Научная статья на тему 'Профсоюзы и создание социально-политических условий для урегулирования социальных и трудовых проблем'

Профсоюзы и создание социально-политических условий для урегулирования социальных и трудовых проблем Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
160
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профсоюзы и создание социально-политических условий для урегулирования социальных и трудовых проблем»

человек труда, перестав верить в наши возможности, «выносил на улицы» свое несогласие.

Сегодня много говорят о создании гражданского общества, о его роли в развитии государства.

Корректные и продуктивные взаимоотношения профсоюзов, работодателей и государства - неотъемлемая часть гражданского общества, основа социальной стабильности и общественного прогресса. Через профсоюзы выявляются многие дефекты государственного устройства. Это организации общественные, объединяющие самую активную часть населения - трудящихся. Они - незаменимый помощник государства в формировании социально-экономической политики, в обеспечении соблюдения законных прав работников. С другой стороны, желание государства сотрудничать с профсоюзами во многом обеспечивает социальную стабильность в обществе, укрепляет доверие к власти со стороны людей труда. Очень емкой формулой суть взаимоотношений власти и профсоюзов в правовом государстве определил Президент России В. В. Путин на одной из встреч с профсоюзным активом: «Государство - гарант, профсоюзы - инструмент», имея в виду обеспечение соблюдения социально-трудовых прав граждан.

Быховенко В.С., зам. председателя федерации профсоюзов Ростовской области

ПРОФСОЮЗЫ И СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ПРОБЛЕМ

Федерация профсоюзов, являясь сторонником и активным участником системы социального партнерства, отстаивая интересы членов профсоюзов, использует все законные способы борьбы за социальные права трудящихся и определяет новые способы взаимодействия с работодателями и органами власти.

Объединение усилий сторон, администрации области, профсоюзов, союза работодателей позволило в непростых экономических и социальных условиях обеспечить определенное развитие в экономике области, росте уровня заработной платы и стабилизации безработицы.

За последние годы сделан серьезный шаг к тому, чтобы на территории области соглашения, коллективные договоры стали законом внутренней жизни, профсоюзы серьезно закрепились в законодательном поле. Это, безусловно, позитивные процессы.

В то же время совершенно очевидно, что на обострение социальной напряженности в обществе влияет безработица, низкий уровень жизни, немалую роль играет и переход на коммерческую основу здравоохранения, культуры, образования.

Невозможно умолчать о том, что появились новые собственники, проживающие в других регионах, которые ликвидируют предприятия или значительно сокращают производства, не думая о людях, всю жизнь прора-

ботавших на этом производстве. Наметились намерения отдельных собственников по ликвидации профсоюзных организаций.

Естественно жизнь не стоит на месте и ставит перед профсоюзами новые проблемы. «Россия - богатая страна бедных людей» эти слова Президента России В.В. Путина очень ярко и выпукло характеризуют ситуацию и очень точно оценивают состояние экономической и социальной политики правительства. А путь к преодолению бедности - это путь проведения справедливой социальной политики через достойную заработную плату, пенсию и стипендию, сохранение гарантированных социальных льгот.

На юбилейном саммите ООН в 2000 году мировые политические лидеры призвали сообщество наций к принятию целенаправленных и скоординированных действий, направленных на сокращение и, в конечном итоге, искоренение крайней бедности. 117 глав государств и правительств заявили: «Мы признаем, что люди планеты разными способами заявляют о насущной необходимости решения глубоких социальных проблем, особенно проблем бедности, безработицы и социальной изоляции, затрагивающих каждую страну. Наша задача состоит в том, чтобы устранить не только их коренные и структурные причины, но и их тревожные последствия для того, чтобы жизнь людей стала менее неопределенной и более безопасной»1.

Хотелось бы подчеркнуть, что механизмом социального взаимодействия и решения социально-экономических проблем гражданского общества служит социальная политика.

Социальная политика в научном плане - это взаимоотношения основных элементов социальной структуры общества (классов, социальных групп, общностей), связанные с сохранение и изменением социального положения населения в целом и его составляющих. К сожалению, часто бывает так, что социальную политику ограничивают только деятельностью государства, забывая о деятельности тех или иных субъектов общества, например таких наиболее влиятельных, как профсоюзы и объединения работодателей. Профсоюзы же исторически играли и играют важную роль в выработке и осуществлении социальной политики. Требования профсоюзов затрагивают не только интересы их членов, но и большинства граждан страны.

