ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ THE LAW ENFORCEMENT IN PRIVATE LAW
УДК 349.2
DOI 10.52468/2542-1514.2023.7(3).135-144
ПРОФСОЮЗЫ РОССИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Г.Н. Обухова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления -
30 января 2023 г.
Дата принятия в печать -
20 июня 2023 г.
Дата онлайн-размещения -
20 сентября 2023 г.
Ключевые слова
Профессиональный союз, работник, работодатель, рынок труда, трансформация, цифровизация
Социально-трудовые отношения невозможно представить без развитого социального партнерства. В связи с этим должен подниматься вопрос о новом статусе профессиональных союзов в России. Обосновывается данный вывод тем, что свободные и независимые профсоюзы являются гарантами социальной справедливости и безопасности. Следовательно, использование рыночного механизма населением зависит от того, удается ли регулировать рынок труда в рамках закона и политики. Более того, рынок труда заметно улучшает статус наемных работников по отношению к работодателям только при сильных профсоюзах. Процесс радикальной переориентации общественной жизни в стране затронул практически все сферы экономики. Научно-технический прогресс требует от работодателей нововведений в средствах производства, технологиях, организации труда. В этой связи государство должно способствовать дальнейшей гармонизации социально-трудовых отношений путем эффективной защиты трудовых прав работников.
TRADE UNIONS OF RUSSIA IN THE SYSTEM OF SOCIAL PARTNERSHIP: LEGAL REGULATION, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Galina N. Obukhova
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Article info
Received -2023 January 30 Accepted -2023 June 20 Available online -2023 September 20
Keywords
Trade union, employee, employer, labor market, transformation, digitalization
The subject. Proclaiming the ideas of partnership and solidarity, the state designates a completely new development focused on socio-economic relations in Russia, involving new principles of interaction between society, business and the state.
The revision of the status of subjects of social partnership will be aimed at further development of the system of guarantees of human and civil rights and freedoms. Purpose of the study. The purpose of this work is a comprehensive analysis of the trade union as a subject of social partnership based on the study, analysis and generalization of the scientific base, current legislation and practice of its application. Effective protection of the rights and legitimate interests of employees is possible only if there is an effective mechanism of implementation of trade union control over their compliance. Therefore, it seems that in the near future the share of public control over compliance with labor legislation and labor protection should increase.
Methodology. In the process of achieving the goal and solving the tasks set, the general scientific dialectical methods of cognition, as well as logical, historical, comparative legal and formal legal methods were used. Structural and systemic methods are also the basis of the study. The conclusions of the work are based on dialectical unity and the struggle of opposites.
The main results. In the process of scientific research, it can be concluded that a society should be able to exercise public control over the observance of human rights in this society. During the reforms, trade unions lost the right to legislative initiative at the federal level, the rights to state supervision of compliance with labor legislation and the state of labor protection, and consideration of individual labor disputes. At the same time, trade unions have received a number of new rights, for example, to participate in the resolution of collective labor disputes, in collective bargaining, to conclude social partnership agreements, etc.
Despite the declared principle of independence of trade unions from the state, as a result, it is impossible to create and legalize the legal status of the trade union movement without a state regulator. Therefore, the independence of any legal entity is, in principle, relative. Nevertheless, associations of employees are provided with a sufficient amount of corporate independence, which actually ensures their national and individual characteristics. Conclusions. Trade unions are an important element of civil society. Without increasing their role, it is impossible to achieve harmony in social and labor relations. In this regard, the question of the new status of trade unions in Russia should be raised. This conclusion is justified by the fact that free and independent trade unions are the guarantors of social justice and security. Consequently, the use of the market mechanism by the population depends on whether it is possible to regulate the labor market within the framework of law and policy. Moreover, the labor market improves the status of employees in relation to employers only with strong trade unions.
1.Введение
Последние десятилетия профессиональные союзы России находятся в процессе поиска новых подходов к содержанию и формам своей деятельности. Этот процесс сопровождается переоценкой прежних ценностей, а также формированием новых позиций по самым различным вопросам, с которыми приходится сталкиваться в процессе труда.
Анализ обстановки, в которой работают российские профсоюзы, позволяет теоретически осмыслить и обосновать их роль и место в нашей стране. Этот анализ одновременно позволяет ответить на некоторые конкретные вопросы их дальнейшего существования и правового регулирования.
Вопросам развития профсоюзного движения и их роли в построении нового общества уделяли большое внимание и в дореволюционной России, и советские ученые (об этом см.: [1-5]).
Первые научные работы о правовом регулировании деятельности советских профсоюзов появились только к середине 1920-х гг. Такие ученые, как Я.А. Канторович [6], А.М. Килинский [7], подготовили первые комментарии советского законодательства о профсоюзах.
