Научная статья на тему 'Профильное обучение как этап подготовки к высшему профессиональному образованию'

Профильное обучение как этап подготовки к высшему профессиональному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Екатерина Павловна

Современная система вузовского образования претерпевает серьезные концептуальные преобразования, что приводит, в частности, к существенному изменению характера познавательной деятельности студентов. Сокращается количество аудиторных занятий и увеличивается удельный вес самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение как этап подготовки к высшему профессиональному образованию»

Е. П. Суворова,

директор НИИ общего образования

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Современная система вузовского образования претерпевает серьезные концептуальные преобразования, что приводит, в частности, к существенному изменению характера познавательной деятельности студентов. Сокращается количество аудиторных занятий и увеличивается удельный вес самостоятельной работы. В трудоемкости учебной дисциплины самостоятельной работе студентов отводится существенное место: в бакалавриате — 50% времени, выделенного на изучение дисциплины, в магистратуре — около 70%.

Изменяется и характер взаимодействия студента и преподавателя. Роль преподавателя состоит не столько в трансляции знаний, как это было прежде, сколько в организации и руководстве самостоятельной работой обучаемого, в контроле качества ее выполнения, коррекции ее процесса и результата.

Очевидно, что это изменяет и требования, предъявляемые к выпускникам школ, которые ориентированы на поступление в вуз. Будущим студентам предстоит самостоятельно осваивать достаточно сложную и разнообразную научную информацию, поэтому они должны быть готовы к самостоятельному чтению и анализу специальной литературы; к осознанной переработке и освоению новой информации; к адекватному представлению усвоенного в соответствии с требованиями научного стиля речи.

Между тем тестовая форма итогового контроля, введенная в школе, повлекла за собой значительное снижение внимания к обучению текстовой деятельности. В ре-

зультате, как показывают итоги ЕГЭ, более половины выпускников школы плохо владеют навыками чтения, затрудняются в анализе научно-популярных текстов, а также текстов делового и публицистического стиля, предложенных в работе по русскому языку, демонстрируют неадекватность восприятия как концептуальной, так и фактологической информации. При создании собственного текста трудности испытывают более 60% учащихся [1].

Таким образом, следует признать, что сегодня существует очевидное противоречие между требованиями, которые предъявляют вузы к своим студентам, и уровнем готовности выпускников школы к обучению в вузе в новых условиях.

Естественно, возникает вопрос о путях преодоления этого противоречия. Представляется, что важную роль в поиске таких путей может и должно сыграть профильное обучение.

По мнению П. С. Лернера, «ключевым словом содержания любого профиля и его специализации необходимо считать слово ТЕХНОЛОГИЯ: медицинские и педагогические технологии, технологии управления производством или банковских услуг, технологии проведения рекламных кампаний или работ с природными материалами... профильное образование школьников должно создавать образы действий, давать представления о том, как работают люди той или иной профессии» [2]. Следовательно, профильное обучение призвано дать учащимся, которые хотят продолжить образование в вузе, представление о том, как ра-

ботают люди, занимающиеся интеллектуальным трудом. Таким образом, подготовка выпускников школы к получению высшего профессионального образования предполагает не только углубленное изучение профильных дисциплин, но и целенаправленное овладение технологией учебного труда.

Сегодня преподаватели вузов практически едины в том, что подавляющее большинство студентов не готовы к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Как показал проведенный нами опрос, эффективными приемами учебного труда не пользуются не только первокурсники, но и выпускники бакалавриата, и даже магистранты. Так, при ответе на вопрос «Как я готовлюсь к экзаменам?» большинство опрошенных основное внимание уделили организационным моментам: «делю экзаменационные вопросы на группы по количеству дней, отведенных на подготовку к экзамену», «нахожу в учебнике соответствующий вопросу параграф» и т. п. Среди приемов учебной деятельности, которыми пользуются студенты, назывались преимущественно репродуктивные приемы: «внимательно

читаю учебник», «стараюсь запомнить», «перечитываю несколько раз то, что было непонятно», «рассказываю вслух». Очевидно, что названные приемы малоэффективны, поскольку ориентированы на запоминание, а не на понимание изученного.

