ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (PEDAGOGY)
УДК 37.014
ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Богославец Л.Г.
Дошкольные образовательные учреждения являются уникальными по своей сути, поскольку дети в них впервые получают навыки взаимодействия и педагогического воздействия.
Поэтому основные тенденции развития и модернизации дошкольного образования связаны с установкой благоприятной атмосферы и психологического климата в коллективе. Преодоление негативных последствий, к которым относится нарушения самочувствия, усталость, свидетельствующие об эмоциональном выгорании педагогов ДОУ.
Цель. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
Метод или методология проведения работы: исследования и работы по выявлению причин, факторов эмоционального выгорания педагогов ДОУ.
Результаты: повышение стрессовоустойчивости с установкой благоприятной психологической атмосферы в коллективе детского сада.
Область применения результатов: дошкольное образование.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, факторы и причины СЭВ, стимулирование и мотивация педагогов к успешной педагогической деятельности.
PREVENTION OF THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT AT TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Bogoslavets L.G.
Preschool educational institutions are unique since children for the first time get some skills of interaction and pedagogic influence.
Thus basic tendencies of development and modernization of preschool education are connected with creation of favorable atmosphere and psychological climate in the team. Overcoming of negative consequences such as badfeeling, tiredness indicate emotional burnout of pedagogues of preschool educational institutions.
Purpose. Prevention of a syndrome of emotional burning out at DOW'S teachers.
Methodology researches and works on identification of the reasons, factors of emotional burning out of teachers of DOW.
Results: stressovoustoychivost increase with installation of the favorable psychological atmosphere in staff of kindergarten.
Practical implications: preschool education.
Keywords: syndrome of emotional burnout, factors and reasons of syndrome of emotional burnout, stimulation and motivation ofpedagogues for successful educational work.
Вариативность системы дошкольного образования в настоящее время выражается в применении личностно-ориентирован-ных технологий педагогической и управленческой деятельности.
Все они направлены на совершенствование кадрового потенциала, создание предпосылок для усиления активности, инициативы, творчества, профессионального взаимодействия.
Дошкольные образовательные учреждения являются уникальными по своей сути, поскольку дети в них впервые получают навыки взаимодействия и педагогического воздействия.
Поэтому основные тенденции развития и модернизации дошкольного образования связаны с установкой благоприятной атмосферы и психологического климата в коллективе, преодоления негативных последствий, к которым относится нарушения самочувствия, усталость, свидетельствующие об эмоциональном выгорании педагогов ДОУ.
Впервые термин ЬитаШ; (выгорание) ввел американский психиатр в 1974 году.
Он обозначал психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном тесном общении с клиентами. Первоначально под «выгоранием» понимали состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности.
В первую очередь этот синдром характерен, для представителей профессий системы «человек-человек».
Любой руководитель ОУ в состоянии самостоятельно определить симптомы «выгорания» в своем коллективе:
■ возрастающая неудовлетворенность работой, снижение мотивации;
■ потеря концентрации, растет количество ошибок в процессе деятельности;
■ снижение дисциплины (опоздания, немотивированное отсутствие);
■ поиск оправданий вместо решений;
■ небрежность, невнимательность во взаимодействии с другими педагогами, персоналом;
■ конфликты, раздражительность, недовольство собой и другими;
■ хроническая усталость и опустошенность;
■ избегание общения с коллегами, друзьями;
■ пессимистические жалобы на жизнь, работу, на будущее, нытье;
■ дистанцированние от работы.
Причины спада профессиональной деятельности педагога, особенно старшего возраста, так называемый «педагогический криз», выделяет и описывает Ю.Л. Львова [4; с. 54], по ее мнению, это:
■ во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки учебного года в ДОУ, отсутствие отдачи от детей, родителей, несоответствие ожидаемого результата и фактического;
■ во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять - неизвестно;
■ в-третьих, возможность изоляции педагога в педагогическом коллективе, когда его поиски, опыт деятельности, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Опыт практики свидетельствует, что в коллективе ДОУ «горят» в первую очередь тогда, когда, формируется результаты и успешность деятельности учреждения.
Большая часть педагогов справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания. Почему это происходит?
Наблюдения за деятельностью педагогов ДОУ свидетельствуют, что если сосредоточиться на основных причинах синдрома эмоционального выгорания, то их можно объединить в три группы факторов: личностные, организационные, ролевые.
Охарактеризуем эти факторы:
■ личностные - в целом, можно говорить о некой предрасположенности педагогов к эмоциональному выгоранию. Так, например, интроверты, пессимисты, педагоги с заниженной самооценкой чаще подвержены эмоциональному истощению и депрессиям. Педагоги с высоким уровнем самоуважения и чувством юмора более позитивны и устойчивы к негативному влиянию стрессов. Способность к сопереживанию, искренняя заинтересованность в оказании помощи - это отличный буфер в коллективе, препятствующий выгоранию. Мотивации на избегание неудач, страх оказаться отверженным, трудоголизм, - личностные факторы и причины профессиональной болезни;
■ организационные - учеными доказана взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и организационных условий, в которых работают педагоги ДОУ (К. Аминов, В. Бойко и др.).
