ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА
М. С. Ионова
Данная работа посвящена проблеме организации профориентационного направления в деятельности психологической службы вуза. Актуальность проблемы определяется не только значимостью правильного выбора профессии для человека, но и наблюдающейся в последние годы тенденцией сокращения количества абитуриентов и необходимостью решения задачи привлечения выпускников в вуз.
В статье представлены подходы отечественных ученых к проблеме психологического сопровождения профессионального становления человека и проанализирован опыт создания специальных профориентационных центров на базе высших учебных заведений.
Психологическая служба как структура впервые появилась именно в сфере образования. Ее цель заключалась в помощи ребенку, испытывающему различные трудности. С именами Л. С. Выготского, П. П. Блонского и ряда других авторов связаны первые попытки практического использования психологических знаний в обучении и воспитании детей. Их идеи в конце 70-х гг. XX в. были положены в основу создания и развития психологической службы в отечественной системе образования.
В этот период отечественные педагоги и психологи обращаются к проблеме создания психологической службы в вузе как системы научно обоснованных организационных видов деятельности по внедрению достижений психологической науки в жизнь вуза. Данная служба направлена на оптимизацию деятельности всех подразделений и отдельных личностей, повышение эффективности выполнения стоящих перед вузом задач [6]. Первая подобная служба была создана в Казанском государственном университете в 1977 г. при кафедре педагогики и психологии. Н. М. Пейсахов объясняет необходимость создания психологической службы в вузе новыми требованиями к подготовке ! специалистов высшей квалификации. Новый этап социально-экономического развития общества в конце 70-х — начале
80-х гг. XX в. в мире потребовал от выпускников вуза помимо владения профессиональными знаниями, навыками и умениями еще и специальных способностей, умений и свойств личности, обеспечивающих: гиб-
кость и динамизм профессионального поведения; креативность в профессиональной деятельности; самостоятельность в поиске
и освоении новой информации и нового профессионального опыта; владение способностью принимать адекватные решения в «нестандартных» ситуациях в условиях дефицита времени; владение навыками оптимального взаимодействия с другими участниками производственного процесса и совместной деятельности в профессиональном коллективе [3].
Интенсивное становление психологической службы вуза в России осуществляется с начала 80-х гг. XX в. К 90-м гг. XX в. накоплен значительный опыт в данной области, определены основные направления деятельности психологической службы. Это психологическая диагностика, психологическое консультирование преподавателей и студентов, организация тренинговых занятий и ролевых игр, психологическая профилактика. Деятельность данной службы также предполагает профотбор, исследование развития личности студента, пути предупреждения неуспеваемости, ускорение адаптации первокурсников, формирование у выпускников готовности к труду, психологические вопросы методики преподавания, компьютеризации обучения и ряд других направлений [б].
В настоящее время происходит переосмысление места практической психологии в образовании и расширение области применения практических знаний психологов. Психологическая служба официально признана одним из элементов государственной системы образования и находится в стадии совершенствования. Осуществляется поиск новых моделей и направлений деятельности практического психолога. Одним из таких направлений, недостаточно разработанных на
20
© М. С. Ионова, 2011
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 2
сегодняшний день в теории и практике психологической службы вуза, является профориентация потенциальных студентов (выпускников общеобразовательных школ, профессиональных училищ, среднеспециальных учебных заведений).
Следует отметить, что в психологической литературе проблема психологического сопровождения профессионального становления человека разработана достаточно хорошо. Однако авторы в большинстве случаев описывают технологию работы психолога со студентами, людьми, уже выбравшими ту или иную профессию и обучающимися в вузе.
Так, в монографии Э. Ф. Зеера отдельный параграф посвящен психологическому сопровождению профессионального образования. Автор пишет о необходимости включения в обязательную учебную программу каждого вуза курса «Психологии профессий»: «...введение такого учебного предмета в профессиональной школе существенно обогатит профессиональную культуру будущих специалистов, будет способствовать их профессиональному самоопределению и формированию профессионального сознания, станет фактором психологически обоснованного проектирования ими своей профессиональной биографии» [1]. Э. Ф. Зеер описывает технологию психологического сопровождения на стадии профессионального образования, т. е. на различных этапах обучения в вузе.
Е. П. Кринчик в статье «К вопросу о психологической поддержке профессионального становления психолога в процессе обучения на факультете психологии МГУ» обращается к проблеме дефицита профориентирующей информации на всех этапах профессионального выбора. Автор отмечает, что своевременное обеспечение студентов профориентирующей информацией, возможность индивидуальных профконсультаций на всех этапах их профессионального самоопределения и оптимизацию условий профессионального выбора следует отнести к проблемам, в решении которых могла бы принять участие служба психологической помощи [2].
