дическое сопровождение деятельности специалистов. Сотрудниками центра разработаны электронные комплекты материалов: «Методическое обеспечение постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Методическое обеспечение подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Методическое обеспечение подготовки несовершеннолетних матерей из числа воспитанниц и выпускниц органи-
заций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В них представлен опыт работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кемеровской области; методические разработки мероприятий, программы, проекты и пр.
Таким образом, организованная в регионе деятельность способствует решению проблем организации постинтернатного сопровождения и социально-профессиональной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА «СТО ДОРОГ — ОДНА МОЯ»
А. В. Девяткина, заместитель директора лицея № 111, г. Новокузнецк М. А. Костина, учитель начальных классов
Представление детей о выборе профессии меняется много раз в течение всех лет обучения в начальной школе. Большую помощь в раскрытии интересов детей и в определении их склонностей к определенному виду деятельности оказывает реализация проекта по профориентации «Сто дорог — одна моя». Идея проекта — формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, создание реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В этом проекте принимают участие обучающиеся четырех школ Кузбасса: Кемерова, Новокузнецка, Топкинского района, Прокопьевска. Они являются пилотными площадками реализации проекта.
Цель нашей работы — постепенное формирование у обучающихся умения осознанно планировать, корректировать и реализовы-вать перспективы своего развития, выработка у школьников сознательного отношения к труду. Задачи данного проекта: познакомить учащихся с миром существующих и будущих профессий, изучить профессиональные интересы, способности, мотивационную деятельность младших школьников (через диагностику), познакомить их с правилами выбора профессии, развить интеллектуальность, творческие способно-
А. В. Девяткина
М. А. Костина
сти детей, формировать у них устойчивые интересы к профессиональной деятельности. Ожидаемые результаты: обучающиеся познакомятся с миром современных профессий, школьники получат возможность с учетом своих интересов выбрать одну или несколько наиболее значимых для них профессий, благодаря профориентаци-онным играм, выполнению поручений, экскурсиям, посещению мастер-классов. Дети получат на практике (через трудовые мини-пробы) возможность понять особенности разнообразных профессий.
Как правильно организовать работу по профориентации? С чего начать?
1. Пройдено обучение педагогов всех четырех пилотных площадок Кузбасса на курсах повышения квалификации в г. Кемерово.
2. Совместно разработана профориентаци-онная «Дорожная карта» как план мероприятий по профориентации с ежеквартальным отчетом в г. Кемерово.
3. В каждом общеобразовательном учреждении, началась реализация межведомственного проекта «Сто дорог — одна моя».
Проект «Сто дорог — одна моя» рассчитан на 10 лет. Но все начинается с младших школьников. При знакомстве с детьми в 1-м классе мы узнаем об их интересах, увлечениях, достижениях. Помогает нам получить эту важную информацию портфолио наших первоклассников. У нас есть интересная страничка в портфолио «Я б в профессию пошел — пусть меня научат». Четыре раздела включают творческие отчеты детей по классам: 1-й класс—«Кем я хочу стать» (рисунки, поделки, в рамках выполнения поручений в классе — выявление интереса к разным профессиям), 2-й класс — «Если я был бы волшебником — кем бы я стал» (диагностика, сочинения), 3-й класс — «Кем я хочу стать» (диагностика, методика «Незаконченные предложения»), 4-й — класс «Мои волшебные секреты достижения своей мечты» (сборник моих мыслей о том, кем я хочу стать). В конце учебного года мы проводим конкурс на самое творческое портфолио.
Родители — наши активные участники и помощники. Они оказывают сильное влияние на выбор профессии детьми: советом и рекомендациями при построении профессионального плана, авторитарно решают вопросы выбора профессии или учебного заведения, отдают решение данного вопроса полностью в руки ребенка. В любом случае родителям необходима информация по вопросам профориентации. Благодаря пониманию родителями важности работы по профориентации мы реализуем курс «Путешествие в мир профессий» (в рамках внеурочной деятельности).
Организованная и качественно проведенная работа с родителями по профессиональному просвещению и информированию поможет согласовать представления детей и родителей о профессиональном будущем. Одной из основных форм работы с семьей по профориентации являются родительские собрания. На собраниях в формате круглого стола можно обсудить:
• профессиональные интересы и склонности детей, методы и способы их изучения и развития;
• правила выбора профессии;
• факторы, оказывающие влияние на выбор профессии;
• типичные ошибки, которые совершают родители и дети, определяя дальнейший жизненный путь;
• пути получения профессионального образования;
• состояние здоровья и его роль при профессиональном выборе;
• ситуацию на рынке труда;
• роль родителей при формировании обоснованного профессионального плана детьми.
