Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буллинг / агрессия / подростки / профилактика / bullying / aggression / adolescents / prevention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлюк М.А.

В рамках данной статьи представлены результаты исследования эффективности реализации программы профилактики буллинга среди подростков, обучающихся общеобразовательных учреждений. Для выявления эффективности были исследованы контрольная и экспериментальная выборки, где экспериментальная группа являлась участников программы профилактики буллинга, а контрольная группа не принимала участия в реализации программы. До и после реализации программы была проведена психологическая диагностика обеих групп, что позволило нам провести сравнительный анализ результатов психологической диагностики в каждой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF BULLING IN A GENERAL EDUCATION INSTITUTION

Within the framework of this article, the results of a study of the effectiveness of the implementation of the bullying prevention program among adolescents studying in general education institutions are presented. To identify the effectiveness, control and experimental samples were studied, where the experimental group was a participant in the bullying prevention program, and the control group did not participate in the implementation of the program. Before and after the implementation of the program, psychological diagnostics of both groups was carried out, which allowed us to conduct a comparative analysis of the results of psychological diagnostics in each group.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Павлюк М. А. (Санкт-Петербург, ЛГУ им. А. С. Пушкина) Margarita_Kostrova@mail.ru

Аннотация. В рамках данной статьи представлены результаты исследования эффективности реализации программы профилактики буллинга среди подростков, обучающихся общеобразовательных учреждений. Для выявления эффективности были исследованы контрольная и экспериментальная выборки, где экспериментальная группа являлась участников программы профилактики буллинга, а контрольная группа не принимала участия в реализации программы. До и после реализации программы была проведена психологическая диагностика обеих групп, что позволило нам провести сравнительный анализ результатов психологической диагностики в каждой группе.

Ключевые слова: буллинг, агрессия, подростки, профилактика.

PREVENTION OF BULLING IN A GENERAL EDUCATION INSTITUTION Pavlyuk M. A. (St. Petersburg, Pushkin SU) Margarita_Kostrova@mail.ru

Annotation. Within the framework of this article, the results of a study of the effectiveness of the implementation of the bullying prevention program among adolescents studying in general education institutions are presented. To identify the effectiveness, control and experimental samples were studied, where the experimental group was a participant in the bullying prevention program, and the control group did not participate in the implementation of the program. Before and after the implementation of the program, psychological diagnostics of both groups was carried out, which allowed us to conduct a comparative analysis of the results of psychological diagnostics in each group.

Keywords: bullying, aggression, adolescents, prevention.

Актуальность проблемы буллинга в школьной среде не нова, но до недавнего времени в нашей стране к ней не относились серьёзно. С каждым годом этот вопрос всё больше обостряется и принимает новые формы (Вононцов, 2020, с. 166).

Исследование проводилось на базе двух общеобразовательных школ Выборку исследования составили учащиеся школы, всего в исследовании приняли участие 50 человек. Выборка была разделена на контрольную и экспериментальную. В состав контрольной группы вошли обучающиеся 7А класса в количестве 25 человек (10 мальчиков и 15 девочек), в состав экспериментальной группы вошли обучающиеся 7Б класса в количестве 25 человек (12 мальчиков и 13 девочек).

В рамках данного исследования были выделены следующие гипотезы:

1. Первичная профилактика буллинга в подростковой среде будет способствовать снижению риска возникновения буллинга;

2. Групповая работа по сплочению классного коллектива может выступать профилактикой буллинга в подростковой среде и снижению уровня агрессивности среди подростков.

Для проверки данных гипотез были использованы методы эмпирического исследования, базирующиеся на статистическом, качественном, сравнительном анализах, наблюдении, опросах. Была использована психодиагностическая программа:

1. Социометрия (Морено)

2. Опросник SMOB - опросный метод диагностики фактов и рисков

буллинга в школе, имеющий надежную репутацию профессиональной

методики и широкий опыт применения в зарубежной и отечественной

практике. Опросник измеряет прямую оценку буллинга.

3. Тест агрессивности (Опросник Л.Г.Почебут)

Была разработана, адаптирована и реализована программа профилактики и коррекции межличностных отношений подростков в ситуации буллинга.

