УДК 45 134
ПРОФСОЮЗЫ
работников просвещения
в 1941-1945 гг.
Владимир Валентинович Фортунатов,
доктор исторических наук, профессор
Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Екатерина Эдуардовна Платова,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии, политологии и социологии Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
профессиональные союзы • займы социалистическое соревнование • детские сады детские дома • школы • вузы • научные институты
П
Введение
рофессиональные союзы, объединявшие работников преимущественно умственного труда, возникли в 1919 г. Профессиональный союз работников просвещения объединял работников сферы образования, науки. В сентябре 1934 г. было принято решение ЦК ВКП(б) и ВЦСПС о разукрупнении профсоюзов: на базе 47 существовавших создавалось 154 союза. Реорганизация обосновывалась необходимостью усиления конкретного руководства низовыми организациями в каждой отрасли народного хозяйства.
Профсоюз работников просвещения был разукрупнен на восемь союзов: профсоюз работников высшей школы и научных учреждений, профсоюз работников дошкольных учреждений, профсоюз работников культурно-просветительных учреждений, профсоюзы работников начальной и средней школы РСФСР, Украины,
Закавказья, Средней Азии. 23 декабря 1934 г. профсоюз работников начальных и средних школ Закавказья был разукрупнен на три союза: профсоюзы работников начальных и средних школ Азербайджана, Армении, Грузии [7, с. 308; 2, с. 17-18]. В 1939 г. произошло разукрупнение профсоюза работников начальных и средних школ РСФСР, который разделился на пять союзов работников начальных и средних школ: Центра (с размещением ЦК в Москве), Севера (ЦК в Ленинграде), Юга (ЦК в Ростове-на-Дону), Урала и Сибири (ЦК в Свердловске), Сибири и Востока (ЦК в Иркутске). В данной статье впервые в отечественной историографии дается обобщенное представление о деятельности профессиональных союзов работников просвещения в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Помощь фронту
Главные усилия были сосредоточены на непосредственной помощи фронту, хотя возможности профсоюзов были разными.
При президиуме ЦК профсоюза работников высшей школы и научных учреждений в сентя-
бре 1941 г. под председательством академика А.Е. Ферсмана была образована Комиссия по мобилизации естественных ресурсов страны для нужд обороны. По инициативе ЦК союза при исполкомах Советов депутатов трудящихся и местных органов Госплана были созданы научно-технические советы, объединившие многих видных научных работников. Эти общественные органы помогали лучше использовать местных и прибывших из других районов ученых. Они координировали тематику научных исследований, оценивали, продвигали и контролировали внедрение важных предложений, вели экспертно-консультационную работу.
Так, 15 октября 1941 г. на президиуме Республиканского комитета профсоюза в Узбекистане было обсуждено письмо ЦК союза от 19 сентября 1941 г. «О научно-технической помощи профсоюзного актива делу внедрения и использования местных ресурсов и внедрения новейшей техники согласно требованиям войны». При республиканском комитете была создана комиссия с семью секциями, проведено обследование работы, проводимой 79 вузами и научными учреждениями. 9—10 декабря на пленуме Узбекского республиканского комитета совместно с Узбекским филиалом АН СССР была разработана программа действий. На пленуме выступил председатель Госплана республики и секретарь ЦК КП(б) Узбекистана. В соответствии с принятым решением был проведен пересмотр тематики научных исследований, часть тем закрыта и изъята. Ускоренным темпом проводилось изучение и освоение природных ресурсов края, ряд решений был принят оперативно благодаря помощи СНК Узбекистана. Профсоюз собирал и обобщал предложения, поступавшие от членов союза. К сожалению, и в условиях войны приходилось преодолевать косность и иждивенческие настроения некоторых хозяйственных руководителей. Профсоюз следил и добивался, чтобы полностью использовалось и загружалось лабораторное оборудование в вузах, чтобы четче осуществлялся обмен опытом работы [6. Оп.19. Д.24. Лл. 50-58]. В конце 1942 г. на V пленуме ЦК союза в Новосибирске по докладам Узбекской и Омской профсоюзных организаций были подведены внушительные итоги работы этих органов в условиях военного времени [6. Оп.19. Д.
314.Лл. 12-14].
Разнообразной была помощь фронту других профсоюзных организаций. В Омской областной организации профсоюза дошкольных учреждений в 1941—1942 гг. работники детских садов не раз отчисляли часть своей совсем небольшой зарплаты на нужды фронта. Они заняли первое место в
городе по количеству и качеству теплых вещей для бойцов Красной армии. А шили в свободное время в специально организованной швейной мастерской из материала, купленного за счет собственных средств. Для госпиталей было изготовлено 1000 вышитых салфеток, 400 подушек, посуда, стаканы, зубные щетки. 600 человек стали активными донорами. Были организованы клубы для раненых бойцов. Каждый детский сад и детский дом взяли шефство над отдельными палатами госпиталей и делали все, чтобы сделать обстановку более уютной. По области было послано 50 тыс. посылок в действующую армию от членов профсоюза. Все работники приобрели облигаций государственного займа на 100% своего месячного оклада и денежно-вещевых лотерейных билетов на 35—40% оклада.