В последующем проблемам, предпосылкам и истории становления системы социального партнерства в мире, в том числе и субъектам социального партнерства, уделяли внимание в своих работах И.Я. Киселев [8], М.В. Лушникова [9], Л.М. Михайлова [10], А.Ф. Нуртдинова [11], И.О. Снигирева [12], С.Ю. Чуча [13, с. 60-62] и др. Указанные работы чрезвычайно полезны с точки зрения выявления причин и общих закономерностей возникновения профсо-
юзного движения и построения системы социального партнерства в целом.
Конституция РФ1 в ст. 30 закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профсоюзы. Анализ данной конституционной нормы позволяет сделать вывод о том, что законодатель среди всех видов общественных объединений особо выделяет именно профессиональные союзы.
Это связано с тем, что государство ставит перед собой цель постепенного преодоления социального неравенства, продвижения общества к социальной однородности. А нормативное закрепление возможности работников на объединение в специальной юридической форме активно содействует достижению этой цели, поскольку профессиональные союзы в системе социального партнерства выравнивают правовое положение и условия труда различных категорий работников. Для того чтобы уяснить роль и ценность профсоюзов в системе социального партнерства и в развитии государства в целом, необходимо хотя бы в общих чертах проследить историю становления и формирования профсоюзного движения в России.
2. Исторический обзор становления профсоюзного движения в России
Первые профсоюзы появились более 200 лет назад. Многие юристы справедливо отмечают, что профессиональные союзы возникли вопреки закону [14, с. 194].
Профессиональные союзы в России как массовое общественное движение возникли в период революционных событий 1905-1906 гг. Первая Всероссийская конференция профсоюзов состоялась в
1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
Москве в октябре 1905 г., вторая - в Санкт-Петербурге в феврале 1906 г. Но уже третьего марта 1906 г. арское правительство издало Временные правила о профессиональных обществах2. Этот документ содержал жесткие условия регламентации деятельности профсоюзов. На их основании было закрыто свыше 600 профсоюзных организаций и отказано в регистрации еще более чем 700, а численность их членов упала с 245,3 тыс. чел. в начале 1907 г. до 13 тыс. в конце 1909 г. [15, с. 183].
С первых лет советской власти профсоюзам стали передаваться некоторые функции, которые во многих странах исполнялись государственными, муниципальными и другими органами. Такая линия работы последовательно проводилась в последующие годы, вплоть до перестройки конца 1980-х гг.
В 1933 г. профсоюзам передали функции государственных трудовых инспекций, таким образом, они получили право в лице своих представителей проводить обследование любого предприятия, издавать предписания об устранении отмеченных при этом нарушений установленных нормативов в области охраны труда и техники безопасности.
Период с 1950 по 1970 г. стал самым плодотворным как для страны, так и для профсоюзов. Именно к рассматриваемому периоду относится появление в мире целого ряда правовых актов, развивавших и усиливавших права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике, что повышало роль коллективных договоров системе капиталистического правового регулирования труда [16, с. 244].
Таким образом, к середине 1980-х гг. профсоюзы СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, органично встроенную в политическую систему общества. К этому моменту российские профсоюзы не имели своих руководящих органов и развивались в рамках общесоюзной структуры профсоюзов СССР, руководствуясь в своей деятельности единым Уставом профессиональных союзов СССР, принятым в 1963 г.3 Новый Устав, принятый в 1987 г.4, стал основой для их функционирования вплоть до марта
2 URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/ 5205/ (дата обращения: 25.01.2023).
3 Устав профессиональных союзов СССР, Утвержден XIII съездом профсоюзов СССР 1 ноября 1963 года. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6015.htm (дата обращения: 26.01.2023).
4 Постановление XVIII съезда профсоюзов СССР от 1 января
1987 года «Об изменениях в Уставе профессиональных
союзов СССР». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_
13722.htm (дата обращения: 26.01.2023).
1990 г., когда стали создаваться самостоятельные республиканские профсоюзные центры. В этот переломный период возрождалось не только российское профсоюзное движение, но и навыки деятельности профорганизаций по защите интересов работников в условиях политических и экономических реформ.
В первой половине 1990-х гг. начала создаваться правовая основа социального партнерства в России, были приняты такие нормативно-правовые акты, как указы Президента РФ «Об обеспечении прав профессиональных союзов в переходный период к рыночной экономике», «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях». Тогда же был принят Закон СССР «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (1990 г.) - первый в истории страны государственный закон о профсоюзах, оказавший им серьезную правовую поддержку в защите прав трудящихся5.
Действующее законодательство о профсоюзах представлено прежде всего в виде Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон о профсоюзах)6, а также Трудового кодекса РФ7.
