ПРО
ФИЛЬНЫЕ СМЕНЫ в оздоровительно-образовательном центре «Сибирская сказка»
Светлана Ивановна Мешкова,
методист Детского оздоровительно-образовательного центра «Сибирская сказка» Кемеровской области, кандидат педагогических наук
• профильная смена • стратегическое планирование • православные следопыты • дети мигрантов • профессиональные пробы • рефлексия
Профильная смена в детском оздоровительном лагере — это форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными или социально активными детьми (смена туристов-спасателей, волонтеров, активистов детских и молодёжных объединений, творческих коллективов и др.). Тщательная организация и методическая проработка содержания ориентируют работающих в нём специалистов на поиск инновационных подходов к решению задач обучения, воспитания, личностного развития отдыхающих в центре детей.
Переосмысление традиционных подходов к организации педагогического процесса на профильных сменах «Сибирской сказки» привело нас к пониманию его как интенсивной, краткосрочной, имитационной модели проживания, которую можно рассматривать в качестве важнейшего фактора социально-личностного развития детей и подростков с учётом их индивидуального опыта и притязаний. При разработке программ профильных смен оздоровительно-образовательного лагеря определяющим стал его воспитательно-социализирующий потенциал, который может
способствовать личностному росту подростка лишь в том случае, если сам ребёнок будет активным субъектом и соавтором создаваемого педагогического пространства.
Педагоги «Сибирской сказки», создавая единое воспитательное пространство на профильных сменах лагеря, считают, что это не только базовая педагогическая технология совместной деятельности вожатых и детей, но и в какой-то мере система подготовки собственных кадров на едином педагогическом основании, культуре общения, реализации совместных творческих проектов.
Каковы условия для успешности проведения профильной смены в лагере? Это:
• её системная подготовка, во время которой решаются задачи стратегического планирования (конструктивный анализ проводимой ранее смены, выделение перспективных направлений в развитии программы и компонентов, требующих улучшения; определение цели и задач смены, исходя из перспективного видения развития творческого потенциала детей; определение направлений диагностических исследований
педагогической системы в целом или её отдельных компонентов);
• разработка содержания обучающих и до-суговых программ (создание авторской группы из опытных вожатых или педагогов ДО для выработки ключевой идеи программы, определение тематики смены, составление проекта рабочей программы; обсуждение педагогическим коллективом предложенного проекта, принятие единой концепции, её дальнейшее смысловое наполнение содержательно и технологически);
• принятие единого плана смены (утверждение тематики программы определённой профильной смены, оформление её в виде плана-сетки, доведения содержания до всех членов педагогического коллектива);
• распределение функционала по реализации программы (определение ответственных за проведение ключевых мероприятий программы, создание во главе с ними рабочих групп; утверждение индивидуального графика подготовки, отчёты групп о проделанной работе; разработка механизма донесения оперативной информации до каждого члена педагогического коллектива);
• непосредственное проведение творческой, организационно-технической подготовки смены: репетиции, запись фонограмм, видеоклипов, презентаций; определение необходимых для реализации творческих задумок программы материально-технических средств (костюмов, декораций, технического оснащения, фонотеки, инвентаря, канцелярских товаров, расходных материалов и др.); передача соответствующих заявок руководителю профильной смены; подготовка элементов лагерной символики и корпоративной культуры (бэйджи, отличительные знаки профилей, атрибутика смены и др.);
• проведение профильной смены: создание условий для проявления индивидуальности каждого ребёнка, раскрытия его творческого потенциала; создание широкого поля воспи-
тательных пространств, призванных удовлетворить потребности и интересы максимального круга участников смены; текущая диагностика (индивидуально) отношения подростков к происходящему в лагере, степени мотивированности на участие в программе;
• заключительный период профильной смены: демонстрация индивидуальных и коллективных достижений; оценивание детьми личностных изменений, приобретений, полученных в течение смены; рефлексия участников, подготовка ритуала «красивого прощания», создание атмосферы эмоционального подъёма по поводу успешного завершения смены, подведение итогов и результатов реализации программы.
Продолжительность каждого выделенного нами периода по организации и проведению профильной смены достаточно условна и определяется исходя из педагогической целесообразности и стадий развития творческого коллектива.
Дополнительное материально-техническим оборудование позволяет эффективно организовать с детьми учебные исследования, экскурсии, игры, конкурсы, соревнования, олимпиады. Кроме того, педагогам и вожатым предоставляются необходимые методические материалы, а детям — «пакеты участника», содержащие не только награды, но и рабочие материалы.