Многие воспитательницы, нянечки, работницы дошкольных учреждений стремились попасть на фронт, чтобы лично участвовать в борьбе с фашистами. Уже 4 июля 1941 г. была создана санитарная дружина из 45 человек, из которых 40 добровольцами ушли в действующую армию. Впоследствии было подготовлено более 600 санитарных дружинниц, более 500 человек прошли курсы медицинских сестер. Подавляющее большинство получивших медицинскую подготовку ушли в армию, в госпитали, в санитарные поезда. Значимость и значительность этих дел нетрудно оценить по достоинству, если учесть, что на 1 сентября 1942 г. из 4036 работников дошкольных учреждений и детских домов членами союза были 3727 человек. Причем только в течение 1942 г. в союзе было принято и восстановлено 1026 человек, а состав постоянно менялся [6. 0п.20. Д.25. Лл.14-16].
Непосредственной помощью фронту, во многом ещё не получившей должной оценки и как бы само собой разумеющейся, была обычная повседневная педагогическая работа тех учительниц, воспитательниц, что оставались с детьми в тылу, уезжали с ними в эвакуацию. Солдаты и офицеры на фронте, женщины, уходившие на рытье окопов, на лесоразработки, на другие работы в интересах фронта, твердо знали, что их дети оставались под надежным присмотром учителей, педагогов, которые знали и хорошо делали свое дело.
Неоценимую помощь фронту, стране учителя и ученики оказали, участвуя в сельскохозяйственных работах. Уже летом 1941 г. тысячи учителей, прервав свой отпуск, возглавили работу школьников в помощь колхозам и совхозам, из которых ушла на фронт значительная часть трудоспособных мужчин.
В 1942 году подготовка к посевным работам началась еще зимой. Школы тщательно готовились к предстоящей кампании. Подчеркивалось, что производственная деятельность должна сочетаться с оздоровительной работой и школьники должны закончить сельскохозяйственный год физически закаленными. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин, подчеркивая хозяйственно-политическую значимость предстоящей работы, обращал внимание на то, что органы народного образования и учителя обязаны летнюю кампанию превратить в школу патриотического воспитания, трудовой закалки и военной подготовки учащейся молодежи.
17 апреля 1942 г. в Колонном зале Дома Союзов в Москве состоялось городское собрание учащихся старших классов. Оно показало гражданскую зрелость старших школьников и их готовность помочь своей стране. А всего через три недели, 6 мая 1942 г., в «Учительской газете» было опубликовано специальное постановление ЦК профсоюза работников начальной и средней школы Центра, в котором одобрялась, поддерживалась и рекомендовалась для распространения инициатива учителей и ученических организаций Ирбитского района Свердловской области. Инициаторы предлагали развернуть социалистическое соревнование за лучшее участие в сельскохозяйственных работах.
В Ирбитском районе все школьники были распределены по бригадам и звеньям. Педагоги точно знали, где и на каких работах предстоит трудиться их подопечным. Были заранее подготовлены юные трактористы, пахари, бороновальщики, сеяльщики, прицепщики, косари. Сельскохозяйственные профессии осваивались во внеучебное время. Учителя и учащиеся г. Ирбита и района подготовились и к агитационно-пропагандистской работе, и к тому, чтобы помочь женщинам-колхозницам. Смысл своего почина ирбитцы разъясняли предельно просто: ни один клочок земли в колхозах и совхозах не должен остаться невозделанным, не должен пропасть ни один колосок, ни одна картофелина. Ребята брали под контроль все этапы сельскохозяйственных работ: посадку, прополку, борьбу с вредителями, сенокос, уборку. Почин свердловцев был повсеместно поддержан. 31 мая 1942 г. этому почину «Правда» посвятила специальную передовую.
ЦК ВЛКСМ, Наркомпрос РСФСР, Наркоматы земледелия и совхозов СССР определили условия социалистического соревнования, установили переходящие красные знамена и ценные премии для награждения победителей. Аналогичные
меры предусматривались и местными советскими органами. ЦК профсоюза работников начальной и средней школы Центра разрешил израсходовать 62 тыс. рублей на премирование учителей, руководителей сельскохозяйственных отрядов.
Центральная печать широко освещала работу школьников, в которой, согласно приказу наркома просвещения, участвовали учащиеся 6-10-х классов. В общей сложности по СССР в сельскохозяйственных работах участвовало 4765 тыс. учащихся. Они выработали около 148 797 тыс. трудодней. Первыми в социалистическом соревновании были учащиеся школ Свердловской, Горьковской, Иркутской, Тульской, Рязанской областей, Хабаровского края, Мордовской и Бурят-Монгольской АССР и Москвы. Инициаторы соревнования, школьники г. Ирбита, создали 100 отрядов в 1,5 тыс. человек. Уже к 1 августа 1942 г. они выработали 35 тыс. трудодней, причем многие делали по три нормы в день. Победители соревнования осенью 1942 г. были награждены. Всего же за время войны в сельскохозяйственных работах приняли участие свыше 20 млн учащихся и более 500 тыс. учителей. Ими было выработано в колхозах около 500 млн трудодней и заработано в совхозах свыше 75 млн рублей [3, с. 182-183].
