Научная статья на тему 'Профилактика наркотического поведения в системе педагогической поддержки в образовательной среде'

Профилактика наркотического поведения в системе педагогической поддержки в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика наркотического поведения в системе педагогической поддержки в образовательной среде»

дет способствовать активному поиску будущим взрослым человеком своего пути в организации процесса физического совершенствования (как в индивидуальных, так и в коллективных формах).

Обобщение передового опыта школьной физической культуры, собственные исследования показывают, что одним из радикальных путей модернизации физического воспитания в школе является спортивно-образовательная концепция физического воспитания.

Концепция тренировки пока единственная, научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека. Выносливость, сила, ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам необходимого объема и достаточной интенсивности. Поэтому основополагающие принципы организационно-методической концепции физической тренировки учащихся должны стать законом всей деятельности школы при физической подготовке детей, подростков, юношей и девушек.

Вопрос о месте и роли спортивной подготовки в формировании личности молодого человека имеет значение не только с позиции развития его физических кондиций, но и в связи со становлением характера ребенка, подростка, юноши и девушки, с обретением ими навыков жесткой организации своей жизнедеятельности, обеспечением высокой степени лабильности поведения в экстремальных ситуациях и в то же время настойчивости, терпения и выдержки при долгосрочной деятельности во имя значимой цели.

Необходимо разработать региональные программы массового приобщения детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Нужно провести инвентаризацию ведомственных и профсоюзных спортивных сооружений с целью их максимального использования для развития массового спорта, предусмотреть выделение средств, в том числе из внебюджетных источников, на строительство и реконструкцию массовых физкультурно-оздоровительных центров.

Мы считаем, в этой ситуации необходимо сделать все для поднятия престижа, развития и массовости физической культуры и спорта, чтобы максимально использовать универсальные возможности моторного аппарата для развития физического потенциала человека.

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у детей и подростков требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях. Содержание физического воспитания необходимо перевести на интенсивный путь развития, суть которого - в опоре на принципы деятельностного подхода. Эти принципы определяют направленность учебно-воспитательного про цесса на всестороннее развитие личности, ее самоопределение в процессе творческого овладения способами физкультурно -оздоровительной и спортивной деятельности, а также ориентируют на формирование привычек здорового образа жизни.

Культура отношения к своему здоровью и уровню физических кондиций как составная часть общей культуры личности определяет очень многое в ее социальном и нравственном статусах. Подлинная культура физической активности упорядочивает поведение человека, воспитывает чувство ответственности, организует и дисциплинирует личность. В этом смысле систематическая физическая активность является основой трудового воспитания, его весьма существенным компонентом.

Социальная значимость эффективного физического воспитания в детские и юношеские годы не исчерпывается вышеупомянутыми, может быть лежащими на поверхности, особенностями феномена физической активности. Глубочайший смысл формирования нового человека заключается в том, что его следствиями являются новая общность людей, новое поколение, отличающиеся более глубоким пониманием личностных и социальных ценностей. Благодаря этому устойчивые мотивации физического совершенствования, воспитанные в каждом отдельном человеке, превращаются в систему общепринятых представлений, норм поведения, определяющих общественную престижность высокого уровня здоровья и физического совершенства человека, важный критерий «качества» его личности.

УДК 37.013.42

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

A.B. Печерский,

аспирант кафедры педагогики и психологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Социально-экономические и политические преобразования, произошедшие в РФ за последние годы, предполагают коррекцию требований к системе образования, определение ключевых направлений ее модернизации. Эти направления связываются сегодня с повышением гибкости системы образования, созданием реальной вариативности в образовательных системах, более полным учетом индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Перспективы развития системы образования связывают с его модернизацией в рамках гуманистической парадигмы, предполагающей большую степень альтернативности образования, расширение используемых форм образовательной деятельности, создание эффективной системы психолого-педагогической поддержки,

что позволит обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности обучающихся.

