Научная статья на тему 'Профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде на примере всероссийского проекта "самбо в школу"'

Профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде на примере всероссийского проекта "самбо в школу" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / АСОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / МОЛОДЁЖЬ / САМБО В ШКОЛУ / PREVENTIVE MEASURES / ASOCIAL EVENTS / YOUTH / SAMBO AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович, Яцын Юрий Васильевич, Коноваленко Юрий Геннадьевич

Проблема и цель. Исследование посвящено вопросу профилактики асоциальных явлений, а также проблемам нравственного, духовного и физического воспитания молодёжи с использованием средств физической культуры и спорта на примере реализации всероссийского проекта «Самбо в школу». Методология. Исследование проводится на основе анализа научно-методической литературы. Результаты. В статье представлены пути профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде на примере реализации всероссийского проекта «Самбо в школу». Выводы. Всероссийский проект «Самбо в школу» ориентирован на возрождение культурных традиций, воспитание молодого поколения, обладающего духовно-нравственной системой ценностей, культурой здорового и безопасного образа жизни, способного ценить подвиги дедов и прадедов, при необходимости быть защитниками своего Отечества, а также достойными носителями русского языка и русской культуры. Реализация данного проекта является эффективным средством профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович, Яцын Юрий Васильевич, Коноваленко Юрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ASOCIAL PHENOMENA IN THE YOUTH ENVIRONMENT ON THE EXAMPLE OF THE ALL-RUSSIAN PROJECT “SAMBO TO SCHOOL”

Introduction. The study is devoted to the prevention of asocial phenomena of moral, spiritual and physical education of youth using the means of physical culture and sports during the implementation of the all-Russian project “Sambo to School”. Materials and methods. The study is based on the methods of analysis of scientific literature. Results. The article presents the ways of prevention of asocial phenomena in the youth environment on the example of the implementation of the All-Russian project “Sambo to School”. Conclusions. The All-Russian project “Sambo to school” is focused on the revival of cultural traditions, education of the young generation possessing spiritually-moral values, culture of the healthy and safe way of life, capable to appreciate feats of grandfathers and great-grandfathers, if necessary to be defenders of the Fatherland, be worthy native speakers of the Russian language and Russian culture. Realization of the given project is an effective means of preventive measures of asocial phenomena in the youth environment.

Текст научной работы на тему «Профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде на примере всероссийского проекта "самбо в школу"»

УДК 796.814 Б01 10.17238/188п1998-5320.2019.37.147

А. М. Кондаков, Ю. В. Яцын, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Ю. Г. Коноваленко,

Омская академия министерства внутренних дел Российской Федерации

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ НА ПРИМЕРЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОЕКТА «САМБО В ШКОЛУ»

Проблема и цель. Исследование посвящено вопросу профилактики асоциальных явлений, а также проблемам нравственного, духовного и физического воспитания молодёжи с использованием средств физической культуры и спорта на примере реализации всероссийского проекта «Самбо в школу».

Методология. Исследование проводится на основе анализа научно-методической литературы. Результаты. В статье представлены пути профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде на примере реализации всероссийского проекта «Самбо в школу».

Выводы. Всероссийский проект «Самбо в школу» ориентирован на возрождение культурных традиций, воспитание молодого поколения, обладающего духовно-нравственной системой ценностей, культурой здорового и безопасного образа жизни, способного ценить подвиги дедов и прадедов, при необходимости быть защитниками своего Отечества, а также достойными носителями русского языка и русской культуры. Реализация данного проекта является эффективным средством профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде. Ключевые слова: профилактика, асоциальные явления, молодёжь, самбо в школу.

Проблема и цель. Исследование посвящено вопросу профилактики асоциальных явлений, а также проблемам нравственного, духовного и физического воспитания молодёжи с использованием средств физической культуры и спорта на примере реализации всероссийского проекта «Самбо в школу».

Методология. Исследование проводится на основе анализа научно методической литературы.

Результаты исследования. Профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде сегодня остаётся одной из важнейших социальных задач современного общества. Это осознаёт сегодня большая часть населения: государственные служащие различных уровней и обычные, рядовые граждане. При этом наиболее остро проблема стоит в среде подростков и молодёжи. По данным статистики, молодёжная преступность составляет до 30 % от общего числа правонарушений. Усиливаются жестокость и общественная опасность преступлений несовершеннолетних. Около 80 % этих преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких. Специалисты, работающие с подростками, единодушно отмечают повышение уровня агрессивности их поведения, увеличение случаев так называемой немотивированной и нецеленаправленной агрессии. Отмеченные тенденции преступности несовершеннолетних, опережающие аналогичные показатели общей преступности, наглядно показывают, что подростки составляют наиболее криминально активную часть населения. Конечно, сегодняшнюю ситуацию нельзя сравнивать с проблемами нашей страны в 20-х или 40-х годах прошлого века, когда серьёзные изменения государственного строя либо нищета и разруха послевоенного времени порождали огромное количество беспризорников и массовую детскую и подростковую преступность. Однако если сегодня не уделять должного внимания проблемам воспитания современной молодёжи, завтра может быть уже поздно.