Производственная работа профсоюзов
Деятельность просвещенских профсоюзов охватывала огромное число учреждений. Перед войной, в 1940/41 учебном году, в СССР насчитывалось 191,8 тыс. дневных школ, 7,3 тыс. вечерних школ и отделений, около 4 тыс. училищ и школ в системе трудовых резервов, 817 вузов, 1821 научное учреждение. В первые месяцы войны численность профсоюзов значительно сократилась. Ушли в действующую армию, в партизаны, на руководящую партийную, хозяйственную работу мужчины. Многие женщины перешли на работу в промышленность, стали санитарками, связистками, приобрели другие профессии, необходимые для воюющей страны. К середине 1943 г. число учителей в общеобразовательных школах сократилось на 600 тыс. чел. (в 1939 г. — 1206 тыс.). Выросла доля женщин в составе педагогического персонала (с
60 до 70%) [1, с. 196, 483, 794].
В совместном обращении «Ко всем работникам просвещения РСФСР» Наркомпрос РСФСР и Центральные комитеты соответствующих профсоюзов призвали учителей и учащихся «проявить максимум твердости, организованности и дисциплинированности», с тем, чтобы самоотверженным трудом помочь фронту выполнить его задачи,
работать ещё «плодотворнее и организованнее, чем в условиях мирного времени, подготовляя молодых патриотов, стойких защитников и полезных работников социалистической Родины» [8].
В тяжелейших условиях военного времени, особенно в 1941—1942 гг., деятельность перечисленных выше профсоюзов была в определенной степени свернута. Сократился профсоюзный аппарат. Руководящие органы, базировавшиеся в районах, подвергшихся оккупации или находившихся под ее угрозой, были эвакуированы в восточные районы страны. За годы войны не собирались съезды профсоюзов. Однако примерно один раз в год проходили пленумы центральных комитетов. Назревшие, наиболее важные вопросы решались на них. Весной 1944 г. в интересах быстрейшего восстановления народного образования пяти региональных профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР слились в один профсоюз и в мае 1944 г. провели объединенный пленум ЦК союза.
В чрезвычайных условиях войны профсоюзы в сфере народного образования и науки продолжали действовать, развиваться, верно определили свое место в общей борьбе советского народа за победу, продолжали действовать своими, специфическими методами работы, в строгом соответствии с уставными требованиями, с нормами профсоюзной демократии.
В годы войны резко возросла нагрузка на каждого педагога. Если на 1.1.1941 г. по 36 территориям действовало 703 детских сада, то на 1.1.1943 г. — 12 195, а число детей выросло с 464 291 до 865 759. Вместо 30 детей в группах было по 4045 и даже по 64 в Вологодской области. Руководители промышленных предприятий, куда приходили работать женщины, имеющие детей, детским садам уделяли недостаточное внимание, а некоторые наркоматы вообще не вели учета заявлений и не знали реальных потребностей работающих женщин. Причины такой ситуации были очевидны — война, её тяготы, полное напряжение сил в первые годы войны. Но, как только положение на фронтах изменилось к лучшему, ЦК профсоюза дошкольных учреждений 20 августа 1943 г. обратился с докладной запиской в Отдел школ ЦК ВКП(б). Была дана объективная, всесторонняя, компетентная оценка положения в дошкольном воспитании. Предлагалось наладить учет детей, остро нуждающихся в устройстве в детские сады, полностью удовлетворить нужды семей фронтовиков. Предлагалось расширить сеть детских садов, для чего использовать помещения, занятые другими учреждениями, и выделять 5% жилой площади во вновь вводимых домах и бараках под
детские учреждения. В записке говорилось о катастрофической нехватке детской мебели, игрушек, детской посуды, предлагалось возобновить их производство, а также издание детской литературы. Профсоюз высказался за восстановление педагогических училищ для подготовки работников дошкольных учреждений, за развертывание курсов переподготовки, сети заочных и вечерних педагогических училищ [6. 0п.20. Д.71. Лл.1-3]. Многое из предложенного на протяжении 1943— 1945 гг. было осуществлено.
В очень сложных условиях работали и школьные учителя. Вместе с учащимися старших классов они работали на трудовом фронте: строили защитные сооружения, аэродромы, склады и т.д. К лету 1942 г. число школ значительно сократилось. Приходилось работать в переполненных классах, в две-три смены, а в Саратове, Чкалове, Новосибирске, Иванове — в четыре-пять смен и даже через день. Не хватало преподавателей естественных и точных наук. У педагогов и детей не хватало одежды, обуви, топлива для обогрева школьных помещений. Не хватало «орудий труда» — письменных принадлежностей, учебников и т.д. Но отсев из школ сократился с 8—12% до 4,7%. В 1942/43 учебном году 78,8% детей были охвачены обучением. Огромная, кропотливая работа велась по выявлению детей, которые могли и должны были посещать школу. «Мы обязаны вернуть детей в школу, обязаны создать все необходимые условия для их нормального воспитания в школе. История никогда нам этого не простит», — говорила о необходимости более решительной борьбы профсоюзных организаций за школьный всеобуч начальник Управления школ Наркомпроса РСФСР Л.Г. Парфенова в своем выступлении на V пленуме ЦК профсоюза работников начальной и средней школы Центра в июле
1943 г. [6. Оп.31. Д.15. Лл.5-7].
После обращения Советского правительства к трудящимся СССР весной 1942 г. президиумы ЦК союзов приняли руководящее участие в разработке условий соревнования применительно к военной обстановке, в организации проверки социалистических обязательств, в анализе самого хода и оценке итогов соревнования.