Соглашаясь с данными авторами, в то же время нельзя не отметить, что в профориентирующей информации и индивидуальных профконсультациях особенно остро нуждаются молодые люди, планирующие поступать в вуз. Именно на этом этапе жизненного пути человек, оказавшийся без помощи специалиста, может легко ошибиться с выбором профессии. Среди типичных ошибок, допускаемых молодыми людьми, психологи называют: недостаточный объем знаний о суще-
ствующих профессиях; неумение разбираться в себе, в своих интересах, склонностях, способностях; выбор профессии без учета своих возможностей, под влиянием родителей и друзей; увлечение внешней стороной профессии и ряд других.
Безусловно, профориентационное направление относится к основным в деятельности школьного психолога (психолога, работающего в ПУ, сузе) и, казалось бы, проблема профориентации выпускников должна быть решена этими специалистами. Однако на практике это не всегда возможно по ряду объективных причин. Во-первых, не во всех указанных учебных заведениях в настоящее время работают психологи. Данная проблема актуальна даже для городов. Значительно более сложная ситуация сложилась в сельской местности. Во-вторых, психолог, работающий с выпускниками, проведя диагностику их профессиональных интересов и склонностей, подчас просто не обладает достаточными сведениями и не может предоставить исчерпывающую информацию о существующих факультетах, отделениях и специальностях вузов. Более эффективную помощь в решении этого значимого для каждого человека вопроса может оказать сотрудник психологической службы вуза, владеющий всей необходимой информацией.
В России в настоящее время уже имеется опыт создания специальных профориентационных центров на базе высших учебных заведений. Примером может послужить центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. ЦТР «Гуманитарные технологии» также имеет ряд региональных представительств на территории России и б странах ближнего зарубежья. Большинство из них функционируют на базе вузов и су зов [7].
Профориентационный центр «Перспектива» при Пятигорском государственном лингвистическом университете также помогает молодым людям определиться с выбором профессии и учебного заведения [4]. Подобный центр создан в Томском государственном архитектурно-строительном университете при факультете довузовской подготовки и многих других высших учебных заведениях [5].
В профориентационных центрах старшеклассники проходят комплексное компьютерное обследование, направленное на диагностику интересов, способностей и личностных качеств. По итогам компьютерного тестирования клиенту рекомендуют подходящие направления профильного обучения в
Серия -«Психологические науки»
21
старшей школе; предлагают список наиболее подходящих профессий. Кроме того, учащийся получает интерпретации результатов, соответствующие рекомендации и подбор тренингов [7].
Данные, полученные в ходе наблюдения и беседы, также позволяют психологу сориентировать клиента, в каком направлении лучше продолжать обучение. В ходе консультации психолог может порекомендовать клиенту развивающие программы, направленные на работу с теми качествами, которые потребуются в будущей профессиональной деятельности.
Необходимость создания подобных центров при высших учебных заведениях не только столицы, но и других городов нашей страны очевидна и доказана. Особая актуальность данной проблемы обусловлена наблюдающейся в последние годы тенденцией сокращения количества выпускников и, соот-
ветственно, абитуриентов. Возрастает конкуренция между вузами. В данных условиях создание профориентационного центра помимо уже перечисленных задач будет способствовать и решению задачи привлечения выпускников в вуз.
Таким образом, деятельность психологической службы вуза может и должна выходить за рамки работы со студентами и преподавателями. Одним из перспективных направлений на сегодняшний момент является профориентация выпускников — молодых людей, планирующих поступать в высшие учебные заведения. Своевременно и грамотно проведенная профориентация поможет старшеклассникам принять одно из главных решений в жизни — выбрать профессию, соответствующую их интересам и возможностям, будет способствовать успешному становлению личности и дальнейшему профессиональному развитию в период обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — М. : Академ, проект;
Екатеринбург : Деловая книга, 2003. — 336 с.
2. Кринчик Е. П. К вопросу о психологической поддержке профессионального становления психолога в процессе обучения на факультете психологии МГУ / Е. П. Кринчик // Вестн. МГУ. — 2004. — N° 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.flogiston.ru/ articles/labour/krinchik_msu. — Загл. с экрана.
3. Проблема психологической службы в высших учебных заведениях : сб. науч. ст. / отв. ред. Н. М. Пейсахов. — Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1981. — 238 с.
4. Профориентационный центр «Перспектива» при Пятигорском государственном лингвистическом университете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pglu.ru/freetime/ psychology/perspektiva.php. — Загл. с экрана.
5. Профориентационный центр при Томском государственном архитектурно-строительном университете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tsuab.ru/STRUCTURE/ DEPARTMENT/ 1_FDP/po_centr.html. — Загл. с экрана.
6. Психологический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.
psihotesti.ru. — Загл. с экрана.
7. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Профориентация учащихся и
абитуриентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.proforientator.ru/cons/
seans2.html#seans. — Загл. с экрана.
Поступила 14.04.10.
22
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | JМд 2