62 68 36 40 64

Высокий 2 8 22 46 14 18

дения между образом мира и собственным образом жизни, отсутствие равновесия между реальным и желаемым. Студенты переживают нарушение непрерывности своей личностной истории, жизнь воспринимается как «мозаика», происходит отождествление себя лишь с отдельными яркими событиями при отсутствии построения целостной транспек-тивы развития личности. Риски неконструктивного типа устойчивости жизни студентов связаны с нарушением их самотождественности, невозможностью обретения истинных целей и смысла жизни, как следствие, - снижение продуктивности жизнедеятельности.

Стагнационный характер устойчивости жизненного мира выявлен у 38 % респондентов, то есть эти студенты ориентированы на использование стереотипных, ранее сформированных стратегий взаимодействия с окружающей действительностью, зачастую нерелевантных условиям наличных жизненных обстоятельств. Обучающиеся не в состоянии обнаружить противоречие между образом мира и образом своей жизни, что приводит к потере «эффекта наращивания» новообразований психологической системы. Стагнационный характер устойчивости жизни сопровождается сниженными рефлексивными способ-

Рис. 1. Проявления типа характера устойчивости жизненного мира студентов

ностями, неспособностью к решению дивергентных задач, преобладанием стереотипного поведения, дефицитом ценностного отношения к жизни и перспектив дальнейшего развития.

И только у пятой части опрошенных (20 %), самоосуществление отличается устойчивостью жизненного мира, то есть готовностью к гибким изменением психологической системы под влиянием внешних и внутренних обстоятельств. Студенты этой группы воплощают дивергентную траекторию личностного развития, осознают собственные жизненные «дефициты», проявляют готовность к их компенсации путем целеполагания и рефлексии, стремятся к личностному росту и реализации потенциала во всех жизненно важных сферах.

Следующим этапом нашего исследования было использование метода корреляционного анализа с целью обнаружения статистически значимых взаимосвязей между показателями устойчивости жизненного мира и прогностическими способностями студентов (таблица 3).

Прямая взаимосвязь на уровне р<0,01 обнаружена между конструктивным характером устойчивости жизненного мира, перспективностью мышления и общей способностью к прогнозированию студентов. Следовательно, опережающие отражение реальности готовность к встречи с событиями будущего, упреждение их в поведении и планировании действий, способность к анализу и предска-

зыванию долгосрочных перспектив принятых решений усиливают устойчивость жизненного мира студентов, способствуют личностному росту и творчеству, повышают самотождественность и ценностное отношение к жизни.

Отрицательная взаимосвязь на уровне р<0,01 обнаружена между неконструктивным характером устойчивости жизненного мира студентов и общей способностью к прогнозированию. Данный эмпирический факт подтверждает вышеобозначенный вывод: снижение уровня развития способностей к прогнозированию студентов усиливает неконструктивный характер их самоосуществления.

Весьма любопытная статистически достоверная обратная взаимосвязь на уровне р<0,01 обнаружена между стагнационным характером устойчивости жизни студентов и доказательностью мышления. Получается, развитая способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, обосновывающих правильность своих суждений и выводов, снижает стагнационный характер жизненного мира студентов, стереотипность способа их жизнедеятельности.

Таким образом, полученные нами эмпирические данные позволяют утверждать, что преобладающим характером устойчивости жизненного мира студентов является неконструктивный и стагнационный, при этом устойчивость жизни опрошенных нами бакалавров определяется их способностью к прогнозированию будущего. Если человек отличается развитыми способностями к анализу, выделению и изучению существенных признаков, определению значимых взаимосвязей между событиями еще до момента их наступления, то его жизненный мир стремится к устойчивости и конструктивности.

Обобщая данные теоретического и эмпирического анализа, можно сделать вывод, что несмотря на всю разработанность проблемы самоосуществления в специальной литературе, на современном этапе развития психологии нет однозначных данных о факторах и условиях, обеспечивающих эффективность жизненного самоосуществления личности. Разные авторы приводят самые разные детерминанты этого процесса: интеллектуальные

20/y/;J -

ш

Таблица 3.

Корреляции показателей способности к прогнозированию и параметров устойчивости жизненного мира студентов

.а н CJ О Я .а н CJ О Я .а н CJ о Я в Ê CJ о Я Ê (J О « 1

Я H s « < Я « я M О CJ О 1 »О s U CD Я & С H « 3 X о 4 з В (О у о g - о а =

Конструктивный характер 0,137 0,124 -0,241 0,489** 0,170 0,447 **

устойчивости жизненного мира

Неконструктивный характер 0,261 0,022 -0,141 -0,001 -0,033 -0,489**

устойчивости жизненного мира

Стагнационный характер -0,272 -0,241 -0,272 -0,291 -0,445** -0,200

устойчивости жизненного мира

ГУкритическое 0,32 при р < 0,05*; 0,41 при р < 0,01**; 0,5 < 0,001*** при п=64

критическое 11 11 1

способности (С. А. Богомаз, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева), копинг-стратегии (А. И. Алонцева, И. С. Морозова), эмоционально-ценностная направленность, рефлексивные способности (Е. В. Четошникова), осмысленность жизни (Д. А. Леонтьев) и т. д.