Социалистическое соревнование велось между научными институтами и внутри них, между вузами одного города и между вузами одного наркомата, между школами, детскими домами и дошкольными учреждениями. ЦК профсоюза работников высшей школы и научных учреждений, анализируя организацию соревнования в Академии наук СССР, указал на весьма серьезный
(хотя, впрочем, и примечательный) недостаток. Он состоял в стремлении профсоюзных организаций, общественности подменить руководство научных институтов в проверке выполнения государственных планов и даже в оценке законченных исследований.
Следует отметить, что непомерное усердие многих профсоюзных работников, особенно в школе, отрицательно сказалось на положении дел. В поисках объективных, точных критериев оценки труда учителя органы народного образования и профсоюзные активисты вступили на скользкий путь процентомании. В социалистические обязательства стали включаться обещания обеспечить стопроцентную успеваемость и определенное число отличных оценок, что приводило к искусственному завышению показателей успеваемости, снижало роль учителя в учебно-воспитательной работе, а сама идея соревнования дискредитировалась.
Именно поэтому Наркомпрос РСФСР приказом от 25 января 1944 г. «О социалистическом соревновании в школе» отменил практику социалистического соревнования в учебной работе в школе, запретил оценивать работу школы и учителей по процентам успеваемости учащихся. «Весь опыт советской школы, в том числе и периода Великой Отечественной войны, убедительно свидетельствовал о неоценимом значении социалистического соревнования как важной формы и испытанного метода организации разнообразной внеклассной, внешкольной и общественно-полезной деятельности школьников как средства коммунистического воспитания подрастающего поколения. В целом же отмена социалистического соревнования в школе в учебной работе, ликвидировав процентный показатель успеваемости как главный критерий оценки работы школы, позволила увидеть ее реальное положение, общепризнанные достижения и серьезные недостатки в учебно-воспитательной работе» [11, с. 130].
Стоит отметить, что и из отрицательного опыта были сделаны правильные, полезные выводы. 21 июня 1944 г. СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Были введены (вместо ежегодных проверочных испытаний) экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс 7-летней школы, а также переводные экзамены в 4—6 и 8—9 классах. Были учреждены золотые и серебряные медали для выпускников средней школы. С 1944 г. стала применяться пятибалльная система оценки знаний [4, с. 179-182].
Забота о членах профсоюзов
В отечественном кинематографе, в произведениях живописи тяжелая жизнь советских людей в годы военного лихолетья представлена достаточно ярко. Однако не следует забывать о том, что и в условиях военного времени, когда у определенной части ответственных, административных работников получила распространение удобная формулировка «война все спишет», которой прикрывались собственные огрехи, нерасторопность, отсутствие необходимой чуткости и понимания интересов людей, а имели место и прямые служебные злоупотребления и преступные действия, последовательная борьба за строгое соблюдение советского законодательства, защита материально-бытовых интересов тружеников, которую осуществляли профессиональные союзы, поддерживались со стороны руководящих партийных и государственных органов.
В условиях войны профсоюзные организации продолжали контролировать порядок выплаты заработной платы. В 1941 г. в 32 областях из 63 задолженность заработной платы работникам просвещения носила систематический характер. Лишь в девяти областях зарплата выдавалась строго в установленные сроки. ЦК профсоюза работников начальной и средней школы Центра, других регионов добивались изменения условий финансирования заработной платы учителям. Был решен вопрос о посылке денег переводом в те места, с которыми не было должного сообщения. Для учителей городов и рабочих поселков было установлено снабжение на основе карточной системы по нормам второй группы промышленных рабочих. С 1943 г. на такую же группу были переведены сельские учителя. Было налажено снабжение промышленными товарами. В 1943/44 учебном году учителям было выделено промышленных товаров на 500 рублей каждому. Профсоюзные организации добивались лучшего снабжения учителей топливом, выделения транспортных средств, следили за соблюдением трудового законодательства
[6. Оп.31. Д.216. Лл.37-41].
В марте 1943 г. ЦК профсоюза работников высшей школы и научных учреждений опротестовал «Правила внутреннего распорядка в вузах», утвержденные Всесоюзным комитетом по высшей школе при СНК СССР, так как в этом документе правила для лиц наемного труда не отграничивались от правил для студентов, ничего не говорилось о конкурсном замещении мест на кафедрах, имелся целый ряд других упущений. После совместной работы с ВКВШ весной 1944 г. были
подготовлены и утверждены «Правила внутреннего распорядка для профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного состава, рабочих и служащих вузов» и «Правила учебного распорядка в вузах», на основе которых составлены и поныне действующие документы, регламентирующие работу вузов. В 1944 г. VII пленум союза остро поставил вопрос о перегрузке студентов обязательными дисциплинами. Были приняты меры по улучшению сложившегося положения. Больше внимания стало уделяться самостоятельной, научно-исследовательской работе студентов.