Новые ориентации и ценности образования подводят к новому пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии личности и ее педагогической поддержке. Становятся, как никогда, актуальными задачи углубления понимания индивидуальности каждого ребенка, психологического обоснования специфики его педагогической поддержки, психолого-культурных оснований ее технологии.

Особое значение в современном образовании приобретает воспитательно-профилактическая работа, связанная с проблемами социальной и школьной дезадаптации воспитанников, отклоняющегося поведения, острота которых приобрела признаки реальной угрозы физическому и моральному здоровью молодежи, социальной стабильности российского общества.

Процесс развития российского общества, в котором ценности прошлого уже устарели, а новые не сформировались, сопровождается резким ростом девиаций среди несовершеннолетних, формированием особой, отличающейся от взрослой, молодежной субкультуры как среды самовыражения, самоутверждения, самоопределения, в которой проявления тех или иных девиаций становятся ее неотъемлемым компонентом. Это обусловливает необходимость создания таких условий образовательной среды (поскольку образовательная среда является одной из основных сфер социализации личности), которые заключали бы в себе признаки альтернативной молодежной (детской, подростковой, юношеской) субкультуры, обеспечивающей процессы индивидуального развития личности, достижения ею позитивных результатов, автономии и независимости.

Выделяя конкретные виды отклоняющегося поведения молодых людей в контексте разработки системы направлений и средств психолого-педагогической поддержки, необходимо отметить, что в чистом виде это можно сделать только в классификационном аспекте. Для целей организации профилактической работы необходимо рассматривать отклоняющееся поведение как комплекс различных поведенческих проявлений, несовместимых с нормами общества, социальной группы, в котором наблюдается приоритетная выраженность отдельных из них.

В последние годы особенно острой является проблема наркотического поведения подростков, любая разновидность которого: алкоголизм, наркомания, токсикомания - жестокое заболевание, ведущее к быстрому разрушению здоровья, деградации личности, искажению связей с обществом, неадекватному поведению.

В условиях социально-экономических преобразований в России наркотизм получил небывалый размах, особенно среди подростков и юношества. За последние 5 - 6 лет количество наркоманов в стране возросло примерно в 3,5 раза. Возраст употребляющих наркотические вещества колеблется в рамках 13 - 25 лет. Масштабы и темпы приобщения к употреблению наркотических веществ таковы, что вызывают серьезные опасения за физическое и моральное здоровье значительной части молодого населения страны. Уже сейчас наркотизм является одним из факторов социальной нестабильности российского общества1. Нарушения поведения молодежи, связанные с наркотизацией, требуют

незамедлительных и эффективных мер по их профилактике и коррекции.

Профилактика отклоняющегося поведения школьников - это создание оптимальных условий для социализации учащихся в различных институтах воспитания, в первую очередь в образовательном учреждении.

В содержательном аспекте профилактическая работа связана с выделением наиболее остро стоящих проблем подростков и организацией содержания профилактических мероприятий на основе учета этих проблем, а также возрастных особенностей подростков, состояния их общего, психического и физического здоровья.

Профилактика отклоняющегося поведения у школьников должна вестись среди всех детей, но в ходе организации этой работы педагог в первую очередь должен выявить и обратить внимание на детей группы риска, так как это те учащиеся, которые в большей степени, чем другие молодые люди, подвержены действию факторов риска, а следовательно, в этой группе более вероятными являются те или иные девиантные проявления.

Существуют различные направления в организации профилактики отклоняющегося поведения молодых людей. Каждое из этих направлений основывается на определенном взгляде на индивидуальные или средо-вые факторы, обусловливающие возникновение отклоняющегося поведения молодых людей.