В течение трёх лет приоритетным направлением работы оздоровительно-образовательного центра «Сибирская сказка» является создание толерантного образовательного пространства, в том числе благоприятных условий для обучения русскому языку детей мигрантов.
Сотни тысяч мигрантов едут к нам в поисках работы. Многие из них оседают в России надолго, привозя с собой семьи. Как правило, они недостаточно хорошо владеют русским языком. Не знают русского языка и их дети, которым предстоит
расти и получать образование в русскоязычной среде. Эти дети вынуждены посещать общеобразовательные школы, где русский язык преподаётся в соответствии с государственной программой, рассчитанной на детей-носителей языка, в результате чего они испытывают трудности и не усваивают необходимый минимум знаний.
Традиционная методика преподавания русского языка в школе основным предметом изучения считает логико-грамматическую систему языка. То есть в центре внимания учителя и учеников оказываются готовые знания о языке, предъявляемые для запоминания в виде правил, их объяснений, схем. Основной же целью изучения русского языка как иностранного является не знакомство с ним как с лингвистическим феноменом, а элементарное усвоение его как орудия общения и выражения мысли. Таким образом, детям мигрантов в экстремально короткие сроки приходится усваивать язык, минуя ступени поэтапного формирования его системы.
Поэтому в «Сибирской сказке» появилась идея провести областную профильную смену «Я хочу говорить по-русски», во время которой дети, совсем не знающие русского языка или знающие его гораздо хуже своих российских сверстников, осваивали его как язык межкультурного общения через различные виды деятельности (игры, кукольные спектакли, конкурсы, путешествия, викторины).
Понимая, что ребёнок ещё в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человека, педагогами было принято решение большую часть занятий проводить не в корпусе, а на территории лагеря (в лесу, на озере, на поляне), чтобы дать возможность каждому ребёнку понять, насколько огромен, прекрасен и разнообразен окружающий их мир. На «Земляничной» поляне ребята выполняли артикуляционную гимнастику, разучивали скороговорки, выразительно читали вслух отрывки из своих собственных произведений, рассказывали о достопримечательностях своей исторической родины. Эти игры и речевые упражнения, помимо устранения языкового барьера в общении, помогали в преодолении коммуникативных барьеров. Дети становились менее стеснительными, более уверенными при подготовке общелагерных мероприятий.
В качестве материала для подготовки различного рода уроков-мероприятий — спектаклей, мюзикла, игры-путешествия, экспедиции по сказочным тропам — мы использовали русские народные сказки, пословицы, загадки, детскую художественную литературу. Так детям мигрантам легче было почувствовать самобытность и колорит русского языка, понять художественные особенности русского художественного слова.
Таким образом, практика нашей работы показала, что организация и проведение курса обучения русскому языку на профильной смене «Я хочу говорить по-русски» — наиболее оптимальный путь языковой адаптации детей мигрантов.
Уже стало хорошей традицией на протяжении четырёх лет собираться в «Сибирской сказке» и юным следопытам («Православным скаутам»).
Программа летнего отдыха православных следопытов подготовлена сотрудниками детских областных учреждений (ДООЦ «Сибирская сказка», директор — А.В. Мешков, и ЦДЮТЭ, директор — О.Ф. Галеев) при содействии Кемеровской епархии (С.Семиков). Она комплексная и достаточно длительная, состоит из двух разведённых по времени и месту частей (стационарный лагерь в «Сибирской сказке» — 10 дней и многодневный поход по Кузнецкому Алатау — 14 дней). В «Сибирскую сказку» приезжают начинающие следопыты, то есть те, кто хочет познакомиться со скаутским движением, его идеологией, методикой работы. А ребята, выполнившие нормативы и получившие разряды по скаутингу, идут после этого в многодневный поход по Кузнецкому Алатау.
Цель программы — создание благоприятных условий, способствующих физическому, психическому, духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с традициями и обычаями православных
следопытов, достижениями отечественных и международных скаутских организаций.
Педагогический коллектив выделил в качестве ведущих идей, определяющих специфику профильной смены, следующие:
• обогащение личностного опыта православного следопыта;
• реализация и развитие самостоятельности детей и подростков.
Каковы необходимые условия для проявления, реализации и развития самостоятельности её участников?