Причина подобного положения видится в том, что школа и вуз не уделяют должного внимания целенаправленному обучению технологии познавательной деятельности. В процессе обучения основные усилия направляются на усвоение предметного содержания (предметных знаний и умений), а освоение способов познавательной деятельности, как правило, отдается «на откуп» учащимся. И в школе, и вузе практически отсутствуют дисциплины, специальной целью которых является развитие качеств субъекта познавательной деятельности. В результате обучаемые практически не знакомы со структурой познавательной деятельности, не видят ее логики, не готовы к самостоятельному выбору и применению наиболее рациональных и эффективных в

конкретной учебной ситуации приемов познавательной деятельности и др.

Сказанным определяется та роль, которую призвано сыграть профильное обучение в решении проблемы подготовки школьников к получению высшего профессионального образования.

Общеизвестно, что важнейшим средством познания является язык, что познание протекает в условиях непрерывного чередования процессов восприятия и создания текста, так как человек получает информацию через текст и в тексте воплощает усвоенные знания. Следовательно, эффективность обучения зависит от качества овладения речевой, а точнее, текстовой деятельностью. Это дает основания говорить о познавательной деятельности как деятельности интеллектуально-речевой и о необходимости овладения технологией интеллектуально-речевой деятельности как о важнейшей задаче обучения в целом и профильного обучения в частности. Термин «технология интеллектуально-речевой деятельности» призван подчеркнуть единство процессов развития познавательных (когнитивных) и речевых способностей обучаемых.

Таким образом, если рассматривать профильное обучение как этап подготовки школьников к получению высшего профессионального образования, то одна из целей этого этапа состоит в том, чтобы облегчить ученику приобщение к интеллектуальным и духовным ценностям, которыш накоплены человечеством.

Достижение этой цели связано с решением ряда конкретных задач. В процессе профильного обучения необходимо обеспечить понимание структуры и логики познавательной деятельности, овладение ее основными приемами, сформировать систему интеллектуально-речевых умений, подготовить обучаемых к осознанному выбору наиболее эффективных приемов познавательной деятельности, содействовать овладению учебно-научным стилем речи, развитию познавательных интересов, потребностей, мотивов, способствовать воспитанию ценностного отношения к знанию и к процессу познавательной деятельности.

УНИВЕРСИТЕТ И ШКОЛА

Решение поставленных задач предполагает овладение технологией интеллектуально-речевой деятельности, то есть деятельности по восприятию и пониманию содержания учебно-научного текста, а также по изложению усвоенного в собственном высказывании, которое соответствует требованиям научного стиля речи.

Теоретическую основу технологии интеллектуально-речевой деятельности составляют основные текстовые категории: информативность, связность, цельность, чле-нимость, иерархичность строения, ретроспекция и протекция, а также текстовые понятия «текст», «тема» и «основная мысль» текста, «заголовок», «микротема», «абзац» и др.

Учебно-научная информация, с которой работают учащиеся, предъявляется им в различной форме. Она может быть представлена в вербальной форме — текст параграфа учебника, определение понятия, инструкция по применению правила, система вопросов и заданий. В символической форме — карта, таблица, схема, опорный конспект; в иллюстративной форме — рисунок, фотография, репродукция картины.

Для овладения технологией важно, чтобы ученики поняли структуру интеллектуально-речевой деятельности и смысл каждого ее этапа, научились в каждом конкретном случае определять ее цель; планировать свои действия, направленные на достижение этой цели; выполнять эти действия; контролировать результаты своей деятельности; в необходимых случаях вносить коррективы (исправлять свои ошибки).

В работе с учебно-научным текстом выделяются три этапа: дотекстовый, текстовый, послетекстовый. Каждому этапу соответствуют определенные приемы работы, отражающие сущность выполняемых действий и способствующие пониманию текста и усвоению учебно-научной информации.

На дотекстовом этапе используются такие приемы, как определение коммуникативного намерения автора текста и читателя; определение смысла заголовка; выделение текстового субъекта (о чем говорится в тексте); определение теоретического материала, повторение которого облегчит ус-

воение нового; выдвижение гипотезы о том, какую информацию мы ожидаем получить из данного текста.

