уволен после второго выговора, также «по несоответствию занимаемой должности», и, наконец, 1 получил 1 взыскание — выговор за недостаточный инструктаж рабочих, повлекший за собой смертный случай. Итого на 32 предприятиях, ответивших на наше обращение, заведующие техникой безопасности привлекались к ответственности 17 раз, а именно: 5 отдано под суд, 10 выговоров и 2 увольнения. В среднем это составляет по 0,53 привлечения на 1 предприятие. Средний показатель в Ленинграде 0,1 привлечений на 1 предприятие (1932 г.). Мы останавливаемся так подробно на этом вопросе по той причине, что в несколько излишнем административно-судебном рвении мы усматриваем одну из причин чрезмерной текучести заведующих и той неохоты работать в области охраны труда, которая наблюдается среди квалифицированных инженеров и техников. Не в усилении репрессий должен быть центр тяжести воздействия, а в целесообразном подборе людей и в обеспечении для них надлежащих условий работы.
Заключительным пунктом нашего письма мы поставили просьбу к заведующим самим высказать те или иные пожелания, какие они считают необходимыми в первую очередь для улучшения дела. Из 32 ответивших высказали свои пожелания 14, т. е. около половины. Почти все пожелания концентрируются вокруг двух моментов: повышения своей квалификации и специальной подготовки и потребности опереться на какую-то авторитетную научную организацию для обмена опытом и консультирования в затруднительных случаях. Это указывает на исключительную актуальность повышения квалификации работников охраны труда. Исходя из этих соображений и применительно к нуждам края, институт разработал программу и организацию трехмесячных курсов по повышению квалификации для заведующих техникой безопасности и промышленной санитарии без отрыва от производства с программой, рассчитанной на 60 лекционных часов по выходным дням в течение одного квартала. Кроме организации курсов, намечены и уже проводятся регулярные конференции заведующих техникой безопасности и промсанитарией с научными сотрудниками нашего института в порядке взаимного обмена опытом.-
Исторический лозунг товарища Сталина, призвавший нас к всесторонней заботе о самом ценном капитале в мире — о людях, о кадрах, усиливает ответственность всех работников советской промышленности за гигиенические условия труда и санитарно-техническое благоустройство фабрично-заводских территорий.
/ N
Проф. А. П. МУХИН и гд.р Л. И. ФИШЕР (Смоленск).
Профилактика гриппа в школе путем обработки помещений раствором хлорной извести
Из кафедры школьной гигиены Смоленского мединститута
Среди острых инфекций, встречающихся в школе, весьма большую роль играет грипп. Так, например, Е. X. Ганюшина \ приводя данные о заболеваемости по трем школам одного из районов Москвы с 1.1 по 1 VI. 1933, указывает, что из 782 заболеваний 373 падали на грипп.
Учет заболеваемости гриппом в базовой 13-й школе во время эпидемии гриппа в Смоленске весной 1934 г. показал, что за декаду мар-
1 Е. X. Ганюшина. О заболеваемости и пропусках школьников по данным сигнализационного учета, «Вопросы профилактики острых детских инфекций», Медгиз, 1935 г.
та среди учащихся было 210 случаев заболеваний (около 25% учащихся школы) и лишь после разобщения учащихся путем перенесения каникул на более ранний срок заболевания быстро .пошли на убыль Ч
При сравнительно небольшом числе дней,_ пропускаемых при гриппе отдельными учащимися, суммирование пропусков по гриппу дает довольно значительные цифры, выдвигающие грипп на первое место среди прочих заболеваний. Протекая в разнообразных формах и вызывая нередко серьезные осложнения, грипп отражается также на работоспособности детей. Все это требует внимания к профилактике гриппа в школе.