Теоретическое и диагностическое изучение проблемы генезиса наркотического поведения подростков и юношей позволило нам определить факторы риска приобщения молодых людей к употреблению психоактивных веществ. Одним из таких факторов, влияющих на возможность приобщения подростков и юношества к субкультурным традициям потребления психоактивных веществ в группе сверстников, является особое фрустрационное состояние, возникающее как следствие противоречий между актуальными потребностями личности в самораскрытии, экстериоризации я, самоутверждении в качестве социально-ролевой единицы, динамично изменяющейся социальной ситуацией развития, создающей условия для проявления новых форм активности индивида, и более статичным социальным статусом изменяющегося, растущего в широком смысле этого понятия субъекта, статусом, который не только остается формально неизменным на протяжении возрастных этапов детства, подросткового возраста, ранней юности, но и ограничивает, сковывает активность, самостоятельность выбора, свободу проявлений личности.

Вторым фактором риска наркотического поведения подростков и юношества являются пока еще слабые интегративные характеристики взаимодействия функциональных систем сознания и самосознания, обусловленные незрелостью структур самосознания. Незрелость структур самосознания личности подростков и юношества проявляется в слабой очерченности и диффузности границ я, неустойчивости ценностной компоненты я, высокой зависимости свойств я и самооценки, направленности рефлексии от отраженной субъек-тности референтных других. Незрелость самосознания обусловливает высокую пристрастность и эмоциональную заряженность я, недостаточный уровень развития автономности и саморегуляции аффекта в ситуациях социального выбора, высокую зависимость процессов

саморегуляции от образа и личностных смыслов другого, свойства которого являются модуляторами потреб-ностного состояния и связанной с ним психической активности личности.

Третьим фактором риска приобщения к употреблению наркотических веществ являются вполне закономерные трансформации ценностно-смысловой системы личности подростков и юношества, функциональные свойства которой в условиях фрустрированности базовых потребностей приобретают компенсаторный и самозащитный характер, обусловливая проявления активности личности, связанные с поиском социальной среды, дающей молодому человеку возможность самостоятельного выбора, презентации собственного я, получения одобрения свойств я, самоутверждения, установления эмоциональных интимно-личностных отношений. Следствием этих процессов является достижение высокой самооценки, очерченности границ я, самопринятия - свойств, которые служат показателями уравновешенности и устойчивости функциональной системы, которую мы называем личностью.

Четвертым фактором риска приобщения молодых людей к употреблению психоактивных веществ являются параметры системы «я - другой», функционирование которой в процессе межличностного взаимодействия обеспечивает отражение субъектности другого, взаимодействие личностных смыслов и образов, инте-риоризацию личностных смыслов другого, идентификацию. Образ и личностные смыслы другого, таким образом, влияют на процессы самоизменения, саморазвития, модулируют эти процессы, придавая им соответствующую социальную направленность, соответствующее качество, во многом определяя деятельность и поведение индивида.

Пятым фактором риска наркотического поведения подростков и юношества является референтная группа сверстников как социальная среда, обладающая необходимыми параметрами для интимно-личностного эмоционального общения, эмоциональной близости, эмоционально-ролевой идентичности, обеспечивающая процессы компенсации и психологической защиты в условиях кризиса идентичности. Наркотические атрибуты групповой субкультуры, приемлемость наркотического поведения в референтной группе модулируют процесс отражения субъектности другого, критерии межличностных отношений в группе, переживания собственной идентичности, самоотношения, механизмы инте-риоризации эмоциональных состояний и ценностей группы.

Анализ факторов риска приобщения подростков и юношей к употреблению психоактивных веществ выявляет сферу проявления основных механизмов приобщения, которая непосредственно связана с процессами индивидуализации и персонализации личности. Отсюда следует, что психолого-педагогическая работа с подростками и юношами в образовательной среде по профилактике наркотического поведения должна быть направлена на создание условий (в том числе внешних, средовых) для самореализации и самовыражения личности, ориентированных на ее индивидуальность с учетом воли и жизненных устремлений. В данном контексте мы рассматриваем образовательную среду как многомерную социально-педагогическую конструкцию жиз-

ненного пространства индивида, определенного разноуровневыми коммуникативными, деятельностными и психологическими субъект-субъектными связями, направленными на освоение и воспроизведение культуры с позиций личностного самоопределения.

