Научная статья на тему 'Профильные смены для детей-инвалидов с участием сопровождающих и волонтёров'

Профильные смены для детей-инвалидов с участием сопровождающих и волонтёров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
256
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / HANDICAPPED CHILDREN / ЗАГОРОДНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / COUNTRY RECREATIONAL CAMP / ЗНАЧИМЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / SIGNIFICANT REGION PROJECT / ВОЛОНТЁРЫ / VOLUNTEERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кривощёкова Надежда Михайловна

Пути организации отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальный проект «Я и мой друг» как эффективный в преодолении проблем детей-инвалидов в условиях детского загородного оздоровительного лагеря. Социальная реабилитация детей-инвалидов, в том числе детей с множественными и тяжёлыми нарушениями. Привлечение социальных партнёров из числа общественных и государственных организаций. Эффективность результатов мониторинга. Подготовка кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кривощёкова Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильные смены для детей-инвалидов с участием сопровождающих и волонтёров»

ПРО

ФИЛЬНЫЕ СМЕНЫ

для детей-инвалидов с участием

сопровождающих и волонтёров

Надежда Михайловна Кривощёкова,

начальник методического отдела Государственного автономного учреждения Курганской области «Содействие детскому отдыху»

Одна из проблем семьи, имеющей ребёнка-инвалида, — социальная изоляция. Ребёнок обучается в надомной или дистанционной форме. Нередко в населённых пунктах нет кружков и секций для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата или интеллекта. Во дворе такой ребёнок из-за своих особенностей не всегда может принимать участие в играх наравне со сверстниками. Мир для таких детей сужается до размеров квартиры.

• дети-инвалиды • загородный оздоровительный лагерь • значимый региональный проект • волонтёры

Организация отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется, в основном, санаториями, куда дети с тяжёлыми и множественными нарушениями попадают по путёвкам «Мать и дитя», где они так же, как дома, общаются с мамой и проживают в комнате с ней же, на процедуры и на прогулку ходят вдвоём.

Социальную изоляцию можно в какой-то степени преодолеть, если организовать общение детей-инвалидов со здоровыми сверстниками в условиях детского загородного оздоровительного лагеря.

Но дети с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии нуждаются в каждодневной опеке и помощи близких, а загородные детские лагеря не приспособлены для организации совместного отдыха детей и взрослых. По условиям социального проекта «Я и мой друг» ребёнок-инвалид может поехать в лагерь

с сопровождающим — другом, отсюда и название проекта. В качестве друга могут выступать родители, родственники или друзья.

Для участия в проекте мы выбрали три группы детей с нарушениями в развитии: дети с нарушением интеллекта, в том числе с синдромом Дауна; дети с аутизмом и расстройствами ау-тистического спектра и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом.

Цель проекта — социальная реабилитация детей-инвалидов, в том числе детей с множественными и тяжёлыми нарушениями, в условиях загородного оздоровительного лагеря.

Наши задачи:

• содействие интеграции и абилитации детей-инвалидов в общество здоровых сверстников;

• оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

• обучение воспитателей, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, инструкторов ЛФК приёмам и методам работы с детьми-инвалидами в условиях загородного оздоровительного лагеря, в том числе с использованием сенсорно-интегратив-ной терапии;

• привлечение волонтёров к работе с детьми-инвалидами.

Но самое главное, мы хотели внедрить в работу загородных оздоровительных лагерей Курганской области практику организации отдыха детей-инвалидов с участием лиц, осуществляющих их сопровождение, и волонтёров.

Мы привлекли социальных партнёров из числа общественных и государственных организаций. Нашими помощниками стали ГКОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения», специалисты которого осуществляли подбор детей-инвалидов и сопровождающих для участия в профильных сменах, их обучение и консультирование; ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», с помощью которого осуществлялась работа с семьями детей-инвалидов; областные общественные молодёжные организации, которые подбирали детей-волонтёров для участия в нашем проекте.