Как известно, один из объектов социальной политики - это социальнотрудовая сфера, отражающая единство и взаимозависимость трудовых и социальных отношений. Законодательство РФ наделяет профсоюзы достаточными правами в этой сфере, и прежде всего правами на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Профсоюзы определили свой путь активного участия в социальной политике, отвечающей духу времени, когда инициировали в 1991 г. развитие социального партнерства.

Профсоюзы - единственная организация работников, имеющая свои звенья на всех уровнях, начиная с организации, предприятия, учреждения. Органы общественной самодеятельности, которые могут представлять ра-

См.: Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, резолюция 55/2, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 г.

ботников организации при коллективных переговорах и заключении коллективных договоров.

Таким образом, установленное в Законе представительство профсоюзами интересов работников при выработке и заключении соглашений, позволяет обеспечить согласованность и скоординированность действий, единство позиций профсоюзов на всех уровнях, по всей вертикали, от генерального до территориальных соглашений и коллективных договоров. Оно также создает условия для обеспечения связи между соглашениями и коллективными договорами, когда последние учитывают договоренности, зафиксированные в соглашениях. Но это возможно тогда, когда в организации интересы работников представляют профсоюзы.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Именно в последнее десятилетие в России социальное партнерство утвердилось как способ формирования социальной политики и регулирования социально-трудовых отношений на основе договорных отношений их участников, которыми являются институты власти, профессиональные союзы, объединения работодателей.

Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

К принципам социального партнерства относятся, согласно ст. 24 Трудового кодекса РФ:

• равноправие сторон;

• уважение и учет интересов сторон;

• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

• полномочность представителей сторон;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

В Трудовом кодексе РФ в ст. 36 установлено, что система социального партнерства включает следующие уровни:

• федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

• региональный уровень, устанавливающий основ регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

• отраслевой уровень, устанавливающий основ регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

• территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

• уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

В соответствии со ст. 27 Трудового кодекса РФ социальное партнерство осуществляется прежде всего в формах:

• коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

• взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства.

Но, даже придя к соглашению по большинству вопросов, нельзя считать задачу выполненной. Необходимо добиться строго соблюдения достигнутых договоренностей: составить и согласовать планы мероприятий по реализации положений документа, обеспечить строгий контроль за выполнением всех его разделов. Только после этого соглашение, да и любое другое решение, можно считать вступившим в силу.

К сожалению, практика показывает, что соглашения порой слабо реализуются и являются, скорее, трехсторонними декларациями о намерениях, которые стороны не торопятся воплощать в жизнь. Они пока еще не восприняты управляющими структурами как юридически обязательный акт, невыполнение которого влечет санкции в отношении виновной стороны. Поэтому считаем, что следует установить порядок, при котором договоренности трех сторон, достигнутые на федеральном уровне, не могут игнорироваться при заключении региональных (территориальных) соглашений, а также коллективных договоров на предприятии.

Вот почему усилиями Федерации профсоюзов в 2003 году принят областной закон «О деятельности трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», который должен значительно поднять ее роль в разрешении социальных и трудовых проблем. В 2004 г. принято «Соглашение о сотрудничестве Законодательного Собрания Ростовской области и Совета Федерации профсоюзов Ростовской области».

Конечно, о полном совпадении интересов сторон говорить не приходится, да и вряд ли оно возможно среди представителей столь «полярных» социальных групп. По-прежнему переговорный процесс идет не просто. Явно просматривается стремление некоторых собственников подчинить возникающие проблемы финансовым возможностям производственной структуры, провести ревизию уже достигнутых договоренностей.

ОСОБЕННОСТИ СОГЛАШЕНИЙ Специфика России - в особой сложности формирования и функционирования среднего звена социального партнерства - регионально-

отраслевого. Ведь для страны характерны существенные различия условий производства и доходов между отраслями и внутри отраслей, а в еще большей степени эта разница заметна между регионами и даже муниципальными образованиями. В этой связи возрастает роль отраслевых (тарифных) соглашений, поскольку от них во многом зависит, насколько защищены социально-экономические права конкретных работников наемного труда. Прежде всего, это касается вопросов оплаты труда, соблюдения интересов работников при изменении формы собственности, участия трудового коллектива в принятии решений по вопросам акционирования, обеспечения занятости, переквалификации работников и др.

