Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ'

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
258
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / АНКЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Светлана Николаевна, Тельнюк Ирина Владимировна, Худик Владимир Александрович, Краснов Алексей Александрович, Синенчинко Андрей Георгиевич

Рассмотрен теоретические и прикладные аспекты проблемы эмоционального (профессионального) выгорания у педагогов. Исследованием были охвачены три группы педагогов, чья профессиональная деятельность отличалась некоторыми особенностями (педагоги школы, колледжа и учителя-логопеды). Кроме анкетных опросов, испытуемые участвовали в психотерапевтически направленных мероприятиях по корригированию их состояния. Некоторые авторские методики рекомендовались для применения в самостоятельном режиме в течение дня, недели и т. д. При повторных наблюдениях выявлены улучшения эмоциональной составляющей, что характеризовало коррекцию критичности в самооценке себя, профессиональных достижений и побуждало педагогов к поиску новых мотивационных и смысложизненных ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козлова Светлана Николаевна, Тельнюк Ирина Владимировна, Худик Владимир Александрович, Краснов Алексей Александрович, Синенчинко Андрей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT SYNDROME AMONG TEACHERS

Theoretical and applied aspects of the problem of emotional (professional) burnout among teachers are considered. The study covered three groups of teachers whose professional activities were distinguished by some features (school and college teachers and speech therapists). In addition to questionnaires, the subjects participated in psychotherapeutically directed measures to correct their condition. Some of the author’s methods were recommended for use on their own during the day, week, etc. Repeated observations revealed improvements in the emotional component, which characterized the correction of criticality in self-assessment of oneself, professional achievements and encouraged teachers to search for new motivational and meaningful life guidelines.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ»

УДК 159.944:37.011.3-051

С. Н. Козлова, И. В. Тельнюк, В. А. Худик, А. А. Краснов, А. Г. Синенчинко

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ

Введение. «Синдром эмоционального выгорания»1 (СЭВ) или «синдром профессионального выгорания — истощения» в настоящее время является одной из актуальных проблем в аспекте здоро-вьясбережения граждан, чья деятельность напрямую затрагивает систему отношений «человек — человек». Согласно определению ВОЗ, «синдром выгорания» (burnout syndrome) — это «физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся

1 Понятие «эмоциональное выгорание» было введено в психологию американским психиатром H. J. Freudenberger в 1974 году. Состояние характеризуется проявляющимся нарастанием эмоционального истощения; может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений. Термин «синдром выгорания» был введён C. Maslach в соответствии с трёхкомпонентной моделью «выгорания». «Выгорание» определялось как синдром и включало три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация («обезличивание» человека), а также редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства [цит. по 1].

снижением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных веществ с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения» [цит. по 1]. Этот синдром обычно расценивается как стресс — «...реакция в ответ на безжалостные производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе с сопутствующим этому пренебрежением семейной жизнью и отдыхом» [2].

С. Chemiss [3] выделены четыре этапа формирования синдрома выгорания: 1) деперсонализация (утрата индивидуальности); 2) недооценка личного вклада; 3) изоляция; 4) эмоциональное и физическое изнеможение. По мере нарастания симптоматики у человека наблюдается физическое, психическое, и в частности, эмоциональное истощение.

В условиях каждодневных разносторонних стрессов — экономической и политической обстанов-

ки, жизненных и бытовых условий, а также межличностных конфликтов на рабочем месте в коллективе и среди близких людей, синдрому выгорания может быть подвержен любой человек, связанный с социальной средой и системой отношений «человек — человек». Как правило, синдром выгорания развивается при совокупности организационных, личностных и профессиональных стрессов и факторов, зависящих от конкретной ситуации. Однако СЭВ нельзя считать фатальной неизбежностью, напротив, необходимо предпринимать профилактические меры для его предотвращения.

В среде педагогических работников СЭВ наблюдается примерно от 25 до 90% случаев [4]. Следует отметить, что стаж работы, возраст, условия труда и взаимоотношения в коллективе напрямую зависят от распространенности и тяжести состояния при СЭВ.

Нами были предложены и адаптированы простые в применении психотерапевтические методики для самостоятельной работы, основанные преимущественно на рациональной психотерапии, в целях профилактики синдрома эмоционального (профессионального) выгорания, которые используем с 2015 г. для работы с преподавателями различных образовательных учреждений, которые зарекомендовали себя эффективно в представленном ниже сочетании.