Большое значение в борьбе с гриппом придается за последнее время малым дозам хлора. Бактерицидные свойства хлора были доказаны Клюстером в 1915 г. и подтверждены Набоковым и Чиликиным в 1926 г. Малыми дозами з?лора при лечении гриппа с успехом пользовались и в Америке в эпидемию 1918 г. Ряд авторов констатирует, что лица, занятые на производствах, связанных с выделением хлора, болеют гриппом реже других категорий рабочих. Такого рода наблюдения были сделаны в Америке, Англии, а также русскими исследователями (Комендантов, Юрченко, Фельдштейн, Трабский). Положительную оценку как терапевтического, так и профилактического действия малых доз хлора дают Самойлов, Цятович, Луков, Карпов, Великс>росова, Боева и др. К таким же результатам приводит лабораторная проработка этого вопроса в Ленинградском институте по болезням уха, горла, носа и речи.
Для проверки профилактического действия малых доз хлора нами в 1934/35 учебном году в указанной школе был поставлен опыт обработки классных комнат по методу, предложенному Е. JI. Окуневским. Сущность этого метода, подробно изложенного в соответствующей инструкции 2, заключается в мытье полов помещений раствором хлорной извести, вследствие чего в воздухе создается определенная концентрация хлора, дающая профилактический эффект.
Для мытья классных комнат применялся 0,2®/» раствор хлорной извести, приготовляемой из основного КУ/о раствора, путем разведения его в 50 раз. Для этого в ведро (10 л) воды вливалось 200 см3 10% основного раствора. Раствор этот готовился путем настаивания в течение суток хлорной извести в десятикратном количестве воды с последующей фильтрацией через вату. Разведенный (0,2'Vo) раствор применялся по расчету 0,5 ведра на каждые 15 м2 площади пола.
Помещения обрабатывались хлорной водой один раз в шестидневку, причем с вечера обработке предшествовала тщательная уборка помещений. Утром1 за полчаса до прихода учащихся и в перерыве за полчаса до прихода второй смены пол и мебель протирались раствором хлорной воды.
Классы в этот день от начала обработки до второй перемены не вентилировались.
Количественное определение хлора в воздухе классов производилось путем иодометрии, при этом мы пользовались таблицей М. К. Долматова для определения минимальных концентраций хлора. Иодом етрия показала, что концентрация хлора по весу на 1 л воздуха в граммах составляла 0,015—0,02, что соответствует концентрации хлора по объему от 1 : 150 000 до 1 : 200 000.
Хлорирование было начато в школе с ноябр* 1934 г. Для обработки раствором хлорной извести были выделены 4 классных комнаты, из них 2 были ориентированы на север и 2 — на юг. Для сравнения были взяты другие 4 класса, расположение и размеры которых соответствовали опытным классам. В опытных классах обучалось 322 учащихся, во взятых для сравнения — 324 (в обеих сменах). Состав учащихся сравниваемых классов по возрасту, бытовым условиям, состоя-
1 Л. И. Фишер, Опыт проведения сигнализационного учета заболеваемости и причин пропусков занятий в школе. Журн. На культурном посту, № 11, 1934 г.
2 Грипп. Материалы для врачей в 1934 г.
нию здоровья был приблизительно однороден. Заболеваний, наличие которых считается противопоказанием для хлорирования (бронхиальная астма, туберкулез легких в активной форме), среди детей этих классов не было.
Заболеваемость в обследуемых классах учитывалась по принципу сигнализационного учета, введенного в школе еще с начала 1934 г.
Таблица 1
Случаи гриппа за весь 1934/35 учебный год и процентное отношение к общему числу учащихся в обследованных классах
Месяцы Число случаев Число случаев
_ гриппа в хлори- Процент гриппа в нехлори- Процент
рованных классах рованных классах
Сентябрь .... 9 2,8 8 2,3
Октябрь..... 5 1.6 7 2,1
Ноябрь . . . • . 8 2,5 29 8,9
Декабрь ..... 4 1,2 20 6,1
Январь..... 3 0,9 11 3,4
Февраль..... 3 0,9 8 2,3
Март...... 2 0,6 8 2,3
Апрель..... 1 0,3 10 3,1
Май....... 2 0,6
Из табл. 1 видно, что до введения хлорирования (сентябрь, октябрь) количество заболеваний гриппом в опытных и взятых для сравнения классах являлось почти одинаковым. В ноябре, декабре в нехлорируемых классах отмечается повышение заболеваемости, в хлорируемых — она продолжает оставаться на сравнительно низксзм уровне, причем до конца года цифры заболеваемости в этих классах меньше, чем в нехлорируемых. При подсчете случаев гриппа с ноября по май оказалось, что в хлорируемых классах их было 21 (6,5%), а в нехлорируемых — 88 (27,2%). Последняя цифра приближается к указываемому Ганюшиной проценту заболеваемости гриппом в московских школах (28,99%), процентное отношение заболеваемости в хлорируемых классах значительно от него отстает.
