имеют достоверных связей. Дисциплина слалом-гигант имеет 5 достоверных положительных связей, а именно с общим показателем постуральной устойчивости, показателями постуральной устойчивости вперед-назад и влево-вправо, показателем общего индекса устойчивости и процентом соответствия оптимального времени реакции. Такие параметры, как общий показатель предела устойчивости, показатель устойчивости с закрытыми глазами, скорость реакции правой/левой ноги, не имеют достоверных связей ни с одной из технических дисциплин горнолыжного спорта.
ВЫВОДЫ
1. Для отбора слаломистов нецелесообразно применение подобных двигательных тестов за исключением теста «Риск падения», определяющим показатель общего индекса устойчивости.
2. Для отбора гигантистов оценка вестибулярной устойчивости на баланс-системе SD «Biodex» более оправдана. Объективно оценить подготовленность спортсменов можно по тестам «Постуральная устойчивость» и «Риск падения», которые выявляют общий показатель постуральной устойчивости, показатели постуральной устойчивости вперед-назад и влево-вправо, показатель общего индекса устойчивости.
3. Показатели скорости двигательной реакции на системе тензоплатформ Speed Court имеют только одну достоверную положительную связь с результативностью. Адекватность использования подобной оценки носит спорный характер, учитывая крайне высокую стоимость оборудования.
4. Выводы, полученные ходе исследования, говорят о необходимости корректировки и модернизации оценочных средств для тестирования координационных способностей и вестибулярной устойчивости высококвалифицированных горнолыжников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогическое тестирование как способ выявления уровня развития координационных способностей в структуре первичного отбора детей для занятий спортом в инновационном проекте «Стань чемпионом» / О.А. Двейрина, Р.Н. Терехина, Г.Б. Шустиков, Т.И. Колесникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 89-99.
REFERENCES
1. Dveirina, O.A., Terekhina, R.N., Shustikov, G.B. and Kolesnikova, T.I. (2019), Pedagogical testing as a way to identify the level of development of coordination abilities in the structure of primary selection of children for sports in the innovative project "Become a champion", Uchenye zapiski universi-teta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (178), рр. 89-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.03.2020
УДК 796.011.3
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»
Надежда Дмитриевна Алексеева, преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев,
кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Николаевич Зиновьев, доцент, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Проблема здоровья студенческой молодежи рассматривалась в многочисленных научных работах, однако его уровень продолжает снижаться, как и показатели ее физической подготовлен-
ности. В данной статье рассмотрена профилактика травматизма на занятиях по физическому воспитанию в контексте здоровьесберегающих технологий. Нами был отмечен тот факт, что наиболее часто травмы возникают у обучающихся первого курса в первом полугодии, на основании чего был сделан вывод, что необходима разработка методик, направленных на снижение травматизма у данного контингента. Предметом данного исследования являлась профилактика травматизма на занятиях в рамках дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту». Цель работы состояла в снижении уровня травматизма у студентов-первокурсников. Организация исследования. На первом этапе производилось протоколирование количества травм, их характера, причин и условий возникновения на всех отделениях, обеспечивающих учебный процесс по дисциплине. Также на этом этапе был проведен корреляционный анализ анкет первокурсников для выявления связей между опытом спортивной деятельности и выбором отделения. На втором этапе исследования был проведен анализ полученных данных, на основании которого была разработана методика, направленная на укрепление связок голеностопного сустава и информирование занимающихся о профилактике травматизма. На третьем этапе была оценена эффективность ее применения. В ходе исследования были применены следующие методы: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Результаты исследования. В ходе математико-статистической обработки данных было выявлено, что по обоим критериям показатели травматизма достоверно снизились после внедрения разработанной методики. Выводы. Были определены наиболее распространенные виды и причины травматизма у первокурсников на занятиях в рамках дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту». На основе полученных данных была разработана методика по укреплению связок голеностопного сустава, которая подтвердила свою эффективность. Уровень травматизма достоверно снизился (р <0,01). Полученные данные целесообразно учитывать при разработке рабочих программ дисциплин «Элективный курс по физической культуре и спорту» и «Физическая культура и спорт» и внедрить в учебный процесс в других вузах.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, травматизм, студенческий травматизм, профилактика травматизма.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p12-16
PREVENTION OF INJURIES AMONG THE FIRST-YEAR STUDENTS IN THE CLASSROOM FOLLOWING THE DISCIPLINE "ELECTIVE COURSE IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"
Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the teacher, Nikolay Alekseevich Zinoviev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksey Nikolaevich Zinoviev, the senior lecturer, Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Baltic State Technical University "Voenmeh" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg
Abstract