Значительную работу проводили советы социального страхования. В своем отчете в ВЦСПС о состоянии страхового дела в условиях войны ЦК профсоюза дошкольных учреждений сообщал, что «систематически один раз в месяц слушал отдел соцстраха ЦК союза о мобилизации средств по Государственному социальному страхованию и постановления ЦК союза по данному вопросу рассылались по организациям. Всем областным, краевым и республиканским комитетам союза направлялись развернутые письма ЦК союза с указанием конкретных мероприятий по исправлению имеющихся в их работе по Госсоцстраху недочетов. Финансовым органам областных, краевых, республиканских комитетов давались указания по вопросам бухгалтерского учета и по существу работы». Если в I квартале 1941 г. ВЦСПС утвердил по 74 областным комитетам бюджет на 245 тыс. человек из расчета 242 рубля среднемесячной зарплаты, то в III квартале по 50 областным комитетам насчитывалось 121,9 тыс. застрахованных при средней зарплате в 219 рублей [6, 0п.20. Д.38. Л.1].
По профсоюзу работников высшей школы и научных учреждений в 1942 г. бюджет государственного социального страхования составлял 28 млн руб. На 100 застрахованных было оплачено 828 дней по больничным листам (в 1939 г. — 622) [6, 0п.20. Д.39. Лл.15-18].
В годы войны в областных, краевых, республиканских и местных комитетах были созданы комиссии снабжения. С 1943 г. Государственный комитет обороны СССР возложил на профсоюзы контроль за работой предприятий торговли и общественного питания. Заметную прибавку к рациону тружеников тыла давали подсобные хозяй-
ства, личные огороды членов профсоюза, помощь которым оказывали созданные практически при всех местных комитетах огородные комиссии.
Подсобные хозяйства стали создаваться при вузах, научных учреждениях, детских домах, школах еще весной 1942 г. Зимой 1942/43 уч.г. была проведена большая подготовительная, разъяснительная работа, в результате которой весной 1943 г. площади под огородными культурами, картофелем резко расширились.
ЦК профсоюза работников дошкольных учреждений добился разрешения для педагогических работников питаться в детских домах при условии сдачи продовольственных карточек. Было разрешено использовать 10% продукции, полученной на подсобных приусадебных участках детских домов, на нужды работников. По нормам снабжения члены профсоюзы были приравнены к учителям
[6, Оп.20. Д.262. Л.55].
Местные комитеты следили за тем, чтобы все пригодные земли в непосредственной близости от учреждений народного образования были бы обработаны, чтобы все желающие получили индивидуальные огородные участки. Школьники военных лет не из книг, а из жизни, через работу на пришкольных участках убеждались в том, что картошку не зря называют вторым хлебом.
Профсоюзные организации распределяли между огородниками семенной материал, удобрения, занимались починкой инвентаря, следили за тем, чтобы выделенные участки не запускались. Занимались изысканием транспорта, связывались с колхозами и совхозами, контролировали распределение выращенных овощей и картофеля. Этой, вроде бы предельно приземленной сфере деятельности огромное внимание уделял ВЦСПС. Проводилось социалистическое соревнование на лучшее подсобное хозяйство, лучшие огородные комиссии премировались. Труд школьников, педагогов в подсобных хозяйствах нормировался.
Результаты важного направления работы профсоюзов трудно переоценить. Например, по профсоюзу работников начальной и средней школы РСФСР динамика развития огородничества выглядела следующим образом [6, Оп.31. Д.216. Л.44].
1942 1943 1944 1945 1946
Огородников (тыс. чел.) 203,6 367,6 501,3 597,0 610,3
% ко всем работающим 43,0 67,0 87,0 90,0 94,0
Обрабатываемая площадь (тыс. га) 16,6 32,02 62,0 68,0 73,9
По данным ЦК профсоюза работников высшей школы и научных учреждений, в 1943 г. индивидуальным огородничеством и животноводством занимались 38 611 человек (обрабатывались 1635,7 га), а в 1947 г. - 90 114 чел. (5074,0 га) [6, Оп.19. Д.314. Л.136,140]. Опыт, накопленный профсоюзами в этом важном деле, использовался и в послевоенный период.
В удовлетворении материально-бытовых нужд членов профсоюзов было немало серьезных организационных и других трудностей, недостатков. В начальный период войны, в 1941-1942 гг., по сути дела, формально существовали расценоч-но-тарифные комиссии. При проверке в первой половине 1944 г. работа большинства этих комиссий была признана неудовлетворительной. В 1941-1942 гг. заглохла работа комиссий по охране труда и технике безопасности, которые в 1943 г. пришлось фактически воссоздавать заново. Жесткой профсоюзной критике подвергалась и работа общественных контролеров, которые терпимо относились к недостаткам в работе столовых, магазинов, отделов рабочего снабжения и подсобных хозяйств. Только в 1944-1945 гг. стала налаживаться курортно-санаторная работа, художественная самодеятельность, усилилось внимание к физкультуре и спорту.
В годы войны профсоюзы начали ещё одно важное дело - помощь семьям военнослужащих, инвалидам, а позже - демобилизованным воинам. В 1944-1946 гг. только в профсоюзе работников начальной и средней школы РСФСР было выделено 19 млн. рублей на материальную помощь семьям военнослужащих. Проведенным учетом было установлено по 29 областным, краевым и республиканским комитетам 13 138 семей военнослужащих, в том числе - 6984 семьи погибших воинов и 1174 семьи инвалидов войны. В соответствии с письмом о встрече демобилизованных учителей и о помощи им, разработанным жилищно-бытовым отделом ЦК, профсоюзные организации занимались их трудоустройством, помогали с ремонтом жилья, с дровами, питанием, обработкой земельных участков, устройством детей в детские сады, в школы. Профсоюз организовал консультационную работу по разъяснению законодательства о правах работников просвещения, о льготах участникам войны и их семьям [6, Оп.31. Д.190. Лл.10-11].