Социальный проект был поддержан Правительством Курганской области, Главным управлением образования Курганской области, Департаментом здравоохранения Курганской области. Таким образом, социальный проект «Я и мой друг» стал значимым региональным проектом. Он включает четыре профильные смены для детей-инвалидов на базе загородного оздоровительного лагеря.

Непросто было выбрать место проведения профильных смен социального проекта, ведь детям с тяжёлыми нарушениями в развитии нужны особые условия: для детей с детским

церебральным параличом — пандусы, для детей с расстройствами аутистическо-го спектра и детей с нарушением интеллекта, в том числе с синдромом Дауна — специальное развивающее оборудование. Таким условиям в нашей области отвечает оздоровительный лагерь «Космос» Государственного казённого образовательного учреждения «Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат». В лагере три одноэтажных деревянных благоустроенных корпуса вместимостью до 45 отдыхающих, столовая, оснащённая современным оборудованием, медицинский блок, клуб и открытая эстрада, три спортивные площадки.

Проект реализуется Государственным автономным учреждением Курганской области «Содействие детскому отдыху» при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва).

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, финансирует приобретение путёвок для сопровождающих и необходимого оборудования для реализации проекта, обучение участников проекта, мероприятия по распространению опыта проведения подобных смен.

Новизна проекта в том, что на территории Курганской области впервые проводятся профильные смены для детей-инвалидов, сопровождающих их лиц и волонтёров с использованием специального оборудования в условиях загородного оздоровительного лагеря.

Метод сенсорно-интегративной терапия был разработан доктором Jean Ayres, которая работала в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. Сенсорная интеграция — это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Метод широко применяется дефектологами во всём мире.

Особенно эффективен он для детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата. Метод позволяет учесть индивидуально-типологические особенности детей, имеющих грубые и множественные нарушения психофизических процессов, корректировать познавательные функции, сенсорные возможности, обеспечивая ребёнку разностороннее развитие с опорой на более сохранные стороны психической деятельности.

Применение сенсорно-интегративной терапии позволяет осуществлять коррекцию поведения с целью выхода из социальной изоляции ребёнка и формирования у него правильных социальных установок, правил и норм поведения в обществе. Применение метода с учётом структуры дефекта ребёнка предполагает формирование стереотипов правильного поведения, стереотипов предучебной и учебной деятельности, способствует установлению эмоционального контакта, коррекции агрессии и страхов.

Творческий коллектив специалистов в области коррекционной педагогики и организации отдыха детей разработал три специальные реабилитационные программы. Программа «Давай играть вместе!» адресована детям с нарушением интеллекта, в том числе с синдромом Дауна, программа «Мы вместе» — детям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, третья программа «Вверх по лесенке» ориентирована на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом.

Все программы построены так, что позволяют решать наиболее актуальные для каждой группы детей проблемы:

• для детей с интеллектуальной недостаточностью — развитие внимания, памяти, мышления, речи;

• для детей с аутистическими проявлениями — проблемы общения;

• для детей с церебральным параличом — развитие и совершенствование общей и мелкой моторики.

В то же время все программы учитывают и общие для всех детей этой категории проблемы: незрелость их эмоционально-волевой сферы, отставание в формировании навыков самообслу-

живания, задержка в развитии психических процессов, трудности коммуникации.

Режим дня каждой смены строился чётко, так как дети этой категории должны твёрдо знать заранее, что они будут делать в ближайшее время. Каждый день обязательно включал коррекционные игры и занятия с психологом, дефектоло-гом, логопедом, инструктором ЛФК, помимо обязательной зарядки, дежурства по столовой совместно с волонтёрами, вечерних развлекательных мероприятий.

Ежедневно в ходе режимных моментов с детьми проводилась отработка определённых социальных навыков. Приветствовать людей при встрече и прощаться при расставании, самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, выбирать одежду по погоде, без помощи взрослого аккуратно застилать постель — все эти простые действия, в домашних условиях зачастую выполняемые родителями, у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями вызывают затруднение.

