Научная статья на тему 'ПРОГ-РОК: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ РЕЦ. НА КН.: САВИЦКАЯ Е.А. ПРОГРЕССИВ-РОК: ГЕРОИ И СУДЬБЫ. ЧАСТЬ 2: ОТ СОВЕТСКОГО АРТ-РОКА К РОССИЙСКОМУ ПРОГРЕССИВ-РОКУ (М.: ROCK-EXPRESS, ГИИ, 2021)'

ПРОГ-РОК: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ РЕЦ. НА КН.: САВИЦКАЯ Е.А. ПРОГРЕССИВ-РОК: ГЕРОИ И СУДЬБЫ. ЧАСТЬ 2: ОТ СОВЕТСКОГО АРТ-РОКА К РОССИЙСКОМУ ПРОГРЕССИВ-РОКУ (М.: ROCK-EXPRESS, ГИИ, 2021) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРЕССИВ-РОК / АРТ-РОК / Е.А. САВИЦКАЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Доманский Ю. В.

В рецензии рассматривается книга Е.А. Савицкой «Прогрессив-рок: герои и судьбы. Часть 2: От советского арт-рока к российскому прогрессив-року». Демонстрируется предельная важность и даже этапность данного труда для углубления понимания вынесенного в заглавие книги музыкального направления, как для истории отечественной музыки, так и для теории культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROG-ROCK. RUSSIAN VERSION BOOK REVIEW: SAVICKAYA, E.A. (2022), PROGRESSIVE ROCK: HEROES AND DESTINIES. PART 2: FROM SOVIET ART ROCK TO RUSSIAN PROGRESSIVE ROCK (ROCK-EXPRESS, GII, MOSCOW)

The review considers the book “Progressive Rock: Heroes and Destinies. Part 2: From Soviet Art Rock to Russian Progressive Rock” by E.A. Savitskaya. It is substantiated that the work may be called a milestone on the way of the deeper understanding of the musical genre featured in the title of the book and that the work is of the utmost importance for both the history of Russian music and the theory of culture.

Текст научной работы на тему «ПРОГ-РОК: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ РЕЦ. НА КН.: САВИЦКАЯ Е.А. ПРОГРЕССИВ-РОК: ГЕРОИ И СУДЬБЫ. ЧАСТЬ 2: ОТ СОВЕТСКОГО АРТ-РОКА К РОССИЙСКОМУ ПРОГРЕССИВ-РОКУ (М.: ROCK-EXPRESS, ГИИ, 2021)»

Рецензии и обзоры

УДК 785

DOI: 10.28995/2686-7249-2022-6-149-156

Прог-рок: отечественная версия

Рец. на кн. : Савицкая Е.А. Прогрессив-рок: герои и судьбы. Часть 2: От советского арт-рока к российскому прогрессив-року (М.: Rock-ExPress, ГИИ, 2021)

Юрий В. Доманский Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, domanskii@yandex.ru

Аннотация. В рецензии рассматривается книга Е.А. Савицкой «Про-грессив-рок: герои и судьбы. Часть 2: От советского арт-рока к российскому прогрессив-року». Демонстрируется предельная важность и даже этапность данного труда для углубления понимания вынесенного в заглавие книги музыкального направления, как для истории отечественной музыки, так и для теории культуры.

Ключевые слова: прогрессив-рок, арт-рок, Е.А. Савицкая

Для цитирования: Доманский Ю.В. Прог-рок: отечественная версия. Рец. на книгу: Савицкая Е.А. Прогрессив-рок: герои и судьбы. Часть 2: От советского арт-рока к российскому прогрессив-року (М.: Rock-ExPress, ГИИ, 2021) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 6. С. 149-156. DOI: 10.28995/2686-7249-2022-6149-156

© Доманский Ю.В., 2022

Prog-rock. Russian version Book Review: Savickaya, E.A. (2022), Progressive Rock: Heroes and Destinies. Part 2: From Soviet Art Rock to Russian Progressive Rock (Rock-ExPress, GII, Moscow)

Yurii V. Domanskii

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, domanskii@yandex.ru

Abstract. The review considers the book "Progressive Rock: Heroes and Destinies. Part 2: From Soviet Art Rock to Russian Progressive Rock" by E.A. Savitskaya. It is substantiated that the work may be called a milestone on the way of the deeper understanding of the musical genre featured in the title of the book and that the work is of the utmost importance for both the history of Russian music and the theory of culture.