Создание условий образовательной среды, обеспечивающих процессы самоопределения, самореализации и самовыражения личности, предполагает организацию системы психолого-педагогической поддержки ребенка в реализации его базовых потребностей, определении его интересов, целей, возможностей, выборе оптимального режима интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, достижении желаемых результатов в обучении, общении, самовоспитании (саморазвитии), образе жизни. В функциональном аспекте система психолого-педагогической поддержки должна обеспечивать создание собственного пространства вхождения в культуру общности, культуру общества, свое видение ценностей и приоритетов в смыслах жизни, свои критерии оценки и самооценки в межличностном и педагогическом взаимодействии, т.е. создание особого личностного (индивидуального) пространства познания и развития. Таким образом, индивидуализация образовательной среды должна способствовать овладению учащимися эффективными способами взаимодействия с другими людьми с целью усвоения социального опыта, осмыслению своей роли в группе, своего предназначения, реализации собственной образовательной траектории в условиях психолого-педагогической поддержки.

Концепция построения системы психолого-педагогической поддержки учащихся групп риска приобщения к употреблению психоактивных веществ основана на рассмотрении ее как многомерного социально-педагогического явления, связанного в единое целое разноуровневыми коммуникативными механизмами и оказывающего ситуационное влияние на процесс отражения социальных факторов различной модальности, процессы интериоризации, самоизменения, саморазвития личности, формирование ее отношений и способов поведения, актуализирующихся в условиях освоения социокультурных ценностей. Концепция включает в себя несколько направлений в организации системы психолого-педагогической поддержки, содержательные характеристики которых соответствуют выявленным факторам риска приобщения подростков и юношей к употреблению психоактивных веществ.

Первым направлением системы психолого-педагогической поддержки подростков и юношества групп риска является информационно-технологическое, которое предполагает комплекс социальных, образовательных, медицинских, психологических мероприятий, призванных информировать детей, подростков, молодых людей о проблемах наркомании и их медицинских, психологических и социальных последствиях. К таким мероприятиям относятся, например, специализированные информационные компании в средствах массовой информации, специализированные уроки или целые образовательные программы, тематические занятия для подростков и юношества, психологические тренинги, выпуск специальной литературы для подростков и юношества, психотерапевтические программы, программы снижения вреда и т.п.

Задачи информационно-технологического направления лежат как в плоскости личностного уровня профилактики, содействуя формированию когнитивного компонента регуляции актуальных потребностных состояний молодых людей, оказывая влияние на процессы развития свойств личности, становление механизмов психологической защиты, так и в плоскости микросоциального и социального уровней, оказывая влияние на ближайшее окружение молодых людей - семью, группы сверстников, способствуя изменению общественных и групповых норм в отношении употребления и (особенно) распространения наркотиков. Индивидуализация образовательной среды в данном направлении психолого-педагогической поддержки достигается средствами подбора персонально адекватной информации и проектированием системы лично-стно-значимых ситуаций, объективирующих эту информацию и побуждающих молодых людей к рефлексивному анализу, критической реконструкции реальности, формированию образа среды в собственном сознании, как следствие - нормированию поведения.

Вторым направлением системы психолого-педагогической поддержки подростков и юношества групп риска приобщения к употреблению психоактивных веществ является индивидуально-личностное, сфокусированное на создании персонально адекватной локальной образовательной среды, содействующей формированию качеств личности, ее ценностно-смысловой, оце-ночно-презентативной, рефлексивной и других компонент. Данное направление предполагает комплекс психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование ценностей здорового образа жизни, устойчивых социальных установок, способствующих развитию я-концепции, рефлексивных качеств, позитивных самоотношений.