Цель исследования: определить эффективность предлагаемых методик для самостоятельного при-

менения в связи с вопросами профилактики синдрома выгорания среди педагогов.

Характеристика исследуемых групп и применявшихся методов. В исследовании приняли участие педагоги средней общеобразовательной школы (первая группа), преподаватели колледжа (вторая группа) и учителя-логопеды (третья группа). Возраст испытуемых — от 25 до 60 лет, стаж работы — от 2 до 33 лет. В каждой группе количество участников — 20 человек.

Для диагностики синдрома эмоционального (профессионального) выгорания использовалась методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко [5], адаптированная для педагогов.

Полученные результаты и их обсуждение. В ходе исследования было выявлено, что низкий уровень эмоционального выгорания распределился среди групп примерно в равных пропорциях (рис. 1).

100% 80% 3 2 1 1 23 23

60% 40% 20% 1 1 1 1

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень эмоционального эмоционального эмоционального выгорания выгорания выгорания

Рис. 1. Диагностика эмоционального выгорания у разных групп педагогов:

1 — преподаватели общей школы;

2 — преподаватели колледжа;

3 — преподаватели логопеда

Однако средний и высокий уровень эмоционального выгорания превалировал у преподавателей средней школы, что, вероятно, свя-

зано с большей учебной нагрузкой на педагога в общеобразовательной школе, в том числе и в плане количества учеников на одного педагога.

В процессе анализа полученных данных также был выявлен определённый уровень деперсонализации личности у разных педагогических групп (рис. 2), что обуслов-

2 3

I 21

Рис. 2. Выявленный уровень деперсонализации у разных групп педагогов:

1 — преподаватели школы;

2 — преподаватели колледжа;

3 — преподаватели логопеды

лено искажающими оценочными позициями педагогов в отношении условий и эффективности их деятельности, как результата усталости, аффективной выхолощенно-сти, психической пресыщаемости. Снижение самооценки и склонность к «самобичеванию», занижению уровня профессиональной компетентности — результат редукции личностных достижений (рис. 3), что свидетельствует о профессиональном выгорании и формирующихся негативных установках, связанных с возможностью покинуть работу и искать себя в новом виде профессиональной деятельности.

В ходе исследования была предложена методика на «трудого-

Рис. 3. Уровень редукции личных достижений у разных групп педагогов при профессиональном выгорании:

1 — преподаватели средней школы;

2 — преподаватели колледжа;

3 — преподаватели логопеды

лизм», который коррелировал с уровнем высокого профессионального выгорания у педагогов средней школы и логопедов, превышая эти же показатели преподавателей колледжа.

Опыт применения психокоррек-ционных и профилактических методик СЭВ. Для коррекции и профилактики СЭВ использовались следующие методики, с которыми знакомили педагогов во время тренинга. В дальнейшем педагогам рекомендовали в повседневной жизни применять данные методики самостоятельно и в любой очередности, с учетом возникшей ситуации и необходимой кратностью их повторения.

Методика «Золотой час» (М. Е. Лит-вак [6]), где час не обязательно использовался в течение 60 мин, а в некоторых случаях, ограничивался 20—30 минутами, которые предназначались для отдыха по принципу здесь и сейчас: «Что я хочу и что доставит мне удовольствие сейчас?». Этот метод возможно использовать как на работе, так и дома. Для кого-то это была чашка кофе в паузе на работе, для других — сон

или релаксация в домашних условиях, а для кого-то — это чтение художественной литературы и т. п. Главное, чтобы человек осознавал, что выделенное время он использует только для себя и получает удовольствие в данный момент, что способствует «накоплению» положительных эмоции и переживаний.

Методика «Стоп мысли» (С. Н. Козлова, А. М. Губин [7]) применялась тогда, когда не удавалось справиться с негативными мыслями или, когда мысли становились навязчивыми, когда на уровне внутренней речи (диалога) происходило «самобичевание». В большинстве случаев, как показала практика, этот метод помогал быстро оборвать негативные мысли (или внутренний диалог), вернуться из состояния дисгармонии в рабочий режим. Эта методика применялась нами для разных категорий пациентов в клинике психиатрии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова с 2009 г.; была адаптирована для работы с преподавательским составом (С. Н. Козлова, А. М. Губин, А. А. Краснов [8 —10].

За основу в методике берется использование двух ключевых фраз: «Зачем мне эти мысли?», «Что они мне дают?». Эти два вопроса задаются самому себе, ожидая на них ответ, в течение короткого времени 1—3 минуты.

