httpS://doi.ora/10.52944/P0RT.2024.59.4.002 Научная статья
jgypj)
Профориентационная деятельность как фактор повышения значимости созидательного труда в системе ценностных ориентиров школьников
2
И. Ю. Фроленкова1, К. Г. Кузнецов1, 2н, А. В. Ермолаева1
1 Российская академия образования, Москва, Российская Федерация Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»,
Москва, Российская Федерация н [email protected]
Аннотация
Введение. Современные экономические и социальные вызовы обусловили повышенное внимание к факторам, влияющим на формирование ценностных ориентиров, в частности на ценность созидательного труда, в содержании профориентаци-онных программ.
Цель. Определить условия, способствующие повышению значимости ценности созидательного труда у обучающихся общеобразовательных школ в процессе профо-риентационной работы.
Методы. Использованы методы сравнительного и обобщающего анализа научных публикаций по теме исследования. Для обработки результатов тестирования применены методы корреляционного и факторного анализа.
Результаты. Исследование показало, что участие в профориентационных программах, включающих профессиональные пробы, экскурсии, внеурочные занятия и профориентационную диагностику, повышает значимость созидательного труда в восприятии учащихся, создавая предпосылки для ценностно-целевого единства профориентационной деятельности.
Научная новизна. Установлена связь между ценностью труда в обществе и его уровнем благосостояния: общества с более высокой значимостью созидательного труда показывают более высокие экономические результаты. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для организации профориентационной и воспитательной работы в общеобразовательных школах.
Ключевые слова: ценностные ориентиры, ценность труда, созидательный труд, отношение к труду, профориентация, профессиональное самоопределение, про-фориентационный минимум
Для цитирования: Фроленкова И. Ю., Кузнецов К. Г., Ермолаева А. В. Профориентационная деятельность как фактор повышения значимости созидательного труда в системе ценностных ориентиров школьников // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 4. С. 29-41. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.59.4.002
Статья поступила в редакцию 30 августа 2024 г.; поступила после рецензирования 13 сентября 2024 г.; принята к публикации 16 сентября 2024 г.
© Фроленкова И. Ю., Кузнецов К. Г., Ермолаева А. В. Vocational Education and Labour Market. Vol.12 No. 4 / 2024 29
Original article
Career guidance as a factor in enhancing the value of creative labor in the value system
Irina Yu. Frolenkova1 , Kirill G. Kuznetsov 1,2 M, Anzhella V. Ermolaeva1,
1 Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation 2 Center for Testing and Development "Human Technologies",
Moscow, Russian Federation K [email protected]
Abstract
Introduction. Current challenges, both economic and social, highlight the factors that influence the formation of value orientations, particularly the value of creative labor in the content of career guidance programmes.
Aim. To determine the factors that contribute to the increased value placed on creative labour by students in comprehensive schools during career guidance programmes. Methods. This study used comparative and generalised analyses of existing scientific publications on the topic of the research. The methods of correlation and factor analysis were used to process the test results.
Results. Research data indicates that students' perception of the importance of creative labor is enhanced through participation in career guidance programmes that systematically incorporate professional tryouts, guided tours, extracurricular activities, and career guidance diagnostics. This creates the conditions for a value-based unity within career guidance activities.
Scientific novelty. The research identified a correlation between the value of labour in a society and its level of prosperity. Societies and communities where members highly value creative labour demonstrate superior economic performance. Practical significance. The results of the study can be used for organising career guidance and educational work in comprehensive schools.
Key words: value orientations, the value of labour, creative labour, labour attitude, career guidance, professional self-determination, career guidance minimum
For citation: Frolenkova, I. Yu., Kuznetsov, K. G., & Ermolaeva, A. V. (2024). Career guidance as a factor in enhancing the value of creative labor in the value system. Vocational Education and Labour Market, 12 (4), 29-41. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2024.59.4.002
Received August 30, 2024; revised September 13, 2024; accepted September 16, 2024.
Введение
Структурная перестройка экономической модели, необходимость обеспечения технологического суверенитета, дефицит специалистов, особенно рабочих профессий, обеспечение безопасности общества, обеспечение доступа к информации - это далеко не полный перечень вызовов современной России. Ключевым фактором, способным дать ответ на эти вызовы, является готовность каждого гражданина активно участвовать
в их преодолении. От того, насколько эффективно поддерживается развитие психологических механизмов, способствующих такой вовлеченности, зависит качество жизни всего общества.