Основные виды психолого-педагогической профилактической работы этого направления должны включать в себя:

1) разработку индивидуальных образовательных траекторий в соответствии со способностями, склонностями, интересами, ценностными ориентациями, субъективно значимыми способами деятельности и формирования знания конкретного учащегося, их реализацию в условиях педагогической поддержки;

2) создание психолого-педагогических условий успешности, эмоциональной комфортности в ведущих видах деятельности молодых людей, способствующих формированию позитивной самооценки, самоуважения, устойчивых свойств я-концепции, жизненной перспективы;

3) организацию персонально адекватной досуговой деятельности как социального фактора, включенного в образовательную среду конкретного института социализации, выполняющего комплекс психолого-педагогических функций, таких как обеспечение реализации актуальных потребностей молодых людей; создание условий компенсации фрустрированных актуальных потребностей; содействие формированию механизмов продуктивной психологической защиты; создание дополнительных, более эмоциональных условий для реализации свойств я, самоутверждения, формирования высокой самооценки и самоуважения;

4) организацию консультативной работы с подростками и юношеством групп риска и просто с теми, кто оказался в сложных жизненных условиях, способствующей формированию образа образовательной среды в

сознании молодого человека и становлению его пер-сональности;

5) проведение тренинговой и психотерапевтической работы с подростками, имеющими коммуникативные проблемы, трудности социальной адаптации, отклонения в социальном развитии и поведении.

Третье направление системы психолого-педагогической поддержки подростков и юношества групп риска определяется нами как межличностное и включает в себя комплекс мероприятий, обеспечивающих продуктивность функционирования системы «я - другой». Целевыми компонентами данного направления являются формирование коммуникативной компетентности молодых людей, развитие социальной и межличностной перцепции, эмпатийных качеств, устойчивости я-концепции в трудных и проблемных ситуациях межличностного взаимодействия, что обеспечивает эмоционально-оценочный контекст формирующихся взаимосвязей, взаимоотношений, во многом определяющих функциональные особенности специфических психологических механизмов межличностного взаимодействия - идентификации, сопереживания, вчувствования, синхронизации, внушения, подражания, рефлексии и т.п.

К числу таких мероприятий можно отнести тренинги коммуникативной компетентности, ролевые игры, диалоговые методы, психотерапевтические техники: группы встреч, гештальт-терапию, трансактный анализ и др. Планируя систему психолого-педагогической работы данного направления, необходимо понимать, что тре-нинговые техники при всем многообразии их целенаправленности и адресности все же носят моделирующий, игровой, учебный характер, а стало быть, взаимодействие членов тренинговых групп менее мотивировано, взаимосвязано и не всегда соотносится с потреб-ностным состоянием субъектов.

Данное понимание психолого-педагогических условий профилактической работы повышает значимость общеметодологических принципов отечественной психологии: деятельностного опосредствования, разработанного Л.С. Выготским2, А.Н. Леонтьевым3, согласно которому основным условием усвоения индивидом социального опыта, преобразования свойств его личности является активное межличностное взаимодействие со своим ближайшим окружением в процессе социальной деятельности, общения; самодетерминации, сформулированного В.Ф. Ломовым4, определяющего актив -ную целенаправленную деятельность подростков и юношества по преобразованию материальных и социальных условий собственного развития, формированию своей личности в соответствии со своими идеалами.

Следовательно, вся система психолого-педагогической поддержки подростков и юношей групп риска должна быть направлена на расширение сферы их межличностного и социального взаимодействия с проектированием и созданием системы личностно-значимых ситуаций как условий разноуровневых межличностных взаимодействий, разноуровневых идентификаций, приводящих в действие механизмы сравнения себя с другими, активизирующих механизмы отбора для себя и «присвоения» тех качеств, ценностей, которые для субъекта взаимодействия наиболее значимы, т.е. содействующих формированию собственной системы ценностей, Система ценностей личности, в свою очередь, детерминирует механизмы формирования новообразований: ин-

тегративных характеристик различных личностных я, личностную рефлексию, самооценку, самоотношение.