Многими исследователями подчеркивается тот факт, что, в отличие от стран Запада, где социальное партнерство возникло в результате длительной и упорной борьбы за свои права трудящихся и их профсоюзов, в России социальное партнерство насаждалось органами государственной власти как один из механизмов регулирования рынка труда (об этом см.: [17]).
Учитывая исторический опыт России, можно сделать вывод, что обоснованное государственное вмешательство в социально-экономические процессы имеет свои пределы, выход за которые дает обратный эффект.
5 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 17. Ст. 890.
6 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 3 июля 2016 г.) // Российская газета. 1996. № 12.
7 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 19 декабря 2022 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11 января 2023 г.) // Российская газета. 1996. № 12.
3. Эволюция профсоюзного движения в России
Современные профсоюзы в России связаны с провозглашением и законодательным закреплением права человека свободно распоряжаться собой, в том числе своей способностью к труду, с формированием рынка труда. Вместе с тем реальное возникновение и тем более легализация деятельности рабочего класса приходится на гораздо более позднее время - на последнюю треть позапрошлого века. Это обстоятельство в значительной мере было связано с существовавшей в первые десятилетия XIX в. идеей, согласно которой любая ассоциация, образуемая по признаку общности профессии, ведет к ограничению личной свободы индивида и возрождению сословно-корпоративного строя феодального общества. Однако в конце XIX и начале XX в. деятельность профессиональных союзов была признана обществом и легализована государством, и с этого момента профсоюзы начинают играть активную и совершенно незаменимую роль в регулировании отношений несамостоятельного труда во всех индустриально развитых странах (об этом см.: [18]).
Заменив в определенных областях общественной жизни государство, профсоюзы сами стали частью государственного аппарата. И.О. Снигирева писала: «Правовое положение профсоюзов в сфере производства и труда зависит от их места политической системе советского общества, роли в строительстве коммунизма... Юридические нормы закрепляют в правовой форме возможности профсоюзов по участию в строительстве коммунизма, привлечении трудящихся к управлению производством и всеми делами общества» [19, с. 39]. Основываясь на приведенном выше мнении, можно отметить, что основной задачей советских профессиональных союзов была отнюдь не защита прав и законных интересов рабочих и служащих, а осуществление публичных и политических функций [20, с. 20].
Действующее законодательство признаёт профсоюзный плюрализм. Все профсоюзы пользуются равными правами и гарантиями. На федеральном уровне законодательно закреплены виды профсоюзных организаций, определяются критерии каждого, такие как первичные профсоюзные организации, общероссийские, межрегиональные, территориальные организации профсоюзов и их объединения.
На сегодняшний день Федерация независимых профсоюзов России является самой крупной общественной структурой России, в которую входят 120 членских организаций (80 территориальных про-
фобъединений и 40 отраслевых профсоюзов), объединяющих в своих рядах около 20 млн чел.
Статус профсоюзов в сфере труда определяется международно-правовыми нормами, Законом о профсоюзах, Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, соглашениями и коллективными договорами. В ходе реформ профсоюзы лишились права законодательной инициативы на федеральном уровне, прав по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде и состоянием охраны труда, рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В то же время профсоюзы получили ряд новых прав, например на участие в разрешении коллективных трудовых споров, в коллективных переговорах, на заключение социально-партнерских соглашений и др.
Права профсоюзов в сфере труда представляют особую юридическую категорию - права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывном единстве. Обязанности, которые они несут перед своими членами, имеют общественный характер и закрепляются в их уставах и положениях. Обязанности профсоюзов вступить в коллективные переговоры (ст. 36 Трудового кодекса РФ), участвовать в примирительных процедурах при разрешении коллективного трудового спора (ст. 401 Трудового кодекса РФ) по существу являются обязанностями перед работниками. К тому же инициаторами проведения переговоров примирительных процедур являются, как правило, профсоюзы или сами работники как наиболее заинтересованная в их проведении сторона [19, с. 39].