На текстовом этапе (при чтении текста) ученикам необходимо выделить изучаемое явление; выделить его признаки и свойства; установить их иерархию; дифференцировать известную и новую информацию; выделить ключевые термины; неясные текстовые суждения, незнакомые слова и уточнить их смысл. Кроме того, важно, чтобы ученики умели отличать теоретико-познавательную информацию от иллюстративной; могли проанализировать приведенные в тексте примеры; «прочитать» включенные в текст формулы, схемы, графики, таблицы, карты; установить связь нового явления с ранее изученными.

На послетекстовом этапе ученикам предлагается самостоятельно поставить к тексту вопросы; подобрать и прокомментировать примеры, иллюстрирующие теоретические положения; перекодировать информацию, используя разные способы ее представления: составить план текста, тезисы, конспект; представить вербальную информацию в невербальной форме (в форме таблицы, графика, схемы); создать собственное высказывание теоретического характера, соблюдая при этом требования научного стиля.

Как видим, названные приемы текстовой деятельности разнообразны и взаимосвязаны, они соответствуют логике познавательной деятельности и направлены на обеспечение понимания и усвоение информации, изложенной в учебно-научном тексте.

Приемы интеллектуально-речевой деятельности являются универсальными, то есть они не зависят от области знаний, от предметной принадлежности текста, поэтому обязательным условием работы по овладению технологией интеллектуально-

речевой деятельности является привлечение для анализа текстов разного предметного содержания.

Как видим, овладение технологией интеллектуально-речевой деятельности — работа длительная и сложная. Она требует от учителя специальной теоретической подго-

товки в области теории текста, навыков эффективной работы с учебно-научным текстом, хорошего владения научным стилем речи. Кроме того, учитель должен понимать смысл и значение такой работы и быть готовым к тому, что на первых порах она будет занимать достаточно много времени. Хотя, как показывает практика, когда ученики поймут смысл работы с текстом учебника и овладеют технологией, которая включает приемы, облегчающие его понимание, время, необходимое для освоения новой информации, значительно сокращается.

Естественно возникает вопрос, где найти время для обучения приемам работы с учебно-научным текстом?

Проблема овладения технологией интеллектуально-речевой деятельности — это проблема, требующая комплексного междисциплинарного подхода. Представляется, что для ее решения необходимо, во-первых, проведение специального элективного курса, во-вторых, объединение усилий всех учителей-предметников.

Элективный курс «Учусь учиться» необходимо ввести на предпрофильном этапе или в самом начале профильного этапа [3]. Очевидно, что смысл и значение элективного курса состоят в овладении технологией интеллектуально-речевой деятельности. Это, как уже было отмечено, предполагает понимание структуры и логики познавательной деятельности и овладение универсаль-

ными приемами, которые могут применяться при изучении любого учебного предмета, освоении любой научной информации. Поэтому элективный курс должен предлагать учащимся тексты из разных областей знаний. В противном случае у школьников складывается представление об интеллектуально-речевых умениях как о действиях, которые позволяют решать лишь частные задачи по конкретному предмету. Кроме того, параллельно с элективным курсом и, что крайне важно, после его окончания необходимо целенаправленно и систематически использовать технологию интеллектуальноречевой деятельности (освоения учебнонаучного текста) в учебном процессе.

Данная технология предполагает широкое междисциплинарное взаимодействие. Следует признать, что сегодня далеко не все школы готовы к такому взаимодействию, поскольку оно требует существенных изменений в методике освоения нового материала и в организации самостоятельной работы с учебно-научным текстом. Однако мы убеждены в том, что только объединение усилий всех учителей-предметников даст необходимый результат, подготовит школьников к обучению в вузе в современных условия. Чтобы решить эту задачу, следует рассматривать профильное обучение как важнейший этап подготовки к получению высшего профессионального образования.

Литература

1. Рыбченкова Л. М., Капинос В. И., Цыбулько И. П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку // Русский язык в школе. 2004. № 3.

2. Лернер П. С. Соотношение базовых и элективных курсов в профильном образовании // Шр^/шшш.Ыт-Ъад./ЫЪПоЬека/агЦск

3. Суворова Е. П., Купирова Е. А. Развитие школьника как субъекта познавательной деятельности — важнейшая задача предпрофильной школы // Наука и высшая школа — профильному обучению: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции 17-18 октября 2006 г. СПб., 2007. Ч. 1. С. 28-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.