Родительское собрание профориентационной направленности — это форма предоставления важной информации родителям по вопросам профессионального самоопределения детей. Родительские собрания организуются и проводятся с целью просвещения и информирования родителей по различным аспектам профориентации молодежи. Основными задачами собраний проф-ориентационной направленности являются:
• формирование у родителей желания помочь ребенку в выборе профессии, в построении личного профессионального плана, активизация родительской позиции;
• формирование у родителей понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии детьми;
• обучение стратегии выбора профессии;
• осознание проблем, связанных с профессиональным самоопределением ребенка и поиск совместных путей их решения.
Первое родительское собрание в первом классе в рамках проекта было проведено по теме «Мир профессий глазами младшего школьника». Цель — профессиональное просвещение родителей по вопросам ранней профориентации. Задачи — познакомить с возрастными особенностями младших школьников; рассмотреть основные формы и методы ранней профориентации; информировать родителей о их роли и задачах в профориентации младших школьников. На собрании с родителями обсуждались вопросы:
1. Возрастные особенности младших школьников.
2. Ранняя профориентация: цели, задачи, формы и методы.
3. Роль родителей в формировании профессиональных интересов и склонностей ребенка, в изучении мира профессий. Обратная связь (обмен опытом, родительские примеры).
4. Ответы на вопросы, индивидуальное консультирование родителей.
На родительском собрании было принято решение создать фильм о мечте ребенка «Кем я хочу стать?», где мы познакомимся с первичными представлениями о профессиях при поступлении в лицей и до окончания начальной школы (1-4-й классы). Ежегодный выпуск фильма помо-
жет понять, как меняются представления детей о профессиях с расширением знаний о них. Четыре вопроса в фильме для детей: кем ты хочешь стать? откуда ты узнал об этой профессии? каким нужно быть, чтобы выбрать эту профессию? что нравится в этой профессии?
Благодаря фильму мы можем видеть траекторию знакомства с профессиями, как меняется мировоззрение ребенка от первичных представлений о профессиях до осмысленного понимания, кем он хочет стать и что для этого должен сделать. Мы в проекте с января 2018 года в нашей копилке уже два фильма.
Система работы по профориентации организуется в рамках социального партнерства:
1. Учреждения дополнительного образования: Дворец творчества им Н. К. Крупской. Наши лицеисты еженедельно посещают интересные мастер-классы, кружки.
2. Центр занятости населения, который помогает организовать работу по профориентации с родителями в формате родительских собраний, круглых столов, мастер-классов с детьми. Наше сотрудничество с центром носит системный характер, сотрудники помогают нам в организации интересных часов общения не только в лицее, но и приглашают нас на познавательные встречи с представителями разных профессий.
3. Профориентационный центр «Орион».
4. Учреждения культуры города.
В рамках внеурочной деятельности мы ввели урок по профориентации «Путешествие в мир профессий». Автором методического комплекта является доктор педагогических Ольга Юрьевна Елькина, профессор, зав. кафедрой педагогических технологий начального образования и психологического развития ребенка Кемеровского государственного университета [2]. В 2019/20 учебном году наши третьеклассники продолжают изучать в рамках внеурочной деятельности курс «Путешествие в мир профессий».
Работа по профориентации требует систематического подхода. Мы проводим часы общения, посвященные многообразному миру профессий «Мир профессий глазами детей», викторины «Угадай профессию», «Профессия на выбор». В 2019/20 учебном году мы принимали участие во всероссийском проекте «Школы Москвы — школам России». Наш лицей был одной из площадок этого проекта. Совместно с нашими социальными партнерами организовали игру «Кванториум профессий». Поделились опытом с нашими коллегами.
Правильно организованная, методически и информационно обеспеченная и проведенная
компетентным в вопросах профориентации специалистом работа будет способствовать:
• повышению уровня информированности родителей по вопросам профориентации;
• созданию благоприятной атмосферы поддержки и сотрудничества, которую обеспечивают педагоги, психологи, специалисты и родители при профессиональном самоопределении учащихся;
• активному вовлечению родителей в процесс профессионального самоопределения учащихся.