Профессиональный союз - это форма некоммерческих организаций, основанная на членстве. Членство предполагает наличие продолжительной и организационно определенной связи. У членов профсоюзов существуют свои собственные статутные права, обязанности и ответственность. Несмотря на продекларированный принцип независимости профсоюзов от государства, в итоге без государственного регулятора создать и легализовать юридический статус профсоюзного движения невозможно. Поэтому независимость любого субъекта права в принципе является относительной. Тем не менее объединениям работников предоставлен достаточный объем корпоративной самостоятельности, что фактически и обеспечивает их национальные и индивидуальные особенности (об этом см.: [21]). В отношении корпоративной самостоятельности достаточно интересен опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, в законодатель-
стве которой детально регулируются вопросы, касающиеся взаимоотношений профсоюзов со своими членами. В соответствии с уставом профсоюзов с каждым членом профсоюза заключается профсоюзный договор. Профсоюзы имеют право устанавливать в своих уставах дисциплинарные взыскания в отношении членов, такие как штрафы и исключение из профсоюза. В современной литературе обосновывается предложение о возможной рецепции российским законодательством данного опыта нормативно-правового регулирования внутрипрофсоюзных отношений (об этом см.: [22; 23]). Однако стоит заметить, что любое заимствование должно происходить с учетом специфики национального законодательства. В связи с этим предлагается установить указанные выше изменения на уровне рамочных норм, которые обеспечат определенный уровень прозрачности профсоюзов в отношении своих членов и внутрипрофсоюзной демократии.
Между работодателями и профсоюзными организациями продолжаются споры по поводу наименования последних. До сих пор остается актуальной позиция работодателей о необходимости полного соответствия наименования профсоюзной организации наименованию работодателя. Такая позиция совершенно противоречит провозглашенному принципу независимости профсоюзов. Следовательно, соответствующие изменения должны быть внесены в действующее законодательство (Гражданский и Трудовой кодексы РФ и Закон о профсоюзах). Эти изменения должны подчеркнуть право профсоюзных организаций выбирать свое наименование без привязки к наименованию работодателя.
В качестве определенного вывода стоит отметить, что осуществление профессиональными союзами контрольных полномочий это и есть реализация защитной функции. Эффективная защита прав и законных интересов работников возможна лишь при условии существования действенного механизма осуществления профсоюзного контроля за их соблюдением. Поэтому представляется, что в ближайшем будущем должна увеличиться доля общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Общество, которое претендует на высший уровень самоорганизации, на то, чтобы именоваться гражданским обществом, должно иметь возможность осуществлять общественный контроль за соблюдением прав человека в этом обществе [24, с. 450].
Профсоюзы являются важным элементом гражданского общества. Без повышения их роли не-
возможно достичь гармонии в социально-трудовых отношениях.
4. Перспективы развития профсоюзного движения в свете развития информационного общества
В нынешний период повсеместной цифровиза-ции началось развитие двух противоположных видов занятости. С одной стороны, ощущается повышенный спрос на высококвалифицированных офисных работников, прежде всего в финансовой и юридической сферах. В то же время в сфере услуг возникает много рабочих мест, не требующих особой квалификации. Работодатели неохотно нанимают работников на условиях трудового договора, особенно в период очередного экономического кризиса, осложненного пандемией Со^Ш-19 [25, с. 133].
Защита трудовых прав работников в период частого использования удаленной (дистанционной) работы также остается достаточно актуальным вопросом (об этом см.: [26]).
Несмотря на то, что государством постепенно принимаются новые меры поддержки для работников и работодателей, принимаются новые нормативно-правовые акты, систематизирующие правовые проблемы в трудовых отношениях, со стороны работодателей всё равно имеют место значительные нарушения трудовых прав работников.
Профсоюзы являются базовым социальным институтом общества, а по содержанию основных своих функций выступают в качестве регулятивного института, включенного в систему социально-трудовых отношений. Профсоюзы становятся необходимым институтом демократического общества с рыночной экономикой - как гарант производственной демократии и как центр силы, представляющий интересы наемных работников на рынке труда.
Новая ст. 75.1 Конституции РФ предусматривает, что «в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность».
Провозглашая идеи партнерства и солидарности, государством обозначается совершенно новое развитие, ориентированное на социально-экономические отношения в России, предполагающие новые
принципы взаимодействия общества, бизнеса и государства.
Появление в Конституции РФ достаточно новых понятий, таких как «солидарность» и «справедливость», дает основание предположить о зарождении новой модели социального партнерства в сфере труда. Под солидарностью понимается сотрудничество во имя достижения общих целей, баланс интересов, взаимная поддержка и уважение.
Более того, в понятии «социальная солидарность» прослеживаются отдельные идеи О. Конта, который говорил, что общество выше всех своих составных частей. Каждый элемент социальной системы должен рассматриваться в свете целого. В этом он видел основу и необходимость солидарности. Конт называл идеальное общество социокра-тией, что интерпретируется как власть всего общества или, скорее, в интересах всего общества. В работах О. Конта социократия противопоставляется консервативной аристократии и даже демократии [27, с. 34].
Повышение уровня благосостояния граждан находится в тесной связи с социальной солидарностью. Она предполагает доступность и равенство исходных начал действия экономических инструментов в отношении всех граждан Российской Федерации. Всё это можно трактовать как доминирование общественного интереса над личной заинтересованностью, поскольку только через объединение сил достаточно сильных и независимых субъектов можно достичь значимых для общества и государства результатов [28, с. 169].