Программа «Православные следопыты», являясь по сути туристско-краеведческой, рассчитана на школьников 12—17 лет из различных социальных слоёв, интересующихся скаутингом, православием, туризмом. Она представляет собой комплекс занятий для детей и подростков, в основе которых лежит знакомство с историей возникновения скаутского движения в мире и России, православием, основами выживания в природной среде, элементами туризма, ориентирования и краеведения, начальной военной подготовки, приёмами ТРИЗа. Обязательное условие реализации комплексной программы — участие детей в экскурсиях по территории лагеря (ботанической, ландшафтной), однодневном походе на «Голубые скалы», различных до-суговых мероприятиях (отряда и всего лагеря) и др.
Особенность программы — органичное сочетание трёх модулей («православный» — теоретический, «туристско-краеведческий»- развивающий, «воспитательный» — досуговый), взаимодействие которых происходит каждый день, согласно программе и распорядку дня. Утренняя зарядка и молитва, обязательные занятия по программе после завтрака и обеда, спортивные мероприятия, занятия в кружках и секциях по интересам, обязательные занятия по досуговой программе после полдника, вечерний «костёр» или рефлексия дня. Кроме того, следопыты принимают участие в ключевых общелагерных ме-
роприятиях, творческих делах и праздниках; зачётном походе и большой турист-ско-спортивной игре на местности.
Комплексная программа профильной смены «Православные следопыты» включает в себя следующие разделы:
• скаутинг (законы, форма, девизы, заповеди, игры скаутов);
• православие (литургия, крестный ход, молитва, лекции о православных праздниках);
• краеведение (лекция о природе Кемеровской области и предстоящем походе по Кузнецкому Алатау, экскурсия по малой
и большой экологической тропе, знакомство с животным и растительным миром, геологическим прошлым родного края);
• туризм (основы туристской подготовки, итоговое занятие — автономный выход за пределы лагеря);
• ориентирование и топография (знакомство со сторонами горизонта, знаками спортивной и топографической карт, экскурсия по лагерю с использованием карты, соревнования по ориентированию между отрядами);
• спортивная подготовка (ежедневная зарядка, спортивные игры, соревнования, выполнение нормативов на разряд);
• основы первой доврачебной помощи (занятия по медицине, мини-соревнование по оказанию первой доврачебной помощи, сдача нормативов на «скаутский разряд»);
• военная подготовка (строевая, огневая подготовка, военизированная эстафета);
• занятия по интересам (дополнительные образовательные программы: пресс-центр, декоративно-прикладное творчество, туристская песня, народные игры
и др.);
• досуговая программа (обязательная ежедневная программа с 16.30 и до отбоя для всех следопытов);
• психологическая подготовка.
Организации и проведение в течение профильной смены определённого образовательного процесса предполагают использование целого комплекса соответствующих форм обучения и воспитания.
В «Сибирской сказке» существует много замечательных традиций, ритуалов, символов, передаваемых от смены к смене. На профильной смене православных следопытов — это посвящение в скауты, сбор друзей, выпуск отрядами боевого листка или газеты, сдача экзамена на выполнение третьего разряда по разведчеству, многодневный поход по родному краю, вручение наград, объявление благодарностей, ношение специальной формы скаутов и др.
Определённые ритуалы и символика смены придают проводимым мероприятиям эмоциональную возвышенность и праздничность. Например, во время посвящения детей и подростков в скауты проводится их торжественное построение со сдачей рапортов, подъёмом флагов, оглашением приказа начальника лагеря о присвоении ребятам звания скаута-разведчика. Завершается церемония прохождением скаутов торжественным маршем перед руководством лагеря, педагогами, вожатыми.
Подведение итогов работы каждого следопыта во время смены — важное звено деятельности руководящего состава профильной смены. Без постоянного сбора и накопления сведений, результатов, фактов, цифр, без глубокого и всестороннего их осмысления невозможно оценить объективно многогранную деятельность отрядов в лагере. Ежедневный анализ работы каждого отряда, а также деятельности ребёнка помогает вожатым вовремя увидеть различные проблемы, определить их причины, наметить пути разрешения.
