УДК 343.346 ББК 67.408
© 2019 г. Трофимов Василий Евгеньевич,
адъюнкт кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. E-mail: [email protected]
профилактика и предупреждение нарушения правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию
Автор исследует средства и методы профилактики фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения, а также предупреждения преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ. Анализируется опыт зарубежных стран.
Ключевые слова: профилактические мероприятия, управление транспортным средством, состояние опьянения, пропаганда транспортной безопасности, дорожно-транспортные происшествия, предупреждение транспортных преступлений, конфискация транспортного средства, изъятие водительского удостоверения.
Trofimov Vasily Evgenievich - Adjunct of the Department of criminal law, criminology and psychology of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov.
PREVENTION OF VIOLATION OFTRAFFIC RULES BYA PERSON SUBJECTED TO ADMINISTRATIVE PUNISHMENT
The author investigates means and methods ofprevention of the facts of driving in a state of intoxication, as well as the prevention of crime under article 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. The experience of foreign countries is analyzed.
Keywords: preventive measures, vehicle management, state of intoxication, promotion of transport safety, traffic accidents, prevention of transport crimes, confiscation of the vehicle, withdrawal of the driver's license.
Российским законодательством с 1 июля 2015 года предусмотрена уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, ранее привлеченным к административной ответственности по ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ, либо к уголовной ответственности по ч. 2, 4 и 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК РФ, закрепленная в ст. 264.1 УК РФ [1].
В 2018 году в России зарегистрировано 73 106 преступлений рассматриваемой категории [2], совершено 16 458 дорожно-транспортных происшествий с участием пьяных водителей, в которых погибли 4 645 и ранены 22 360 человек [3]. Неутешительные цифры статистики служат предпосылками особого внимания, направленного к проблеме управления транспортным средством в состоянии опьянения со стороны руководства Министерства внутренних дел и высших должностных лиц страны.
Разработкой и внедрением методов предупреждения и пресечения рассматриваемого явления государство занимается на протяжении ряда десятилетий, что подтверждается наличием аналогичной статьи (ст. 211.1) в
Уголовном кодексе РСФСР 1960 года, также содержащей административную преюдицию. Кроме того, интерес к указанной проблеме обращен мировым сообществом, нарабатывающим специфическую, разностороннюю практику как в борьбе с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения, так и в его профилактике.
Например, в Малайзии в качестве наказания и последующей профилактики пьянства за рулем вместе с виновным водителем подлежит аресту и его жена. В американском штате Флорида лица, нарушившие запрет на управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, в печатных средствах массовой информации должны сообщить о своем нарушении и извиниться перед жителями. К такому материалу обязательно прилагается фотография виновного. В то же время судья штата Иллинойс может обязать виновника посетить морги и больницы штата - для ознакомления с теми, кто еще недавно управлял автомобилем в нетрезвом виде [4].
Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что нарушения подобного рода запретов происходят не только в развивающих-
ся странах, но ив государствах со стабильной экономикой и социальной сферой, фундаментальными культурными устоями и ценностями, что, безусловно, определяет масштаб проблемы и необходимость ее разрешения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), опираясь на статистические данные, включает дорожно-транспортный травматизм в тройку факторов, оказывающих наибольшее влияние на смертность людей в возрастной группе от 5 до 44 лет. Ежегодно в ДТП гибнут почти 1,2 млн человек, при этом от 20 до 50 млн получают травмы различной степени тяжести, вплоть до инвалидности [5].
Осознание глобальности проблемы послужило основанием провозглашения периода 2011-2020 годов «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Одна из целей заключается именно в сокращении ДТП и их последствий, причинами которых послужило употребление алкоголя [6].
Российскому законодательству необходима существенная модернизация подхода в предупреждении и профилактике рассматриваемого явления, в целях сокращения количества дорожно-транспортных происшествий и минимизации их последствий.
Профилактике административных правонарушений и преступлений, в частности преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, подразделениями ГИБДД МВД России уделяется большое внимание. Пропаганда в сфере организации безопасности дорожного движения осуществляется посредством средств массовой информации, социальной рекламы, посещения детских дошкольных учреждений, школ, интернатов и других организаций. Кроме того, обеспечение безопасности дорожного движения является одной из основных задач в повышении качества жизни населения, решения многих проблем: социальных, экономических, демографических и т. п.
С практической точки зрения, для предотвращения различных аварийных ситуаций на дороге ГИБДД проводит ряд мероприятий: спецопераций и акций.