Keywords: progressive rock, art rock, E.A. Savickaya

For citation: Domanskii, Yu.V. (2022), "Prog-rock. Russian version Book Review: Savickaya, E.A. (2022), Progressive Rock: Heroes and Destinies. Part 2: From Soviet Art Rock to Russian Progressive Rock, Rock-ExPress, GII, Moscow", RSUH/RGGU Bulletin. "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies"Series, no. 6, pp. 149-156, DOI: 10.28995/2686-7249-2022-6-149-156

В 2015 г. свет увидела книга Елены Савицкой «Прогрессив-рок: герои и судьбы» [Савицкая 2015], посвященная всестороннему изучению одного из ведущих направлений мировой музыки последних пятидесяти лет. Материалом той книги стали многочисленные зарубежные представители прогрессив-рока. И вот по прошествии шести лет вышло продолжение, радикальное отличие которого от книги-предшественника - объект исследования: теперь это советский и российский прог-рок [Савицкая 2021].

Сразу следует сказать, что данное направление отечественного рока со стороны гуманитарной науки долго оставалось без должного внимания, в отличие, скажем, от явления, которое принято называть русским роком1, - систематическое научное (в частности,

1 Е.А. Савицкая справедливо дифференцирует понятия «российский рок», «рок на русском языке» и «русский рок»; последний определяется следующим образом: «Русский рок - своеобразное явление, сложившееся на основе совмещения англо-американской ритм-н-блюзовой / бит-традиции и особенностей российской массовой и бардовской песни, фольклора;

филологическое) изучение оного в нашей стране насчитывает уже четверть века (см., например, [Русская рок-поэзия 1998-2021]). Причина того, что советский и российский прогрессив-рок не привлекал исследователей, верно подмечена уже в самом начале книги Савицкой:

Долгое время казалось, что у нас этого направления вовсе не существует или же оно представлено отдельными - пусть и выдающимися - группами. А о сколь-нибудь распространенном движении не может быть и речи [Савицкая 2015, с. 6].

Однако, разумеется, все не так плохо; просто большая часть представляющих это направление музыкантов и групп прошлого сейчас в массовом сознании позабыта, современники же, исполняющие музыку в названном ключе, отнюдь не собирают стадионы на своих выступлениях. То есть советский и российский прог-рок никак нельзя отнести к искусству, востребованному массами, к рок-мейнстриму. Скорее мы имеем дело с элитарной музыкальной культурой, музыкой не для всех. Но именно такая элитарность не только способствует исследовательскому обращению к прогрес-сив-року в его отечественной версии, но и настаивает на таком изучении. Потому все-таки удивительно, что до сих пор не было полноценного исследования этого явления. И тем более отрадно, что наконец-то оно состоялось - действительно, перед нами масштабное, глубокое, всестороннее исследование феномена, который давно такое исследование заслужил. Таким образом, лакуна заполнена, а нам остается искренне порадоваться этому и пользоваться в дальнейшем результатами обширных изысканий Елены Савицкой как в плане историческом, так и в аналитическом плане.

Весьма разветвленная структура книги позволяет обращаться к ней не только в ракурсе последовательного чтения от начала к финалу, но и использовать книгу как справочник, способствующий поискам сведений (непременно аналитических, а не только сугубо фактических) о том или ином музыканте или о той или иной группе, а еще - о локальных сценах, о стилевых течениях внутри отечественного прог-рока, о важнейших теоретических

в таком качестве понятие начало осмысливаться и употребляться только в 1980-е годы. При этом русский рок необязательно связан с претворением русского народного мелоса, хотя осознается как национальный феномен. В числе представителей - такие разные исполнители, как Александр Башлачёв, Янка Дягилева, группы КИНО, ЗООПАРК, АЛИСА, НОЛЬ, ЗВУКИ МУ, ТЕЛЕВИЗОР и другие» [Савицкая 2021, с. 8].

и исторических понятиях, соотносимых с рассматриваемым явлением. И все это на предельно обширном материале - по ходу книги привлекается огромное количество примеров; казалось бы, нет ни одной прог-группы СССР и России, которой автор книги не коснулась бы в процессе исследования. Да и слово «коснулась» тут не очень подходит, потому что каждый пример разбирается предельно детально, подробно. И проводимый в книге анализ можно смело назвать методологически интеграционным, междисциплинарным, поскольку в его процессе используются методы и музыковедения, и филологии, и истории, и культурологии, и социологии. А в результате получилось эталонное исследование; и эталонное не для какой-то одной отрасли, а для практически всех гуманитарных отраслей.