Согласно проведенным исследованиям существует связь между благосостоянием общества, экономическим развитием государства и культурными особенностями нации (Аузан, 2024; Снеговая, 2011). Одна из культурных особенностей, которые, по мнению авторов, влияют и на результат профессиональной деятельности, и на общее благосостояние, -это наличие ценности созидательного труда у членов общества. Экономические успехи государств (исторический анализ это подтверждает) зависят от того, какими ценностными ориентирами они обладают. Те государства, в которых ценность созидательного труда выше, демонстрируют более высокие экономические результаты. Ценность созидательного труда обозначена также в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»1 в качестве одного из важных ценностных ориентиров. В связи с этим важно научное осмысление понятия ценности созидательного труда. Выявление условий, влияющих на повышение значимости ценности созидательного труда у обучающихся общеобразовательных школ в контексте профориента-ционной работы, является целью настоящего исследования.
Методы
В качестве основного инструмента исследования был использован тест-опросник, разработанный Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (www.proforientator.ru), направленный на выявление особенностей ценностных ориентиров обучающихся. Методологической базой стали работы M. Rokeach (1973), Д. А. Леонтьева (1992), И. Г. Сенина (1991). Опросник получил название «Ценностные ориентиры» и включил в себя четыре шкалы:
Отношение к другим: индивидуализм - ценность отношений: шкала оценивает отношение человека к другим людям, значимость и ценность взаимодействия с ними, установления взаимопонимания, отношений дружбы и поддержки;
Отношение к изменениям: поиск определенности - вера в изменения: шкала оценивает отношение человека к переменам, его веру в собственные силы и способность влиять не только на события своей жизни, но и на происходящее в мире и обществе;
Отношение к знаниям: ориентация на практику - ориентация на теорию: шкала оценивает отношение человека к теоретическим знаниям и концепциям, фундаментальному образованию, желание глубоко погружаться в изучаемый материал, размышлять и анализировать, решать сложные задачи, степень значимости для него освоения только практических навыков.
Отношение к труду: ценность потребления - ценность труда: шкала оценивает, насколько для человека значимо и ценно заниматься
1 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». http://publication.pravo.qov.m/Document/View/0001202211090019
каким-либо полезным делом, прикладывать усилия, добиваться значимого результата, который можно оставить после себя. Для целей нашего исследования эта шкала наиболее актуальна.
Примеры вопросов-утверждений:
Каждый в жизни должен
• успеть сделать что-то полезное и много работать.
• пожить по-человечески, пользуясь благами, которые уже созданы.
• трудно сказать определенно.
Для меня хороший день, это когда удалось
• сделать много нужных дел.
• хорошо и интересно провести время.
• затрудняюсь ответить.
Я могу спокойно отдыхать, только если перед этим сделал(а) все необходимые дела.
• Да, верно.
• Трудно сказать определенно.
• Нет, неверно.
Во всех вопросах представлена дихотомия: ценность труда - ценность отдыха, развлечения.
Для выявления психометрических свойств проводилась апробация опросника на репрезентативной выборке 133 человека: 39 юношей и 94 девушки (значимых различий между юношами и девушками нет).
По результатам апробации из 23 вопросов удалось выделить девять, показавших оптимальные психометрические характеристики (Шмелев, 2013), соответствующие требованиям к разработке тестов (табл. 1.).
Таблица 1 / Table 1
Расчет согласованности вопросов Calculating the consistency of issues
Альфа Кронбаха Альфа Кронбаха, основанная на стандартизо- Количество вопросов
ванных пунктах
Апробационная версия 0,668 0,696 23
Итоговая версия 0,538 0,555 9
На момент исследования не было возможности валидизировать опросник через наблюдение за учащимися. Это, как и внешняя оценка проявления данной ценности, является предметом будущих исследований. Сопоставление с опросниками, психометрические нормы которых не отвечают требованиям либо не обновлялись последние несколько лет, не представляет значимости.
