Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1282
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукьянов Д. Б., Жукова П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Д.Б. ЛУКЬЯНОВ; П.Н. ЖУКОВА,

кандидат физико-математических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Одним из главных направлений улучшения работы правоохранительных органов в области снижения латентной преступности следует считать совершенствование системы регистрации и учета преступности. В этой системе выделяют два направления развития учетно-статистичес-кой работы:

улучшение организации работы с обращениями граждан Российской Федерации в правоохранительные органы. В этом направлении особое место занимают заявления граждан о происшествиях, так как требуется совершенствование процедуры их приема, регистрации и разрешения;

совершенствование учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и потерпевших.

Выполнимость данных задач связана с соблюдением соответствующими должностными лицами учетно-регистрационной дисциплины (УРД). Нарушение УРД приводит к серьезным социальным последствиям, таким как сокрытие преступлений и правонарушений, нарушение конституционных прав граждан РФ, подрыв авторитета правоохранительных органов и др.

В основу современной учетно-регистрацион-ной работы положены:

Федеральный закон от 21 апреля 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ);

приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» (далее - приказ № 750);

совместный приказ от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений», изданный Генпро-

куратурой России (№ 39), МВД России (№ 1070), МЧС России (№ 1021), Минюстом России (№ 253), ФСБ России (№ 780), Минэкономразвития и торговли России (№ 353), ФС России по контролю за оборотом наркотиков (№ 399) (далее - совместный приказ), и их ведомственные приказы. Для МВД России - это приказ от 1 декабря 2005 г. № 985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» (далее - приказ № 985).

Прежде чем приступить к рассмотрению проблемы нарушений УРД, необходимо обратить внимание на некоторые понятия, используемые вышеуказанными приказами.

Следует отметить, что собственно понятие УРД в этих приказах точно не определено. Если отнести общепринятое понятие «соблюдение дисциплины» только к процессам приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях, то оно означало бы точное и четкое выполнение должностными лицами разработанной инструкции о приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях. Но тогда как быть с соблюдением дисциплины при осуществлении статистического учета преступности? Следовательно, целесообразно рассматривать УРД как единое действие по приему, регистрации, разрешению сообщений о происшествиях и их учету.

Приказом № 985 дается понятие происшествия, определяемого в зависимости от его содержания и формы заявления о нем. При этом в приказе отсутствует четкое понятие «иная информация о происшествии». В отмененном приказе 1990 г. понятие «другая информация о пре-

ступлениях и происшествиях» было определено пунктом 1.41.

Приказом № 985 установлен порядок приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. Основные понятия учетно-регистрационной работы становятся очевидными при рассмотрении установленного порядка учетно-регистраци-онной работы при разделении его на следующие этапы:

прием сообщений;

регистрация сообщения о происшествии, т.е. внесение должностным лицом в книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, с присвоением порядкового номера в КУСП. Под краткой информацией понимаются: дата и время поступления сообщения, данные должностного лица, получившего сообщение, адрес и телефон заявителя. При личном обращении заявителю выдается номерной талон-уведомление, номер которого отражается в КУСП;

разрешение сообщения о происшествии, т.е. проверка фактов, изложенных в зарегистрированном сообщении о происшествии, уполномоченными должностными лицами ОВД и принятие в пределах их компетенции решения в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ;

фиксирование объектов учета в учетных документах лицами, ведущими расследование уголовных дел, а затем учет этих объектов в автоматизированных банках данных информационных центров.

Из анализа приведенных в приказах понятий можно сделать вывод, что не только укрытие от регистрации сообщения о преступлении, но и факт укрытия от учета объектов учета является грубейшим нарушением УРД. Латентные преступления также можно считать укрытыми от регистрации преступлениями.

Таким образом, понятие «соблюдение УРД» означает выполнение установленных инструкцией порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о происшествиях, а также правил ведения соответствующей документации, заполнения учетных документов, обеспечение контроля за движением уголовных дел и соблюдение процессуальных сроков.

1 См.: Приказ МВД СССР от 11 ноября 1990 г. № 415 «Об утверждении примерной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях»: Сборник нормативных актов МВД России. М.: Спарк, 1996.

