Научная статья на тему 'Профилактика гиповитаминозов у школьников'

Профилактика гиповитаминозов у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
940
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТАМИНЫ / МИНЕРАЛЫ / ДЕФИЦИТ / ПУТИ КОРРЕКЦИИ / ДЕТИ / VITAMINS / MINERALS / DEFICIENCY / CORRECTION WAYS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Громова О. А.

В данной статье, посвященной проблемам гиповитаминозов среди детского населения, автор акцентирует внимание на причинах возникновения недостаточности витаминов. Подробно описаны и последствия, к которым приводит дефицит витаминов и минералов в организме. Учитывая взаимодействие отдельных витаминов и минералов между собой, автор демонстрирует лучшую эффективность комплексных препаратов. Кроме того, в статье подчеркивается необходимость профилактического назначения данных средств, обеспечивающих нормальный уровень минералов и витаминов, а, соответственно, и оптимальное функционирование всех органов и систем детского организма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of hypovitaminosis in school children

The author focuses on the causes of vitamin deficiency in this article dedicated to the issues of hypovitaminosis in the children population. It also describes the consequences of a vitamin and mineral deficiency in the body. Given the interaction of individual vitamins and minerals, the author demonstrates the best efficacy of complex medications. In addition, the article stresses the need for a preventive administration of these medications ensuring the normal level of minerals and vitamins, and, hence, an optimal functioning of a child's body organs and systems.

Текст научной работы на тему «Профилактика гиповитаминозов у школьников»

Лекция

О.А. Громова

Ивановская государственная медицинская академия

Профилактика гиповитаминозов у школьников

Контактная информация:

Громова Ольга Алексеевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии Ивановской государственной медицинской академии, научный консультант Российского сотрудничающего центра Института микроэлементов ЮНЕСКО Адрес: 109652, Москва, Большой Тишинский пер., д. 26, стр. 15/16, тел.: (495) 346-32-75 Статья поступила: 11.04.2009 г., принята к печати: 21.09.2009 г.

В данной статье, посвященной проблемам гиповитаминозов среди детского населения, автор акцентирует внимание на причинах возникновения недостаточности витаминов. Подробно описаны и последствия, к которым приводит дефицит витаминов и минералов в организме. Учитывая взаимодействие отдельных витаминов и минералов между собой, автор демонстрирует лучшую эффективность комплексных препаратов. Кроме того, в статье подчеркивается необходимость профилактического назначения данных средств, обеспечивающих нормальный уровень минералов и витаминов, а, соответственно, и оптимальное функционирование всех органов и систем детского организма.

Ключевые слова: витамины, минералы, дефицит, пути коррекции, дети.

Как показали многочисленные исследования, проведенные в России и за рубежом, большинство причин, способствующих недостаточной витаминизации детей-школьников, по-прежнему актуальны. Особенности питания детей в современных условиях не позволяют полностью удовлетворить их потребности во всех основных витаминах только за счет пищевого раци-

она. В связи с этим, необходимо дополнительное снабжение детей витаминами. Важные проблемы витаминологии отмечает в своей статье доктор биологических наук, профессор В. Б. Спиричев: «.. .необходимо подчеркнуть, что витамины — это не лекарства, а незаменимые пищевые вещества, т. е. такие компоненты пищи, которые абсолютно необходимы орга-

O.A. Gromova

Ivanovo State Medical Academy

Prevention of hypovitaminosis in school children

The author focuses on the causes of vitamin deficiency in this article dedicated to the issues of hypovitaminosis in the children population. It also describes the consequences of a vitamin and mineral deficiency in the body. Given the interaction of individual vitamins and minerals, the author demonstrates the best efficacy of complex medications. In addition, the article stresses the need for a preventive administration of these medications ensuring the normal level of minerals and vitamins, and, hence, an optimal functioning of a child’s body organs and systems.

Key words: vitamins, minerals, deficiency, correction ways, children.