Немало делали профсоюзные организации и для того, чтобы облегчить жизнь молодым учителям, выпускникам педвузов и педучилищ военных лет, которые начинали свою педагогическую деятельность в полуразрушенных зданиях, в переполненных классах, без необходимых учебных пособий.
Таким образом, защитная функция профсоюзов, хотя она и оказалась подверженной ряду неблагоприятных факторов военного времени, оставалась чрезвычайно важной, жизненно необходимой. Профсоюзы служили одним из каналов, по которым высшие партийные и государственные органы узнавали о повседневной жизни работников народного образования, науки, об их нуждах. Президиумы ЦК просвещенских профсоюзов неоднократно ставили вопросы материально-бытового обеспечения своих членов перед ЦК ВКП(б), правительством, ВЦСПС, перед наркоматами. Эта настойчивость давала положительные результаты.
В обстановке коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны 11 августа 1943 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была повышена заработная плата учителям и другим работникам начальной и средней школы. В 1944-1945 гг. повысилась заработная плата у работников детских домов, дошкольных учреждений, у других педагогических работников. С 1944 г. по представлению народных комиссариатов просвещения решением Государственного комитета обороны СССР учителя досрочно демобилизовались из тыловых частей армии. Были приняты решения, направленные на укрепление системы заочного педагогического образования, определен порядок работы институтов усовершенствования учителей. В 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР. В 1943-1944 гг. были учреждены почетные знаки «Отличник народного просвещения». После принятия соответствующих директивных документов профсоюзные организации переносили свое внимание на то, чтобы местные советские и хозяйственные органы строго руководствовались принятыми решениями и осуществляли их в полном объеме.
Помощь освобожденным районам
В производственно-массовой работе профсоюзов просвещенцев, о которой пока идет речь, важное место во время войны занимало участие в восстановлении сети учебных заведений, дошкольных учреждений, вузов и научных учреждений на территориях, освобождаемых от фашистов.
Оказание разнообразной помощи началось сразу после великой битвы за Москву. 7 января 1942 г. коллективы учителей и учащихся 27-й, 1-й и 19-й средних школ Автозаводского района г. Горького выступили с обращением выделить, собрать или изготовить для школ освобожденных районов учебно-наглядные пособия, учебники и
школьно-письменные принадлежности. Обращение было поддержано приказом Наркомпроса РСФСР и специальными решениями президиумов ЦК просвещенских союзов. Местные комитеты провели большую организационную работу. Так, 9 февраля 1942 г. на заседании Московского областного комитета профсоюза работников детских учреждений и детских домов были приняты два важных решения. Одним определялись меры по реализации постановления СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Второе — «Об организации шефской работы над освобожденными районами». Этими документами предусматривалось выделять активистов для шефской работы; организовывать выезды на места; устанавливать прямые связи районов Москвы с пострадавшими районами; направлять в подшефные районы на постоянную работу; собирать вещи для посылок в детские сады [6, 0п.20. Д.26. Лл.114-116].
Почин горьковчан получил широкое распространение. Сами горьковчане, инициаторы почина, за первые два месяца собрали 10 тыс. книг, учебников, около 2 тыс. картин и таблиц, 120 географических и исторических карт, 8770 ручек и карандашей, а также оборудование для трех специализированных кабинетов [9].
В следующем, 1943 г., особенно после известного постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР, помощь освобожденным районам была усилена. Так, ЦК профсоюза дошкольных учреждений произвел раскрепление тыловых организаций для помощи пострадавшим территориям. Армения взяла шефство над г. Краснодаром, Грузия, Моло-товская область — над г. Ростовом, Азербайджан — над г. Ставрополем и краем, Свердловский и Саратовский обкомы помогали Сталинграду, Тамбовский и Рязанский — Воронежу, Ивановский и Горьковский комитеты — Курской области. Президиум ЦК выделил для организации этой работы 85 тыс. рублей, определил порядок командирования работников в пострадавшие районы, формы помощи [6, 0п.20. Д.71. Л.8]. Аналогичным образом развивалось движение помощи в других просвещенских профсоюзах.
При ЦК профсоюза работников высшей школы и научных учреждений была организована специальная комиссия для практической помощи в восстановлении вузов освобожденных районов. Вузы тыла взяли шефство над восстанавливаемыми учебными заведениями. Был обобщен опыт профсоюзных организаций ленинградских и киевских вузов по скорейшему налаживанию нормального учебно-воспитательного процесса.
Большой резонанс вызвала инициатива дошкольного работника Александры Максимовны Черкасовой (Сталинград). Она призвала приложить все усилия для восстановления сети детских учреждений в освобожденных районах. ЦК профсоюза поддержал и распространил это движение, получившее название «черкасовского». В течение короткого времени силами членов профсоюза было восстановлено более 500 детских садов и детских домов, в которые были приняты десятки тысяч детей [5, с.3]. После окончания войны эта работа приобрела ещё больший размах, что имело огромное значение для недопущения беспризорности и безнадзорности детей, потерявших учителей в годы войны.