Важное условие в этом упражнении — необходимость произносить эти фразы слово в слово и членораздельно, делая между каждым словом паузы в 1—2 секунды, как бы осмысливая каждое слово и суть вопроса, четко проговаривая каждое слово, с вопросом, обращенным к самому себе

и ожидая ответа на него: «Зачем...мне... эти...мысли?». Пауза в 1—3 секунды после вопроса, дается для возможного ответа на поставленный вопрос.

Затем через 3—5 секунд произносится вторая фраза в той же технике, как и предыдущий вопрос: «Что. они...мне...дают?» с паузой в 1—3 секунды после вопроса.

Оба вопроса повторяют 15—30 раз в минуту, от 100 раз в день (примерно три минуты) и более до полного исчезновения негативных мыслей. Техника используется по мере необходимости в конкретной ситуации.

Эффективность от упражнения «Стоп мысли» наступала практически сразу после первого применения. А при повторении приемов в течение нескольких дней (редко — месяца) негативные мысли исчезали совсем.

Одной из важных составляющих в коррекции СЭВ является момент осознания причин, которые привели к его возникновению. Для этого применялась методика «На осознание» (С. Н. Козлова, А. М. Губин) [8, 10], что давало возможность человеку понять и осознать психотравмирующую ситуацию, а также найти рациональные варианты разрешения данной проблемы. Данная методика применялась как в психотерапевтических целях, так и для профилактики СЭВ у педагогов. За основу были взяты несколько психотерапевтических направлений: геш-тальт-терапия (Ф. Перлз) [11], оценка по модальностям из техник нейролингвистического программирования (Р. Бендлер) [12]. Применение методики позволяет чело-

веку расставить и поменять акценты с негативных на позитивные, а также адекватно воспринимать окружающий мир, своё тело, эмоции, мысли и находить причины своего дисгармоничного состояния.

Первый этап работы направлен на осознание окружающего мира.

Начинается упражнение с фразы: «Яосознаю, что...», в дальнейшем человек описывает всё, что он видит вокруг себя. При этом каждое новое предложение начинается с фразы: «Я осознаю, что ...». Предложения строятся простыми и короткими. Например, «Я осознаю, что вижу стол. Я осознаю, что на столе стоит ваза...» и т. д. Затем, используя другие органы чувств (зрение, слух, обоняние), человек переходит к описанию, что он слышит. Например, «Я осознаю, что слышу шум машин с улицы...» и т. п., описывая всё, что происходит вокруг него. При этом каждое новое предложение начинается с фразы: «Я осознаю, что.». Все предложения строятся простыми, кратким, без оборотов.

Данное упражнение помогает осознать человеку, что мир продолжает существовать в своём ритме, и помогает осознать своё место в этом мире, а также помогает переключить его внимание с внутренних переживаний на внешний мир и не только увидеть, но и услышать и почувствовать запахи этого мира, например, во время прогулки по парку, а также заметить, что происходит вокруг в данный момент. Эта техника выполняется несколько раз в день, при каждом удобном случае, в разных местах (в комнате, на улице, в

транспорте) от одной минуты и более, произнося эти фразы, как удобно — вслух или про себя.

Второй этап работы на осознание своего тела и ощущений в нём связан с рефлексией опыта ощущений — акцент делается преимущественно на тактильные ощущения (холод, тепло, давление, тяжесть, легкость, покалывание, боль с её подробным описанием и т. п.).

Выполняется так же, как и на предыдущем этапе, начиная предложение с фразы: «Яосознаю, что.». При этом описываются свои физические ощущения и свои ощущения в теле. Например, «Я осознаю, что сижу на стуле. Я осознаю, что мне удобно сидеть. Я осознаю, что чувствую тепло в руках» и т. д. с описанием локализации ощущений в той или иной части тела.

Это помогает осознать и чётко описать локализации своих ощущений; помогает их дифференцировать, осознать время возникновения своих негативных ощущений или приступов; а также способствует приобретению навыков определения предвестников состояний тревоги или беспокойства, что в дальнейшем помогает переключить внимание человека с внутренних болезненных переживаний на то, что необходимо предпринять для их предотвращения.

Упражнение выполняется вместе с предыдущим этапом (или самостоятельно) по желанию самого человека несколько раз в день (в течение 1—5 мин.), в разных местах (в комнате, на улице, в транспорте).