Учетно-регистрационная и статистическая работа организуется штабами горрайлинорга-нов внутренних дел, которые также контролируют соблюдение учетно-регистрационной дис-циплины2.

Таким образом, нарушения УРД в ОВД могут быть допущены в результате действий: оперативных дежурных; должностных лиц, осуществляющих прием заявлений;

начальников органов дознания и их заместителей, начальников следственных отделов и их заместителей;

начальников отделов ОВД, обязанных осуществлять личный прием граждан;

сотрудников секретариата - при поступлении сообщений нарочным, по почте, тел еграфу, факсу, Интернету;

сотрудников, осуществляющих прием сообщений по «телефону доверия»;

любого сотрудника милиции, находящегося вне ОВД, а также в ОВД, где нет дежурных частей, в соответствии с Законом «О милиции»;

должностных лиц, разрешающих заявления о преступлении;

инспекторов по учетно-регистрационной работе;

лиц, осуществляющих ежедневный контроль за соблюдением УРД;

субъектов учета преступлений (орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, на которого возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений об объектах учета, а также Информационный центр, на который возложена обязанность включения в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах).

Рассмотрев проблему нарушения УРД поэтапно, можно выделить следующие характерные нарушения и подобрать определенные методы профилактики.

1. Нарушение и профилактика учетно-ре-гистрационной дисциплины в ОВД на стадии приема заявлений о происшествиях.

Главная роль по регистрации фактов и содержания обращений граждан отводится дежурной части. Основными нарушениями на этой стадии являются:

1) отказ оперативного дежурного или его заместителя осуществлять прием сообщения о происшествии. Причинами отказа в принятии заявлений могут быть:

2 См.: Приказ МВД России от 12 февраля 1997 г. № 86 «Об утверждении временного наставления по службе штабов органов внутренних дел» // Бюллетень текущего законодательства МВД России. Вып. 19. М., 1997.

незначительность преступного деяния, о котором сообщает заявитель. Заявителю могут сказать, что данное событие не является преступлением или правонарушением;

недостаточность предоставляемой заявителем информации о происшествии;

необходимость передачи данного заявления по подследственности или по территориальности, так как территория, где произошло противоправное деяние, не относится к зоне обслуживания ОМ;

отсутствие возможности незамедлительно передать информацию о происшествии по территориальности или по подследственности по разным причинам, например связанным с уходом в отпуск сотрудников канцелярии или отсутствием связи, транспорта и др.;

невозможность проведения мероприятий по раскрытию и расследованию преступления, отсутствие технической возможности прибыть на место происшествия;

анонимность заявителя; неправильное оформление заявления; физическое и психическое состояние заявителя (например, состояние алкогольного опьянения);

неприязненное отношение к заявителю, связанное, например, с его национальностью, вероисповеданием, внешним видом или наличием судимости;

уже имеющиеся подобные сообщения о происшествии из других источников информации;

2) отказ должностного лица принять сообщение о другом происшествии, не касающемся разрешаемого должностным лицом материала, полученное, например, в ходе выполнения следственного действия;

3) отказ сотрудника милиции, находящегося вне здания ОВД или в ОВД, где нет дежурной части, принять заявление о происшествии вследствие незнания им Закона «О милиции», других законов и приказов МВД России или нежелания выполнять требования этих нормативных правовых актов.

Необходимо учесть, что необращение граждан в правоохранительные органы с заявлениями об известных им фактах происшествий или за защитой своих прав связано с их недоверием к правоохранительным органам и социальной пассивностью, недостатком правовой культуры, незнанием своих конституционных прав и обязанностей. Необращение граждан нельзя рассматривать как нарушение УРД, но факты необращения косвенно связаны с учетно-регистрационной деятельностью милиции и должны быть проанализированы.

Причиной необращения граждан в ОВД может стать некорректное, грубое обращение с потерпевшими, бюрократизм и волокита. И, как следствие, - либо гражданская агрессия, либо пассивность, основанная на мнении «сообщишь о преступлении, потом „затаскают" по инстанциям или наживешь себе врагов».