Для оценки состояния и характера правонарушений в молодёжной среде за последние три года нами проведён статистический анализ данных, предоставленных правоохранительными органами г. Омска и Омской области. Так, по данным прокуратуры Омской области, за 2016 г. возросло количество тяжких и особо тяжких преступлений против личности, а также корыстно-насильственных преступлений, совершённых подростками. Общее количество правонарушений, совершённых несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, выросло на 18 %. Весьма важным показателем, непосредственно влияющим на уровень правонарушений в молодёжной среде, является то, что более 4,5 тыс. детей в Омской области проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении. Стоит ли говорит о том, что дети и подростки из социально неблагополучных семей в ближайшее время могут пополнить и без того печальную статистику молодёжной преступности. Кроме того, по

данным областной прокуратуры, 6 тыс. детей лишились родительского попечения и переданы под опеку граждан или в социальные приюты. Указанные данные говорят о существующей проблеме асоциальных явлений среди детей и подростков, требующей внимания всего российского общества

Представляем некоторые данные правоохранительных органов по правонарушениям среди детей и подростков за 2017 г. Так, за указанный период в территориальные отделы УМВД доставлено 4003 несовершеннолетних омича за совершённые ими правонарушения. Согласно полученным данным, на 8 % увеличилось количество поставленных на профилактический учёт лиц, не достигших 18 лет. Общее количество детей и подростков, поставленных на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних за 2017 г., составило 2 949 человек. В Омске зафиксировано 2248 подростков и их родителей, которых можно отнести к категории «неблагополучных».

Также хотелось бы обратить внимание на проблемы административного характера в сфере профилактики детской и подростковой преступности и надзора над несовершеннолетними. В период 2017-2018 гг. прокуратурой выявлено 3279 нарушений, 460 должностных лиц привлечено к административной ответственности. Представленные данные позволяют говорить о том, что вопросы, связанные с мероприятиями по профилактике асоциальных явлений в молодёжной среде актуальны и требуют дальнейшего решения.

В чём же причины возникновения преступности и асоциальных явлений среди молодёжи? Отвечая на данный вопрос, следует учитывать так называемые «фундаментальные противоречия». Фундаментальное противоречие между потребностями и возможностями молодёжи - это противоречие между:

• целями, к которым общество призывает стремиться подростков, и теми реальными возможностями, которые оно им предоставляет для их достижения;

• расширением возможностей выбора в различных сферах жизнедеятельности и сужением легальных средств реализации этих возможностей;

• потребностью в квалифицированном, престижном и высокооплачиваемом труде и ограниченными возможностями ее удовлетворения;

• стремлением к богатству и ощущением невозможности его достичь легальными способами;

• необходимостью усиления социальной и правовой защиты несовершеннолетних и ограниченными материальными возможностями общества [1].

Кроме этих противоречий, к факторам, вызывающим рост молодежной преступности, исследователи относят кардинальные изменения государственного устройства и социально-политической ситуации в стране, кризисные явления в сфере макроэкономики и, как следствие, ухудшение экономического положения подавляющей части населения и т. д. На наш взгляд, наиболее существенными факторами повышения уровня молодёжной преступности являются:

- снижение качества образования, воспитания, криминализация общества и молодёжной среды;

- утрата высоких идеалов, падение уровня духовности общества, замена их стремлением к материальным благам и удовольствиям;

- отсутствие авторитетных массовых общественных молодёжных организаций, способных консолидировать общество, объединять и воспитывать на положительных образцах подрастающие поколения_ [1, 2, 3].

Можно сказать, что молодёжь, подростки сегодня очень остро нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Наиболее продуктивный метод борьбы с негативными явлениями -профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). Профилактика преступности - понятие ёмкое, охватывающее практически все стороны общественной жизни. Она способствует перестройке сознания и психологии людей, повышению их внутренней культуры, улучшению межличностных отношений, оздоровлению обстановки в семье и в обществе в целом.