Шефское движение, которое возглавили партийные и профсоюзные организации, явились ярким выражением патриотизма, самоотверженности работников народного образования. В нем проявилась горячая любовь советских педагогов к своему делу, стремление быстрее залечить раны войны. Вызывает чувство глубокого уважения, восхищения поступок учителя-патриота 19-й московской школы Владимира Валентиновича Лабунского, 41 год преподававшего историю. Он, не располагая денежными средствами и желая внести лепту в благородное дело восстановления, отдал самое дорогое, что у него было: свыше 1000 книг и 2500 репродукций. Характерно, что старый учитель сделал это с полного одобрения своей дочери, тоже учительницы. И выразил пожелание, чтобы библиотека была передана одному из учительских институтов, восстанавливаемых на Смоленщине.
Конечно, было бы несправедливо, акцентируя внимание на роли профсоюзных организаций, приписывать только им заслугу восстановления ещё в ходе войны тысяч школ, детских домов, вузов, научных учреждений. Профсоюзы просвещенцев располагали весьма скудными материальными возможностями. Не могло сразу выделить всего необходимого и государство. Важно подчеркнуть другое: инициатива, настойчивость, готовность не только брать, просить, но и, не покладая рук, работать самим — в решающей степени обеспечивали высокий авторитет профсоюзным органам, помогали им сплотить вокруг восстановления учреждений народного образования не только собственно просвещенцев, но и сотни тысяч рабочих, колхозников, специалистов.
Итоги большой работы подводились на съездах учителей, проходивших повсеместно в 1944— 1945 гг. На Всебелорусском съезде учителей отмечалось, что в 1944/45 учебном году, то есть в первый же учебный год после освобождения многострадальной белорусской земли, возобновили
работу 10 362 начальных, семилетних и средних школ, в которых учились 1 260 925 детей. В республику было завезено 1,2 млн. учебников, 3 млн тетрадей. Было восстановлено 14 педагогических и учительских институтов, 24 педагогических училища. 28 тыс. детей-сирот нашли приют в 205 детских домах. На съезде отмечалось, что многое еще предстоит сделать, что в учебном году 80 тыс. детей не посещали школу. Приведенные сведения дают яркую картину самоотверженного труда белорусских педагогов [9].
Политико-воспитательная работа
В деятельности профсоюзных организаций наряду с производственно-массовой работой и защитой материально-бытовых интересов чрезвычайно важное место занимала политико-воспитательная работа. С началом войны на состоявшихся митингах, собраниях, в лекциях, беседах коммунисты, профсоюзные активисты разъясняли справедливый, освободительный характер войны со стороны Советского Союза, выражали непоколебимую уверенность в конечной победе над врагом. «Учительская газета», которая выходила в годы войны один раз в неделю, публиковала важнейшие партийные и государственные документы, освещала ход военной борьбы, жизнь советского тыла, особенно работу школы, вузов, научных учреждений, мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей, их воспитание как достойных граждан, патриотов. Газета выходила как орган Наркомпроса РСФСР, ЦК профсоюза работников высшей школы и научных учреждений, ЦК профсоюза дошкольных учреждений и детских домов и ЦК профсоюзов начальной и средней школы. Со страниц газеты ее читатели узнавали о ратных подвигах учителей — воинов действующей армии, партизан, медсестер. Подробно освещалась трудная борьба за всеобщее обязательное обучение всех детей в возрасте от 7 до 15 лет. Публиковались материалы о помощи фронту. Уже к лету 1942 г. была создана танковая колонна «Народный учитель». На деньги, собранные работниками детских домов и дошкольных учреждений, была сформирована эскадрилья «За счастливое детство» из 40 самолетов. Подшивка «Учительской газеты» — настоящая летопись боевой и трудовой славы педагогической интеллигенции страны в военные годы.
Если в 1941—1943 гг. массово-политическая работа проходила чаще всего в форме митингов, собраний, то в 1944—1945 гг. она стала значительно более разнообразной. Возобновили работу университеты марксизма-ленинизма. Популярными стали
конференции с докладами по общественно-политическим вопросам. Расширялась тематика лекций. Например, для профессорско-преподавательского состава и научных работников в 1944 г. было прочитано 11 307 лекций, в 1945 — 11 831, а в первый послевоенный, 1946 — 15 075 лекций. В самом крупном из профсоюзов, объединявшем работников начальной и средней школы РСФСР, в 1944 г. было прочитано 60 014 лекций и докладов на общественно-политические темы, работало 12 969 различных кружков с общей численностью 149 995 человек. Была восстановлена работа 18 областных и 85 районных Домов учителя [10].
Учителя, работники народного образования не только были объектом идейно-воспитательной работы, но и ее активными участниками. Они разъясняли положение дел на фронте, вопросы международной политики, рассказывали о героизме своих учеников, воинов Советской армии, о трудовых делах страны. Так, в июле 1943 г. на пленуме ЦК профсоюза работников начальной и средней школы Центра сообщалось, что на освобожденной от врага территории Орловской, Курской, Смоленской областей в роли агитаторов выступали более 1200 учителей. За пять месяцев учителя Орловской области прочитали 70 лекций, 932 доклада, 3054 по-литбеседы и 2802 громких читки газет, выпустили 1273 стенные газеты. Председателем Орловского областного комитета профсоюза в это время работала Варвара Филипповна Ляшкова, учительница г. Ельца, которая во время кратковременной немецко-фашистской оккупации спасла 33 раненых красноармейца и за свой подвиг была награждена орденом Красной Звезды [11].
