Научная статья на тему 'Профилактика неврологических расстройств у недоношенных детей'

Профилактика неврологических расстройств у недоношенных детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика неврологических расстройств у недоношенных детей»

ВЛИЯНИЕ ПОЭТАПНЫХ ФИБРОТОМИЙ НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПАЦИЕНТОВ С ДЦП

Назаркин А.Я., Цой Е.В., Бударин В.И., Шульга Ю.В.

Институт клинической реабилитологии, Тула

Коррекция двигательных нарушений при ДЦП является сложной задачей. В патогенезе ДЦП важными звеньями считаются формирование мышечных контрактур (МК) и наличие миофасциального болевого синдрома (МФБС). Метод поэтапных фибротомий профессора В.Б. Ульзибата — это хирургический способ лечения, основанный на устранении органических МК и МФБС с помощью специального скальпеля с целью улучшения функции мышц.

Нами проведен анализ эффективности применения метода поэтапных фибротомий у 146 пациентов с ДЦП. Программа исследования включала клинические, рентгенологический и ультразвуковой методы, ангулометрию, плантографию, электромиографию, альгометрию. Катамнез — от 1 до 5 лет. Распределение по формам ДЦП среди 146 пациентов: двойная гемиплегия — 66,2%, гиперкинетическая — 17,6%, спастическая диплегия — 9,5%, гемипаретическая форма — 4,7%, атонически-астатическая форма — 2%. У 73,6% детей выявлены двигательные нарушения тяжелой степени, в 26,4% — средней тяжести. Пациентов в возрасте до 3 лет было 8,2%, от 4 до 7 лет — 30,8%, от 8 до 10 лет — 25,4%, от 11 до 15 лет — 21,2%, старше 15 лет — 14,4%.

Катамнестические наблюдения показали, что значительное улучшение моторного развития в виде появления новых и совершенствования имевшихся ранее навыков, увеличения объема движений, уменьшения болевого синдрома и гиперкинезов после операций на мышцах достигнуто в 95,9%, незначительное улучшение было в 2,7%, у 1,4% пациентов существенных изменений не отмечено. У 51% пациентов с ДЦП отмечено появление качественно новых моторных навыков. Кроме улучшения двигательного развития отмечены дополнительные положительные эффекты (% от числа больных, имевших нарушение функций): улучшение речи (75%), жевания (62%), глотания (67%), сна (60%), мимики (22%), уменьшение косоглазия (63%), слюнотечения (70%), нистагма (22%), увеличение остроты зрения (17%) и слуха (12%), урежение и уменьшение тяжести эпилептических приступов (45%). В 35% эти изменения носили качественный характер.

Таким образом, использование метода поэтапных фибротомий профессора В.Б.Ульзибата позволяет улучшить функцию мышц, увеличить амплитуду движений, предупредить развитие фиксированных деформаций, что может свидетельствовать об адекватности и патогенетической обоснованности применения данного метода в реабилитации пациентов с ДЦП.

СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АППЕНДИЦИТА И АППЕНДИКУЛЯРНОГО ПЕРИТОНИТА У ДЕТЕЙ

Назарова И.М., Левочкин С.П., Галица В.В.

Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Окружная детская больница», Нижневартовск;

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Лапароскопический метод лечения деструктивного аппендицита, осложненного перитонитом, является значимым достижением малоинвазивных методик. Логическим завершением лапароскопии в ситуациях, когда она подтверждает диагноз аппендицита и степень выраженности перитонита, является лапароскопическая аппендэктомия (ЛА) и санация брюшной полости. Внедрение ЛА было начато у нас с 2001г. За последние 5 лет выполнено 118 ЛА, включая детей с различными формами аппендикулярного перитонита. Алгоритм в тактике лечения поступившего ребенка с аппендикулярным перитонитом складывается

из нескольких этапов: диагностическая лапароскопия, первичная санация, лапароскопическая аппендэк-томия, контрольная санация брюшной полости без промывания, при необходимости дренирование брюшной полости. В четырнадцати случаях потребовался переход на классическую аппендэктомию из-за анатомической ситуации.

Это позволило нам изменить тактику лечения перитонитов у детей. Всем детям, поступающим с клиникой перитонита (любой этиологии), проводится диагностическая лапароскопия, целью которой является уточнение причины перитонита и санация брюшной полости. Далее принимается решение о выборе способа основного этапа операции (ЛА, либо открытая методика).В 43 случаях произведено сочетание ди-агностически-санационной лапароскопии и открытой аппендэктомии без дополнительного промывания брюшной полости. В одном случае возникло осложнение, которое разрешилось после назначения консервативного лечения. В ходе работы сделан вывод о целесообразности назначения антибактериальной терапии коротким курсом (не более 3-х дней), начиная с предоперационного периода.