Следующим шагом стало использование методики в профориентаци-онном проекте «Билет в будущее»1, целью которого является формирование готовности к профессиональному самоопределению. Факторный и кластерный анализ проводились на основе результатов диагностики
1 Письмо Минпросвещения России от 25.04.2023 N ДГ-808/05 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации проекта "Билет в будущее" по профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы общего и среднего общего образования", утв. Фондом Гуманитарных Проектов 19.04.2023). https://iegaiacts.ru/doc/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-25042023-п-с1д-80805-о-парш1епи
33 746 школьников из всех регионов РФ, проведенной в рамках этого проекта 2022 году.
Методы анализа. Для вычислений использовались две программы: SPSS 26 и R Studio. Корреляционный анализ: корреляции Пирсона (пакет R). Методы факторного анализа: terated commonalities (MINRES), вращение cluster (пакет R); алгоритм максимального правдоподобия, вращение varimax (SPSS). Двухэтапный кластерный анализ в SPSS (Two Step Cluster Analysis).
Результаты и обсуждение
Уточнение понятий
Прежде чем рассматривать категорию «созидательный труд», важно определиться с пониманием самого труда, который имеет различные трактовки.
1. Под понятием «труд» может подразумеваться способность человека совершать усилие («без труда не выловишь и рыбку из пруда»), что можно отнести к общеупотребимому пониманию данного слова. В этом случае для школьника труд (в основном) - это обучение, выполнение домашних и общественных обязанностей и т. д.
2. В нормативных документах, в том числе в Конституции Российской Федерации, труд — это форма профессиональной деятельности: «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации»1. Обучение в этом случае не будет собственно трудом, скорее оно будет подготовкой к трудовой деятельности.
3. Труд как форма деятельности - «целенаправленная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, которые удовлетворяют как индивидуальные, так и общественные потребности»2.
Категория «ценность труда» имплицитно содержит понятие значимости труда как деятельности. Контексты восприятия труда могут быть разными. Так, А. Л. Темницкий предложил использовать для определения ценности труда классификацию, разработанную М. Рокичем (Rokeach, 1973, Темницкий, 2017), и разделить ценностные ориентиры применительно к трудовой деятельности на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности (ценности-цели) - такие как свобода, семья, труд - применительно к сфере трудовой занятости относятся скорее к профессиональной самореализации личности. Инструментальные же ценности (цели-средства) связаны с вознаграждением, условиями труда. В этом смысле одним из существенных критериев различия одного от другого может выступать роль финансового вознаграждения.
Терминальность в отношении к труду означает, что труд является самостоятельной ценностью и целью в жизни людей. Работа в этом случае выступает как способ самореализации, не зависящий прямо от уровня материального вознаграждения. Преобладание инструментальной
1 Ст. 37 Конституциии РФ . http://duma.gov.ru/iegisiative/documents/constitution
2 Коровкин А. Г Труд // Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». https://bigenc.ru/c/trud-e61681/?v=4822579
ценности труда характерно для людей, которые рассматривают профессиональную деятельность только как способ заработка и предпочли бы не работать, появись такая возможность.
Отметим, что терминальные и инструментальные ценности - это взаимодополняющие друг друга категории, но в исследовательских целях выявлялось преобладание одних над другими.
Рассмотрим ситуацию с ощущением смысла профессиональной деятельности в России. Согласно лонгитюдным социологическим исследованиям, проведенным в 1999-2015 гг. (более поздних данных нет), большинство работающих в России (от 51 % в 1998 г. до 56 % в 2015 г.) рассматривают работу исключительно как источник дохода. При этом только примерно треть сотрудников готовы работать даже без оплаты труда, за время наблюдений доля таких людей сократилась - с 46 % в 1998 г. до 35 % в 2015 г. (Темницкий, 2017), то есть наблюдается явное преобладание «инструменталистов» над «терминалистами». Преобладание терминальных ценностей у человека положительно связано с его жизненным комфортом и социальным самочувствием, такие люди стремятся к самообразованию, вовлечены в деятельность и лояльны по отношению к той организации, в которой работают (Оплетаева, Корсакова, 2023; Basten et al., 2013). Напротив, преобладание инструментальных ценностей отрицательно сказывается на удовлетворенности профессиональной деятельностью. Вероятно, что в данном случае существует связь с ощущением осмысленности профессиональной деятельности, - множество ученых указывали на необходимость осмысленности как на критерий социальной и профессиональной удовлетворенности человека (Фромм, 2009; Франкл, 1990). Согласно данным социологического исследования, которое проводилось в странах Европы в 2006 г., участники исследования, работающие в России, заняли последнее место по показателю удовлетворенности своим трудом (Мосунова, 2008). Более поздние исследования в целом подтверждают негативную ситуацию (Карпенко, Новикова, 2022).