Критериями овладения социальными умениями и навыками являются уровни самостоятельности детей:

• ребёнок пассивен (действие выполняется взрослым);

• действие выполняется с помощью взрослого или волонтёра;

• действие выполняется по последовательной инструкции;

• действие выполняется по подражанию или образцу;

• действие выполняется самостоятельно.

Результаты продвижения ребёнка в овладении основными социальными навыками трижды за смену фиксируются в листе динамических показателей, в котором оцениваются следующие виды деятельности ребёнка:

• маршрутная деятельность (знает, где корпус, палата, столовая, игровая комната; складывает одежду в соответствующее место; знает в палате спальное место; берёт принадлежности для умывания);

• навыки самообслуживания, витальная деятельность (пользуется туалетом, умывается, моет руки, чистит зубы, причёсывается, находясь в столовой, ест, пользуется столовыми приборами, убирает за собой вещи, игрушки, посуду);

• физическая деятельность (владеет основными видами ходьбы, умеет приседать, под прыгивать, ловить и бросать мяч, набрасывать кольцо на стержень; выполняет комплекс упражнений);

• коммуникативная деятельность, этика от ношений (смотрит на педагога; может вы-

полнять действия за волонтёром; здоровается, прощается в соответствии с ситуацией; обращается к взрослым на «вы», к сверстникам на «ты»; сообщает о своём состоянии, своих потребностях; копирует то, что делают другие; помогает другим; выражает радость успеху других; переживает в случае грустной ситуации; задаёт вопросы и отвечает на вопросы; соблюдает правила партнёрства в игре и совместной деятельности; сосредоточен на теме общения; общается со сверстниками);

Программа «Давай играть вместе!» (дети с нарушением интеллекта, в том числе с синдромом Дауна) Программа «Мы вместе» (дети-инвалиды, в том числе с расстройствами аутистического спектра) Программа «Вверх по лесенке» (дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом)

Цель программы Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях загородного оздоровительного лагеря Максимально возможная интеграция и абилитация детей в общество здоровых сверстников Физическая, психосоциальная и личностная реабилитация детей

Задачи программы 1. Создать условия для максимально возможной интеграции и абилитации детей-инвалидов в общество здоровых сверстников. 2. Организовать формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность и формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной абилитации и адаптации детей-инвалидов. 3. Обучить сопровождающих детей с нарушением интеллекта навыкам эффективного взаимодействия с ребёнком, приёмам и методам формирования социальных умений. 4. Сформировать у волонтёров и педагогов навыки работы с детьми 1. Создать условия для снижения психоэмоционального напряжения и тревожности в целом. 2. Формировать у детей-инвалидов с аутизмом и расстройствами аутистического спектра коммуникативные и социально-бытовые умения и навыки социально ориентированного поведения в обществе. 3. Воспитывать у детей с аутизмом и расстройствами ау-тистического спектра и сопровождающих их лиц навыки содержательного проведения досуга. 4. Сформировать у волонтёров и педагогов навыки работы с детьми с аутизмом и расстройствами аутистиче-ского спектра 1. Создать условия для расширения социальных связей участников профильной смены. 2. Улучшить качество движений, повысить устойчивость к физическим нагрузкам. 3. Снизить у детей возбудимость, постепенно избавить от безучастности, страхов, замкнутости, агрессии; формировать адекватную самооценку, повысить уверенность в своих силах. 4. Сформировать у волонтёров и педагогов навыки работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата

Специалисты, участвующие в реализации программы Логопед, психолог, дефектолог Логопед, психолог, дефектолог, инструктор ЛФК Логопед, психолог, дефек-толог, инструктор ЛФК

• организованная деятельность (работает по карточкам, схемам; занимает себя в свободное время; пользуется канцтоварами в соответствии с заданием; рисует; лепит; вырезает ножницами).

