Научная статья на тему 'Профилактика основных стоматологических заболеваний посредством внедрения индивидуальной компьютерной программы'

Профилактика основных стоматологических заболеваний посредством внедрения индивидуальной компьютерной программы Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Аванесов А. М., Аванесов К. А., Иващенко М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика основных стоматологических заболеваний посредством внедрения индивидуальной компьютерной программы»

ПРОФИЛАКТИКА ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ программы. Аванесов А.М., Аванесов К.А., Иващенко М.Н.

Российский университет дружбы народов, кафедра общей стоматологии, г. Москва.

Основной принцип здравоохранения - профилактика заболеваний, в полной мере применим и к стоматологии. Это комплекс мер, направленный на предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта, таких как кариес зубов и деструктивно-воспалительные заболевания тканей пародонта. Несмотря на значительные достижения научно-технического прогресса, интенсивность и распространенность основных стоматологических заболеваний среди населения Российской Федерации остается достаточно высокой.

Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом.

В дальнейшем с возрастом, наблюдается значительное нарастание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения кариозные повреждения достигают 100%.

Что касается состояний тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, независимо от возраста, места проживания и социального статуса. К 35-44 годам и старше практически у всех обследованных выявлены поражения пародонтальных тканей различной степени тяжести, требующие сложного лечения.

Причины такой ситуации носят мультифакториальный характер. Общие факторы, такие как неполноценная диета и некачественная питьевая вода, соматические заболевания, сдвиги в функциональном состоянии органов и систем в период формирования и созревания тканей зуба, экстремальные воздействия на организм, наследственность и неблагоприятный генетический код играют важную роль в развитии стоматологических заболеваний. Но существуют еще и местные факторы (плохая гигиена, ч отложения, нарушение состава и свойств ротовой жидкости, резистентность тканей полости рта), которые имеют решающее значение в развитии патологии. Даже, несмотря на то, что население достаточно хорошо из рекламных сообщений информировано о правилах гигиены полости рта и необходимости контрольных стоматологических осмотров мало кто использует это в повседневной жизни. Вывод - один, основная причина недостаточное развитие комплекса профилактических мероприятий.

На базе нашей кафедры мы создали модель программы профилактики основных стоматологических заболеваний, которая успешно применяется с 2003 года. Программа носит информационно обучающий характер. Известно что максимальный эффект обучающего воздействия достигается путем непосредственного общения врача и пациента. 164 врача-стоматолога работающих в различных стоматологических структурах как государственных так и коммерческих при опросе сообщили нам что рады объяснить и рассказать пациенту о том как правильно и с помощью каких средств осуществлять гигиену ротовой полости, но, не могут это сделать ввиду дефицита рабочего времени.

Информационные стенды, размещенные в холле лечебных учреждений так же мало продуктивны лишь 2 человека из 54 находившихся на лечении в стоматологической поликлинике Северного административного округа города Москвы обратили вялое внимание на стенды санбюлютеня. Было принято использовать только индивидуальное воздействие на пациента.

Для этих целей, была разработана информационно-обучающая программа, состоящая из 7 основных блоков.

■ Первый блок включает в себя исторические сведения о развитии стоматологии с древних времен до сегодняшних дней.

■ Второй блок содержит краткие доступные сведения о строении зубочелюстной системы и пусковых механизмах в развитии кариеса и пародонтита.

■ Третий блок содержит подробное описание средств и методов индивидуальной гигиены ротовой полости. Причем акцент при составлении данного блока ставился на наличие преобладающей у пациента стоматологической патологии (например, при пародонтите).

■ Информация четвертого блока посвящена антенатальной и пренатальной профилактики беременных женщин.

■ Пятый блок полностью посвящен описанию современных методик стоматологического лечения.

■ Шестой блок содержит индивидуальные фотографии зубочелюстной системы до, после лечения и контрольные записи.

■ Информация седьмого блока носит рекламный характер лечебного учреждения в данном случае кафедры Общей стоматологии РУДН.

Программа предусмотрена для лиц от 18 до 45 лет свободно владеющими навыками работы с персональным компьютером, информация рассылалась по электронной почте или пациент получал ее на электронном носителе. Мы рекомендовали программировать ЭВМ на автоматическое включение данной программы особенно второго и третьего блока с периодичностью 4 раза в месяц. Для лиц, не имеющих доступ к ЭВМ, мы использовали, печатные буклеты в виде настольного календаря содержащие аналогичную информацию.

Другая немаловажная проблема несвоевременное посещение контрольных стоматологических осмотров была решена своеобразно, помимо электронных сообщений и телефонных звонков, мы просили пациента

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

находящегося непосредственно в клинике, вносить в память сотового телефона напоминание о следующем контрольном стоматологическом осмотре.

И как итог, из 685 человек участвующих в нашей программе на последующий контрольный визит через 6 месяцев при полном отсутствии жалоб явилось 670 человек! Через 12 месяцев 673 человека, через 18 месяцев 674, через 24 месяца 672 человека. Программа работала по семейному принципу, в результате чего в клинику удалось привлечь новых пациентов (родственников и знакомых участвующих в эксперименте). С помощью нашей программы мы повысили уровень общих знаний пациента в стоматологии и следовательно глубокой осмысленности своих последующих действий, а также позволили пациенту стать непосредственным свидетелем и участником в процессе лечения стоматологической патологии.

Развивая профилактику стоматологических заболеваний, мы выиграем во многом и что немаловажно, сохраняем здоровье себе и своим коллегам врачам-стоматологам, ведь не стоит напоминать что, многочасовое, изнурительное лечение 1-го зуба не всегда приносит массу позитивных эмоций.

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.