Все это позволяет уменьшить травматизм оперативного вмешательства, свести до минимума процент послеоперационных осложнений, сокращает вероятность развития спаечного процесса, благоприятно сказывается на течении послеоперационного периода.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСТРОГО АППЕНДИЦИТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Назарова И.М., Левочкин С.П.

Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Окружная детская больница», Нижневартовск;

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Большая часть послеоперационных осложнений и летальность от острого аппендицита у детей младшей возрастной группы обусловливается ошибками на диагностическом этапе, что связано со значительными трудностями, возникающими при диагностике. С.Д. Терновским предложен метод осмотра ребенка в состоянии физиологического сна.

Нами предложен метод обследования детей младшего возраста в медикаментозном сне после внутримышечного введения оксибутирата натрия (ГОМК) в дозе 50 мг на 1 кг массы тела ребенка. Мы используем данный метод с 1986г., оформлен патент на изобретение (форма ИЗ-2004 125686/14(027753). После внутримышечного введения препарата через 20—30 мин наступает достаточно глубокий сон, и можно приступить к осмотру ребенка. Ребенок расслабляется, исчезают двигательное возбуждение, психоэмоциональные реакции и активное напряжение мышц. Миорелаксирующее действие препарата не уменьшает пассивного напряжения мышц живота при остром воспалительном процессе в брюшной полости. Отсутствие анальгезирующего эффекта позволяет не пропустить локальную болезненность.

За последние пять лет он применен у 198 больных в возрасте до 5 лет. По возрасту дети распределялись следующим образом: до 1 года — 39 детей, от 1 до 2 лет — 25, от 2 до 3 лет — 26, от 3 до 4 лет — 38, от 4 до 5 лет — 70 детей. Исследование детей после введения оксибутирата натрия в 138 случаях позволило сразу же снять диагноз острого аппендицита, а при применении оксибутирата натрия значительно сокращаются сроки наблюдения больных до установления окончательного диагноза.

С диагностической целью 56 детям младшего возраста выполнялось УЗИ органов брюшной полости. При сравнении диагностической значимости УЗИ органов брюшной полости и медикаментозного сна выявлено, что чувствительность, эффективность, специфичность и прогностическая значимость у медикаментозного сна значительно выше, чем у эхографического метода исследования.

Таким образом, обследование ребенка после введения оксибутирата натрия является простым, общедоступным и надежным вспомогательным методом диагностики и позволяет рекомендовать включение дан-

ного метода в алгоритм обследования детей, поступающих с подозрением на острую хирургическую патологию органов брюшной полости.

СУТОЧНОЕ МОНИТОРИРОВАНИЕ АД В АМБУЛАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Намазова Л.С., Пальцева А.Е., Рахимова А.Н., Мещерякова О.Д., Сюткина Е.В., Кожевникова О.В.

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Нарушения регуляции гемодинамики, определяемые как «вегетососудистая дистония» (ВСД), получают все большее распространение в детском и подростковом возрасте. Это определяет важность их своевременной диагностики, которая осуществляется, в первую очередь, в поликлинике.

Цель данного исследования — определение диагностической ценности метода суточного мониторинга АД (СМАД) в условиях амбулаторного обследования ребенка для верификации диагноза ВСД.

СМАД проводилось с помощью аппаратов BR-102 (Schiller, Швейцария); систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) давление измеряли каждые 30 мин. и вычисляли среднесуточные (СС) значения САД и ДАД, а также их средние значения в дневное и ночное время (СД и СН, соответственно). СМАД проведено у 89 детей и подростков в возрасте 6—17 лет (63 мальчика и 26 девочек) с диагнозом ВСД, поставленным кардиологом при амбулаторном обследовании.

Диагноз ВСД по гипертоническому типу имели 45 детей. Значение САД превышало 95-й перцентиль для СС, СД и СН только в 11, 13 и 4% случаев, для ДАД соответствующие значения составили 11,0 и 42%. В этой группе значения ниже 10-го перцентиля отмечены для САД в 7, 4 и 2%; для ДАД — в 2, 4 и 0% случаев. ВСД по гипотоническому типу была диагностирована в 31 случае. Значение САД < 10-го перцентиля найдено у 48, 42 и 48%, ДАД — у 10,26 и 3% обследованных. У 10% детей этой группы найден СН для ДАД выше 95 перцентиля. ВСД по смешанному типу имели 13 детей. При СМАД ни в одном случае не найдено САД > 95 перцентиля, для ДАД только СН превышало норму (в 8%). Значения ниже 10 перцентиля найдены в 31% случаев для САД (для СС, СД и СН), а пониженные значения ДАД отмечены только для СД (в 15%).

Таким образом, по результатам СМАД клинический диагноз ВСД подтвержден только у 10—48% детей, а в ряде случаев данные СМАД выявили отклонение АД от нормы, противоположное диагностированному типу ВСД. Полученные результаты указывают на наличие гипердиагностики ВСД у детей и подростков и возможность ошибочного определения типа ВСД при обычном поликлиническом обследовании, что еще раз подтверждает необходимость проведения длительного мониторинга АД.

РЕЗУЛЬТАТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С 1 -го ПО 11 -й КЛАСС (ЯНВАРЬ 2002 Г. - ИЮНЬ 2005 Г.)

Намазова Л.С., Морозова Н.А., Гаврилова Т.А.

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

В 2005 году можно говорить об окончании Зх летнего этапа нашей работы по изучению уровня здоровья школьников одной из школ Юго-Западного округа г. Москвы. За этот период времени осмотрены дети всех классов с I -го по 11 -й включительно (исключение составили дети, наблюдающиеся в других лечебных учреждениях). Только школьники 1-го (набор 2004 г.) и 11-ых классов были осмотрены один раз. Все

остальные дети были осмотрены два- три раза, в динамике. Изначально работа строилась по определенному плану: Первый этап — знакомство и оценка медицинской документации в школе, осмотр детей педиатром КДЦ и составление плана углубленного осмотра; Второй этап — углубленный осмотр детей с привлечением необходимых специалистов на базе КДЦ (окулист, отоларинголог, кардиолог, аллерголог, пульмонолог, эндокринолог, уролог, гинеколог и т.д.) с использованием необходимых методик обследования (ультразвуковое исследование всех органов и систем, ЭЭГ, ЭКГ, исследование функции внешнего дыхания, иммунологическое обследование, биохимические анализы); Третий этап — применение высокотехнологичных методов обследования при показаниях или лечение в стационаре (в основном 3-я группа здоровья).

Приобретение в процессе работы определенного опыта и характер выявляемой патологии убедил нас в необходимости уже при первичном осмотре использовать более широкий круг специалистов. И с 2004 года осмотр детей первично проводится по протоколу, который включал обязательный осмотр следующих специалистов: кардиолог, невропатолог, эндокринолог, офтальмолог, отоларинголог, хирург- ортопед, уролог (мальчики), гинеколог (девочки). В обязательное обследование так же входили: ультразвуковое исследование органов брюшной полости, щитовидной железы, сердца, ЭКГ, исследование крови на иммуноглобулины. Только после этого дополнительно, при необходимости привлекались другие специалисты и методы обследования. Для удобства родителей и школьного расписания для осмотров выделялись субботы с полным набором всех выше перечисленных специалистов. Анализ результатов проведенных исследований в первую очередь выявил несоответствие групп здоровья, определенных при стандартной диспансеризации и после проведенного обследования на базе КДЦ. Так, процент детей, отнесенных в первую группу здоровья, уменьшился с 35% до 2%. Соответственно значительно увеличилась в процентном отношении вторая группа — с 45,5% по данным диспансеризации до 87% по данным обследования в КДЦ. Близкими оказались цифры, характеризующие третью группу здоровья — 12,5% и 11% соответственно. Как видно из выше приведенных цифр большую группу составляют школьники второй группы здоровья. Эта группа включает функциональные и морфофункциональные нарушения, часто и/или длительно текущие острые респираторные заболевания, общие задержки физического развития (без эндокринной патологии). Это именно та группа, которая требует систематического контроля за состоянием здоровья с целью проведения профилактических мероприятий (подбор правильного режима, питания, санация очагов инфекции и т.д.) Частота выявленной нами у школьников патологии в основном соответствовала денным общероссийской диспансеризации. Это патология опорно-двигательного аппарата — 98%—100%, гастроэнтерологическая патология — 85%, патология сердечно-сосудистой системы — 85%, неврологическая патология 38% и т.д. Однако, среди обследованных нами школьников выявлена определенная зависимость от возраста детей. Для школьников 1—5 классов более характерными были функциональные расстройства, а для школьников 6—11 классов — хронические изменения.

Хотелось бы кратко остановиться еще на одном моменте, выявленном нами при динамическом исследовании детей, поступающих в первый класс. По нашим наблюдениям у детей, поступивших в школу в 2004 году появилась тенденция к увеличению функциональных изменений со стороны нервной системы (СДВГ, невротические реакции, дисфункция вегетативной нервной системы). То есть дети, поступая в школу уже несут груз начальных проявлений патологических изменений со стороны нервной системы, что не может не оказать влияния на последующее их развитие и успеваемость в школе.

Таким образом, анализ проведенных исследований позволяет сделать следующие выводы:

1. Для установления уровня здоровья детского населения в настоящее время необходимо привлечение более широкого круга специалистов и дополнительных методов обследования;

2. Большинство обследованных нами детей имели вторую группу здоровья, т.е. функциональные нарушения, что позволяет надеяться при должном уровне профилактических и лечебных мероприятий на возможность их перехода в первую группу здоровья;

3. Родители и школа до настоящего времени плохо себе представляют суть патологии детей, отнесенных во вторую группу здоровья. Компенсаторные возможности детского организма до определенного момента достаточно высоки, что создает иллюзию здоровья ребенка и отказ от своевременного выполнения необходимых для этой группы детей практических и лечебных мероприятий.