Спецоперации - это план специальных мероприятий, направленных на снижение уровня аварийности на дорогах и предотвращение последствий ДТП.
Проведение спецопераций нередко сопряжено с оказанием дополнительной помощи различным государственным службам.
В ряде регионов Российской Федерации спецоперации, направленные на предотвращение управления транспортными средства-
ми в нетрезвом виде, могут иметь свои специфические наименования: «Трезвый водитель», «Алкоголь» и т. п. В период проведения подобных мероприятий сотрудники полиции наделены правом остановки любого транспортного средства для проверки документов, а также проверки водителя на наличие в организме опьяняющих веществ. Для освидетельствования применяются не только алкотестеры, но даже создаются мобильные пункты медицинского освидетельствования с использованием соответствующего оборудования [7].
Одной из разновидностей осуществляемых ГИБДД мероприятий является организация и проведение акций. Спецоперации, по своей сути, имеют большую направленность на выявление нарушителей. Акции же нацелены на предупреждение противоправного поведения. Примерами могут являться мероприятия, совмещенные с социальной рекламой, где детские рисунки соответствующей тематики размещаются на билбордах вдоль трасс. Сотрудники ГИБДД отмечают, что такие детские послания не оставляют водителей равнодушными.
Рациональным видится деление способов борьбы с вождением в пьяном виде на следующие группы:
- общественное здоровье;
- отрицательная мотивация;
- создание условий, затрудняющих совершение правонарушений;
- создание условий, способствующих отказу от их совершения.
Раскрывая каждый способ, необходимо отметить, что любая из названных групп способствует снижению количества лиц, управляющих транспортным средством в нетрезвом виде. Однако наибольший результат достигается при комплексном развитии всех направлений, призванных влиять на водителей, злоупотребляющих алкоголем и другими веществами, вызывающими опьянение.
Общественное здоровье определяется не только как самостоятельное направление профилактики, но и служит базисом для развития остальных групп. Данный вид предупреждения заключается в предотвращении чрезмерного потребления алкогольной и иной продукции, оказывающей негативное воздействие на организм любого человека. Тем более, недопустимо употреблять его водителю транспортного средства, как лицу, управляющему источником повышенной опасности.
В рамках общей профилактики используются положительные и отрицательные примеры в социальной рекламе, произведениях культуры - фильмах, спектаклях, живописи и многом другом. Широкая пропаганда активной жизненной позиции предполагает минимальное наличие алкоголя в жизни человека, требуя хорошей физической формы для занятия спортом, участие в общественно значимых мероприятиях и самодеятельности. Примером эффективности предложенных мер является опыт Швейцарии, которая остановила нарастающее пьянство среди населения целенаправленной политикой популяризации занятий горными лыжами [8].
Еще одной действенной мерой на пути снижения количества преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, является снижение доступности алкогольной продукции. Оптимальность данного способа состоит в его многогранности: это и увеличение возраста, при котором возможно приобретение алкоголя, и повышение цен, ограничение пунктов его реализации, продаж в соответствии с временем суток, днями недели и так далее. Указанные «непопулярные» меры доказали свое влияние на предотвращение вождения в состоянии опьянения.
Многие производители алкоголя за рубежом выступают организаторами рекламы и различных мероприятий, предупреждающих о вреде алкоголя в принципе и недопустимости его потребления за рулем.
Не только распространенным, но и действенным способом профилактики является отрицательная мотивация, заключающаяся в формировании в сознании общества возможных неприятных последствий. Под названными последствиями чаще всего понимается правовое воздействие, в частности, неотвратимое наказание за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Данный способ может являться наиболее сдерживающим фактором в сознании потенциальных нарушителей только в том случае, если они осознают именно неотвратимость возмездия [9].
Высокая степень эффективности в профилактике любого вида преступлений отведена наиболее строгому наказанию. При этом возможна ситуация, когда политика ужесточения санкций приведет к снижению уровня общественной поддержки и, как следствие, увеличению недовольных, в том числе тех, кто целенаправленно нарушает запрет, высказывая свое несогласие с такими мерами. Именно
поэтому не стоит забывать о соразмерности этого наказания, чтобы избежать снижения профилактического эффекта.