Третий этап работы направлен на осознание своих эмоций. До на-

чала выполнения заданий следует коротко вспомнить для участников психотерапевтической группы, что такое эмоция и какова её роль в жизни человека. Поскольку выполнение заданий основано на выделенных К. Изардом [13] основных базовых эмоциях, то участники коротко знакомятся с их отражением на фототаблицах, где представлены: интерес, радость, удивление, страдание (горе), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Начинают тренировку, как и на предыдущих этапах, с фразы: «Я осознаю, что.», в дальнейшем человек описывает все свои эмоции, возникшие в данный момент. Например: «Я осознаю, что чувствую радость. Я осознаю, что мне грустно...» и т. п. Затем (используя другие модальности) человек переходит к описанию и осознанию, что явилось причиной этой эмоции. Например: «Я осознаю, что мне радостно. Я осознаю, что мне радостно от того, что...» и т. п. Далее, освоив этот этап, можно соединить все предыдущие три этапа вместе, удлиняя время на упражнение этой методикой.

Данный способ помогал осознать человеку свои переживания, различать и дифференцировать свои эмоции и причину их возникновения. Упражнение тренирует и учит адекватно воспринимать и объективно реагировать на негативные эмоции и критику. А также эта техника помогает переключить внимание человека с внутренних переживаний на внешнее восприятие, или наоборот. Меняет «полюс восприятия» с негативного на позитивный. Кратность, время,

способ выполнения упражнения такие же, как и на первых двух этапах, которые можно регулировать по желанию.

Четвертый этап работы — на осознание своих мыслей.

Как и на предыдущих этапах, тренировку начинают с фразы: «Я осознаю, что.», только озвучивая свои мысли. Например, «Яосознаю, что думаю о своём разговоре с директором. Я осознаю, что идёт внутренний диалог с директором. Я осознаю, что строю ответы за директора» и т. п. Далее на этом этапе человек начинает понимать, что он не может отвечать за другого человека, а может говорить только за себя. Если это негативная ситуация, как чаще бывает, то можно применить методику «Стоп мысли» и в дальнейшем попытаться более детально разобраться в ситуации и осознать свои слабые или негативные моменты.

Осознать, что явилось причиной конфликтной ситуации, какие эмоции и какие ощущения в теле при этом появляются. Кратность выполнения также выбирается самим человеком по требованию в сложившейся ситуации

Все этапы можно соединить в одну технику, в хаотичном выборе или использовать каждый этап по отдельности. Время на упражнение этой методикой от одной и более минут, условия выполнения не зависят от места (дом, работа, в дороге и т. п.).

Данная техника позволяет человеку понять, осознать и устранить (если возможно самостоятельно) или осознать необходимость в специализированной помощи, причину возникновения негативных

эмоций или изменить отношение к ситуации, при которой она возникает. Этот способ помогает осознать причину своих переживаний и попытаться проанализировать их, а также выработать позитивное отношение или сделать обучающие выводы из сложившейся ситуации. Также эта техника тренирует внимание, помогает его концентрировать и удерживать. Кратность, время, способ выполнения упражнения регулирует сам педагог.

Методика «Включения приоритетов по Эйзенхауэру без жесткой привязки ко времени» [14]; состоит из планирования своей работы в условиях высокой интенсивности, когда план работы расписывается не только по минутам, но и по часам, с учетом возможных изменений и перестановок очередности. В этом случае не возникает так называемых неоправданных надежд и разочарований, а появляется возможность перестановки или замены запланированных событий без лишних негативных эмоций.

Методика «Проговаривания своих негативных эмоций и осознания их причины» (А. М. Губин, С. Н. Козлова, А. А. Краснов [8— 10]. Это одно из самых простых и доступных упражнений для выравнивания эмоций — их проговари-вание, которое легко выполняется особенно в тех случаях, когда человек уже имеет навык упражнения на осознание.

Достаточно проговорить эту эмоцию вслух или мысленно, сделав короткую в несколько секунд паузу (на-

пример, «Я осознаю, что я раздражен.») и реакция на ситуацию становится спокойнее. Даже если человек скажет, мысленно сам себе: «Я зол, я разгневан, я расстроен и т. п.», он уже становится спокойнее.

Доказано, что при проговарива-нии эмоции, мы её осознаем, а для уточнения причины раздражения можно задать уточняющий вопрос себе, что именно вывело меня из эмоционального равновесия. Это позволяет принять более рациональное решение и избежать ошибок. Приобретение общего навыка проговаривания эмоций позволяет избегать переносов негативного состояния на коллег и улучшить межличностное общение, а также это содействует сохранению позитивного микроклимата на работе.