4. С целью повышения качества здоровья школьников необходимо проведение общеобразовательных лекция как для школьников, так и для их родителей, более активное выступление педиатров в средствах массовой информации.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Нароган М.В., Яцык Г.В., Сюткина Е.В., Андреенко Н.В.

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Измерение энергетического обмена (ЭО) у новорожденных детей необходимо для определения эффекта различных режимов вскармливания, учета энергетических трат при различных состояниях, заболеваниях и медицинских манипуляциях. Изучение энергетического расхода особенно актуально у глубоконедоношенных детей, так как вопросы их выхаживания и вскармливания далеки от окончательного решения.

Мы провели исследование ЭОу 20 новорожденных детей (10 доношенных, 10 недоношенных 28—36 недель гестации), госпитализированных в отделение с основным диагнозом церебральная ишемия 2 степени. Также ЭО оценен у 5 грудных детей 3-6 месяцев жизни, которые родились глубоко недоношенными и находились в отделении с диагнозом последствия церебральной ишемии 2-3 степени. Использовался метаболический монитор «ОеИа^ас», определяющий потребление 02 (У02) и выделение С02 (УС02) в течение каждой минуты (метод непрямой калориметрии). Исследование проводилось в состоянии сна на протяжении 15-40 минут. Для сбора газа применялась маска, предназначенная для детей с массой менее 5 кг. Однако у детей менее 1,5—2 кг данный способ исследования имел погрешность, особенно, в определении У02, поэтому у них при расчете ЭО ориентировались, в основном, на показатели УС02.

В конце 1-й недели жизни ЭО у доношенных детей с нормальными массо-ростовыми показателями находился в пределах 34—40 ккал/кг/сутки, у недоношенных и детей с внутриутробной гипотрофией — 42-58 ккал/кг/сутки. Со 2-й недели жизни ЭО увеличивался, достигая к 1 месяцу у доношенных — 54—70 ккал/кг/сутки, у недоношенных и детей с внутриутробной гипотрофией — 60-85 ккал/кг/сутки. В возрасте 3-6 месяцев у глубоконедоношенных детей ЭО составил 55-70 ккал/кг/сутки. Во время исследований значения ЭО, регистрируемые каждую минуту, колебались у большинства детей ритмично с периодами 3— 12 минут, при этом у части детей выявлялся тренд, который мог быть направлен, как в сторону повышения ЭО, так и в сторону снижения ЭО.

Учитывая полученные данные, необходимо совершенствование метода исследования ЭО у глубоконедоношенных детей, и внедрение методики суточного мониторирования ЭО.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НАРУШЕНИЯ РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Небольсина Н.В.

Областной консультативно-диагностический центр, Чита

Цель исследования изучение распространенности нарушения ритма и проводимости сердца у детей, проживающих в северных районах Читинской области.

Нами обследовано 320 детей обоего пола возрастом от 4 до 17 лет. При проведении ЭКГ исследования (проводилось на 6 канальном электрокардиографе «БЫПег) изучены зубцы и интервалы в 12 отведениях. Выявлено, что синусовая аритмия наблюдается у 30,3% обследуемых, синусовая тахикардия и брадикардия соответственно у 12,5% и 15,6%, неполная блокада правой ножки пучка Гиса и левой ножки пучка Гиса соответственно у 20,3% и 1,2%, желудочковая экстрасистолия — 0,9%, атриовентрикулярная блокада 1 степени — 0,6%, синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта — 0,3% случаев.

Проведенный анализ показал, что нарушения ритма и проводимости встречается чаще у детей младшего школьного и подросткового возраста. Большой процент «пограничных ЭКГ» свидетельствует о напряжении адаптационных процессов у детей, вследствие вегетативных нарушений, обусловленных нейрове-гетативными и метаболическими особенностями организма.

Таким образом, нарушения ритма и проводимости выявляются преимущественно у детей младшего школьного и подросткового возраста, на фоне неблагоприятной климатической и социальной обстановки в северных районах, что подчеркивает необходимость проведения ЭКГ для выявления групп риска по развитию сердечно-сосудистой патологии, уточнения структуры заболеваемости.

СИНТЕЗ НОВЫХ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ

Нежкина Н.Н., Жданова Л.А., Гречин Н.А., Майорова М.К., Александрийская Н. Е.