The problem of health of students has been considered in the numerous scientific articles, but its level continues to decline, as well as indicators of their physical fitness. This article discusses the prevention of injuries during the physical education classes in the context of health-saving technologies. We noted the fact that the most common injuries occur with the first-year students in the first half of the year, on the basis of which it was concluded that it is necessary to develop methods aimed at reducing the injuries among this contingent. The subject of this study was the prevention of injuries in the classroom within the discipline "Elective course in physical culture and sports". The purpose of the study: to reduce the level of injuries among the first-year students. Organization of research. At the first stage, the number of injuries, their nature, causes and conditions of occurrence were recorded in all departments that provide the educational process for the discipline. Also, at this stage, the correlation analysis of the first-year students' questionnaires was conducted to identify the links between the experience of sports activities and the choice of Department. At the second stage of the study, the analysis of the obtained data was conducted, on the basis of which the technique was developed aimed at strengthening the ligaments of the ankle joint and informing those involved in the prevention of injuries. At the third stage, the effectiveness of its application was evaluated. During the research, the following methods were applied: the pedagogical observation, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics (Mann-Whitney U-test, Spearman rank correlation coefficient). Research results. In the course of the mathematical and statistical data processing, it was
found that for both criteria, the injury rates significantly decreased after the implementation of the developed methodology. Conclusions. The most common types and causes of injuries among the first-year students during the classroom within the discipline "Elective course in physical culture and sports" were identified. Based on the obtained data, the technique was developed to strengthen the ligaments of the ankle joint, which confirmed its effectiveness. The level of injuries significantly decreased (p <0.01). The obtained data should be taken into account when developing the work programs for the disciplines "Elective course in physical culture and sport" and "Physical culture and sport" and implemented in the educational process in other universities.
Keywords: students, physical education, injuries, student injuries, injury prevention.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - основополагающая ценность, без которой невозможна полная реализация личности. Это главный фактор, определяющий не только гармоничное развитие студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности в роли специалиста, общее жизненное благополучие [3]. Сохранение и укрепление здоровья студентов является неотъемлемой частью физического воспитания в вузе [1, 2]. Однако исследователи констатируют низкий уровень здоровья студенческой молодежи, причем этот процесс подвержен негативной динамике [1].
В жизни современных студентов большое количество времени отнимает работа с компьютером, в связи с этим резко падает физическая активность. Значимость физической культуры и ежедневных занятий спортом возрастает многократно [3].
При этом снижающиеся результаты тестирований физической подготовленности и учащающиеся случаи травматизма свидетельствуют об отсутствии реализации поставленных перед ней задач.
По мнению ВОЗ, под здоровьем на популяционном уровне понимается процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности [4]. А травматизм, как известно - часть общей заболеваемости населения. Таким образом, снижение уровня травматизма у студентов на занятиях можно рассматривать в контексте здоровьесберегающих технологий. Нами был отмечен тот факт, что наиболее часто травмы возникают у обучающихся первого курса в первом полугодии, на основании чего можно предположить, что травматизм возникает не вследствие неправильно примененных средств и методов со стороны преподавателей. А реализация школьной программы по физической культуре оказала недостаточное воздействие для достижения должного уровня физической подготовленности абитуриентов. Из вышеизложенного следует, что необходима разработка методик, направленных на снижение травматизма у обучающихся первого курса.
Цель исследования: снизить уровень травматизма у студентов-первокурсников на занятиях по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту».
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Участниками исследования выступили студенты, обучавшиеся на первом курсе в БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова в период с 2015 по 2019 гг.
Для определения особенностей травматизма первокурсников на занятиях в рамках дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту» в течение двух лет (2015-2017 гг.) проводилось педагогическое наблюдение, которое включало в себя протоколирование количества травм, их характера, причин и условий возникновения. Фиксация производилась дифференцированно - отдельно на каждом из отделений, осуществляющих учебную деятельность по дисциплине (атлетизм, фитнес, борьба, бокс, общая физическая подготовка (ОФП), академическая гребля). Также нами был проведен корреляционный анализ на основании данных 2782 анкет студентов-первокурсников, которые они
заполняют на первом занятии. Были сопоставлены ответы в пунктах: «Желаю заниматься на отделении...» и «Ранее занимался (указать вид спорта)...».
На основе полученных данных была разработана методика, снижающая уровень травматизма у студентов первого курса. После двухгодичного ее внедрения была осуществлена проверка эффективности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основании данных, полученных из анкет студентов, был проведен корреляционный анализ. Были установлены связи между занятиями спортом в прошлом и выбором отделения (таблица 1).