Специалисты разработали и иные материалы для измерения эффективности реализации программ: дневники воспитателей и специалистов, дневники волонтёров, анкеты участников смены, отзывы сопровождающих детей-участников профильных смен.

Подготовка участников профильных смен

Для педагогов, волонтёров и сопровождающих были организованы практические семинары с выездом в оздоровительный лагерь «Космос». Педагогам объясняли задачи, знакомили с программой. Волонтёрам рассказывали об особенностях детей-участников этой профильной смены. Предлагали поиски выхода из различных педагогических ситуаций, которые могут возникнуть при общении с ребёнком-инвалидом.

За каждым волонтёром были закреплены один-два ребёнка-инвалида. Это были «их» дети. И хотя на смене «чужих» детей не было, «своих» они должны были опекать особо: играть, вместе дежурить в столовой, помогать в процессе коррекционных игр и занятий у специалистов (дефектолога, психолога, логопеда, инструктора ЛФК).

Сложность в организации профильных смен и в том, что необходимо было предусмотреть интересы не только детей, но и взрослых участников смены. В качестве сопровождающих в профильных сменах приняли участие близкие люди. Чтобы всем было интересно, за каждой категорией отдыхающих (дети, волонтёры, сопровождающие) закрепили педагогов.

С 25 июня по 8 июля 2013 года в течение 14 дней на базе оздоровительного лагеря «Космос» ГКОУ «Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат», расположенного в Макушинском районе Курганской области, проходила первая из четырёх профильных смен социального проекта. Смена

была организована для 15 детей-инвалидов с нарушением интеллекта, в том числе с синдромом Дауна. Возраст детей — 6 — 15 лет. С детьми работали восемь волонтёров в возрасте

13-14 лет.

С 24 по 30 августа в течение семи дней в лагере «Космос» была организована вторая смена проекта, в реализации которой приняли участие 10 детей-инвалидов, в том числе с аутизмом и расстройствами аутистического спектра в возрасте 6-13 лет, 10 сопровождающих, 10 волонтёров в возрасте

14-15 лет.

В 2014 году планируются ещё две смены (для детей с аутизмом и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с ДЦП).

Ребята-волонтёры отлично справились с поставленными задачами. Они организовали работу двух кружков: учили детей танцевать и рисовать. Когда рядом с детьми-инвалидами почти ровесники, процесс социализации идёт успешнее.

Много изобретательности, терпения и таланта нужно было проявить воспитателям и специалистам, которые принимали участие в подготовке и проведении общелагерных мероприятий. Конкурс «А ну-ка, мамочки!», когда мамы показывали свои таланты, вызвал бурю эмоций. Каждый «болел» за свою маму и желал ей успеха. Инсценировки сказок принесли радость и «артистам», и «зрителям». Были в течение смены открытие лагеря с подъёмом флагов, и конкурс поделок, которые изготавливали совместно с сопровождающими и волонтёрами, и спортивные соревнования, и день Нептуна, и возникшие в течение этих быстро пролетевших дней взаимные симпатии, и прощальный костёр, и слёзы расставания. Всё как в обычном лагере. С той только разницей, что для наших детей это всё было впервые.

Самостоятельное выполнение действия ребёнком

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

36%

20%

8%

0%

32%

24%

20%

8%

4%

0%

□ Начало смены

□ Конец смены

/

Анализ программ провела их автор-составитель Н.П. Фёдорова, специалист Государственного казённого образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения». По её данным, у всех детей-участников профильных смен наблюдалась положительная динамика.

По итогам программы «Давай играть вместе» «...у 100% детей с нарушением ин-

Овладение навыками самообслуживания

Начало смены

0%

|- 20% ____________ □ Ребёнок пассивен

-— " □ Ребёнок выполняет

1 80% действие с помощью

А взрослого, по подражанию,

1 образцу или инструкции

^^^^ ■ Ребёнок выполняет

действие самостоятельно

теллекта, в том числе с синдромом Дауна, улучшились показатели в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: к концу смены все дети научились самостоятельно и адекватно пользоваться предметами гигиены и правильно их хранить, самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи, большая часть детей стала соблюдать правила поведения за столом».