Ивановский Областной Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Одним из актуальнейших тезисов современности является тезис о хроническом падении здоровья детского населения. В условиях нового витка НТР человеку предоставляется расширяющиеся возможности использования новых информационных и коммуникационных технологий, снижающих объем двигательной активности, увеличивающих нервно-психические нагрузки. В то же время возможности, связанные с использованием традиционных методов восстановления здоровья, резко сужаются, и такие факторы адекватная физическая нагрузка, рациональная психическая разгрузка занимают все меньшее место на фоне доминирующего воздействия нервно-психических перегрузок. Исходя из этого, понятна необходимость поиска таких форм и способов формирования психофизической культуры подрастающего поколения, которые бы логично вплетались в педагогический процесс, позволяли активно управлять развитием адаптационных возможностей организма. Практическая реализация нового подхода к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми предлагается в программе эксперимента: «Синтез новых медико-психо-лого-педагогических технологий, ориентированных на психофизическое совершенствование детей и подростков». Программа реализуется на базе МОУ гимназии № 44 г. Иванова Ее научное руководство осуществляет кафедра здоровьесберегающих технологий в образовании ИПК и ППК. Занятия по формированию психофизической культуры детей рекомендуется вести в рамках государственной типовой программы по физической культуре — ее вариативному компоненту. Программа обеспечивает целостное гуманистическое воздействие на личность, обучает комфортному восприятию физических и психических нагрузок, помогает детям максимально оздоровить свой организм способом психофизической саморегуляции. Она способствует формированию глубинных, устойчивых мотивов, побуждающих личность к активному участию в развитии личностного потенциала других людей. Программа предлагает формы и методы взаимодействия образовательных и лечебных учреждений по вопросам формирования психофизической культуры.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСТОНИИ

Нежкина Н.Н., Жданова Л.А., Гречин Н.А., Бобошко И.Е., Александрийская Н.Е.

Ивановский Областной Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Мониторинг здоровья детского населения на одно из первых мест по распространенности выводит различные виды вегетативных расстройств. Их часто называют болезнью цивилизации с характерной для нее

психической перегрузкой и физической гиподинамией. Наши исследования позволили установить наличие тесной взаимосвязи физической и психической составляющей системной организации детей с синдромом вегетативной дистонии, что определило необходимость интегрированного подхода к назначению физических и психических методов коррекции вегетативной дизрегуляции, их объединения в целостную систему психофизического воздействия, направленную на преодоление следующих порочных кругов: гиподинамии, патологических мышечных зажимов, неотреагированных эмоций и когнитивно-информационного дефицита.

Исходя из этого, нами была разработана технология психофизической тренировки (ПФТ), которая состоит из 5 блоков:

1 блок — теоретический, на котором дети получают информацию о своем заболевании и доступных путях самооздоровления, снимая тем самым тревогу, вызванную непониманием причин своего недомогания;

2 блок — мотивационно-целевой;

3 блок — диагностический. На нем выбираются основные способы самоконтроля состояния здоровья в ходе тренировки;

4 блок — практический. Он состоит из цикла занятий, каждое из которых содержит три последовательных этапа: динамические упражнения аэробного характера; напряжение отдельных мышечных групп с последующим их расслаблением в процессе выполнения статических упражнений; сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации;

5 блок — блок методического обеспечения самостоятельных занятий — дает возможность пролонгирования и тиражирования данной технологии.

Результаты 6-летней апробации программы психофизической тренировки в условиях образовательных учреждений разного типа показали, что она не только способствует улучшению общего самочувствия школьников, повышает их умственную и физическую работоспособность, но и формирует у детей высокую мотивацию к занятиям физической культурой.

ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Нейман Е.Г.

Красноярская Государственная медицинская академия

На базе родильных домов г. Красноярска проводились исследования, имевшие цель оценить влияние патологии беременности, степени нарушений газообмена, системы гемостаза на тяжесть перинатального поражения нервной системы недоношенных новорожденных детей, получавших лечение по поводу респираторного дистресс-синдрома. Сделаны выводы о том, что внутриутробный некроз белого вещества головного мозга у новорожденных является результатом отягощенной соматической, гинекологической и акушерской патологии матерей и неэффективного наблюдения во время беременности. Большая степень недоношенности и тяжести респираторных расстройств, врожденная и наследственная патология, проявления синдрома полиорганной недостаточности у новорожденных с ишемически-геморрагическим поражением головного мозга в критических состояниях у новорожденных являются факторами высочайшего риска по развитию лейкомаляции. Тяжесть постгипоксического поражения головного мозга у недоношенных зависит от степени нарушения газообмена, изменений механических свойств легких, обусловленных изменением растяжимости легких, нарушением диффузии газов через альвеолярно-артериальную мембрану. Разработаны рекомендации по профилактике тяжелых неврологических осложнений у недоношенных новорожденных с РДС. Успешная подготовка к беременности и родам, адекватное диспансерное наблюдение, лечение соматической патологии, пропаганда здорового образа жизни являются резервом в снижении перинатальных ишемических поражений головного мозга и инвалидизации с детства. Новорожденные с первичным РДС должны получать респираторную поддержку и введение экзогенного сурфактанта. С целью улучшения неврологического статуса детей следует стараться поддерживать гомеостаз

путем индивидуального подбора комплекса интенсивной терапии, включающего в себя улучшение легочного кровотока, поддержание сердечного выброса, устранение отека легких, профилактику ДВС-синдро-ма, рациональную антибиотикотерапию. Для профилактики тяжелых геморрагически-ишемических поражений головного мозга у детей с РДС показано раннее выявление нарушений газообмена и своевременная их коррекция, направленная на поддержание адекватного газообмена путем использования оптимальных вариантов респираторной поддержки.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ ПРОКСИМАЛЬНОГО СЕГМЕНТА ПЛЕЧЕВОЙ КОСТИ У ДЕТЕЙ

Немсадзе В.П., Выборнов Д.Ю., Тарасов Н.И., Трусова Н.Г., Исаев И.Н., Коротеев В.В.