Одним из самых перспективных и интересных направлений в работе педагогического коллектива оздоровительно-образовательного лагеря считается программа профильной и предпрофиль-ной подготовки подрастающего поколения. В Кемеровской области «Сибирская сказка» — это место, где старшеклассники под руководством опытных преподавателей могут пройти педагогическую практику, почувствовать себя настоящими вожатыми. Ребята могут соотнести свои интересы и индивидуальные особенности с выбираемой профессией, сознательно определить направление образовательной траектории, ориентированной на педагогическую профессиональную деятельность на областной профильной смене «Вожатский отряд». Цель проведения смены «Вожатский отряд» — создание условий
для развития качеств делового лидера, освоение новой социальной роли вожатых. В ходе профессиональных проб ребята апробируют современные педагогические и интерактивные технологии работы в отряде, помогающие созданию временного детского коллектива. Они пробуют себя в роли помощников вожатых, руководителей кружков, организаторов физкультурно-оздоровительной деятельности, аниматоров.
Формы проведения учебных занятий с ребятами различны. Это лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, круглые столы, интерактивные и ролевые игры, творческие задания, проигрывание ситуаций, проектирование, работа в микрогруппах, тестирование, составление каталога профессии (в данном случае, вожатого), конференция «Профессия и личность», выпуск тематических газет, практикумы, экскурсии.
После обучения на профильной смене в «Сибирской сказке» (апрель) ребята в течение лета могут работать помощниками вожатых в лагерях дневного пребывания своих школ, в загородных оздоровительных лагерях и детских развлекательных комплексах.
Расширяя рамки профильной смены «Вожатский отряд» мы предлагаем детям области комплексную программу
Юные экскурсоводы Кузбасса», рассчитанную на учащихся 7 — 11-х классов, любителей путешествий, интересующихся экологией, географией, биологией, историей, архитектурой и МХК.
Мы считаем, что экскурсионная деятельность (подготовка и проведение экскурсий) является одним из важнейших источников расширения знаний о природе родного края, об исторических и культурных ценностях, экономических возможностях и достижениях Кузбасса. Она воспитывает любовь к «малой родине», формирует гражданскую позицию современных школьников.
Занятия по программе проводятся в форме лекций, бесед, встреч с экологами, географами, историками, профессиональными экскурсоводами, известными людьми. Обязательные элементы программы — экскурсии и походы. Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы (подготовка сообщений, составление картотек, выписок по различной тематике, составление текстов экскурсий). На занятиях детям предоставляется материал по экологическому, историческому, географическому, политическому, экономическому и культурному развитию Кемеровской области. Мы стремимся создать условия для развития потребности личности к познанию и творческому саморазвитию средствами экскурсионной деятельности, углубить и расширить знания по истории, экологии, географии, культурному наследию Кемеровской области; воспитать любовь к «малой родине», бережное отношение к памятникам истории и культуры родного края, сформировать гражданскую позицию школьников; привить навыки научно-исследовательской работы.
В конце обучения по программе профильной смены «Юный экскурсовод» ребята будут лучше знать историю Кемеровской области, достопримечательности, культурное наследие, экологию и географию родного края; владеть навыками исследовательской, экскурсионной работы; уметь составлять паспорт экскурсионного объекта, разработать маршрут экскурсии, подготовить текст выступления, провести экскурсию.
В процессе обучения детей на областной профильной смене им предоставляется возможность участия в выездных экскурсиях по интересным историческим и географическим объектам Кемеровской области. Тем самым они соприкасаются с культурным наследием родного края и приобщаются к экскурсион-
ной деятельности. Однако на профильной смене «Юный экскурсовод» ребята и сами проводят различные экскурсии, что способствует развитию у них творческих и коммуникативных навыков. Общение в коллективе помогает детям, особенно из сельской местности, преодолевать свои страхи и комплексы по поводу публичного выступления.
При таком подходе «малая родина» может превратиться для участников профильной смены в развивающую среду, благодаря которой в течение всей жизни они смогут открывать для себя новые стороны жизни природы родного края, расширяя кругозор и осваивая увлекательную профессию экскурсовода.
Возвращаясь домой, ребята могут применять полученные знания и умения в экскурсоводческой деятельности, проводить экскурсии в своих школах, пришкольных лагерях, музеях; смогут оказывать помощь начинающим экскурсоводам, заниматься исследовательской и проектной деятельностью.
После завершения любой смены у работников «Сибирской сказки» наступает период педагогического последействия. Мы придаём большое значение этому этапу, характеризуемого как стадию анализа и синтеза полученного, пережитого вожатыми педагогического опыта, стараемся получить от педагогов и вожатых наиболее полную информацию об эффективности реализуемой ими программы, достижении поставленных целей и задач. Накопленная методистами «Сибирской сказки» по сменам информация становится предметом тщательного анализа, проводимого для совершенствования методологии, выявления проблем и обозначения перспектив развития моделируемых далее профильных смен. НО