ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ
В.В. ЧУРКОВА,
адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент, профессор Уткин В. А.
Рецензент: доктор юридических наук, профессор Жигарев Е.С.
Аннотация. Проблема рецидивных преступлений несовершеннолетних и их предупреждение является актуальной и поэтому привлекает особое внимание не только криминологов, но и всего государства в целом. В демократическом обществе защита, помощь детям и подросткам, учитывая их психофизиологические особенности и отсутствие жизненного опыта, является приоритетом перед применением мер ограничения и принуждения. Вместе с тем в определенных случаях удержать подростка от противоправных поступков, пресечь начатую им противоправную деятельность можно только с использованием специальных организованных, основанных на законе мерах контроля и педагогического воздействия, которых в настоящее время для профилактики рецидива преступлений недостаточно.
Ключевые слова: несовершеннолетние, освободившиеся из воспитательных колоний, профилактика рецидива преступлений несовершеннолетних.
PREVENTION OF JUVENILE CRIMES, RELEASED FROM A JUVENILE CORRECTIONAL FACILITY
VV CHURKOVA,
graduated in a military academy of chair of criminology of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. The Problem of recurrent offences of minors and their prevention is relevant and therefore attracts attention not only of criminologists, but the state as a whole. In a democratic society, protection, assistance to children and adolescents, taking into account their physiological features and lack of life experience, is a priority before applying measures to limit and coercion. However, in certain cases, to keep teenagers from illegal actions, stop, which started the illegal activity is possible only with use of special organized based on the law of the control measures and pedagogical impact, which is currently for the prevention of relapse of crimes is not enough.
Keywords: juveniles released from a juvenile correctional facility, the prevention of relapse of crimes of minors.
Проблема рецидивных преступлений несовершеннолетних и их предупреждение является актуальной, социально-правовой проблемой и поэтому привлекает особое внимание не только криминологов, но и всего государства в целом. В демократическом обществе защита, помощь детям и подросткам, учитывая их психофизиологические особенности и отсутствие жизненного опыта, является приоритетом перед применением к ним мер ограничения и принуждения. Вместе с тем в определенных случаях удержать подростка от противоправных поступков, пресечь начатую им противоправную деятельность
можно только с использованием специальных организованных, основанных на законе мерах контроля и педагогического воздействия. В криминологии считается, что именно в профилактике преступности несовершеннолетних находятся перспективы сдерживания преступности в целом, наращивания ее тяжких последствий. Последнее время встречается оптимистическое мнение, что преступность несовершеннолетних имеет положительную тенденцию в количественных и качественных показателях. На протяжении ряда лет зарегистрировано снижение числа несовершеннолетних участников преступле-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
ний. Если в 2009 г. участниками преступлений (раскрытых) были 85 495 несовершеннолетних, то в 2012 г. — 59 461, что на 30,5% меньше. Однако можно предположить, что это далеко не соответствует действительности и не должно успокаивать общество и принижать бдительность правоохранительных органов. Прежде всего, показатели уголовной статистики (особенно абсолютные) в части несовершеннолетних тесно связаны с динамикой численности подростков в возрасте, с которого наступает уголовная ответственность. На протяжении длительного времени в России отмечается «демографическая яма», характерным подтверждением которой является сокращение таких категории граждан, как учащиеся, призывники для службы в вооруженных силах и других групп населения молодого возраста. Следует учитывать и особенности уголовной политики государства в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Анализ принятых за последние пять лет изменений в УК РФ свидетельствует об ужесточении уголовной ответственности за ряд деяний (экономических, коррупционных, экстремистских), которые не коснулись несовершеннолетних. Более того, приняты законы, призванные уберечь подростков от криминала и участия в нем. Это свидетельствует о гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних, что так же влияет на показатели криминальной статистики. И наконец, нужно объективно смотреть на ряд процессов в различных сферах жизни российского общества, которые не способствуют снижению криминальной активности подростков, а наоборот отрицательно влияют на их поведение.
В криминологической характеристике преступности несовершеннолетних выделяются следующие неблагоприятные тенденции:
1. Рост числа несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. По итогам 2012 г. увеличение данного показателя зарегистрирован в 28 субъектах Российской Федерации. Стабильно высокий удельный вес несовершеннолетних указанной категории в общем числе подростков, совершивших преступления, отмечается в республике Мордовия (30,4%), Карелия (20,9%), Приморском (35,3%), Хабаровском (43,2%) краях, Магаданской (42.6%) и Томской (33,9%) областях [1].
2. Увеличение показателей преступности несовершеннолетних, несмотря на принимаемые профилактические меры.
В 2012 г. на 22% выросло количество несовершеннолетних, совершивших повторные преступления в г. Москве [2, с. 13]. По материалам проверки Генеральной прокуратуры РФ в 2013 г. было выявлено, что 30% всех состоящих на учете несовершеннолетних вновь совершают правонарушения и преступления [3, с. 3]. Остается актуальной проблемой несовершеннолетних, имеющих опыт преступной деятельности. Несмотря на значительное сокращение подростков, повторно совершивших преступления, их удельный вес имеет негативную динамику среди участников преступлений (с 18,5% в 2009 г. до 19% в 2012 г.).
Начиная с 2011 г., значительно увеличивается рост числа несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, уже совершивших ранее преступления, за которые им ранее уже было назначено наказание в виде лишения свободы [4].
Представляется, что для решения отмеченных проблем может быть более эффективная профилактическая работа с несовершеннолетними, освободившихся из воспитательных колоний, где они отбывают, как правило, наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, а так же за неоднократные преступные деяния.