Ярким примером преступлений, по которым нередко происходит нарушение УРД, можно считать бытовые преступления, совершаемые на почве семейных разногласий, а также преступления с незначительным для потерпевшего ущербом.

В качестве мероприятий по предупреждению, контролю и выявлению нарушений УРД на данном этапе целесообразно предложить следующие.

Использование ложных сообщений. С целью проверки должностными лицами надлежащей регистрации сообщений о происшествиях, поступающих по телефону, не подключенному к записывающей аппаратуре, начальник органа или члены постоянно действующей комиссии по контролю за полнотой регистрации, учета и исполнения сообщений граждан о происшествиях могут осуществить подачу ложных сообщений о происшествиях.

Использование информационных технологий в дежурных частях для контроля УРД. Вместе с профилактическими мероприятиями на стадии приема и регистрации заявлений граждан о происшествиях в качестве рекомендации совершенствования УРД предлагаем оснастить дежурные части аппаратурой аудиовидеонаблю-дения за процессом взаимодействия заявителя и должностного лица. Если момент обращения гражданина в дежурную часть будет записан на электронные носители информации, то у контролирующего органа появится возможность контроля и выявления нарушения УРД на этой стадии. Сам факт установки такой аппаратуры будет дисциплинировать должностное лицо при осуществлении процедуры приема и регистрации заявления.

Выявление сокрытых преступлений с использованием метода адресного дозво-

на. Популярность сотовой связи привела к тому, что одним из самых злободневных преступлений стало хищение сотовых телефонных трубок. Найти украденные трубки достаточно сложно. В приграничных районах они легко переправляются за границу, где обмениваются на такие же, краденные там. Кроме этого, перепрограммировать 1МЕ1-коды телефонов не является большой проблемой. Именно поэтому пострадавшие не спешат делать заявление в правоохранительные органы, считая это бесполезной затеей.

Достаточно эффективным способом выявления сокрытых преступлений, связанных с хищением сотовых телефонов, стал метод адресного обзвона абонентов. С помощью этого метода, применяемого в Москве с мая 2006 г., выявлено к концу года 7 тыс. совершенных в Москве, но не зарегистрированных преступлений, в том числе и 51 убийство3.

Использовали этот метод представители районных, окружных и транспортных подразделений прокуратуры Москвы, а также оперуполномоченные уголовного розыска. Представители всех этих ведомств деликатно интересовались, по какой причине в 2005 и в 2006 гг. гражданин обращался к своему мобильному оператору с просьбой восстановить SIM-карту. Если причиной была кража телефона, следователи приглашали гражданина посетить прокуратуру и написать подробную объяснительную о месте, времени и обстоятельствах случившегося преступления. Результатом всех этих манипуляций становилось возбуждение уголовного дела. А если москвич уже обращался в милицию, но стражи порядка не приняли его заявление, то прокуроры возбуждали уголовное дело и в отношении милиционеров, скрывших преступление от регистрации.

Перечисленные нарушения УРД и указанные причины необращения граждан в правоохранительные органы способствуют продолжению формирования естественной и пограничной ла-тентности.

2. Нарушение и профилактика учетно-ре-гистрационной дисциплины в ОВД на стадии регистрации заявлений о происшествиях.

Регистрация сообщения о происшествии -присвоение каждому поступающему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в КУСП уполномоченным должностным лицом кратких сведений о нем. Если вышеперечисленные действия должностным лицом не выполнены, то такое сообщение считается укрытым от регистрации.

Все поступившие в подразделение системы МВД России обращения граждан подлежат обязательной регистрации и классифицируются: на заявления и сообщения о происшествии; обращения, выраженные в форме предложения, критического замечания, жалобы должностному лицу, просьбы. К этой группе обращений можно отнести обращения о противоправных деяниях сотрудников ОВД и обращения (рапорта) самих сотрудников ОВД по вопросам службы;

обращения, касающиеся процессуальных вопросов по уголовным делам;

обращения специального характера по направлениям деятельности ОВД, определенным федеральным законодательством, связанные с получением разрешений, лицензий, справок, заключений, паспортов, регистрационных знаков и др.

Порядок регистрации обращений о происшествии определен приказом № 985, Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России4 и УПК РФ.