низму для поддержания жизненных функций, но которые сам организм не синтезирует или синтезирует в недостаточных количествах и потому должен получать в готовом виде: с пищей или (если в обычной пище их не хватает) в виде специальных добавок, в том числе препаратов. Как известно, специфическая функция большинства витаминов состоит в том, что в виде образующихся из них в организме коферментов или просте-тических групп они входят в состав активных центров белков-ферментов. Таким образом, витамины принимают участие в механизмах ферментативного катализа многообразных реакций обмена веществ, лежащих в основе всех процессов жизнедеятельности и функций организма» [1]. Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности в настоящее время является субнормальная обеспеченность витаминами, которая имеет место среди практически здоровых детей различного возраста.

Витаминная недостаточность возникает по множеству причин:

• алиментарная недостаточность: низкое содержание витаминов в суточных рационах питания детей школьного возраста и ограниченное потребление продуктов-витаминоносителей. Потери и/или разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки. Наличие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме. Нарушение баланса химического состава рационов и оптимальных соотношений между витаминами и другими нутриентами, а также между отдельными витаминами. Пищевые извращения (особенно у девочек-подростков), религиозные запреты, налагаемые на потребление ряда продуктов у некоторых народностей;

• угнетение роста нормальной кишечной микрофлоры, продуцирующей ряд витаминов;

• нарушение ассимиляции и метаболизма витаминов;

• повышенная потребность в витаминах [2]. Результаты исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о все более нарастающем дефиците витаминов А, В, С, Е, а также железа, цинка, йода у значительной части населения Российской Федерации. Так, дефицит витаминов группы В выявляется у 30-40%, р-каротина — более, чем у 40%, витамина С — у 70-90% обследуемых [3], и зачастую носит характер сочетанной витаминной недостаточности, обнаруживается при этом не только зимой и весной, но и в летне-осенние периоды, что свидетельствует о формировании у большинства населения России крайне неблагоприятного круглогодичного типа полигиповитаминоза [4].

Дефицит витаминов и минералов является одной из важнейших причин ухудшения состояния здоровья детей. В соответствии с современными представлениями, витамины и минералы необходимы для всех аспектов жизнедеятельности детского организма. В частности, витамины необходимы для роста, поддержания нормального кроветворения, обменно-

энергетических процессов и половой функции; обеспечения деятельности нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и иммунной систем [5]. Завершено несколько крупных исследований (а целый ряд продолжает проводиться), соответствующих стандартам доказательной медицины, убедительно показывающих важность гармоничного поступления витаминов и минералов. Так, ожирение у детей раннего возраста достоверно ассоциировано с недостаточным поступлением (усвоением) цинка и витамина А.

Витамины являются незаменимым элементом, обуславливающим естественную резистентность организма ребенка к воздействию неблагоприятных факторов. Эффективность вакцинации против гриппа и вакцинации вообще существенно зависит от обеспеченности витаминами и некоторыми микроэлементами. Наиболее устойчивый противовирусный иммунитет при вакцинации к гриппу формируется у детей с нормальным витаминно-минеральным статусом. «Слабый» иммунный ответ и высокая частота осложнений чаще формируются на фоне дефицита витаминов А, Е, С, РР группы В, дефицита Zn, Se, Са, Mg. При добавлении к терапии рекомбинантного а-ИФН2Ь, необходимых суточных доз а-токоферола и витамина С отмечается иммунологический синергизм, который приводит к повышению противовирусной активности интерферона в 10-14 раз. Дефицит микронутриентов, как правило, отрицательно влияет не только на соматический и иммунный статусы школьника, но и на его психомоторное развитие. Известно, что дефицит витамина D сопровождается у детей стойкими изменениями скелета, витамина А — нарушениями зрения, риском развития респираторных инфекций, дефицит цинка — атопическим дерматитом, отставанием умственного и физического развития, йода — интеллектуально-соматической недостаточностью, явлениями гипотиреоза и т. д. [2]. Дефицит витаминов встречается во всех группах детского населения, причем, как это ни парадоксально, независимо от времени года и места проживания. Гиповитаминозы могут возникать первично или вторично. Первичная витаминная недостаточность носит алиментарный характер; она непосредственно связана с неполноценным питанием, длительным периодом несбалансированного питания, вегетарианством, неправильной кулинарной обработкой и нарушением правил хранения продуктов. Причинами вторичной витаминной недостаточности являются: нарушения всасывания витаминов при заболеваниях внутренних органов, преимущественно тонкой кишки, а также при эндокринопатиях; усвоения витаминов при генетических дефектах ферментных систем; транспорта витаминов (гипопротеинемия); метаболизма витаминов на фоне приема лекарств; повышенной экскреции витаминов и др. Повышенная потребность в витаминах отмечается в периоды интенсивного роста и полового созревания, при лихорадке, физическом и психическом напряжении, повышении или понижении температуры воздуха, асфиксии, при проведении химиотерапии [6, 7].

