ПРОФИЛАКТИКА ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ программы. Аванесов А.М., Аванесов К.А., Иващенко М.Н.
Российский университет дружбы народов, кафедра общей стоматологии, г. Москва.
Основной принцип здравоохранения - профилактика заболеваний, в полной мере применим и к стоматологии. Это комплекс мер, направленный на предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта, таких как кариес зубов и деструктивно-воспалительные заболевания тканей пародонта. Несмотря на значительные достижения научно-технического прогресса, интенсивность и распространенность основных стоматологических заболеваний среди населения Российской Федерации остается достаточно высокой.
Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом.
В дальнейшем с возрастом, наблюдается значительное нарастание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения кариозные повреждения достигают 100%.
Что касается состояний тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, независимо от возраста, места проживания и социального статуса. К 35-44 годам и старше практически у всех обследованных выявлены поражения пародонтальных тканей различной степени тяжести, требующие сложного лечения.
Причины такой ситуации носят мультифакториальный характер. Общие факторы, такие как неполноценная диета и некачественная питьевая вода, соматические заболевания, сдвиги в функциональном состоянии органов и систем в период формирования и созревания тканей зуба, экстремальные воздействия на организм, наследственность и неблагоприятный генетический код играют важную роль в развитии стоматологических заболеваний. Но существуют еще и местные факторы (плохая гигиена, ч отложения, нарушение состава и свойств ротовой жидкости, резистентность тканей полости рта), которые имеют решающее значение в развитии патологии. Даже, несмотря на то, что население достаточно хорошо из рекламных сообщений информировано о правилах гигиены полости рта и необходимости контрольных стоматологических осмотров мало кто использует это в повседневной жизни. Вывод - один, основная причина недостаточное развитие комплекса профилактических мероприятий.
На базе нашей кафедры мы создали модель программы профилактики основных стоматологических заболеваний, которая успешно применяется с 2003 года. Программа носит информационно обучающий характер. Известно что максимальный эффект обучающего воздействия достигается путем непосредственного общения врача и пациента. 164 врача-стоматолога работающих в различных стоматологических структурах как государственных так и коммерческих при опросе сообщили нам что рады объяснить и рассказать пациенту о том как правильно и с помощью каких средств осуществлять гигиену ротовой полости, но, не могут это сделать ввиду дефицита рабочего времени.
Информационные стенды, размещенные в холле лечебных учреждений так же мало продуктивны лишь 2 человека из 54 находившихся на лечении в стоматологической поликлинике Северного административного округа города Москвы обратили вялое внимание на стенды санбюлютеня. Было принято использовать только индивидуальное воздействие на пациента.
Для этих целей, была разработана информационно-обучающая программа, состоящая из 7 основных блоков.
■ Первый блок включает в себя исторические сведения о развитии стоматологии с древних времен до сегодняшних дней.
■ Второй блок содержит краткие доступные сведения о строении зубочелюстной системы и пусковых механизмах в развитии кариеса и пародонтита.
■ Третий блок содержит подробное описание средств и методов индивидуальной гигиены ротовой полости. Причем акцент при составлении данного блока ставился на наличие преобладающей у пациента стоматологической патологии (например, при пародонтите).
■ Информация четвертого блока посвящена антенатальной и пренатальной профилактики беременных женщин.
■ Пятый блок полностью посвящен описанию современных методик стоматологического лечения.
■ Шестой блок содержит индивидуальные фотографии зубочелюстной системы до, после лечения и контрольные записи.
■ Информация седьмого блока носит рекламный характер лечебного учреждения в данном случае кафедры Общей стоматологии РУДН.
Программа предусмотрена для лиц от 18 до 45 лет свободно владеющими навыками работы с персональным компьютером, информация рассылалась по электронной почте или пациент получал ее на электронном носителе. Мы рекомендовали программировать ЭВМ на автоматическое включение данной программы особенно второго и третьего блока с периодичностью 4 раза в месяц. Для лиц, не имеющих доступ к ЭВМ, мы использовали, печатные буклеты в виде настольного календаря содержащие аналогичную информацию.
Другая немаловажная проблема несвоевременное посещение контрольных стоматологических осмотров была решена своеобразно, помимо электронных сообщений и телефонных звонков, мы просили пациента
Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»
находящегося непосредственно в клинике, вносить в память сотового телефона напоминание о следующем контрольном стоматологическом осмотре.
И как итог, из 685 человек участвующих в нашей программе на последующий контрольный визит через 6 месяцев при полном отсутствии жалоб явилось 670 человек! Через 12 месяцев 673 человека, через 18 месяцев 674, через 24 месяца 672 человека. Программа работала по семейному принципу, в результате чего в клинику удалось привлечь новых пациентов (родственников и знакомых участвующих в эксперименте). С помощью нашей программы мы повысили уровень общих знаний пациента в стоматологии и следовательно глубокой осмысленности своих последующих действий, а также позволили пациенту стать непосредственным свидетелем и участником в процессе лечения стоматологической патологии.
Развивая профилактику стоматологических заболеваний, мы выиграем во многом и что немаловажно, сохраняем здоровье себе и своим коллегам врачам-стоматологам, ведь не стоит напоминать что, многочасовое, изнурительное лечение 1-го зуба не всегда приносит массу позитивных эмоций.
Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»