Война наглядно, ярко показала высокий морально-политический дух советского учительства, всех советских педагогов. Звания Героя Советского Союза были удостоены Ф.В. Ванин (Горьковская область), А.Я. Верняев (Вологодская), М.Л. Войнов (Волгоградская), К.Л. Карданов (Кабардино-Балкарская АССР), А.П. Кузовников (Оренбург), З. Макаров (Удмуртская АССР), П.Т. Харитонов (Воронежская область). Героями Советского Союза стали воспитательница детского сада г. Воткинска Н.З. Ульяненко, воспитательница детского сада г. Калинина М.В. Смирнова, директор детского дома в Ульяновской области Н.Н. Вербин, заведующий учебной частью детдома г. Пензы С.В. Кузнецов (посмертно). Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено партизанам и подпольщикам профессорам П.М. Буйко (посмертно), Е.В. Клумову (посмертно), директору школы В.С. Могуненко (посмертно), студентам В.С. Омельянюку (посмертно), Н.В. Троян и другим.
В небольшом обзоре невозможно перечислить всех героев — просвещенцев. Но современные первичные профсоюзные организации могли бы проверить, установить, как сохраняется память о ратных делах героев, нацелить на изучение биографий краеведов, хранителей школьных, вузовских музеев.
Большего внимания заслуживают и ветераны педагогического труда времен Великой Отечественной войны. Их труд также был высоко оценен Родиной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1944 г. «За успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей в школах РСФСР» были награждены медалями и орденами Советского Союза 5228 учителей, воспитателей и других работников народного образования Российской Федерации. Награждения были осуществлены и в других республиках. За выдающиеся работы в области науки и техники, выполненные в годы войны, 315 работников вузов были удостоены звания лауреатов Государственной премии СССР. 6975 профессоров и преподавателей были награждены орденами и медалями [12, с. 56; 1, с. 197].
Список использованных источников
1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985.
2. Коржихина Т. П. Общественные организации СССР в 1917-1936 гг.: Уч. пособие. - М.: 1981. - 96 с.
3. Ленинский комсомол в Великой Отечественной войне. М., 1975.
4. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974.
5. Постановление III Всесоюзного съезда профсоюзов работников дошкольных учреждений и детских домов 23-26 ноября 1947 г. М., 1948.
6. Российский государственный архив. Ф.
Р-5462.
7. Справочная книга о профсоюзах. М.: Политиздат, 1968.
8. Учительская газета. 1941. 26 июня.
9. Учительская газета. 1945. 13 марта.
10. Учительская газета. 1945. 25 апреля.
11. Учительская газета. 1943. 31 июля.
12. Черняк С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: Историко-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984.
Выводы
Профсоюзы просвещенцев, работников высшей школы и научных учреждений вместе со всей страной, в семье советских профсоюзов с честью прошли через испытания войны. Они были надежной опорой партийных, государственных органов. В военные годы, несмотря на укрепление единоначалия, расширение полномочий и ответственности административных, распорядительных органов, общественные организации трудящихся, профсоюзные в том числе, продолжали в прежнем объеме, без каких-либо изменений и ограничений осуществлять свои функции. Война показала жизненность такой формы советского демократизма как работа профсоюзов, способствовала сплочению трудящихся в борьбе с опасным врагом.
Учителя, профессора и преподаватели военных лет, ученые, все те, кто был на фронте, в советском тылу и в тылу врага, свято верили в то, что на земле воцарится мир. Думается, что наступило время, когда, отдавая должное поколению, уходящему в историю, стоит подумать об увековечении вклада учителей, педагогов, просвещенцев в общую победу. НО
Spisok ispol'zovannyh istochnikov:
1. Velikaya Otechestvennaya vojna 1941-1945. Enciklopediya. — M.: Sovetskaya enciklopediya,
1985.
2. Korzhihina T. P. Obshchestvennye organizacii SSSR v 1917-1936 gg.: Uch. posobie. - M.: 1981. - 96 s.
3. Leninskij komsomol v Velikoj Otechestvennoj vojne. — M., 1975.
4. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naya shkola. Sbornik dokumentov 1917-1973 gg. — M.: Pedagogika, 1974.
5. Postanovlenie III Vsesoyuznogo s»ezda profsoyuzov rabotnikov doshkol'nyh uchrezhdenij i detskih domov 23-26 noyabrya 1947 g. — M., 1948.
6. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv. F. R-5462.
7. Spravochnaya kniga o profsoyuzah. — M.: Politizdat, 1968.
8. Uchitel'skaya gazeta. 1941. 26 iyunya.
9. Uchitel'skaya gazeta. 1945. 13 marta.
10. Uchitel'skaya gazeta. 1945. 25 aprelya.
11. Uchitel'skaya gazeta. 1943. 31 iyulya.
12. Chernyak S.A. Sovetskaya obshcheobrazovatel'naya shkola v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie. — M.: Pedagogika, 1984.