В составленной нами программе профилактики межличностных отношений подростков в ситуации буллинга принимали участие учителя, родители и учащиеся. В зависимости от ситуации была составлена определенная последовательность действий, направленная на улучшение взаимоотношений в классе. Основные типы реагирования включают в себя: индивидуальные беседы с жертвами и обидчиками буллинга; тренинг, направленный на улучшение социально-психологического климата в классе; психологическое просвещение родителей и учителей по вопросам профилактики и предотвращения буллинга в классе.

Программа профилактики буллинга и коррекции межличностных отношений подростков в ситуации буллинга проводилась в 2020/2021 учебном году. Участниками программы стали подростки, обучающиеся 7А класса, которые вошли в состав экспериментальной группы исследования, а также их родители и педагоги. Целью программы является предотвращение буллинга и формирование положительного социально- психологического климата в классе.

По итогам нашего исследования в результате реализации программы профилактики буллинга среди подростков мы можем наблюдать положительные изменения.

1. Во взаимоотношениях подростков классном коллективе. В частности - отсутствие в классе отвергаемых учащихся после реализации программы. Среди обучающихся, вошедших в состав экспериментальной группы, до реализации программы 10% обучающихся имеют статус лидера, 15 % обладают статусом отвергаемого и 75% обучающихся придерживаются статуса предпочитаемых, а после реализации программы результаты несколько поменялись: результаты свидетельствуют, что среди обучающихся, вошедших в состав экспериментальной группы, после реализации программы 15% обучающихся имеют статус лидера, никто не обладают статусом отвергаемого и 85% обучающихся придерживаются статуса предпочитаемых. Сравнивая результаты лидерской структуры класса и уровня внутригруппового статуса обучающихся 7 классов при помощи метода социометрии экспериментальной и контрольной группы после реализации программы выявлены статистически значимые различия по шкале показателю лидерства (1эмп = 434 при 1крит = 466, р < 0,05), а также по показателю отверженности (1эмп = 449 при 1крит = 466, р < 0,05).

2. Наблюдается снижение показателя буллинга с 8% до 4 % в экспериментальной группе, также после реализации программы изменился и показатель риска возникновения буллинга и составляет 1,4 при среднем нормативном показателе 3,1, что дает возможность и обоснованность к выводу о пороге ситуации буллинга в экспериментальной группе ниже диагностической нормы.

Сравнивая результаты фактов и рисков возникновения буллинга в экспериментальной и контрольной группах после реализации программы

Были выявлены статистически значимые различия по показателю риска возникновения буллинга (1эмп = 455 при 1крит = 466, р < 0,05) и показателю собственнобуллинга (1эмп = 428 при 1крит = 466, р < 0,05).

2. Уровень агрессивности общий и по параметрам также снизился. И до, и после реализации программы наиболее выражена в экспериментальной группе вербальная агрессия, средний показатель по данной шкале до реализации программы равен 5,3 баллам, что соответствует высокой степени выраженности, а после реализации программы понизился до 3,4 и стал соответствовать среднему уровню выраженности. Минимально и до, и после реализации программы выражена физическая агрессия, показатель по шкале физической агрессии до реализации программы составляет 2,2 балла, что соответствует

низкой степени выраженности, а после реализации программы понизился и стал соответствовать также низкой степени выраженности. Показатели по таким шкалам, как предметная агрессия, эмоциональная агрессия и агрессия, направленная на себя (самоагрессия) и до, и после реализации программы выражены на среднем уровне, соответствующем возрастной норме. Общий уровень агрессии до реализации программы составлял 19,1 балла и соответствует средней выраженности агрессии, а после реализации программы стал составлять 12, 6 баллов, что также соответствует средней выраженности агрессии. Сравнивая результаты уровня агрессивности обеих групп обнаружены значимые отличия результатов контрольной и экспериментальной групп по шкале вербальной агрессии ^эмп = 393 при ^рит = 397, р < 0,01).

Таким образом, гипотеза исследования «Первичная профилактика буллинга в подростковой среде будет способствовать снижению риска возникновения буллинга» подтверждена.

Литература

1. Воронцов Д.Б. Особенности буллинга в школе [Электронный ресурс] // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. №2 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-bullinga-v-shkole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.