В настоящее время также продолжается дискуссия вокруг концепции «бесполезного» труда в противовес труду созидательному (Попов, 2022; Грэбер, 2022). Бесполезный труд - это бессмысленный набор ежедневных действий, не нужный ни человеку, ни обществу. Это работа, которая не вносит вклада в развитие общества, либо откровенно вредит обществу. Нередко люди, осознающие, что заняты бесполезным делом, вынуждены притворяться, что это не так. Д. Грэбер утверждает, что для этого есть две причины. С одной стороны, для них существует риск увольнения, если они будут открыто говорить о своих чувствах. С другой стороны, люди считают себя обязанными скрывать свои чувства, потому что в обществе не принято признаваться в них (Грэбер, 2022). Между тем утрата смысла профессиональной деятельности ведет к существенному риску утраты ощущения смысла существования человека, что сказывается и на конкурентоспособности общества и приводит к распространению такого негативного явления, как профессиональный маргинализм (Леньков, Рубцова, 2017).
Среди причин этого явления отмечается цивилизационный этап, называемый «посткапитализм» (Попов, 2022), недостаточную профессиональную подготовку, невыстроенную систему профориентационной
работы (Блинов и др., 2023), организацию профессиональной деятельности на уровне норм закона, когда появляется такая социальная страта, как «прекариат» (Стэндинг, 2014), особенности руководства отдельными организациями, когда недостаточное внимание уделяется мотивации сотрудников (Пряжников, 2016; Оплетаева, 2023).
Обобщая рассмотренные смыслы, определим созидательный труд как деятельность по созданию благ, требующую усилий и готовности к улучшению результата, удовлетворяющего индивидуальные и общественные потребности.
Таким образом, ценность созидательного труда является значимым компонентом не только для человека, но и для общества, ведь, как было замечено выше, общества, в которых ценность созидательного труда выше, обладают более развитой экономикой.
Мы уделяем этому так много внимания, потому что это описывает социальную ситуацию развития, в которой формируется ребенок. Ценностные ориентиры формируются в первую очередь в той социальной среде, где он воспитывается (Макаренко, 1984). В зависимости от того, какие ориентиры закладываются в семье относительно трудовой деятельности, отношение к труду может создавать ситуацию риска воспроизводства отношения к профессиональной деятельности как к деятельности, детерминированной внешне и лишенной «терминальной» (смысловой) ценности. Достаточно остро эту проблему обозначил И. С. Сергеев. Изучая влияние социокультурного уклада семьи на самоопределение детей и подростков, он отметил, что опыт родителей, полученный в 1990-х и «нулевых» годах, вряд ли поможет молодым людям, самоопределяющимся сегодня, а напротив, может дать им ложные ориентиры или стать источником «конфликта поколений» (Сергеев, 2021). Разделяя эти опасения, мы тем не менее видим существенную ценность откровенного разговора родителя и ребенка, когда опыт передается не в рекомендациях, что делать ребенку, а в саморефлексии родителя, как ему удалось или не удалось справиться в тех условиях, в которых родитель тогда находился.
Таким образом, то внимание, которое сейчас уделяется категории «труд» (трудовое воспитание в школах, обновление школьного предмета труд (технология), появление единой модели профориентации), кажется очень своевременным и актуальным действием. Для понимания, как могут влиять профориентационные программы на повышение значимости созидательного труда, было проведено исследование среди обучающихся старших классов, результаты которого представлены ниже.
Результаты факторного анализа
Шкала «отношение к труду» вошла в один фактор с такими шкалами, как «отношение к другим», «определенность выбора» и «экстраверсия». С небольшим вкладом в этот же фактор вошла и шкала «вера в изменения».
Поученные данные свидетельствуют, что позитивное отношение к труду, готовность прилагать необходимые усилия, погружаться в тему, трудиться сочетается с позитивным отношением к другим людям, готовностью прийти на помощь, ценностью мнения других людей. Высокие
показатели ценности труда сочетаются также с верой в изменения, готовностью участвовать в жизни общества. Все перечисленное дополняется высокой экстраверсией, активностью и стремлением к взаимодействию с другими людьми.