Социальное партнерство должно ориентироваться на построение взаимоотношений между работодателями, государством и профессиональными союзами, основываясь на равноправном сотрудничество, взаимных уступках и компромиссах. Целью их совместной работы должно стать предотвращение коллективных трудовых споров, урегулирование разногласий и обеспечение мира и стабильности в обществе [29, с. 131].
В некоторых случаях объединению работников в профсоюз может препятствовать непонятное для них правовое регулирование создания профсоюзной организации, особенно в части регистрации ее в качестве юридического лица. К сложному порядку регистрации профсоюзной организации в качестве юридического лица добавляется требующая значительных затрат процедура ликвидации ее как юридического лица - это также уменьшает вероятность объединения работников в профсоюз.
Допустимо упростить процедуру ликвидации первичных профсоюзных организаций как юридических лиц, а также предусмотреть возможность освобождения их от несения необходимых для ликвидации расходов. Профсоюзная организация - это объединение граждан, которое создается и регистрируется в качестве юридического лица не для извлечения прибыли, а для защиты прав работников. Таким образом, при ликвидации профсоюза расходы несут сами работники, объединившиеся для борьбы за свои интересы, что недопустимо. А для осуществления государственного контроля за деятельностью профсоюзов в век цифровых технологий вполне оправдано создание единой цифровой платформы для электронной регистрации таких организаций, что существенно сократит расходы и бюрократические процедуры.
Стоит отметить, что не во всех странах ЕАЭС профессиональные союзы могут функционировать как в форме юридических лиц, так и без их регистрации в качестве таковых [30, с. 165].
В условиях современного рынка труда свободные и независимые профсоюзы являются гарантами социальной справедливости и безопасности. Использование рыночного механизма населением зависит от того, удается ли регулировать рынок в рамках закона и политики. Бесспорно только одно, что рынок труда заметно улучшает статус наемных работников по отношению к работодателям только при сильных профсоюзах. Профсоюзы являются противовесом власти предпринимателей. Но различные социальные достижения и программы, охраняющие права и меняющие подход на рынке труда, не приходят автоматически, их надо разрабатывать (см.: [31]).
Таким образом, посредством конституционных норм, учитывая их общеобязательный, бескомпромиссный и базовый характер, происходит дальнейшее укрепление конституционного статуса личности за счет конкретизации ее социальных прав как человека, как работника, как предпринимателя, как члена общества и как гражданина.
5. Заключение
Профсоюзы - это коллективные организации, чья первостепенная задача - улучшать финансовые и нефинансовые условия занятости своих членов. Они могут объединять как работников одной отрасли, независимо от их профессии (например, всех, кто работает в автомобилестроении, - от главного конструктора до секретаря), так и работников одной
профессии, независимо от места работы (например, водителей).
Рост продуктивности достигается прежде всего за счет того, что работники вместо «голосования ногами» теперь могут выражать свое недовольство уровнем зарплаты и условиями труда непосредственно нанимателю. Следовательно, сокращается текучесть рабочей силы (работникам невыгодно увольняться, если профсоюз может добиться лучших условий). В этой ситуации нанимателю выгодно вкладывать деньги в обучение работников, что также способствует росту продуктивности.
Более того, профсоюзы способны передавать менеджерам информацию о новых методах работы или использования техники, предлагаемых работниками, что выгодно для обеих сторон. И наконец, доказано, что объединенных в профсоюз работников характеризует более высокий уровень трудовой морали, мотивации и дисциплины труда.
Налаживание и укрепление на новой основе международных экономических связей России делает необходимым установление прочных связей российских профсоюзов с профцентрами промыш-ленно развитых государств Евразийского экономического союза. Наши профессиональные движения должны на постоянной основе заниматься развитием конфедерации профсоюзов ЕАЭС, Междуна-
родной конфедерации свободных профсоюзов, других международных профсоюзных организаций.
Конечным результатом такого взаимодействия могло бы стать полное членство в этих организациях в интересах единства и международной солидарности. Профессиональные союзы принимают активное участие в работе Международной организации труда. Активная глобализация и политические противостояния, меняющие экономические отношения стран ЕАЭС, должны кардинальным образом изменить траекторию своего развития уже прямо сейчас. Приоритетом во внешней политике должно стать укрепление и развитие всеобъемлющего сотрудничества в духе добрососедства со всеми странами-участниками ЕАЭС8.
Представляется важным создание на базе зарубежного опыта единого банка данных по социально-экономическим вопросам, а также системы распространения данной информации в профсоюзном движении России.