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2009/ ТОМ 6/ № 5

Лекция

Своевременное применение витаминно-минеральных комплексов обеспечивает 100%-й профилактический эффект. Однако в ряде случаев, в частности, при дефиците железа, йода, цинка, витаминов D и А, лечение до определенной степени корригирует нарушения, но к 4-7 годам у таких детей часто определяется симптомокомплекс «функциональной изоляции» в виде нерешительности, боязни чужих людей, сниженной психической активности, нежелания принимать участие в играх и т. д. [8].

Актуальной является проблема применения витаминов у детей с аллергией, которые часто находятся на элиминационной диете и недополучают микро-нутриенты. Витамины являются естественными метаболическими молекулами организма и на них в чистом виде в физиологических дозах соответствующих суточной потребности не должно быть патологических иммунологических реакций, в том числе и аллергических. Однако ряд витаминов и комплексных препаратов вызывает аллергические реакции. Их развитие непредсказуемо и не связано с фармакологическими особенностями самого витаминного комплекса. Можно предположить наличие каких-либо технологических недоработок. Тем не менее, известны и применяются три основных стандарта фармацевтического производства: GMP, ISO серии 9000 и 0HSAS18001:1999. Международный стандарт GMP (Good Manufactured Practice) учитывает параметры каждого производственного этапа — начиная от материала, из которого сделан пол в производственном цехе, количества микроорганизмов на кубометр воздуха, до одежды сотрудников и др. Стандарт ISO серии 9000 определяет требования к системам менеджмента организаций, к проведению аудитов и охраны окружающей среды и др. Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья отражены в стандарте 0HSAS18001:1999 [9].

Выявление витаминной недостаточности осуществляется различными способами. В случае авитаминозов и глубоких гиповитаминозов диагностика основана, в первую очередь, на обнаружении у детей специфических клинических симптомов, характерных для дефицита данного витамина. Лабораторные методы носят при этом вспомогательный характер. В подобных случаях показана этиологическая и симптоматическая терапия. В случае относительно нетяжелых форм гиповитаминозов и при состояниях субнормальной обеспеченности витаминами основное место в диагностике принадлежит лабораторным методам, направленным на оценку степени обеспеченности организма витаминами и эффективности их использования для реализации физиологических функций и метаболических процессов, в которых участвуют данные витамины. Можно проводить оценку поступления витаминов с пищей с помощью общепринятых гигиенических методов изучения фактического питания с использованием справочных таблиц химического состава пищевых продуктов и/или прямых химико-аналитических методов определения содержания витаминов в рационе или в отдельных продуктах [10].

Профилактику витаминами школьникам целесообразно начинать при появлении так называемых «субкли-нических» симптомов или, другими словами, микросимптомов. Вполне возможно и весьма желательно проведение профилактики школьникам, когда витами-нодефицит лишь предполагается.