Таблица 1 - Корреляционная матрица
Атлетизм Фитнес Борьба Бокс ОФП Академическая гребля
Ранее занимался спортом 0,362 р > 0,05 0,162 р > 0,05 0,588* р < 0,05 0,585* р < 0,05 0,017 р > 0,05 0,098 р > 0,05
Из данных таблицы следует, что отделения борьбы и бокса выбирают студенты, имеющие опыт занятий спортом, наиболее часто. Самые слабые связи были выявлены с выбором занятий ОФП и академической греблей.
Анализ результатов педагогического наблюдения показал, что наиболее часто травматизм возникает на занятиях по общей физической подготовке (64%). Далее показатели распределились следующим образом: борьба - 16%, бокс - 10%, атлетизм - 4%, фитнес - 4%, академическая гребля - 2%.
Мы предполагаем, что относительно высокий уровень травматизма на занятиях по ОФП связан с тем, что данный вид физкультурно-оздоровительной деятельности выбирают наименее подготовленные студенты Также в ходе исследования были выявлены наиболее распространенные виды травм: голеностопный сустав - 66%, коленный сустав -15%, шейный отдел позвоночника - 8 %, пояс верхней конечности - 6%, другие виды травм - 5%.
Наиболее распространенным видом деятельности, повлекшим травму, был выявлен бег.
Учитывая количество студентов одновременно пребывающих в зале, а также прикладную направленность занятий в вузе, уделять большое внимание технике бега с целью снижения травматизма не приходится возможным. В связи с этим нами было выдвинуто предположение о том, что методика по укреплению связок голеностопного сустава, внедренная в учебный процесс повлияет на уровень травматизма.
Далее нами была разработана методика, которая включала в себя применение комплекса упражнений с эластичной лентой (эспандером) и без инвентаря, беговые упражнения в подготовительной части занятия, а также «пятиминутки» о важности профилактики травматизма.
После ее внедрения в течение двух лет (2017-2019 гг.) проводилось педагогическое наблюдение. Затем для определения эффективности был проведен математико-статистический анализ показателей до и после применения методики (таблица 2).
Таблица 2 - Уровень травматизма до и после внедрения разработанной методики
До эксперимента (2015-2017 гг.) После эксперимента (2017-2019 гг.)
Травма тяжелой степени, понадобился вызов скорой помощи 5,3 1
Травмы средней и легкой степени 35,3 18
р < 0,01 < 0,01
Из данных, представленных в таблице, следует, что по обоим критериям показатели достоверно снизились.
ВЫВОДЫ
В ходе исследования были определены наиболее распространенные виды и причины травматизма у первокурсников на занятиях в рамках дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту». На основе полученных данных была разработана методика по укреплению связок голеностопного сустава, которая подтвердила свою эффективность. Уровень травматизма достоверно снизился (р <0,01).
ЛИТЕРАТУРА
1. Зиновьев, Н.А. Формирование здорового образа жизни студентов технического вуза на занятиях физической культурой / Н.А. Зиновьев, М.В. Купреев // XX Юбилейные Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 291-295.
2. Зиновьев, Н.А. Здоровье в системе ценностных ориентаций студентов в контексте спортивной деятельности / Н.А. Зиновьев, Е.А. Бавыкин // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 5. - С. 19-20.
3. Сбитнева, О.А. Физическая культура как профилактическое средство профессиональных заболеваний и спортивного травматизма / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5-1. - С. 91-94.
4. Шабунова, А.А. Общественное здоровье и его измерение / А.А. Шабунова // Социологический альманах. - 2011. - № 2. - С. 173-181.
REFERENCES
1. Zinoviev, N.A. and Kupreev, M.V. (2016), "Formation of a healthy lifestyle of technical University students in the classroom of physical culture", XXAnniversary Tsarskoye Selo readings: materials of the international scientific conference, St. Petersburg, pp. 291-295.
2. Zinoviev, N.A. and Bavykin, E.A. (2017), "Health in the system of value orientations of students in the context of sports activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 19-20.
3. Sbitneva, O.A. (2018), "Physical culture as a preventive tool for occupational diseases and sports injuries", International journal of Humanities and natural Sciences, No. 5-1, pp. 91-94.
4. Shabunova, A.A. (2011), "Public health and its measurement", Sociological almanac, No. 2, pp. 173-181.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2020
УДК 796.011.3
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Викторовна Плеханова, преподаватель, Маргарита Юрьевна Видякина,
преподаватель, Российский университет транспорта, Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию типичных признаков двигательных действий различного характера у студентов транспортной отрасли, особенностью которой является использование квалиметрического анализа, позволяющего комплексно оценить совокупность свойств изучаемых особенностей. В связи с этим считаем, что разработка характерных признаков и главных элементов управления движениями должны обеспечить результативное управление процессом обучения двигательных действий разных типов.
Ключевые слова: характерные признаки, элементы управления, квалиметриче-ский анализ, двигательные действия, студенты транспортной отрасли.