Далее мы проанализировали, как изменились показатели у школьников, которые участвовали в профориентационной программе «Билет в будущее»: тестирование проводилось до начала участия в программе и по ее завершении, цикл проекта - один учебный год. Выборка учащихся, которая соответствует данным критериям, составила 5341 человек.
Если рассмотреть подробнее процент сдвига в каждой ситуации (табл. 2), то можно оценить, по каким шкалам положительный сдвиг происходит чаще.
Таблица 2 / Table 2 Изменения показателей по результатам участие в проекте «Билет
в будущее»
Changes in indicators based on the results of participation in the "Ticket to the Future" project
Частоты
Отрицательные разности 640 12,0 %
Отношение Положительные разности 4664 87,3 %
к труду Нет изменений 37 0,7 %
Всего 5341
Отрицательные разности 859 16,1 %
Отношение Положительные разности 4482 83,9 %
к другим
Нет изменений 0 0,0 %
Всего 5341
Отрицательные разности 3032 56,8 %
Отношение к из- Положительные разности 2309 43,2 %
менениям Нет изменений 0 0,0 %
Всего 5341
Самый частый сдвиг происходит по шкале «отношение к труду» (почти 90 % показали рост по этим шкалам). Это свидетельствует о том, что большинство школьников стали выше ценить усилия и необходимость действовать, несмотря на трудности. При этом они позитивнее относятся к другим людям, стараются ценить сами отношения, сохранять их. Но вера в возможность изменить свою жизнь, несмотря на трудности и преграды, несколько снижается у 56,8 % школьников.
Для того чтобы выяснить, не являлся ли полученный эффект роста показателей по шкале «Отношение к труду» возрастным фактором, то есть полученным в результате взросления, а не в результате участия
в профориентационной программе, мы сравнили результаты школьников, участвовавших в профориентационном проекте, с результатами их сверстников, не участвовавших в этом проекте (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3 Отличия показателей школьников, участвующих в проекте 2-3 года
и впервые попавших в проект Differences in the indicators of students participating in the project for 2-3 years and those who entered the project for the first time
Опыт участия N Mean Std. Deviation Std. Error Mean Значимость
нет 11195 3,092 ,8256 ,0078
<0,001
2-3 года 17768 3,147 ,8355 ,0063
Таким образом, отчетливо видно, что участие школьников в профори-ентационной программе положительно влияет на оценку обучающимися ценности труда. На данном этапе нет возможности выявить какой-то один из форматов профориентационной работы, внесший наибольший вклад в данный эффект, но можно предположить, что это практико-ориентированные занятия внеурочной деятельности с участием мастеров-наставников.
Нам не раз удавалось видеть участие детей в профессиональных пробах, и каждый раз это сопровождалось живым интересом среди школьников, наставникам удавалось увлечь их той профессиональной деятельностью, которую они представляли. Эта косвенно подтверждается и другими проведенными ранее исследованиями (Кузнецов и др., 2023). На важность практико-ориентированных форматов профориентационной работы и участия в ней профессионала-наставника указывают также результаты межвузовского исследования, в котором приняли участие 3069 школьников и студентов из 62 регионов России (Пронькин и др., 2022).
Заключение
Результаты исследования убедительно подтвердили связь между наличием определенных ценностных ориентиров у людей и характеристиками жизни всего общества, ценность труда положительно влияет на благосостояние общества в целом и на личностное восприятие качества жизни.
Необходимо обратить особое внимание на общеобразовательную школу как образовательное пространство, в котором происходит формирование ценностных ориентиров, в частности ценности труда.
Для формирования позитивного отношения к труду рекомендуется организовать воспитательную работу в школе таким образом, чтобы школьники могли наблюдать результаты профессиональной
деятельности людей, увлеченных своей профессией и выполнением своих профессиональных задач, имели бы возможность самостоятельно участвовать в трудовой деятельности и создавать продукт, который может оценить наставник и возможный потребитель. Важное место занимает и просвещение родителей обучающихся.