В результате реализации программы «Мы вместе» «.у 100% детей улучшились

Овладение навыками самообслуживания Конец смены

□ Ребёнок пассивен

□ Ребёнок выполняет действие с помощью взрослого, по подражанию, образцу или инструкции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Ребёнок выполняет действие самостоятельно

Коммуникативное взаимодействие Начало смены

□ Ребёнок пассивен

□ Ребёнок выполняет действие с помощью взрослого, по подражанию, образцу или инструкции

И Ребёнок выполняет действие самостоятельно

показатели в развитии коммуникативных умений и навыков: к концу смены все дети стали устанавливать зрительный контакт, снизился уровень тревожности на ситуацию общения, включаться в диалог, используя доступные для ребёнка средства общения, начали формироваться навыки партнёрства и взаимовыручки при трудностях в коммуникации. У всех детей расширились представления о социальной жизни людей, явлениях живой и неживой природы».

Смены получили высокую оценку сопровождающих детей-инвалидов.

Сопровождающим была предложена входная анкета-презентация. Анкета содержит 10 закрытых вопросов (с возможностью выбора одного из вариантов ответа) и 9 открытых вопросов, подразумевающих свободный ответ. Анализ анкет свидетельствует, что большая часть сопровождающих (19 из 25, т.е. 76%) — мамы детей, одного ребёнка сопровождал папа, одного — тетя (сестра матери) и четверых — бабушки; возраст сопровождающих от 26 до 54 лет. Большинство отметили, что ждут от пребывания в лагере для своего ребёнка общения с другими детьми и взрослыми, новых впечатлений, приобретения навыков самостоятельности. По желанию родителей был организован «Родительский клуб», где взрослые имели возможность не только общаться друг с другом, но и совместно проводить содержательный досуг (принять участие в озеленении лагеря, заняться сбором трав, лечебной физкультурой, пройти курс массажа). 100% родителей приняли участие в меро-

Коммуникативное взаимодействие Конецсмены

□ Ребёнок пассивен

□ Ребёнок выполняет действие с помощью взрослого, по подражанию, образцу или инструкции

■ Ребёнок выполняет действие самостоятельно

приятиях лагеря. По итогам смены все родители отмечают качественные изменения в отношениях с детьми, укрепление собственной родительской позиции, развитие компетентности в вопросах взаимодействия с детьми. На вопрос: «Хотели бы вы ещё приехать в лагерь?» — положительно ответили 100% родителей. В анкете-отзыве «Каков социальный опыт моего ребёнка?» значительные улучшения в формировании навыков социальной компетентности отметили 83% родителей, незначительные — 13%, нулевую динамику — 4% (1 ребёнок). Отсутствие продвижения связано с тяжёлым психофизическим состоя -нием ребёнка и коротким сроком реабилитации.

Более половины родителей не имеют возможности работать по причине необходимости постоянного ухода за ребёнком-инвалидом и таким образом находятся в социальной изоляции. Условия загородного лагеря позволили расширить социальные контакты родителей, поделиться опытом воспитания особого ребёнка, продолжить дальнейшее общение как с семьями, так и с педагогами.

Все ребята-волонтёры отмечали в своих дневниках, что работать с детьми с особыми нуждами было сложно, но очень интересно.

Отзывы

Захаров Алексей, 16 лет: «Я всегда хотел помогать другим людям. Узнав о смене «Мы вместе», я с радостью захотел участвовать, так как это шанс познакомиться с новыми людьми и получить незабываемый опыт. Готовясь к смене, я достаточно прочитал и посмотрел видео об аутистах, и о работе с детьми-инвалидами. Самым интересным было общение с детками, а самым важным то, что нашёл подход к каждому.