Степень тяжести наказания может варьироваться в зависимости от количества таковых правонарушений и преступлений, последствий вождения в нетрезвом виде и их тяжести, а также уровня содержания алкоголя в крови (УСАК). Некоторые зарубежные страны соотносят УСАК и повторное нарушение запрета на управление в состоянии опьянения. В научной среде существует мнение, согласно которому видится вполне обоснованным определять тяжесть деяния водителя, исходя из УСАК, опираясь на то, что именно от количества употребленного алкоголя зависит степень общественной опасности действий. Однако не стоит забывать об индивидуальных особенностях организма, ведь от равной дозы опьяняющего вещества одно лицо может утратить контроль над своими действиями, а другому признаки опьянения будут присущи в гораздо меньшей степени. Возможно, в таких случаях необходимо руководствоваться наличием признаков опьянения, их выраженности, и только потом УСАК.
Одним из наиболее действенных способов борьбы и профилактики пьянства за рулем и его повторности является лишение права управления транспортным средством на месте выявления нарушения, без выдачи временных удостоверений взамен, сопряженное с систематическими проверками трезвости водителей на постоянной основе. Мировой опыт и рекомендации международных экспертов предписывают подвергать проверке на трезвость как минимум каждого третьего водителя. В качестве положительного опыта можно рассмотреть метод, применяемый в Австралии, где уже более 1 5 лет используют «пьяные автобусы», оборудованные всем необходимым для проведения исследований на состояние опьянения. При этом широко используется пропаганда их деятельности посредством социальной рекламы.
Проведенные в США исследования доказали обоснованность применения наказания в виде лишения права управления путем изъятия водительского удостоверения на месте, без решения суда. Так, число «пьяных» ДТП в Калифорнии сократилось на 30 %.
Применение штрафа в качестве санкции для нарушителей доказало свою состоятельность в случае его размера, превышающем среднюю заработную плату в стране. Именно поэтому в Японии повышение размера
штрафа до указанной величины привело к снижению на 38 % числа ДТП, совершенных в состоянии опьянения.
Лишение свободы не всегда является единственно верным способом борьбы с пьянством за рулем, и уж тем более - на длительные сроки. Несмотря на это в Канаде ужесточили наказание для водителей, находящихся в состоянии опьянения, если по их вине погиб человек. Теперь им грозит пожизненное заключение, а не 14 лет тюрьмы, как это было ранее. Вторая поправка предусматривает предоставление права полиции брать на анализ кровь водителя, виновного в аварии, даже в случае, если он находится в бессознательном состоянии [6].
Мерой, снижающей рецидивизм, является изъятие знака государственной регистрации транспортного средства или использование специального номерного знака, например, окрашенного в другой цвет. Это в определенной степени служит сдерживающим фактором для водителей, допускающих управление в состоянии опьянения, а также помогает полиции определить лиц, склонных к данному нарушению. Кроме того, названная мера может использоваться как альтернатива изъятию транспортного средства, когда водитель не является единственным собственником.
Конфискация транспортного средства также имеет место среди профилактики управления транспортными средствами в состоянии опьянения. Примером может служить опыт Республики Беларусь, где ст. 317-1 Уголовного кодекса предусмотрена конфискация, за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя), помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц.
Использование такой меры как иммобилизация транспортного средства видится неоднозначной. Противоречивость заключается в отсутствии системы контроля за механическими блокираторами, установленными на колесо или руль автомобиля. Однако, как дополнительный вид санкции, вполне имеет право на существование.
Одной из наиболее эффективной мер именно прямой профилактики управления транспортным средством в состоянии опьянения считается установка алкозамка [10]. Алкозамок представляет собой прибор блокировки зажигания, который разрывает электрическую цепь стартера, пока потенциальный водитель не пройдет тест на алкоголь, то есть, не произведет выдох без паров алко-
голя в мундштук прибора. Массовая установка на транспортные средства таких механизмов в большей степени отвечает множеству критериев: они отличаются надежностью, точностью измерений, высокой степенью защиты от обхода, являются экономически доступными. Современные алкозамки просты в своей работе, для начала которой им требуется всего несколько минут с момента включения. Действующие уровни защиты позволяют предотвращать неконтролируемый запуск двигателя, «обмануть» которые достаточно проблематично. Кроме того, данные приборы снабжены устройством, записывающим результаты тестирований, а также требуют ежемесячного обслуживания, в ходе которого осуществляется его проверка и регулировка, что дополнительно исключает возможность его «обмана» или неверной работы.