Практика первых лет деятельности Ростовской трехсторонней комиссии показала, как непросто достигался баланс интересов социальных партнеров. Постепенно всем стало ясно, что социальное согласие - это плод взаимных компромиссов, и работа комиссии начала входить в конструктивное русло. Сегодня формируется проект нового соглашения на 2005-2007 гг.

В целях развития и совершенствования системы социального партнерства Федерация профсоюзов сформировала в городах и районах области общественные Советы по координации деятельности первичных профсоюзных организаций, оказала помощь Союзу работодателей области по формированию его структур в муниципальных образованиях. В территориальных соглашениях и в коллективных договорах одним из основных вопросов является повышение уровня заработной платы, укрепление экономики предприятий, расширения возможностей социальной сферы и ЖКХ.

Этот вид соглашений исполняет роль связующего звена между областным соглашением и колдоговорами на каждом отдельном предприятии муниципального образования. Содержание этих соглашений конкретизируется в зависимости от социальных проблем в муниципальном образовании, требующих решения.

Совместными усилиями сторон социального партнерства необходимо поднять статус территориальных общественных объединений профсоюзов и работодателей на более высокий организационный уровень, повысить их значимость в принятии решений по социально-трудовым вопросам в районах и городах нашей области, укреплять их контакты с местными администрациями.

В конце марта 2004 г. Федерация профсоюзов впервые организовала и провела семинар-совещание с председателями общественных Советов по координации деятельности первичных профсоюзных организаций, главами и представителями муниципальных образований в городах и районах области по теме: «Взаимодействие профсоюзов и муниципальных органов власти».

Еще одна проблема - это вопрос урегулирования социально-трудовых отношений на предприятиях малого и среднего бизнеса. У нас в области их уже более 25 тысяч. И власть с одной стороны, и профсоюзы с другой - видят, что там идут бурные процессы роста и развитию малого предпринимательства следует уделять внимание.

Считаем, что здесь нормальной перспективой взаимоотношений и их основой могут стать ассоциации малых предприятий двух отраслевых видов: первая - объединяющая торгово-закупочные предприятия и сферы услуг, вторая - производственный сектор. На базе этих ассоциаций можно бы-

ло бы создавать объединенные профцентры и разрабатывать соглашения, направленные на защиту прав и интересов собственников и наемных работников. Все это тоже требует определенных изменений в действующем законодательстве. Начало этому процессу в Ростовской области уже положено.

Профсоюзы могут влиять на социальную политику через механизм социального партнерства, систему соглашений и колдоговоров, реализуя тем самым свое право на социальную защиту работников. Профсоюзы являются одним из субъектов осуществления социальной политики. Они имеют для этого правовую базу, соответствующие организационные формы, свои, присущие общественным организациям, методы работы и возможности.

Билалов М.И. зам. председателя Федерации профсоюзов Республики Дагестан

О РОЛИ И МЕСТЕ ПРОФСОЮЗОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Формирование гражданского общества рассматривается философами и политологами как наиболее перспективное направление развития страны, позволяющее активно приобщить народ к управлению и поставить властные структуры под контроль общественности. Подключение масс к управлению, осуществление ими общественного контроля во многих его направлениях (ранее - в больших, ныне - в меньших объемах и разновидностях) являются исконными функциями профессиональных союзов и поныне выступающих самой массовой общественной организацией.

Важность роли профсоюзов в гражданском обществе никем, в том числе и властью, не подвергается сомнению, более того она охотно декларируется. Однако с этими декларациями очень часто вступает в противоречие практическая деятельность федеральных органов власти, субъектов Федерации по формированию гражданского общества, по постепенному внедрению в общественную жизнь и развитию его атрибутов. В чем это проявляется по отношению к профсоюзам?

В режиме перечисления можно назвать:

1. Властью игнорируются или избирательно реализуются заявленные и закрепленные в различных законодательных и иных документах права профсоюзов в участии при принятии или экспертизе властных управленческих и законодательных решений не только по экономическим, но и социально-трудовым вопросам.

В качестве примеров можно привести многочисленные (в основном успешные) попытки Правительства РФ в ускоренном темпе протащить через Государственную Думу, Совет Федерации законопроекты, касающиеся важнейших вопросов жизни трудящихся, всего населения, их уровня жизни, правовой и социальной защищенности. В этом ряду - принятие Трудового Кодекса РФ, решения по государственному социальному страхованию, законы "О митингах и шествиях», «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.