Из всех 109 случаев гриппа, наблюдавшихся с ноября по май . в выделенных нами классах, на хлорируемые падает 19,2% и на не-хлорируемые — 80,8%. Таким образом, в хлорированных классах заболеваемость гриппом оказалась в 4 раза меньшей, чем в нехлориро-ванных.
Между заболеваемостью учащихся в классах с ориентацией на север и на юг разницы не получилось, что может быть связано с незначительным количеством солнечных дней в условиях Смоленска.
Из данных табл. 2 видно, что из 533 дней, пропущенных по гриппу с ноября по- май, на опытные классы падает 17,5%, а на взятые для сравнения—82,5%. Таким образом, потеря учебных дней по гриппу велика в нехлорированных классах и значительно меньше в хлорированных. Количество пропущенных дней, падающих на одного учащегося за весь период хлорирования, несколько меньше в опытных классах.
Вопрос о течении заболеваний не мог быть нами подробно изучен, так как учащиеся вне школы не наблюдались, осложнения гриппа были отмечены только у двух учащихся из нехлорированных классов. Повторные заболевания в течение года наблюдались у 1 учащегося в хлорируемых классах и у 8^-в нехлорируемых.
5 Гигиена и санитария, № 12
I
65
Таблица 2
Пропуски занятий в связи с гриппом
Месяцы
Количество дней, пропущен-
ных в месяц
хлорированные нехлорирован-классы ные классы
Количество дней на 1 учащегося
хлорированные классы
Сентябрь Октябрь . Ноябрь . Декабрь Январь Февраль Март . Апрель Май . .
Всего
53 19 35 17 16 12 8 5
165 (93)1
34
35 150
88
62 с8
39 52 11
509 (440)
5,9 3,8 4,4
4,2
5,3' 4,0 4,0 5,0
4,4
В течение всего периода хлорирования учащиеся находились под постоянным врачебным контролем, в частности, в одном из хлорируемых классов, систематически проводилось термометрирование детей. Последнее было предпринято для проверки отмечаемого в литературе (Арутюнов) повышения температуры у здоровых после хлорирования, указывающего на повышение обмена.
Однако отмеченная у некоторых детей субфебрильная температура, по нашим наблюдениям, не имела связи с хлорированием.
Проведенное нами опытное хлорирование путем обработки классных комнат раствором хлорной извести свидетельствует о положительном влиянии этого метода на заболеваемость гриппом.
Однако небольшой масштаб опыта не позволяет сделать по этому поводу окончательных выводов. Необходима дальнейшая проверка эффективности этого способа на большем материале в ряде школ, находящихся в различных санитарно-гигиенических условиях в течение продолжительных сроков, а также при эпидемических вспышках гриппа. Кроме обработки помещений хлорной известью, при борьбе с гриппом необходимо помнить о прочих гигиенических мероприятиях: рациональной вентиляции, должном температурно-влажностном режиме помещений школы, их уборке, выполнении учащимися правил личной гигиены, максимальном пользовании свежим воздухом, о физкультурной работе в школе и применении методов закаливания.
Д-р Ю. И. ПИНУС (Сталинграду
Роль советской общественности в осуществлении задач школьно-санитарной инспекции
Многочисленность объектов, находящихся под наблюдением школьно-санитарного инспектора (школы, детдома, детсады), их территориальная разбросанность, отсутствие помощников, недостаточ-
1 В скобках указано количество дней, пропущенных за время хлорирования.