В настоящее время фармакологическим рынком предлагаются витамины в виде лекарственных препаратов — витаминно-минеральных комплексов и в виде биологически активных добавок (за исключением витаминизированного детского питания). Препаратами выбора для детей могут быть апробированные витаминно-минеральные комплексы, специально разработанные, имеющие большой срок применения в педиатрии. Например, компания КРКА выпускает следующие витаминные комплексы: Пиковит сироп, рекомендуемый к применению у детей первого года жизни; Пиковит Комплекс жевательные таблетки — с 3-летнего возраста; Пиковит таблетки, Пиковит D таблетки, Пиковит Плюс жевательные таблетки — с 5 лет; Пиковит Форте — таблетки с 7 лет. Пиковит Форте предназначен для детей школьного возраста. Рекомендуется при переутомлении и плохой концентрации внимания, повышенных физических нагрузках (занятия спортом), нерегулярном и однообразном рационе питания, отсутствии аппетита. Для восполнения суточной потребности в витаминах ребенку достаточно принять одну пастилку Пиковита Форте в день. Все витаминно-минеральные препараты компании КРКА производятся на швейцарских субстанциях. Примечательно то, что препарат в форме сиропа не содержит железа и меди, поскольку в жидкой форме несовместимы медь, железо и витамины А и Е (фармацевтическое взаимодействие). В целом, все компоненты в Пиковите не превышают суточную потребность в микронутриентах в детском возрасте. Сам по себе данный препарат не заменяет питание, а дополняет его, оптимизируя поступление витаминов А, D3, С, витаминов группы В. Входящий в состав холекальциферол — витамин D3 — имеет преимущества перед витаминно-минеральными комплексами, включающими эргокальциферол — витамин D2. При недостаточной солнечной инсоляции в осенне-зимний период дотация витамина D2 менее эффективна, т. к. требует солнечного света для активации и трансформации в D3. Именно витамин D3, синтезируемый в коже под действием солнечной энергии или поступающий в готовом виде в составе комплекса Пиковит, обеспечивает важную роль в поддержании баланса витаминов. Положительным качеством данного препарата является и то, что в комплексе использованы безопасные дозы витамина А, что исключает передозировку и избыточную кумуляцию жирорастворимого витамина. Витамины компании КРКА выпускаются на заводе по производству твердых фармацевтических форм «Нотол», расположенном в Словении, в городе Ново Место. Общая площадь завода «Нотол» составляет более 30 тыс. м2. Производственная мощность в год — 3,5 млрд таблеток. Объем инвестиций, вложенных в производство — свыше 150 млн евро.

*

Выберите Пиковит, который подходит именно Вашему ребенку:

Пиковит сироп создан специально для малышей -детей от 1 года. Он содержит 9 основных витаминов, участвующих в регуляции важнейших биохимических процессов в организме.

Пиковит и Пиковит Д таблетки, покрытые оболочкой, показаны детям с 4 лет. Они содержат 10 основных витаминов, а также кальций и фосфор - основные минеральные компоненты костной ткани и зубов.

Пиковит плюс - жевательные таблетки со вкусом банана, предназначены для детей от 5 лет. Содержит 12 витаминов и 4 минерала: кальций, цинк, железо и йод.

Товар сертифицирован. На правах рекламы.

Перед употреблением прочитайте инструкцию.

Пиковит таблетки, покрытые оболочкой - лекарственный препарат -рег.уд. № П № 013559/01 от 05.09.07

Пиковит сироп - лекарственный препарат - рег.уд. № П № 013559/02 от 31.08.07

Пиковит Д - лекарственный препарат - per. уд № П № 013771/01 от 07.12.2007

Пиковит форте - лекарственный препарат per. уд. № П № 013746/01 от 26.11.2007

Пиковит плюс «БАД - Отпускается в аптеках без рецепта врача.

Свидетельство о государственной регистрации № 77.99.25.3.У.10955.12.08 от 19.12.2008 г.»

Пиковит форте таблетки, покрытые оболочкой, обеспечивают суточную потребность в витаминах школьников, испытывающих повышенные физические и эмоциональные нагрузки и предназначены для детей 7 лет и старше.

Пиковит даст Вашим детям все необходимое для здоровья и успехов в школе, в спорте, в творчестве: иммунитет, концентрацию внимания, повышение умственных способностей, улучшение памяти, веселые улыбки, крепкие кости, здоровые зубы, хорошее настроение! Неудивительно, что маленькие победы Вашего ребенка вскоре станут большими. Удивительно, как много может сделать для него Пиковит.

www.krka.ru

Наши инновации и опыт -залог эффективных и безопасных препаратов высочайшего качества.

Представительство в РФ: 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, стр. 41, эт. 5. Тел.: (495) 739 66 00. Факс: (495) 739 66 01. E-mail: info@krka.ru

Лекция

Пиковит соответствует всем международным стандартам качества фармацевтической продукции и рекомендован к применению ведущими специалистами Союза педиатров России; это линия эффективных и безопасных препаратов для детей с первого года жизни [9].