Российский государственный медицинский университет, Москва;

Детская городская клиническая больница №13 им. Н.Ф. Филатова, Москва

Проанализировав литературные данные и собственные наблюдения, мы выявили, что до настоящего времени остается актуальным вопрос о выборе тактики лечения при переломах проксимального отдела плечевой кости. Учитывая нестабильность отломков, которая обусловлена анатомическими особенностями данного сегмента, в первую очередь остается открытым вопрос о выборе метода фиксации отломков после репозиции. С 1997 года в отделении травматологии и ортопедии ДГКБ №13 им. Н.Ф. Филатова начала применяться малоинвазивная методика лечения с использованием ретроградного интрамедуллярно-го металлоостеосинтеза спицами. В случае, когда после проведения репозиции и низведении конечности отмечалось смещение отломков, выполнялся ретроградный интрамедуллярный остеосинтез металлическими спицами диаметром 2 или 2,4 мм. В случае нестабильной фиксации одной спицей (старший возраст, метадиафизарный перелом, косопоперечные переломы) остеосинтез выполнялся 2 спицами (60% переломов). Выписка ребенка проводилась на 5 сутки, наружная фиксация продолжалась 14 дней, с последующей разработкой конечности. Рентгенологический контроль осуществлялся дважды — после репозиции и для решения вопроса об удалении фиксатора. Полный объемный объем движений восстанавливался к

4 неделе. Повторная госпитализация для удаления спиц назначалась на 28 день. Средний срок повторной госпитализации составлял 2 дня. По данной методике было пролечено 95 детей с переломами проксимального сегмента плечевой кости, требующими репозиции. Осложнений в послеоперационном периоде не отмечено ни у одного пациента. Применение ретроградного интрамедуллярного остеосинтеза позволило уменьшить общие сроки лечения, сократить сроки госпитализации и сроки наружной фиксации, улучшить качество жизни ребенка на протяжении лечения.

Таким образом, использование метода интрамедуллярного ретроградного остеосинтеза при переломах проксимального отдела плечевой кости является перспективным методом лечения и может быть рекомендовано к широкому использованию.

СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЧРЕЗ-И НАДМЫЩЕЛКОВЫМИ ПЕРЕЛОМАМИ ПЛЕЧЕВОЙ КОСТИ СО СМЕЩЕНИЕМ

Немсадзе В.П., Выборнов Д.Ю., Тарасов Н.И., Бажанова Н.Н.

Российский государственный медицинский университет, Москва;

Детская городская клиническая больница №13 им, Н.Ф. Филатова, Москва

Традиционно при оценке результатов лечения чрез- и надмыщелковых переломов плечевой кости используют схему Г.А. Баирова (1962 г.). В данной схеме учитываются анатомический и функциональный ре-

зультаты лечения, которые оценивается по 4-х балльной системе от отличного до неудовлетворительного. Каждый балл обосновывается на нескольких клинических и рентгенологических признаках, субъективных жалобах пациента. Зарубежные авторы применяют несколько отличную систему оценки по Flynn J.C. (1974 г.). Учитываются анатомические и функциональные результаты: анатомический результат отличный при отклонении оси конечности в пределах 0—5°, хороший — отклонение в пределах 6-10°, удовлетворительный — 11 — 15°, плохой — отклонение больше 15°? Функциональный результат отличный при ограничении объема движений в пределах 0—5°, хороший — при ограничении в объеме 6—10°, удовлетворительный — в пределах 11-15°, плохой — ограничение движений больше 15°. Из анатомического и функционального результата выводится общий результат оценки. Если внешний вид конечности и функция локтевого сустава оценены по-разному, за общую оценку принимается низшая.

Нами проведена сравнительная оценка результатов лечения 92 детей, находившихся на лечении в отделении травматологии и ортопедии ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова с чрез- и надмыщелковыми переломами плечевой кости. Всем детям проводилась закрытая репозиция с металлоостеосинтезом спицами. Исход лечения у каждого больного оценивался дважды по системам Г.А.Баирова и Flynn J.C. При оценке по системе Баирова ГА., из анатомического и функционального результата выводилась общая оценка, как и в системе Flynn J.C. Отличный результат лечения получен у 81 больного (88%), хороший — у 9 больных (9,8%), удовлетворительный — 2 больных (2,2%). Неудовлетворительных исходов не выявлено. Не было ни одного расхождения при оценке результатов лечения, как анатомического, так и функционального, по двум выбранным схемам. Оценка по системе Flynn J.C. производится быстрее и конкретнее, т.к. анализируется один, а не множество признаков, как в схеме Баирова Г.А.