Несомненно, государство сегодня уделяет достаточно серьёзное внимание подрастающему поколению. Проводятся различные форумы и другие мероприятия, оказывается существенная поддержка некоммерческим проектам по патриотическому и нравственному воспитанию молодёжи, в том числе с использованием средств физической культуры и спорта [4]. Одним из наиболее значимых государственных мероприятий, направленных на культурное, физическое и нравственное воспитание молодёжи, можно считать федеральный проект «Самбо в школу», реализация которого на территории РФ началась в 2013 г.

Всероссийский проект «Самбо в школу» ориентирован на возрождение культурных традиций, воспитание молодого поколения, обладающего духовно-нравственной системой ценностей, культу-

рой здорового и безопасного образа жизни, способного ценить подвиги дедов и прадедов, при необходимости быть защитниками своего Отечества, а также достойными носителями русского языка и русской культуры.

Так в чём же особенности данного проекта в контексте профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде? Попробуем ответить на этот вопрос, опираясь на опыт внедрения данного проекта на базе бюджетного образовательного учреждения Омска «Средняя общеобразовательная школа № 141».

Многие специалисты [1, 2] сходятся во мнении, что патриотическое воспитание и любовь к родине является одним из ключевых направлений в нравственном воспитании молодёжи. Самбо, являясь национальным видом спорта, позволяет привить подрастающему поколению любовь к Родине. История самбо неразрывно связана с историей нашей страны, историей её побед. Самбо - одно из мощнейших средств осуществления идеи преемственности поколений. В условиях новой угрозы распространения националистических движений многократно возрастает роль воспитания молодёжи, знающей историю своей великой Родины, почитающей и приумножающей культурные и духовные традиции своего народа [3]. В связи с вышесказанным следует уточнить: именно патриотическое и нравственное воспитание молодёжи является одной из основных задач при реализации проекта «Самбо в школу». Кроме того, его масштабность и широкая география позволяют сделать вывод о том, что одна из проблем, приводящих к возникновению преступности и асоциальных явлений среди молодёжи, - проблема, которая характеризуется как отсутствие авторитетных массовых общественных молодёжных организаций, успешно решается в рамках проекта. Учитывая, что утрата высоких идеалов современной молодёжью способствует росту правонарушений, следует обратить внимание на великих спортсменов нашей страны, чья жизнь самым прямым образом связана с самбо. Среди таких великих личностей можно выделить Фёдора Емельяненко, Олега Тактарова или нашего земляка Александра Михайловича Пушницу. Примеры их спортивной и личной жизни, всемирное признание их талантов являются ориентиром для подрастающего поколения.

Ещё одним фактором, побуждающим подростков к действиям криминального характера, является низкий уровень доходов или полное отсутствие таковых. Низкий социальный уровень семьи - преграда к занятиям какой-либо творческой деятельностью или спортом. В ходе реализации проекта «Самбо в школу» на базе СОШ № 141 Федерация самбо России совместно с Министерством просвещения РФ предоставила борцовский ковёр для занятий, а также комплекты тренировочной формы для занимающихся. В связи с тем, что посёлок Кордный, на территории которого располагается школа, является крайне социально неблагополучным, число занимающихся за два года реализации проекта значительно увеличилось. Дети и подростки получили возможность заниматься на бесплатной основе и были обеспечены формой для тренировок. Результатом данной работы можно считать то, что почти 30 % от общего числа занимающихся являются детьми из неполных или социально неблагополучных семей. (В 2018-2019 учебном году на регулярной основе занимались около 150 человек.) Девять ребят состояли на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних и двое - на учёте у нарколога.

Доступность - вот что может служить очевидным плюсом при профилактике асоциальных явлений в молодёжной среде. Причём доступность не только для молодёжи, но и для учителей физической культуры, желающих принять участие в данном проекте, но не имеющих навыков преподавания самбо на уроках. Предусмотрено, что все желающие специалисты могут пройти курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, позволяющие получить необходимые знания. Продолжая тему доступности, следует отметить, что проект «Самбо в школу» реализуется на базе общеобразовательных школ. Таким образом, появляется возможность совмещать учебную и внеурочную деятельность в рамках одного учебного заведения. К факторам доступности также следует отнести то, что для участия привлекаются дети всех возрастных групп, с 1-го по 11-й классы. Если учащиеся начальной школы с лёгкостью могут заняться практически любым видом спортивной деятельности, то вызвать интерес к физической культуре и спорту у учащихся 10-11 классов зачастую проблематично. Проект позволяет старшеклассникам, желающим получить дополнительные навыки борьбы самбо, заниматься в рамках внеурочной (секционной) работы на базе этой же школы.

Таким образом, можно заключить, что использование средств физической культуры и спорта, а также механизмы нравственного и патриотического воспитания, используемые при реализации проекта «Самбо в школу», позволяют эффективно осуществлять профилактику негативных явлений в молодёжной среде.