Рекомендовано использование «тайм-аутов», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы), овладение умениями и навыками саморегуляции, которые описаны в разных вариациях с учетом временных промежутков, релаксации, идеомотор-ных актов, включающих творческую часть и воображение человека и, конечно же, чувство юмора и умение пошутить над собой.

Заключение. Сочетание этих методик в том или ином порядке, который выбирает сам педагогический работник, способствовало снижению уровня тревожности, улучшению микроклимата в коллективе, выравниванию стиля общения между сотрудниками и в их семьях.

При повторном проведении исследования было выявлено, что после применения предложенных методик через 7—14 дней снизился уровень эмоционального выгорания: высокого — на 17,1 %, среднего — на 24,3 %, а у лиц с низким уровнем выгорания (32, 8%) — симптомы исчезли без приёма медикаментов. В ходе проведенного повторного анкетирования, лицам с очень высоким уровнем выгорания было предложено обратиться к врачу-специалисту, так как у них выявлялись симптомы сниженного настроения и расстройства сна. К данной категории лиц относились педагоги более старшего возраста и имеющие сопутствующие заболевания.

Легкость применения предложенных методик даёт человеку возможность самостоятельного выбора кратности их выполнения, а также различные способы их очередности и сочетания.

Применение описанных методик, включая анкетирование (для исследования своего уровня профессионального выгорания), не требует особых условий (специально оборудованных кабинетов) для их выполнения и долгих усилий для их овладения, что способствует быстрому усвоению и применению данных техник. Использование анкетирования позволяет контролировать психоэмоциональное состояние и способствует принятию решения по вопросу о необ-

ходимости обращения к врачу-специалисту при появляющихся признаках выраженного выгорания, для предотвращения невротических расстройств и обострения хронических сопутствующих заболеваний.

Выводы. Существенная роль в борьбе с СЭВ отводилась, прежде всего, самому педагогу, с учётом его личностных качеств, желанию совершенствоваться в профессиональном и личностном росте. При соблюдении перечисленных рекомендаций удавалось не только предотвратить предпосылки возникновения СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности при его возникновении. Применение предложенных методик помогло скорейшему разрешению конфликтных ситуаций как на рабочем месте среди коллег, так и в структуре отношениях «педагог — учащийся». Заметными были также более комфортные и налаженные внутрисемейные отношения, здоро-вьесберегающие условия жизни.

Проведенная психокоррекция с группами педагогов способствовала уменьшению кратности конфликтных ситуаций и приобретению навыков в регуляции собственного поведения как на рабочем месте, так и в межличностном общении; повышению долгосрочных мотиваций в достижении жизненных успехов, а также в корригировании уровня личностной самооценки и притязаний в профессионально-педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эмоциональное выгорание // https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Эмоциональное_ выгорание#Классификация_по_МКБ-11 (дата обращения: 01.10.2022).

2. Нечипоренко В. В., Лыткин В. М., Синенченко А. Г. Диагностика расстройств личности у военнослужащих // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2004. Т. 1. № 21. С. 42-46.

3. Cherniss C. «Job burnout»: Crowing worry for workers, bosses // U. S. News & World Report. Vol. 88. 1980. P. 71-72.

4. Ракицкая А. В. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Психологический журнал. 2011. № 3-4 (29-30). С. 48-55.

5. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 1999. 28 с.

6. Литвак М. Е. Принцип сперматозоида: учебное пособие. Изд. 46-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 501 с.

7. Козлова С. Н., Губин А. М. Способ лечения военнослужащих с депрессивным синдромом различной этиологии с помощью методики «Стоп мысли» / [Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова]. Сб. изобр. и рац. предл. [РП № 14423 от 24.10.2016 г.]. СПб., 2016. Вып. 48. С.128-129.

8. Козлова С. Н., Губин А. М. Способ лечения больных с невротическими расстройствами и эндогенными психическими заболеваниями с помощью методики «Осознания» / [Военно-ме-

дицинская академия им. С. М. Кирова]. Сб. изобр. и рац. предл. [РП № 14422 от 24.10.2016 г.]. СПб., 2016. Вып. 48. С. 130-131.