Проведенное исследование показало, что система оценки отдаленных результатов Flynn J.C. объективна, удобна в применении. Использование данной схемы ускоряет анализ катамнестических данных, позволяет четко оценить больного.

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА И ПРИ ЕГО ЭРОЗИВНО-ЯЗВЕННЫХ ПОРАЖЕНИЯХ

Неудахин Е.В., Делягин В.М., Никандрова О.В.

Российский государственный медицинский университет, Москва;

Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, Москва

Цель: изучить вегетативное обеспечение и психологический статус детей с функциональными и эрозивно-язвенными изменениями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

Методы: обследовали 60 детей с функциональными изменениями (I группа), 65 детей (II группа) с хроническим гастродуоденитом и 10 детей с язвенной болезнью (III группа). Возраст детей — 6—16 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты: У детей I группы наблюдалось увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС), минутного объема (МО), индекса Кердо (ИК), снижение систолического АД, что могло свидетельствовать о преобладающем влиянии симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС). По данным кардио-интервалограммы преобладала реакция декомпенсации (РДК) (53%), реакции относительной компенсации (РОК) — 20% и напряженной адаптации (РНА) — 27%. У детей II и III групп ЧСС, МО и ИК были снижены, что свидетельствовало о повышении активности парасимпатического отдела ВНС. У детей

II группы РДК — 80% случаев, РОК — 12%, РНА — 8%. У детей III группы РДК была в 80% случаев, РОК — в 20%. По результатам теста Спилберга низкая личная тревожность (ЛТ) выявлена в 53% случаев у детей

I группы и в 20% случаев у детей II и III групп. Преобладание умеренной ЛТ было у больных III группы — 70% случаев, у больных II группы — 54%, I — 40%. Высокая ЛТ отмечалась в 25% случаев у детей II груп-

пы, в 10% и 6,7% случаев у детей III и I групп. По данным теста «Шкала депрессии» признаки легкой депрессии были у детей I (6,7%) и II (2,9%) групп. По данным цветового теста Люшера стремление к покою отмечалось в 40% случаев у детей I группы, в 20% и 10% случаев у детей II и III групп. Стремление к активности обнаружено в 60% случаев у детей III группы, в 40% и 30% случаев у детей II и I групп.

Выводы: не ясно, являются ли представленные особенности проявлениями обсуждаемых заболеваний ЖКТ или одним из условий их возникновения.

ОСОБЕННОСТИ БОЛЕВОГО СИНДРОМА И ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА И ПРИ ЕГО ЭРОЗИВНОЯЗВЕННЫХ ПОРАЖЕНИЯХ

Неудахин Е.В., Никандрова О.В., Делягин В.М.

Российский государственный медицинский университет, Москва;

Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, Москва

Цель: изучить особенности болевого синдрома и вегетативного статуса у детей с функциональными и эрозивно-язвенными изменениями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

Методы: обследовали 60 детей с функциональными изменениями (I группа), 65 детей (II группа) с хроническим гастродуоденитом и 10 детей с язвенной болезнью (III группа). Возраст детей — 6—16 лет.

Результаты: дети I группы чаще жаловались на тупую боль (66,7%) в эпи- и мезогастральной областях. Определялась связь болевого синдрома с погрешностью в диете. При оценке анализа крови по Гаркави реакция повышенной активации была у 73,3% детей, тренировки — у 26,7%. При анализе данных по Вейну преобладали жалобы симпатического характера (белый или розовый дермографизм, бледность и сухость кожи, гипертермия при ОРВИ). Симпатикотония отмечена у 40% мальчиков и 13,3% девочек, ваготония — у 20% мальчиков и 13,3% девочек, эйтония — одинаково часто у мальчиков и девочек (6,7%). У детей

II группы также преобладали тупые боли (62,9%), возникавшие после еды (94,2% детей), голодные (2,9%), не связанные с приемом пищи (2,9%). Реакция крови свидетельствовала о повышенной активации у 65,7%, спокойной активации — у 22,9%, тренировки — у 11,4%. Преобладали жалобы парасимпатического характера. Симпатикотония была у 8,6% мальчиков и 28,6% девочек, ваготония — у 14,3% мальчиков и 37,1% девочек, эйтония — у 2,9% мальчиков и 8,5% девочек. У детей III группы отмечены тупые боли (80%), в т.ч. ранние голодные — у 40%, поздние голодные — у 30%, ночные — у 20%, после приема пищи — у 10%. Все больные имели реакцию повышенной активации по Гаркави. Превалировали жалобы парасимпатического характера. Симпатикотония была у 20% мальчиков и 10% девочек, ваготония — у 30% мальчиков и 20% девочек, эйтония одинаково часто (10%) встречалась у мальчиков и девочек.