Кроме того, несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые в своей деятельности профсоюзами, крайне важно, чтобы государство разработало и приняло федеральную программу поддержки деятельности профессиональных союзов в России на ближайшие годы.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Ильиных И. К истории закона 4 марта 1906 г. / И. Ильиных // Вопросы профдвижения. - 1937. - № 7. -С. 40-49.
2. Кирьянов Ю. И. Фактор мотивации труда в российском фабрично-заводском законодательстве. 18351917 гг. / Ю. И. Кирьянов // Экономическая история. Обозрение. - 2000. - Вып. 4. - С. 20-38.
3. Лаверычев В.Я. Первая русская революция и профсоюзное движение пролетариата / В. Я. Лаверычев // Революция 1905-1917 годов России и профсоюзное движение пролетариата (к 70-летию первой русской буржуазно-демократической революции) : сб. ст. - М. : Профиздат, 1975. - С. 5-30.
4. Святловский В. В. Профессиональное движение в России / В. В. Святловский. - СПб. : Изд. М.В. Пирож-кова, 1907. - 416 с.
5. Туманов А. С. Законодательство об общественных организациях России в начале XX в. / А. С. Туманов // Государство и право. - 2003. - № 8. - С. 82-86.
6. Канторович Я. А. Профессиональные союзы / Я. А. Канторович. - М. ; Л. : Петроград, 1925. - 152 с.
7. Килинский А. Советский закон о профессиональных союзах / А. Килинский. - М. : Юрид. изд-во Нарко-мюста Р.С.Ф.С.Р., 1925. - 40 с.
8. Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право : учеб. для вузов / И. Я. Киселев. - М. : Дело, 1999. - 728 с.
9. Лушникова М. В. Социальное партнерство в сфере труда : учеб. пособие / М. В. Лушникова, А. М. Луш-ников. - Ярославль : ЯрГУ, 2008. - 432 с.
8 The fiscal response to the economic fallout from the corona-virus // Bruegel. November 24, 2020. URL: https://
www.bruegel.org/dataset/fiscal-response-economic-fallout-coronavirus.
10. Михайлова Л. М. На пути к социальному партнерству / Л. М. Михайлова // Социальные проблемы, трудовые конфликты и рабочие организации в СНГ. - М., 1994. - С. 5-10.
11. Нуртдинова А. Социальное партнерство в Трудовом кодексе Российской Федерации / А. Нуртдинова // Хозяйство и право. - 2002. - № 4. - С. 16-41.
12. Снигирева И. О. Защита профсоюзами прав и интересов трудящихся: правовые основы / И. О. Сниги-рева // Советское государство и право. - 1973. - № 2. - С. 99-100.
13. Чуча С. Ю. Становление и перспективы развития правового регулирования социального партнерства на федеральном и региональном уровнях / С. Ю. Чуча // Современные проблемы трудового права России. -Новосибирск, 2002. - С. 58-67.
14. Маврин С. П. Курс российского трудового права : в 3 т. / С. П. Маврин, А. С. Пашков, Е. Б. Хохлов. -СПб., 1996. - Т. 1 : Общая часть. - 573 с.
15. Лушникова М. В. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений: История, теория и практика (сравнительно-правовое исследование) / М. В. Лушникова, А. М. Лушников, Н. Н. Тарусина. - Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 2001. - 412 с.
16. Жарков Б. Н. Новые социально-правовые аспекты развития коллективных договоров при капитализме / Б. Н. Жарков // Проблемы трудового права и права социального обеспечения. - М., 1975. - С. 242249.
17. Ершова И. Б. Роль профсоюзов в формировании трудовых отношений переходного периода в странах Восточной Европы / И. Б. Ершова // Труд за рубежом. - 1995. - № 2. - С. 71-72.
18. Некоторые вопросы истории развития профсоюзного движения России / подгот. В. Н. Буцукин, С. В. Демидова. - М., 1997. - 19 с.
19. Снигирева И. О. Профсоюзы и трудовое право / И. О. Снигирева. - М. : Юридическая литература, 1983. - 175 с.
20. Сенников Н. М. Правовая защита профсоюзами педагогических работников общего образования : дис. ... канд. юрид. наук / Н. М. Сенников. - СПб., 2004. - 189 с.
21. Драчук М. А. Субъекты трудового права : моногр. / М. А. Драчук. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. -
335 с.
22. Лютов Н. Л. Профсоюзное движение в Великобритании: право на объединение и внутрипрофсоюз-ные отношения / Н. Л. Лютов // Труд за рубежом. - 2007. - № 3. - С. 95-115.
23. Биссон Л. С. Европейский социальный диалог: история, характеристики и перспективы / Л. С. Биссон // Современная Европа. - 2022. - № 7 (114). - С. 5-16. - DOI: 1031857/S0201708322070014.