Содержание и направление профилактики рецидива несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний, перечень и компетенция субъектов этой деятельности сейчас определяется системой законодательных актов, носящий общеправовой характер.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» определяет обязанность полиции в этой области «осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно» (п. 26 ст. 12). Для реализации этих обязанностей закон «О полиции» предусматривает соответствующие полномочия полиции (гл. 3— 5). Представляется, что этого явно недостаточно для решения такой важной проблемы. Например, вопросам контроля за оборотом оружия в данной статье Закона «О полиции» посвящено 5 пунктов.
Следующим ключевым федеральным законом по профилактической работе с рассматриваемой катего-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
рией правонарушителей, определяющим ее принципы основания и задачи широкого круга субъектов профилактики, в том числе и подразделений полиции, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ст. 5 данного Закона индивидуальная профилактическая работа проводится только с категорией несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации. В соответствии со ст. 11 данного Закона (с учетом изменений от 30 декабря 2012 г. № 127-Ф3), Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Недостаточно законодательных оснований и порядка осуществления контроля за несовершеннолетними, освобожденными от отбытия наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях. В соответствии со ст. 86 УК РФ за осужденными за совершение преступления на определенное время сохраняется судимость, которая учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Есть ограничения для судимых при приеме на государственную службу, занятия некоторыми видами деятельности, а ограничения в целях профилактики преступлений устанавливаются Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», введен контроль за судимыми. Административный надзор — осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицами, освобожден-
ными из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, говорится в ст. 1.
В ст. 2 указано, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. К сожалению ст. 3 устанавливает административный надзор для совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость. С учетом личностных особенностей несовершеннолетних, совершенных ими преступлений, для имеющих судимость гуманно было бы предусмотреть на определенный срок контроль за ними, за соблюдением определенных правил поведения, установив соответствующие ограничения и обязанности. Таким образом, другим предложением является установить административный надзор за указанной категорией несовершеннолетних.
На сегодняшний день в России нет органа, который бы оказывал постпенитенциарную помощь несовершеннолетним, возвращающимся из воспитательной колонии и осуществлял бы контроль за их поведением.
Таким образом, в законе даны только общие положения контроля и проведения профилактической работы с несовершеннолетними освобожденными из воспитательных колоний. Представляется, что они требуют конкретизации контроля и профилактической работы с несовершеннолетними, освободившимися из воспитательных колоний для устранения ведомственной разобщенности системы органов профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, обусловленной отсутствием четко прописанного функционала, дублированием и неопределенностью полномочий на уровне подзаконных актов, обеспечения непрерывности сопровождения несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом, особенно тех, кто возвращается из мест лишения свободы. Для этого необходимо реформирование деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН путем создания Федеральной службы проба-ции в структуре Министерства юстиции РФ. Термин «пробация» употребляется в связи с деятельностью по
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы, наказаний, которые осужденные отбывают в обществе. Пробация рассматривается как уголовный надзор (уголовная опека). Служба пробации предусматривает совершенствование правосудия в отношении несовершеннолетних, создание механизма взаимодействия специализированных ювенальных судей с социальными службами. При этом необходимо совершенствовать уголовно-исполнительную деятельность, приближать ее к международно-правовым стандартам, нарабатывать и анализировать полученный при этом опыт, учитывать его при разработке новой правовой базы для совершенствования уголовно-процессуальной деятельности судов и изменения судебного законодательства.
Основная доля повторных преступлений совершается несовершеннолетним в первый год после освобождения и одним из путей предупреждения рецидивной преступности со стороны освободившихся из воспитательных колоний является увеличение возраста содержания осужденных в воспитательных колониях до окончания срока их наказания. Данные предложения включены в законопроект «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» В настоящее время он проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.
Таким образом, для осуществления профилактики рецидива преступлений несовершеннолетних имеются нормы в нескольких законодательных актах, относящихся к различным отраслям права. Недостающие нормы компенсируются главным образом ведомственными нормативными актами МВД России и Минюста России по организации работы различных подразделений правоохранительной системы. Основанный на нормах закона административный надзор полиции за имеющими судимость несовершеннолетними, контроль, оказание им помощи в решении жизненно важных вопросов со стороны службы пробации, возникающих после освобождения, могут реально повысить эффективность профилактики.
Литература
1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL://http://www.gks.ru/
2. Орешкина Т.А. В подразделениях по делам несовершеннолетних // Информ.-метод. жур. для
тех, кто работает с молодежью «Инспектор по делам несовершеннолетних». 2013. № 6(77).
3. Информация Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В генеральной прокуратуре Российской Федерации // Информ.-метод. жур. для тех, кто работает с молодежью «Инспектор по делам несовершеннолетних». 2013. № 6(75).
4. Федеральная служба исполнений наказаний. Статистические данные. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях. иКЪ://Ъйр://-фсин.рф^гисШге/^ре^огЛао^а^ика/Хаг-ка%20у%20УК/
5. Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL://http://-crimestat.ru/offenses_map
6. Марлухина Е.О. Криминология: Учеб. пособие. М., 2008.
ПОЛИТОЛОГИЯ. СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ:
учебно-методическое пособие / Под ред. В.Ю. Вельского, А.И. Сацуты. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2013.
В схемах и таблицах в логико-смысловой последовательности раскрывается содержание политологии как науки и учебной дисциплины, характеризуются наиболее важные политические процессы и явления, социальные и институциональные субъекты политических отношений и др.
Для студентов и преподавателей вузов, а также тех, кто интересуется политической теорией и общественно-политической практикой.