Таким образом, результаты и сроки рассмотрения заявления, поданного в дежурную часть, могут существенно зависеть от того, как первоначально классифицирует оперативный дежурный это заявление. Так, если в нем будут иметь место признаки правонарушения, но первоначально оно будет классифицировано не как заявление о происшествии, то в трехдневный срок оно пройдет регистрацию в подразделении делопроизводства, а затем в течение семи дней будет определен исполнитель. Если исполнитель обнаружил признаки преступления или правонарушения в этом заявлении, оно так или иначе окажется зарегистрированным в КУСП, но пройдет как минимум 10 дней. Такое сообщение уже можно считать укрытым. Поэтому действия оперативного дежурного в данной ситуации находятся в прямой зависимости от качества его юридической подготовки и порядочности.

Укрытыми сообщениями о преступлении могут оказаться устные заявления граждан, сделанные в ходе следственного действия или судебного заседания. Отследить и проконтролировать регистрацию такого сообщения можно, если только оно занесено в протокол следственного действия или судебного заседания.

Также укрытыми сообщениями о происшествии могут оказаться письменные заявления граждан, направленные в ОВД по почте. Они поступают в секретариат, где должны пройти регистрацию по документам секретариата, затем быть переданы для рассмотрения руководителю ОВД. Руководитель принимает решение о регистрации этих заявлений в КУСП.

В соответствии с приказом № 985, если по одному и тому же происшествию поступило несколько сообщений, то в случае подтверждения этого происшествия все имеющиеся материалы по решению начальника органа внутренних дел приобщаются к первому зарегистрированному

3 См.: Антикриминал: Силовики Москвы раскапывают скрытые преступления по следам утерянных «симок» // Новые известия. 2006. 22 июня. (http://www.newizv.ru).

4 См.: Приказ МВД России от 22 сентября 2006 г № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» // Российская газета. 2006.

№ 263.

сообщению, о чем в КУСП делается соответствующая запись. В данном случае укрытым происшествием может оказаться сообщение, приобщенное к другому сообщению.

Укрытие должностными лицами преступления путем нерегистрации сообщения может иметь чисто криминальный характер.

К нарушению УРД можно отнести случаи: невнимательности должностных лиц, когда в соответствующие учетные документы вносится неверная информация. Могут иметь место неполное заполнение КУСП и талонов-уведомлений, а также невыдача талонов-уведомлений при личном обращении гражданина в дежурную часть;

нерегистрации заявлений граждан, поданных участковому инспектору милиции на опорных пунктах. Заявление может быть зарегистрировано в документации опорного пункта, но не зафиксировано в КУСП.

Перечисленные нарушения являются характерными нарушениями УРД на стадии регистрации заявления о происшествии.

В соответствии с совместным приказом разработчики нового порядка регистрации заявлений и сообщений о происшествиях рассчитывали на то, что «система учета преступлений будет работать „автоматически", и гражданин будет на сто процентов уверен, что его заявление будет зарегистрировано и поставлено на учет. Если даже у человека украли сумку, он может обратиться, например, в противопожарную службу, сотрудники которой должны принять заявление и передать его в милицию»5. Но ведь в данном случае гражданину не важно, как будет зарегистрировано его заявление. Ему нужна его пропавшая сумка. Понятно, что противопожарная служба не будет принимать меры неотложного реагирования по розыску этой сумки, а для передачи заявления в милицию потребуется дополнительное время на выполнение определенного порядка передачи информации.

Таким образом, если гражданину действительно нужна сумка, то в его интересах за защитой своих прав обращаться, например, не в противопожарную службу, а в милицию. В случае же пожара граждане в подавляющем числе случаев не пойдут в прокуратуру или в суд. Этот аспект в данных приказах и инструкциях не учтен. А система учета происшествий пока не стала «автоматической».

Оформленный талон-уведомление гарантирует заявителю, что заявление при его личном

обращении будет зарегистрировано, т.е. реализовано право гражданина на обращение. Правда, что делать с этим талоном, практически никто из заявителей не знает и считает это дополнительной бюрократической процедурой.