Стоит отметить, что профилактический эффект, к сожалению, длится до тех пор, пока такой прибор установлен в транспортном средстве.
Безусловно, установка алкозамков на всех транспортных средствах во многом способствовала бы существенному снижению уровня рассматриваемого вида преступности. Но, помимо всех названных плюсов, данная система несовершенна, и в случае ее принудительного ввода могут возникнуть различного рода проблемы: возможность технического вмешательства в его работу, отсутствие налаженной программы контроля приборов, нормативной базы и ряд иных. Кроме того, многие алкозамки работают в основном при плюсовой температуре воздуха, что для применения в России создает дополнительные трудности.
Тем не менее, в Швеции фирма Scania производит автобусы и грузовые транспортные средства, предоставляя возможность установки алкозамков любого типа без внесения изменений в электропроводку. Также установкой алкогольных блокираторов занимается компания Volvo.
В некоторых штатах США алкозамки устанавливаются по решению суда на транспорт лица, задержанного впервые за управление в состоянии опьянения, а в некоторых штатах -за повторное нарушение. Результатом применения алкозамков в Соединенных Штатах является уменьшение числа гибели людей по причине пьянства за рулем примерно на 20 %.
Использование мирового опыта в борьбе с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения послужит прочным
фундаментом для построения эффективной системы профилактики. Возможно, не все положения, разработанные другими странами, подлежат внедрению, в зависимости от их цены, особенностей использования или
Литература
1. Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» // URL: http://www. pravo.gov.ru // Собрание законодательства РФ. 05.01.2015. № 1 (часть I). Ст. 81 // Российская газета. № 1. 12.01.2015.
2. Данные ГИАЦ МВД России.
3. URL: http://stat.gibdd.ru.
4. Шкеля О. В., Лемента П. В. Вождение в состоянии алкогольного опьянения на примере законодательства Российской Федерации и законодательства зарубежных стран // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Актуальные проблемы административной деятельности полиции. Краснодарский университет МВД России. 2015.
5. URL: https://apps.who.int.
6. URL: http://www.who.int/entity/roadsafety/ decade_of_action/plan/plan_russian.pdf.
7. Дорохов И. А., Бадзюк И. Л. Проблемы проведения специальных мероприятий, проводимых ГИБДД и пути их решения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. Актуальные вопросы транспортной безопасности. Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.
8. Куликов В. Не пей, не бойся, не сиди. МВД предлагает масштабную программу профилактики преступности // Российская газета. 15.08.2011. № 5554.
9. Авдеева О. А. Наказание как мера противодействия преступности: ретроспективный анализ законодательной регламентации в национальном праве. // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 1.
10. Горшенин А. А. Анализ устройств для контроля состояния водителя. // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т. 6. № 10 (113).
правовой основы, однако зарубежный опыт подскажет направления развития отечественных методов борьбы и предупреждения данного вида преступлений.
Bibliography
1. Federal Law of 31.12.2014 № 528-FL «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Enhance of Responsibility for Offenses in the Field of Road Safety» // URL: http:// www.pravo.gov.ru // Sobranie zakonodatel'stva RF. 01.05.2015. № 1 (part I). Art. 81 // Rossiyskaya Gazeta. № 1. 01.12.2015.
2. Data from the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
3. URL: http://stat.gibdd.ru.
4. Shkelya O. V., Lementa P. V. Driving while intoxicated by the example of the legislation of the Russian Federation and the legislation of foreign countries // Materials of the all-Russian scientific-practical conference. Actual problems of administrative police activities. Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Krasnodar. 2015.
5. URL: https://apps.who.int.
6. URL: http://www.who.int/entity/roadsafety/ decade_of_action/plan/plan_russian.pdf.
7. Dorokhov I. A., Badzyuk I. L. Problems of conducting special events held by the traffic police and ways to solve them // Materials of the all-Russian scientific-practical conference. 2018. Actual issues of transport security. East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
8. Kulikov V. Do not drink, do not be afraid, do not sit. The Ministry of Internal Affairs offers a large-scale crime prevention program // Rossijskaya gazeta. 08.15.2011. № 5554.
9. Avdeeva O. A. Punishment as a measure to counter crime: a retrospective analysis of legislative regulation in national law // Criminological journal of the Baikal State University of Economics and Law. 2013. № 1.
10. Gorshenin A. A. Analysis of the device to monitor the status of the driver // Izvestia of the Volgograd State Technical University. 2013. Vol. 6. № 10 (113).