19. Губин А. М., Козлова С. Н., Краснов А. А. Способ лечения пациентов с психосоматическими, невротическими и пограничными расстройствами личности с помощью методики «Анализа системы ценностей» / [Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова]. Сб. изобр. и рац. предл. [РП № 14313 от 24.10.2016 г.]. СПб., 2016. Вып. 48. С. 131-132.

10. Губин А. М., Козлова С. Н.: Способ коррекции и профилактики психосоматических расстройств у преподавательского состава / [Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова]. Сб. изобр. и рац. предл. [РП № 14093 от 06.05.2015 г.]. СПб., 2015. Вып. 47. С. 131-132.

11. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии / Пер. с англ. М.: Либрис, 1996. 240 с.

12. Бэндлер Р. Нейро-лингвистиче-ское программирование: НЛП: Используйте свой мозг для изменения / Под ред. К. Андреас, С. Андреаса; Пер. с англ. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 224 с.

13. Изард К. Е. Эмоции человека: [Пер. с англ.] / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.

14. Кноблаух Й., Велтье Х. Управление временем / [Пер. с нем.]. 9-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2014. 144 с.

REFERENCES

1. Emotional burnout // https://ru. wikipedia.org/wiki/ Эмоцнонатbное_ вbIroранне#Кraссн$нкацнfl_по_МКE-11 (date of the application: 01.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Nechiporenko V. V., Lytkin V. M., Sinenchenko A. G. Diagnosis of personality

disorders in military personnel // Review of Psychiatry and Medical Psychology. V M. Bekhtereva. 2004. V 1. No. 21. P. 42-46. (In Russ.).

3. Cherniss C. «Job burnout»: Crowing worry for workers, bosses // U. S. News &

World Report. Vol. 88. 1980. P. 71-72.

4. Rakitskaya A. V. Symptoms of emotional burnout syndrome among teachers // Psikhologicheskiy zhurnal.. 2011. No. 3-4 (29-30). P. 48-55.

5. Boyko V. V. Syndrome of "emotional burnout" in professional communication. St. Petersburg: Sudarynya, 1999. 28 p. (In Russ.).

6. Litvak M.E. The principle of the spermatozoon: a study guide. Edition 46th. Rostov-on-Don: Feniks, 2015. 501 p. (In Russ.).

7. Kozlova S. N., Gubin A. M. A method of treating military personnel with depressive syndrome of various etiologies using the Stop Thought technique / [Military Medical Academy named after S. M. Kirov]. Collection of inventions and rationalization proposals [RP No. 14423 dated October 24, 2016]. St. Petersburg, 2016. Issue. 48. P. 128-129. (In Russ.).

8. Kozlova S. N., Gubin A. M. A method of treating patients with neurotic disorders and endogenous mental illness using the "Awareness" technique / [Military Medical Academy named after S. M. Kirov]. Collection of inventions and rationalization proposals [RP No. 14422 dated October 24, 2016]. St. Petersburg, 2016. Issue. 48. P. 130-131. (In Russ.).

9.GubinA.M.,KozlovaS.N.,KrasnovA.A. A method of treating patients with psychosomatic, neurotic and borderline

personality disorders using the "Analysis of the value system" technique / [Military Medical Academy named after S. M. Kirov]. Collection of inventions and rationalization proposals [RP No. 14313 dated October 24, 2016]. St. Petersburg, 2016. Issue. 48. P. 131-132. (In Russ.).

10. Gubin A. M., Kozlova S. N.: A method for the correction and prevention of psychosomatic disorders among the teaching staff / [Military Medical Academy named after S. M. Kirov]. Collection of inventions and rationalization proposals [RP No. 14093 of 05/06/2015]. St. Petersburg, 2015. Issue. 47. P. 131-132. (In Russ.).

11. Perls F. The Gestalt Approach and the Witness to Therapy / Translated from English. M.: Libris, 1996. 240 p. (In Russ..).

12. Bandler R. Neuro-Linguistic Programming: NLP: Use Your Brain to Change / Edited by C. Andreas, S. Andreas; Translation from English. Voronezh: NPO "MODEK", 1998. 224 p. (In Russ.).

13. Izard K. E. Human emotions: [Trans. from English] / Ed. L. Ya. Gozman, M. S. Egorova. M.: Publishing House of Moscow State University, 1980. 439 p. (In USSR).

14. Knoblauch J., Weltier H. Time management / [Translated from German]. 9th ed., ster. M.: Omega-L, 2014. 144 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию: 30.11.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.