Специально организованные занятия по профориентации, в которых упор делается на формирование готовности к профессиональному самоопределению, принятие на себя авторства за построение образовательно-профессионального маршрута, взаимодействие с мастерами-наставниками способствуют повышению ценности труда у учащихся старших классов. Тем не менее нельзя возлагать профориентационные функции исключительно на школу или профконсультантов, нужны механизмы взаимодействия родителей, профессиональных образовательных организаций и предприятий, предпринимателей. Особую роль при этом играет развитие единой модели профориентации1, обеспечивающей «профориентационный минимум» - доступный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации каждого школьника во всех субъектах РФ во взаимодействии с ключевыми субъектами профессионального самоопределения обучающихся.
Список литературы
1. Аузан А. А. Культурные коды экономики. Москва: АСТ, 2024.160 с.
2. Блинов В. И., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Образовательная профориентация: учебное пособие для вузов. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 336 с.
3. Грэбер Д. Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда. Пер. с англ. А. Арамян, К. Митрошенков. Москва: Ла Мащтеш, 2022. 368 с.
4. Карпенко Е. З., Новикова Е. В. Производительность труда и удовлетворенность работой // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 11. С. 134-141. https://doi.org/10.26726/1812-7096-2022-11-134-141
5. Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л., Жилинская А. В. Готовность к профессиональному самоопределению у подростков - участников профессионально ориентированных соревнований // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. № 1. С. 45-60. https://doi.org/10.52944/ P0RT.2023.52.L003
6. Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Тенденции изменений профессионального развития и подходов к его психологическому изучению // Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 2. С. 31-59.
7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Москва: Смысл, 1992. 16 с.
8. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) // Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4. Москва: Педагогика, 1984. С. 123-202.
1 См. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации". https://docs.cntd.ru/document/1301899937
9. Оплетаева О. Н., Корсакова Л. В. Трудовая мотивация персонала организации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С. 42-45. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.36.26.006
10. Попов Е. А. Бесполезный труд: концепция Дэвида Грэбера // Философский журнал. 2021. № 8. С. 36-44. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2021.8.36451
11. Пронькин В. Н., Махотин Д. А., Кинелева В. В., Родичев Н. Ф. Воспитательный потенциал профориентации: взгляд нового поколения // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 3. С. 97-115. https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.50.3.006
12. Пряжников Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2016. 405 с.
13. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): Руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика»; ФГИ «Содействие», 1991. 20 с.
14. Сергеев И. С. Влияние социокультурного уклада семьи на профессиональное самоопределение детей и подростков // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 115-130. https://doi. org/10.24412/2307-4264-2021-01-115-130
15. Снеговая М. В. Влияние конфессиональной принадлежности на социально-экономические предпочтения и поведение религиозных респондентов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2011. 27 с.
16. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс/ Пер. с англ. Н. Усова. Москва: Ad Marginem, 2014. 328 с.
17. Темницкий А. Л. Соотношение терминальных и инструментальных ориентаций на труд у работающего населения России (сравнительный анализ) // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 3. С. 144-162. https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5368
18. Франкл В. Человек в поисках смысла // Пер. с англ и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша и Е. В. Эйдмана. Москва: Прогресс, 1990. 368 с.
19. Фромм Э. Забытый язык. Иметь или быть? Москва: АСТ, 2009. 442 с.
20. Шмелев А. Г. Практическая тестология: тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом Москва: Маска, 2013. 687 с.
21. Basten C., Betz F. Beyond work ethic: religion, individual, and political preferences // American economic journal: Economic policy. 2012. Vol. 5. P. 67-91. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2133848 '
22. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973. 438 p.
References
Auzan, A. A. (2024). Cultural codes of the economy. AST. (In Russ.) Basten, C., & Betz, F. (2012). Beyond work ethic: religion, individual and political preferences. American Economic Journal: Economic Policy, 5. http://dx.doi. org/10.2139/ssrn.2133848 Blinov, V. I., Rodichev, N. F., & Sergeyev, I. S. (2023). Educational career guidance. Lan'. (In Russ.)
Frankl, V. (1990). Man's search for meaning. (D. A. Leontiev, M. P. Papusha, E. V. Eidman. Trans.). Progress. (In Russ.)
Fromm, E. (2009). The Forgotten language. To have or to be? AST,. (In Russ.)
Graeber, D. (2022). Bullshit jobs (A. Aramyan, K. Mitroshenkov, Trans.). Ad Mar-ginem. (In Russ.)
Karpenko, E. Z., & Novikova, E.V. (2022). Labor productivity and job satisfaction. Regional Issues of Economic Transformation, 11 (145), 134-141. (In Russ.)
