«Профессиональная ориентация»
2017, №2
Электронный
научный журнал
Л. А. Кудряшова
ГАПОУ СО «Энгельсский механико-технологический техникум», г. Энгельс, Россия
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Комплексный подход к профориентационной работе включает:
- информационный подход: обеспечение необходимой информацией о современных профессиях на рынке труда, учебном заведении, организациях предоставляющих рабочие места и т.п.;
- диагностико-консультационный подход: установление соответствия наклонностей абитуриента конкретной профессии путём анкетирования;
- развивающий подход: формирование знаний, необходимых для овладения профессией и успешного трудоустройства;
- активизирующий подход: возможность в игровой форме попробовать себя в нескольких областях и более осознанно сделать правильный выбор профессии [1].
ГАПОУ СО «Энгельсский механико-технологический техникум» в рамках своих возможностей осуществляет профориентационную работу на основе информационного подхода, включающего профинформацию ((профессиональное просвещение) и профконсультацию.
Профессиональное просвещение проводится во время встреч педагогов техникума со школьниками и их родителями, в ходе которых их информируют о востребованных профессиях на рынке труда, о профессиях, которым обучают в техникуме, условиях поступления и получения образования, возможностях трудоустройства.
В процессе профконсультации специалисты техникума в результате собеседования стараются установить соответствие склонностей школьника специфическим требованиям выбранной ими профессии.
Работа техникума по профориентации включает следующие этапы:
- организационный этап: утверждение перечня профессий и специальностей, по которому будет проводиться подготовка в текущем году; определяются школы и производится закрепление педагогических работников за каждой конкретной школой; создаются группы студентов, которые будут задействованы в агитационной работе; изготавливаются информационные проспекты;
- информационно-аналитический этап: сбор информации о количестве учеников в 9-х классах, уровне их успеваемости, в ходе беседы
ISSN 2411-2550
63
www.poiournal.ru
«Профессиональная ориентация»
2017, №2
Электронный
научный журнал
с классными руководителями выясняются особенности школьников, их планы относительно выбора будущей профессии и места учёбы;
- непосредственную работа с обучающимися и их родителями:
- выезды в школы, беседы со школьниками;
- посещение родительского собрания, приглашение родителей посетить техникум, посещение квартир потенциальных абитуриентов;
- ежегодно проводятся «Дни открытых дверей», проводятся экскурсии по учебным кабинетам, мастерским, музею. Студенты, обучающиеся по профессии «Повар, кондитер» кормят школьников приготовленным ими студенческим обедом, а студенты, обучающиеся профессии «Парикмахер» всем желающим предлагают сделать прическу. Ну а если кого-то их гостей заинтересовал процесс сварки, то под руководством мастера производственного обучения он может поучаствовать в этом процессе;
- этап создания привлекательного образа техникума: реализуется на протяжении всего учебного года посредством участия студентов техникума в спортивных мероприятиях, конкурсах мастерства, различных акциях, выезда агитбригады техникума в школы города;
- этап работы приемной комиссии: организация целенаправленной работы с поступающим контингентом.
Отрицательным моментом профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный подход к личности выбирающего профессию; в основном используются словесные методы без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой [2]. Немало случаев, когда студент, проучившись некоторое время, убеждается в неправильном выборе профессии, теряет к ней интерес и, либо уходит из учебного заведения, либо продолжает учиться, не заботясь о качестве своего образования. По-видимому, необходима такая профориентационная система, которая бы объединила школу, учебное заведение, работодателей, возможно психологов, и сочетала бы в себе все вышеперечисленные подходы, что, несомненно, будет способствовать тому, чтобы школьники могли совершать осознанный, объективный выбор, позволяющий максимально раскрыть свой потенциал в труде, осуществляя деятельность, востребованную в обществе и имеющую для них смысл.
Библиографический список
1. Пиликян К. Г. «Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра». http://in-exp.ru.
2. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы / В. Г. Милославский, Н. Х. Алиева, С. М. Соловьев, О. Д. Компилецкая и др. // Молодой ученый. 2016. №7. С. 905-911.
^БЫ 2411-2550 64 www.poiournal.ru