Так, неопределенное содержание образовательного процесса, переход к новым технологиям, изменение требований к педагогам и ритма работы, организационной структуры ДОУ - все это может запустить реакцию.
Началом ее могут быть два условия:
■ наличие внутреннего конфликта между требованиями в ОУ и привлекательностью, степенью удовлетворенности своей деятельности в нем;
■ несоответствие между новыми требованиями, ожиданиями и реальными возможностями сотрудников ДОУ (страх не соответствия).
Примечателен тот факт, что во времена серьезных перемен в ДОУ (подготовка и разработка общеобразовательной программы с учетом ФГТ, планирование занимательных дел с детьми на основе ФГОС, реорганизация учреждения) помощь и поддержка коллег более эффективно снижает риск выгорания, чем поддержка непосредственного руководителя.
Неоперделенностть любого вида: в перспективах, целях, в содержании деятельности, в критериях оценки, в круге полномочий, ответственности и т.д. - типичная причина неудовлетворенности педагогов, персонала ДОУ, которая приводит к снижению лояльности и апатии.
В этой связи корпоративная культура членов пелагического коллектива значительно влияет на эмоциональное благополучие сотрудников.
Ролевые факторы синдрома эмоционального выгорания связаны с противоречивыми требованиями к педагогам, неопределенностью их статуса и роли, ролевой перегруженностью (отсутствие права на ошибку, необходимость соответствовать недосягаемым стандартам, межличностные конфликты и т.д.) - накопление этих стрессоров напрямую связано со всеми компонентами выгорания.
Вместе с тем, инструмент профилактики эмоционального выгорания есть.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Эти подходы могут быть использованы и в педагогической деятельности ДОУ.
Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога, повышение его квалификации.
Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают.
В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания значений специалистов, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из области ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.
Со стороны администрации ДОУ нужна система поощрений, стимулирования, например, оценивание результатов деятельности педагогов по итогам учебного года.
В нашем коллективе в системе методической работы проводится номинирование педагогов по следующим показателям: «Имидж» (за элегантность и красоту), «Искатель» (за творчество и новизну), «Мастер» (за научность и профессионализм), «Алмаз» (за объективность и справедливость), «Мудрость» (учитель педагогов), «Энергия» (за энергичность), «Поддержка» (за взаимодействие и сотрудничество), «Диалогичность» (за понимание, добродушие).
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога ДОУ является саморегуляция.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами, так и личностью: поведением эмоциями и действиями (Г. Дьяконов). [3; с. 11]
В течение учебного года в педагогическом коллективе ДОУ реализуется цикл упражнений - тренингов, ориентированных на восстановление ресурсов личности.
Использование приемов аутотренинга позволяет педагогам целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на их работоспособности, здоровье.
Организация занятий педагогов в ходе тренингов («Мой портрет в лучах солнца», «Волшебный стул», «Тепло моего сердца», «Радость дня», «Калейдоскоп», и т.д.) обеспечивает развитие навыков саморегуляции, эмоциональной устойчивости, предотвращает активное развитие позиций СЭВ.
Вместе с тем, одно важное условие организации тренинго-вых действий состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью, т.к. выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь.
Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены, «снижением рутинности», когда педагоги направленно участвуют в содержательных, интересных меропри-
ятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, например «Мир моих увлечений», «Рецепт молодости», «Секретики моих пирогов», «Витаминная кладовочка: как быть красивой» и т.д.
Таким образом, надежная социальная и профессиональная поддержка, сплоченный коллектив, поощрение личной инициативы, повышение значимости, привлекательности работы в учреждении, правильное планирование и распределение нагрузки, коллегиальность управления - и др. - факторы, которые снижают вероятность поражения коллег синдромом выгорания.
Игнорирование руководителем ДОУ фактора эмоционального выгорания приводит к снижению эффективности деятельности и потере педагогов, как сотрудников образовательного учреждения.
Список литературы
1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. №9. 1988. C. 23.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1996.
3. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний // Детский психолог. №1. 1993. С. 11.
4. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1988.
References
1. Aminov N.A. Voprosypsikhologii. №9. 1988, p. 23.
2. Boyko V.V. Energiya emotsiy v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh. M., 1996.
3. Dyakonov G. Detskiypsikholog. №1. 1993, p. 11.
4. Lvova Yu.L. Tvorcheskaya laboratoriya uchitelya. M.: Prosve-shchenie, 1988.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Богославец Лариса Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования ИПиП АлтГПА, заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ЦРР - детский сад № 41, г. Слав-город, Алтайский край
Алтайская государственная педагогическая академия ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, 656031, Россия
[email protected] DATA ABOUT THE AUTHOR
Bogoslavets Larisa Gennadyevna, Governor of the Municipal Budget Preschool Educational Institution, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor of Preschool and Additional Education, Altai State Pedagogic Academy Institute of Psychology and Pedagogy
Altay State Pedagogical Academy
55, Molodezhnaya ul., Barnaul, Altayskiy kray, 656031, Russia [email protected]
Рецензент:
Давыдова О.И., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования ИПиП Алтайской государственной педагогической академии