Показателями эффективности такой работы могут служить:
• более активное участие родителей в процессе профессионального самоопределения их детей;
• снятие эмоциональной напряженности, вызванной недостаточной информированностью, сложностью выбора в сложившихся экономических условиях;
• рост уровня сформированности обоснованных профессиональных планов учащихся выпускных классов.
Планомерная, целенаправленная деятельность, совместные усилия педагогов, родителей, различных специалистов позволят учащимся сориентироваться в мире профессий, найти свое место в нем и стать активным членом общества, конкурентоспособным специалистом на рынке труда. Работа по профориентации с детьми уникальна, это, прежде всего, развитие личности ребенка: через мини-пробы, трудовую деятельность, расширение кругозора о мире профессий. Число участников проекта «Сто дорог — одна моя» увеличивается с каждым учебным годом.
2017/18 уч. год — 55 обучающихся (1-е классы).
2018/19 уч. год — 120 обучающихся (1-е и 2-е классы).
2019/20 уч. год — 210 обучающихся (1, 2, 3-и) классы.
Исходя из общей цели профориентации, следует считать, что одним из основных показателей эффективности профориентационной работы со школьниками является уровень сфор-мированности обучающимся профессионального самоопределения. Нам важны составляющие этого показателя: потребность в учебном и общественно полезном труде; первоначальное представление о наиболее доступных профессиях; наличие доступных элементов труда по разным профессиям; первоначальный интерес ребенка к профессии. Благодаря реализации долгосрочного профориентационного проекта «Сто дорог — одна моя»» при совместной
работе педагогов и родителей у обучающихся формируются устойчивые интересы профессиональной деятельности. Мы видим, как наши дети сегодня, владея большей информацией о мире профессий, имеют возможность выбирать более осознанно профессиональную деятельность, ориентируясь на свои интересы и способности.
1. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб, 2006.
2. Елькина О. Ю. Путешествие в мир профессий: пособие для родителей учащихся 1-4-го классов. — М.: Академия, 2012.
3. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самооопре-деление и профессиональная ориентация учащихся. — М.: Академия, 2013.
4. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. — Москва: Просвещение, 2007.
5. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе / сост.: З. В. Горбачева, О. Н. Кащеева, Т. Н. Кузьмина, М. Н. Хахунова. — Ярославль: Ресурс, 2004.
ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ К ВОСПИТАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Е. А. Калина, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 34, г. Кемерово
Термин «профессиональное воспитание» впервые появился в нашей стране в 60-е годы прошлого века. Под ним подразумевалось формирование личности будущего работника, развитие его интереса к профессии и других профессионально важных качеств. Михаил Рожков выделил три критерия профессионального воспитания:
• «сформированность профессиональной идентичности: осознанность принадлежности к своей профессии, к определенному профессиональному сообществу, принятие себя как профессионала.
• социально-профессиональная ответственность — перед профессиональным сообществом и перед обществом в целом.
• усвоение профессионально-нравственных основ. Любая профессия носит в себе этический, моральный компонент» [1].
У каждого взрослого человека есть своя история выбора профессии. Анализ жизненных ситуаций, данные статистики дают основание утверждать, что к этому выбору далеко не все подходили взвешенно.
Вот только некоторые цифры, которые позволяют задуматься:
• 30 % людей к выбору профессии пришли благодаря тому, что с детства их ориентировали с опорой на способности и желания; принятие решения родители оставляли за детьми;
• 50 % людей определялись к концу школьной жизни; из них у половины выбор был обусловлен решением родителей (большинство из них не испытывает по этому поводу благодарности); многие не стали работать по полученной специальности; есть отдельные случаи, когда выбор
вуза и факультета был обусловлен лишь подходящим набором баллов для поступления;
• только 20 % людей работают по той профессии, к которой готовились в юности;
• 20% людей вообще не сформировали понимание своего предназначения.
Это данные опроса взрослого населения (2018 год) [2].
А вот данные центра профориентации и самоопределения школьников ИСМО РАО:
• 58,2 % старшеклассников за четыре месяца до окончания школы еще не делают свой выбор профессии, точно не знают, где будут учиться и работать после окончания школы;
• около 70 % людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей по причинам «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому».
• 50 %, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда;
• 67 % не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и не владеют умениями анализировать свои возможности в профессиональном выборе;
• 45 % студентов плохо представляют сущность выбранной профессии;