24. Авакьян С. А. Конституционное право России : учеб. курс : в 2 т. / С. А. Авакьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрист, 2007. - Т. 1. - 864 с.
25. Обухова Г. Н. Профессионально-квалификационные требования к работникам в условиях цифрови-зации трудовых отношений / Г. Н. Обухова // Кадровик. - 2021. - № 5. - С. 133-137.
26. Chesalina O. The Legal Nature and the Place of the Right to Disconnect in European and in Russian Labour Law / O. Chesalina // Russian Law Journal. - 2021. - Vol. 9, no. 3. - P. 36-59. - DOI: 10.17589/2309-8678-2021-9-336-59.
27. Трошкина В. П. Социологическая концепция О. Конта / В. П. Трошкина. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 72 с.
28. Яблонский И. В. Конституционная реформа в России: пересмотр или модернизация социально-экономической основы Российского государства? / И. В. Яблонский // Общество и право. - 2020. - № 2 (72). -С. 167-171.
29. Чуча С. Ю. Социальное партнерство в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений / С. Ю. Чуча // Государство и право. - 2022. - № 1. - С. 130-142. - DOI: 10.31857/ S102694520018280-9.
30. Хасенов М. Х. Совершенствование нормативно-правовой основы социального партнерства в государствах Евразийского экономического союза с учетом международных трудовых стандартов / М. Х. Хасенов // Lex Russica. - 2020. - T. 73, № 1. - C. 160-174. - DOI: 10.17803/1729-5920.2020.158.1.160-174.
31. Обухова Г. Н. Конституционно-правовые основы социального партнерства в сфере труда / Г. Н. Обухова // Высшая школа: научные исследования : материалы Межвуз. междунар. конгр. - М. : Инфинити, 2021. -С. 28-32. - DOI: 10.34660/INF.2021.44.98.004.
REFERENCES
1. Ilyinykh I. To the history of the law of March 4, 1906. Voprosy profdvizheniya, 1937, no. 7, pp. 40-49. (In Russ.).
2. Kiryanov Yu.I. The factor of labor motivation in Russian factory legislation. 1835-1917. Ekonomicheskaya istoriya. Obozrenie, 2000, iss. 4, pp. 20-38. (In Russ.).
3. Laverychev V.Ya. The first Russian Revolution and the trade union movement of the proletariat, in: Revolyu-tsiya 1905-1917godov Rossii iprofsoyuznoe dvizhenie proletariata, to the 70th anniversary of the first Russian bourgeois-democratic revolution, Collection of articles, Moscow, Profizdat Publ., 1975, pp. 5-30. (In Russ.).
4. Svyatlovskii V.V. Professional movement in Russia. St. Petersburg, M.V. Pirozhkov Publ., 1907. 416 p. (In Russ.).
5. Tumanov A.S. Legislation on public organizations of Russia at the beginning of the XX century. Gosudarstvo ipravo = State and Law, 2003, no. 8, pp. 82-86. (In Russ.).
6. Kantorovich Ya.A. Trade unions. Moscow, Leningrad, Petrograd Publ., 1925. 152 p. (In Russ.).
7. Kilinskii A. The Soviet Law on Trade Unions. Moscow, Legal Publishing House of the Commisariatte of Justice of the RSFSR Publ., 1925. 40 p. (In Russ.).
8. Kiselev I.Ya. Comparative and international labor law, Classbook for universities. Moscow, Delo Publ., 1999. 728 p. (In Russ.).
9. Lushnikova M.V., Lushnikov A.M. Social partnership in the field of work, Studies manual. Yaroslavl, Yaroslavl State University Publ., 2008. 432 p. (In Russ.).
10. Mikhailova L.M. On the way to social partnership, in: Sotsial'nye problemy, trudovye konflikty i rabochie organizatsii vSNG, Moscow, 1994, pp. 5-10. (In Russ.).
11. Nurtdinova A. Social partnership in the Labor Code of the Russian Federation. Khozyaistvo i pravo = Economy and law, 2002, no. 4, pp. 16-41. (In Russ.).
12. Snigireva I.O. Protection of workers' rights and interests by trade unions: legal foundations. Sovetskoe gosudarstvo i pravo, 1973, no. 2, pp. 99-100. (In Russ.).
13. Chucha S.Yu. Formation and prospects of development of legal regulation of social partnership at the federal and regional levels, in: Sovremennye problemy trudovogo prava Rossii, Novosibirsk, 2002, pp. 58-67. (In Russ.).
14. Mavrin S.P., Pashkov A.S., Khokhlov E.B. The course of Russian labor law, in 3 volumes. St. Petersburg, 1996. Vol. 1: General Part. 573 p. (In Russ.).