Следует отметить, что в ОВД обращаются граждане, заявления которых могут быть не зарегистрированы и не рассмотрены на законных основаниях. Такие виды обращений определены Федеральным законом от 21апреля 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В качестве профилактических мероприятий УРД в ОВД проводится сверка записей КУСП с вторичными источниками информации. Проверка соблюдения УРД в ОВД осуществляется в соответствии с разделом № 5 приказа № 985. К вторичным источникам информации можно отнести:

рабочую тетрадь оперативного дежурного. В этом документе может содержаться информация о происшествиях, которая не была занесена в КУСП;

журналы учета приема больных и отказов в госпитализации6 лечебно-профилактических учреждений любой формы собственности и ведомственной принадлежности. Эти учреждения должны сообщать в дежурную часть ОВД информацию обо всех фактах поступления или обращения граждан, получивших телесные повреждения насильственного характера, а также о гражданах, получивших телесные повреждения и поступивших в бессознательном состоянии7;

журналы учета вызовов кинолога на место происшествия, в которых должны быть зафиксированы все случаи выезда для обнаружения следов преступления, вещественных доказательств и преступника;

журналы учета справок ЭКО о предоставлении информации о том, к какому типу оружия относится тот или иной предмет, или об определении вида наркотического вещества;

журналы выезда эксперта-криминалиста и судебно-медицинского эксперта. Журналы учета проведения экспертиз, в том числе на автотранспорте с целью выявления перебитых заводских номеров и др. и судебно-медицинских с целью обследования объектов биологического происхождения на месте происшествия;

5 Стеркин Ф. Криминальный учет. Заявления граждан о преступлениях будут принимать все правоохранители / http:// www.strana.ru.

6 См.: Учетная форма № 001. Утверждена приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. № 1030.

7 См.: Приказ Минздрава России, МВД России от 9 января 1998 г «Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера» (документ не опубликован).

журналы учета происшествий подразделений охраны и Госавтоинспекции;

журналы учета обращений граждан, сделанных на опорных пунктах милиции;

документацию канцелярии ОВД, алфавитные журналы с целью выявления несоответствий с записями КУСП, рассмотренных не по существу обращений граждан, в том числе о происшествиях. Могут иметь место нарушения при передаче дел по территориальности или по подследственности;

учетную документацию страховых компаний о наступлении страховых случаев. Эти компании могут осуществить выплату страховой суммы по страховому случаю криминального происхождения, т.е. по происшествию, которое не найдет отражения в КУСП;

журналы учета обращений граждан в органы местного самоуправления. В органы административной власти могли поступать заявления о происшествиях, которым не дали должную оценку правоохранительные органы;

учетные журналы, бухгалтерские и другие документы предприятий и учреждений. В этих документах могут быть зафиксированы факты краж, хищений и других преступлений, не нашедшие отражения в официальных документах по регистрации происшествий;

материалы дел, сформированные по заявлениям граждан, впоследствии обратившихся с просьбой о прекращении рассмотрения поданных ими заявлений о происшествиях. В большинстве случаев при личном собеседовании с этими гражданами будет выявлено сокрытое от учета преступление. Инициаторами прекращения расследования дела прямо или косвенно будут сотрудники милиции, которые смогли убедить заявителя в том, что происшествие, о котором он заявил, раскрыто быть не может по разным причинам. В отдельных случаях причиной отказа в приеме заявления могут быть факты частного разрешения материала, когда пострадавшему неофициально возмещается вред.

Целесообразно в комиссии по выполнению сверок записей КУСП с вторичными источниками включать незаинтересованных лиц, пенсионеров МВД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Нарушение и профилактика учетно-ре-гистрационной дисциплины в ОВД на стадии разрешения заявлений о происшествиях.

После регистрации в КУСП сообщения о происшествии оперативный дежурный ОВД принимает меры реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внут-

ренних дел. Разрешением заявлений занимаются должностные лица.

Должностными лицами, правомочными осуществлять проверку принятых сообщений о преступлениях, являются дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор.

Должностное лицо с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:

по предотвращению и пресечению преступления;

обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования;

проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или по горячим следам лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.