За смену мой Серёжа раскрылся и перестал бояться. В начале смены он не отходил ни на шаг от папы. Но уже на второй день мы играли в футбол без него. Когда ему становилось обидно, он подходил ко мне, сжимал руку и говорил: «Надо сильнее, надо постараться».

В последние дни смены он свободно играл с другими детьми и начал подтанцовывать во время вожатских танцев.

Это лучшая смена с лучшими волонтёрами!

Я с огромным удовольствием бы поучаствовал в других социальных проектах, но 11-й класс пока не позволяет».

Соколова Вероника, 14 лет: «Я участвовала в профильной смене «Давай играть вместе!» социального проекта «Я и мой друг» потому, что мне изначально понравилась эта идея и было очень интересно, что из этого получится. Перед началом смены я очень сильно волновалась, так как не имела опыта общения с такими детьми. Но смена оставила у меня самые лучшие и самые незабываемые впечатления.

Дети тянулись к нам, а мы к ним. Теперь я понимаю, почему детей с синдромом Дауна называют «солнечными детьми». Они излучают позитивные эмоции. После этой смены я начала смотреть на мир совсем по-другому. Я организовала кружок тан-

цев, и дети с радостью ходили учиться танцевать. Самым интересным было для меня общение с детьми. Мне очень понравились всё! У каждого была своя уникальная способность. Я никогда их не забуду.

Эта смена была очень яркой. Я хочу, чтобы такие смены проходили и в других лагерях. Ведь это очень полезно для детей и их родителей. Мне очень хочется принять участие в таком проекте ещё раз».

Результаты профильных смен

Они оказались высокими благодаря следующим условиям:

• Создана яркая атрибутика и символика проекта (логотип, значок).

• Для каждой смены были разработаны программа с чёткими целевыми установками, режим дня и план-сетка.

• После первой смены провели корректировку режима дня с учётом утомляемости детей.

• Была проведена корректировка состава целевой группы профильной смены по программе «Мы вместе». Предполагалось пригласить 10 детей с аутизмом

и расстройствами аутистического спектра, но для более эффективной работы по социализации детей-аутистов было принято решение включить в смену детей-инвалидов с иными нарушениями, например, с нарушениями слуха.

• Были разработаны и изданы анкеты, дневники волонтёров, воспитателей и специалистов, благодарственные письма участникам проекта.

• Дневниковые записи велись ежедневно, трижды в смену проводилось динамическое наблюдение за детьми

и отмечались его результаты.

• Перед каждой сменой на практических семинарах проводилось обучение педагогов, волонтёров и сопровождающих, разъяснялись цели, задачи проекта, роли каждого участника смены.

• В течение каждой смены организаторами проекта проводились встречи с сопровождающими, педагогами, волонтёрами с участием специалистов Правительства Курганской области, уполномоченного по правам ребёнка при Губернаторе Курганской области, директора ГАУ «Содействие детскому отдыху».

• Было организовано информирование о реализации проекта в городской газете «Курган и курганцы», на сайтах Правительства Курганской области, уполномоченного по правам ребёнка при губернаторе Курганской области, ГАУ «Содействие детскому отдыху».

Профильные смены прошли успешно. И в настоящее время решается вопрос о включении подобных профильных смен в областную целевую программу организации отдыха и оздоровления детей.

В результате реализации проекта все участники профильных смен обогатились новым опытом:

• оздоровительный лагерь «Космос»

и его сотрудники получили уникальный опыт организации работы с детьми-инвалидами с участием сопровождающих и волонтёров;

• специалисты (логопед, психолог, де-фектолог, инструктор ЛФК) приобрели навыки работы с детьми данной категории в условиях загородного оздоровительного лагеря;

• сопровождающие детей-инвалидов обучились приёмам организации совместного досуга со своими детьми;

• волонтёры получили навыки сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, учились терпению и милосердию;

• дети-инвалиды получили новые умения и колоссальный заряд положительных эмоций.

И все участники профильных смен обрели много новых друзей.

Ради этого стоит работать! НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.