15. Lushnikova M.V., Lushnikov A.M., Tarusina N.N. The unity of private and public principles in the legal regulation of labor, social security and family relations: History, theory and practice (comparative legal research). Yaroslavl, Yaroslavl State University Publ., 2001. 412 p. (In Russ.).
16. Zharkov B.N. New socio-legal aspects of the development of collective agreements under capitalism, in: Problemy trudovogo prava i prava sotsial'nogo obespecheniya, Moscow, 1975, pp. 242-249. (In Russ.).
17. Ershova I.B. The role of trade unions in the formation of labor relations of the transition period in the countries of Eastern Europe. Trudza rubezhom, 1995, no. 2, pp. 71-72. (In Russ.).
18. Butsukin V.N., Demidova S.V. (eds.). Some questions of the history of the development of the trade union movement in Russia. Moscow, 1997. 19 p. (In Russ.).
19. Snigireva I.O. Trade unions and labor law. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1983. 175 p. (In Russ.).
20. Sennikov N.M. Legal protection by trade unions of pedagogical workers of general education, Cand. Diss. St. Petersburg, 2004. 189 p. (In Russ.).
21. Drachuk M.A. Subjects of labor law, Monograph. Omsk, Dostoevsky Omsk State University Publ., 2009. 335 p. (In Russ.).
22. Lyutov N.L. The trade union movement in the UK: the right to unite and intra-union relations. Trud za rubezhom, 2007, no. 3, pp. 95-115. (In Russ.).
23. Bisson L.S. European Social Dialogue: history, characteristics and prospects. Sovremennaya Evropa = Modern Europe, 2022, no. 7 (114), pp. 5-16. DOI: 1031857/S0201708322070014. (In Russ.).
24. Avak'yan S.A. Constitutional Law of Russia, Training course, in 2 volumes, 2nd ed. Moscow, Yurist Publ., 2007. Vol. 1. 864 p. (In Russ.).
- 143
Law Enforcement Review 2023, vol. 7, no. 3, pp. 135-144
25. Obukhova G.N. Professional qualification requirements for employees in the conditions of digitalization of labor relations. Kadrovik = HR officer, 2021, no. 5, pp. 133-137. (In Russ.).
26. Chesalina O. The Legal Nature and the Place of the Right to Disconnect in European and in Russian Labour Law. Russian Law Journal, 2021. vol. 9, no 3, pp. 36-59. DOI: 10.17589/2309-8678-2021-9-3-36-59.
27. Troshkina V.P. A. Comte's sociological concept. Moscow, Moscow State University Publ., 1984. 72 p. (In Russ.).
28. Yablonsky I.V. Constitutional reform in Russia: revision or modernization of the socio-economic basis of the Russian state?. Obshchestvo i pravo = Society and Law, 2020, no. 2 (72), pp. 167-171. (In Russ.).
29. Chucha S.Yu. Social partnership in the sphere of regulation of labor and other directly related relation. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 2022, no. 1, pp. 130-142. DOI: 10.31857/S102694520018280-9. (In Russ.).
30. Khasenov M.H. Improving the regulatory framework of social partnership in the States of the Eurasian Economic Union taking into account international labor standards. Lex Russica, 2020, no. 1, pp. 160-174. DOI: 10.17803/1729-5920.2020.158.1.160-174. (In Russ.).
31. Obukhova G.N. Constitutional and legal foundations of social partnership in the sphere of labor, in: Vysshaya shkola: nauchnye issledovaniya, Proceeding of the Interuniversity International Congress, Moscow, Infiniti Publ., 2021, pp. 28-32. DOI: 10.34660/INF.2021.44.98.004. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Обухова Галина Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового и социального права
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского
644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: Galnikem@mail.ru
ORCID: 0000-0002-1384-6043
SPIN-код РИНЦ: 5977-8324; AuthorID: 778128
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Galina N. Obukhova - PhD in Law, Associate Professor; Associate Professor, Department of Labor and Social Law
Dostoevsky Omsk State University
55a, Mira ul., Omsk, 644077, Russia
E-mail: Galnikem@mail.ru
ORCID: 0000-0002-1384-6043
RSCI SPIN-code: 5977-8324; AuthorID: 778128
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Обухова Г.Н. Профсоюзы России в системе социального партнерства: правовое регулирование, проблемы и перспективы развития / Г.Н. Обухова // Правоприменение. - 2023. - Т. 7, № 3. - С. 135144. - Р01: 10.52468/2542-1514.2023.7(3).135-144.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Obukhova G.N. Trade unions of Russia in the system of social partnership: legal regulation, problems and prospects of development. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2023, vol. 7, no. 3, pp. 135-144. DOI: 10.52468/2542-1514.2023.7(3).135-144. (In Russ.).