Если по УПК РСФСР до возбуждения уголовного дела можно было провести единственное следственное действие - осмотр места происшествия, то сегодня, кроме осмотра, УПК РФ разрешил производство освидетельствования и назначение судебной экспертизы.

О принятых мерах неотложного реагирования по сообщению о преступлении и их результатах должно быть в максимально короткий срок (не более 24 часов) доложено соответствующему руководителю органа для организации дальнейшей проверки этого сообщения. Сообщения о происшествиях, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, рассматриваются в срок до 30 суток.

В результате проверки сообщения о происшествии в соответствии со ст. 145 УПК РФ должно быть вынесено решение, о котором информируется заявитель.

В соответствии со ст. 20 УПК РФ следователь (дознаватель) имеет право с согласия прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении частного и частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего, если это лицо находилось в зависимом состоянии или было неспособно самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

Иные сообщения о происшествиях регистрируются следующим образом:

материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, регистрируются в соответствующем журнале и в течение суток передаются прокурору для рассмотрения. Материалу присваивается номер,

состоящий из номера регистрации по КУСП и порядкового номера в этом журнале, где данный номер фиксируется через дробь;

материалы, по которым усматриваются признаки правонарушения, регистрируются в журнале административного производства. При отсутствии признаков правонарушения после рассмотрения начальником органа материалы проверки и рапорт сотрудника, проводившего проверку, приобщаются к материалам специального номенклатурного дела «Приложения к книге учета сообщений о происшествии».

Процедура разрешения заявления о происшествии описана в главе IV приказа № 985. Нарушением УРД на стадии разрешения заявлений о происшествиях станут факты несоблюдения требований этой главы. К характерным нарушениям на этой стадии учетно-регистрационной работы следует отнести:

передачу незарегистрированного в КУСП сообщения о происшествии исполнителю, что запрещено приказом № 985;

нарушение установленных процессуальных сроков разрешения сообщений о происшествиях, а также требований Инструкции о регистрации происшествий в вышеуказанных документах;

приобщение заявления о происшествии к материалам специального номенклатурного дела при недостаточно собранном или необъективном материале проверки заявления. Имеют место случаи, когда лицо, проводившее проверку, убеждает заявителя в том, что по его сообщению о преступлении ничего сделать нельзя. При этом опрос заявителя, а возможно, и других лиц, осуществляется таким образом, что заявленное событие не содержит признаков преступления или правонарушения. Недопустимы случаи списания материалов «в дело», если лицу, проводившему проверку, не представилось возможным осуществить проверку в полном объеме;

неинформирование заявителя о результатах рассмотрения его заявления. При этом в материалах дела будет отмечено, что заявителю было направлено письмо соответствующего содержания. В том, что заявитель не получил письмо, виноватыми могут быть и почтовая служба, и почтовый ящик, но, возможно, письмо не было отправлено. Это может быть сделано для затягивания рассмотрения дела и в конечном счете -прекращения на условиях, выгодных должностному лицу;

необоснованное вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В ряде дел решения выносятся в случае неустановления всех обстоятельств происшествия и лиц, причастных к нему.

Возмущение пострадавших вызывают случаи разрешения их заявлений, когда при явных, с их точки зрения, признаках разбоя все сводится к уголовной ответственности за умышленное причинение вреда здоровью небольшой тяжести. Сложилась практика, когда в таком случае выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и пострадавшему разъясняется право обратиться в мировой суд для возбуждения уголовного дела в порядке частного обвинения. Такое разрешение заявления можно расценить как нарушение УРД.

Для совершенствования профилактики нарушений УРД на стадии разрешения обращений граждан можно предложить обратить особое внимание на следующие мероприятия.

1. Выявление нарушений, связанных со сроками, отведенными на разрешение заявления о происшествии.

В связи с тем, что могут иметь место случаи волокиты рассмотрения материалов со стороны правоохранительных органов при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, связанной, например, с пересылкой этих материалов в иные структурные подразделения, также не искоренена практика рассмотрения заявлений по повторной жалобе заявителя. Первичная жалоба может оказаться присоединенной к повторной, при этом от последней будет исчисляться новый срок. Впоследствии могут быть нарушены установленные законом сроки и порядок информирования заявителя.