Отдельно позволим себе выделить исторический аспект - книга охватывает довольно большой временно отрезок: от 1960-х гг. до наших дней; «привлечено» множество групп (ряд из которых сейчас, к сожалению, забыты, как, кстати, и многие рок-оперы прошлого, к которым обращается автор, реанимируя их для настоящего и грядущего (см.: [Савицкая 2021, с. 275 и далее]), не единожды слово предоставляется самим музыкантам, представляющим выделенные автором книги три волны отечественного прогрессив-рока. Но важно, что все это становится основой для глубокой и разноплановой аналитики. И сама структура книги в этой связи продумана идеально: главы с первой по четвертую предлагают читателю подробнейшую картину истории развития рассматриваемого явления применительно к прошлому веку, историю и в общем, и в частном - в конкретных проявлениях в виде отдельных групп и личностей музыкантов; ситуация же века нынешнего отнесена аж в десятую главу; а главы с пятой по девятую обращены уже к смысловой проблематике прог-рока -к текстуальной образной специфике, к саундовым моделям, к стилевым особенностям (главным параметром стиля, по точному замечанию автора книги, оказывается именно саунд); к жанровым особенностям - к таким способам реализации музыки, как большие по времени композиции, концептуальные альбомы, рок-оперы, рок-симфонии и пр. При этом части «историческая» и «аналитическая» связаны между собой и содержательно, и тем, что «историческая» часть включает в себя большие сегменты анализа, а «аналитическая» во многом базируется на обилии представленных в ней исторических фактов.

Классификация отечественного прог-рока, положенная в основу структуры «исторических» частей книги, проводится и по локальным сценам (что, разумеется, более чем оправданно исто-

рически), и по основательной периодизации, и по стилевым особенностям - именно стилевое многообразие становится базой для дифференциации образцов советского и российского прогрессива. Такое сочетание пространственного, временного и стилевого позволяет воссоздать обширный и многоплановый портрет явления, чему во многом способствуют приводимые эксклюзивные сведения о тех или иных музыкантах, взятые зачастую из личных бесед и переписки с ними автора. А вместе с тем уже в начальных главах читатель обнаруживает множество моментов теоретического свойства. Действительно, крайне важными представляются именно такого рода аспекты проведенного Е.А. Савицкой исследования, аспекты, связанные с обобщающими характеристиками рассматриваемого явления, с определениями терминов, с теми или иными классификациями, с перечнями особенностей, характерных черт того или иного параметра прог-рока.

Так, в книге предлагается, например, перечисление основных принципов арт / прогрессив-рок саунда (объемность и уравновешенность звучания, политембровость состава, высокая исполнительская культура, полифоничность фактуры, своеобразное отношение к аудиопространству [Савицкая 2021, с. 194]), классификация саундовых моделей (модели симфо-артовая, камерный / акустический арт, фолк-артовая, «нововолново»-артовая, электронно-артовая, прогрессив-металическая [Савицкая 2021, с. 206]), классификация видов обработки заимствованного материала (аранжировка, адаптация, парафраз, аллюзии и реминисценции, стилизация, стилевое моделирование, глубинное влияние академической музыки [Савицкая 2021, с. 212-213]), классификация способов объединения материала в прогрессив-роке, на основе которой автором осуществляется анализ многочисленных концептуальных альбомов (альбомы сюитного типа, альбомы поэмного типа, микроциклы, альбомы, основанные на стилевом и жанровом единстве, альбомы с доминированием литературной концепции, альбомы, основанные на идейном единстве, альбомы, основанные на сюжетности [Савицкая 2021, с. 248]). Кстати, анализ концептуальных альбомов предваряется замечанием, которое в полной мере может быть применено ко всем материалу, который анализируется в книге:

Автор настоятельно рекомендует сочетать чтение аналитических текстов в книге с прослушиванием самих альбомов, так как даже подробные описания и нотные примеры не дадут полного представления о звучании, мелодическом и гармоническом богатстве, образно-смысловой насыщенности этих работ [Савицкая 2021, с. 248]

Перечень же из полусотни альбомов, которые стоит послушать прежде всего, помещен в одном из приложений (см.: [Савицкая 2021, с. 345]). Отдельно выделим и отмеченные автором в самом финале книги особенности развития отечественного прогрессив-рока: его стилистические особенности, в основе которых лежит музыкоцентричность; своеобразие звучания, связанное с недостаточным техническим оснащением (по крайней мере - в 1970-е - начале 1980-х гг.); особенное слушательское сообщество в нашем веке (см.: [Савицкая 2021, с. 333-334]).

Большая часть определений, что даются автором по ходу работы, могли бы в будущем стать основой для энциклопедии прог-рока и даже для энциклопедического словаря терминов рок-музыки вообще. Вот, например, какое глубокое и исчерпывающее определение автор книги дает прогрессив-року (сохраним авторский курсив):

...«стилевой конгломерат», «сумма» многочисленных стилевых разновидностей, общей характеристикой которых является направленность на стилевой синтез (в том числе диалог с академической традицией), усложнение выразительных средств и музыкальной формы, интеллектуализированность содержания, нередко - использование новаторских технологий [Савицкая 2021, с. 15-16].