Выводы: получены сведения об особенностях жалоб и вегетативного статуса при различных вариантах поражения ЖКТ.

АТЕРОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРОВИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Нефедова Ж.В., Соболева М.К., Кайнара В.Г., Тимохина В.П.,

Крюкова Н.В.

Новосибирская государственная медицинская академия, Новосибирск

Атеросклероз составляет основу большинства заболеваний сердечно-сосудистой системы, сопровождает и осложняет течение артериальной гипертензии (АГ) в терапевтической практике. В связи с этим, на

наш взгляд, является важным выявление ранних маркеров этого страдания у детей и подростков с АГ. Мы изучали атерогенный потенциал крови у детей и подростков с эссенциальной гипертензией (ЭГ) при поступлении в стационар и до назначения гипотензивной терапии. Обследовали 50 больных в возрасте от

12 до 18 лет, среди них — 34 мальчика и 16 девочек. 10 пациентов (20%) страдали ожирением I—III степени, составили первую подгруппу. Во вторую подгруппу вошли пациенты с ЭГ без ожирения. Контрольная группа — 30 здоровых детей и подростков аналогичного возраста. Для оценки атерогенного потенциала крови использовали следующие методы: определение содержания общего холестерина (ОХС) и триглицеридов (ТГ) и холестерина липопротеидов высокой плотности (ХС ЛПВП) — энзиматический метод на автоматическом анализаторе с использованием стандартных реактивов «Boehringer Mannheim» (Германия). Уровень ХС-ЛПНП рассчитывали по формуле Фридвальда. Коэффициент атерогенности (КА) по формуле: КА = (ОХС-ХС-ЛПВП)/ХС-ЛПВП. В норме указанный индекс — 2-3. Липидный спектр крови больных первой подгруппы был представлен гиперхолестеринемией, гипертриглицеридемией, низким уровнем ХС-ЛПВП, высоким уровнем ХС—ЛПНП. Во второй подгруппе — гипертриглицеридемией, низкими показателями ХС-ЛПВП. КА у всех больных с ЭГ был увеличен в 1,6 раза по сравнению с контролем. При сравнении значений КА в первой и второй подгруппах обнаружили, что в первой подгруппе указанный индекс превышал в 2,3 раза контрольные значения и в 1,3 раза результаты полученные при обследовании второй подгруппы. Таким образом, дети и подростки с ЭГ, страдающие ожирением, имеют более высокий атерогенный потенциал крови, чем пациенты с ЭГ без ожирения.

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ К ИНСУЛИНУ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА

Нефедова Ж.В., Соболева М.К., Анисимов А.В., Кайнара В.Г.,

Тимохина В.П.

Новосибирская государственная медицинская академия

Результатами многих исследований установлено, что артериальная гипертензия (АГ) часто сопровождается метаболическими нарушениями, среди которых важное место принадлежит первичной резистентности к инсулину. Нами было оценено состояние инсулинорезистентности у детей и подростков с АГ различного генеза при поступлении в стационар и до назначения гипотензивной терапии. Всего обследовано 253 больных в возрасте от 11 до 18 лет, средний возраст — 13,7+1,2 (среди них 93 девочки, мальчиков — 160). Контрольную группу составили 97 здоровых детей и подростков аналогичного возраста. Мы выделили следующие клинико-патогенетические формы АГ: АГ на фоне гипоталамического синдрома (ГС) — 100 наблюдений; АГ у пациентов с недифференцированным вариантом мезенхимальной дисплазии соединительной ткани (ДСТ) — 103 случая; в 50 наблюдениях документировали эссенциальную гипертензию (ЭГ). Для оценки состояния резистентности к инсулину определяли уровень инсулина радиоиммунологи-ческим методом в базальных условиях и после трехчасового ортостаза и проводили пероральный глюкозотолерантный тест (ПГТТ). Оказалось, что у обследованных с АГ, независимо от ее генеза, базальный уровень инсулина и показатели глюкозы крови натощак соответствуют норме. Однако, в ходе выполнения ПГТТ у большинства пациентов с АГ отмечено отсутствие адекватного прироста уровня глюкозы крови после сахарной нагрузки, что могло ориентировать на гиперинсулинемию и позволяло косвенно судить о гиперинсулинизме тканей обследованных с АГ. Эта гипотеза получила свое подтверждение при исследовании концентраций инсулина после трехчасового ортостаза в группах ЭГ и АГ на фоне гипоталамического синдрома. Оказалось, что средние значения инсулина у этих пациентов, равные 20,4±0,6 и 19,6+0,8 соответственно, были достоверно выше параметров контроля (14,3±0,5 мкед/мл). Таким образом, после определения концентраций инсулина до и после трехчасового ортостаза в сочетании с ПГТГ, стало очевидным, что при ЭГ и АГ на фоне ГС у большинства пациентов уже в детском и подростковом возрасте резистентность к инсулину снижена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.