2. Выявление нарушений, связанных с необоснованным вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В том числе рекомендуется проводить проверку сообщений о происшествиях, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с разъяснением пострадавшему о его праве обращения в суд в порядке частного обвинения. Кроме этого, заявитель должен быть ознакомлен с материалами, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что должно подтверждаться его подписью об ознакомлении. Заявитель должен убедиться в том, что материалы сшиты, соответствуют оглавлению, в материалах нет исправлений, например, к выражению «мне причинен существенный вред» не дописано «не» перед словом «существенный».

3. Введение строгой ответственности начальников, утверждающих отказные материалы. Руководители, проверившие отказные материалы, должны делать отметку в деле с указанием даты и личной подписью.

4. Осуществление проверки материалов, списанных в специальное номенклатурное дело.

Данная процедура позволит выявить большое количество укрытых преступлений. Для этого рекомендуется осуществлять дополнительные встречи с лицами, обращавшимися с заявлениями о происшествиях в милицию, проводить с ними доверительные беседы о ходе рассмотрения поданной ими жалобы сотрудниками милиции.

Из анализа отдельных случаев нарушения регистрации преступлений в целях их дальнейшего укрытия следует, что необходимо уделить особое внимание отдельным мероприятиям:

проведению тщательного анализа материалов, собранных на местах преступлений, связанных с поджогами жилья, сооружений, автотранспорта и других объектов. Эти преступления могут быть совершены в качестве проявления мести хозяевам объектов преступлений за ранее совершенные ими, не известные правоохранительным органам и не зарегистрированные ими преступления;

проверке лиц, которые пострадали ранее аналогичным способом. В результате проверки и проведенного анализа пострадавшие могут оказаться преступниками, преступления которых оказались укрытыми от учета;

проверке материалов по сообщениям о без вести пропавшем человеке, который пропал вместе с автомобилем или крупной суммой денег. В процессе разрешения заявления может произойти неправильная юридическая оценка преступления и, как следствие, укрытие особо тяжкого преступления (убийства) под видом регистрации угона автомобиля или кражи. Впоследствии будут искать только автомобиль или деньги;

сверке данных по безвестно пропавшим лицам и неопознанным трупам. Под видом безвестно пропавшего лица может быть представлен чужой труп.

4. Нарушение и профилактика учетно-ре-гистрационной дисциплины в ОВД на стадии расследования уголовного дела и фиксирования сведений об объектах учета в учетных документах субъектами учета.

Нарушение УРД в ОВД на стадии расследования уголовных дел и фиксирования сведений об объектах учета в учетных документах субъектами учета определяется невыполнением Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, а также Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденных совместным приказом «О едином учете преступлений».

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений определен порядок учета и регистрации уголовных дел и

принятых по ним процессуальных решений, учета результатов возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности, учета пострадавших, учета решений суда по уголовным делам. Этой Инструкцией определен также порядок контроля за УРД. К характерным нарушениям УРД следует отнести:

нарушение сроков заполнения учетных документов;

невыполнение требований правил по заполнению реквизитов учетных документов;

регистрацию данных, не соответствующих материалам уголовных дел, или ввод неполной информации;

неправильную кодировку реквизитов, кодируемых с помощью словарей и классификаторов.

В отдельных подразделениях ОВД отмечены случаи нежелания лиц, ведущих расследование уголовного дела или разрешивших материал, осуществлять кодирование статистических карточек под предлогом отсутствия справочников-классификаторов, времени, незнания правил заполнения и др., что является нарушением УРД. Эту обязанность они возлагают на инспекторов по учетно-регистрационной работе. Тем самым ответственность за соответствие статистических данных материалам уголовных дел должностные лица частично перекладывают на инспектора, который по определению не является должностным лицом.

Следует отметить, что в Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов отсутствуют правила заполнения некоторых реквизитов, в том числе обязательно заполняемых, что вносит неопределенность при заполнении статистических форм и, как следствие, ведет к искажению статистической отчетности.