Выводы.

1. К основным факторам возникновения асоциальных явлений среди молодёжи относятся:

- снижение качества образования, воспитания, криминализация общества и молодёжной среды, утрата высоких идеалов, падение уровня духовности общества, замена их стремлением к материальным благам и удовольствиям;

- отсутствие авторитетных массовых общественных молодёжных организаций, способных консолидировать общество, объединять и воспитывать на положительных образцах подрастающие поколения.

2. На примере Всероссийского проекта «Самбо в школу» раскрыты механизмы профилактики асоциальных явлений среди молодёжи.

Библиографический список

1. Забрянский Г. И. Криминология несовершеннолетних (социология преступности). М. : Российская академия адвокатуры и нотариата.2013. 352 с.

2. Наумчик В. Н., Поздняков М. А. Социальная педагогика: проблема «трудных детей». Теория. Практика. Эксперимент пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, аспирантов пед. вузов. Минск, 2005. 399 с.

3. Трудные судьбы подростков - кто виноват? М. : Юрид. лит., 1991. 335 с.

4. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодёжи: Всерос. науч.-практ. конф / под ред. : В. Я. Якобашвили, А. И. Погребного. Краснодар [б. и. ] : Кубанская гос. акад. физ. культуры, 2002. 273 с.

A. M. Kondakov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Education and Sport, 144 Maslennikova st., 644009, Omsk, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6341-7370 e-mail: 25alex2008@mail.ru Yu. V. Yatsyn

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Education and Sport, 144 Maslennikova st., 644009, Omsk, Russian Federation

e-mail: yacinboks@mail.ru Yu. G. Konovalenko Senior Lecturer,

Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 7 Komarov ave., Omsk, 644092, Russian Federation,

e-mail: yurgen73@list.ru

PREVENTION OF ASOCIAL PHENOMENA IN THE YOUTH ENVIRONMENT ON THE EXAMPLE OF THE ALL-RUSSIAN PROJECT "SAMBO TO SCHOOL"

Introduction. The study is devoted to the prevention of asocial phenomena of moral, spiritual and physical education of youth using the means of physical culture and sports during the implementation of the all-Russian project "Sambo to School".

Materials and methods. The study is based on the methods of analysis of scientific literature.

Results. The article presents the ways of prevention of asocial phenomena in the youth environment on the example of the implementation of the All-Russian project "Sambo to School".

Conclusions. The All-Russian project "Sambo to school" is focused on the revival of cultural traditions, education of the young generation possessing spiritually-moral values, culture of the healthy and safe way of life, capable to appreciate feats of grandfathers and great-grandfathers, if necessary to be defenders of the Fatherland, be worthy native speakers of the Russian language and Russian culture. Realization of the given project is an effective means of preventive measures of asocial phenomena in the youth environment.

Keywords: preventive measures, asocial events, youth, sambo at school.

References

1. Zabryansky G.I. Criminology of minor children (sociology of crime) / G.I Zabryansky. Moscow: Russian Academy of Advocateship and Notaryship. 2013. - 352 p.

2. Naumchik V.N. Social pedagogy: the problem of "tough children". Theory. Practice. Experimental manual for teachers, educators, students, graduate students, postgraduates of pedagogical institutions / V. N. Naumchik, M. A. Pozdnyakov. Minsk. 2005. 399 p.

3. Difficult fate of teenagers - who is to blame? M.: Legal Literature, 1991. 335 p.

4. Physical culture and sport in the prevention of drug abuse and crime among young people: The All-Russian research and practical Conference. Kuban State Academy of Physical Culture under the editorship of V. Ya. Yakobashvili, A. I. Pogrebnoy. Krasnodar [b.i.], 2002. 273 p.

Поступила в редакцию 20.03.2019 © А. М. Кондаков, Ю. В. Яцын, Ю. Г. Коноваленко, 2019

Авторы статьи:

Алексей Михайлович Кондаков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры единоборств и силовых видов спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 144, e-mail: 25alex2008@mail.ru

Юрий Васильевич Яцын, кандидат педагогических наук, доцент кафедры единоборств и силовых видов спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 144, e-mail: yacinboks@mail.ru

Юрий Геннадьевич Коноваленко, зам. начальника кафедры боевой и физической подготовки, Омская академия Министерства внутренних дел Российской федерации, 644092, Омск, пр. Комаров,а 7, e-mail: yurgen73@list.ru

Рецензенты:

В. Б. Антипин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Омский государственный университет путей сообщения.

А. Н. Мартыненко, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.