Четвертое направление системы психолого-педагогической поддержки подростков и юношества групп риска приобщения к употреблению психоактивных веществ, определенное нами как социально-психологическое, должно обеспечивать акцентированные, индивидуальные, адресные воздействия на микросоциальную среду молодых людей групп риска, несущую в себе элементы деза-даптивности, нормы, традиции асоциального порядка, тем более нормы потребления психоактивных веществ.

Задачами этого направления являются:

• ослабление модулирующего влияния негативных факторов микросоциальной среды (семейного воспитания, подростковой групповой субкультуры, школьной или иной дезадаптации);

• формирование рациональных механизмов психологической защиты, волевых качеств личности, устойчивости к стрессам;

• ресурсное обеспечение правильности выбора в сложной ситуации межличностного или группового общения, обеспечивающего компенсацию фрустрирован-ных актуальных потребностей личности;

• расширение сферы социального и межличностного взаимодействия, обеспечение процессов осмысления собственного опыта, усвоения и воспроизведение культурных норм, понимания новых ценностей и смыслов, разноуровневой идентификации субъекта, обусловливающих развитие мотивационных процессов и нормирования поведения.

Система психолого-педагогической и коррекцион-ной работы этого направления должна состоять из комплекса мероприятий адресного воздействия на микросоциум, или адресного сотрудничества с микросоциумом. Это могут быть тематические родительские собрания , консультации для родителей, тренинг группы родителей по формирования адекватной модели родительского поведения, психотерапевтические тренинг-мероприятия в неформальных группах подростков и

юношества: темоцентрированное взаимодействие, группы встреч, психодрама, группы тренинга умений и т.п. Задачи тренинг-мероприятий в неформальных группах сверстников заключаются в совершенствовании или приобретении молодыми людьми умений вступать в межличностное взаимодействие, устанавливать позитивные межличностные отношения, удовлетворять свои актуальные потребности, справляться с тревогой и беспокойством, быть успешным в достижении статуса в группе и независимости, выстраивать адекватные причинные схемы в объяснении событий, быть способным к осознанию актуальной ситуации, самоконтролю, це-леполаганию и планированию жизненных перспектив.

Ядром образовательной среды в системе психолого-педагогической поддержки подростков и юношей групп риска является личностно значимая и персонально адекватная образовательная ситуация, которая определена социальными параметрами, ролевой парадигмой, факторами и механизмами межличностного взаимодействия. Анализ субъектом ситуации, связанный с определением ее ценностного компонента, а также возможностей в удовлетворении собственных потребностей, приводит к постановке цели, мысленному реформированию самой ситуации и выбору способов собственных действий, поведения. Способы действий могут быть индивидуальными, но чаще всего носят межличностный и групповой характер. В результате таких действий происходят преодоление ситуации, рефлексивный анализ собственного ситуативного я, его свойств и проявлений, обусловливающих динамику процессов самодвижения, самоизменения, саморазвития личности.

1 См.: Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления / Под ред. А.Н. Гаранского. М., 2003.

2 См.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2.

3 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

4 См.: Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

УДК 37.013.77

АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА

В.Г. Печерский,

кандидат психологических наук, доцент, завкафедрой педагогики и психологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Изменения, происходящие в социальном, культурном, предметном и природном мире, актуализируют проблему адаптации как одного из феноменов человеческого существования, который интегрирует возникающие психические новообразования при изменении общественно-исторического, социально-психологического или индивидуально-личностного контекста. Изучение адаптационных процессов с позиции человека как субъекта жизнедеятельности, целостной личности, осознанно выбирающей направление и способы построения собственного жизненного пути в нестабильном мире, неизбежно сталкивается с необходимостью психологического анализа взаимодействия человека и социальной среды. В этом случае более отчетливо проявляются механизмы адаптации к факторам макро- и микросреды, взаимоотношения человека с ними и самим собой, раскрывается регулирующая роль личности в создании субъективной модели реальности и своего бытия, становятся понятными осознан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.