Нарушение УРД возможно при соединении уголовных дел в одно производство, когда преступление совершено одним и тем же лицом, при этом уменьшится количество преступлений. Количество преступлений увеличится, если произойдет двойной учет одного и того же преступления, например при передаче уголовного дела из другого ИЦ с соответствующей его регистрацией в Едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел.

Нарушение УРД возможно при классификации некоторых преступлений для определения особенностей учета их как одного или нескольких преступлений, что может быть связано с квалификацией или интересами субъекта регистрации.

Таким образом, большое число ошибок, совершенных субъектами регистрации при запол-

нении отдельных реквизитов, связано с различным толкованием правовых ситуаций в новой инструкции «О порядке заполнения и представления учетных документов», а также отсутствием надлежащей ответственности за свои действия, с одной стороны, и недостаточным контролем руководства - с другой.

Информационным центром регулярно сверяются учетные документы, при вводе данных в информационную систему осуществляется автоматический логический контроль. По результатам анализа формируется перечень типичных ошибок, допускаемых при заполнении учетных документов. Даный перечень регулярно доводится до конкретных исполнителей.

Совершенствование УРД на этапе статистического учета преступлений.

Для совершенствования УРД на этапе учета преступлений можно предложить следующие мероприятия:

с целью корректировки неточностей, имеющих место в Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов8, определить единые правила заполнения статистических документов по учету преступности;

проводить мероприятия по выявлению должностных лиц, работающих «на показатели», тем самым нарушающих УРД. Для этого можно предложить:

а) составлять запросы в статистические базы данных с целью выявления нарушений в учете преступлений, связанных с возможностью получения положительных дополнительных баллов - высоких показателей для оценки своей деятельности9;

б) выявлять граждан, привлеченных к административной ответственности по статьям КоАП РФ, предусматривающим незначительное наказание (в виде замечания), которые проходят по материалам разрешения заявлений. Устанавливать граждан, привлеченных к административной ответственности многократно, в том числе за одни и те же незначительные правонарушения. Данные, полученные в результате таких мероприятий, позволят выявить должностных лиц, работающих «на показатели»;

в) осуществлять сверку баз данных захороненных лиц на городских кладбищах с базами

данных лиц, совершивших административные нарушения. Человек после смерти может оказаться привлеченным к административной ответственности. Рекомендуется осуществлять проверку с целью выявления многократного захоронения одного и того же лица на разных кладбищах;

г) проводить проверку алфавитных карточек на умерших лиц, ранее проходивших по уголовным делам, по базам данных административной практики и другим базам данных;

д) проводить проверку учетных статистических документов по делам общеуголовной и экономической направленности на предмет заполнения обязательных реквизитов.

Успех работы на этапе статистического учета преступлений во многом зависит от изобретательности и энтузиазма сотрудников штабов и информационных центров, других сотрудников правоохранительных органов, занимающихся учетно-регистрационной работой.

Подводя итоги, следует отметить, что учет и регистрация заявлений о преступлениях продолжает оставаться одним из слабых мест нашей правоохранительной системы. Проблема заключается в том, что регистрировать заявления обязана милиция, а надзирать за законностью разрешения этих заявлений - прокуратура. Эти же органы несут ответственность за все поражения в борьбе с преступностью. Если у «ответственных» должностных лиц старой системы учета всегда было искушение не регистрировать «лишнее», чтобы не портить общую положительную картину борьбы с преступностью, то после создания новой системы учета и регистрации преступлений, предусматривающей четкое разграничение ответственности каждого лица, отвечающего за работу с гражданами, и введения новой системы оценки деятельности ОВД у ответственных должностных лиц появились новые искушения.

Поэтому сейчас как никогда остро в правоохранительных органах стоит проблема соблюдения учетно-регистрационной дисциплины. В связи с этим наравне со службами дознания, следствия, надзора видится необходимость организации для правоохранительных органов отдельной службы по учетно-регистрационной деятельности.

8 См.: Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития и торговли России, ФС России по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г., №№ 39/1070/1021/253/780/35 3/399 «О Едином учете преступлений» // Российская газета. 2006. № 13.

9 См.: Приказ МВД России от 30 декабря 2006 г. № 1120 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.