Или то особое понимание стиля, которое предлагается автором применительно к объекту исследования:

Стиль в рок-музыке можно рассматривать как многоуровневое явление, включающее такие «слои», как содержание (образная сфера), звучание (саунд), музыкальная лексика и формообразование, а также «внешний» уровень (имидж, коммуникация с аудиторией, репрезентация в общественной жизни и т. д.) [Савицкая 2021, с. 16].

Или определение рок-оперы (вновь сохраним курсив автора):

...синтетический музыкально-сценический жанр, сочетающий структурные принципы традиционной оперы и мюзикла со стилистикой рок-музыки [Савицкая 2021, с. 272].

На основе книги Савицкой можно создать не только словарь терминов и понятий рок-музыки, но и энциклопедию персоналий (не только личностей, но и групп) отечественного прогрессив-рока. И энциклопедия эта (если, конечно, она состоится, чего бы очень хотелось) безусловно будет носить характер не только справочный,

но и аналитический, ведь то, что написано в книге о конкретных группах и альбомах, является не просто упорядоченным, систематизированным изложением фактов (коих в книге огромное количество), а содержит в себе этих фактов исследовательское осмысление - анализ и интерпретацию.

В книге, помимо вещей сугубо концептуальных, множество частных моментов, достойных внимания не только в плане проекции на общую суть книги, но и в качестве самостоятельных сегментов. Назовем, например, подробное изложение специфики такого крайне неоднозначного явления советской музыкальной действительности, как ВИА (вокально-инструментальный ансамбль); или обращение к истории звукозаписи советского времени - к профессиональному винилу и любительскому магнитиздату, к музыкальным инструментам - прежде всего к гитарам и синтезаторам. Такого рода подключения фактической стороны делают картину рассматриваемого явления более объемной, более живой. И в этой связи следует сказать об особой роли постраничных примечаний в книге - примечаний, удобных для восприятия и дельных по сути; это гипертекстовые ссылки, содержащие краткие справки о тех или иных персонажах, появляющихся в книге, или же важные замечания, претендующие порою на то, чтобы стать отдельными перспективными темами в грядущем.

Добавим ко всему сказанному, что книга идеально издана: текст на странице удобно расположен в два столбца, по ходу текста и на специальной многостраничной вклейке разместились в изобилии цветные и черно-белые фотографии - и самих музыкантов, и обложек альбомов. А в одном из приложений размещены расшифрованные самим автором нотные партитуры некоторых композиций классиков отечественного прог-рока - «Автографа», «Арсенала», «Диалога», «Песняров», Эдуарда Артемьева, Иманта Калныньша (см.: [Савицкая 2021, с. 346-351]).

В завершение скажем, что Е.А. Савицкая изрядно поскромничала, когда сформулировала цель своей книги следующим образом: «...познакомить широкую читательскую аудиторию с развитием советского и российского прогрессив-рока, закрыть некоторые "белые пятна" в истории отечественной рок-музыки в целом» [Савицкая 2021, с. 9]. По прочтении исследования становится ясно, что сделано автором в разы больше заявленного, а именно - аналитически осмыслено и тотально проинтерпретировано гигантское явление, оказавшееся по ряду причин на периферии исследовательского внимания, но заслуживающего, а теперь и заслужившего это внимание в полной мере.

Литература

Русская рок-поэзия 1998-2021 - Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч.

тр. Екатеринбург; Тверь, 1998-2021. Вып. 1-21. Савицкая 2015 - Савицкая Е.А. Прогрессив-рок: герои и судьбы. М.: ИП Галин А.В., 2015. 304 с.

Савицкая 2021 - Савицкая Е.А. Прогрессив-рок: герои и судьбы. Ч. 2: От советского арт-рока к российскому прогрессив-року. М.: Rock-ExPress, ГИИ, 2021. 352 с.

References

Russian rock poetry, (1998-2021), Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst [Russian rock

poetry. Text and context], Ekaterinburg; Tver, Russia. Savickaya, E.A. (2015), Progressiv-rok: geroi i sud'by [Progressive Rock. Heroes and

Destinies], Moscow, Russia. Savickaya, E.A. (2021), Progressiv-rok: geroi i sud'by. Chast' 2: Ot sovetskogo art-roka k rossijskomuprogressiv-roku [Progressive Rock. Heroes and Destinies. Part 2: From Soviet Art Rock to Russian Progressive Rock], Moscow, Russia.

Информация об авторе

Юрий В. Доманский, доктор филологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; domanskii@yandex.ru

Information about the author

Yurii V. Domanskii, Dr. of Sci. (Philology), professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; domanskii@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.