Результаты, полученные нами в ходе исследования, дополняют представления о сути феномена жизненного самоосуществления личности и эмпирическим путем доказывают наличие взаимосвязи прогностических способностей и устойчивости жизненного мира студентов. Устойчивость психологической системы личности, ее способность противостоять трудностям, сохранять стабильность и сопротивляемость позволяют реализовывать свободу поведения, выбора и жизненного самоосуществления человека. В связи с этим логичным и обоснованным представляется целенаправленное развитие прогностических способностей студентов в процессе их профессиональной подготовки. Создавая условия для развития прогностического потенциала студентов можно обеспечить расширение вариативности способов их жизненного

самоосуществления в динамично изменяющемся мире.

АННОТАЦИЯ

В условиях глубоких трансформаций жизни современного общества, ускорения темпов его развития актуализируется проблема поиска новых, ранее не изученных детерминант осуществления жизненного пути человека. В связи с этим цель данной статьи заключается в эмпирическом изучении и представлении результатов исследования взаимосвязи прогностических способностей и устойчивости жизненного мира студентов как одного из важных параметров их жизненного самоосуществления. Подчеркивается необходимость целенаправленного развития прогностических способностей студентов в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: самоосуществление, устойчивость жизненного мира, прогностические способности, аналитичность мышления, доказательность мышления.

SUMMARY

In the conditions of deep transformations of life of modern society, accélération of rates of its

development the problem of search of new, earlier not studied determinants of self-realization and self-realization of the person is actualized. In this regard, the purpose of this article is to empirically study and present the results of the study of the relationship of prognostic abilities and stability of the life world of students as one of the important parameters of their life self-realization. The necessity of purposeful development of prognostic abilities of students in the process of professional training is emphasized.

Key words: fulfillment, sustainability, life-world, predictive ability, analytic thinking, evidence-based thinking.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 300 с.

2. Алонцева А. И., Морозова И. С. Самоосуществление личности студентов на этапе вхождения в вуз [Электронный ресурс] // Вестник КемГУ. - 2013. - № 3 (55). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoosuschestvl enie-lichnosti-studentov-na-etape-vhozhdeniya-v-vuz (дата обращения: 09.01.2019).

3. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

4. Богомаз С.А., Клочко В.Е., Красно-рядцева О.М. Стратегии самоосуществления у студенческой молодежи // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С. 49-58.

5. Братусь Б. С. Аномалии личности. -М.: Мысль, 1988. - 304 с.

6. Казакова Т. В. «Самоосуществление»: уточнение понятия [Электронный ресурс] // Известие РГПУ им. А. И. Герцина. - 2008. -№ 88. - С. 84-88. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/samoosuschestvlenie-utochnenie-ponyatiya (дата обращения: 18.01.2019).

7. Клочко В. Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: матер. регион. конф. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - С. 3-7.

8. Логинова И. О. Жизненное самоосуществление человека как проявление самоорганизации психологической системы [Элек-

тронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. -2010. - № 336. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zhiznennoe-samoosuschestvlenie-cheloveka-kak-proyavlenie-samoorganizatsii-psihologicheskoy-sistemy (дата обращения: 06.02.2019).

9. Логинова И. О. Исследование устойчивости жизненного мира человека: методика и психометрические характеристики // Психологическая наука и образование. -2012. - № 3. - С. 18-28.

10. Логинова И. О., Чупина В. Б., Стоянова Е. И. Исследование соотношения характера устойчивости жизненного мира студентов с типом жизненного сценария: на примере студентов малого города и мегаполиса [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. -2015. - № 2 (97). - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/issledovanie-sootnosheniya-haraktera-ustoychivosti-zhiznennogo-mira-studentov-s-tipom-zhiznennogo-stsenariya-na-primere-studentov (дата обращения: 08.04.2019).

11. Ниязбаева Н. Н. Возможности самоосуществления личности с позиции экзистенциальной психологии [Электронный ресурс] // Достояние нации. - 2005. - № 4. - С. 193196. - URL: http://hpsy.ru/public/x2281.htm (дата обращения: 03.02.2019).

12. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. -СПб.: Речь, 2003. - 352 с.

13. Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и конструирование // Социологические исследования. - 1996. -№ 6. - С. 113.

14. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. -М.: Наука, 1997. - 191 с.

15. Четошникова Е. В. Эмоционально-ценностные основания рефлексивной оценки жизненного самоосуществления: дисс. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2008. - 193 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.