По данным многочисленных исследований, превышение рекомендованных доз витаминов при их длительном приеме не представляет особой опасности. Так, при приеме биологически активных добавок с витаминами официально разрешено трехкратное превышение их содержания, а для витаминов С и Е — десятикратное. Витаминно-минеральные комплексы обычно содержат микронутриенты в количестве, соответствующем физиологической потребности. Отечественные препараты ориентированы на нормативы Минздрава, зарубежные — на общеевропейские или американские стандарты. Следует отметить, что общеевропейские стандарты незначительно превышают отечественные концентрации, тогда как американские стандарты превышают их более существенно [11].

Необходимо иметь в виду, что большинство реализуемых аптекой поливитаминных препаратов по составу и качеству компонентов одинаково, а разброс в ценах объясняется различием в затратах на производство, упаковку, рекламу и пр. Более выраженной эффективностью, меньшей вероятностью развития нежелательных реакций отличаются самые современные комплексные

препараты, при создании которых производители учитывали принцип взаимодействия компонентов [12]. Это означает, что при производстве препаратов обязательно принимается во внимание технологическая несовместимость, биохимическое и фармакологическое взаимодействие витаминов. Технологическая несовместимость проявляется в том, что некоторые ингредиенты обладают различной кислотностью или щелочностью и при совместном присутствии могут вступать во взаимодействие, окисляться, выпадать в осадок и т. д. Биохимическая несовместимость может проявиться тем, что один компонент стимулирует определенную функцию, другой угнетает ее. Фармакологическое взаимодействие характеризуется либо антагонизмом, либо синергизмом эффектов используемых компонентов при совместном их применении. Особенно много антагонистических взаимодействий выявлено в отношении минералов, что объясняется наличием для некоторых из них общих транспортных механизмов, что, предположительно, ведет к конкуренции за усвоение. Характерны известные особенности детских готовых лекарственных форм, т. е. детям до двух лет рекомендуются поливитаминные препараты без минералов, так как последние, особенно микроэлементы, могут приводить к избыточной активизации ферментов. Как правило, эти проблемы учитываются в современных технологиях производства многокомпонентных витаминных комплексов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Спиричев В. Б. Теоретические и практические аспекты современной витаминологии // Украинский биохимический журнал. — 2004. — Т. 76, № 4. — С. 32-53.

2. Конь И. Я., Тоболева М. А., Димитриева С. А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. — 2002. — № 1. — С. 62-66.

3. Спиричев В. Б. О витаминной обеспеченности населения СССР и о мерах по ее улучшению. — М.: Здоровье и болезнь. — 1990. — С. 198-199.

4. Коровина Н. А., Захарова И. Н., Заплатников А. Л., Обыноч-ная Е. Г. Витамины и микроэлементы в практике врача-педиатра // РМЖ. — 2004. — Т. 12, № 1. — С. 48-55.

5. Ong S. T., Ho J. Z., Ho B., Ding J. L. Iron-withholding strategy in innate immunity // Immunobiology. — 2006. — V. 211 (4). — Р. 295-314.

6. Баранов А. А., Шиляев Р. Р. и др. Избранные лекции по педиатрии. — М.: Династия, 2005. — 635 с.

7. Супрун Э. В., Штрыголь С. Ю., Пиминов А. Ф. Проблемы витаминной сбалансированности // Провизор. — 2008. — № 10.

8. Григорьев К. И. «Контролируемые» болезни у детей раннего возраста // Медицинская помощь. — 2003. — № 2. — С. 9-14.

9. Талашова С. В. Алгоритм выбора витаминно-минерального комплекса в педиатрии // РМЖ. — 2009. — Т. 17, № 4.

10. Конь И. Я., Шилина Н. М. Витаминная недостаточность у детей // Лечащий врач. — 2005. — № 7. — С. 64-70.

11. Коденцова В. М., Вржесинская О. А. Витаминно-минеральные комплексы: соотношение доза-эффект // Вопросы питания. — 2006. — № 1. — С. 30-39.

12. Скальный А. В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. — М.: ОНИКС XXI век. — Мир, 2004. — 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.