Kuznetsov, K. G., Kuvshinova, O. L., & Zhilinskaya, A. V. (2023). Readiness forprofessional self-determination among teenagers participating in professionally-oriented contests. Vocational Education and Labour Market, 11(1). (In Russ.) https://doi.org/10.52944/P0RT.2023.52.L003
Lenkov, S. L., & Rubtsova, N. E. (2017). Trends of changes in professional development and approaches to its psychological study. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology. 2 (2), 31-59. (In Russ.)
Leontyev, D. A. (1992). Test of life meaning orientations. Smysl. (In Russ.)
Makarenko, A. S. (1984). Problems of Soviet school education (lectures). In Maka-renko, A. S. Pedagogical works (Vol. 4, pp. 123-202). Pedagogika. (In Russ.)
Opleteva, O. N., & Korsakova, L. V. (2023). Labor motivation or the organization's personnel. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences, 5, 42-45 (In Russ.)
Popov, E. A. (2021). Meaningless labor in the concept of David Graeber. Philosophy and Culture, 8, 36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2454-0757.2021.8.36451
Pronkin, V. N., Mahotin, D. A., Kineleva, V. V., & Rodichev, N. F. (2022). Formative educational potential of career guidance: From the perspective of the new generation. Vocational Education and Labour Market, 10 (3), 97-115. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.50.3.006
Pryazhnikov, N. S. (2016). Proforiyentologiya [Proforientology]. Urait.(In Russ.)
Rokeach, M. (1973). The nature of human values. Free Press.
Senin, I. G. (1991). Terminal values questionnaire: Handbook. Psihodiagnostika, Sodeystviye (In Russ.)
Sergeev, I. S. (2021). The influence of the socio-cultural way of the family on the professional self-determination of children and adolescents. Vocational Education and Labour Market, 1, 115-130. (In Russ.) https://doi. org/10.24412/2307-4264-2021-01-115-130
Shmelev, A. G. (2013). Practical testology: Testing in education, applied psychology and personnel management. Maska. (In Russ.)
Snegovaya, M. V. (2011). Vliyaniye konfessional'noy prinadlezhnosti na sotsi-al'no-ekonomicheskiye predpochteniya i povedeniye religioznykh respondentov [The influence of religious affiliation on socio-economic preferences and behavior of religious respondents] (Unpublished PhD thesis). Moscow. (In Russ.)
Standing. G. (2014). The Precariat: The new dangerous class (N. Usova, Trans.). Ad Marginem. (In Russ.)
Temnitskiy, A. L. (2017). The correlation between terminal and tool labor orientations among Russia's employed population (A comparative analysis). Sociological Journal, 23 (3), 144-162. (In Russ.) https://doi.org/10.19181/soc-jour.2017.23.3.5368
Информация об авторах
Фроленкова Ирина Юрьевна, канд. филос. наук, руководитель Центра воспитания и развития личности Российской академии образования, ORCID: https://orcid.org/QQQ9-0QQ6-4Q69-5195, [email protected]
Кузнецов Кирилл Геннадьевич, канд. психол. наук, ведущий аналитик лаборатории современных форм и методов профориентации Российской академии образования, исполнительный директор Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ1-7539-5885, [email protected]
Ермолаева Анжелла Владимировна, главный специалист Центра воспитания и развития личности Российской академии образования, ORCID: https://orcid.org/QQQ9-QQQ3-6844-277X, [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors
Irina Yu. Frolenkova, Cand. Sci. (Philosophy), Head of the Center for Education and Personal Development of the Russian Academy of Education, ORCID: https://orcid.org/QQQ9-QQQ6-4Q69-5195, [email protected]
Kirill G. Kuznetsov, Cand. Sci. (Psychology), Head Analyst of the Laboratory of Contemporary Forms and Methods of Professional Guidance of the Russian Academy of Education, Executive Director of the Center for Testing and Development «Human Technologies», ORCID: https://orcid. org/QQQQ-QQQ1-7539-5885, [email protected]
Anzhella V. Ermolaeva, Chief Specialist of the Center for Education and Personal Development of the Russian Academy of Education, ORCID: https:// orcid.org/QQQ9-QQQ3-6844-277X, [email protected]
Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.
All authors have read and approved the final manuscript.